Отходы производства и потребления во Владимирской области
Отходы производства и потребления во Владимирской области
Воздействие отходов производства и потребления на окружающую среду
Значительное негативное воздействие на состояние окружающей среды оказывает загрязнение территории региона отходами производства и потребления.
По данным учета ежегодно во Владимирской области в результате производственной деятельности 4654 хозяйствующих субъектов и населения образуется более 4,4 млн тонн отходов производства и потребления 750 наименований. Из них: 3,76 млн. тонн обезвреживается, либо используется на предприятиях; 0,55 млн. тонн направляется на захоронение.
За период с 2007 по 2013 год объем образованных отходов возрос в 4 раза, что, в первую очередь, связано с изменением порядка учета отходов, увеличением количества видов отходов, подлежащих учету.
Объемы образования отходов ежегодно увеличиваются в среднем на 200 тыс. тонн.
Образование отходов производства и потребления на территории Владимирской области
Динамика изменения количества отходов показывает; что годовой прирост отходов в целом по области составил 4,5%, в то время как прирост отходов I класса опасности - 7,3%, II класса - 0,4%, III класса опасности - 43,4%, IV и V свеса - 5,2%.
Трудноразрешимой остается проблема экологически безопасного удаления муниципальных твердых бытовых отходов (далее - ТБО), ежегодный объем образования, которых составляет около 1,5 млн. м3 (350 тыс. тонн) причем более 30% ТБО размещается на несанкционированных и стихийных свалках.
Образование твердых бытовых отходов на территории Владимирской области
По составу ТБО представляют гетерогенную смесь, состоящую из различных по свойствам, крупности и степени опасности компонентов: пищевые и растительные отходы 20-30%, макулатура 20-25%, пластмассы ~10%, стекло 3-5%, текстиль 3-5%, черные металлы 3-4%, цветные металлы 0,4-0,5%, по 1-2% - дерево, кожа, резина, камни, керамика, кости; 10-15% приходится на прочие отходы и так называемый отсев (фракция -20 мм переменного состава).
Особое место среди твердых отходов занимают пластмассы и синтетические материалы, они не подвергаются процессам биологического разрушения и могут длительное время (десятки лет) находиться в окружающей среде.
Все технологические процессы, связанные с управлением обращения с твердыми бытовыми отходами, постоянно усложняются. Объем образования бытовых отходов за период с 2007 года по 2013 год вырос на 38%, что связано как с увеличением качества жизни населения области, так и с возрастающим разнообразием видового и компетентного состава бытовых отходов. При этом лишь 10% отходов подлежит вовлечению в хозяйственный оборот. Это связано с отсутствием в регионе рынка по вовлечению отходов во вторичный хозяйственный оборот, а также с тем, что федеральным законодательством не установлена обязанность по максимальному извлечению полезных компонентов из отходов.
Причиной этих процессов является общий рост экономики, идущий в последние десятилетия, который имеет и оборотную сторону, заключающуюся в том, что возрастающее количество различных потребительских товаров имеет определенный срок эксплуатации и со временем неизбежно становится отходами. Все больше и больше товаров - все больше и больше отходов.
Ситуация обусловлена отсутствием экономических стимулов и инструментов для развития инфраструктуры по обращению с отходами и наличием правовых пробелов в регулировании разрешительной деятельности в области обращения с отходами. Не менее существенными проблемами являются: несовершенство организационной структуры государственного и муниципального регулирования в области обращения с отходами (особенно после передачи в 2004 г. основных полномочий органам местного самоуправления) и неудовлетворительное информационное обеспечение государственного управления в области обращения с отходами (учет, отчетность, статистика).
Согласно законодательству Российской Федерации организация утилизации и переработки бытовых отходов относится к полномочиям муниципалитетов. Органы местного самоуправления должны самостоятельно определять правила содержания городских территорий, а также порядок сбора и вывоза ТБО с муниципальных территорий.
На практике существующая система организованного сбора ТБО охватывает менее 70% образующихся отходов.
Муниципальные власти в состоянии организовать централизованный механизированный современный сбор и вывоз ТБО только в городах, районных центрах и крупных сельских населенных пунктах.
Отсутствие у муниципалитетов достаточного количества специализированного транспорта и развитой дорожно-транспортной инфраструктуры не позволяют организовать эффективный вывоз отходов и санитарную очистку небольших и удаленных населенных пунктов. Как следствие - стихийные свалки, захламление отходами лесов, придорожных территорий.
В области зарегистрировано 119 объектов размещения отходов, из них:
- внесенных в информационную базу для формирования государственного реестра объектов размещения отходов - 40, в том числе:
- полигонов твердых бытовых отходов - 3,
- полигонов захоронения промышленных отходов - 2,
- карт захоронения промышленных отходов - 4;
- санкционированных свалок -31;
- не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (несанкционированные свалки) - 79.
Из 3 действующих на настоящее время полигонов захоронения ТБО 2 полигона (Киржачский и Кольчугинский) построены в середине 90-х годов по проектам 80-х годов и заполнены на 60% по отношению к проектной вместимости.
Несмотря на наличие разрешительных документов действующие санкционированные свалки (31) эксплуатируются с 60-70-х годов прошлого века, не имеют защитных сооружений и не отвечают современным требованиям экологической безопасности.
В области действует 21 организация коммунального комплекса, осуществляющая деятельность по эксплуатации свалок и полигонов ТБО.
Преобладание удаления ТБО посредством захоронения и нарушение экологических требований при их размещении ведет к проблемам негативного воздействия на окружающую среду:
- загрязнение и захламление земель;
- загрязнение верхних водоносных горизонтов токсичными элементами, содержащимися в фильтрате, образующемся на объектах захоронения ТБО.
Анализ ситуации показывает, что в большинстве муниципальных образований снижается санитарное состояние населенных мест, что оказывает негативное влияние на состояние окружающей среды. В связи с этим экологические проблемы, обусловленные загрязнением территории населенных мест отходами производства и потребления, остаются в числе приоритетных.
Решение проблемы обращения с отходами на региональном уровне ведется а рамках исполнения поручений Президента РФ о совершенствовании системы обращения с отходами производства и потребления на региональном уровне: Меры по улучшению ситуации с обезвреживанием отходов на территории области в 2013 году осуществлялись в рамках выполнения мероприятий:
- государственной программы Владимирской области «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование на территории Владимирской области на 2014 - 2020 годы (постановление Губернатора Владимирской обл. от 22.10.2013 № 1194);
- долгосрочной целевой программы «Оптимизация регионального баланса образования, использования, обезвреживания, размещения отходов производства и потребления Владимирской области на 2012 - 2015 годы» (постановление Губернатора области от 31.10.2011 № 1175);
- плана основных мероприятий по проведению в 2013 году на территории Владимирской области года охраны окружающей среды (постановление Губернатора области от 25.01.2013 № 59);
- по формированию регионального кадастра отходов производства и потребления Владимирской области в рамках исполнения постановления Губернатора области от 27.07.2012 № 824 «Об утверждении Порядка ведения регионального кадастра отходов»;
- плана мероприятий социально-экономического развития Владимирской области на 2013 -2016 годы (постановление Губернатора области от 15.11.2013 1289).
В 2013 году модернизация региональной системы обращения с отходами осуществлялась также в рамках исполнения «Плана мероприятий («дорожной карты») по решению проблей жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области» (утвержден постановлением Губернатора области от 22.05.2013 № 624), в соответствии с которым муниципалитетами региона должны быть разработаны и утверждены муниципальные программы по совершенствованию системы обращения с отходами производства и потребления.
В целях создания новых форм управления отходами на территории региона постановлением Губернатора области от 13.09.2013 № 1031 создана Межведомственная комиссия при Губернаторе Владимирской области по развитию водохозяйственного комплекса и совершенствованию системы обращения с отходами производства и потребления.
Работа комиссии направлена на решение проблемы отходов, привлечение в сферу обращения с отходами частых инвестиций, выработку механизмов финансирования региональных программ на основе государственно-частого партнерства.
С момента создания комиссии проведено 5 заседаний, на которых рассмотрены проблемные вопросы обращения с отходами производства и потребления в муниципальных образованиях области.
В работе комиссии принимали участие руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов управления администрации области, Владимирской природоохранной прокуратуры.
С участием глав органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов области дана оценка ситуации по организации сбора и вывоза бытовых отходов в каждом городском и районном муниципалитете, намечены направления решения проблемы отходов, выработаны конкретные рекомендации по улучшению ситуации с обращением с отходами по группам муниципалитетов Схемы очистки территории области от отходов производства и потребления.
Особое внимание Межведомственная комиссия уделила проблемам обращения с отходами производства и потребления на территории г. Владимира, в том числе вопросам эксплуатации Владимирской городской свалки у с. Новоалександрово и
Комплекса по переработке и захоронению твердых бытовых отходов около д. Марьинка Камешковского района.
В целях оптимизации инженерных решений строительства комплекса, проектные материалы по объекту «Комплекс по переработке и захоронению твердых бытовых отходов у д. Марьинка, Камешковского района» переданы в проектное управление рабочей группе при Межведомственной комиссии.
Межведомственная комиссия рекомендовала администрации г. Владимира проработать варианты закрытия и рекультивации Новоалександровской свалки без использования бытовых отходов и разработать план-график поэтапного направления отходов из г. Владимира на Марьинский комплекс согласно Схеме очистки территории области. Действия по улучшению ситуации с экологически безопасным удалением отходов в 2013 г. в рамках реализации ДЦП были направлены на:
- снижение объема размещения отходов производства и потребления на несанкционированных свалках;
- вовлечение отходов производства и потребления в повторное использование в народном хозяйстве;
- ликвидацию несанкционированных и стихийных свалок.
При реализации мероприятий долгосрочной целевой программы «Оптимизация регионального баланса образования, использования, обезвреживания, размещения отходов производства и потребления Владимирской области на 2012 2015 годы» выполнялась «Схема очистки территории Владимирской области от отходов производства и потребления», которая в соответствии с постановлением Губернатора области от 20.01.2012 №41 «Об утверждении схемы территориального планирования Владимирской области» вошла в качестве самостоятельного раздела в Схему территориального планирования Владимирской области.
При её выполнении продолжалась реализация метода зонирования региона по принципу отнесения территорий нескольких муниципальных образований или групп поселений к одному отходоперерабатывающему производству в рамках строительства 6 межмуниципальных комплексов по переработке и захоронению твердых бытовых отходов в 7 группах муниципальных образований, сети мусоросортировочных комплексов (7) и мусороперегрузочных станций (10).
В рамках формирования инфраструктуры по переработке и размещению отходов производства и потребления в 2013 году велось строительство следующих объектов по захоронению твердых бытовых отходов:
- 2 карта I очереди Марьинского комплекса по переработке и захоронению твердых бытовых отходов в Камешковском районе. По состоянию на 01.01.2014 организован приём на Марьинский комплекс твёрдых бытовых отходов, образующихся на территориях г. Владимир, г. Ковров, Камешковского, Ковровского, Судогодского и Суздальского районов;
- Центр по переработке и утилизации твердых бытовых отходов около д. Бабанино Петушинского района;
- в ЗАТО г. Радужный на средства федерального бюджета завершается первый этап строительства городского полигона захоронения ТБО. В 2013 году выполнено строительство 1 очереди - устройство 1 и 2 карты, хозяйственной зоны, комплекс очистных сооружений, бытовые помещения, площадка мойки колес спецавтотранспорта, площадка для заправки техники, ограждение периметра полигона, крепление откосов, устройство дренажа.
Суммарные затраты 2012-2013 годов на реализацию мероприятий программы составили 321,436 млн. рублей, в том числе:
- областной бюджет - 2,162 млн. рублей;
- местные бюджеты - 66,543 млн. рублей;
- внебюджетные источники - 252,731 млн. рублей.
В 2013 году в рамках реализации областной Схемы очистки администрациями городских округов и муниципальных районов проводилась работа по выбору площадок, формирование и отвод земельных участков для размещения комплексов по захоронению отходов, станций сортировки в перегрузки отходов. Такие площадки подготовлены д ля предоставления инвесторам в Киржачском, Ковровском, Меленковском, Петушинском, Судогодском, Селивановском, Суздальском, Юрьев-Польском районах, г. Коврове и округе Муром.
В Вязниковском районе определён участок для размещения полигона для захоронения отходов и строительства мусороперерабатывающего комплекса в 66 квартале Мстёрского лесничества площадью 49291 м2.
Организовано взаимодействие с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом по вопросу передачи земельного участка под строительство полигона захоронения твердых бытовых отходов для г. Гусь-Хрустального и Гусь-Хрустального района из федеральной собственности в государственную собственность Владимирской области.
Для решения вопроса по выводу земельного участка из состава земель лесного фонда для проектирования и строительства Комплекса по переработке и захоронению отходов в Кольчугинском районе для нужд муниципальных образований Кольчугинского, Киржачского, Александровского и Юрьев-Польского районов подготовлено обращение в Правительство Российской Федерации.
В 2013 г. в рамках долгосрочной целевой программы органами местного самоуправления продолжались работы по ликвидации несанкционированных свалок. Муниципалитетами области за счет местных бюджетов самостоятельно ликвидировано 739 стихийных свалок. На эти цели израсходовано более 8,6 млн рублей.
Общие затраты местных бюджетов на ликвидацию несанкционированных свалок и стихийных мест размещения отходов за период времени с 2007 по 2013 год составили 109,6 млн. рублей (в среднем за год силами муниципалитетов ликвидируется более 780 незаконных мест складирования отходов, с ежегодными затратами на эти цели около 16,0 млн. рублей).
В области сохраняется проблема ликвидации свалок опасных отходов. В 2013 году силами ООО «Инжиниринг» (г. Владимир) ликвидировано 2 места несанкционированного размещения ртутьсодержащих отходов, в т.ч. в Петушинском районе (у автодороги М7 «Волга», д. Ючмер) и в г. Владимире (ул. Столетовых). Затраты областного бюджета на эти цели составили 47,644 тыс. рублей.
В 2013 году подготовлена и направлена в Минприроды России заявка от Владимирской области по вопросу включения в проект Федеральной целевой программы «Ликвидация накопленного экологического ущерба на 2014 - 2025 годы» мероприятий по Владимирской области;
- «Рекультивация землей свалки твердых бытовых отходов, расположенной в районе 45 км автомобильной дороги «Владимир-Муром» Судогодского района Владимирской области»;
- «Восстановление ландшафта территории отработанных иловых карт, расположенных в районе населенного пункта Кусуново, г. Владимир».
Заявка принята к рассмотрению с положительным прогнозом реализации. Окончательное решение о включении данных проектов в ФЦП будет принято после их экспертизы Министерством экономического развития РФ.
В 2013 году органами местного самоуправления продолжалось оснащение предприятий ЖКХ специализированной техникой и оборудованием в первую очередь для сбора и транспортирования ТБО, а также для эксплуатации полигонов и свалок.
За счет средств муниципальных образований области предприятиями ЖКХ приобретено 12 мусоровозов, 527 контейнеров и 23 бункера для сбора ТБО, 1 единица тяжелой техники для эксплуатации на объектах захоронения отходов, реконструировано и вновь построено 704 контейнерных площадки. Общие затраты местных бюджетов на эти цели составили 16,8 млн. рублей.
В 2013 году достигнуты следующие показатели эффективности реализации программы (соответствие достигнутых в отчетном году результатов плановым показателям, утвержденным в программе):
- увеличение доли отходов производства и потребления, размещаемых на полигонах современного типа: план - 45% /факт - 46,1 %. Плановое значение показателя перевыполнено за счет того, что к концу отчетного года объемы твердых бытовых отходов от г. Владимира и г. Коврова вывозятся на Построенный в Камешковском районе Комплекс по переработке и захоронению ТБО у д. Марьинка;
- увеличение доли твёрдых бытовых отходов, охваченных эффективной системой централизованного сбора, сортировки и транспортировки в общем объеме образующихся отходов: план - 35% / факт - 27,5%.
В целом увеличено количество муниципальных территорий, охваченных централизованным сбором отходов. В то же время плановое значение показателя не достигнуто в связи с неполной загрузкой производственных мощностей мусоросортировочных комплексов и приостановлением деятельности мусоросортировочного комплекса «Хард» (г. Владимир).
Переработка и повторное использование отходов
Принимая во внимание, что производства в сфере обращения с отходами не являются высокорентабельными, требуют значительных первоначальных инвестиций, реализуется механизм стимулирования инициативы частных предпринимателей по сбору отходов. В городах, округах и районах юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями региона организованы приемные пункты по сбору и отправке на переработку отдельных видов отходов.
В 2013 году приоритетным направлением в обеспечении экологически безопасного обращения с отходами на территории Владимирской области оставалось сокращение объемов несанкционированного размещения особо опасных промышленных отходов через их вовлечение в повторное использование в качестве вторичного сырья. Это позволило сократить нагрузку на действующие объекты по захоронению отходов и, как следствие, на окружающую среду.
Переработка отходов - одна из основных операций в общей схеме управления отходами, которая реализуется с использованием десятков технологий. Однако ее эффективность во многом зависит от технологических решений на каждой предшествующей стадии управления отходами.
До настоящего времени экологическая опасность отходов не связывается с экономическими потерями и ущербом окружающей среде. По оценкам специалистов захоронение неотсортированных отходов ведет к безвозвратной потере до 90 % полезной продукции, имеющей реальный спрос на рынке вторичного сырья.
Использование и обезвреживание отходов производства и потребления на территории Владимирской области
С целью увеличения доли использованных и обезвреженных отходов в общем объёме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления в 2013 году приоритетным направлением в обеспечении экологически безопасного обращения с отходами на территории Владимирской области оставалось сокращение объемов несанкционированного размещения особо опасных промышленных отходов через их вовлечение в повторное использование в качестве вторичного сырья. Это позволило сократить нагрузку на действующие объекты по захоронению отходов и, как следствие, на окружающую среду.
В 2013 году работали мусороперегрузочные станции с элементами сортировки «Тереховицы» (Камешковский район) (мощностью 800 тыс. м3 отходов /год) и мусоросортировочный комплекс ООО «УНР-17» (г. Владимир) (мощностью 100 тыс. тонн отходов в год).
В 2013 году на комплексах переработано более 200 тыс. м3 твердых бытовых отходов, что позволило направить на дальнейшую переработку более 3,6 тыс. тонн вторично используемых отходов.
Деятельность по переработке отходов на территории области осуществляют более 40 предприятий.
В условиях отсутствия дефицита первичного сырья и свободного установления цен на готовую продукцию производители не заинтересованы в замене первичного сырья вторичным, так как это требует привлечения дополнительных средств для подготовки отходов к производственному потреблению, использования специального оборудования.
Экономическая заинтересованность сохраняется в сборе, заготовке и использовании только наиболее ликвидных видов вторичного сырья для уже существующих производств по его переработке (ПЭТФ-бутылка, лом черных и цветных металлов, картон и бумага).
При этом, ввиду отсутствия системы сортировки отходов в регионе, нередко отходы на переработку завозятся из других регионов и стран СНГ.
В связи с этим возникает необходимость правового оформления системы экономического стимулирования переработки отходов.
В 2013 году расширилась география размещения на территории региона предприятий по сбору и переработке полиэтилентерефталатных бутылок в полиэфирные волокна. Кроме действующих производств в гг. Гусь-Хрустальный, Камешково, Судогда и Вязники запланировано строительство аналогичного производства в г. Петушки (ЗАО «РБ-Групп»).
Владимирский кластер производств по переработке полиэтилентерефталатных отходов - ООО «ХимволокноСнабСбыт» (г. Судогда), ООО «Владполитекс» (г. Судогда), ООО «Судогодский текстиль» (г. Судогда), филиал «Владимирский полиэфир» ЗАО «РБ-Групп» (г. Гусь-Хрустальный), Камешковский филиал ООО «Детская одежда», ООО «Авантекс» (г. Вязники) В 2013 поду переработал 3749 тонн отходов ПЭТФ бутылки, 7500 тонны отходов ПЭТФ, 207 тонн брака полиэфирного волокна и нитей, 2419 тонн ПЭТФ - агломерата, 42,8 тонн отходов полиолефинов.
Переработку полимерсодержащих отходов осуществляют также ООО ПКТ «Термопласт», ООО фирма «Арго» (Ковровский район), ООО «Фолие» и ООО «Полимерные технологии» (г. Судогда), ИП Вдовин А.А. (г. Владимир).
В 2013 г. велась деятельность производств по обезвреживанию и переработке отходов производства и потребления, созданных за счет частной инициативы и собственных средств инвесторов:
- производство по переработке отработанных автопокрышек (предприятие ООО «Страйк-СВ» (Александровский район, п. Майский). Переработка шин в крошку осуществляется механическим способом. Используются дробилки, вибросито, истиратель и магнитный сепаратор. Ежегодно перерабатывается 600 тонн в год (50 тонн в месяц, что равно 1000 грузовых колес);
- организация сбора отходов производства и потребления с последующей отправкой их за пределы региона на перерабатывающие производства «Вторсырье» (г. Меленки); - производство по переработке макулатуры с последующим производством бугорчатой прокладки для упаковки яиц, гофрокартона и гофрокоробов - ООО «Ковровинвесттара» (в 2013 году переработано 1794 тонны отходов);
- организация сбора отходов электронной техники (системные блоки, мониторы, ксероксы, телефонные аппараты) - ЗАО «Телекс» (293 тонны);
- организация сбора отходов текстиля, бумаги, металл, пластмассы, отработанных аккумуляторов - ИП Тузова Е.Р. (г. Александров);
- организация сбора отходов макулатуры и полиэтилена в виде пленки - ООО Александровский «Вторресурс»;
- отходы черных и цветных металлов - ЗАО «Втормет», ООО «Кармет», ООО «Технол» (г. Александров).
Предприятием ООО «Бригантина Плюс» (г. Александров) на 13 контейнерных площадках города организован раздельный сбор отходов (установлены контейнеры для бумаги, стеклобоя, пластика).
На территории г. Меленки действуют два пункта приема отходов 1 - 4 классов опасности. ИП Русаковым А.Н. принято в 2013 году 244 тонны макулатуры; 1,7 тонн аккумуляторов; 23,7 тонн полимерных отходов; 45,1 тонн тканевых отходов; 5,6тонн отработанного масла; 10 тонн отработанных автопокрышек; 72 тонны отходов полиуретана. ИП Козлов принято более 3,0 тыс. штук отработанных ртутных ламп и 500 штук отработанных автопокрышек.
ИП Клюевым В.Н. (Юрьев-Польский район) организован приемный пункт по сбору отработанных люминесцентных ламп.
Предприятиями г. Гусь-Хрустального (ООО» Дорстекло», ООО «Опытный стекольный завод») в 2013 году переработано более 83 тыс. тонн стеклобоя.
Прием макулатуры с последующей переработкой осуществляло ООО «Бумпром-Покров» (г. Покров).
В городе Владимире сбор и транспортировку для последующей передачи на переработку или утилизацию отходов повышенного класса опасности, образующихся в результате хозяйственной деятельности предприятий, осуществляют: ООО «Владимир Вторма Клининг», ООО «Эконорма», ООО «СофтСервис», ООО «Техпромсервис», ОАО «ВладУА3сервис» и др.
Во исполнение постановления Правительства РФ от 03.09.2010 № 681 «Об угверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование в размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде» организован сбор отработанных ртутных ламп от населения и предприятий региона.
Областным предприятием ООО «Инжиниринг» в текущем году принято и обезврежено 46,8 тонны ртутных ламп и 52 кг ртутных термометров; 11,498 тонн приборов с ртутным заполнением.
В 2013 году более 60% предприятий и организаций города Владимира имели договорные отношения с ООО «Инжиниринг».
В городе Владимире прием от населения ртутьсодержащих отходов осуществляется на безвозмездной основе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами на основании заключенного договора или заключившими с собственниками помещений многоквартирного дома договор на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Ряд крупных сетевых магазинов и гипермаркетов на территории города Владимира оснащены специальными контейнерами для приема отходов І-ІѴ класса опасности - использованных батареек, отработанных ламп И др. Периодически в магазинах бытовой техники и электроники проводятся федеральные акции, предлагающие покупателям сдать старую бытовую технику и электронику и получить скидку на покупку новой. Количество видов принимаемой техники превысило 50 товарных категорий.
Прием отработанных ртутьсодержащих и ресурсосберегающих ламп на территории г. Александрова и Александровского района осуществляет специализированное предприятие ОАО «Спецавтобаза».
На территории Собинского района предприятием ООО «Эконорма» организован сбор отработанных ртутьсодержащих и ресурсосберегающих ламп.
Наблюдения за качеством атмосферного воздуха в г. Владимире на стационарных постах
Мониторинг состояния загрязнения атмосферного воздуха на территории области ведется отделениями исследования воздуха санитарно-гигиенической лаборатории учреждений Роспотребнадзора по Владимирской области и Владимирским центром по гидрометерологии и мониторингу окружающей среды.
Владимирский центр по гидрометерологии и мониторингу окружающей среды проводит наблюдение за загрязнением воздуха на стационарных постах по единой программе в областном центре. Они условно разделяются на городские фоновые в жилых районах, промышленные вблизи предприятий и посты вблизи автомагистралей или районов, характеризующихся интенсивным движением автотранспорта.
Наиболее загрязненным городом в области является г. Владимир.
Наблюдения проводятся на 4 стационарных постах (ПНЗ), расположенных на территории города:
- ПНЗ № I (ул. Чапаева, 8) расположен в селитебной зоне, на значительном удалении от источников загрязнения и относится к категории «городской фоновый»;
- ПНЗ № 3 (ул. Жуковского, 14) находится в зоне влияния ТЭЦ, ВХЗ, завода «Автоприбор», мебельного комбината и др. - категория «промышленный»;
- ПНЗ № 4 (перекресток ул. Мира и ул. Батурина) установлен в районе с интенсивным движением городского транспорта и относится к категории «автомагистральный»;
- ПНЗ № 5 (ул. Асаткина, 35) расположен в зоне влияния ВТЗ, ЖБК, ЗАО «Стройдеталь» и принадлежит к категории «промышленный».
- ПНЗ №№ 1, 3 относятся к основной сети наблюдений, ПНЗ №№ 4, 5 - к дополнительной.
Отбор проб Гидрометом осуществляется на всех ПНЗ три раза в сутки. При этом контролируются как основные примеси, которые выбрасываются в атмосферу почти всеми источниками загрязнения: взвешенные вещества, диоксид серы, диоксид азота, оксид углерода, так и специфические: фенол, формальдегид, сульфаты, аэрозоли тяжелых металлов.
Фактическое качество воздуха в городе оценивается по данным инструментального мониторинга - среднегодового уровня загрязнения атмосферы (ИЗА). ИЗА основной - индекс загрязнения атмосферы, рассчитанный по основным загрязняющим веществам (взвешенные вещества, диоксид азота, диоксид серы и оксид углерода).
ИЗА 5 - индекс загрязнения атмосферы, рассчитанный по пяти приоритетным загрязняющим веществам (т.е. суммация веществ с преобладающим ИЗА фенол, формальдегид, бензапирен, диоксид азота, взвешенные вещества).
По данным Владимирского Росгидромета, среднегодовой уровень загрязнения атмосферы - индекс загрязнения атмосферы (ИЗА осн.) в 2013 г., рассчитанный по основным показателям, остался на уровне прошлого года. Индекс загрязнения атмосферы (ИЗАи 5) также немного уменьшился - с 12,76 до 11,1.
Сегодня ведущими загрязнителями атмосферного воздуха, как и в предыдущие годы, являются формальдегид, фенол. Обнаруживаемые уровни загрязнения атмосферного воздуха обусловлены выбросами подвижных источников - автомобилями. На долю автотранспорта в областном центре приходится более 70 % выбросов веществ.
Влияние хозяйственной деятельности на состояние атмосферного воздуха
В 2013 году основными загрязнителями атмосферного воздуха оставались Филиал ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» и предприятия жилищно-коммунального хозяйства, такие как: ВФ ОАО «Территориальная генерирующая компания №6, ООО «ЭКО-транс», г. Муром, ООО «Капитал Магнезит», ООО «Русджам».
Источник: Ежегодный доклад о состоянии окружающей среды и здоровья населения Владимирской области в 2013 году. 21 Выпуск. Владимир 2014.
Владимирская область Особо охраняемые природные территории Владимирской области Экологическое образование во Владимирской области