Река Гусь Гусского края Мещеры
Уже давно ведутся споры: откуда взялось название реки Гусь?
И как всегда бывает в спорах "кто воду льёт?"- выплеснули воду вместе с ребёнком. Оказывается, Гуся никакого и не было, а есть мифическое слово "кууси", обозначающее ёлку у тех же мифических фино-угров.
Автором «ёлочного» объяснения названия реки Гусь, происходящего от пресловутого финского «кууси - лее» (т.е. «еловая река»), считается известный советский лингвист Владимир Андреевич Никонов. Он не имел высшего образования и был в советской лингвистике учёным – самородком, своеобразным «Мичуриным». В 1960 г. он сформулировал постулат о «рядности географических названий в данной конкретной местности», которые «никогда не существуют в одиночку, они всегда соотнесены друг с другом… Чтобы выяснить происхождение названия, необходимо прежде всего понять, что оно возникло не изолированно, а лишь в ряду других названий».
Относительно происхождения названия Гусь он выразил сомнение о связи названия реки с русским словом гусь - «водоплавающая птица» и предположил, что это изменённое слово похожее на финское «kuusi». Но надо заметить, что это было только предположение. В своих последующих публикациях Владимир Андреевич согласился с мнением других исследователей, в частности Смольницкой Г.П. – специалистом по славянской и финской топонимике, что название реки Гусь, а так же её притока Колпи - не финского происхождения. Он предположил, на основании своей теории, что «… при наличии исходной формы Гус - не исключена связь с многочисленными в Поочье гидронимами на «- ус», принадлежащими не известному языку до славянского населения края».
В русском языке, много заимствованных слов, которых мы давно уже считаем своими. Это результат долгого многовекового взаимодействия и проживания с другими народами. Однако многие слова имеют тысячелетнюю историю и дошли до нашего времени в почти неизменном виде, ещё с тех времён, когда народы понимали друг друга без переводчиков. Для многих народов эти слова являются общими.
В нашем лексиконе очень много слов на «-ус». Они сильно изменились, но сохранили своё древнее значение: «устье», «уста», «уступ», «успение», «усадьба», «усенница», «ус» и т.д. Эти слова пришли к нам из глубины веков и произошли ещё от протославянского языка. Они одинаково звучат у болгар, сербов, чехов, словаков, украинцев, белорусов, поляков, литовцев, латышей, древних пруссов, готов, иллирийцев, древних индусов, древних иранцев, латынян. Именно латинское слово, обозначающее одновременно нить и ручей, даёт нам подсказку - «rivus». Похоже звучит на латинском: речная протока – «ductus»,озеро-« lucus». Немецкое слово река тоже кончается на ус -Fluss. Следовательно, корень «ус», «us» - обозначает одновременно нить и воду, «водяную нить», поток воды, движущейся в определённом направлении. Недаром, сохранилась русская народная присказка «… по усам текло, а в рот – не попало!…», а в русском народном эпосе мифологический богатырь-великан -Усыня управлял стихией воды.
Таким образом, «неизвестный язык до славянского периода края», назвавший многие реки Поочья на «-ус», становиться известным! Это действительно еще не славянский язык, да и славян, когда эти реки получили свои имена, ещё не было. Зато были индо-европейские народы, как пришлые, так и аборигенные, которые говорили на родственных языках, произошедших от одного «корня». С глубокой древности они знали колесо и соху, были скотоводами и пахарями. Реки для них были торными дорогами во все времена года. Поэтому каждая река называлась по тому значимому месту, куда она выводила как «водная нить», по которой можно двигаться, плыть. Окончание названия реки –ус, -усть свидетельствует об этом.
У большинства тюркских народов этноним русский звучит как прозвище «урус». Это слово несёт информацию о характере местности, где проживает русский народ – «земля - страна рек»! Корень «ур» берёт начало из древнеславянского языка и в буквальном смысле означает – «обжитая, благодатная земля, страна». Корень «ус» означает – «вода, река».
Следует отметить, что древнейший скифо-сарматский корень, обозначающий реку, воду – «dan», сохранившийся в названия рек: Дон, Днепр, Днестр и др. созвучен с древнеиндийским названием тростника – « danda» (донная трава, речные заросли). Народ, владеющий страной рек, по которым проходили древние торговые пути, скифо-сарматы, сарматы-аорсы называли дандарами – «владеющие реками» или «властелины воды». Что на древнеиндийском звучит как «danda-arya», что в переводе означает «тростниковые арии» или «арии речных зарослей».
Корни слов, обозначающие реку: река (рус., болг., мак., серб, слав, словен. и т.д.), river (англ. и т.д.), flumen, rivus (лат.), Fluss (нем.), elga (тат.) у большинства народов характеризуют и движение: Riv(лат.)-водить, рек(слав.)- ток, течение, float (англ.)-плыть.
Однако река не только связывает, но и разделяет, «отрывает» один берег от другого. Это свойство ярко выражено в словах, обозначающих реку на латыни: rivus (ручей) – riven (расколотый, разбитый), river (река)- rive (отрывать) – на английском.
Само же слово "гусь", как утверждают сотрудники ВНИИ Русского языка им. Виноградова, очень древнее, ему - более шести тысяч лет. Практически без изменений, это слово, обозначающее крупную водоплавающую птицу, сохранилось во всех языках народов индоевропейской семьи: Gans (нем.), goos (англ.), гоус (древнеслав.), hansa (санскрит). Изначальный перевод с древне-индийского - "идущий в воду" или «идущий по воде», даёт ключ к разгадке. «Га, го» - глагол, обозначающий движение (нем. «gehen», англ.«go», русск. «шагать», «гатить – делать проход» и существительные - «дорога», «нога», «гать - проход», «гай – лесная дорога». «Йога» на санскрите, означает «путь к Я», т.е. «путь к себе».
Древнее слово «ус», как было сказано, означающее поток воды, постепенно трансформировалось в - «усть» - «удака», «уда» - существительное, так же обозначающее – воду (древнеинд. - «uda», русск. – «уда-удочка», «вода», гот.- «vato», нем.– «Wasser», англ. «water»).
Так что река Гусь, как древний важный транспортный поток, прозвана народом, некогда обитавшим здесь еще до нашей эры, не за еловый лес, якобы растущий по берегам, а за её быстрый нрав и путеводное значение!
Удивительно, но разгадка кроется в старых немецких словарях! Слово Guss (гот., старо-нем.), сохранившее два древних корня «ga» и «us», звучащее с твёрдым «S» (отсюда название волости – Гусская, и древнего поселения – Гусский Погост), используется до сих пор ещё в литейном деле и обозначает –« литьё», «струя, течение, поток»,...
И совсем не обязательно, что народ, назвавший реку ГУС, Gus был этнически близок с готами. Предки готов, балтов и славян происходят от одного корня. Gus, Гус – «идущая река», « водный путь».
Подтверждение этому – название некоторых Мазурских озёр (Восточная Пруссия), по протокам которых перевозили оловянную руду. На старых прусских картах они называются:«Kleine Guss zinnern Sее», « Gro; Guss zinnern Sее», где старое прусское «Guss zinnern» переводится как «оловянный поток».
Близость слов «гусс» и «гусь», изначально обозначавших «речной, водный путь» и «идущую по воде» птицу, исторически обусловлена. Птица гусь была, олицетворением этого пути, священным существом, участвующим в «Солнцевороте», в смене времен года, в таинстве «Рождения» и «Смерти»
Ещё с времен конца древнего каменного века- палеолита, 12-15 тыс. лет назад, верховья реки Гусь были обитаемы, благодаря сложившимся здесь природным условиям. Окско-Цнинская гряда длинным полуостровом вдаваясь в толщу текучих в южном направлении ледниковых талых вод, имела в районе, где сейчас расположен г. Гусь-Хрустальный, узкое ответвление (Гусь-Колпский водораздельный вал) – которое использовалось первобытными охотниками как естественная ловушка для стад животных, живших в это время на просторах будущей Мещёры: мамонтов, длиннорогих бизонов, оленей, диких лошадей и других. Стада этих животных заходили сюда, не подозревая, что назад им пути нет. В непосредственной близости от этого «добычливого» места должна находиться и сама стоянка охотников.
Однако, её до сих пор обнаружить не удалось. Это было бы научной сенсацией: «палеолит в Мещёре!». А почему бы и нет? Если люди палеолита жили в районе Сунгиря, на правом берегу реки Клязьма, то почему бы им на охоту за мамонтами не отправиться на Гусь-речку? Целые скелеты мамонтов были обнаружены близ пос. Добрятино (1924г.) и д. Ильино (2000г.) ( Животные могли утонуть, провалиться в трясину.)
Убитые животные разделывались тут же. Поэтому и не было найдено в обрывах и в самом русле реки Гусь ни одного целого скелета этих животных. Зато были найдены их многочисленные разрозненные костные остатки со старыми сколами и со следами обработки человеком.
Река Гусь образовалась в песчаных отложениях Днепровского оледенения, сформировавшего Мещёру больше сотни тысяч лет тому назад, еще в середине ледникового периода. Последнее наступление ледника – Валдайское, около 12 тыс. лет назад, остановилось перед правым берегом реки Клязьмы, усыпав дно Нерли Клязьминской окатанной галькой и валунами, залив мещёрскую низину гигантским пресноводным озером, которое постепенно отступало на юг, обнажая острова и полуострова, на берегах которых располагались стоянки человека эпохи среднего каменного века – мезолита. Именно переносом стоянок вслед за отступающей водой объясняется радиальное расположение стоянок древнего человека в Мещёре, как годовых колец на дереве.
В пределах Гусь-Хрустального района обнаружено более 30 стоянок человека эпохи мезолита: по реке Гусь, Колпь, Буже (до пос. Уршель). В наше время, к чести НП «Мещёра», возобновившиеся археологические исследования позволили открыть еще ряд мезолитических и более поздних поселений на ранее не исследованной археологами реке Поль.
Эпоха неолита-нового каменного века началась в Мещёре примерно 8 тысяч лет назад и длилась 2,5-3 тысячи лет до начала медно-каменного века. Человек неолита, живший по берегам реки Гусь и других рек Мещёры вёл оседлый образ жизни: строил добротные жилища, строил лодки, плёл сети, добывал мёд диких пчел, копал огороды, пас скот, охотился, ловил рыбу удочкой, сетями, плетеными ловушками, бил её гарпуном.
Люди селились по берегам рек и озер и полностью зависели от смен времён года. Именно этой зависимостью и был вызван культ солнца и культ «солярных» (солнечных) знаков и образов у племен, живших на территории Мещеры, в том числе по берегам реки Гусь и её притоков. Они практиковали кремацию умерших и захоронение праха в небольших керамических сосудах в основании пологих, вытянутых полумесяцем курганах.
Раскопки, проведенные в Рязанской и Владимирской части Мещёры показали, что ярко выраженной особенностью искусства культур, населявших эту территорию является абсолютное преобладание образа птицы в ряду скульптур животных. Судя по находкам, в большинстве случаев это были водоплавающие птицы, прежде всего – гусь. Были обнаружены сотни изображений гусиных головок, вырезанных из кости, камня. О назначении этих изделий трудно судить. Скорее всего они каким-то образом использовались в обрядах того времени. В первую очередь в обрядах, связанных с годовым солнцеворотом, т.к. у многих народов Евразии символ гуся является одним из главных «солярных» (солнечных) знаков.
Гусей не только изображали, но и содержали в поселениях, в храмах, не для еды, а для жертвенного приношения в день обряда «закликания весны», для «кровавой» жертвы. Костные остатки никогда не летавших гусей были обнаружены рязанскими археологами на территории поселений древнего человека в озерной части Мещёры и на реке Гусь. Кроме того, среди археологических находок – флейты из гусиных костей! Всего на территории Мещёры найдено около десятка флейт. Две из них – прекрасной сохранности теперь находятся в Музее музыки в Шереметьевском дворце Петербурга.
Обряд «закликания весны» начинался в день весеннего равноденствия в марте месяце, когда продолжительность дня равнялась с ночью. Смысл этого обряда заключался в призыве весны, в возрождении жизни, воскрешения природы. И это делалось не только ради традиции.
Начало весны было всегда самым голодным временем, когда иссякали все продовольственные запасы. Согласно сохранившимся описаниям древних обычаев народов славян, эрзя, мокша, меря, весь и др., ритуал «закликанья» сопровождался пением, вождением хороводов у разожжённого от священного огня костра.
В обряде участвовали дети, девушки и женщины. В глубокой древности девочки, достигшие половой зрелости, прежде чем «впрыгнуть» в понёву (юбка взрослых женщин) и встать в хоровод, проходили сложный обряд инициации – взросления в особых помещениях, куда имели право заходить только старые женщины - ведуньи. До нашего времени дошел обычай изготовления для этих обрядов сказочных птиц- «жаворонков» из теста с глазами - изюминками.
Образ «жаворонка», как символа весны, в древних сказаниях и обрядах переплетается с образом «гуся». Согласно древним верованиям, богине Весны, в образе «жаворонка», верховные боги поручили хранить ключ от врат Рая – «Вырея», куда на зиму улетали все стаи перелетных птиц. В день весеннего равноденствия Весна - «жаворонок» открывала райские врата и первая спускалась с небес в колеснице, запряженной стаями гусей. В 70-х годах прошлого века, во время раскопок кургана недалеко от крепостных валов Старой Рязани была найдена глиняная фигурка: женщина-птица, управляющая небесной колесницей, в которую запряжены гуси. Скорее всего эта фигурка – детская игрушка, символизирующая Новый Год, т.к. в древности исчисление «новолетия» начиналось в марте месяце в день весеннего равноденствия. Именно поэтому на Руси до 1492г. по древнему обычаю Новый год отмечали в марте месяце.
В завершении разговора об образе «Гуся», как о священном солнечном «солярном» знаке древних народов, населявших лесную и лесостепную зоны Евразии стоить сказать, что древние цивилизации Египта, Месопотамии, Средиземноморья почитали гуся как священную солнечную птицу, участвующую в создании всего сущего, называя его «Великий Гоготун». В Египте гусь олицетворял душу фараона. Во многих древних сказаниях: Веды славян, карело-финский эпос Калевала, легенды Древнего Египта, Вавилона, Древней Индии, Китая говорится, что «Мать-гусыня» снесла «Мировое яйцо» из которого вышло «Солнце –Ра».
«Гусь», «гусыня» как священный символ, обозначающий солнце, связал во едино название (гидронимы) трёх рек: Волга, Ока, Гусь.
Общеизвестно, что древнее название реки Волги (Большой путь)– Ра, а Ра – это древнее слово обозначающее солнце.
Ока – на древнем иллирийском языке, родственном языку балтов и протославян – гусыня, т.е. солярный знак, символ солнца. Так же это слово звучит и на итальянском –« d'oca», каталанском, испанском – «оса». Только чаще "ока" называли гусыню-мать, делая ударение на «о». Слово это имеет древний синдо-арийский корень и означает "род, родить, родное". Река с названием "Ока" протекает и в Бискайской провинции на севере Испании, в стране басков (!) В её устье находится знаменитый заповедник "Урдайбай".
Поиски географической тёзки нашей речки Гусь на территории Восточной Европы привели меня в Чехию, в бывшую Восточную Пруссию, в Белоруссию, в Польшу и на Правобережную Украину.
При изучении системы притоков древней реки Припять, удалось обнаружить реку Гусь (!), которая впадает в реку Ствига – правый приток Припяти. Известно, что долина этой реки исстари являлась областью проживания славянского племени древлян. Ствига протекает по Полесской низменности, в окружении непроходимых чащоб и болот – чем не Мещёра! Устье реки находится Житковичском районе Гомельской области, близ деревни Погост. Наша река Гусь тоже впадает в Оку близ села Погост. Сама Полесская речка Гусь, по сравнению с Мещёрской, почти в два с половиной раза меньше по длине – всего 73 км.
Реки Владимирской губернии
Город Гусь-Хрустальный Гусь-Хрустальный район
Источник: http://библиография Скулова Н.И. |