Матвеева Любовь Николаевна
Матвеева Любовь Николаевна родилась в 1949 году в г. Чапаевске Куйбышевской (ныне Самарской) области (родина отца).
В 1952 году семья переехала в г. Владимир (родина матери). Окончила школу № 25 и Авиамеханический техникум.
В связи с замужеством почти 20 лет прожила в г. Риге.
Участвует в литературной студии «Владимирские посиделки» с 2003 года.
СЛУЧАЙНОСТЬ
В поэзии я - точно случайный человек:
Стихи рождаются, как у гулящей девки детки, Приблудные, сиротский коротают краткий век,
Как бабочки над речкой однодневки.
Тут, главное, в готовности нутра,
В уменье Случаю с душою отдаваться.
Вот Случай подвернулся, я беременна с утра.
Вопрос: какие деточки родятся?
Бывает, и талантливый мелькнет среди толпы Смазливого, придурочного сброда...
Кто пробовал их, как котят, в вине топить,
Кто - на продажу, словно мать уродов («Мать уродов» - новелла Ги де Мопасана)
Конечно, абортаж решит вопрос любой,
Не исключая графоманского народа.
Но что поделать, если это все-таки... любовь?
И вот еще... Куда идти с приплодом?
ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ Из домовитых птиц люблю грачей И аистов: они мне «греют» душу, Живут, своих уставов не нарушив, И ладят дом, не зарясь ни на чей, И голенастых пестуют птенцов: Образчик матерей и идеал отцов. Не селятся грачи в моем дворе, Быть может двор и дом - не по «фэн-шую», А я всю зиму так по ним тоскую С отлета самого в прощальном октябре. И аистам до нас не долететь, (а потому - демографическая яма). Я чувствую необходимость прямо - самой - навстречу: могут не успеть! Врач объяснит вам все сезонным обостреньем, Психолог мягче, обтекаемо... «быть может...» И только внучка говорит: «Летим скорее!» И даже чемодан собрать предложит.
* * *
Эпистолярное искусство, И ты в забвение ушло. Свидетель искреннего чувства в любви... в доносе... Так тепло и обстоятельно писалось, читалось... И все «в дело» шло!
Да, прошлое - такая яма, сродни могильной… Там и тут Разыгрывается эта драма: завалят глиной и уйдут. А кто остался: «Шишел - мышел» Игра, видать, в крови людей. Кто похитрее, «в люди» вышел... Политики... им вечно тесно, - во власти денег и идей. Говоруны..., они, известно: «Трясут харизмою» своей. А то, что харею не вышел, то, может быть, всего главней? Несут с экрана «сивой бред» Надеются на – хеппи энд... Что устарело, сменят новью. Спасибо жизни, что она И честной дружбой, и любовью Была освящена.
А письма жаль: читать любила, писать любила... Что с того? Разъяты связи всех со всеми... Прогресс иль симулякр его? Пожнёт, кто сеял это семя... Хоть горько, но Господне Время и перемен благое бремя сильней всего.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЕСЕЛУШКИ Хорошая привычка — богатеть, обзаведясь рабами и колониями! И то сказать, нехорошо смотреть и всем, когда кальсонами сверкает дядя Сэм, иль тетушка Европа - панталонами…
На одну колодку стачаем сапоги, Левая пусть ходит, как получится... Может быть, чему-то и научится Заодно у правой у ноги!
Всем известно: А и Б посидели на трубе, Продан дом... «Мы ни причем!» Раз... и морда кирпичом...
ИМПРЕССИОНИЗМ «У нас (в России) от мысли до мысли пять тысяч верст» Пётр Вяземский Я — редкий «впечатлист».
Мы — «все впечатлюны»,
Импресси-сионист» - диагноз всей страны.
Как сердце рвется ввысь...
Уже бежит строка...
В угоду Рифме Мысль потупилась слегка.
Философ, теософ,
Историк, наш дружок, да стоит ли топтать Поэзии лужок?
Крылатого коня
«и бег, и легкий скок» финансовой уздой
другой смирит ездок...
«С КЛЮВА - ПО ЯЙЦУ» (БАСНЯ)
Собрание лесных жильцов…
Вопрос: «Увеличение числа птенцов».
Вот слово предоставили Скворцу:
«Вчера введен налог: «Всем с клюва - по яйцу или же - по птенцу».
Кукушка (с места): - Мне нужды в законе нет: я все сдаю в лесной бюджет!»
От перелетных птиц Грач выступает важный:
«Что ж нам платить придется дважды? Пожалуй, согласятся все со мной:
Зачем нам прилетать весной?
Зачем собрали нас? Ей - ей,
Закон — для воробьев и голубей!
И строже - с вороньем: брать штрафы, неустойки, У них - доходы: свалки и помойки...»
Ввели закон уже: народ, мол, обсудил.
А кто ж компаниею сей руководил?
Так Коршун предложил, а Ястреб утвердил! Неужто им своих птенцов не жаль?
- «Смотрите «Исключения» - заметила Мораль.
ПОСВЯЩЕНИЕ МУЖУ МОЕМУ ФЕДОРУ Женское
Я боялась холодных,
Я боялась горячих,
Я боялась провидцев,
Я боялась незрячих, Слишком смелых вообще За версту обходила... И не знаю, как замуж Все-таки я угодила... Да еще проглядела,
Ну, скажите на милость, То, что все это вместе В нем соединилось...
***
Марс спит...
Безгрешно, безмятежно, На грудь мне руку уронив. Я не дышу почти... И нежно Шепчу: - «Поспи!..», глаза прикрыв.
В проём окна глядит одна Звезда торжественно и строго.
Марс спит... И царствует Морфей…
И... я немного!
ДЛЯ ДЕТЕЙ И НЕ ТОЛЬКО Медбрат
Приготовил йод, зеленку:
Я лечу свою сестренку.
- Ты не хнычь мне и не плачь!
Я не мама и не врач…
Хочешь: с ней иди к врачу, а я мужеству учу!
Пластырь, бинтик… Ну и вот…
Все до свадьбы заживет!
Круглый год
Я с вопросом к моему обратился брату:
- «Круглый» год, а почему?
Может он - квадратный.
- Ну, вопрос ты мне загнул! - Брат развеселился.
- Дед Мороз его пинул, он и укатился!
Дождь-зануда
Дождь, зануда из дождей,
Тихо шаркал тапками,
Шепелявил про людей Шепотом, загадками:
- Ухожу, чего тут ждать?
Ничего хорошего!»
Но... вернулся к нам опять,
Шлепая калошами.
Солнцеворот
На пасхальной на неделе Это видеть довелось...
Солнце на цепи сидело, А в апреле сорвалось:
Снег лизало и сосульки И смеялось во весь рот. - Ты простудишься, проказник! - Закричал ему народ. А оно еще и дразнит:
- У меня - любимый праздник - Годовой Солнцеворот.
***
А ПОГОВОРИТЬ...
Люблю спрашивать Слово: - «Откуда пришло, бродяжка?» Препарирую: например «тужурка».
Ясно, что от французского «toujeur» - «каждый день», т.е. повседневная одежда. Но как хорошо приспособили: прилепили суффикс, окончание, «по типу: кош - ка». Французы, немцы и иже с ними, подарили нашему языку много слов, как и мы их речи, безусловно... А уж соседи... Сам Бог велел...
Вот латыши до сих пор зовут русских «криеву» т.е. кривичи, поскольку рядом жили племена кривичей, рюичей. А слово «рука» произносится «рока», а «голова» - «галве». Родня? Без сомнения.
Слово кочует вместе с людьми... Встречаемся с этим часто. Мало кто обрадуется, что его на рынке «хорошо» обругали. Долго выбираю помидоры: переворачиваю, приговариваю: «Цена подходит, качество - нет, и наоборот...» Торговка «взрывается»: «Идите женщина... Нечего товар трогать!» И мне - вслед: «Шлендают тут всякие прошмандовки!»
Хамство, конечно... Но я шла и смеялась от души: вот оно Слово, приехало с южанкой... Да, какое вкусное: «прошмандовка». Не владимирское словечко, но прижилось: поговорите с выходцами из Донецка, Ростова-на-Дону... А, лучше, поругайтесь...
Еще один любопытный эпизод вспоминается в этой связи. Как-то рассказываю свекрови (Псковская обл.) о заводчике Мальцове, о Мещёрской лесной стороне, о торфушках, стеклодувах, хрустальном производстве. Отметила особенности одежды и их речи: «я-канье, «цо-канье» (пянёк, доцка) и посмеялась, что местная шутка была такой, чтобы подтрунивать над ними: «Доцка подай цулоцки, они - на пецке, в уголоцке».
Свекровь рассмеялась - «Ваш Мальцов и у нас стекольных заводов понастроил возле городка Опочки. Привез сюда своих работников из деревеньки, видимо, с вашей Гусевской стороны или от Рязани.
Мы их тоже поддразнивали за особенность речи: «От Опоцки - две верстоцки, и в боцок - один скацок».
К сожалению, телевидение все унифицировало, причесало под одну гребенку. Редко услышишь настоящий местный говор. А хочется Слово слушать и слышать. Я люблю спрашивать Слово: «Откуда пришло, бродяжка?»
СВЯЗЬ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ Елохину Павлу
Все объяснит тебе в момент,
Коль надо, дельный даст совет,
Спроси, на все он даст ответ:
Про Джанибекова эффект,
Про интернет... и про сонет.
Как говорят: «Учись, студент!»
А в чем секрет?
Холодный ум, душа-поэт,
Достоинство или дефект?
Но как сложился «сей букет»?
Воробьевой Ольге
От «Золотого петушка»,
От Золотых ворот...
Вдруг «Витязь в латах золотых»
С Кавказа к нам идет.
Вот это оборот!
Поздравляем победителя конкурса Воробьеву Ольгу Николаевну, гордимся Вами и желаем дальнейших успехов в творчестве!
***
ПОСТОЕВОЙ ЛАДЕ
«Почему, скажи, синица,
Не из Божьего ковша,
А из нашего напиться Захотела ты, душа?..» А. Тарковский
Спросить хочу, прошу: «Постой и не спеши... У музыканта и поэта - две души: Одна - земную суть пытает, Другая - в облаках витает. Вот, думаю, ну почему Глиэр В разгар войны (национальность - русский немец) «Концерт для голоса с оркестром» выдает? Душа, что в облаках, от боли так поет? Иль «Сарабанду» превративши в танец: Кружить - ударить - топнуть в эту твердь? Как у Тарковского: земную презирая смерть, «синица будет петь..?» Спросить хочу, ответь: Легко ли две души иметь?
УЧИМСЯ, УЧИМСЯ, УЧИМСЯ
«Каждый слышит, как он дышит, Как он дышит, так и пишет, Не стараясь угодить...» (Булат Окуджава)
«То - дышишь глубоко, То - еле дышишь... Стихи писать легко: Берёшь и пишешь» (Светлана Лавренкова) Не зря стихи сравнивают с дыханием, а Поэзию — с морской стихией. Да, океан вбирает в себя воду рек, речушек и мутных ручейков, и чистых родников... Но очень опасно, впервые выйдя на берег морской, говорить: «Знаем, плавали...» Можно научиться легко рифмовать слова, но хорошего стихотворения не написать за всю свою жизнь ни одного потому, что стихи — не только форма выражения чувства и мысли, но — гармония формы и содержания. А уж новое что-то сказать в поэзии очень трудно. В своём эссе поэт Дмитрий Борисович Воденников написал: «стихи — это тот же узор веток на асфальте, те же безумцы, встреченные на улице, те же оговорки пространства и времени. Поэзия глубже и значительнее строк рифмованных и свободных. Бог — первый поэт. Мир — главное стихотворение, мастерски выстроенное и сложенное, исполненное образов и метафор. Осталось правильно настроить сердце, чтобы их рассмотреть. Поэзия словесная же, если она подлинная, — это всегда «каждая краска на своём месте», больше — каждый знак препинания или его отсутствие. Поэзия словесная — это предельное противостояние омертвению слов, это их убежище, спасение. Человек, познавший поэтическую речь, способен беречь слово, как никто иной — и знает цену всему сказанному и написанному». По просьбе читателей, альманах «Владимирские посиделки» намерен постоянно знакомить с современными классиками стихосложения.
НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЗИНОВЬЕВ
Не путать с творчеством Николая Николаевича Зиновьева (поэта-песенника). «В стихах Николая Зиновьева говорит сама Россия — сказал Валентин Григорьевич Распутин». Николай Зиновьев родился 10 апреля 1960 года на Кубани в станице Кореновской Краснодарского края. Учился в ПТУ, станкостроительном техникуме, в Кубанском гос. Университете. Он работал грузчиком, бетонщиком, сварщиком. Первая книга вышла в 1987 году. Автор более 30 книг. Лауреат всероссийских и международных премий, в том числе «Большой литературной премии России» (2005 г.). Стихи печатаются во многих литературных журналах и переведены на украинский, белорусский, армянский, вьетнамский языки.
Стихи Николая Зиновьева
Меня учили: «Люди - братья, И ты им верь всегда, везде». Я вскинул руки для объятья И оказался на кресте.
Но с этих пор об этом чуде Стараюсь всё-таки забыть, Ведь как ни злы, ни лживы люди, Мне больше некого любить.
*** Минуты свободные редки... А надо минут пятьдесят Идти до кургана, где предки Сухою травой шелестят.
Где сойка птенцов своих кормит, Где крест, так похожий на «плюс», Опять ненароком напомнит, Куда я всю жизнь тороплюсь.
*** Я своего совсем не помню деда, Но в этом вовсе не моя вина: Его взяла Великая Победа, А если проще - отняла война. Мы с братом на него чуть-чуть похожи, И правнук тоже, хоть ещё малыш. Совсем не помню деда я, но, Боже, Кого в России этим удивишь? ***
Я люблю эти старые хаты С вечно ржавой пилой под стрехой, Этот мох на крылечках горбатых. Так и тянет прижаться щекой.
Этих старых церквей полукружья И калеку на грязном снегу До рыданья люблю, до удушья,
А за что, объяснить не могу.
Я - РУССКИЙ
В степи, покрытой пылью бренной. Сидел и плакал человек. А мимо шёл Творец Вселенной, Остановившись, он изрек: - «Я - друг униженных и бедных, Я всех убогих берегу, Я знаю много слов заветных, Я есмь твой Бог. Я всё могу. Меня печалит вид твой грустный, Какой бедою ты тесним?» И человек сказал: - «Я - русский». И Бог заплакал вместе с ним.
БАБА ЯГА
Незамужняя ты и бездетная, В каждом встречном ты видишь врага, А врождённая женственность где твоя? Ты ведь всё-таки - баба, Яга,
Но молчит, только смотрит зловеще на Этот мир, населённый людьми,
Вот какою становится женщина Без любви.
У МОРЯ
Какой простор! Какая сила! Какая... братская могила. Стою один у края тверди, На самом древнем рубеже! И жутко-сладостно душе Соседство красоты и смерти. *** Я за словом лезу в душу, Но не чью-то, а свою, Это больно, очень больно, Как свои считать грехи. И поэтому невольно Коротки мои стихи.
ТЕОРИЯ СТИХОСЛОЖЕНИЯ
«Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить...» А.С. Пушкин
Во «Владимирские посиделки» неоднократно поступали обращения с просьбой ввести странички теоретической направленности и страничку знакомства с современными классиками поэзии. Вводим в альманахе эти две рубрики. Возможности у ежегодника не те, что у периодической печати, скажем, еженедельника. Но, раз есть необходимость, решили идти навстречу тем, кто обратился. Хотя сегодня, при наличии компьютера, самообразование в любой области может быть доступно и высокого качества. Начать хочу словами известного журналиста, редактора, педагога Боброва Александра Сергеевича: - «Повторяю многократно: единицей стихотворного произведения является Строфа». Ну а далее, по порядку...
Стихосложение - способ, искусство организации стихотворной речи. Второе название - версификация (от лат. versus - стихи, facio - делаю). Версификатор - ироническое название поэта. Так же - просодия.
Метрическое стихосложение (античное стихосложение) (греч. metron - мера) - система стихосложения, основанная на упорядоченности числа и расположения слогов определённой долготы в стихе. Гласные в древнегреческом языке отличались по долготе и кратности.
Пентов в теории стихосложения насчитывается, естественно, пять (по числу слогов в стопе того метра). В пентоне 1 ударение в стопе падает на первый слог, в пентоне 2 - на второй и т.д.
Тоническое стихосложение
Система стихосложения, в которой ритмичность создаётся упорядоченностью ударных слогов среди безударных. Внутри тонического стихосложения различают чисто тоническое, в котором учитывается только количество ударений в стихе (акцентный стих) и силлабо-тонический, где учитывается так же расположение ударений в стихе.
Силлабо-тоническое стихосложение - это система, в основе которой лежит выравненность числа слогов, количества и места распределения ударений в стихотворных строчках.
Стих - это одна стихотворная строчка.
Стопа - это группа слогов, состоящая из одного ударного и одного или нескольких безударных, повторение которых определяет размер стиха.
Строфа (греч. strophe - поворот) - группа стихов с периодически повторяющейся организацией ритма и (или) рифмы. Как правило, каждая строфа посвящена какой-то одной мысли, и при смене строфы меняется и тема. Основной признак строфы - повторяемость её элементов: стоп, размера, рифмовки, количества стихов и пр.
Моностих - стихотворение из одной строки.
Виды строф (по количеству строф/стихов)
Двустишие (дистих) простейший вид строфы из двух стихов:
в античной поэзии - дистих
в восточной - бейт
в силлобанической - вирши
Если двустишие образует самостоятельную строфу - это строфическое двустишие. Графически такие двустишия отделяются друг от друга.
Пример: Дано мне тело - что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?
За радость такую дышать и жить Кого, скажите, мне благодарить? (Осип Мандельштам)
Трехстишие (терцет) - простая строфа из трёх стихов.
Пример:
В беспечных радостях, в живом очаровании,
О, дни весны моей, вы скоро утекли.
Теките медленней в моём воспоминании. (А.С. Пушкин)
Четверостишие (катрен) - простая строфа из четырёх стихов, самая употребительная в европейской поэзии.
Пример: Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела: Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. (И.А. Крылов)
Станс - так же четверостишие, но, стансов, в отличие от катрена может быть до 14, причем каждый станс должен быть окружен и закончен смыслом (В. Даль).
Пятистишие (квинтет) - стофа из пяти стихов.
Пример:
Хотя я судьбой на заре моих дней О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз;
Как сладкую песню отчизны моей Люблю я Кавказ. (М.Ю. Лермонтов)
Шестистишие (секстина) - строфа из шести стихов. Пример: Мороз и солнце: день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный, - Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись. (А.С. Пушкин)
Семистишие (септима) - строфа из семи стихов. Пример:
- Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! (М.Ю, Лермонтов)
Восьмистишие (октава) - строфа из восьми стихов. Пример: Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
(А.С. Пушкин)
Девятистишие (нона) - сложная строфа из девяти стихов.
Десятистишие (децима) - сложная строфа из десяти стихов.
Одическая строфа - десятистишие с рифмовкой АВАВ СС ДЕЕД.
Одической строфой пишутся торжественные оды.
Онегинская строфа - четырнадцатистишие четырёхстопного ямба с рифмовкой АВАВ ССДД ЕФФЕ, созданное А.С. Пушкиным («Евгений Онегин»).
Начинает строфу всегда строка с женским окончанием, заканчивает - с мужским.
Балладная строфа - строфа, в которой, как правило, чётные стихи состоят из большего количества стоп, чем нечётные.
Сонет - (прованс. Sonetto - песенка) - стихотворение твёрдой формы из четырнадцати строк. Популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма. Цикл из пятнадцати связанных сонетов называется «Венком сонетов». Итальянский сонет строится по схеме 4+4+3+3. Английский сонет строится по схеме 4+4+4+2. Строфойды - строфы с различным количеством стихов. Например, чередование четырёхстиший с пятистишиями и шестистишиями и т.д.
Виды строф (по типу рифмы)
Терцина (лат. terza rima - третья рифма) - трёхстишная строфа из непрерывной цепи тройных рифм АВА ВСВ СДС.
Пример: «Божественная комедия» Данте.
Триолет- восьмистишие с рифмовкой АВАА АВАВ, где стихи А и В повторяются как рефрены. Употреблялся в лёгкой поэзии 15 - 18 вв. Встречается и в наше время.
Рондо - стихотворение в пятнадцать строк с рифмовкой ААВВА, АВВС, ААВВАС (С - нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова первой строки). Популярно во франц. поэзии 18 - 19 вв. (барокко и рококо).
Сапфическая строфа - строфа с устойчивым чередованием различных метров, изобретённая греческой поэтессой Сапфо в 7-6 вв. до н.э.
Нетождественные строфы - строфы с неупорядоченным чередованием четверостиший с различной рифмовкой, клаузулами и пр.
Алкеева строфа - строфа античного стихосложения из четырёх логаэдов с устойчивым чередованием различных метров.
Королевская строфа - семистишие с системой рифмовки АББААВВ.
Спенсерова строфа - девитистишная строфа с рифмовкой АВАВВСДС, представляющая собой октаву с добавлением девятого, удлиненного на одну стопу стиха. Впервые появилась в поэме английского поэта Э. Спенсера «Королева фей» (1596 г.).
Сицилиана - восьмистишие с перекрёстной рифмой АБАБАБАБ.
Астрофизм - стихотворение, в котором нет симметричного деления на строфы, что расширяет интонационно-синтаксическое звучание стихотворения и даёт поэту больше композиционной свободы. Астрофизм применяется в баснях, стихах для детей, повествовательных поэтических произведениях. Астрофические стихи - стихи без упорядоченного разделения на строфы.
Пример:
Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться И корова, и волчица,
И жучок, и паучок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит Добрый доктор Айболит!
(К. Чуковский)
Владимирское региональное отделение Союза Писателей России
Владимирская энциклопедия
|