Марк Криницкий (Михаил Владимирович Самыгин)
Михаил Владимирович Самыгин родился 16 марта 1874 года в Москве, в дворянской семье.
Учился на историко-филологическом факультете Московского университета.
В 1894 г. Криницкий познакомился и сблизился с Брюсовым (1873—1924), который воспринял его как «весьма замечательную личность», «философа-альтруиста». Духовное общение между Криницким и Брюсовым было наиболее тесным в 1895-98, когда они в личных беседах и в письмах обсуждали волновавшие их религиозно-философские и литературные проблемы. В одном из писем Брюсову тех лет Криницкий признавался: «Я верил Вам, как больше никому из своих друзей, п<отому> ч<то> Вы решились так же, как и я, испытать всякую правду до конца» (Брюсов В. Среди стихов. 1894-1924. М., 1990. С.667). Брюсов в свою очередь так отзывался о Криницком: «Единственный человек, столкновение с которым оживляет мне душу» (Брюсов В.Я. Дневники: 1891-1910. М., 1927. С.39).
С апреля 1894 г. член учредитель «Кружка любителей западноевропейской литературы» вместе с В.М. Фриче, В.М. Шулятиковым, А.А. Курсинским, П.С. Коганом, К.Д. Бальмонтом.
Первый сборник «В тумане» вышел в свет в 1895. Питая живой интерес к искусству символистов, Криницкий в своем творчестве оставался, однако, верен традициям реалистической прозы.
В 1896 г. окончил историко-филологический факультет Московского университета. 17 лет проработал преподавателем русского языка и словесности в Туле, Иваново-Вознесенске, Коломне, преподавал словесность в Рязанской гимназии.
Питая живой интерес к искусству символистов, Криницкий в своем творчестве оставался, однако, верен традициям реалистической прозы. «Он — переходная ступень искусства,— замечала Н. Петровская,— иногда мистик, иногда рационалист, немножко "декадент" и рядом самый убежденный реалист. Как художник, он молод и в то же время бесконечно стар» (Весы. 1908. №2. С.81). Рецензируя сб. рассказов «Чающие движения воды» (1903), Брюсов с сожалением отмечал, что Криницкий использует в основном «обветшалые формы», «вливает новое вино в старые меха» (Весы. 1904. №5. С.53). На эти упреки вождя символистов писатель отвечал: «Я добиваюсь теперь новизны в области содержания. Я хочу сделаться интересным автором. Тот, кто способен рассказывать новые, неожиданные и, главное, захватывающие вещи, тому прощаются недочеты стиля. Таков мой метод» (Валерий Брюсов и его корреспонденты // ЛН. Т.98. Кн.1. М., 1991. С.369). Верный избранной манере, Криницкий обрел имя и стал довольно популярным беллетристом.
Значительная часть произведений Марка Криницкого посвящена описанию мещанской жизни; в многочисленных его романах подчёркиваются интимные стороны жизни («Душа женщины», «Дорога к телу», «Маскарад чувства» (наиболее известное в наше время произведение Криницкого), «Молодые годы Долецкого», «Синяя борода» и др.); особенно глубоко исследуется душа женщины. Произведения Криницкого были очень популярны в провинциальной мещанской среде, отдельные романы выдерживали три — четыре издания.
В 1908-12 гг. в Петербурге вышло 3-томное собрание его рассказов, получившее в основном неутешительные для автора оценки критиков. Но были и сочувственные отклики. Так, В. Гофман в рецензии на 1-й том «Рассказов» писал: «Основная тема Криницкого — ужас материального мира, кошмар механической вселенной, "у которой нет дна". Дух и материя для Криницкого — нечто непримиримо-противоположное, и он всюду чувствует их роковую антиномию, глухой разлад и борьбу между ними. Этому разладу посвящен целый ряд очень глубоких его рассказов («Материя», «Необходимость жить», «Тайна барсука»). <...> Результатом глубокой и проникновенной наблюдательности кажется мне... мягкая, серьезная грусть, эта всепрощающая жалость и суровая нежность к людям, которыми дышат некоторые из его рассказов» (Русская мысль. 1908. №4. Отд. III. С.71).
В своих произведениях Криницкий проследил сотни любовных историй и сюжетов, подсказанных повседневной реальностью. В подтексте многих из них угадывается мысль о том, что человек часто с немалыми душевными потерями обретает зыбкое согласие с окружающей его действительностью, отстаивает не то что идеальную, а самую обыкновенную свою жизнь и любовь.
Отличаясь плодовитостью, Криницкий в 1910-е пишет целую серию романов, которые современники нередко относили к полубульварной литературе: «Молодые годы Донецкого» (1911), «Вами казненный», «Синяя борода», «Случайная женщина», «Маскарад чувств» (все — 1915) и др.
Откликом на отношение буржуазного общества к Первой мировой войне стал роман «Час настал» (1915, продолжение — «Прапорщик Игнатов», 1918).
К послеоктябрьскому творчеству Криницкого относятся комедии «Продналог» (1924), «Светозар Октябрёв» (1925), «Огненный змей» (1921, была высоко оценена А. В. Луначарским) и некоторыми другими; иные из них опускаются до уровня агиток («У райских врат» и др.). После Октября Криницким также написаны романы «Девушка с Ладоги» (1927), «Брат мой Каин» (1928, попытка отобразить события гражданской войны).
1927 г. «Брак, развод и свободная любовь». Во Владимир прибыл известный писатель Марк Криницкий. Что-ж, на фоне довольно серенькой владимирской обыденщины приезд известного писателя событие достаточно крупное. И мы бы приветствовали всякого известного писателя и Марка Криницкого в том числе, за благие и добрые намерения просветить нас на счет «больных тем современности».
В простоте душевной мы считали, что «больными темами» для известного писателя являются темы из области литературы, искусства. От известного писателя мы бы хотели слушать слово об этих «животрепещущих» вопросах и может быть поспорить с ним. Однако (о провинциальная простота!), оказывается «болеет» Марк Криницкий другими вопросами. Сегодня эту «боль» его (если кто хочет напрасно загубить и время и деньги) можно будет слушать в Центральном клубе. Известный писатель будет «животрепетать» там по вопросу... «Брак, развод и свободная любовь». М-да, темка ничего себе. Не то, чтоб была она уж больной шибко, но доходная темка, нечего говорить. А тезисы то? Нет, вы почитайте тезисы, это что-нибудь особенное. Например: женщина и любовный авантюризм мужчины, алименты, откровенный «хозрасчет» вместо высокого чувства любви, беспризорность детей и «беспризорность» мужчин, женщина негодующая ила тезисы А.М. Коллонтай, виды ревности и типы ревнивцев. Неправда-ли «больные темы современности?» Вы не согласны? Так что же это по вашему? Халтура? — Вы правы на все сто процентов. Но... Но ведь известный писатель. Так что-ж, не то что писатель, да еще известный, а «и цыпленок хочет жить» и кушать, понятно.
Гражданин Марк Криницкий! Вы — известный писатель. Про вашу известность литературную мы знаем, об известности халтурной тоже соображаем (слыхивали вас о браке и причем в другом городке, в Курске, скажем). Зачем же вы хотите стяжать себе эту печальную известность и во Владимире? Не пойдем слушать ваши пикантные тезисы: претит нам халтура, а что устраивается это в Центральном клубе — мы и об этом сожалеем» («Призыв», 9 января 1927 г.).
В 1930-х здоровье Криницкого ухудшилось; он находился в состоянии депрессии, вызванной непризнанием критики и одиночеством. В одной из записок, датированной 1933 годом, он сообщал: «…Оттолкнутый друзьями, осмеянный близкими, бездомный, никому не нужным мусором я валяюсь на дороге».
Умер Криницкий в 1952 в горьковской психоневрологической больнице в Ляхово. Похоронен на кладбище при больнице.
Сочинения:
- Марк Криницкий. Светозар Октябрёв. — Л., 1925.
- Курс теории и техники сочинения. — 1912.
- Собрание сочинений в 15-ти тт. — Пг.; М., 1916—1918.
Многие рукописи Криницкого хранятся в ИМЛИ (Ф. 374, 15 ед. хр.), в частности, пооктябрьские рассказы «Тени», «Умный и глупый», очерки «Головотяпство», «Линия выпрямляется», «Прорыв» и др.
Источники:
- Краткая литературная энциклопедия — М.: Советская энциклопедия, 1962. — Т. 3.
- Литературная энциклопедия.
- Комсомольская правда. — 2018. — 7 сентября.
|