МОУ Брызгаловская средняя школа В 1911 году в деревне Брызгалово была открыта начальная школа. Первоначально в школе училось всего 15 учеников. Первым директором была Годовикова Зинаида Алексеевна. После революции 1917 года школа расширялась. Количество учеников достигло 120 человек. Учились в две смены. Классы были по 40-50 человек. Были пристроены хозяйственные постройки. В школу пришли работать новые учителя: Мохначева Наталья Ивановна, Лебедева Анна Ивановна, супруги Болотовы. В 1932 году школа стала «семилетней». Нелегкими были годы войны. Не хватало тетрадок и письменных принадлежностей. После учебы дети шли помогать колхозу «Передовик»: сажали и пололи овощи, убирали урожай, ухаживали за животными. В 1954 году было принято решение о строительстве новой школы в поселке. Она стала десятилетней. В школе училось до 500 человек. Коллектив учителей увеличился до 30 человек. В школе работали многие заслуженные учителя: Мохначева Наталья Ивановна, Стебо Петр Захарович, Рыбина Людмила Федоровна, Федосеева Анна Николаевна, Гущина Лидия Романовна и др. «Брызгаловские школьники старшей возрастной группы в Новках проиграли местной команде со счетом 1:6. Очень упорным был матч в Сереброве между командами школьников младшей возрастной группы из Брызгалова и Сереброва. После трех периодов счет был равный — 6:6. Судья назначил дополнительное время в 10 минут. И здесь спортивное «счастье» было на стороне хозяев площадки: серебровские школьники выиграли со счетом 8:7. Впереди у ребят еще более интересные схватки на ледяных полях» («Знамя», 11 января 1969). «В этом году первого сентября у учительницы начальных классов Брызгаловской средней школы Анны Степановны Макаровой был двойной праздник. Во-первых, начало учебного года, во- вторых, исполнилось двадцать пять лет с того дня, как она начала свою преподавательскую деятельность. С ней меня познакомила директор школы Анна Николаевна Федосеева. Мы застали Анну Степановну в учительской за чтением письма от своего бывшего ученика Валентина Хахина. Валентин сообщал о том, что, работая геологом в далекой Якутии, он вместе со своими товарищами обнаружил новое месторождение нефти. Появившаяся на ее лице улыбка свидетельствовала о радости учительницы за успех Валентина. Анна Степановна называет нам еще ряд имен своих воспитанников, которые сейчас трудятся в различных городах Советского Союза: строят новые гидроэлектростанции, прокладывают железнодорожные магистрали, бороздят воды морей и океанов земного шара. Есть среди выпускников и такие, которые трудятся в своем родном поселке. Анна Степановна рассказывает об Але Кучиной и Шуре Алексеевой. После окончания школы обе девушки поступили в медицинское училище. Окончили его успешно. И сейчас работают медицинскими сестрами в Брызгаловской больнице. Со своими обязанностями справляются хорошо, за что имеют несколько благодарностей, награждены Почетными грамотами. Лучшим слесарем ткацкого производства фабрики имени Карла Маркса считается Борис Алексеевич Сорокин. Он тоже начинал учиться у А.С. Макаровой. Это она первая открыла ему дорогу к знаниям, дорогу в славную трудовую жизнь. Когда я познакомился с биографией Анны Степановны, то она оказалась обычной для многих советских людей. Родилась в деревне Брызгалове, окончила семь классов местной школы, а затем — Вязниковское педагогическое училище. И вот с 1944 года, переняв эстафету от старшего поколения учителей, работает учительницей начальных классов той же самой Брызгаловской школы. За свой почетный труд Анна Степановна имеет около десяти благодарностей, несколько Почетных грамот. А самую большую радость за свою работу сельская учительница ощущает, когда получает письма из многих уголков страны от тех людей, которым она дала путевку в жизнь. Е. ВЕТРОВ» («Знамя», 7 ноября 1969). «Пионеры Брызгаловской средней школы проводили операцию «Пионерский экскаватор». Уже собрана одна тонна металлолома. Комсомольцы фабрики имени К. Маркса помогли ребятам оборудовать спортплощадку» («Знамя», 18 мая 1971). «В нашей школе организован кукольный кружок. Руководит им Мусатова Людмила Владимировна. Занимается в нашем кружке много ребят, которые любят кукол и мечтают стать артистами. Недавно мы подготовили сказку «Репка», с которой ездили выступать в село Усолье. Зрители нас приняли очень хорошо и приглашали еще приезжать к ним в гости. Радостные мы возвращались домой и были довольны тем, что доставили удовольствие не только себе, но и нашим зрителям. В ближайшие дни мы посетим и другие населенные пункты района. Таня КОЗЛОВА, член кружка. Брызгаловская школа» («Знамя», 11 марта 1972).
«Брызгалово. Здесь в апреле учителя, ученики и родители отметили своеобразный юбилей, отметили без всякой радости: исполнилось восемь лет с того дня, как был заложен первый кирпич в фундамент новой школы. Конца же и края строительству пока не видать. В этом мы легко убедились, побывав в поселке имени Карла Маркса. Над зданием новостройки и внутри его царит тишина. Не двигается кран, задрав в небо свою стрелу. Всюду кучи желтого песка, щебня. И ни одного человека, если не считать трех мальчишек, копающихся в песке. Где же рабочие? Оказывается, их и было-то здесь всего четыре человека, да и тех дирекция фабрики перебросила срочно ремонтировать баню. Сами ребята и их родители устраивают субботники и воскресники. Подносят строителям песок, очищали первый и второй этажи, территорию вокруг будущей школы. На помощь приходят работники местной больницы во главе с врачом В.А. Чистяковым. Но всего этого явно недостаточно для того, чтобы подготовить школу. Между тем дирекция фабрики имени Карла Маркса во главе с Ю.П. Кирилловым и руководство районного объединения «Сельхозтехника» во главе с А.С. Плешановым проявляют в этом деле прямо-таки преступную халатность. А ведь почти месяц назад вопрос о ходе строительства Брызгаловской школы рассматривался на заседании исполкома райсовета, в решении которого прямо записано: «Обязать директора фабрики имени Карла Маркса тов. Кириллова Ю.П. принять все необходимые меры к усилению темпов строительства школы и обеспечить ввод в эксплуатацию основного корпуса в текущем году». На том же заседании А.С. Плешанов был предупрежден за неудовлетворительное выполнение договорных обязательств, затяжку работ по устройству внешних сетей канализации, водопровода и отопления. И Ю.П. Кириллов, и А.С. Плешанов не торопятся выполнять решения исполкома райсовета. То, что школа и в этом учебном году не распахнет своих дверей перед учениками, стало явью. Снова школьники сядут за парты в старом здании. Снова не оправдались надежды учителей, учеников и родителей. Готовясь перейти в новое здание, в школе приобрели еще один магнитофон, фильмоскопы, теперь здесь два проигрывателя, два кинопроектора. Тысяча рублей затрачена на учебно-наглядные пособия для оформления кабинетов. Здорово подвели брызгаловских мальчишек и девчонок руководители и строители фабрики и объединения «Сельхозтехника». Наобещали, а не сделали» («Знамя», 1 августа 1972).
В 1972 году в поселке имени Карла Маркса было построено новое здание Брызгаловской средней школы. В новом здании появились спортзал и столовая, лингвистический класс и мастерская, стрелковый тир.
«ДРУЖИНА В ПОИСКЕ Наша дружина носит имя прославленной партизанки, Героя Советского Союза Елизаветы Ивановны Чайкиной. Поэтому совет дружины в сентябре 1971 года решил собрать материалы о жизни, героическом подвиге Лизы Чайкиной и на основании их открыть в школе музей. Каждый пионерский отряд получил задание. Одни пионеры стали внимательно просматривать все газеты, другие пошли в библиотеку, чтобы найти книги о героях Великой Отечественной войны. Люда Митина нашла в библиотеке книгу «За линией фронта». Эта книга о тех, кто сражался в тылу врага. В ней помещены воспоминания Клавы Ильиной «Наша Лиза». В статье упоминалась фамилия командира партизанского отряда, в котором воевала Лиза. — А.К. Филимонова. Сразу же были написаны письма в адресные столы многих областных центров нашей Родины. Мы сообщали, что разыскиваем бывшего командира партизанского отряда — больше никаких сведений о нем мы не знали. И вот долгожданный день наступил! Пришло письмо из г. Кемерова. Андрей Кузьмич прислал нам свое фото, воспоминания о Лизе Чайкиной. Переписка с ним сейчас продолжается. В связи с 30-летием со дня гибели Лизы в газете «Сельская жизнь» была опубликована статья «Мужество». Автор рассказывал о том, что в г. Калинине есть музей Ленинского комсомола им. Лизы Чайкиной. Написали письмо в г. Калинин. Сотрудники музея ответили нам, прислали портрет Лизы, биографию, адреса тех людей, которые знали Лизу, а также мы получили приглашение побивать в Калинине. В эти зимние каникулы наша мечта осуществилась. И вот мы на калининской земле. Экскурсовод музея, узнав, что мы интересуемся жизнью, подвигом Лизы Чайкиной, особое внимание уделила разделу о Великой Отечественной войне. В музее много экспонатов. Вот большая бомба. Она не взорвалась, т. к. в ней был песок и записка: «Чем можем — тем поможем». Это дело рук антифашистов. Как сейчас стоит перед глазами партизанская землянка. Все вещи в ней тех грозных лет настоящие. И висит газета «Партизан», выпущенная к 8 Марта. Сотрудники музея очень тепло нас встретили и на память подарили нам книгу «Солнце над Волгой». Эта книга включает воспоминания матери Лизы. В один из дней в обкоме ВЛКСМ для нас была организована встреча с бывшим комиссаром партизанского отряда Петром Алексеевичем Ивановым. Он нам рассказал, что знал Лизу еще до войны: вместе находились на партийной работе. Лиза была очень простая, чуткая, отзывчивая комсомолка. И в то же время требовательность — одна из основных ее черт. После гибели Лизы, все ее товарищи-комсомольцы организовали партизанскую бригаду имени Лизы Чайкиной, громили врага, мстили ему за смерть своих товарищей. Петр Алексеевич изъявил желание переписываться с нами и написал несколько строк в альбом: «Пионерам Брызгаловской школы Владимирской области мои наилучшие пожелания в учебе, пионерской работе и во всех добрых делах. Растите преданными своей любимой Родине, народу, будьте достойны героических традиций его. Всего вам доброго! С уважением бывший комиссар партизанского отряда Калининской области Иванов». Сейчас пионеры Брызгаловской школы снова в пути, маршрут «Мое Отечество – СССР» продолжается. Перед нами задача — найти всех, кто знал Лизу, работал с ней, сражался в партизанском отряде, собрать библиотеку с книгами о бесстрашной Чайке. Л. МУСАТОВА, старшая пионервожатая Брызгаловской школы» («Знамя», 8 февраля 1973).
«Сбор дружины, посвященный Дню Советской Армии и Военно-Морского Флота, проведен в Брызгаловской школе. Перед пионерами выступил участник Великой Отечественной войны И.Г. Соленов. Ребята прослушали записанную на грампластинку речь В.И. Ленина, с которой вождь обратился к красноармейцам. Учащиеся школы в этот день перечислили в фонд мира 16 рублей» («Знамя», 3 марта 1973). «Б.П. МУСАТОВ, учитель Брызгаловской средней школы Родился я в рабочей семье, учился в десятилетке, служил в Советской Армии, окончил институт, стал учителем. На этом пути примером для меня были члены партии Ленина. Я видел, что у них всегда было лишь одно право — быть всегда впереди, быть там, где труднее. Хочу следовать их примеру во всем. Сейчас партия воспитание подрастающего поколения считает одной из главнейших своих задач. Об этом снова напомнил Л.И. Брежнев на XVII съезде комсомола. В центре внимания коммунистов школы стали сейчас вопросы трудового воспитания учащихся. Не забываем, конечно, об их идейной закалке. Еженедельно для школьников провожу политинформации. Считаю, что педагог должен быть примером для своих питомцев и в общественной деятельности. Только тогда он сможет оказать активное воздействие на души своих учеников. Поэтому выступаю с лекциями, участвую в кружках художественной самодеятельности, в шахматных турнирах. Коммунисты школы видят свою задачу в том, чтобы в тесном союзе школы, семьи и общественности воспитать у учащихся беззаветную любовь к Родине, стремление отлично учиться, умение трудиться, уважать труд» («Знамя», 1 мая 1974).
«ЗАНИМАЮТСЯ ОХОТНО В нашей школе большое внимание уделяется военно-патриотическому воспитанию учащихся. Особенно в этом отношении много делает преподаватель начальной военной подготовки майор в отставке Виталий Александрович Мартынов. В школе организованы три стрелковых кружка. Кружки занимаются один раз в неделю по средам, обычно час-полтора. На первых занятиях изучалась теория стрельбы, отрабатывались в классе военной подготовки приемы ведения огня. Для этого класс у нас хорошо оборудован, имеются «показная мушка», «диафрагма» и другие стрелковые приборы. Пробовали ребята уже и стрелять: младшие школьники из пневматического ружья, ребята постарше из малокалиберной винтовки. Некоторые из ребят уже сейчас показывали неплохие результаты. Например, Вера Рыжова, ученица 7 «б» класса, выбила из малокалиберной винтовки на 25 метров 94 очка из 100 возможных, ученик 9 «а» класса Николай Попов на расстоянии в 50 метров выбил 91 очко. И Вера, и Николай уложились в норму третьего разряда. Неплохой результат также у Наташи Шарыгиной. Учащиеся посещают занятия стрелковых кружков с большой охотой. В целях военно-патриотического воспитания наша школа держит связь с одной из воинских частей. Ежегодно воины этой части приезжают на встречу со школьниками. В этом году запланировано посещение учащимися музея боевой славы части. На День Советской Армии воины прибудут к нам. Используем мы для военно-патриотического воспитания газету «Красная Звезда». Один раз в неделю проводятся обзоры этой газеты. Намечено также выпускать один раз в месяц боевой листок о занятиях по начальной военной подготовке в девятых-десятых классах. В военно-патриотическом воспитании принимают участие все учителя, особенно классные руководители, комсомольская организация, другие работники школы. Работа ведется строго по плану. На днях заведующая школьной библиотекой Н.В. Балахонова выступила перед ребятами начальных классов с беседой на тему: «Их юность была боевой». Она же рассказала школьникам о городах-героях. Для того, чтобы еще шире развернуть работу по военно-патриотическому воспитанию, по ознакомлению учащихся с рядом военных приемов, мы решили построить стрелковый тир. Составлена смета на строительство. Прорыты траншеи для закладки фундамента. Однако пока дальше дело не двигается. Нужны специальные решения отдела внутренних дел, главного архитектора района, необходимы денежные средства. Мы надеемся, что соответствующие организации скажут нам содействие. А. ФЕДОСЕЕВА, директор Брызгаловской средней школы» («Знамя», 7 октября 1975).
«В двух километрах от поселка имели К. Маркса расположена небольшая деревня Назарово. В ней живут две соседки, две учительницы — Лидия Васильевна Чалова и Анна Степановна Макарова. Вот уже почти тридцать лет изо дня в день в зимнюю пургу, в осеннюю слякоть и в весеннюю распутицу выходят они из дома и идут в Брызгаловскую среднюю школу, где обе работают с 45 года. Это такие люди, о которых нельзя не сказать доброго слова. Лидия Васильевна Чалова — учительница начальных классов. Всегда строгая и требовательная прежде всего к самой себе, она еще до звонка придет в класс, приготовит наглядные пособия, чтобы на уроке не терять драгоценных минут. Все новое, передовое применяет она в своей работе. И не случайно ее опыт распространяется и изучается среди других учителей школы. Очень много труда и энергии затрачивает Лидия Васильевна на работу со слабыми учениками. Занимается с ними и на уроке, и после — в группе продленного дня и индивидуально. Подробно разбирает каждую допущенную ими ошибку. Потому-то большинство ребят в ее классе, как правило, учатся на «четыре» и «пять». С первого класса прививает она ученикам навыки правильного, выразительного чтения. Еще до прихода ребенка в школу Лидия Васильевна знакомится с его родителями, с обстановкой в семье. В течение всего учебного года ведет занятия родительского всеобуча. На протяжении нескольких лет избирается она членом месткома профсоюза, где является страховым делегатом. Честно и аккуратно выполняет это и другие общественные поручения. За свой труд не раз награждалась она почетными грамотами обкома профсоюза учителей и Министерства просвещения РСФСР. Воспитанию и обучению детей посвятила всю свою жизнь и Дина Степановна Макарова. С первого класса приучает она ребят к трудолюбию. Сколько интересного, занимательного можно увидеть у нее на уроках труда, какие только поделки не мастерят на них дети! По многим темам уроков сами ребята оформляют красочные альбомы. В них — результат творческого подхода к делу учителя. Много ценного и нужного для себя может почерпнуть из этих альбомов любой учитель школы. Очень важным в своей деятельности Анна Степановна считает работу с родителями, которые помогают ей в решении всех трудных вопросов. Родители, например, помогают заниматься с отстающими учениками, организуют сборы, экскурсии, участвуют в подготовке и проведении различных мероприятий в классе и в школе. Анна Степановна постоянно находится в гуще общественной жизни. Несколько лет подряд она избирается членом месткома, руководит кустовым методическим объединением. Ее доклады представлялись на педагогические чтения и во Владимирский институт усовершенствования учителей. За добросовестную работу она была отмечена почетными грамотами райкома профсоюза учителей. — Я горжусь своей профессией, — говорит Анна Степановна. — Ведь учитель — это наставник, воспитатель своих учеников. Он выводят в путь поколение, которое будет жить при коммунизме. К. ЕЛИНА, учительница-пенсионерка. пос. имени К. Маркса» («Знамя», 17 февраля 1976).
«Позади напряженное время учебы, вступило в свои права пионерское лето. В нашей школе созданы хорошие условия для отдыха пионеров и школьников. Ежедневно к девяти часам приходят в школу учащиеся первых-четвертых классов. Здесь для них организовано трехразовое питание. Здесь они играют, приобретают новые навыки самообслуживания, читают книжки. Иногда для них устраивается выход за поселок, на лоно природы. Это лагерь «Чайка», заботы о котором поручены учительнице начальных классов Анне Степановне Макаровой. В настоящее время в лагере 32 младших школьника. Домой возвращаются дети, когда папы и мамы приходят с работы. Столько же учащихся школы уехали в пионерский лагерь «Дружба». Много полезного узнают они там о природе, родном крае, об интересных людях, с которыми встретятся во время походов, станут еще более крепкими и закаленными. Некоторые наши ребята уехали в гости к своим бабушкам и дедушкам. А для тех, кто остался дома, организованы уличные отряды. Всего их три. В прошлую субботу был торжественный сбор по случаю начала деятельности отрядов. Выбраны командиры. Намечено, чем займутся ребята. В планах походы в лес, сбор лекарственных трав, соревнования по плаванию, тимуровская работа, занятия в танцевальном кружке при фабричном клубе, «лечение» книг в местной библиотеке и другое. В прошлом году особенно интересно и увлекательно проводили время ребята из уличного отряда под названием «Боровичок», что на улице Боровой. Сейчас этот отряд возглавляет энергичная, активная пятиклассница Ира Карасева. Есть надежда, что и в этом году в отряде будет интересно. Идет пионерское лето. Школьники отдыхают, растут, набираются сил для новых штурмов в мир знаний. Н. БОГАТИНКИНА, секретарь учительской комсомольской организации Брызгаловской средней школы» («Знамя», 29 июня 1976).
«БОРОВИЧОК» - это название нашего уличного отряда. Интересно, весело в нем! Как только в школе прозвенел последний звонок, мы собрались и обговорили, чем будем заниматься летом. В начале каникул мы оборудовали спортплощадку — сделали беговую дорожку, сектор для прыжков, построили скамейки, а для малышей — песочницу и качели. Все ребята занимаются сбором лекарственных трав. Интересно прошла военно-спортивная игра «Зарница». Провели встречу по футболу с командой улицы Лесной. И хотя матч мы проиграли, все была довольны этой встречей. Вся жизнь отряда отражается в стенгазете и «молниях», учет проделанной работы ведется в специальном дневнике. Сейчас мы готовимся к туристскому походу. Сережа КЛЮХИН, командир уличного отряда Брызгаловской средней школы» («Знамя», 13 июля 1976).
«За многолетнюю и плодотворную работу по коммунистическому воспитанию подрастающего поколения и в связи с 50-летием со дня рождения директор Брызгаловской средней школы Федосеева Анна Николаевна награждена Почетной грамотой райкома КПСС и райисполкома» («Знамя», 16 ноября 1976).
«ОТ СЪЕЗДА К СЪЕЗДУ Так назывался выпуск устного журнала, подготовленного учениками Брызгаловской средней школы под руководством учительницы Л.Ф. Рыбиной. Выпуск состоял из нескольких страничек. На одной из них выступил делегат XXV съезда КПСС помощник мастера фабрики имени К. Маркса Б.С. Сорокин. Затем зрители посмотрели кинохронику «Слово XXV съезду». Последняя страница выпуска называлась «На сцене — внуки Ильича». Ребята показали концерт, в программе которого были стихи и песни о партии, о Родине, о героях пятилетки. А на следующий день школьники показали свой концерт в Брызгаловской участковой больнице. Т. ПУЗАНОВА» («Знамя», 10 марта 1981). «О КОЛЛЕГЕ, ДИРЕКТОРЕ, ЧЕЛОВЕКЕ Анна Николаевна Федосеева... В далеком 1948 году в Брызгаловскую школу приехала молодая учительница русского языка и литературы. Работать начинала в старом деревянном здании, в холодных классах сидели дети, которым нечего было одеть, обуть, зачастую и поесть. Но характерным для поколения тех лет была необыкновенная жажда знаний, которую увлеченная учительница всеми силами поддерживала в своих учениках. Сначала учитель, потом завуч, и вот уже 14 лет Анна Николаевна директор школы. Это человек долга — партийного, служебного, человеческого. 32 года отдала она школе, детям, нам, учителям, родителям. Человек большой, открытой души, она чужую боль и беду принимает, как свою. Педагог, умудренный жизненным опытом, наш директор терпеливо учит, помогает, поддерживает, а уж если требует — то со всей взыскательностью. Отношения взаимопонимания, духовная моральная близость к молодым учителям, особое отношение к обслуживающему персоналу и работникам столовой — все это создает микроклимат, в котором организм школы работает творчески. А сколько внимания уделяет ока рабочей молодежи, которая обучается в 9—11 классах учебно-консультационного пункта, «своим» ученикам четвертых, восьмых классов. Сколько мудрого терпения, огромной затраты нервной энергии, духовных сил! Круг директорских обязанностей безгранично широк. В школе нет завхоза — и все дела у директора. Нет пионервожатой — и пионерская работа, это сложное и беспокойное дело, опять же требует постоянной директорской заботы. Ее огромный труд чувствуется во всем. В день юбилея Анны Николаевны мы хотим поздравить ее с знаменательной жизненной датой, пожелать доброго здоровья, дальнейшей плодотворной работы в воспитании детей. А. НОВИКОВА, Е. МОКУНОВА, Л. РЫБИНА и другие педагоги Брызгаловской средней школы» («Знамя», 17 ноября 1981).
«КТО САМЫЙ МЕТКИЙ? Завершились районные соревнования школьников по стрельбе из пневматического оружия, посвященные 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Соревнования проходили в три этапа, поочередно в каждой из городских школ. Итоги подводились по сумме очков, набранных на всех трех этапах, отдельно в каждой возрастной группе. Из восьми школ-участниц соревнований полностью выполнили их условия лишь две — Брызгаловская и Вахромеевская средние. Остальные пропускали то один этап, то другой. Как правило, без всякой на то уважительной причины. Это еще раз свидетельствует о том, что не во всех школах района уделяется должное внимание развитию военно-технических видов спорта. Хотя на эту тему можно много услышать разговоров на совещаниях и заседаниях разного уровня, на практике дело продвигается вперед очень и очень медленно. Победу уверенно одержала дружная команда Брызгаловской средней школы во главе с тренером, настоящим энтузиастом своего дела, военруком В.А. Мартыновым. Сегодня эта команда, вне всякого сомнения, сильнейшая в районе, о чем говорит и сумма набранных ею очков — 628. Намного отстали от брызгаловцев юные стрелки Оргтрудовской средней школы, набравшие 490 очков. На третьем месте оказались вахромеевские школьники. Особо необходимо отметить команду Давыдовской восьмилетней школы. В последнее время она очень активно участвует во всех районных соревнованиях и часто показывает лучшие результаты среди восьмилетних школ» («Знамя», 22 января 1985).
«Впервые в нашем районе прошла олимпиада школьников по начальной военной подготовке, посвященная 40-летию Великой Отечественной войны. Главным судьей олимпиады был военрук Брызгаловской средней школы В.А. Мартынов. Олимпиада стала проверкой умений и навыков по начальной военной и медико-санитарной подготовке, по гражданской обороне, физической подготовке школьников, знаний ими правил дорожного движения. Наилучшую подготовленность показали команды Брызгаловской и Камешковской средних школ, занявшие призовые места по огневой, физической и медико-санитарном подготовке. Хорошую строевую выправку продемонстрировали учащиеся Оргтрудовской средней школы. Команда брызгаловских школьников защищает честь района в областных соревнованиях по начальной военной подготовке. В ходе олимпиады выявилась слабая подготовленность команд Вахромеевской и Второвской средних школ, показавших низкие результаты по всем видам соревнований. Определены основные направления улучшения работы по начальной военной подготовке школьников» («Знамя», 9 апреля 1985).
«Меткие выстрелы В последнее время в Брызгаловской средней школе много внимания уделяется военно-патриотическому воспитанию, развитию военно-патриотических видов спорта, особенно стрелкового. Большую заботу об этом проявляют директор школы О.А. Лаврентьева и заместитель директора по военно-патриотическому воспитанию В.А. Мартынов. Не случайно именно здесь построен первый и пока, к сожалению, единственный в районе тир, отвечающий всем требованиям, которые предъявляются к спортивным сооружениям такого типа: помещение закрытое, с электроосвещением. Юные брызгаловские стрелки — постоянные лидеры всех районных соревнований. Поэтому, когда встал вопрос об открытии в нашем районе отделения детско-юношеской спортивной школы облсовета ДСО «Урожай» по пулевой стрельбе, двух мнений не было: только в Брызгаловской школе. И вот с начала 1986 года отделение ДЮСШ под руководством тренера В.А. Мартынова стало действовать. Недавно в городе Юрьев-Польском проходило первенство облсовета ДСО «Урожай» по пулевой стрельбе, в нем участвовали двенадцать команд райсоветов. Честь нашего района защищали брызгаловцы Михаил Пушкарев, Александр Чугаев, Светлана Скоморохова и Людмила Крайнова. Выполняя упражнение МВ-8 — тридцать выстрелов из положения лежа, наши стрелки выступили не очень удачно, заняв седьмое место. Во второй день в упражнении МВ-4 — по десять выстрелов из положения лежа, с колена и стоя — отличился Михаил Пушкарев. Набрав 263 очка, он стая третьим. Неплохо выступила и Светлана Скоморохова. В итоге наша команда завоевала общее пятое место. Е. БАРАНОВ, председатель райсовета ДСО «Урожай» («Знамя», 1 апреля 1986).
«ИЗУЧАЕМ МАТЕРИАЛЫ XXVII СЪЕЗДА КПСС Открытый классный час в форме устного журнала прошел в седьмом классе Брызгаловской средней школы. Его организатором стала библиотекарь В.В. Балахонова. Готовясь к классному часу, семиклассники изучали материалы съезда, узнали, какое значение имеет съезд в жизни партии, советского народа, международного коммунистического и прогрессивного движения. Одни ребята подготовили выставку документов партийного форума и их обзор, другие нашли цифровые данные из «Основных направлений экономического и социального развития СССР на 1985-1990 годы и на период до 2000 года», касающиеся реформы школы. На классный час был приглашен бригадир комсомольско-молодежной бригады фабрики имени К. Маркса С.Т. Чугаев. Прозвучала литературно-музыкальная композиция в исполнении школьников, в которую были включены песни «Партия — наш рулевой», «Мы за мир», «Орлята», стихи советских поэтов о мире, Родине, партии, о комсомольцах и пионерах. На занятии, которое проходило в краеведческой комнате, присутствовали также члены районного методического объединения школьных библиотекарей. Л. ТИМАКОВА, методист РОНО» («Знамя», 15 апреля 1986).
«По инициативе ДОСААФ в Брызгаловской средней школе проводились соревнования по стрельбе из малокалиберной винтовки среди средних школ района. Стрельба проводилась из трех положений — лежа, с колена и стоя. Условия соревнования были жесткими. Каждая команда выставляла 4-х представителей (2 девушки, 2 юноши), которые при невыполнении одного из видов упражнений выбывали из дальнейшего участия в соревнованиях. Первый этап (стрельба из положения лежа) уже вывел по одному представителю из Вахромеевской средней школы и Дома пионеров. Со вторым этапом не справилась команда профессионально-технического училища. Только Брызгаловская средняя школа уверенно шла вперед, не потеряв ни одного участника. Заключительный этап (стрельба из положения стоя) подвел результаты. Брызгаловская школа заняла 1 место, набрав 784 очка и не уступив никому личного первенства. В этом заслуга Елены Федоровой, занявшей личное 1 место. Людмилы Крайновой — 2 место, Игоря Гусева — 3 место. Представители Дома пионеров, потеряв одного человека, боролись втроем, одержимые стремлением победить. Они смогли выйти на 2 место. Третье место заняла камешковская средняя школа № 1. В. ТИМАКОВ, преподаватель ПТУ. В рамках Недели за разоружение В рамках недели за разоружение прошел вечер политической песни, в котором принимали участие учащиеся 6-10 классов. В конкурсную программу входило исполнение политической песни, рассказ о ней, рисунок политического плаката и его защита. Но юные пионеры тоже не подвели — исполнили известные им политические песни. В конкурсной программе ярко выглядело выступление шестиклассников. Все празднично одетые, они отлично продемонстрировали свой номер. Жюри, в состав которого входили директор школы, завуч, старшая пионервожатая и заместитель секретаря комсомольской организации, внимательно выслушали все выступление. Даже когда жюри ушло на совещание, зал не скучал. Были хором исполнены песни «Гимн демократической молодежи» и «Пусть всегда будет солнце». Первое место, как и ожидали, было у шестиклассников, второе место заняли десятиклассники, не третьем — были учащиеся 8 класса. Все остались довольны, хотя не обошлось и без обиженных. 9-й класс, остающимся в школе запевалой, не занял призового места. Ну что же, надо было лучше готовиться! Юнкоры Брызгаловской средней школы ЧЕМОДАНОВА Ольга, СКОМОРОХОВА Светлана» («Знамя», 8 января 1987). «Второй год работает в нашей школе политический клуб «Пульс планеты». Руководит им учитель истории Наталья Алексеевна Луканина. Интересными были заседания «Суд над империализмом», «Как найти себя». Мы говорим в клубе о современной музыке, моде, различных молодежных течениях. Вечер, прошедший в школе в начале февраля, запомнится надолго. В нем участвовали старшеклассники и учителя. Речь шла о Владимире Высоцком — актере и человеке. Подготовили вечер учащиеся 9 класса. 29 января поэту-певцу исполнилось бы 49 лет. На вечере мы увидели и услышали Высоцкого, человека то нежного, то порывистого и резкого, патриота, который спешил сделать в своей жизни очень многое. Как обычно, после заседания клуба состоялось анкетирование присутствующих: каков же был вечер, произвел ли он впечатление? Высказываний было много, но в том, что заседание понравилось, ребята были единодушны. А это значит, следующее занятие соберет больше участников. Оно уже готовится. Ребята собирают интересный материал о радиодиверсиях западных спецслужб. Галя ГОРДЕЕВА, президент клуба. Брызгаловская средняя школа» («Знамя», 17 февраля 1987). «По соседству с фабрикой имени Карла Маркса находится Брызгаловская средняя школа. В последние годы школьники заметно укрепили свои связи с производством, многие выпускники школы приобрели текстильные профессии. Не стал исключением и минувший учебный год. Учащиеся восьмого класса в течение года изучали профессию ткача. Теоретические занятия с ними провела я, а практические — инструктор производственного обучения Э.П. Кунтикова и мастер Н.П. Бурова. В летние каникулы 27 восьмиклассников из 29 проходили на предприятии производственную практику. Все они обслуживали по 9-15 ткацких станков, что ниже нормы кадрового рабочего почти в два раза. Хорошего результата в труде достигла Ирина Титова. Обслуживая 9 станков П-125, она выработала в июне-июле более 19 тысяч метров ткани, всю продукцию сдала первым сортом. По 17 тысяч метров выпустили Галина Зеленцова и Елена Шепелева. У Галины Захаровой на счету более 16 тысяч метров суровья. Всего же учащимися было наработано 422 тысячи с лишним метров ткани. Одновременно с ними на станках трудились и пять выпускниц девятого класса. Среди них особенно отличились Нина Чалова и Ольга Чемоданова, которые работали на 18 станках каждая» («Знамя», 3 сентября 1987). «С ЧЕСТЬЮ ПРОЙДЕННЫЙ ПУТЬ ЛЮДМИЛА ФЕДОРОВНА РЫБИНА, учитель русского языка и литературы Брызгаловской средней школы, депутат сельского Совета. Со школьной скамьи, еще совсем юной девушкой с русой косой пришла она в наш учительский коллектив. Мы были молоды, а она совсем юная; у нас уже был опыт в работе, у нее — стремление не отстать и помочь нам в работе с детьми. И все вместе дружно, рука об руку, трудились, неудачи и радости были общие. А рядом работала ее первая учительница — Алексеева Анна Ивановна. Это она, скорее всего, указала девушке тропинку к школе. Шла Людмила Федоровна туда, где ребятам было интересно. Походы, экскурсии, а она и как вожатая, и, впоследствии, как учитель, классный руководитель с ребятами школы побывала не только в своей области, но и в Ленинграде, Москве, Волгограде, Ростове-на-Дону, в Риге и других городах. Она любит детей, учит тому, что пригодится в жизни. И они сегодня помнят ее главным наказ: берегите время, не ждите, что кто-то сделает за вас вашу работу. Среди ее выпускников есть врачи, инженеры, учителя…» («Знамя», 22 февраля 1992).
«Спасибо за то, что Вы есть Когда приближается очередная ''круглая" дата, человек невольно начинает подводить тоги своей деятельности. Над этим, пожалуй, размышляет сегодня и Людмила Федоровна Рыбина, учитель Брызгаловской средней школы. В феврале у Людмилы Федоровны юбилей. Может быть учитель размышляет о том, что сделано за 40 лет работы в школе. А может быть, думает о том, что сын уже совсем взрослый, и трое внуков радуют и тревожат, не дают стареть, добавляют энергии, сил. Да и для самой Людмилы Федоровны вся жизнь в движении, а поэтому она не мыслит себя без школы — это, пожалуй, ее первая семья. Выпускников Людмилы Федоровны отличают прежде всего трудолюбие, чувство ответственности. Они умеют работать с энтузиазмом. Этим они «заразились» от своего классного руководителя, который живет жизнью каждого своего ученика. Даже по окончании школы, по прошествии многих лет выпускники не становятся для нее чужими. А мы, порой, робевшие от ее строгости и требовательности, только теперь понимаем, как она была права, делая из нас людей обязательных, внимательных, общительных, готовых к самостоятельной жизни. Людмиле Федоровне мы обязаны тем, что научились быть благодарными людям. Огромное спасибо Вам, дорогой Учитель, за то, что отдали нам частицу своей души, за то, что Вы есть! С юбилеем Вас, Людмила Федоровна! Е. АВДОШКИНА, Н. КОЗЛОВА, Л. МОСАЛЕВА, Н. ЛУКАШЕВИЧ и другие выпускники Брызгаловской средней школы 1986 года» («Знамя», 21 февраля 1997).
Людмила Федоровна Рыбина
МБОУ Брызгаловская СОШ действует с 23 августа 1999 г.
«Школьный музей является важнейшей частью в воспитании школьников. Без знаний истории своего населенного пункта, без знания того, как жили наши отцы и деды, невозможно быть истинным патриотом своей Родины. В нашем районе всего один паспортизированный школьный музей – в Брызгаловской средней школе. История школьного музея Брызгаловской средней школы такова. Сначала была открыта комната боевой славы в 1978 году. Руководила ее работой в то время завуч школы Гущина Лидия Романовна. Регулярная поисковая работа велась с 1960 года. Собирались сначала материалы о ветеранах войны поселка, а потом и близлежащих деревень. Ребята, которые давно стали взрослыми, собирали фотографии и фронтовые письма, встречались с ветеранами, записывали воспоминания. Велась переписка с военкоматами разных областей, с участниками боев. Таким образом и был накоплен большой документальный материал, который положил начало школьному музею. В 1988 году за поисково-исследовательскую работу комнате боевой славы присвоено звание «Школьный музей историко-краеведческой экспозиции». На данный момент экспозиция музея выглядит так. У стен, на специальных подставках, стоят предметы старинного быта — прялка, веретено, утюг и т.п., также есть вещи военного времени — гимнастерка, пилотка, ордена и медали. Не забыты и современные умельцы. В музее существует уголок декоративного творчества. На стенах висят стенды с фотографиями разных лет, со времен Великой Октябрьской революции. Заслуживают внимания стенды «Летопись трудовой славы», «Страницы истории школы», о воинах-афганцах. Огромное значение в экспозиции занимают материалы, посвященные Великой Отечественной войне. И на стендах, и в архиве можно узнать многое о наших земляках, воевавших за Родину, о вернувшихся с фронта и об оставшихся лежать на полях сражений. Нынешним руководителем музея является учитель Брызгаловской средней школы А.Н. Федосеева. Вот что она рассказывает о жизни музея: — У нас существует совет музея, состоящий из учеников школы. Председателем совета выбрали ученицу 9-б класса Плахотную Машу. Также в совет музея входят ученики: О. Родина, Р. Кучкаров, И. Габова, Д. Зарипов, С. Калинин. На своих совещаниях ребята решают, какую работу им нужно провести, составляют планы на будущее. Ребята проводят экскурсии, у каждого есть своя тема. Ученики школы ведут краеведческую работу. Хороший материал для музея собрал Саша Петунин. Со своим материалом «Они защищали Родину» он участвовал в районной краеведческой конференции, на которой занял 3-е место. Мероприятия, посвященные 55-летию Победы в Великой Отечественной войне, начались еще в январе 2000 года. Встречи с ветеранами, подготовка новых стендов, приветствия участникам Великой Отечественной — это всего лишь часть большой работы к Дню Победы. Ведется также дальнейшая работа по наполнению музея свежим материалом: фотографиями, записями, документами. Музей участвует и в областных мероприятиях. Недавно департамент образования проводил смотр-конкурс среди школьных музеев, музей Брызгаловской средней школы был его участником. 17 мая в г. Владимире состоялся семинар по презентации программы «Музейная культура» для школ, имеющих школьные музеи. На семинаре собрались руководители школьных музеев области. Музей Брызгаловской средней школы представлял наш район в лице его руководителя А.Н. Федосеевой. Шел разговор о возрождении и об огромном значении школьных музеев в воспитании детей. Свою программу «О музейной культуре» представила энтузиаст музейного дела Бузукова Вера Сергеевна. Велась речь и о тяжелом финансовом положении школьных музеев. Представителями департамента образования было сказано, что областной администрацией будут приниматься меры по поддержке музеев, и что наконец- то в музейном деле наметится перелом на улучшение. Возможно, в школах даже будет введена новая единица — педагог-организатор — руководитель музея. Все участники семинара договорились встречаться почаще. А. САИТОВ, пос. им. К. Маркса» («Знамя», 2 июня 2000). «ПОСЛЕДНИЙ звонок. Он остается в памяти навсегда. Под звуки веселой музыки зал Брызгаловской средней школы заполняют учащиеся и родители. Торжественная тишина, и вот под мелодию школьного вальса появляются одиннадцатиклассники, все девушки в форме, белых фартуках. Юноши — в строгих костюмах. Море цветов, улыбок. Аплодисменты, все встречают их стоя. Звенит последний звонок для выпускников. Звонок. Директор школы зачитывает приказ по школе о допуске к экзаменам учащихся 9-11 классов. Выступают выпускники с шуточными поздравлениями всем жителям, школе… Учителям дарят букеты цветов, выступают первоклассники. Они приветствуют выпускников, желают им успешно сдать экзамены, вручают им цветы. Те в ответ дарят первоклассникам подарки. Затем все идут к памятнику павшим в великой Отечественной войне и возлагают цветы. Долго длилось веселье в школе, а затем на берегу речки. Закончился очередной учебный год. Казалось бы, радоваться надо, но у нас, учителей, эта радость с грустинкой, особенно, если у тебя — выпускной класс. Тогда кажется, что частичка тебя уходит с этими детьми, вернее, уже полноправными гражданами страны. Утешает в этой грусти лишь надежда, что они еще вернутся, как возвращаются к своим учителям те, кто уже давно закончил школу. Когда мои бывшие учащиеся, мои выпускники собираются у меня, они «отчитываются» о прожитом, о достигнутом. Могут придти в любой день. Эти встречи священны, вот и на этот раз пришли выпускники самые мои последние, самые юные. Всего несколько лет прошло, как они покинули школу (сейчас у меня будет 6-й класс), а некоторые ушли из 10, окончив 9 классов. Но как они изменились за это время, как возмужали... Как могут говорить, отстаивать свои убеждения. Кто-то уже закончил учебные заведения, получил специальность. Кто-то учится, кто-то уже работает. Как весело они вспоминали школьные годы, как о многом сожалели («вернуть бы, поступить бы по-другому», «поучиться бы…»). Лена Цепелева... учится во Владимирском лицее. Профессия — техник-лаборант-эколог. Идет на красный диплом. Бессменный староста, помощник учителя, она и сейчас со всеми говорит как вожак. Наташа Рюмина окончила Владимирский строительный колледж по профессии юрист. Речь ясная, четкая. Работает в школе секретарем. Девушка серьезна и мудра. Марина Новикова, Наташа Макарова учились в Ковровском профессиональном училище на бухгалтера. Марина устроилась по специальности, а Наташа — нет, работает на бинтах на фабрике «Медтекс». Скромницы-умницы. Верные подруги. Люда Коробова и Наташа Шмакова. Обе выучились на швею (Красиво шьют. Любят свою профессию). Володя Захаров — весельчак, балагур, труженик в АО «Вега». Вернулся из Чечни Рогожкин Максим. Много перенес. Много страдал. И это в неполных 20 лет. Ребята внимательно слушали его, переживали за других наших ребят (Шелепова С. и Горшкова С.), которые тоже там. Вспоминали С. Адаева, который в Нижнем Новгороде, присылает постоянно приветы. Говорили об остальных, которые в силу причин (отъезд, работа) не могли придти. А я смотрела на них и думала: «Как же прекрасна моя работа, моя профессия! За 46 лет столько прошло через мои руки, мою душу. И в каждом из них — частички меня. Счастье, что они помнят меня и школу, учителей. Грустно, что они не могут (мы думаем, что не навсегда!) применить свои знания по специальности, поработать: нет мест. Так уж сложилось сейчас в нашей стране. Но они не унывают, хотя видны были в глазах грустинки, когда они говорили о своем наболевшем. Молодые, сильные, только бы работать, но... И все же они большие оптимисты, вместе с ними молодела душой и я, вместе мы строили планы. А в душе говорила им спасибо за память, за доброту, за нежность, за то, что они такие, за то, что они есть на земле. Я горжусь ими, своими выпускниками. Учится во Владимирском педуниверситете Лена Кряжова. Все годы она мечтала об этой профессии, также Аня Терещенкова учится, чтобы стать учителем... Л. РЫБИНА, учитель Брызгаловской средней школы» («Знамя», 16 июня 2000). «Чайка», - так назвали свой лагерь брызгаловские ребята В этом году в Брызгаловском оздоровительном лагере «Чайка» отдыхают 62 человека. Работают воспитатели — Л.Д. Рогова, А.Г. Новикова, Г.В. Пискунова, К.Г. Хемеров и О.А. Киселева. Соблюдается режим. В 9-30 зарядка. Все строятся на спорт-площадке и выполняют упражнения, получая заряд бодрости на весь день. С 11 часов до 15.30 — различные мероприятия по плану. Линейка, общение с книгой, прогулки, клубные часы, экскурсии. Интересен перечень мероприятий: «Алло, мы ищем таланты», «Математический турнир», «Звездный час», экскурсии на животноводческую ферму, к церкви пос. Придорожный (знакомство со стариной). Занятия проводятся совместно с библиотекой ДК, (заведующая библиотекой О.А. Минина). «День памяти А.С. Пушкина», «День игры», 22 июня «День памяти» (посвящен началу войны). Особенно проявляют инициативу старшеклассницы, которые с ребятами проводят КВН, игры, аттракционы, конкурсы. Это Алиса Аскалина. Анастасия Гришанова, Татьяна Пискунова, Елена Пичугина и Екатерина Кунтикова. Вся работа в лагере направлена на общение с природой. Это и викторины о растениях, лекарственных сборах; изготовление поделок из природного материала, путешествие в лесную сказку. Состоялся «Наш вернисаж» — конкурс рисунков о природе, о детях, о мире. Рисовали дети на асфальте и досках. В лагере работает кружок ИЗО. Ежедневно проводит занятия А.В. Жмурин. С огромным интересом, желанием в этом кружке занимаются все ребята. Прошла игра «Обойди 9 источников знаний» с остановками на станциях «Литературная», «Историческая», «Музыкальная», «Природоведческая», «Спортивная» и других. К.Г. Хемеров провел спортивные соревнования «Рекорды Гиннеса». Но не только спорт, развитие интеллекта, общение с природой, но и здоровая, калорийная пища необходимы детям. В меню у детей ежедневно салаты, фрукты, овощи, кондитерские изделия, мясо, рыба, молочные продукты. Ученики 4 класса — С. Шибаев, В. Затеев, В. Махалин, С. Захаров — наперебой рассказывают об интересной жизни в лагере: - Все нравится: и питание, и занятия, и само общение с ребятами и воспитателями... Вчера, например, проводили «Праздник березки», — продолжали ребята. — Украсили ленточками, цветами березку у школы, водили хороводы, читали стихи, пели песни. «Художники» рисовали березку на фоне рассвета, «поэты», «писатели» составляли литературные миниатюры, используя слова «березки», «осинки». Как, например: «Дед любит березки, осинки, А внук — магазины и рынки». Составляли пословицы, используя словосочетания: шило-мешок, язык-дело, коса-камень, труд-лень. Песенный конкурс прошел. Было очень весело. Если еще будет жарко до конца смены, тогда проведем праздник Нептуна», — сказали мальчики. Директор школы И.В. Шибаева с благодарностью отозвалась о работе лагеря. «Особая благодарность воспитателям, всем, кто работает с детьми. Им очень трудно (ничего нет — ни игр, ни спортинвентаря, все приходится делать, выдумывать самим, чтоб детям было интересно. Лагерь посещает много ребят все ходят с удовольствием. Спасибо и работникам столовой, которая благодаря финансированию, работает прекрасно. А ее работники, Т.Ф. Храмцова и Л.Л. Прудникова, всегда с улыбкой, с любовью встречают детей, кормят их высококалорийной пищей, балуют мороженым, сладостями. Многие ребята изъявили желание посещать лагерь (если он будет) и в августе. Л. РЫБИНА, учитель брызгаловской средней школы, наш внештатный корреспондент» («Знамя», 30 июня 2000).
«Коллектив готов к творческой работе В Брызгаловской средней школе в этом учебном году будет учиться около 300 детей. Администрация школы и педагогический коллектив постарались подготовить ее здание. Выполнен косметический ремонт классов, коридоров, проделана большая работа по ремонту крыши. Все было сделано быстро благодаря ежедневному контролю директора школы И.В. Шибаевой (несмотря на то, что она находилась в отпуске), заботам завхоза Н.А. Рюминой. Необходимо отметить работу классных руководителей, которые произвели косметический ремонт классов: Е.А. Дорстер, А.Н. Федосеева, Г.Н. Соколова, А.В. Жмурин, П.А. Киселев, Л.Ф. Рыбина и другие. Основные средства для обновления использованы из ее же бюджета. В этом году принимается 40 первоклассников, которые будут учиться на базе детсада «Улыбка». Среди этих ребят есть несколько «неорганизованных» (не посещавших детсад) детей. С ними в июле занималась А.Г. Новикова. Школа укомплектована кадрами, но, к сожалению, нет квалифицированных учителей истории и географии. Преподаватели переходят на концентрическую систему обучения, поэтому необходимы новые пособия. Их приобретают сами родители, приходится покупать учебники по нескольким предметам. Особенно трудно тем семьям, где двое и более учеников, т.к. книги стоят очень дорого. Остро стоит вопрос об обслуживающем персонале. (Из-за низкой зарплаты на работу никто не идет). Остаются трудности с отоплением (было холодно в классах зимой), но одной школе с этими трудностями не справиться. Несмотря на все проблемы, коллектив Брызгаловской средней школы готов к творческой работе. Л. РЫБИНА» («Знамя», 1 сентября 2000). «Тир Брызгаловской средней школы, в котором раньше проводились занятия по начальной военной под готовке, уже несколько лет был в аварийном состоянии. Стены его наклонились, в любую минуту могли упасть, а т.к. тир расположен в непосредственной близости к пришкольному участку, то это было небезопасно для детей. Как сказала директор школы И.В. Шибаева, было намерение на днях уронить стены специально, чтобы не существовало больше угрозы жизни и здоровью детей. Но проблема решилась сама собой: на прошлой неделе в ночь с пятницы на субботу стены обрушились сами. Сейчас школьники под руководством учителей разбирают кирпич. Кирпич реализуется» («Знамя», 29 сентября 2000).
«Школьная мастерская вновь работает Проблемы с проведением уроков труда существовали до недавнего времени в Брызгаловской школе. В связи с неполадками в электропроводке мастерская была обесточена, а значит не работали и станки. Поэтому приходилось корректировать программу, поскольку средств для ремонта электропроводки у школы не было. Помогла в решении этой проблемы генеральный директор ОАО «Медтекс» М.И. Антонова. Коллектив учащихся и учителей школы выражают Марии Ивановне свою благодарность. Уроки труда теперь проходят в соответствии с программой. Г. Кучирявая» («Знамя», 8 декабря 2000). «ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ воспитание учащихся — одно из самых важных направлений воспитания в нашей школе. В каждом классе проводятся уроки внеклассного чтения о героях Великой Отечественной войны, наших земляках, тружениках тыла и т.д. Занятия проходят на базе школьного музея. На классных часах проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны В.В. Алексеевым, А.К. Морозовым, В.В. Колотиловым, И.В. Шелеповым, Е.М. Завьяловым и другими. Ребята поздравляют их в дни праздников, помогают в домашних делах. Проводятся экскурсии в Ковров, Владимир по местам исторических событий, идет изучение истории родной страны. Постоянно у нас бывает мама погибшего в Афганистане Володи Мартышина, ребята посещают его могилу. Приходят в школу ребята, отслужившие в армии. Они приходят навестить учителей, а те в свою очередь, организуют с ними встречи для учащихся. Связь поколений не прекращается. В школе проходят «вахты памяти», дни ГО, месячники героико-патриотической работы, соревнования. Неделя предметов гуманитарного цикла В школе прошла неделя предметов гуманитарного цикла. Во всех классах проводились интересные мероприятия: турнир вежливых (грамотных) рыцарей, викторины, заочное путешествие по пушкинским местам, конференция «Русский язык на современном этапе». На турнире рыцарей во время викторины ребята получили новые знания по истории языка, этимологии слов, понятий, этикета. На конференции старшеклассники выступили с содержательными докладами и сообщениями: "Компьютеризация и язык", "Жаргоны в современном языке", “Молодежный язык", “Язык — и будущее”, “Борьба за чистоту языка". Огромная работа проведена А.В. Жмуриным и З.М. Стоякиной, поэтому их мероприятия с ребятами получились замечательными. Семиклассники вместе с Ю.Ю. Захаровой путешествовали по Михайловскому, видели его природу, слушали стихи А.С. Пушкина. Слайды, репродукции, картины, стихи, музыка — все это создавало прекрасное романтическое настроение. В завершение недели состоялась встреча с Александром Саитовым — выпускником нашей школы. Он читал свои стихи. Саша также автор большого количества авторских песен, которые исполнил во время встречи. А потом пели и учителя. Приятно было слушать И.В. Шибаеву, Е.А. Дорстер, Е.Б. Иванову, Ю.Ю. Захарову, Л.И. Малышеву, Г.В. Пискунову, В.И. Черашеву, В.В. Холкина. А теперь уроки физкультуры — самые любимые Многое изменилось после того, как в школу пришел учитель физкультуры В.В. Холкин. Полгода спортзал был закрыт, а теперь... А теперь физкультура — любимейший предмет, учитель — самый, самый... Все ребята, особенно с 5-го по 11-й классы, стремятся проводить свое свободное время здесь, в зале. Здесь проходят занятия секций: "рукопашный бой”, “Легкая атлетика", “Волейбол", “Баскетбол”, “Теннис” и т.д. Недавно прошел в школе День здоровья. С утра школа представляла огромный стадион. Здесь проходили соревнования по стрельбе, прыжкам, отжиманию, теннису, волейболу, баскетболу. Проходили матчи между командами учителей и учеников. Громкими овациями и криками “браво!", “бис" приветствовали учащиеся И.В. Шибаеву, Е.А. Дорстер, И.Н. Оскалину, А.В. Колпакову, Е.Б. Иванову, З.М. Стоякину, П.А. Киселева, М.А. Зинина, А.В. Жмурина, В.В. Холкина и других учителей, членов команд. Учителя (девушки) выигрывали трижды, а если случались неудачные подачи, то среди ребят чувствовалось сочувствие, желание помочь. В результате награды, грамоты, подарки. А главное — здоровье и удовлетворение от всего, что происходило. Л. РЫБИНА, внешт. корр. «Знамени» («Знамя», 13 апреля 2001).
МБОУ Брызгаловская СОШ зарегистрирована 19.02.2003 г. «Ирина Николаевна Аскалина - учитель музыки Брызгаловской средней школы. Педагогический стаж - 20 лет. Урок в незнакомом классе Ирина Николаевна давала по теме «Образ матери о произведениях искусства». Ирина Николаевна сумела на этом уроке, что называется, дойти до глубины души детей. Те внимание и интерес, с которыми ребята слушали учителя, то, как пели они выученную тут же на уроке песню из кинофильма «Мама», лучше всяких слов говорили о том, что урок детям запомнится» («Знамя», 14 мая 2004). «БРЫЗГАЛОВСКУЮ среднюю школу, как и фабрику, без преувеличения можно назвать центром жизни поселка им. К. Маркса. И не только из-за того, что здесь учится все подрастающее поколение поселка и близлежащих деревень, но и потому, что весь ритм поселковой жизни задает именно школа. Приоритетным направлением школы является художественно-эстетическое. Это заметно сразу, стоит только пройти по ее школьным коридорам. Роспись по стенам, картины в аккуратных рамочках... Это оформление ребят из кружка Артура Викторовича Жмурина. Они сами придумали, как сделать свою школу красивой и уютной, и впереди у них еще много работы. Мальчишек больше привлекает школьная мастерская, где помимо программы трудового обучения они осваивают обработку древесины в кружке Павла Алексеевича Киселева. На токарных станках обрабатывают заготовки, превращая их то в изящный подсвечник, то в элегантную солоночку, занимаются резьбой и росписью по дереву, причем некоторые из них уже настолько профессионально выполняют самую тонкую работу, что изделия могут соперничать с покупными. Криницын Алексей и Лезов Павел учатся в 11-м классе, но ходить в кружок продолжают. Теперь они даже выступают перед новичками в роли мастеров-наставников. У них есть чему поучиться. В течение нескольких лет работы Алексея, Павла, Сергея Шибаева (который тоже продолжает заниматься у Павла Алексеевича) уже несколько лет на различных районных выставках занимают призовые места и отмечаются дипломами и грамотами. С заготовками у ребят проблем нет. В этом им большую помощь оказывает местное предприятие «Вега» (кстати, руководит им бывший ученик Павла Алексеевича - Князев Игорь Анатольевич). Остатки, обрезки, некондиция - все у школьников идет в дело. Самое главное, что такая древесина уже хорошо просушена, подготовлена к обработке и что-то мастерить из нее - сплошное удовольствие. Павел Алексеевич закончил индустриально-педагогический (теперь технико-экономический) факультет Владимирского пединститута и уже двадцать лет преподает в школе. Помимо уроков труда он еще ведет и профессиональное обучение. Старшеклассники помимо аттестата об образовании могут получить и права на вождение трактора, то есть, у них уже есть специальность тракториста. Очень приятно Киселеву, что один из учеников пошел по его стопам, также закончил пединститут, вернулся в родную школу и параллельно с Павлом Алексеевичем вел уроки труда. Сейчас Михаил Анатольевич Зинин в связи с переменой места жительства в школе не работает, но факт остается фактом: учитель и бывший ученик, ставший педагогом, работали вместе. Впрочем, в школе много примеров, когда ученики, закончив школу, поступали в педагогический и возвращались назад, в родные стены, уже учителями» («Знамя», 28 октября 2005).
Директора: Шибаева Ирина Владимировна, Захарова Юлия Юрьевна (с 8 июля 2022 г.).
Адрес: поселок им Карла Маркса, улица Карла Маркса, 9.
Сайт школы: http://brizgalovo.ru
Деревня Брызгалово
|