Главная
Регистрация
Вход
Суббота
23.11.2024
15:09
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Переславль

Товаров Василий Алексеевич, священник

Василий Алексеевич Товаров

Василий Алексеевич Товаров (1839-1904) – священник села Заболотье, Переславского уезда, Владимирской губернии.

Василий Алексеевич Товаров родился в бедной дьяческой семье в селе Фетинове, Покровского уезда, в 1839 году, 17-го февраля. Первоначальное образование он получил во Владимирском духовном училище, но окончании курса в котором поступил во Владимирскую дух. семинарию, где в 1860 году и кончил курс по разряду со званием студента. В.А. с успехом мог-бы продолжать свое образование в Духовной Академии, но все его привычки и основные черты характера более склоняли его к мирной сельской жизни.
В 1860 году мы уже видим его псаломщиком в с. Романовском, Александровского уезда. 21 мая 1863 года он был рукоположен в сан священника и был определен на священническое место в село Заболотье, Переславского уезда, где он жил и трудился до дня своей смерти, почти ровно 41 год.
28 мая 1895 года он был возведен Высокопреосвященнейшим Архиепископом Владимирским и Суздальским Сергием в сан протоиерея.
Жизнь всякого человека представляет из себя сложную и запутанную ткань, в которой переплетены наряду друг с другом и улыбки радости, и слеза безысходной почали. Жизнь о. протоиерея не представляет нам беспрерывного праздничного шествия. Не одни розы пожинал он на жизненном пути своем.
Тяжелую жизненную школу бедности и лишений пришлось испытать ему за время своего ученья в духовных школах и жизни в доме своего отца, бедного псаломщика, обремененного, при своих скудных доходах, многочисленной семьей (2 сына и 3 дочери). Вместе с своим старшим братом Александром Товаровым (Впоследствии полковой благочинный и протоиерей в городе Холме, Люблинской губернии.), во время ученья в духовном училище, В.А. жил на квартире. Кажется, не нужно дальнейших описаний для того, чтобы понять, насколько тяжелы были в те времена условия квартирной жизни. Щи, обыкновенно без мяса, и гречневая каша, обыкновенно без масла, таков был неизменный в постоянный стол двух молодых братьев питомцев. Квартира часто оставалась нетопленой, и квартирохозяин нередко посылал молодых бурсаков воровать на соседний двор дрова. Соблюдая экономию в столе, очень часто подвыпивший квартирохозяин вместе с своими жильцами-питомцами, подстрекая и руководя ими, отправлялся ранним утром красть плавающих по речке Лыбеди домашних гусей и всегда больно драл свою молодую армию за уши, если компания почему-либо оканчивалась неудачей. На мелочные расходы он с своим братом получал от своего родителя по 15 коп. на месяц и даже такую ничтожную сумму для себя считал излишней роскошью. После поступления в семинарию, В.А. перешел жить в бурсу. Несомненно, в то время и жизнь в общежитии мало удовлетворяла самым скромным элементарным требованиям. Но, во всяком случае, здесь вполне было обеспечено ежедневное питание, без всяких возможностей остаться на день—на два без горячей пищи, или без каши, с одним сухим куском хлеба с водой.
Так протекли детство и юность В.А. Тем не менее, несмотря на свою неприглядность, они оставили самые теплые и неизгладимые в душе его впечатления. Со слезами умиления Василий Алексеевич любил вспоминать всегда своего родителя, бедного псаломщика, старинного закала, и свою мать простую деревенскую женщину. Очевидно, горячо он любил товарищескую среду, среди которой воспитался в семинарии. Он все время наводил самые обстоятельные справки о всех своих товарищах. С особенной любовью вспоминал тот период жизни в семинарии, который совпадает по времени с славной эпохой Крымской компании. Великий подъем патриотизма, охвативший в то время всех истинно русских людей, не мог не коснуться и юных питомцев духовной школы. Сидя в кругу своей семьи и вспоминая это время, он с воодушевлением начинал читать стихотворения, написанные его товарищами по поводу различных эпизодов из Крымской войны, стихотворения детски-наивные, но полные самого горячего и беспредельного патриотического воодушевления.
Вот наступил 1863 год. Для В.А. начинается самостоятельная жизнь, он получает определенное общественное положение пастыря церкви, которому вверялось более тысячи душ пасомых. Но не кончаются еще для Василия Алексеевича тяжелые годы невзгод. На руках у него остались еще не пристроенные дети тестя его, священника церкви села Заболотья Стефана Покровского (Впоследствии, после сдачи места Василию Алексеевичу, иеромонах Савва в Московском Богоявленском монастыре.) — сын Павел Покровский, обучавшийся в дух. семинарии, и дочь Ольга Стефанова — вдова с сыном и малолетней дочерью. Первые годы счастливой семенной жизни омрачаются глубоким и неизгладимым горем — смертью любимого сына первенца. Наконец, в 1868 году пожар, от которого погорел дом и все имущество Василия Алексеевича, в корне подрывают только что сложившееся его благосостояние. Но тяжелое материальное положение и несчастия первых лет с избытком покрываются дальнейшей счастливой семенной жизнью. Жена Василия Алексеевича Варвара Стефановна была тихая, скромная, добрая женщина. Ее ровный, тактичный характер вполне соответствовал и умерял собой несколько неровный и порой вспыльчивый характер ее мужа. В его семье после умершего первого сына, было 6 человек - 3 сына и 3 дочери. Василий Алексеевич не щадил своих средств на пристроение своих дочерей и воспитание сыновей. Он дал всем своим сыновьям высшее образование. И за его любовь к детям Бог дал ему высшее счастие, увидеть еще при жизни своей всех детей своих пристроенными и обеспеченными.
Вполне справедливо прихожане села Заболотья гордились своим маститым пастырем. Мощный, представительный, красивый, обладающий сильным, приятным голосом, он резко выделился среди всех иереев округа и как нельзя лучше гармонировал с обширным, богато-украшенным храмом села Заболотья, в котором он служил.
Непрестанной его заботой было благоукрашение своего Заболотьевского храма. Он привлек массу самых щедрых и усердных жертвователей и вместе с столь же энергичным, как сам он, и в тоже время крупным жертвователем церковным старостой Афанасием Кондратовичем Липатовым, он поставил благоукрашение храма на такую высоту, что богатству церковных украшений и изобилию облачений мог позавидовать любой из соборов уездных городов Владимирской епархии. В.А. любил торжественность и истовость богослужения. Для Господа славы, по его убеждению, и богослужение должно быть славно. Литургии, которые он совершал соборие со своим собратом-сослуживцем священником Василием Романовским, очень часто затягивались до 1—2 часов пополудни.
Всегда снисходительный к нуждам своих прихожан, не требовательный, простой, хотя несколько горячий н вспыльчивый, но добрый в душе, он за сорокалетнюю свою службу в Заболотьевском приходе снискал полное уважение со стороны своих пасомых. «Со всяким-то он умеет поговорить и со старым, и с малым; нам простым бабам и мужикам всегда найдется сказать ласковое слово», так всегда отзывались Заболотьевские прихожане о своем пастыре. И действительно, В.А. жил со своей паствой одной жизнью, одной душой. Он за сорок лет узнал всех своих пасомых и старого и малого, как свою родную семью. К нему шли и с радостью, и с горем. С радующимися он делил радость, плачущим всегда находил слово утешения. В Заболотьевском приходе твердо держался и свято хранился один обычай, хорошо говорящий о чисто семейных отношениях между паствой и пастырем. Обыкновенно, когда в какой-нибудь семье задумывали женить сына и находили ему невесту, то отец или мать жениха обязательно приходили к своему батюшке за советом. «Вот, батюшка, обычно начинал пришедший, мы сосватали для сынка своего невесту такую то N; как ты, благословишь ли нас?». И вот начиналась длинная беседа о том, как бы найти для жениха в приходе более подходящую и по материальному состоянию, и по характеру невесту.
За сорок лет службы у Василия Алексеевича не было ни разу ни одного недоразумения с своими прихожанами. Это редкое счастие для пастыря церкви.
Как проповедник слова Божия среди своих прихожан, он был очень усерден и отличался недюжинным талантом, свободно владел даром славы и в торжественных случаях очень часто любил произносить импровизации. При всем том он отличался прекрасной дикцией. Как лучший и опытный проповедник, о. протоиерей в 1877 году Высокопреосвященнейшим Антонием был утвержден катихизатором. И неоднократно за ревностное и усердное проповедание слова Божия он получил благодарность от Епархиального Начальства и не один раз ему преподавалось Архипастырское благословение (в 1883, 1884, 1885, 1891 и 1892 годах).
Нельзя не отметить особых забот и стараний о. протоиерея — развить и укоренить среди своих прихожан благочестивый обычай поминать своих умерших родственников на Божественных литургиях. И его труды в этом отношении увенчались полным успехом. Сам он в кругу своих семейных и близко знакомых всегда просил не забыть его своими молитвами после его смерти и подавал в этом отношении самый благой пример, не пропуская ни одного богослужения в храме без того, чтобы после него не отслужить хотя бы краткой панихиды по своей почившей жене. Ему вполне удалось выяснять и своим прихожанам всю важность молитв живых за умерших. Вероятно, ни в одном приходе не подается богомольцами такого громадного количества на проскомидии просфор, как в Заболотьевском.
Самой любимой мечтой о. протоиерея было поднятие умственного развития своих пасомых. Когда Василий Алексеевич поступил в село Заболотье, здесь о школе еще и не мечтали. В 1872 году, наконец, ему удалось открыть в селе Заболотье первое народное (земское) училище, в котором он и быль утвержден законоучителем. В течение 1899 —1900 учебного года он состоял даже, по избранию прихожан, попечителем этого училища. В 1892 году в Заболотье стараниями второго священника Заболотьевского прихода В. Романовского была открыта вторая церковно-приходская школа. Но эти две школы далеко не удовлетворяли запросам Заболотьевского прихода в грамотности. С одной стороны, дети некоторых деревень, вследствие отдаленности от Заболотья, не могли посещать Заболотьевских школ, а с другой - тесные помещения последних далеко не могли вместить всех жаждущих грамотности. Необходимым, поэтому, являлось открытие для более отдаленных деревень школы, и объединение двух Заболотьевских школ в одну, при условии построения для нее одного, обширного и удобного помещения. Не малых трудов стоило осуществление этой задачи для него, вследствие полного отсутствия для этого необходимых средств. Только наконец в 1897 году удалось открыть новую земскую школу в деревне Федорцеве в обширном богатом помещении, пожертвованном под школу Московским купцом Стефаном Захаровым. В этой школе В.А. состоял законоучителем до дня своей смерти. В 1900 году состоялось также объединение двух Заболотьевских школ (земской и церковно-приходской) в одну церковно-приходскую. Обширное поместительное, двухэтажное здание было построено иждивением церковного старосты Афанасия Кондратова Липатова, а заведующим был назначен В.А. Таким образом, удалось ему осуществить свою заветную мечту — дать грамотность своим прихожанам. Просветительные труды его были своевременно по достоинству оценены как светской, так и Епархиальной властью. В 1875 и в 1879 годах за отличные успехи учащихся, приписываемые его просвещенному вниманию, он получил благодарность от Дирекции народных училищ. В 1875 году, помимо сего, денежную награду в 25 рублей. В том же 1879 году ему было преподано благословение Божие Высокопреосвященнейшим Архиепископом Феогностом. 3 февраля 1899 года в награду за особо усердное исполнение в течение 25 лет обязанностей по обучению Закону Божию в народных школах, В.А. Всемилостивейше был сопричислен к ордену св. Анны 3-й степени.
Не мало услуг о. протоиерей оказал и духовенству 4 Переславского округа. Незаурядный ум, деятельный и энергичный характер его вскоре обратили на себя внимание как духовенства округа, так и высшей епархиальной власти. Едва проходит 10 лет его священнического служения в Заболотьевском приходе, как на Василия Алексеевича начинают возлагаться одна за другой должности, одно за другим поручения. В 1873 году он Окружным духовенством избирается на должность уполномоченного от округа на Переславский училищный окружный и Владимирский обще-епархиальный съезды. В этой должности он бессменно состоял до 1885 года. В 1893 году он снова был избран на сию должность, в которой и состоял с званием Председателя Переславского окружного училищного съезда до 1903 года. В 1893 году, февраля 20 дня, был избран на должность и. д. благочинного 4 Переславского округа, а 20 января 1894 года, утвержден в сей ответственной должности. В 1895 году о. протоиерей был избран и утвержден членом Переславского уездного цензурного комитета по рассмотрению проповедей.
Как о. благочинный, несомненно, оставил по себе самую добрую память среди духовенства своего округа. При своем нервном темпераменте В.А., правда, иногда был вспыльчив, когда видел среди своих подчиненных проявления небрежности и нерадивости. Сам всегда точный и исправный даже до педантизма, он не мог равнодушно переносить, когда замечал какую-либо неисправность. Но вспышки его несколько нервного характера обыкновенно были мимолетны и тотчас же сменялись добрым и обычным для него благодушным настроением. Для священно-церковно-служителей своего округа он скорее всего был не строгий взыскательный начальник, а опытный руководитель и старший брат. Сам высоковзысканный милостями высшей епархиальной власти, он, не пропускал ни одного проявления энергичной и усердной деятельности среди иереев и церковных старост своего округа без того, чтобы не обратиться с соответствующим ходатайством к высшему духовному начальству о награждении отличившихся. Можно сказать, ни одно доброе начинание в своем округе о. благочинный не оставил без своего поощрения.
Но особыми заботами и попечениями о. благочинного пользовались вдовы и сироты, которыми так изобильно богат 4-й Переславский благочиннический округ. Тяжелое материальное положение осиротевших всегда находили себе живой отклик в душе его. Он сам немедленно же предлагал свои услуги сиротам ходатайствовать пред епархиальной властью о материальном пособии и сам лично тут же составлял толковое и дельное прошение. В пользу Владимирского епархиального попечительства о бедных духовного звания по 4-му Переславскому округу при нем едва собиралась половина той суммы, которая выдавалась в пособие сиротам округа.
О. протоиерей, все время своего 40-летнего пастырского служения, пользовался вниманием и милостями высшей епархиальной власти. Он заслужил все награды, доступные для скромного сельского пастыря. 6 мая 1903 года он Всемилостивейше был сопричислен к ордену св. Анны 2-й степени. В 1871 и 1890 годах ему за отлично-усердную, при весьма честном поведение, службу и за ревностное удовлетворение духовных нужд своих прихожан была изъявлена Архипастырская признательность и благодарность. В 1872 году ему было преподано благословение Святейшего Синода.
21 мая 1898 года скромно был отпразднован с Архипастырского разрешения 35-летний юбилей. Благодарная семья поднесла ему ценный образ Спасителя, а признательные прихожане адрес и серебро-позлащенный наперсный крест с украшениями.
О. протоиерей скончался 23-го февраля 1904 г., в 1 час дня, после операции (рак кишечника), в Московской Мариинской больнице.
25 числа гроб с останками, с разрешения Московского Губернатора, на катафалке был перевезен на Ярославский вокзала, для следования в особом вагоне в Сергиев-Посад. Отсюда, 20 числа на лошадях гроб был перевезен для погребения в село Заболотье.
Торжественный вынос тела из дома в храм состоялся утром 28 числа; и после заупокойной литургии десятью священниками в сослужении трех диаконов было совершено трогательно-умилительное отпевание. Обширный Заболотьевский храм едва мог вместить паству, желавшую отдать последний долг своему любимому духовному отцу. На литургии после причастного стиха священник села Пусторождествина Василий Соколов произнес серьезно-продуманное и назидательное слово, в котором выяснил глубокий смысл наименования «отец», которое так часто присоединялось к имени почившего. Почивший был отцом протоиереем для всех иереев вообще, отцом Благочинным для иереев своего округа, отцом духовным для своей паствы и, наконец, отцом по плоти для своих детей. Перед самым отпеванием старший зять покойного священник Петр Виноградов от лица всех детей произнес обращенную к почившему прощальную речь, в которой живо н наглядно изобразил всю ту любовь, которая привязывала детей к покойному родителю, всю горечь и тяжелую печаль их в виду скорой и неизбежной разлуки. Затем произнес теплое слово собрат покойного по службе священник Василий Романовский. Во время отпевания пред прощанием прочувствованное слово сказал священник села Хребтова Сергей Архангельский.
После прощания с прахом почившего священно-церковно- служителей, детей и всех присутствующих в храме гроб с прахом вынесен был из храма, обнесен вокруг него и опущен в вновь приготовленный склеп, рядом с могилой почившей супруги Василия Алексеевича, по левую сторону алтаря холодной половины храма.
Священник Василий Романовский (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 10-й. 1904 г.).
Святители, священство, служители Владимирской Епархии
Владимирская епархия.

Категория: Переславль | Добавил: Николай (04.11.2019)
Просмотров: 1084 | Теги: владимирская губерния | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru