Попов Геннадий Григорьевич (род. 01.01.1942) - фотокорреспондент ТАСС, член Союза журналистов и фотохудожников России, владимирский фотожурналист.
Попов Геннадий Григорьевич
Геннадий Григорьевич Попов родился 1 января 1942 года в городе Дудинка Красноярского края.
Знакомство с "фотографией" состоялось ещё во время учёбы в Курейской школе Красноярского района. Однажды село - и небольшой Пантеон Сталина, который в нём находился - занесло снегом. Сугробы - несколько метров. Это обеспокоило московских властей, которые потребовали выслать фотографии Пантеона.
- "Мне отец подарил фотоаппарат "Любитель" 6 на 6 формат. И я им снимал. И даже как-то удивлялся, как в то время на плёнку... её нужно было проявлять, широкие бочки. Там проблема, потому что по существу оказалось, что в этом посёлке только у меня был фотоаппарат".
Таким образом была налажена связь с Большой землёй. Из Москвы прислали благодарственное письмо, Пантеон высвободили из снежного плена. Быть может, это событие позволило мечтать о карьере оператора.
Снимки Геннадия Попова начали печатать уже во время его службы в армии - в газете «На страже Родины».
Начал свою карьеру фотографа сразу после демобилизации из армии в 1964 году в Казахстане.
После окончания журфака Казахстанского университета Попов снял несколько авторских передач и два десятка телефильмов, которые были отмечены на конкурсах. Но все-таки вернулся к фотографии и в 1971 году получил предложение поступить на работу в информационное агентство «ТАСС».
Собкор в Казахстане, он снимал полеты в космос. Его фотографии в центральных газетах иллюстрировали строительство БАМа, визиты первых лиц зарубежных государств. Геннадий Попов был уполномочен курировать фотолетопись Московской олимпиады.
Во Владимир Геннадий Попов переехал после назначения собкором ИТАР ТАСС по Владимирской и Ивановской областям.
1996 год. «В нашей редакции Геннадий Григорьевич появился чуть ли не с самого основания газеты. У молодых журналистов один его титул вызывал священный трепет. Еще бы: “Снимает для ТАСС. Уровень. Профи!” И, естественно, никто из нас не задумывался, какими путями надо пройти, чтобы стать ТАКИМ профессионалом. Какими качествами должен обладать человек его профессии? Чувством цвета и света? Чувство света важнее: во всем мире ценится черно-белая фотография. Она более достоверна, более правдива. “Мы воспринимаем мир в большей степени как черно-белый, цвет приукрашает, - считает Геннадий Григорьевич. - Не случайно войну всегда показывают в черно-белом изображении”. Важно чувствовать кульминацию события, а если точно - предчувствовать ее, чтобы точно “ухватить момент”, успеть нажать. Фотография - это не кино, не телевидение. Вся суть, вся энергия ситуации должны быть сконцентрированы в одном кадре. Наблюдать, как работает профессионал, - удовольствие. Ни одного лишнего движения, никакой суеты - все отлажено, рассчитано, согласовано. Все подчинено любимому Делу. Главное - найти нужный ракурс, а затем - почувствовать момент, вовремя его “схватить”. Особенно это важно при съемках спортивных состязаний, кстати, это - один из “коньков” Геннадия Григорьевича. “Спорт - это проявление возможностей человека. Кульминация, трагедия - все в одном порыве...” Важно “прочувствовать” ситуацию. Однажды Геннадий Григорьевич снимал скачки на ипподроме. Вдруг лошадь у одного из участников упала - разрыв сердца. Сбежались люди, пригнали трактор... И всю эту ситуацию - от начала до развязки - он отснял на едином дыхании. Последний кадр: труп лошади зацепили трактором и утащили со стадиона...
У репортера, находящегося в эпицентре событий, должна быть обостренная реакция. В фотоальбоме “Владимир” есть кадр о мотогонках. Его композицию необходимо было составить так, чтобы на заднем плане был виден весь наш древне-владимирский пейзаж. Геннадий Григорьевич выбрал необходимую точку для съемки и стал поджидать удачный момент. Мотоциклы пролетели чуть ли не в метре от него, надо было только нажать...
То, что журналисты гибнут «при исполнении» на войне, уже не удивляет, но и вполне мирные съемки подчас сопряжены с большим риском. Так, недавно отказали тормоза телескопической вышки, и Геннадий Григорьевич чудом остался жив. Были случаи, когда наш фотокор ходил буквально в двух шагах от смерти, но судьба, предназначенье, в которые он верит, были милосердны к нему. И дай Бог, чтобы так продолжалось дальше.
“Как ни парадоксально, лучшие снимки получаются совершенно случайно”, - рассказывает Геннадий Григорьевич. Есть в его фотоархиве снимок, который охватывает всю сталинскую эпоху с переходом в наше время. Снят он был около 15 лет назад, совершенно случайно. Тогда Геннадий Григорьевич, работая собкором ТАСС по Казахстану, снимал хлебоуборочную страду в одном из сел. Хозяйка дома, где он останавливался, попросила сфотографировать на память деда с внуком. Семья как раз собиралась в свою баню.
"ЖИВИ И ПОМНИ". Автор фото - Геннадий Григорьевич Попов. Эта фотография впервые была опубликована в журнале «Огонёк» в 1978 году, а название для неё придумал Евгений Евтушенко.
Дед с внуком на руках вышли из парилки в предбанник, и Попов заснял их, полуодетых, возле стола со скромной закуской, с висящим на веревке у кирпичной печки мокрым полотенцем. Тяжёлый взгляд прошедшего через штрафбат солдата, с вытатуированным портретом Сталина на груди, не укладывался в картину красивого фасада страны строящегося коммунизма.
Геннадий Григорьевич и сделал-то всего два кадра... И вот перед вами, как говорят газетчики, - первополосный снимок. Но тогда, в застойные годы, ни одна газета не опубликовала бы его. Приехал журналист из “Советского Союза", попросил показать что-нибудь свое, архивное. Увидел этот снимок, и очень ему захотелось получить его в подарок. “Я подумал: подарю, а потом меня же посадят", - вспоминает со смехом Геннадий Григорьевич. Так снимок и остался в архиве, а впоследствии был опубликован в “Вечерке”. Другой, аналогичный, снимок Геннадий Григорьевич отдал в журнал “Советское фото”, а потом он неожиданно появился в “Огоньке” - на развороте. И название ему дали: “Живи и помни”. Снимок - никаких усилий, просто нажал. Но опытные охотники говорят: чтобы хорошо стрелять, нужно долго охотиться. В жизни нашего героя было много первополосных снимков, журнальных разворотов. Не случайно он является лауреатом премии Союза журналистов Казахстана, участником многих международных фотовыставок, автором восьми фотоальбомов. Порой, отсылая свои фотографии в ИТАР-ТАСС, он и сам не знает, в каком они появятся издании. ИТАР-ТАСС на сегодняшний день остается самым крупным мировым агентством, в котором задействованы сотни людей, первоклассная техника. Естественно, работа в такой солидной фирме требует от корреспондента, работающего самостоятельно сразу по нескольким областям России, предельной самодисциплины, профессионализма и оперативности. Но самое главное, считает Геннадий Григорьевич, - необходимо уметь увидеть в самых обычных вещах необычное, как в той притче с луной и лужей: один человек в луже видит грязную воду, а другой - отражение луны. Когда фоторепортер не просто отстраненно наводит объектив, а становится непосредственным участником процесса, выделяет главное, тогда и получаются удачные фотографии. С появлением в редакциях новой техники работа журналистов и, в частности, фоторепортеров и упростилась, и усложнилась одновременно. Усложнилась - потому что требуется знание этой самой техники, большая оперативность. Упростилась - потому что не нужно делать “клише”, не составляет большого труда сверстать фотоиллюстрированную газету. И еще одно важное завоевание: нет необходимости, как прежде, показывать “правильную жизнь”. Ох, уж эта “правильная жизнь”... Когда молодой выпускник факультета журналистики Алма-Атинского университета мечтал стать кинооператором, он и не думал, что все его знания будут направлены на то, чтобы снимать фильмы... о внесении удобрений в почву и об искусственном осеменении животных. Как тут себя проявить? В застойные годы от журналиста требовалось показать жизнь не такой, как она есть, а такой, какой она должна быть. У каждого фотокора был свой антураж. Кто-то возил специальный комбинезон для хлеборобов - для визуального “улучшения” жизни, у Геннадия Григорьевича были заготовлены берет и специальные очки. Сегодня он с улыбкой вспоминает то время. Но не отрицает, что детали очень важны: “Наверное, на детали все и держится, на изюминке...” “Каждый человек по натуре индивидуалист, частник, - считает мастер, - и фотография позволяет реализовать в себе именно это качество, потому что фотограф - полукустарь”. “Иногда начинаю снимать - как будто никогда в руки камеру не брал. Каждый раз переживаю все по-новому...” Наверное, для человека творческого, ищущего - это естественное состояние. Зачастую успех определяет общительность фотокорреспондента, способность сблизиться с людьми. У Геннадия Попова были фотоочерки, в которых рассказывалось сразу о нескольких значительных событиях. Допустим, в очерке, рассказывающем о многодетной семье. Рождались дети, кто-то возвращался из армии, праздновались дни рождения... Естественно, что в реальной жизни такие события нечасто происходят одновременно. Но задача, фотокора - не фальсифицировать, а именно подчеркнуть достоверность происходящих событий. Для того, чтобы люди на съемках были не скованы, вели себя естественно, помогает чувство юмора, которым Геннадий Попов обладает в полной мере. При съемках все той же многодетной семьи один из малышей оказался очень хулиганистым. Геннадий решил использовать это качество. Наудачу рядом лежали боксерские перчатки. Геннадий подозвал мальчишку и попросил его подкрасться к старшему брату, который читал книгу в кресле, и “вдарить” как следует перчаткой. Допустима такая провокация или нет? Думаю, чтобы показать интересный характер, образ, вполне допустима. Главное - знать, на кого сделать ставку, выбрать главного “героя”. “Не надо делать нашу жизнь чуресчур серьезной. Творчество начинается там, где происходит отклонение от академизма”, - утверждает Геннадий Попов. В творчестве трудно что-то заранее планировать. Когда говорят: “Художник задумал...”, в это трудно поверить. Художник зачастую не знает заранее, чем завершится его картина. Так же - и фоторепортер. Он не может заранее предположить, как сложится та или иная ситуация, как поведут себя герои, если, конечно, речь идет не о занудном “официозе”. Говорят, по фотографии можно судить о характере ее автора. “Люблю снимать людей красивых”,- признается Геннадий Григорьевич. Конечно, это не значит, что он не снимает военные действия и пожары - это каждодневная работа. Просто предпочтения Мастера на стороне Искусства и Красоты. Может быть, поэтому на его работы хочется смотреть и смотреть...» («Старый Владимирец», июнь 1996 год, №2).
В 2012 году известный владимирский фотожурналист отметил сразу два юбилея - 70 лет со дня рождения и 50 лет творческой деятельности.
«Его снимки продолжают иллюстрировать жизнь и события в регионе на страницах местной и центральной прессы. Кредо фотожурналиста - видеть в обычном необычное и самосовершенствоваться в процессе творчества. «Цифровые технологии привели к революции в фотографии, - говорит Геннадий Григорьевич, - но достоверность хроникальных кадров утрачивается».
Снять многие лучшие фотографии, считает мастер, ему помог счастливый случай. Один из таких подарков самой природы случился, когда неожиданно пробилось солнце через фиолетовые тучи над знаменитым домом Павлова в Волгограде. Грозовые свинцовые тучи и пробивающееся сквозь них солнце в момент съёмки создали жёсткий цветовой эффект, ассоциирующийся с цветом крови.
В числе недавних лучших кадров «Ностальгии» - «Последняя роль Олега Янковского», сфотографированного на съемочной площадке в костюме патриарха Филиппа. Тяжело больной актер смотрит куда-то вглубь себя, и его бережно, не по-царски, поддерживает играющий роль Ивана Грозного Петр Мамонов. Все документальные фотографии Геннадия Попова содержат энергию сюжета. На его архивных пленках дожидаются своего времени еще много не разобранных и не отпечатанных кадров» (Кира МАРТОВА. Энергетика сюжетов Геннадия Попова).
В январе 2017 г. двойной юбилей отметил Геннадий Попов. 1-го числа ему исполнилось 75. А 55 лет назад он сделал свои первые фотографии для знаменитого информационного агентства.
«Фотографии у него хранятся в дальней комнате. Кроме "забитых" до отказа полок, около 10 мешков со снимками - под столами.
- Это вот клад, который находят. Для меня клад - то, что здесь.
Многие из этих кадров нашли своё место на страницах журналов, газет, фотоальбомов. В каждом, говорит фотокорреспондент ТАСС Геннадий Попов, старался передать дух времени. Снять фото-сливки истории. Вот один из таких: родной брат Джона Кеннеди - Эдвард с визитом в Казахстане. По местной традиции, знаковый гость должен разрезать ножом голову барана. Попову, в отличие от его американского визави с более современной техникой, чудом удалось "поймать" момент.
ГЕННАДИЙ ПОПОВ, ФОТОКОРРЕСПОНДЕНТ: "Председатель колхоза разделся и повесил пиджак на спинку стула, здесь - звезда. Вся декорация, которая нужна была, она присутствовала. И когда она преподнесла, и мне осталось нажать, и он с этим ножом, посмотрел... тот сидит, принимает коньяк, водку... Конечно, получился уникальный кадр".
ГЕННАДИЙ ПОПОВ, ФОТОКОРРЕСПОНДЕНТ: "Это неважно - Кэнон, Никон, Зенит, которые у нас были... принцип фотографический был один, он довольно сложный, чтобы получить изображение, нужно было правильно снять. Но главное - донести то, что у тебя на душе".
За всё время работы Геннадий Григорьевич Попов сделал сотни тысяч фотографий. Убеждён, всегда необходимо "увидеть" в кадре человека. Со всеми его радостями, горестями, недостатками и достоинствами. Всю непредсказуемость человеческого мира.
ГЕННАДИЙ ПОПОВ, ФОТОКОРРЕСПОНДЕНТ: "Меняется сознание людей. Мы все спешим куда-то и не знаем, куда мы идём. Но время, которое мне удалось запечатлеть на фотоплёнку, оно драгоценно тем, что оно документально, это не файлы. Есть основа документальная, которая у меня хранится".
Фотографию Геннадий Попов называет своей Музой. Благодаря которой и для которой живёт фотокорр. Поэтому и на жизнь он смотрит только через объектив» (Александр Мяснов, Илья Хлудов, "Вести Владимир". Бывший фотокорреспондент ТАСС - о духе времени и людях на своих снимках).
Геннадий Попов – лауреат премии Союза журналистов Казахстана, член Союза журналистов и фотохудожников России, обладатель ряда правительственных наград.
Владимирская энциклопедия