«Вчера, 1 сентября, в 52 школах района перед учащимися гостеприимно раскрылись двери. Вместе со старшими учениками порог школы переступили многие малыши. ...Боголюбовская средняя школа. Ровно в 8 часов раздался первый звонок нового учебного года. Все ученики первой смены, празднично одетые, выстроились в большом зале на торжественной линейке. Директор школы тов. Смагин поздравил учащихся с началом занятий и пожелал им больших успехов в учёбе. В ответ раздаются дружные аплодисменты учеников. После торжественной линейки ученики разошлись по классам и приступили к занятиям согласно учебного плана» («ВК», 2 сентября 1954). «Много плодовых деревьев вырастили боголюбовские школьники на учебно-опытном участке. Осенью нынешнего года они посадят новые саженцы» («ВК», 25 сентября 1954).
«Прозвенел звонок, призывающий ребят занять свои места за партами. Второклассники Боголюбовской средней школы сегодня были особенно взволнованы. В перемену, перед началом четвёртого урока, они оживленно советовались между собой. Некоторые мальчики и девочки забегали в класс, доставали из портфелей различные коробочки и показывали их содержимое товарищам. Волнение ребят было не случайным. Они готовились к новому уроку, такому, каких до сих пор не было в школе — уроку труда. В классе воцарился порядок. Все расселись за партами и ждали, что скажет учительница. Евгения Феофановна Кандалова, старый опытный педагог, объяснила ребятам, что сегодня, на первом уроке труда, они будут лепить экспонаты огородных культур из пластилина. Ребята обрадовались этому. Еще бы! Ведь каждый хорошо знал форму и цвет картофеля, моркови, свёклы. Слепить их казалось очень заманчивым. Проворные пальцы ловко разминали пластилин. На партах появились первые фигурки. Они не были похожи одна на другую. Оказалось, что дело не такое уж легкое, как казалось вначале. Хорошо слепили экспонаты овощей Валя Лопакова, Вера Чибизова, Валя Мольков. — А какой цвет имеет морковь? — спросила Евгения Феофановна. — Красный! — ответили дружно ребята. — А кто думает иначе? — говорит учительница. — Оранжевый цвет у моркови, — заявил Вова Уваров. — Правильно сказал Вова, — подтвердила Евгения Феофановна. — Морковь имеет оранжевый цвет. Интересно прошёл первый урок труда во втором классе. Много нового узнали ребята. Не менее содержательными и увлекательными были и последующие занятия, на которых ребята учились работать с картоном и бумагой познакомились с геометрическими фигурами — квадратом, прямоугольником, треугольником. При этом ребята пользовались измерительными приборами — линейкой и циркулем. Уроки труда вызвали глубокий интерес не только у второклассников. Успешно они проходят и в других классах. В нашей стране труд является почётным делом. От самой простой до самой сложной вещи всё делается умом и руками людей. Каждый советский человек должен уметь трудиться. Учиться этому надо с самых ранних лет, чтобы придти к началу своей трудовой жизни с умелыми руками и прочными знаниями всех наук, которые изучаются в школе. Уметь пользоваться различными инструментами, знать устройство простейших механизмов, станков, уметь обращаться с ними, уметь починить любую вещь домашнего обихода обязан каждый ученик. Вот почему нынче введён в школах новый урок — урок труда. Учащиеся первых и вторых классов будут учиться шитью, лепке, вырезыванию из бумаги и картона. Третьеклассники сами будут делать простейший компас. А потом научатся находить дорогу по компасу. С различными породами деревьев, с качеством древесины, и с методами её обработки ознакомятся четвероклассники. По окончанию четвёртого класса они должны научиться пилить, сверлить, сколачивать доски, сами делать различные приборы. Почти при каждой средней и семилетней школе сейчас имеются учебно-опытные участки. На них ребята выращивают плодовые деревья, ягодные кусты, самые разнообразные сорта овощей. Здесь они изучают растительный мир, с детства привыкают к сельскохозяйственному труду. Раньше, как правило, на участках больше всего трудились юннаты, теперь же ребята будут работать на учебно-опытных пришкольных участках. На уроках труда школьники с детства научатся применять свои знания на практике. Наши учащиеся должны расти не только грамотными, но и любящими труд, умеющими трудиться. Об этом постоянно заботятся родная Коммунистическая партия и Советское правительство. Л. БОЧКАРЁВА» («ВК», 9 октября 1954).
«Хорошо потрудились учащиеся в дни «недели сада». Кончились уроки, и десятки учеников 6-10 классов уходили в Суромну. Там, в саду, они копали ямки под саженцы. Неплохо работали учащиеся и на уборке овощей. *** Недавно школа приобрела узкоплёночный киноаппарат. Уже состоялся первый сеанс для учащихся. При помощи узкоплёночного аппарата школьникам будут демонстрироваться также научно-популярные и учебные фильмы, что будет способствовать более прочному усвоению пройденного материала. Многие учащиеся изъявили желание заниматься в кружке «юный киномеханик». Руководит кружком преподаватель физики Дмитрий Иванович Небосов. *** Радиолюбители под руководством преподавателя физики тов. Небосова решили оборудовать свой радиоузел. Для этой цели приобретён магнитофон. При помощи его будут записываться, а затем транслироваться в школе беседы учителей на воспитательные темы, выступления отличников учёбы и концерты участников художественной самодеятельности. Также намечается выпускать ежедневную радиогазету, широко освещающую новости школьной жизни» («ВК», 19 октября 1954). «Тихо в классе. Идёт урок русского языка. Учительница Анна Петровна Зотова внимательна к каждому ученику и в то же время требовательна. Анна Петровна Зотова родилась в 1917 году. В 1936 году она окончила педагогическое училище и с тех пор работает в школе. Анна Петровна не останавливается на достигнутом. Она уже окончила учительский институт. В Боголюбовской школе ее знают и как хорошую общественницу» («ВК», 7 ноября 1954). «При Боголюбовской средней школе организован кинолекторий для родителей. В план его работы включены лекции на темы: «О гигиене школьника», «Наука и религия», «Значение авторитета и примера родителей в воспитании детей» и другие. 12 ноября состоялась первая лекция на тему: «Роль семьи в коммунистическом воспитании детей». Она вызвала большой интерес у присутствовавших родителей. Лектору Владимирского отделения Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний тов. Пахоменко было задано много вопросов» («ВК», 16 ноября 1954).
«Завтра — день выборов народных судов. Не только взрослые, но и дети готовятся к нему, как к большому празднику. В Боголюбовской средней школе среди участников кружков художественной самодеятельности — оживление. Каждому как-то хочется отметить этот знаменательный день. Ученик Анатолий Тихонов хочет выступить перед избирателями с песней «Давай сегодня встретимся», Костя Борисов пробует свой тенор на песенке «Колокольчики звенят», а Фая Куликова уже уверена, что её песни «У черного моря» и «От Волги до Дона» понравятся слушателям. Ученица четвёртого класса Римма Товарова готовится прочесть для избирателей стихотворение «Золотой закон побед» («ВК», 9 декабря 1954). «Учащиеся старших классов Боголюбовской средней школы совершили лыжный агитпоход по маршруту Боголюбово — Новое — Ославское — Порецкое — Борисовское — Боголюбово. Они побывали в агитпунктах, познакомились с работой агитаторов, провели беседы с избирателями о предстоящих выборах» («ВК», 15 февраля 1955). «В дни весенних каникул ученики Боголюбовской средней школы побывают на утренниках и экскурсиях. Также будет проведён «день птиц» («ВК», 24 марта 1955).
«В дни каникул члены ДОСААФ Боголюбовской средней школы совершили экскурсию в город Владимир. Школьники побывали в аэроклубе и на аэродроме, где познакомились с историей развития авиации, материальной частью самолётов, их лётными качествами. Ларисе Репкиной и Фае Куликовой посчастливилось побывать в воздухе. С аэродрома учащиеся направились в городской тир, затем в морской клуб, где просмотрели макеты кораблей, построенных членами клуба, узнали много интересного из истории кораблестроения, новых достижениях в этом деле» («ВК», 5 апреля 1955).
«14 марта в Боголюбовской средней школе был организован вечер для родителей. С докладом на тему: «Роль матери на жизненном пути» выступила учительница тов. Николаева. После доклада отрывок из романа «Мать» Горького прочитала ученица 9 класса Галина Акимова. С большим интересом прослушали собравшиеся стихотворения о женщине-матери. Родители остались очень довольны проведённым вечером» («ВК», 17 марта 1955).
«Организованно начались экзамены и в Боголюбовской средней школе. Сочинения здесь писали 40 выпускников. Прочные знания по литературе показали Оля Морозова, Нина Ермилова, Надя Кокина и другие. Сочинения десятиклассников свидетельствуют о том, что многие из них имеют хорошие знания, широкий кругозор. Недалёк тот волнующий миг, когда выпускники получат аттестат зрелости, и перед ними откроются светлые пути в большую жизнь. Одни станут производственниками, другие распахнут двери высших учебных заведений. И о чём бы теперь не мечтали десятиклассники, их желания сбудутся» («ВК», 28 мая 1955). «Сейчас наш пришкольный участок весь в зелени. Здесь под руководством биолога Марии Алексеевны Шевченко мы ухаживаем за всходами кукурузы, яровой пшеницы, следим за ростом картофеле. У нас немало овощей, которые посажены нынешней весной впервые. Особенного ухода за собой требуют помидоры и капуста сортов «брюсельская», и «амаир». На участке в несколько десятков квадратных метров выращиваем смородину черенками. Очень важно знать, как она приживается. Ребята нашей школы не только трудятся на школьном участке, но и помогают своему колхозу. В сельхозартели имени 12 годовщины Октября силами учащихся посеяно около 12 гектаров кукурузы. ТАНЯ СМАГИНА, ученица 6 «Б» класса Боголюбовской средней школы» («ВК», 16 июня 1955). «Выпускники расстаются с родной школой 22 июня выпускники Боголюбовской средней школы собрались в родной школе, чтобы получить аттестаты зрелости, проститься с любимыми учителями, воспитывающими их на протяжении десяти лет. Празднично выглядит просторный зал. Коврами застланы полы. На столе и окнах много ярких живых цветов. Радостные, взволнованные юноши и девушки, собравшись группами, весело разговаривают. Сейчас, на пороге самостоятельной жизни, особенно ясно припоминаются им первые каракули в тетрадях, неудачи, радости. Наступает торжественный момент. Директор школы Дмитрий Васильевич Смагин вручает выпускникам аттестаты зрелости. И вот в это время вошли в зал с букетами цветов ребята из детского сада. Они пришли поздравить своих старших товарищей, чьё место в школе займут первого сентября. От имени выпускников выступили Ольга Морозова и Елена Кочеткова. Они заверили руководителей школы, всех учителей, что их воспитанники будут достойными сынами и дочерями своей любимой Родины. Г. ГЛАДИЛОВА» («ВК», 28 июня 1955).
«Зайдя в магазин за покупками, учащиеся Боголюбовской средней школы Тоня Белова и Ляля Борисова увидели на полу у прилавка небольшой свёрток. Когда девочки подняли его, то в нём оказалось сто рублей. Тоня и Ляля сразу же подумали о том человеке, который потерял их. Они начали его разыскивать. Через некоторое время выяснилось, что эти сто рублей потеряла в магазине жительница районного центра Вера Васильевна Федяева. Девочки отдали ей свою находку. Вера Васильевна Федяева горячо поблагодарила школьниц за честный поступок» («ВК», 30 июня 1955).
«Ежедневно на учебно-опытном участке при Боголюбовской средней школе можно видеть ребят, которые под руководством учительницы Зинаиды Кузьминичны Николаевой и старшей пионервожатой Кукушкиной Инессы заботливо ухаживают за посевами. Благодаря хорошему уходу, растения быстро развиваются» («ВК», 26 июля 1955).
«Вместе с другими ребятами из пионерского лагеря фабрики «Организованный труд» во время летних каникул я побывала в столице нашей Родины — Москве. С большим интересом мы знакомились с достопримечательностями Кремля, посетили Третьяковскую галерею, музей подарков товарищу Сталину, сельскохозяйственную выставку. Летом я также помогала колхозу. Вместе с другими школьницами была на сенокосе. Сегодня, снова принимаясь за учёбу, мне хочется сказать, что на заботу Родины о нас я отвечу успешной учёбой. Г. КУБАСОВА, ученица 9 класса Боголюбовской средней школы» («ВК», 1 сентября 1955).
«Спасибо родине любимой Хозяевами мы пришли сегодня в родную школу. — Это наши десятиклассники, — с гордостью говорят о нас младшие ребята. Мы, конечно, рады, что в нынешнем году кончаем десятый класс, будем держать экзамен на аттестат зрелости. Но этот аттестат надо завоевать. Впереди много работы, упорного, напряжённого труда. Занятия начались. Особенно понравился нам первый урок физики, который провёл учитель Дмитрий Иванович Небосов. С интересом слушали мы его объяснение о возникновении электричества, а затем делали опыты. Сегодня хочется сказать ещё и ещё раз большое спасибо нашей любимой Родине за то, что она так заботится о нас. Хорошо жить и учиться в нашей замечательной советской стране. Вера ЛУШИНА, Руфина СКРЫШЕВА, ученицы 10 класса Боголюбовской средней школы» («ВК», 3 сентября 1955).
«Большое внимание в нашей школе придаётся трудовому воспитанию учащихся. Ребята охотно работают на учебно-опытном пришкольном участке. В период каникул часть школьников неплохо трудилась в колхозе. Ученик 8 класса Вова Небосенко заработал 65 трудодней. Пятиклассник Юра Слыш — двадцать пять. Трудодни имеют и другие ребята. Сейчас учащиеся помогают местному колхозу убирать турнепс и картофель, работают на боголюбовской базе «Заготзерно». И. КОКУШКИНА, с. Боголюбово» («ВК», 20 сентября 1955).
«Учителя Боголюбовской средней школы вместе со всей интеллигенцией района брали обязательства принимать активное участие в массово-политический и культурно-просветительной работе среди сельского населения. Однако их обещание до последнего времени не подкреплялось практическими делами, за что они подвергались заслуженной критике. Недавно коммунисты школы обсудили этот вопрос на открытом партийном собрании. На нём выступили секретарь парторганизации тов. Николаева, директор школы тов. Невский, преподаватели тт. Дубинов, Бабкина и другие. Они говорили о почётном долге учителей воспитывать людей, выступать перед населением с лекциями и докладами, всемерно удовлетворять культурные запросы трудящихся, указывали на то, что учительский коллектив может и обязан сдержать свое слово. — Нет у нас тесной связи с населением, — заявила на собрании тов. Бабкина, — учителя мало известны как общественники. Справедливое замечание. К нему следует добавить ещё слова тов. Невского о том, что боголюбовские учителя слабо вникают в общественную жизнь села. Понятно, что такому большому педагогическому коллективу не к лицу и дальше получать подобные упрёки. Вот почему коммунисты решили привлечь учителей к активному участию в проведении массово-политической работы cрeди населения. На собрании коммунисты и беспартийные учителя были закреплены за бригадами и фермами колхоза имени 12 годовщины Октября, за Боголюбовским кирпичным заводом, районным Домом культуры для проведения лекций, докладов, бесед, организации культурного досуга трудящихся. Организован лекторий под руководством тов. Николаевой. В него вошли тт. Амосов, Дубинов, Зотова, Комарова, Колобкова, Невский, Небосов. Член лектория тов. Зотова уже выступила с лекцией о международном положении перед колхозниками села Суромны» («ВК», 27 сентября 1955).
«На сборе дружины, посвященном 38-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, Риту Товарову, Фаю Федяеву, Колю Сметанникова и других третьеклассников Боголюбовской средней школы приняли в пионеры. Много радости было у ребят. Да и сбор, на котором они присутствовали впервые, прошёл очень интересно. Преподаватель истории Екатерина Ивановна Бабкина рассказала пионерам о том, как жили рабочие и крестьяне до революции, как они боролись за своё освобождение и что дала советская власть трудящимся. Ребята подготовили к сбору художественную самодеятельность. Они декламировали стихотворения, пели песни о Родине, о партии, о своём счастливом детстве» («ВК», 11 ноября 1955).
«В Боголюбовской средней школе прошёл сбор пионерской дружины, посвящённый Дню Конституции СССР. Внимательно слушали учащиеся простые доходчивые слова директора школы Бориса Сергеевича Невского о нашей Конституции. К сбору ребята подготовили литературные монтажи, разучили стихотворения и новые песни. Долго в этот день не смолкали в просторном зале их весёлые голоса. И. КУКУШКИНА» («ВК», 5 декабря 1955).
«Интересны и содержательны сборы пионерских отрядов Боголюбовской средней школы. Они направлены на повышение успеваемости учащихся, укрепление дисциплины. В 4 классе, например, проведен сбор о дружбе. Его целью было крепче сплотить детский коллектив. Пионервожатая отряда Зинаида Егерева провела с пионерами беседу на эту тему. Затем выступили ребята, которые рассказали о том, как им помогает дружба в учёбе. В 5 классе хорошо прошёл сбор на тему: «Пионер — всем ребятам пример» («ВК», 14 января 1956). «Подготовка к экзаменам в нынешнем году совпала с подготовкой к областному слёту комсомольцев-школьников. А туда попадут те классы, в которых по всем показателям всё хорошо. Сейчас вымпел лучшей комсомольской группы школы находится у нас и держим мы его крепко. Антонина БЕЛОВА, комсорг *** Соблюдаю режим дня В уголке, который оформлен у нас в школе, даны советы, как лучше мы должны планировать время в дни подготовки к экзаменам. Я придерживаюсь этих советов, стараюсь соблюдать режим дня. Возвратившись из школы домой, отдыхаю, помогаю родителям по хозяйству и 4—5 часов занимаюсь. Сначала готовлю заданное на дом, а затем берусь за повторение пройденного. Режим дня я соблюдала в течение всего учебного года, что помогло мне учиться только на «4» и «5». Но в нашем классе есть такие ученики, как например, Женя Климов и Нина Юрьева, которые много гуляют, часто ходят в кино. Они не берегут время, не планируют свой день, поэтому и учатся плохо. С этим надо покончить. Галина ТОНКОШКУР, ученица 9 «Б» класса *** В первый раз Много у нас сейчас заботы. Идет подготовка к экзаменам, а мы их будем сдавать в первый раз. Нам очень хочется, чтобы никто из ребят не остался на второй год, ведь из 3-го в 4-й класс мы все перешли. Учительница Клавдия Григорьевна Комарова и старшеклассники говорят нам, что сдавать экзамены совсем не так трудно, как мы думаем, только лучше нужно готовиться к ним. А готовиться мы начали давно. Сейчас ещё и еще раз повторяем арифметику, грамматику, пишем диктанты. С радостным волнением ждем мы своих первых экзаменов. Таня НИКОНОВА, Вера ЗОТОВА, ученицы 4 класса *** Б. НЕВСКИЙ, директор Боголюбовской средней школы Кончается четвёртая четверть учебного года. Скоро экзамены — самая ответственная пора в жизни школы, когда учащиеся и учителя будут держать отчёт перед Родиной, проверять накопленные за учебный период знания. В Боголюбовской средней школе экзамены будут сдавать учащиеся пятнадцати 4—10 классов. Подготовка к ним началась со второго полугодия. Вопрос о том, как лучше подготовиться к экзаменам, был рассмотрен педагогическим советом. При анализе уроков стало больше уделяться внимания методике повторения, индивидуальной работе с учащимися, самостоятельной работе ученика. Были проведены родительские собрания по классам, собрания комсомольских групп, пионерские сборы. Руководители предметных комиссий обсудили составленные билеты и дополнительный материал к ним. С содержанием билетов учащихся ознакомили своевременно. В апреле на совещании проверили, как идёт подготовка к экзаменам. При этом выяснилось, что с организационной стороны всё обстоит благополучно, но в учебной работе были вскрыты недоделки. Мало велось консультаций по математике, желала лучшего работа по проверке знаний путём личных бесед с учащимися. Тут же, на совещании, были намечены конкретные мероприятия по устранению недочётов. Для учащихся оборудовали специальный уголок по подготовке к экзаменам. В этом уголке помещены советы учителя школьникам о том, как готовиться к экзаменам, памятка по повторению пройденного, режим дня. Усилился контроль за проведением консультаций. Хорошо они проходят у преподавателей З.С. Рудаковой и Л.И. Колобковой. Ученики 5 классов, где ведёт уроки математики тов. Рудакова, идут на консультации уже с готовыми вопросами по действиям с дробями, решению задач и т.д. На все вопросы они получают исчерпывающие ответы. Кроме того, тов. Рудакова обращает большое внимание на разбор типовых задач. У тов. Колобковой — преподавателя русского языка старших классов, консультации идут также строго по плану и многое дают ученикам. Десятиклассники, которые будут держать экзамены на аттестат зрелости, пишут сочинения, а затем разбирают их содержание. При этом отмечаются лучшие стороны и упущения. Большое внимание мы обратили на то, чтобы учащиеся не перегружались внеклассной работой, что могло бы отрицательно сказаться на подготовке к экзаменам. В предэкзаменационный период возросла роль классных руководителей. Опираясь на комсомольцев и пионеров, совместно с учителями они намечают меры по ликвидации отставания, интересуются ходом консультаций, держат тесную связь с родителями, помогают ученикам определить жизненный путь. Стремления учащихся различны. Каждый выбирает себе профессию по душе. Перестройка учебной программы, введение практикумов в школах оказывают серьёзную помощь в выборе профессий учениками, они ближе познакомились с промышленным и сельскохозяйственным производством. Некоторые выпускники 7 — 10 классов решили посвятить себя сельскохозяйственному труду. Работать в колхоз, например, по окончании семи классов думают идти Николай и Александр Сёмины. Десятиклассница Серафима Иудина хочет стать агрономом. И не только в классах за книгами и тетрадями можно видеть сейчас наших учащихся. Они нашли время окопать приствольные круги в колхозном саду, для подготовки семян кукурузы к севу, благоустроили школьный двор, приняли активное участие в сооружении спортивной площадки, ходят на экскурсии, в кино. Но в нашем большом трудолюбивом коллективе есть такие школьники, которые никак не заставят себя соблюдать режим дня, очень много гуляют и даже пропускают уроки. Здесь школе нужна большая помощь родителей. Всё сейчас должно быть сделано для того, чтобы ученики пришли на экзамены не с тревожными думами и сомнениями, а уверенными в своих знаниях и в том, что выдержат экзамены успешно. *** Товарищеская взаимопомощь За прочные знания, высокую успеваемость борется весь коллектив нашего класса во главе с комсомольцами, которые являются настоящее опорой учителю. Ведь очень хорошо, когда за успех каждого ученика душой болеет весь коллектив. В дни подготовки к экзаменам комсомольцы нашего класса решили, что отличники будут помогать отстающим товарищам. Вячеслав Серебряков, например, стал заниматься с Вячеславом Семёновым, помогает ему разобраться в неясных вопросах математики. Лучше стал успевать по этому предмету и Володя Небосенко. В четвёртой четверти он уже не стал иметь двоек. Зинаида ЕГЕРЕВА, ученица 8 «Б» класса *** Экзамены сдам успешно В основном у меня по всем предметам оценки «4» и «5», а вот русский язык даётся плохо. В шестом классе по нему даже двойки были. Поэтому, с самого начала нынешнего учебного года я стал заниматься русским языком более серьёзно, посещать дополнительные занятия. Вместе со мной занимаются также Валерий Горячев, Юрий Ходосевич и другие ученики нашего седьмого класса. Учительница Анна Петровна Зотова даёт нам диктанты, затем мы разбираем допущенные ошибки. На эти же правила придумываем предложения. Сейчас двоек по русскому языку у меня нет. И если раньше считали, что я самый безграмотный ученик в классе, то теперь этого уж никто не скажет. Я уверен, что экзамены сдам успешно. Володя АНИСИМОВ, ученик 7 «Б» класса *** Буду трудиться в колхозе Скоро я, как и мои товарищи по 10 классу, расстанусь со школой, получу аттестат зрелости. Школа дала мне необходимые знания для того, чтобы с ними можно смело вступить в жизнь. Разные планы строят сейчас выпускники. Есть и у меня план. Родители мои живут в Борисовском, колхозники. В нашем колхозе с каждым годом прибавляется всё больше техники. Понятно, что колхоз нуждается в грамотных людях. Бывая на каникулах, я всегда принимал активное участие в колхозном производстве, а теперь, когда окончу школу, твёрдо решил вернуться в родной колхоз и попросить дать мне любую работу. Не сомневаюсь, что полученные знания очень помогут мне. Фёдор ГОРЕВ, ученик 10 «А» класса *** Фотомонтаж о Ленине Интересный фотомонтаж о жизни Владимира Ильича Ленина оформлен и верхнем зале школы. Здесь мы видим иллюстрации, рассказывающие о том, как любил детей Ильич, как боролся он за то, чтобы, их детство было светлым и радостным. С интересом рассматривают школьники этот фотомонтаж. Они хотят жить и учиться так, как завещал великий Ленин. *** В комсомольской группе Комсомольская группа 9 «А» класса насчитывает 16 человек. В дни подготовки к экзаменам приняли в комсомол Юрия Степанова. Он хорошо учится, является классным организатором. Комсомольцы следят за тем, как учащиеся готовятся к экзаменам, не дают спуска лодырям. Не выучила, например, урок по химии Ирина Леонова и получила двойку. Комсомольцы тут же собрались, обсудили поступок Иры и сейчас она успевает. *** Интересная экскурсия Весна. Сколько замечательного сейчас в природе! Всё кругом ожило. С целью наблюдения за растительным и животным миром и была на днях организована экскурсия учащихся 5 класса в окрестности села. В этой экскурсии ребята по компасу учились определять направление, ориентироваться на местности. *** «За отличную учебу» На днях в школе вышел 11-й номер стенной газеты «За отличную учёбу». Он целиком посвящён подготовке к экзаменам. В заметках школьников рассказывается о том, как они готовятся к этому ответственному моменту. Девятиклассники, отметив своих лучших учеников, критикуют тех, кто плохо повторяет пройденное. Это — Богданова, Кудрявцева, Суханова. Ученики 8 «Б» класса рассказывают в газете о помощи отстающим. *** На спортивной площадке Весной нынешнего года за школой оборудована спортивная площадка. Здесь установлены спортивные снаряды. Учащиеся с большой охотой занимаются физкультурой не только на уроках физкультуры, но и в свободное от учёбы время. Они учатся ходить по буму, лазить по шесту и т. д.» («ВК», 19 мая 1956). «Нам предстоит держать экзамены на аттестат зрелости. Это — очень ответственный момент в нашей жизни. Вот почему начали готовиться к экзаменам давно. Особенно большое внимание уделили изучению тех предметов, по которым мы сдаем экзамены. Надеемся, что успешно их сдадим. После окончания школы думаем продолжать своё образование дальше в высших учебных заведениях. Ведь в нашей стране осуществимы все мечты. Р. СЕРЫШЕВА, К. ЛУШИНА, Г. БЕЛОВА, ученицы 10 «А» класса Боголюбовской средней школы» («ВК», 24 мая 1956).
«Строительство стадиона На большой ровной площадке, расположенной за Боголюбовской средней школой, идёт строительство нового стадиона. Подвозятся лесоматериалы, устанавливается изгородь. Здесь будут специальные комнаты для спортсменов, беговая дорожка, большое футбольное поле. К. АНАТОЛЬЕВА» («ВК», 26 мая 1956).
«Ученики 4 класса явились в этот день в школу празднично одетые, многие с букетами живых цветов в руках. Клавдия Григорьевна Комарова ласково посматривала на своих питомцев. Ей, опытной учительнице, пятнадцать лет отдавшей делу воспитания подрастающего поколения, было хорошо понятно состояние ребят. Звонок известил о начале экзамена. Ребята заняли места за партами. Директор школы Борис Сергеевич Невский вручает запечатанный пакет Клавдии Григорьевне Комаровой. Вместе ассистентом, учительницей русского языка Анной Петровной Зотовой они вскрывают пакет. Учащимся предстоит писать диктант, тема его — «В поле». Ровным чётким голосом диктует содержание экзаменационной работы Клавдия Григорьевна. В классе стоит тишина, лишь чуть слышен скрип перьев. Но вот экзамен закончен. Ребята сдают тетради и оживлённой стайкой выбегают на улицу. Здесь теперь можно расспросить товарища, как он написал то или иное слово. К концу дня становятся известными результаты. Из 23 учеников, с которыми Клавдия Григорьев Комарова занималась в течение четырёх лет, ни один не получил двойку или единицу. В первый день в Боголюбовской средней школе начались экзамены и на аттестат зрелости у десятиклассников. Выпускники писали литературное сочинение. Им предложили на выбор три темы — «Трагедия человека в условиях капиталистического общества по пьесе М. Горького «На дне», «Реализм» и художественное совершенство романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», «Творцы новой жизни по роману М. Шолохова «Поднятая целина». В тот же день девятиклассники сдавали экзамен по истории, шестиклассники — по ботанике. Т. ВЛАДИМИРОВ» («ВК», 31 мая 1956).
«Около Боголюбовской средней школы весной нынешнего года была оборудована спортивная площадка. Активно потрудились на этом деле спортсмены старшеклассники Виктор Рябов, Владимир Бонов, Валерий Графский и др. Они рыли ямы под столбы, устанавливали спортивные снаряды. Сейчас, когда опустела школа, на спортплощадке не умолкают весёлые голоса ребят, смех, шутки. Сюда, чтобы потренироваться в беге, прыжках, метании копья, толкании ядра приходят школьные спортсмены Виктор Ванин, Володя Ильичёв, Люба Пронягина, Володя Егерев и многие другие. Часто на спортивной площадке можно видеть и совсем юных спортсменов. Например, Женя Кругликов ученик первого класса, очень любит лазить по шесту, попрыгать» («ВК», 28 июня 1956).
«Спартакиада школьников На стадионе посёлка Оргтруд прошла спартакиада по лёгкой атлетике учащихся средних школ. В результате упорной борьбы первое место завоевали боголюбовские школьники, среди которых особенно отличились спортсмены Виктор Рябов, Валерий Графский, Владимир Бонов, Антонина Белова и Зоя Щербакова» («ВК», 7 июля 1956).
«В Боголюбовской средней школе дружно кипит работа. Технические служащие до блеска протирают стёкла больших белых рам, маляры кончают побелку стен в нижнем этаже и покраску панелей. В ряде классных комнат уже ровными рядами стоят парты. Для малышей они поменьше, для старшеклассников — побольше. Классы уже распределены. Отрадно, что их стало больше — школа расширена за счёт новой пристройки, в которой разместятся, кроме классов физический и химический кабинеты, лаборатория, библиотека. Будут в этом году в школе и пионерская комната и учебная мастерская. Для учебной мастерской заказаны верстаки, сейчас решается вопрос о приобретении инструмента, оборудования. В этом большую помощь школе должны оказать МТС, промышленные предприятия и другие организации района. Подвезено и топливо. Берёзовые дрова распиливаются, раскалываются и укладываются в поленницы. Многое сделано и на пришкольном участке. Юные биологи могут порадоваться: опыты, заложенные ими весной, удались. Сейчас можно наглядно убедиться, как влияет подкормка на различные растения, какие сорта капусты, помидоров, картофеля лучше растут на нашей земле. Особенно хороша кукуруза выращенная учащимися 8-го «Б» класса. Кстати, кукуруза является любимой культурой всех ребят, и не только восьмиклассники ухаживали за нею — им в этом помогали учащиеся первого, пятого и других классов. Удались и такие южные растения, как дыни виноград. Правда, дыня из-за плохой погоды не совсем созрели, но ребята надеются, что созревать в наших местах они вполне могут. На пришкольном участке всегда увидишь учащихся. Они ухаживают за посевами, наблюдают за их ростом. От старшеклассников не хотят отставать и самые маленькие. Хоть и крупный лук у учеников первого класса, но Надя Леонова, Галя Смирнова и другие девочки хотят, чтобы он был ещё лучше. Они заботливо разрыхлили междурядья. 1 сентября гостеприимно встретит Боголюбовская школа своих питомцев, которые на заботу о них должны ответить хорошей учёбой. Н. АМОСОВ, Л. БЕДИНОВА» («ВК», 21 августа 1956).
«1 сентября. В этот день 51 первоклассник впервые сел за парты в Боголюбовской средней школе. В общем строю традиционной линейки они чувствовали себя и радостно и гордо. Директор школы тов. Невский поздравил всех учащихся с началом занятий и пожелал им отличных успехов в учебе. В эти минуты, кажется, больше, чем первоклассники, волновались их родители, присутствовавшие здесь. Да и как не волноваться! Они впервые привели своих детей в школу, которая гостеприимно открыла им двери: «Добро пожаловать!» Долгожданный звонок. Первоклассники торопливо и шумно рассаживаются за парты в просторном светлом классе. Лучи утреннего солнца ласкают радостные лица ребят. Шум сразу стих. Десятки пар пытливых, по детски озорных глаз устремились на учительницу Клавдию Григорьевну Комарову. Занятия начались. И сразу много интересного увлекло, захватило новичков: и то, как нужно сидеть за партой, и то, как должен вести себя ученик в классе, как отвечать на вопросы учителя, как правильно держать карандаш и многое другое. Таня Климова, хорошо поняла, как нужно вставать для ответа. Она с готовностью показывает это классу. Урок чтения. Это — необычный урок. Здесь пока не читают, а разбирают картинки на первых страницах букваря. Активными оказались при этом все учащиеся. - Кто из вас знает буквы? - спрашивает учительница. Поднимается много рук. - А кто умеет читать? Оказывается, никто. Клавдии Григорьевна улыбается и ласково говорит: — Научимся. Скоро вы будете уметь и писать, и читать, и считать. На первом уроке выучили наизусть стихотворение «Первое сентября». Затем учительница предложила рассказать стихотворение, кто какие знает. Таня Комарова первая изъявила желание и рассказала стихотворение про одуванчик, Павлик Арефьев - «Спасибо детскому саду», а Тамара Новчихина – «О мире». Хорошо прошёл первый день в школе. Ребята расходились радостные, оживлённые. И ничего, что они не могут пока правильно отточить карандаш, обвернуть бумагой книгу. Пройдут года, и эти самые малыши познают технику и науку, сядут за руль тракторов, комбайнов, будут трудиться на полях, на промышленных предприятиях. И. ДУБИНОВ» («ВК», 4 сентября 1956).
«Организованно начался новый учебный год в Боголюбовской средней школе. Её руководители позаботились о том, чтобы создать нормальные условия для занятий учащимся. Однако этого не скажешь про руководителей наших торгующих организаций. С их стороны заботы о детях пока не видно. Хоть и выделена в школе хорошая комната под буфет, но он до сих пор не открыт и, оказывается, лишь потому, что заведующая чайной тов. Смирнова всё никак не соберётся назначить буфетчицу. Она не принимает во внимание то, что в школе занимается не одна сотня детей, и что буфет здесь крайне необходим. Н. БОРИСОВ» («ВК», 6 сентября 1956).
«В Боголюбовой средней школе вновь оборудуется учебная мастерская. Учащиеся уже занимаются на уроках труда. Для работы по дереву и металлу приобретены инструменты. На покупку их тысячу рублей выделило правление артели имени 12 годовщины Октября» («ВК», 9 октября 1956).
«Более 100 родителей учащихся Боголюбовской средней школы приняли участие на недавно состоявшемся собрании, посвящённом очередным задачам школы и семьи в обучении и воспитании детей. Директор школы тов. Невский, выступивший с докладом на этом собрании, отметил, что в результате совместных усилий работников школы и родителей достигается хорошая успеваемость. На собрании также отмечалось, что со стороны школы ещё многое нужно сделать, чтобы успешно прививать учащимся навыки и любовь к труду, говорилось о важности более тесной связи преподавании программного материала с жизнью. Л. БОНДАРЕВА, зав. отделом школ РК ВЛКСМ» («ВК», 1 ноября 1956).
«Радиогазета Как полнее освещать школьную жизнь? Что нужно сделать, чтобы учащиеся быстро узнавали все новости? Этот вопрос не раз ставили перед собой комсомольцы и члены ученического комитета. И вот решение пришло. Месяц тому назад в школе начала выходить радиогазета. Раз в неделю, по четвергам, по залу раздаются голоса дикторов — пятиклассника Виктора Козина и десятиклассницы Инны Звягинцевой, ведущих передачу по школьному радиоузлу. Через радиогазету школьники узнают, как обстоят дела с успеваемостью и дисциплиной в отдельных классах, как работают кружки, что делается по подготовке к Новому году, к предстоящим лыжным соревнованиям и т. д. Всех заинтересовала передача о шестиклассниках. В ней рассказывалось о примерных учениках и о тех, кто халатно относится к учёбе. Двойки, например, имеют Галина Сибирёва, Николай Газин, Валентин Куликов и Борис Щербаков. А учащиеся Федякова, Емельянов и Манасов плохо ведут себя на уроках и в перемену. — Учащиеся шестого класса! — призывает радио-газета. — Быстрее исправляйтесь и в учёбе, и в дисциплине! — В начале учебного года, — говорится в другом сообщении, — в школе был создан стрелковый кружок. В нём занимаются ученики 8 и 9 классов. Кружковцы ознакомились с основными видами стрелкового оружия и приёмами стрельбы. Проведены пробные стрельбы из малокалиберной винтовки. Узнали ребята и о работе физико-технического кружка, участники которого Муравьёв и Беспалов подготовили интересный доклад на тему «Методы записи и воспроизведения звука». Д. НЕБОСОВ, учитель Доклад председателя колхоза На днях в школе проходило комсомольское собрание. Было оно не совсем обычным: с докладом на нём выступил председатель колхоза имени 12 годовщины Октября Алексей Никитович Скрека. Он ознакомил комсомольцев с делами артели, особенно остановился на роли молодёжи в подъёме артельного хозяйства, призвал юношей и девушек после школы идти работать в колхоз. Кружок «Умелые руки» Хорошую инициативу проявили родители учащихся пятого класса. — Давайте научим ребят шить, вышивать, вязать, штопать, — заявили они на одном из собраний. Сказано — сделано. Кружок уже начал работать. На первом занятии мать ученицы пятого класса Гали Вавилкиной Елена Ивановна Вавилкина учила девочек штопать чулки. А. ЗОТОВА, классный руководитель Скоро каникулы Приближаются школьные каникулы. Начнутся они с весёлой новогодней ёлки. Во всех классах к новогоднему празднику идёт сейчас деятельная подготовка. Ребята шьют костюмы Деда Мороза, Снежинок, зайчат, лис, волков для общешкольного сценария который будет показан на ёлке. Разучиваются танцы «Полька», «Во саду — ли в огороде», «Берёзонька», новогодние песни, рассказы, стихотворения. Во время каникул школьники сделают экскурсии на Владимирский тракторный завод и завод «Автоприбор», побывают в областном драматическом театре. Лыжники примут участие в соревнованиях на приз газеты «Пионерская правда». И. КУКУШКИНА, пионервожатая» («ВК», 22 декабря 1956). «Так работает родительский комитет Значительно активнее, чем в предыдущем 1957 — 1958 учебном году, работает сейчас родительский комитет Боголюбовской средней школы. По его инициативе организована группа продлённого дня. Учащиеся, которые по каким-либо причинам не могут нормально заниматься дома, выполняют домашние задания под наблюдением учителей в школе. Это положительно сказывается на успеваемости. В первом полугодии был проведён платный концерт. Собранные деньги — 1295 рублей — пошли для оказания материальной помощи нуждающимся в этом учащимся. Члены родительского комитета принимают участие в организации детских утренников, следят за санитарным состоянием школы. Все вопросы, связанные с жизнью школы, обсуждаются на заседаниях родительского комитета. На днях перед родителями выступила директор школы Л.В. Морозова. Она рассказала о предполагающейся перестройке школы в связи с Законом, принятым сессией Верховного Совета СССР, о том, что нового намечается в пионерской работе. С. РОМАНОВА» («ВК», 22 января 1959).
«В текущем учебном году коллегия Министерства просвещения РСФСР приняла решение о перенесении курса Конституции СССР из седьмого в десятый класс. Десятиклассники получили возможность более глубоко изучать права и обязанности граждан СССР. 19 февраля в Боголюбовской средней школе шёл очередной урок по Конституции СССР. Однако тему урока «Личная собственность граждан СССР» объяснял не учитель, а адвокат народного суда А.Я. Здоровая, приглашённая для этой цели в школу. Тов. Здоровая доходчиво и ясно осветила учащимся вопросы об охране личной собственности законом, о наследовании её по закону и завещанию и другие. Яркие и живые примеры, которые приводила тов. Здоровая, вызвали большой интерес у учеников. Многочисленные вопросы, заданные тов. Здоровой, наглядно показали, что урок прошёл с большой пользой для выпускников школы. И. МИХАЙЛОВ» («ВК», 24 февраля 1959).
«В Боголюбовской средней школе прозвенел звонок, известивший об окончании урока. Учащиеся высыпали из классов. Кто-то из ребят предложил: — Пойдемте, посмотрим цыплят. — Пойдёмте, пойдёмте! — послышалось в ответ. Группа учащихся начальных классов, сопровождаемая учительницей, выстроилась возле помещения, в котором разместились питомцы школы. На двери — надпись, выведенная мелом: «Посторонним вход воспрещён». Но ребята не чувствуют себя посторонними. Нет, эта надпись их не касается. Здесь — производственный цех школы, хозяйство самих учащихся. Мальчики и девочки на ходу предупреждают друг друга: — Побыстрее закрывайте дверь, а то ещё напустим холода. Цыплята любят тепло. Да, тепло в цыплятнике обязательно. И об этом позаботились учащиеся. Школьники которые несут дежурство, подносят дрова, топят печи. Воспользовавшись переменой, дети любовно осматривают пернатых питомцев. Им всё интересно. Но, вот снова послышался звонок. Пора в классы. Учащиеся садятся за парты, открывают тетради, выходят отвечать к доске... А тем временем на школьной птицеферме продолжается работа. Трудовую вахту нынче несут старшеклассницы Людмила Комарова, Валентина Васильева, Алла Першина. Им помогают младшие товарищи Света Слыш, Рая Черкасова, Таня Ерёмина, Коля Барсанов. Дел немало. Школа привезла с инкубаторно-птицеводческой станции 4000 цыплят. Нужно приготовить и раздать им в положенный срок корма, налить в поилки свежей воды, помыть полы, кормушки и посуду. Учащегося пятого класса Колю Барсанова мы встретили с охапкой дров, напиленных и наколотых самими школьниками. Коля по-хозяйски подбросил несколько поленьев в печку, плотно прикрыл топку. Через несколько минут он уже нёс кастрюлю с водой, подогретой на плите в соседней комнате. Дежурные внимательно следят за цыплятами. Для своих питомцев учащиеся сделали тесовые клетки, застлали пол соломенными матами. Вместе с преподавателем по труду Вячеславом Львовичем Дороновым в подготовке помещения к приёму молодняка участвовали Виктор Лаврентьев, Вячеслав Мольков, Вадим Репкин, Алёша Шафоров, Витя Козин. Звенели пилы, дружно стучали молотки. В течение двух дней всё было готово. — Мы привезли цыплят в первой декаде марта, хотя раньше намечали сделать это лишь 10 апреля, — рассказывает директор школы Людмила Владимировна Морозова. — Однако изменение сроков не помешало хорошо подготовиться к приёму молодняка. Ребята поработали на славу! На школьной птицеферме постоянно бывают учителя Манефа Владимировна Кузнецова и Александра Васильевна Платонова. Они помогают учащимся лучше организовать уход за молодняком, руководят работой. Тепло встречают школьники и зоотехника районной инспекции по сельскому хозяйству Валентину Леонидовну Ляшкевич, которая рассказывает им, как нужно кормить цыплят, какой температурный режим следует поддерживать в помещении. Внимательно слушают дети советы специалиста. Они знают, что всё это пригодится в жизни. Пернатых питомцев школьники выращивают для родного колхоза имени Сталина. Они стремятся помочь ему успешно выполнить обязательства по увеличению производства животноводческих продуктов. А обязательства высокие. Уже в нынешнем году колхоз должен получить 75 центнеров мяса на сто гектаров сельхозугодий. Для этого требуется привести в действие все имеющиеся резервы. Большое, хорошее дело начал коллектив Боголюбовской средней школы. Участвуя в развитии общественного птицеводства, учащиеся вносят практический вклад в семилетку. Их замечательный почин заслуживает всемерной поддержки и самого широкого распространения. К. ВАСИЛЬЕВ» («ВК», 14 марта 1959).
Десятиклассница Валентина Васильева насыпает пшено в кормушки.
Ученица 5 «А» класса Шура Кузнецова в школьном цыплятнике.
(слева направо): ученица 10 класса Валентина Васильева, зоотехник райсельхозинспекции В.Л. Ляшкевич, пятиклассники Таня Еремина и Коля Барсанов в цыплятнике.
«В гостях у добрынских ребят Воскресное утро выдалось ясное, морозное. Это очень обрадовало боголюбовских школьников. В воскресенье они вместе с преподавателем физкультуры Н.М. Сиреновой собрались сходить на лыжах в гости к добрынским ребятам. Васю Курлова, Толю Рыжова, Веру Потапову и других боголюбовских учащихся интересовало, как же в Добрынском организовали работу по уходу за телятами, что там нового. В Добрынской семилетней школе ждали гостей. Их пригласили сходить на ферму. Вскоре сюда же пришли и юные животноводы во главе с учительницей. Они кормили и поили своих питомцев. Дали телятам сена, в корыта насыпали концентратов, налили тёплой воды. — По всему было видно, — рассказывают Боголюбовские школьники, что телята очень привыкли к мальчикам и девочкам, которые ухаживают за животными заботливо, с охотой. Добрынцы показали своим гостям кроликов. Их пока только три. — Но скоро будет больше, — заявили ребята. Во время беседы учащиеся Добрынской школы говорили о своих делах, о том, что они ведут уход за 12 телятами, расспрашивали новых друзей, что у них хорошего. На прощанье сказали, что придут в Боголюбовскую школу посмотреть, как боголюбовские ребята выращивают цыплят и кроликов. В. ЯКОВЛЕВ» («ВК», 19 марта 1959).
«Хорошо отдохнуть после напряженной учёбы. В Оргтрудовской, Боголюбовской средних, Юрьевецкой семилетней и Добрынской начальной школах идут весенние каникулы. В дни каникул школьники совершают массовые прогулки, экскурсии. На читательских конференциях обсуждают любимые книги, готовятся к смотру художественной самодеятельности, который будет проходить 29—30 марта. Весело отдыхают боголюбовские учащиеся. В понедельник в районном Доме культуры проходил детский утренник. На него собралось около 80 учащихся начальных классов. На утреннике малыши рассказывали сказки, пели песни. Много радости принесли детям аттракционы. Н. МИХАЙЛОВА» («ВК», 24 марта 1959).
«В Суромнском клубе. Когда над селом сгущаются сумерки и в домах зажигаются огни, суромнские колхозники идут в свой клуб, чтобы культурно отдохнуть, посмотреть кинофильм, послушать лекцию или беседу, принять участие в репетиции к очередному концерту художественной самодеятельности. В клубе работают хоровой и драматический кружки. Активно участвуют в них Антонина Китаева, Антонина Авсентьева, Ольга Глухова, Владимир Борзов и другие. Часто в гости к колхозникам приходят учителя Боголюбовской средней школы. Труженики села встречают их радушно. Директор школы тов. Морозова прочитала в клубе лекцию о воспитании у детей честности и правдивости. Она также рассказала колхозникам и о том, какими путями будет осуществляться перестройка работы школы. С лекцией «Богатства нашей Родины» выступила преподаватель географии тов. Синдеева. Перед колхозниками выступали и другие учителя. Лекции, беседы, как правило, увязываются с делами колхоза, с задачами, поставленными XXI съездом КПСС. Наглядная агитация, оформленная в клубе, говорит о новом семилетием плане, призывает колхозников активно включиться в его выполнение. Л. БУЙНОСОВА, инспектор отдела культуры» («ВК», 7 апреля 1959).
«Когда нет тесной связи... А. ПЛАТОНОВА, секретарь парторганизации Боголюбовской средней школы Перед школами стоит большая задача — привлечь учащихся к работе в колхозах. Эту задачу мы должны решать в тесной связи с правлениями сельхозартелей, что не всегда удаётся сделать. Взять, например, правление колхоза имени Сталина. Со стороны его чувствуется какое-то недоверие к делам боголюбовских школьников. В решении целого ряда вопросов школе не оказывается помощи. Кроликов мы купили, а кормов нам не выделяли. Учащиеся с желанием стали бы ухаживать за телятами, однако телят колхоз не даёт. Такое же недоверие было и тогда, когда школа брала цыплят. Но четыре тысячи цыплят взято и выращиваются они как требуется. Не захотел председатель колхоза тов. Карпов отдать ненужный колхозу задний мост для школьной автомашины, хотя он прекрасно знает, что водят автомашины старшеклассники, которым в ближайшем будущем может быть предстоит работать в том же колхозе. Правлению колхоза имени Сталина нужно повернуться лицом к школе» («ВК», 11 апреля 1959).
«День рождения В.И. Ленина отмечается и в школах нашего района. Так, например, в Боголюбовской средней школе учителя проводят по классам беседы о жизни и деятельности Владимира Ильича. Сегодня у памятника Ленину будет проведена торжественная пионерская линейка, на которой третьеклассники будут приняты в пионеры» («ВК», 23 апреля 1959).
«В субботу, 30 мая, в районном Доме культуры состоялся утренник учащихся 4—6 классов. Заведующий учебной частью школы Николай Васильевич Амосов поздравил ребят с окончанием учебного года и пожелал им весело, с пользой, провести летние каникулы. В торжественной обстановке учительница Евдокия Васильевна Небосенко простилась со своими учениками, которых обучала четыре года, а Анна Петровка Зотова познакомилась с каждым из них, так как назначена классным руководителем в 5 классе, и сказала своё напутственное слово. На утреннике школьники пели, танцевали, участвовали в аттракционах. *** Вот и пришло лето. Много радости несёт оно школьникам. Большинство из них уже закончили учёбу и сейчас заняты совершенно иными хлопотами, чем те, которые были на протяжении всего учебного года. В Боголюбовской средней школе тоже многое изменилось за последнее время. Здесь все говорит о том, что выпускники сдают экзамены. Аккуратно написанный плакат при входе в школьный зал призывает сдать экзамены на хорошо и отлично, выполнить свой долг перед Родиной. Долг перед Родиной. О нём никогда не забывают ребята. Они стремятся больше узнать на уроках, больше сделать. На связь обучения с жизнью, привитие учащимся трудовых навыков в школе обращалось особое внимание. Если посмотреть сейчас на коллектив боголюбовских учащихся то без колебаний можно сказать, что ребята стали дружнее, трудолюбивее, научились ценить результаты своего труда. Далось это не сразу. С самого начала учебного года пришлось вести большую разъяснительную работу с учениками и их родителями. Вопросы об участии школьников в общественно полезном труде обсуждались на классных и родительских собраниях. При проведении первого с началом осени мероприятия в помощь колхозу — выборки картофеля — было объявлено соревнование школьников по классам. Итоги этого соревнования, победителем в котором вышел седьмой класс, подводил «совет справедливых». Он был создан при школе впервые и вполне оправдал своё назначение. В «совет справедливых» входят от каждого класса — классный руководитель, староста, председатель совета пионерского отряда и вожатый. Деньги, заработанные ребятами на выборке картофеля, распределили на этом же совете. Решили купить баян, швейную машинку, часть средств оставить на премирование ребят. Впоследствии соревнование по классам так и сохранилось, только в зависимости от времени года менялись его условия. Но основные пункты — хорошо учиться, заниматься трудом и спортом — оставались без изменений. В школе ввели самообслуживание. Ребята сами производили уборку классов. Для отепления здания они носили сухие листья, промазали и заклеили все окна. Потом приняли участие в распиловке дров. За первое полугодие первенство в соревновании вновь завоевал седьмой класс. Шли учебные дни. Они приносили школьникам новые знания, открывали перед ними то, что не было известно вчера. В физическом, химическом кабинетах проводились опыты, в школьной мастерской изготовлялся необходимый инвентарь, мебель. Но вот любители столярного дела получили особое задание — оборудовать школьный птичник, в который 1 марта прибыло 4 тысячи цыплят. Здесь хватило дела всем. Ребята дежурили поочерёдно. Поили, кормили цыплят, приготовляли корм, убирали помещение, добывали для своих питомцев витаминную подкормку. 3673 цыплёнка в двухмесячном возрасте передала колхозу школа. Учащиеся, которые постоянно ухаживали за птицей, получили за свои труды заработную плату. У Жени Викуловой, например, она выразилась в 585 рублях. Остальные деньги, полученные от колхоза за выращивание цыплят, распределял «совет справедливых». Пошли они на проведение похода, на аттракционы, на приобретение мячей, 300 рублей выделяли четвёртому классу, который оказался победителем в соревновании за второе полугодие. Ребята из этого класса ездили на первомайскую демонстрацию во Владимир. Около тысячи рублей осталось на приобретение струнного оркестра. Выращиванием цыплят заботы школьников весной не ограничились. Школе дано 27 гектаров земли. 21 гектар уже обработан и засеян различными культурами. На шести гектарах будет выращиваться кукуруза. Школа имеет теперь три автомашины и свой трактор. Трудовые дела положительно сказались на успеваемости. На протяжении всего нынешнего учебного года она была выше прошлогодней. В летний период школьники под руководством учителей продолжат работу на пришкольном участке и на колхозном поле. Изменения в истекшем учебном году в школе районного центра произошли большие, чего и требует жизнь. Многое предстоит сделать и в будущем, для чего школе потребуется некоторая помощь. Прежде всего школьное здание нужно капитально отремонтировать, чтобы дети учились в нормальных условиях. Необходимо приобрести недостающую мебель, спортивный инвентарь, которого в школе почти нет. Обо всём этом нужно позаботиться районному отделу народного образования, шефствующим и другим организациям. Р. СТЕПАШИНА» («ВК» 4 июня 1959).
«Чем памятен для вас прошедший учебный год? Как вы думаете провести летние каникулы? С такими вопросами мы обратились к учащимся Боголюбовской средней школы Коле Сметанникову, Люсе Скреке, Шуре Кузнецовой и Фае Федяевой. Всё успеваю сделать Мне очень хотелось закончить учебный год с хорошими оценками, и я этого добилась. По большинству предметов имею 5. Хорошо учиться может каждый, нужно только не лениться и правильно распределять время. Я, например, так и поступала. Если забывала что-нибудь, брала старые учебники и повторяла пройденное. В нынешнем году наш класс дружно поработал в цыплятнике и на пришкольном участке. На участке мы посеяли лён и уже пропололи его. Занимались пикировкой помидорной рассады. На любую работу я иду с удовольствием. Дома также помогаю маме. Убираю комнату, мою посуду, научилась готовить обед. Хватает времени и на то, чтобы отдохнуть. Вместе с подругами хожу на прогулки. Много читаю. Особенно люблю книги о героях комсомольцах. Беру их в библиотеке, да и у нас дома есть хорошая библиотечка. Мне бы, как и другим девочкам, очень хотелось, чтобы на будущий год нас учили в школе кройке и шитью, тому, как готовить вкусную пищу. В других школах этому учат, а у нас почему-то нет. Организовали кружок кройки и шитья, но он работал не весь год. Шура КУЗНЕЦОВА, ученица 5 класса Хорошо отдохнуть на рыбалке Я закончил учебный год с оценками 4 и 5. За время учёбы узнал много интересного. В шестом классе были новые для нас предметы - физика, алгебра, геометрия. Я особенно люблю физику, на уроках помогал преподавателю М.А. Слонову в проведении опытов. Занимались мы и трудом. Оборудовали цыплятник, пилили дрова, собирали металлолом и золу, ухаживали за цыплятами. Во время дежурства в цыплятнике мальчикам чаще всего приходилось топить печи, носить воду и дрова. На лето я никуда не поеду, останусь дома. Буду приходить в школу на учебно-опытный участок, собираюсь в поход. Вместе с вожатой Н.М. Кокиной поедем в Пенкино на велосипедах. И ещё, я очень люблю ходить на рыбалку. Рыбачим вместе с Вовой Стразовым, Валерием Пестовым на Нерли. Правда, улов не всегда бывает удачным, но не беда — на рыбалке можно хорошо отдохнуть. Коля СМЕТАННИКОВ, ученик 6 класса Скоро отправимся в поход В нашем классе хорошо учились Женя Морозов, Рита Товарова и другие ребята. Тем, кто отставал, старались помочь. К тому же, в школе была группа продлённого дня. Там ученики занимались под наблюдением учителей. Из нашего класса занимался в этой группе Юра Куликов, он стал успевающим. Сейчас мы думаем, как лучше провести каникулы. Будем и трудиться и отдыхать. Я обязательно пойду в поход, к которому мы начинаем готовиться. Фая ФЕДЯЕВА, ученица 6 класса МНОГОЕ ОСТАНЕТСЯ В ПАМЯТИ Экзамены у нас начнутся с 12 июня. Наряду с учёбой сейчас приходится повторять пройденное. Решаем задачи, вспоминаем правила по русскому языку. Занимаюсь и одна, и вместе с подругами Валей Беловой и Аней Щербаковой. В нынешнем году мы провели несколько интересных пионерских сборов. Особенно запомнились сборы на темы: «Богатства нашей Родины», «Новинки науки и техники». На втором сборе мы рассказывали об искусственных спутниках земли, ракетах, новейших машинах. Наши выступления обобщил учитель физики М.А. Слонов. Такие сборы помогают больше узнавать. Скоро я окончу семь классов и думаю пойти учиться в техникум. Но много памятного останется о школе. Часто буду вспоминать, как «заседали» на «совете справедливых», спорили, какому классу присудить первое место во внутришкольном соревновании, как лучше организовать труд и учёбу. Создание «совета справедливых — дело хорошее. Учащиеся — члены совета — сами решают, что и как лучше сделать, советуются со своими одноклассниками. А что совет решил — закон для всех. Люся СКРЕКА, ученица 7 класса» («ВК» 4 июня 1959).