Епископ Муромский Александр I (Богданов)
В миру Александр Васильевич Богданов. Родился 5 сентября 1830 г. Его отец Василий Иванович Богданов был священником в селе Жабинской пустыни Белевского уезда Тульской губернии. В семье батюшки было 4 сына и две дочери. О. Василий сам занимался воспитанием своих детей и подготовил их к поступлению в духовное училище. Когда сыну Саше исполнилось 6 лет, его отец был переведен из Жабинской пустыни в село Михайлово, Мансурово тож, Новосильского уезда, где священствовал до конца жизни. Александр Богданов до самой смерти оставался при родителях, причем отец так хорошо его подготовил, что в 1842 г., вскоре после смерти батюшки будущий владыка поступил сразу в 4-й класс Новосельского духовного училища. В 1844 г. А. Богданов поступил в Тульскую духовную семинарию и там во всех классах оказывал блистательные успехи и постоянно занимал первые места. В 1849 г. еще за год до окончания полного курса учения Александр Богданов как лучший воспитанник Тульской семинарии был послан в Киевскую духовную академию, которую окончил в 1853 г. со степенью магистра. 30 октября 1853 г. Михаил Васильевич был назначен в Орловскую духовную семинарию преподавателем на кафедре русской словесности, позже на кафедре логики и психологии, а затем был назначен ректором 1-го Орловского духовного училища. В 1855 г. Александр Васильевич женился на Марии Алексеевне Высоцкой, дочери священника города Ливны, и в 1856 г. был рукоположен во священника к кафедральному собору города Орла, оставаясь преподавателем семинарии. В 1866 г. он был возведен в сан протоиерея, а в 1869 г. награжден наперсным крестом. В кон. 1869 г. протоиерей А.В. Богданов был избран на должность ректора этого учебного заведения, которую занимал 19 лет, оставаясь до 1872 г. и священником Покровского храма. Орловская семинария в течение нескольких лет превратилась в одну из благоустроенных семинарий. Отеческое отношение к ученикам и доброжелательные отношения с сослуживцами ценилось и понималось всеми, в том числе и вышестоящим начальством. В 1873 г. отец ректор был награжден орденом св. Анны II ст., в 1877 г. - орденом св. Владимира IV ст., а в 1884 г. - орденом св. Владимира III ст., причем в 1885 г. по статусу ордена св. Владимира возведен в звание потомственного дворянина. Высшей наградой стала палица, которую о. Александр получил в 1887 г. В 1883 г. о. Александр лишился жены, что стало для него большим ударом. Через пять лет, когда дети повзрослели, о. Александр принял монашество. 23 октября 1888 г. он был пострижен с сохранением прежнего имени. 8 ноября того же года инок Александр был возведен в сан архимандрита.
Епископ Муромский (12.02.1889 - 23.03.1892)
12 февраля 1889 г. в Троицкой Александро-Невской Лавре в Петербурге состоялась его хиротония во епископа Муромского. После этого владыка прибыл во Владимир. В звании викария епископ Александр стал деятельным помощником архиепископа Владимирского и Суздальского Феогноста (Лебедева). Преосвященный Александр неустанно трудился в Епархиальном училищном совете, в Епархиальном цензурном комитете по рассмотрению проповедей, в братстве св. Александра Невского.
С 7 октября 1889 г. владыка также управлял Боголюбовским монастырем и немало сделал для пользы обители в экономическом и административном отношении.
«Председатель управы Г. Г. Спиридов доложил собранию полученное в губернской управе письмо от преосвященного Александра, епископа Муромского, следующего содержания: «Сто руб., предложенные мне Владимирским земством за служение мною 13-го декабря 1889 года в зале дворянского собрания благодарственного молебна и панихиды и принятые мною под условием употребления оных на какое либо благотворительное дело, имею честь препроводить при сем во Владимирскую губернскую земскую управу с покорнейшею просьбой присоединить их к общему капиталу, ассигнованному на устройство приюта для неизлечимо-душевных больных, и о последующем почтить меня уведомлением. Постановлено: Принести от лица собрания преосвященному епископу Александру благодарность за сделанное им пожертвование» (Журнал очередного Владимирского губернского земского собрания 1889).
В 1891 г. во время постигшего Россию голода, епископ Муромский Александр был назначен председателем владимирского комитета по оказанию помощи голодающим. В мае 1891 г. епископ Александр был награжден орденом св. Анны I ст.
«Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Святейшего Правительствующего Синода Преосвященному Феогносту, Архиепископу Владимирскому и Суздальскому.
По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: Высочайше утвержденный в 28-й день марта сего года, всеподданнейший доклад Святейшего Синода о бытии Епископу Енисейскому Тихону Архиепископом Иркутским и Нерчинским, а викарию Владимирской Епархии, Преосвященному Муромскому Александру Епископом Енисейским и Красноярским.
Приказали: об изъясненном Высочайше утвержденном докладе Святейшего Синода объявить указом Вашему Преосвященству. Апреля 13-го дня 1892 года.
Обер-Секретарь А. Гаврилов.
Секретарь И. Жудро».
28 марта 1892 г. владыка Александр был назначен епископом Енисейским и Красноярским.
19 апреля он последний раз служил во владимирском кафедральном Успенском соборе и простился с владимирской паствой. При этом он произнес прощальное слово: «Перенесу ли взор свой на Боголюбивую обитель, основанную святым благоверным князем Андреем, устроившим и сей самый храм, в которой по милости Божией я три года состоял настоятелем, - душа моя снова восторгается от того, что по молитвам святого благоверного князя Андрея и при любви ко мне монастырской братии, мне пришлось не мало положить старания и забот на приведение ее в более благолепный вид, и не только ее, но и приписных к ней двух упраздненных монастырей, Покровского и Волосова... Итак, первое прощальное слово к вам, отцы и братия, есть слово благодарения. И, прежде всего, благодарю Бога моего, что он по своей милости благоволил поставить меня на служение церкви Владимирской в звании викария... Благодарю владимирского архипастыря, что он имел ко мне добрые отношения и давал мне возможность с ревностию трудиться на пользу Владимирской паствы. Благодарю, наконец, жителей града Владимира и всей Владимирской епархии, духовенство и мирян, что они во все время трехлетнего моего служения, являли ко мне любовь, внимание и уважение...».
Не без страха взирал новый Енисейский Архипастырь на предстоявшее ему место нового служения. «Более всего,— говорил Владыка при прощании с Владимирской паствой,— моя мысль останавливается на месте нового моего служения. И как разнообразна и многопредметна эта мысль! То я представляю почти пятитысячное расстояние места нового моего назначения от того города, где я 36 лет проходил мое служение церкви и отечеству, и где находился и доселе находится мой бывший семейный очаг; то воображаю первобытной формы поверхность Енисейской губернии, чрез все свое протяжение перерезываемую одною из значительнейших Сибирских рек, Енисеем, с его притоками, на юге очень гористую с ее трудно проходимыми Саянскими горами, на севере покрытую или лесами, или болотами, и только в немногих местах изобилующую пастбищами; то привожу себе на память, с одной стороны, скудную производительность природы, только в низменностях полярного круга могущей производить корнеплодные растения, с другой стороны, грубые звероловные промыслы обитателей крайнего севера (самоедов) и средней части Енисейской губернии (остяков) и, наконец, хотя богатую, но трудную промышленность, состоящую в добывании золота; то мысленно взираю на громадное пространство Енисейской губернии, равняющейся почти целой четверти всей Европы, между тем имеющей только шесть округов, удаленных друг от друга на целые тысячи верст, с малым числом православных церквей и с немалым количеством язычников и иноверцев, и потому представляющей особенно трудное поприще для служения Епископского. Такого рода мысли, сами по себе мрачные, невольно смущают мой дух и невольно поражают мое сердце скорбию». Хотя пребывание Преосвященного Александра в отдаленной Сибири длилось только два года, но и в это краткое время ему пришлось не мало пережить и перечувствовать. В среде Енисейской паствы того времени коренились многие недостатки: холодность к церкви Божией, уклонение от исполнения христианского долга исповеди и св. причастия, коснение в пороках, между которыми особенно огорчали Владыку распространившееся широкою волною пьянство и безнравственная жизнь среди крестьян. Все это болезненно отзывалось на любвеобильном сердце Архипастыря, и он ревностно старался исправить свою паству и искоренить гнездившиеся в ней пороки. С этою целью он предпринимал личные обозрения епархии и повсюду обращался с словом назидания. Слово это шло из глубины скорбящей души, отличалось необыкновенною сердечностью и теплотой и постоянно заключало в себе великую внутреннюю силу и действенность. Зорко стоя на страже духовных интересов вверенной паствы. Преосвященный Александр не оставлял без внимания и таких действий, которые кажутся не важными, но в существе дела причиняют большой вред, — и материальный, и нравственный. Указывая на необходимость тщательного сохранения древесных растений, Преосвященный Александр говорил, между прочим, Енисейской пастве: «Чего, чего вы теперь не делаете с древом: то в нижних частях дерев снимаете кору, то поджигаете живые деревья у их корня, то пускаете, так называемые, палы, то срубаете дерево и оставляете его на месте, и все эти деревья непроизводительно гибнут, а сколько бы они могли принести пользы вам! Неужели вы не понимаете пользы дерев, что так беспощадно истребляете их? Ведь деревья много, очень много приносят пользы человеку! Они увеселяют взоры человека, дают жилище птицам. представляют приятное убежище утомленным путникам, умеряют суровость воздуха, удерживают ветры, сохраняют влагу, дают материал для постройки домов и служб при доме, наконец, доставляют самое лучшее топливо. Сколько пользы приносят деревья, а вы, между тем, так беспощадно потребляете их! Вы думаете, что дерево безжизненно и с ним можно поступать, как попало, можно над ним производить всякие истязания. Нет, братие, и дерево имеет свою жизнь,— оно питается соками из земли, произрастает, то одевается листьями, то сбрасывает их. Значит, оно должно чувствовать все производимые над ним истязания, как чувствовал бы человек, если бы стали сдирать с него кожу или палить члены его огнем». Так просты, так задушевны и так близки к жизни были назидания Преосвященного Александра. Слова пастыря часто падали на добрую почву.
В Енисейской епархии он устроил духовную семинарию и просветительское братство.
К сожалению, суровый климат Сибирский был не здоров для Преосвященного, и Владыка часто недомогал. Это последнее обстоятельство и послужило причиной перевода его на Тамбовскую кафедру. 30 апреля 1894 г. он был определен епископом Тамбовским и Шацким.
В Тамбовской епархии Преосвященный Александр был таким же печальником своей паствы и таким же тружеником ради благ ее, каким он был и в Енисейской епархии: всякое живое дело он старался видеть своим глазом, во все части управления епархией тщательно вникал, всеми мудро руководил, но особенно любил он поучать свою паству. В недолгий период управления Тамбовской епархией не было почти ни одного номера Епархиальных Ведомостей, в котором не помещались бы глубоко назидательные поучения Преосвященного Александра.
Епископ Тамбовский и Шацкий Александр скончался 12 сентября 1898 г. в возрасте 68-ми лет и был погребен в церкви в честь Казанской иконы Божией Матери в Тамбовском архиерейском доме - бывшем Казанском монастыре.
Епископы Муромские
|