Долгопят Елена Олеговна (род. 28.12.1963, г. Муром) - писатель, сценарист, научный сотрудник Музея кино (Москва).
Долгопят Елена Олеговна
Елена Олеговна родилась 28 декабря 1963 года в г. Муроме, в семье учительницы и военнослужащего. Место их жительства постоянно менялось и было связано с местом службы отца: станция Карымская, Чита, Забайкальск, Фрунзе, Усть- Каменогорск. Каждое лето семья проводила в Муроме. «Муром - это вечность в моём мире, место, где я, человек, чувствую связь с космосом», - сказала Елена в одном из интервью.
В 1986 г. окончила Московский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «прикладная математика». Работала программистом на военном объекте в Московской области (1986-1989).
В 1993 г. окончила сценарный факультет ВГИКа.
С 1994 - научный сотрудник рукописного отдела Музея кино в Москве.
Первая публикация - рассказ «Exit» в журнале «MEGA» (Минск, 1993, № 4). В 1990-е публиковалась в журнале «Юность». С начала 2000-х рассказы и повести Д. регулярно появляются в толстых литературных журналах: «Юность», «Знамя», «Дружба народов», «Новый мир». Несколько рассказов и сценариев были опубликованы в журнале «Искусство кино».
Долгопят - автор пяти сборников рассказов: «Тонкие стёкла» (2001), «Гардеробщик» (2005), «Родина» (2016), «Русское» (2018), «Чужая жизнь» (2019).
В 2017 г. её книга «Родина» вошла в шортлист литературной премии «Национальный бестселлер»; в 2020 г. сборник рассказов «Чужая жизнь» был включен в длинный список премии «Ясная Поляна» (в номинации «Современная русская проза»). В 2020 г. Долгопят стала лауреатом Одесской международной литературной премии им. Исаака Бабеля, заняв второе место за рассказ «Объект».
В критических статьях и отзывах на книги Д. неизменно отмечают высокое мастерство новеллиста и оригинальный стиль автора. Так, В. Губайловский в статье «Открытая форма» («Дружба народов», 2002, № 9), показывая влияние математики и кинематографа на стиль прозаика, подытоживает: «Елена Долгопят - совершенно сложившийся писатель, со своей узнаваемой интонацией, со своим взглядом на мир, с оценкой этого мира, методом его исследования». В предисловии к сборнику рассказов «Чужая жизнь» Л. Юзефович замечает: «Это умная проза. Её простота обманчива, ее кажущаяся безыскусность - итог опыта и мастерства, а авторская сдержанность отзывается в нас неожиданно сильным чувством. Каждый рассказ Елены Долгопят неповторим и может принадлежать только ей. Каждый болезненно бередит душу чувством непрочности, а то и призрачности человеческого существования в отнюдь не иллюзорном, но самом что ни на есть реальном, очень узнаваемом мире. Даже те, где присутствует элемент фантасмагории, воспринимаются не как фантастика, а как возведённая в степень обыденность. Приёмы, за счёт которых достигается этот эффект, мне неизвестны. Подозреваю, что загадка воздействия этих текстов на читателя в чём-то таком, чему не научат ни на каких литературных курсах».
В 2020 г. С. Костырко на портале Textura.club назвал Долгопят прозаиком десятилетия 2010-2020 гг.: «Долгопят из тех немногих современных писателей, прозу которых закончившееся десятилетие оставляет русской литературе надолго».
Пресса об авторе:
«После прочтения рассказы Долгопят оставляют ощущение светлой грусти. Зачастую писательнице хватает нескольких страниц (иногда — одной), чтобы передать это чувство. При этом в ее прозе нет никаких лобовых приемов, она пишет как бы вокруг того, что является самым важным в тексте» (Кирилл Филатов).
«Как художник Долгопят предельно скупа. Один-два эпитета, почти полное отсутствие метафор, такое вот практически «голое письмо», но странное дело, вот эти два-три изобразительных штришка, подобные двум-трем штрихам на белом, нетронутом кистью холсте, превращают нетронутость холста в сверхнасыщенное изображение <…> Здесь важна сама атмосфера повествования, особое его пространство, в котором «простое», «голое» слово вдруг выказывает все свои изобразительные возможности» (Сергей Костырко).
«То же впечатление немногословности и негромкости оставляют и тексты Елены Долгопят, если попытаться рассмотреть их как целое. Это якобы безыскусная, «голая» проза, мы не найдем там обнажения приема — просто сколько надо, столько и сказано» (Ревекка Фрумкина).
«Для Долгопят нет особой разницы между условно фантастическим и столь же условно реалистическим сюжетом. Ее проза более всего напоминает реальность сновиденья. Причем ей удается сделать героем этого сна самого читателя. Он пытается как бы припомнить, зачем он здесь, куда он направлялся, когда встретился с героем — и припомнить не может» (Владимир Губайловский).
По сценариям Долгопят сняты фильмы и сериалы: «Глазами волка» (2005), «Чизкейк» (2008), «Которого не было» (2010), «Белая белая ночь» (2014), «Неоконченный бой (Неопалимая купина)» (2018).
Основные сочинения:
Тонкие стёкла : повести, рассказы. - Екатеринбург : У-Фактория, 2001;
Гардеробщик = The Cloakroom Attendent. - М.: РИПОЛ Классик: Престиж-книга, 2005; Родина. - М.: РИПОЛ Классик, 2016; Русское: рассказы. - М.: Флюид FreeFly, 2018; Чужая жизнь: рассказы. - М.: ACT, Редакция Елены Шубиной, 2019.
Литература:
- Долгопят, Е. День глазами бабочки: разговор-эссе / Е. Долгопят; беседовала Е. Иваницкая // Первое сентября. - 2001. - № 38; Каспэ, И. «И ни птица, ни ива слезы не прольёт. Вишнёвый сад и глобальное похолодание в новеллах Елены Долгопят» : [рец. на кн. «Тонкие стёкла») / И. Каспэ // Независимая газета. - 2002. - 28 февр. – Спец. прил.: «Exlibris НГ»; Губайловский, В. Открытая форма / В. Губайловский // Дружба народов. - 2002. - № 9; Иваницкая, Е. После дебюта / Е. Иваницкая // Дружба народов. - 2002. - № 6;
Панн, Л. Данность вымысла : [рец. на кн. «Гардеробщик»] / Л. Панн // Знамя. - 2005. - № 6; Глебова, О. Наследница Кортасара : [рец. на кн. «Гардеробщик»] / О. Глебова // Труд. - 2006. - 21 нояб.;
[«Женский почерк» в современной прозе] // Черняк М.А. Современная русская литература : учеб, пособие. - 2-е изд. - М., 2008. - С. 166-167;
[Долгопят Елена Олеговна] // Чупринин С. Русская литература сегодня. - М., 2012. - С. 267
Владимирская энциклопедия