Пасхальное празднество в Покровском уезде
(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 6-й. 15-го марта 1886 года).
Дни св. Пасхи — дни радости и торжества для всего христианского мира: но эти дни празднуются не везде одинаково. Каждой уголок Русской земли имеет свои особенности, которые бывают не безынтересны. В настоящей заметке обращаю внимание на пасхальное празднество в Покровском уезде. Жители Покровского уезда, за исключением мест фабричных, по преимуществу занимаются плотничеством и живут на заработках в Москве. Домой они являются на последних днях страстной недели. Затянутые хозяевами и подрядчиками, некоторые приходят даже в великую субботу, но за то все являются к утрени первого дня. Этот день есть исключительный в годовом кругу, когда приходский люд бывает в полном церковном собрании. Подход богомольцев начинается с раннего вечера и продолжается до первого удара церковного колокола, возвещающего о наступлении всерадостного и всепразднственного дня. Трезвон колоколов замолк, и началась полуночная служба. В храме все засуетилось. Церковный староста с своими подручными спешит зажигать пред местными иконами массивные свечи, весом до 30-ти фунтов в каждой, налепки, свечи на подсвечниках, на паникадилах. В то же время каждый богомолец вынимает из кармана целый пук принесенных белых свеч, ставит их пред св. иконами и зажигает. После того становится на свое место с зажженною в руках свечою, в ожидании крестного хода. Таким образом в один момент, как бы по влиянию электричества, от тысячи зажженных свеч церковь освещается необыкновенным ярким светом. Но обход со св. иконами вокруг церкви окончился. Слышится из уст священника радостная песнь: «Христос воскресе». Все оживились, все осенили себя крестным знамением. Настала минута торжественная! Вся церковь соединилась воедино; все: и священнослужители, и певцы, и народ поют одну песнь: «Христос воскресе»; все дышат одною любовию к Воскресшему; все восторгаются одною радостию воскресения Христова. Теперь и на клиросах идет особенное, так сказать, народное пение, потому что не избранные певцы поют, а целая масса певцов поет, которые, за неимением места на клиросах, помещаются около них и на солее. Пение идет протяжное, громогласное, но в то же время стройное и воодушевленное. За исключением единиц, все поют плавно, прислушиваясь к общему тону. Удивляешься, когда слышишь стройное пение целой массы неученых певцов, но оно таково на самом деле. Любимая нашим простым народом церковная песнь: «Пасха священная нам днесь показася», положительно поется всею церковью — и старым и малым; поется торжественно, величественно и воодушевленно. Чтобы хотя отчасти понять торжественность этих минут и видеть воодушевление и восторг народный в это время, нужно быть очевидцем, так как мое слабое перо не в состоянии описать энтузиазм народный. Скажу откровенно, что, когда церковь - оглашается стройным пением полутысячных разнообразных голосов, трепет невольно пробегает по телу. Пасхальная Литургия совершается также торжественно. После Литургии, в многолюдных приходах св. иконы выносятся из храма и в благочинном порядке несутся в приход при продолжительном церковном звоне и при общем народном пении пасхального тропаря. За св. иконами тут же отправляются в приход и священно-церковнослужители для служения пасхальных молебнов. Служение молебнов бывает неспешное и продолжительное, потому что мало таких домов, где хозяева ограничились бы служением одного пасхального молебна. В большинстве случаев священнику приходится в одном доме отслужить, кроме пасхального молебна, несколько других молебнов, по числу икон находящихся в доме, водосвятный молебен, прочитать два акафиста, а в заключение отслужить панихиду. По местам есть обычай, что крестьяне из дома в дом сопровождают церковный причт и поют вместе с ним во все время домашней службы. Не бездействует в этих местах и женский пол. Женщины, подобно Мироносицам, предшествуют священнику в хождении, останавливаются в сенях того дома, куда следует идти священнику и поют радостную песнь: «Христос воскресе», до появления его в дом. Св. иконы переносятся из дома в дом чинно и в порядке, в предшествии хоругвей. Вечером, по окончании молебнов, служится пасхальная всенощная в часовне, где таковая имеется, или в домах почетных прихожан и служится довольно продолжительно, так как при служении ее участвуют все любители пения. Достойны внимания и самые проводы св. икон, чтобы сказать о них слово. По окончании молебнов, обязательно служится в каждом селении общественный молебен, после которого избранные богоносцы несут св. иконы. За ними следуют в порядке, чуть не рядами, все односельчане, разодетые и разуряженные. За деревнею крестный ход останавливается. Здесь набожные крестьяне благоговейно прикладываются ко св. иконам, а все молятся и крестятся при общем пении пасхальных песней. Вообще нужно сказать, что наши прихожане любят встречать, сопровождать и провожать св. иконы, и это составляет их утешение, а пение пасхального тропаря довершает их отраду.
«Христос воскресе» поется в домах, поется на улице, поется утром, поется вечером. Разгульных песней и бранных слов не слышно во всю пасхальную неделю. Во все это время крестьяне стараются по возможности держать себя в пределах умеренности и благоприличия. Иногда появляются нарушители общественного порядка, люди, поддавшиеся влиянию спиртных напитков, но таких личностей бывает немного. В заключение скажу, что тяжела бывает пасхальная неделя для служителей храма Божия, потому что, обессиленные великопостными трудами, мы принуждены быть и эту неделю постоянно на ногах и на службе. Только знаешь, что в церковь, да в приход, а из прихода опять в церковь. Но общее воодушевление придает силы довести до конца доброе дело. Жаль одного, что наши прихожане, добрые и щедрые на принос свеч в церковь, покупают свечи в Московских лавках. Правда за последнее время, благодаря настоянию приходских священников, некоторые из прихожан стали брать свечи в церковном ящике, но таких образцов очень немного, а потому остается пожелать большого преуспеяния в распродаже церковных свеч.
Свящ. Пригкипс Евгенов.
Светлое Христово Воскресение (Пасха)
Владимирская епархия.
Copyright © 2019 Любовь безусловная
|