Владычино — село в Гаврилово-Посадском районе Ивановской области России, входит в состав Осановецкого сельского поселения.
Село расположено в 7 км на северо-запад от центра поселения села Осановец и в 14 км на северо-запад от райцентра города Гаврилов Посад. «Владычня находится от губернского города в 70-ти верстах, от уездного (Юрьевский уезд) в 17-ти верстах, при колодцах». [1]
Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года
В XVI веке село Владычино было деревней Якимово и принадлежало «Борису Невзорову, сыну Владыкину». По его духовной деревня перешла в собственность суздальского Спасо-Евфимьева монастыря. Иван Грозный этот вклад в монастырь утвердил. Впоследствии селение по бывшему владельцу стало именоваться Владыкино.
Впервые упоминается в составе «Турабьевской волости» в 1644-1646 гг., под именем Владычня. Значится государевым дворцовым имением. [1]
1689-1714 гг. - помещичье село, боярина Бориса Алексеевича Голицына.
1630-1700 гг. значится, как приселок села Турабьево (Приселок — в литовско-русском государстве название мелкого крестьянского поселка, отличавшегося от большого села. П., главным образом, были хуторки, тянувшие к главному селу по суду и повинностям).
1714-1720-е гг. - помещичье село, князя Сергея Борисовича Голицына, до 1737 г. - князя Сергея Алексеевича Голицына.
1737-1770 гг. принадлежало детям С.Б. Голицына - Алексею, Федору,Борису, Анне и Марии.
В 1770 г. продано Ивану Никитину Демидову. Во владении его потомков находилось до отмены крепостного права.
21 октября 1797 г. произошел пожар в деревне Владычня, сгорело 18 дворов.
1859 г. «Владычня (при колодце). Число дворов – 71. Число жителей м. п. – 191. Число жителей ж. п. – 216» (Список населенных мест по сведениям 1859 г.).
В конце XIX — начале XX века село входило в состав Паршинской волости Юрьевского уезда Владимирской губернии.
1872 г. «Список крестьян с. Владычино Паршинской волости Юрьев-Польского уезда, родившихся в 1872 г. и подлежащих призыву на военную службу в 1893 г.: Павел Алексеев Клопов, Антип Федоров Сухов, Савелий Сухов, Исай Ионов Николаев, Михаил Никифоров Сухов, Петр Ильин Лобов, Петр Михайлов Чибирев, Владимир Иванов Сидоров, Илья Федоров Петров, Георгий Ефимов Лобов, Авдей Константинов Чибирев, Мартин Александров Зезин».
В 1898 г. селу выдана ссуда в размере 228 рублей.
С 1889 года в селе существовала земская народная школа. [1] Попечитель – дворянин Александр Иустинович Соллогуб. Законоучителя нет. Учительница – Евгения Васильевна Горшкова, окончившая курс в училище при общине «Утоли моя печали», имеет свидетельство на звание учительницы начального училища, на службе с 1887 года, в данном училище с ноября 1891 года, жалованья получает 240 рублей в год.
Еще в 1895 году помещение Владычинского училища ветхое, тесное и холодное было признано совершенно непригодным к тому, чтобы в нем помещалось училище. Тогда же на постройку нового зданию А. Соллогуб отпустил крестьянам лес и кирпич. Однако только летом 1898 года крестьяне Владычинского общества приступили к постройке нового помещения и выстроили его по плану, указанному им А. Соллогуб. Помещение весьма удобное. Квартира для учительницы при училище. На содержание училища расходуется обществом около 45 рублей в год. Число учащихся к 01.01.1898 года – 33: 19 мальчиков и 14 девочек. Количество классных комнат – 1. Размер классной комнаты, аршин: длина – 8,5; ширина – 5; высота – 3,5; площадь комнаты – 42,5; число окон в классе – 4; число форточек в классе – 1.
1900 г. «Название селения: село Владычня; Число душ мужского пола - 232; число душ женского пола - 239; число дворов – 80» («Ведомость о сельских обществах крестьян всех наименований Юрьевского уезда». 1900 г.).
В 1903 году старостой села Владчино был Ромышев Андрей Алексеевеич.
В 1913 году крестьяне села Владычино на сельском сходе предъявили иск к помещикам Белого (Белаго) и Есиповой об изъятии земли с барщины в пользу крестьян села и выделении от крестьян в земский уездный суд Андрея Ромышева и Константина Цыбирева.
С 1929 года село входило в состав Шельбовского сельсовета Гаврилово-Посадского района. С 1954 года — в составе Осановецкого сельсовета. С 2005 года — в составе Осановецкого сельского поселения.
Численность населения: в 1859 г. – 407 чел., в 1905 г. – 579 чел., в 2010 г. – 31 чел.
Церковь Георгия Победоносца
Время основания в селе церкви за неимением исторических данных остается неизвестным. [1]
В церкви хранился Апостол печати 1697 года и на нем имелась подпись местного попа Никиты; на основании этой подписи можно с достоверностью предположить, что во второй половине XVII столетия во Владычне была уже приходская церковь. [1]
В половин XVIII столетия Владычня, по свидетельству Суздальского ключаря Анания Федорова, была селом и самостоятельным приходом Суздальской Епархии. Церковь в селе была деревянная с одним престолом — в честь Св. Великомученика Георгия.
1821 г. «Церковь во имя Святого Великомученника Георгия деревянная, твердая, покрыта и вокруг обита тесом, крыша на оной крашена красною краскою, внутри оная церковь длиною, кроме папертей, двадцать три аршина, полагая в оное число и длину алтаря, шириною пониже крылосов девять аршин и десять вершков. Иконостас резной, в оном иконы прилично написаны и некоторые ризами медными украшены, по стенам на всех местах также прилично изображены на холсте лики святых угодников, сверх сего в оной церкви подобающем месте имеются деревянные хоры, ризница довольно не худая, утварь всякая имеется в хорошем виде." Документ подписан: Боголюбова монастыря архимандрит Аркадий,Села Турабьево благочинный священник Василий Преклонский. Присутствовали: священник села Владычни Адриан Иванов, дьякон Алексей ...фиев, пономарь Павел Алексеев» (Описание Георгиевской церкви в селе Владычино от 23 апреля 1821 г.).
В 1835 году, вместо обветшавшей деревянной церкви, прихожане построили своими средствами каменную церковь и каменную колокольню.
Престолов в церкви два: в холодной — в честь Св. Великомученика Георгия и в теплом приделе — в честь Покрова Пресвятой Богородицы. [1]
В числе богослужебных книг имелось Евангелие печ. 1779 года. Церковные документы хранились в целости: копии метрических книг с 1801 г. и исповедные росписи с 1797 г. Опись церковного имущества составлена в 1894 году. [1]
Земли при церкви имелось: усадебной одна дес. 261 кв. саж., сенокосной и пахотной 33 десятины. [1]
Причт: священник и псаломщик. На содержание причта получалось дохода: от сбора хлебом 10 руб., от земли 240 руб. и за требоисправления 200 руб., а всего в год 450 рублей. Дома причт имел церковно-общественные. [1] Приход состоял из одного села Владычни, в коем числилось 80 дворов, душ мужского пола 247, а женского пола 293 души. [1]
Устройство церковной ограды в с. Владычне. 29-го июня 1903 года в одном из самых бедных и незначительных приходов Юрьев. у. — селе Владычне происходило церковно-приходское торжество закладки храмовой ограды. Мысль обнести оградой свой сельский храм, находящийся невдалеке от проезжей дороги, по которой прогоняется и скот, уже давно занимала приходского пастыря В. Ушакова, поступившего в село Владычню 12 лет тому назад. Эту заботу своего отца духовного вполне разделяли и пасомые его, особенно же церковный староста Н.И. Гарнов. Но бывшие лет 6 — 7 тому назад в данной местности неурожаи в конец подорвали материальное благосостояние всего населения, живущего исключительно земледелием. Только с 1899 урожайного года, по предложению священника и церковного старосты, Владыченские поселяне решили собирать ежегодно с каждой из двух сот душ мужского пола по 10-ти снопов ржаного и ярового хлеба на постройку ограды. От собранного таким образом и проданного в течение трех лет хлеба вырученные деньги составили первоначальные основные средства для постройки ограды. В свою очередь о. В. Ушаков обратился с просьбой о пожертвовании на ограду к некоторым из своих знакомых в Иванове-Вознесенске, откуда и прислано было 200 руб. Однако, всех собранных средств было еще далеко недостаточно даже на покупку одних кирпичей, которых требовалось до 120 тысяч, значит — слишком на две тысячи рублей. Выход из столь затруднительного положения найден был следующий. На общем сходе решено было не покупать кирпич, который с доставкой обошелся бы около 20 руб. за тысячу, а самим дома, у себя его наработать. В селе нашлись люди, умеющие готовить кирпичи, обжигать их... Весной 1900 года построены были два небольших сарая со специальной целью для изготовления кирпичей на постройку церковной ограды. На многих была возложена обязанность доставлять известь, глину и песок, возить лес, дикий камень для бута. Почти никто из прихожан не оставался без дела; даже женщины и дети были привлечены к работе. Две с половиной весны усердно проработали Владыченские прихожане над изготовлением потребного количества кирпичей. И вот в июне 1903 года уже наняты были мастера, сделавшие в течение месяца бут для ограды, так что 29-го в день первоверховных Апостолов Петра и Павла могла состояться торжественная, при большем стечении народа из окрестных сел, закладка ограды. Вскоре ограда с красивыми железными воротами и решетками была готова. (В. Е. В. № 18-й. 1903 г.).
В годы Советской власти колокольню разобрали на кирпич, в церкви была мастерская совхоза. В интерьере сохранились лишь остатки поперечных стен, разделявших алтарь, храм и трапезную. Первоначальные сводчатые перекрытия утрачены. На стенах храма и трапезной - остатки сильно потемневшей живописи кон. XIX в.
Источник: 1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 3]. Суздальский и Юрьевский уезды / Сост. препод. Владимирск. семинарии В. Березин]. - 1896. - 526, VIII с.