В жизни каждого наступает момент, когда хочется оглянуться на пройденный путь, критически оценить, что удалось, а что — нет в суете буден. Подойдя к пенсионному рубежу, Людмила Федоровна Павлова часто вспоминала маму, Варвару Михайловну. Проработав учительницей с сентября 1914 по 1952 год, ни на день не оставляла она любимое дело и ушла из жизни, не успев выйти на пенсию... Мама! Многим они ей обязаны. Вышли в люди и стали такими вот, как они есть, — уважаемыми педагогами. Мамин отец, а их дед, потомственный тульский кузнец, переселился в Ковров. Думал ли русский мастеровой, что трое из его дочерей — Антонина, Софья и Варвара — не только сами выучатся, но и других станут учить уму-разуму! Первые две еще молодыми вступят в партию, а Антонина будет работать зам. директора железнодорожного училища по политчасти, затем — в партийных органах. Варвара Михайловна, с успехом пройдя полный курс Ковровской женской гимназии, решает работать на незнакомой и нелегкой, но благодарной ниве просвещения. Городские ребятишки еще, худо-бедно ли, могли получить хоть какое образование. А в уезде? Там она нужнее. Вскоре новую учительницу с пытливым любопытством встречали насквозь прокаленные солнцем и пронизанные клязьминскими ветрами первоклашки деревень Юдиха, Игумново. По душе пришлась она им, без понуканий умея передать премудрости грамоты. Там, в сельской школе, преподавал и одногодок Варвары, Фёдор Ильич Ершов. Общность профессии и взглядов породила взаимную симпатию, перешедшую в любовь... В двадцатые годы супруги Ершовы переселяются в Ковров. Учительствуют, а Варвара Михайловна работает еще и ликвидатором неграмотности. Но... опять тянуло в глубинку: чувствовали, как там недостает энтузиастов-просветителей. Стремление сбылось — Ершовы переезжают в Заречную слободку. Глухая заклязьминская окраина города утопает в зарослях ивняка, а по весне — и в водах вольно разгулявшейся реки. Вся она тогда словно из островков — деревянных домишек. Между ними образуются протоки, по которым ни пройти, ни проехать — разве что на лодке. Чем не «ковровская Венеция»! Но школа не пустовала ни дня. Стихия ребятам была нипочем, когда речь заходила о ершовских уроках. Федор Ильич учительствовал здесь до 1941 года, когда пришлось перейти на завод. Всю войну ковал оружие Победы, по две-три недели не появляясь дома. Приходил до предела изможденным, чтобы отоспаться, проведать своих. Не слаще доставалось и Варваре Михайловне, на чьи плечи свалились и школа, и дом. Как работала? Об этом лучше всего свидетельствуют благодарность облоно и Грамота отличника школы. И муж, и жена получили медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.» Жили Ершовы с самого начала прямо в здании школы, построенном еще до революции: здесь вот — классы, а рядом, дверь в дверь, — их «квартира». В середине тридцатых школа рождается заново: проводят водяное отопление, тусклый свет керосиновых ламп заменяют электричеством. Ершовы, освободив помещение под дополнительный класс, переселяются в собственный дом, который помогли поставить благодарные слободчане. Так уж повелось: шли к ним, чтобы узнать об успехах сына или дальнейшем «определении» дочери, шли разобрать семейные неурядицы или за помощью в хождении по инстанциям. Навещали и просто так, предвкушая радость общения с образованными, уважаемыми в округе людьми. Отказа не встречали: знали обходительность Ершовых. Было в них бесценное качество — боязнь пропустить чужую беду, оставить ближнего без поддержки. На уроках же они открывали детям тайны родного языка и математики, распахивали окно в загадочный и необъятный мир знаний, закладывая одновременно основы будущей личности. И за всем, что происходило в школе и дома, внимательно следили две пары глаз — их дочерей Людмилы и Нины. Люда училась у отца. Скидок на «родственные отношения» Ершовы не делали, относясь к дочерям со всей строгостью и даже придирчивее, чем к кому-либо. Но Людмила уже тогда, в школьные годы, не мыслила для себя иного пути, чем у родителей. «Делать все, как мама, быть такой же», — не раз твердила она себе. Так сложилось, что кое в чем она повторяла даже биографию матери. И училась после слободской начальной в школе № 2 — той самой бывшей гимназии, что окончила Варвара Михайловна. Русский и литературу преподавала здесь замечательный педагог и большой души человек Евдокия Федоровна Успенская. Глядя в пытливые глаза Люды Ершовой, вспоминала она и другую свою воспитанницу — Варвару Кузнецову... Владимирский учительский институт дал Людмиле Ершовой специальность историка и направление в далекую Курганскую область, где в свое время (недолго, правда) работала и ее мама. Семь лет преподавала Людмила Федоровна в старших классах, была завучем в средней школе, но в 1955-м... вернулась в родную Заречную слободку, на место мамы, приняв ребят одного из трудных, послевоенных поколений. Четверть века работают они здесь вдвоем с Татьяной Ивановной Казеиновой. Каждый в слободке прошел через их школу. Отсюда выпускают ребят в большую жизнь. Идут в десятилетки техникумы, профтехучилища, в институты. Игорь Мочалов (теперь уже Игорь Константинович!) — врач, Алла Коновалова поступила в Ленинградский мединститут, кое- кто пошел в медсестры. А первые уроки гуманизма они получили здесь, в слободке. Людмила Федоровна помнит едва ли не каждого. То один, то другой забежит или пришлет теплую открытку второй матери, передавшей ему свою доброту, честность, отзывчивость. ...Заходя в класс, она всякий раз внимательно всматривается в ждущие открытий глаза детей. Невольно сравнивает сегодняшних малышей с теми, первыми ее подопечными. С одной стороны, рада, что нынешние живут в достатке, так отличаясь к лучшему даже внешне. С другой... Маловато прилежности, видны огрехи семейного воспитания. Мода, что-ли, такая пошла, с тревогой размышляет Людмила Федоровна. Родителей чаще заботит одно: чтобы их чадо было одето-обуто-накормлено, да чтоб не хуже других. Что же касается воспитания — здесь вечная нехватка времени, занятость на работе и дома. Не до детей. Но есть еще одна сторона. Ведь если учесть «продленку», дети большую часть времени проводят в школе. Значит, именно в руках учителей те нити воспитания, что ложатся в фундамент личности. — Вот и задумаешься порой, — признается учительница, и взгляд ее становится сосредоточенным. — Вроде и возраст, и время мое прошло. Но живу-то у школы и школой, как же так — вдруг уйти? Как будут без меня эти малыши? А что сказали бы мои родители? Нет, думаю, еще поработаю. Так хочется смотреть на них, общаться с ними, вкладывать в их душу добро... — и морщинки усталости на ее лице разглаживает мягкая улыбка... Они с Казеиновой уже привыкли, что все школьные хлопоты — от материальной базы и ремонта до приобретения наглядных пособий и организации досуга ребят — на них. Двенадцать лет назад ушел из школы воспитатель группы продленного дня, а нового так и не прислали. Вот и проводят они в школе весь день, от зари до зари, и не понять, где «первый» их дом, где «второй». ...Людмила Федоровна была уже учительницей со стажем, когда довелось ей встретиться с начинающим коллегой, Владимиром Павловичем Павловым. Умел он увлечь делом самых непоседливых мальчишек. Тем, наверное, и пришелся по душе. Вскоре стала она Павловой. Четверть века посвятил муж школе, но решил уйти на завод. И теперь... Нет-нет да и заглянет к жене в класс, повздыхает — увы! — сделанного не воротишь. Измены школа не прощает. Вся их семейная обстановка, учительские тревоги и радости не могли не сказаться на сыне Александре. После школы он подал документы во Владимирский педагогический. Так средняя школа-интернат № 1 города Коврова получила учителя математики. Контингент здесь не из легких: пусть не без родителей, но вдалеке от них... — Хвалят нашего Сашу, — с гордостью делилась Людмила Федоровна с подругами. — Старательный, говорят, дети его любят. Александр не искал легких вариантов учительства (да и есть ли такие!). Работая в интернате, начинает подумывать о более сложном: есть в городе спецшкола для глухих детей. Жить, не ощущая мира звуков, страшно. Как сделать, чтобы ребята это не так остро чувствовали, как восполнить обиду, нанесенную им природой, и сделать их полноценными людьми? Вот о чем думал Александр, вот где мог бы он приложить всю свою энергию молодости, знания, крепнущее мастерство. Павлов поступил в Ленинградский институт имени Герцена, окончил его заочно и пришел в спецшколу № 20. Урок за уроком, день за днем — и потянулись к нему ребята. Еще в интернате познакомился Александр Владимирович со своей будущей женой Надеждой Васильевной. Сейчас она преподает в начальных классах. Наверное, не стоит оспаривать мнение тех, кто считает, что в семье учителей дети растут наполовину без родителей: никак не хватает времени заниматься «своими» столько же и так же, как «чужими». Потому, наверное, полюбили дочери Павловых-младших бывать у «бабушки Люды». На уроки, конечно, не ходят, но после, по словам Людмилы Федоровны, так за ней «хвостиком и бегают». Танюшка еще не определила будущую профессию, но Алена заявила: «Учительницей стану, как бабуся!» А что? И станет. Не учительницей, так музыкантом: занимается в школе у племянницы Павлова-старшего Натальи Алексеевны Поярковой.
Всех их незримыми нитями притянула к себе школа родоначальников в Заречной слободке. Гнездо, из которого пошла по Коврову ершовская династия. Невелика школа — деревянная, одноэтажная, с тремя классными комнатами, учительской и залом. Но дорог им этот «золотник». Здесь их корни.
Довольно далеко от слободки, в противоположной части города есть улица, само название которой говорит о том, насколько быстро растете Ковров, — Запольная. Когда-то она и в самом деле пролегла «за полем». Сейчас же сотнями окон смотрят на нее многоэтажные здания, и самое внушительное, пожалуй, средняя школа № 10. Сравнишь ли четырехэтажную громаду с малюткой слободской! А директором здесь Нина Ершова, ныне — Нина Федоровна Емельянова.
Как и для сестры, для нее не было традиционного вопроса: кем стать? Ковровское педучилище, Вязниковский, а затем и Владимирский пединституты открыли перед ней дорогу в педагогику, по которой идет она с 1952 года. Учителей в то время было больше, чем вакансий. Довелось ей работать и в районе, и директором городской ШРМ № 4, завучем в школах № 3 и 18, в медучилище. Набиралась Нина Федоровна преподавательского опыта, мастерства организатора. В 1957-м вступила в партию. И когда зашел вопрос о руководстве школой № 10, в гороно уже была на примете достойная кандидатура. Так Нина Федоровна стала директором.
1300 ребят и свыше пятидесяти учителей. Для успешной работы, воспитания тех и других надо знать круг интересов и образ мыслей хотя бы большинства из них. И директору это удается. Ежегодно по два-три ученика оканчивают десятилетку с золотой медалью. Многие поступают в вузы и техникумы, в том числе — что характерно — в педагогические: до двадцати человек в год!
До всего есть дело директору. Как налажена поисковая работа по теме «Комсомол Коврова»? Скоро ли закончится оформление комнаты комсомольской славы? Собраны здесь подлинные документы, уникальные в своем роде фотографии. От посетителей со всего города отбоя нет: многих экспонатов не предложит даже «профессиональный» музей.
В школе еще до реформы сумели создать стройную систему трудового воспитания. Учитель Борис Яковлевич «Певцов при содействии директора постепенно придал работе школьников производительный, общественно полезный характер.
В начальных классах есть кабинеты ручного труда, в средних выполняют уже заказы предприятий-шефов. Создана постоянно действующая бригада. Две другие ремонтируют школьную мебель, выполняют по договорам заявки подшефных яслей-сада: шьют простыни и полотенца, одежду для кукол. Сами школьники красят забор вокруг своего здания, парты, создали комплекс для начальной военной подготовки...
Старшеклассников ждет на заводе специальный ученический участок, где ребята, помогая предприятию выполнять производственный план, получают разряд. К профориентации здесь подходят конкретно. Да и выгода, польза обоюдная: заводу идет дополнительная продукция, а школе...
— Зарплату, — рассказывает Нина Федоровна, — ребята пока не получают. Деньги переводим на специальный счет, организуем экскурсии. Хочешь поехать — лучше учись, не сторонись общественных дел. 30 человек бесплатно побывали в Ульяновске, стоимость путевки на группу — 2300 рублей: через год другие — в Москве, на ВДНХ; в Гусь-Хрустальном.
С помощью шефов оборудованы мастерские, кабинеты физики и химии. Еще новинка — кабинет математики, информатики и вычислительной техники. Несколько лет назад и в лучших городских школах о подобном лишь мечтали.
Но средства средствами, а ничто не заменит для учащихся живого человека, учителя. Под руководством Нины Федоровны шла перестройка работы с кадрами. Опытнейшие Л.В. Давыдкина и И.В. Иголкина, Р.С. Прокофьева и Н.А. Червинская помогали молодым (а их здесь примерно две трети) в школе научного коммунизма, методических объединениях. Одновременно повысили требовательность к ним, усилили контроль. Коллектив такую необходимость понял и принял, начав перестройку обучения с себя. После первого года работы по-новому подвели итог. 36 учителей за достигнутые успехи были награждены ценными подарками. В августе 1985 года директору присвоили звание «Отличник народного образования».
Почивать на лаврах? Нет, не в характере это Нины Федоровны. Сегодня ее беспокоят шефы, например. И завод, и общественные организации в начале реформы были гораздо активнее. Нынче все проблемы воспитания молодого поколения как бы переложены на плечи учителей. А ведь не все от них зависит. Скажем, постройка новой школы. Где, спрашивается, обучать шестилеток, если и сейчас в школе занимаются в две полные смены? Емельяновой пришлось найти хотя бы временный выход — использовать базу детских садов. Школа же идет им навстречу, выполняя заказы, почему бы и тем не включиться в выполнение, по сути дела, общей задачи.
...Очень они похожи друг на друга, сестры Ершовы. Не столько чертами лица или походкой, манерами — главное, что их роднит, — одинаково внимательный, добрый взгляд прирожденных педагогов, неуспокоенность, внутренняя подтянутость, истинная интеллигентность. У них общие взгляды на мир и людей, порожденные общностью судеб.
В первом ряду (слева направо) — Людмила Федоровна Павлова и Нина Федоровна Емельянова, во втором ряду — Наталья Васильевна Медкова (дочь Н.Ф. Емельяновой) и Александр Владимирович Павлов (сын Л.Ф. Павловой)
Нина Федоровна, к примеру, как и сестра, встретила будущего мужа, Василия Александровича Емельянова, на педагогической стезе: вместе учились в Вязниках. Муж тоже определил для себя непростой профиль — преподает русский язык и литературу в спецшколе № 6 для слабослышащих детей. Там стал коммунистом. И в их семье было нечто похожее на Павловых, а еще раньше — Ершовых. Дочь тянулась к родителям, внимательно прислушиваваясь к каждодневным взволнованным разговорам и спорам о школе. Ну и так получилось, что оказалась во Владимирском педагогическом. Преподает теперь Наталья Васильевна Медкова «папины» предметы в «маминой» школе.
Тесно переплелись судьбы потомков Ершовых и тех, кто шел бок о бок с ними. Помните шестерых сестер Варвары Михайловны, две из которых тоже стали учителями? Так вот, дочь одной из них, Эмма Федоровна Бердникова, обучает школьников русскому и литературе в средней школе № 19. Дочь другой, Римма Александровна Ромина, — математик, как и сын Л.Ф. Павловой Александр, и даже в той же спецшколе для глухих № 20. В тех же школах или в других по всему Коврову можно встретить их ближнюю и дальнюю родню.
— Представляете, что бывает, когда соберемся вместе! — оживилась Нина Федоровна. — Сколько надо обсудить! А говорим обычно о наболевшем, наших общих, школьных проблемах. Родственники-непедагоги прозвали нас в шутку «семейным педсоветом». Нет среди нас каких-то ярких «звезд», выдающихся людей с высокими наградами да громкими званиями. Но всех отличают трудолюбие, ответственность, преданность делу, которому служим. Каждый старается работать честно, как наши родители... Общий педагогический стаж династии перевалил за триста лет. Сколько же «разумного, доброго, вечного» посеяли они в душах людских! Скольких научили любить Родину и на совесть служить ей на любом посту! Так же, как служили и служат ей сами.
Источник:
Владимирские династии/Сост. Я. П. Москвитин; Под общ. ред. Я. П. Москвитина; Литобработка Л. А. Фоминцевой. — Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1989. — 208 с.
Людмила Фёдоровна Павлова (Ершова)
Л.Ф. Павлова
Людмила Фёдоровна Павлова родилась в 1929 году в деревне Игумново Ковровского района в учительской семье. В 1948 году окончила Владимирский педагогический институт по специальности «история». Отдала образованию города Коврова более 60 лет. Связав свою судьбу со школой, она продолжила учительскую династию своей семьи, прошла путь от учителя до директора и 46 лет возглавляла начальную школу №12 (1963-2009) в одном из отдаленных микрорайонов города – Заречной Слободке.
Л.Ф. Павлова
Была награждена медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» и «Ветеран труда».
Ее имя занесено в книгу учительских династий Владимирской области. За годы работы она воспитала не одно поколение школьников, для которых всегда была наставником, добрым другом и примером достойного, бескорыстного труда. Звание «Почетный гражданин города Коврова» присвоено Л.Ф. Павловой решением Ковровского городского Совета народных депутатов от 17 декабря 2009 года №406.
«В Заречной Слободке поползли слухи о закрытии школы... Бывший директор начальной школы № 12 Людмила Фёдоровна Павлова, она же в прошлом по совместительству - учительница (62 года на этом поприще)... Сейчас обучается лишь 16 детишек, занятия проводят в две смены, до 16.30. Дети успевают и поиграть, и уроки сделать, живут дружной семьей. Три учительницы, включая Людмилу Фёдоровну, у них порой и за маму, и за папу. По словам Л. Павловой, 3 года назад по благотворительной программе Игоря Кесаева «Счастливые дети - достоинство страны» в школе заменили систему отопления, обновили электропроводку. Но до самого необходимого пока не добрались - нет здесь тёплого туалета, дети по-прежнему пользуются деревянным сооружением на летней веранде. - Пока жива школа, у Заречной Слободки есть будущее, - считает Л.Ф. Павлова...» [«ЗТ», 15.06.2010]. «Школа в Заречной Слободке, открытая ещё при царе, пережившая войны, экономические кризисы и демографические спады разных лет, сейчас она находится под угрозой ликвидации. Чиновники, прикрываясь заботой о качестве образования, закрывают единственный очаг образования и культуры Слободки...
Ещё в 2009 г., когда её директору школы в Заречной Слободке Людмиле Фёдоровне Павловой объявит, что зареченскую нужно присоединить к школе № 4... Буквально сразу после присоединения были сокращены кочегары, техничка, часть педагогов. Сейчас в штате филиала всего два учителя - Г.Н. Фисейко и Л.Г. Самсонова, два сторожа и, как здесь шутят, полтехнички.
За порядком в школе следит директор бывший - 82-летняя Л.Ф. Павлова. Уже находясь на пенсии, сюда она приходит ежедневно по собственной инициативе, потому что не может оставить свое детище, которому отдала 62 года жизни. За это ей благодарны все местные жители...» [«КВ», 14.08.2012].
25 июля 2020 года она ушла в мир иной. А в здании бывшей школы №12 сейчас расположен детский клуб «Исток».
Память:
В 25 июня 2021 г., в Заречной Слободке состоялось торжественное открытие мемориальной доски в честь ветерана труда, выдающегося педагога и почетного гражданина города Коврова Людмилы Фёдоровны Павловой.
Открывая памятный митинг, исполняющая обязанности главы города Светлана Арлашина, в частности, сказала:
– Людмила Фёдоровна – образец истинного патриота нашего города. Она была высокопрофессиональным учителем, мудрым руководителем и наставником подрастающего поколения. Сегодняшнее открытие мемориала очень значимо для ее родных, коллег и, конечно, многочисленных учеников, которым она давала путевку в жизнь. Человек жив, пока о нем помнят. О Людмиле Фёдоровне с благодарностью вспоминают несколько поколений ковровчан. Мемориальная доска – не только дань уважения потомков к этому выдающемуся педагогу, но и символ преданности учителя своему делу. Многие молодые педагоги смело могут равняться на нее.
Депутат горсовета Елена Меланьина в своем выступлении отметила активную жизненную позицию Людмилы Федоровны, ее упорство в отстаивании интересов жителей Заречной Слободки и решении многих проблем микрорайона. Она многие годы была председателем избирательной комиссии данного микрорайона и в тесном контакте работала с представителями городской власти. Светлыми воспоминаниями об этом замечательном человеке поделился на митинге бывший глава администрации и нынешний почетный гражданин Коврова Вячеслав Арсентьев.
– Зная много лет Людмилу Фёдоровну как директора этой школы, хочу отметить ее лучшие черты – интеллигентность, порядочность, скромность, ответственность. Для нее не было плохих или хороших детей, а все были ее одинаково любимые воспитанники. В Слободке наверняка нет ни одной семьи, в которой бы она не побывала как педагог, наставник и общественный деятель. Хорошо помню, как она своим авторитетом отстаивала статус любимой зареченской школы, грамотно решала все хозяйственные вопросы. Сердечно благодарю администрацию города, жителей микрорайона и всех причастных к увековечиванию памяти такого замечательного человека, – сказал он.
Со стороны родственников выступила племянница Л.Ф. Павловой Наталья Пояркова. Она подчеркнула: «Этот знак памяти – еще одна часть замечательного ковровского проекта «История в лицах», благодаря которому многие гости нашего города узнают о выдающихся наших земляках. Пусть Людмила Фёдоровна не получила официального статуса «Заслуженный учитель», для слободчан она точно была народным учителем. В нашем родственном кругу ее слово всегда было как закон, потому что за ним стояли и непререкаемый авторитет, и многолетняя мудрость. Сердечное спасибо всем за сохранение памяти Людмилы Фёдоровны, будем чтить и помнить ее».
Право открыть мемориальную доску было предоставлено детям Людмилы Фёдоровны – сыну Александру и дочери Ольге, а также Светлане Арлашиной. Сразу после снятия покрывала яркие букеты свежих июньских цветов заполнили вазы, расставленные под памятным знаком.
Источник:
Газета «Ковровская неделя» N49, 2 июля 2021 года, стр. 15.
Владимирская энциклопедия