Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
23.12.2024
21:24
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Переславль

Троицкая слободка Переславского района Ярославской области

Троицкая слободка

Тро́ицкая Слобода (Отхожая Слобода) — село в Пригородном сельском поселении Переславского района Ярославской области, центр Пригородного сельского поселения. Расположена при выезде из города Переславля к областному центру Ярославлю.


Церковь Святой Троицы

Троицкая слободка находится неподалёку от Никитского монастыря. Называется она ещё Отхожей слободкой, потому что, как объясняют некоторые, священники из Переславля должны были отходить сюда для совершения мирских треб. До упразднения монастырских вотчин она принадлежала Никитскому монастырю и населена была его служками, которые, по писцовым книгам 1629-1630 гг., пахали здесь 54 четверти в поле и сена косили 20 копен; пашня им была дана за годовое хлебное и денежное жалованье.

По переписным книгам 1677 г. в Троицкой слободке записано 16 дворов квасоваров и других ремесленников и 3 двора бобыльских.

Церковь в Троицкой слободке впервые в документах встречается в 1654 г., на неё положено было дани в патриаршую казну 23 алтына 3 деньги, заезда гривна; престол в ней был во имя Святой Живоначальной Троицы. В 1702 г. составлена подробная опись: «Церковь Пресвятой Троицы - древяна клецки об одной главе, глава опаяна немецким железом, крест железный с перьями, церковь, алтарь, трапеза и паперть крыты тесом. Царские двери, на них Благовещение и Евангелисты и на столпцах Святые, в сени вечеря - писаны красками; по правую сторону царских врат образ Троицы местной писан краски, 3 венца да цата серебряные басемные золочены, привесу 3 креста серебряных и 1 золочёный, денег 5 алтын, 4 деньги 3 коп. позолоченных; поверх образа убрус полотняный, под образом пелена - камка белая обложена камкою осиновый цвет, подложено крашениною, ветхо гораздо; лампада жестяная, под нею кисть нитяная с шелком красным; образ Воскресения Христова осмилистовый писан краски; образ Свв. Ап. Петра и Павла, убрус полотняный; образ Пресв. Богородицы Одигитрия, убрус полотняный, пелена кумач красный, крест кружево мишурное, обложено крашениною; подсвешник деревянный расписан краски, налеп жестяной с шандалы. На северных дверях образ Свв. Стефана, Григория Богослова, Николая Чудотворца, перед ними подсвешники деревянные. Над царскими дверьми деисусы - образ Спасов, всего 11 образов в тяблах деревянных, пред Спасом лампада медная. Над правым клиросом Сошествие Свят. Духа писан краски на холсте в раме, над левым - Распятие; на налоги образ Троицы, малой деревянный.

Престол обложен спереди кумачом красным, а другие стороны крашениною; за престолом образ Пресвятой Богородицы Одигитрия выносной, венцы и цата серебряные басемные золочены, привесу 13 алтын, 4 деньги, убрус тафтяной алый, другой кумач красный; на престоле Евангелие оболочено бархатом красным, на средине Распятие, по углам евангелисты серебряные басменные золочены, застежки медные, 3 креста благословенных; на престоле покров - камка белая, крест тафтяной. Жертвенник обложен крашениною... сосуды оловянные, звезда медная, копие железное, 2 покрова. Епитрахиль обложена выбойкой полосатою, поручи - тафта жёлтая... подризник крашенинный, пояс нитяной тканый, под ним 4 кисти нитяные с узлами кафимскими; ризы киндяк - осиновый цвет и др. 3 кадила медных, 3 подсвешника деревянных выносных, 2 ширинки полотняныя. В алтаре и церкви 3 оконницы слюдяных; у церкви двери на крюках железных, замок с личиною; колокольня крыта тесом, на ней 3 колокола небольших».

Священников при церкви в то время было два; земли 12 четвертей, сена 25 копен. В Троицкой слободке тогда жили бобыли в 22 дворах. Эта деревянная церковь перед 1753 г. сгорела, и усердием прихожан в 1763 г. построена новая, деревянная же, освящённая по благословению епископа Переславского Сильвестра также в честь Святой Троицы.

Вместо деревянной церкви в 1855 г. на средства прихожан устроен каменный храм с двумя престолами: в холодной во имя Живоначальной Троицы, в тёплом приделе в честь преподобного Никиты Столпника.

В 1857 г. священником храма Троицкой Отхожей слободы назначен Василий Димитриевич Скворцов. Он окончил Владимирскую семинарию в 1848 г., в 1852 г. - диакон в с. Опарино (ныне в Московской области). В 1885 г. вышел за штат.

В 1876 г. Троицкая церковь была приписана к городской Иоанно-Златоустовской церкви. К Троицкой церкви был сверх штата определён дьячок Иосиф Третьяковский, богослужения совершал священник Златоустовской церкви Пётр Лебедев.

Владимир Иванович Чижов в 1887 г. окончил Владимирскую духовную семинарию, с 1895 г - священник Троицкой слободы Переславского уезда.
Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами храм был снабжён достаточно. Причта по штату было положено - священник и псаломщик; особый причт существовал с 1891 г. Земли при церкви было: усадебной 1 десятина, сенокосной 7 и пахотной 25. Пахотную землю священник обрабатывал сам, а псаломщик сдавал в аренду за 50 руб. в год. Они жили в церковных домах, построенных прихожанами в 1891 г. [1]



Приход состоял из Троицкой слободки и слободки Никитской, в которых по клировым ведомостям в конце XIX в. числилось 247 душ мужского пола и 243 женского, все православные. Никитская слободка, расположенная вблизи Никитского монастыря, населена была слугами монастырскими; в 1702 г. в ней были 10 дворов стряпческих, служних, подъячих, 14 дворов конюхов и 6 дворов служебников, что взяты к каменному делу, солдатских 6 дворов, вдовьих 3, нищенских 3 и двор кузнеца. [1]

Владимир Елховской вспоминал: «Был у нас в городе юродивый - Миша Самуил (за что ему дано второе имя, я не знаю), человек настолько популярный в городе, что книготорговец Иван Васильевич Быков, выпуская в продажу серию переславских видов, счел себя обязанным выпустить и открытку с изображением Миши Самуила. Миша и зимой и летом ходил босиком, с открытой головой, покрытой лишь шапкой курчавых волос. Двери всех городских домов были для него открыты, и он славился как провидец и предсказатель. Говорил резко, отрывисто. Как-то папа зашел в булочную и кондитерскую Елисеева. Там было много народа и среди него у прилавка стоял и Миша Самуил. Увидав папу, Миша забеспокоился и отрывисто забормотал: «Чей поп? Чей поп?» Ему сказали. Миша еще раз взглянул на папу и горько заплакал, закрыл лицо руками и вышел из булочной. Папа рассказывал потом, что этот эпизод очень неприятно на него подействовал, так как он уже слышал про Мишу. Через пару дней после этой встречи Лидочка (сестра Владимира Елховского) заболела крупом и умерла. Умер Миша Самуил в 1908 году близ города, в Троицкой Отхожей Слободке, хоронили его с большим почетом, при большом стечении народа и городского духовенства».

23-го февраля 1907 г. в Троицкой слободке скончался подвижник-юродивый Миша-Самуил, сын крестьянина с. Ям. Здесь при церкви он и похоронен. Его полное имя, отчество и фамилия - Михаил Васильевич Лазарев. Имя Самуил было присвоено ему в народе со времени смерти уважаемого иеромонаха Никольского монастыря Самуила. Миша был высокого роста, с кудреватыми волосами и белой бородой, лицо отличалось подвижностью, тёмно-серые глаза иногда озарялись радостным блеском. Зимой и летом он одевался неизменно: под коротенькую курточку фартук, на руках красные поручи, в левой руке скуфеечка, в которую его почитатели клали денежную лепту; на ногах опорки. Среди граждан Переславля и окрестностей он приобрёл особенное уважение. Подвиг юродства, принятый ещё в детстве, невольно заставлял всех обратить на него внимание, особенно когда он, как казалось многим, символически и прикровенно стал предсказывать будущее. Рассказывали, что, будучи ещё 8-летним отроком, он в своём селе и окрестностях предсказал мор на людях. Среди села он выкопал две могилки, нарвал ещё не созревших яблок, наполнил ими могилки и засыпал и, поставив на них крестики. Когда же товарищи и мужики стали его за это бранить, то он отвечал им: «Не любо – поплачешь». Через неделю он стал лопатами носить землю на сельское кладбище. Когда же окружающие стали опять бранить и даже бить, то он только и говорил: «Не любо – поплачешь»...
И что же? В этом селе вскоре случился мор, унёсший в могилу немало не созревших до старости человеческих жертв. С этого времени Миша всё чаще и чаще стал удаляться в город от своих родителей. Сначала на день-два, а потом и совсем ушёл от них, всецело предавая себя в волю Божию, не имея ни крова, ни пищи, ни тёплой одежды. Покончив всякие связи с родительским домом, Миша всю свою жизнь провёл, скитаясь по городу и окрестностям. Он часто посещал Троицкую слободку, где любил пребывать в доме убогого безногого, такого же безбрачного крестьянина Симеона Вуколова. Не заботился Миша о том, что ему поесть и во что одеться, добрые люди награждали его и пищей, и одеждой, и приютом. Когда он ходил по городу, то обыкновенно люди, уважающие его, подходили к нему за советом, чаще всего в несчастных обстоятельствах жизни.
В наше время церковь Святой Троицы является подворьем Никитского монастыря. Над могилой блаженного Миши сооружена часовня.


Часовня Блаженного Миши

В Троицкой слободе, до разрушения в советское время, стояла построенная в древности, по случаю заключения мира между переславцами и суздальцами, часовня. Она была сначала деревянная, а в кон. XVII – нач. XVIII вв. на месте деревянной была построена каменная часовня.

Источники:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 5]. Переславский и Александровский уезды. - 1895. - 520, VI с.
Переславль-Залесский

Copyright © 2020 Любовь безусловная


Категория: Переславль | Добавил: Николай (30.06.2020)
Просмотров: 959 | Теги: Переславль-Залесский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru