Абаринова Антонина Ивановна (1842 — 1901) — российская оперная певица (контральто, впоследствии меццо-сопрано) и драматическая актриса.
Абаринова Антонина Ивановна
Родилась 12 (24) июля 1843 года в семье Ивана Александровича Абаринова, полицмейстера гор. Владимира.
Антонина Ивановна не любила говорить про своё детство, омрачённое натянутыми отношениями между родителями. Её мать выдали замуж насильно, по приказанию отца-деспота. Между женихом и невестой была огромная разница в возрасте - 20 лет.
- Детство не оставило хороших воспоминаний, - пишет в своих мемуарах оперная певица. - Родители мои жили недружно. Мать прекрасно пела, а в особенности - рисовала, постоянно интересовалась всеми отраслями искусства, но характер имела тяжёлый. Отец мой, человек необыкновенной доброты, воспитывался в кадетском корпусе и служил в молодости в лейб-гвардии егерском полку, был 4 раза ранен на войне…
Оправившись от ран, генерал Абаринов служил полицмейстером во Владимире, а позже переехал с семьёй в Петербург, где сделался смотрителем Санкт-Петербургской городской тюрьмы Литовский замок.
С 1852 г. до 1858 г. воспитывалась в Женском патриотическом институте в Петербурге.
В 10 лет Антонина поступила учиться в Патриотический институт. С этого момента в жизни девочки начинается сказка... с настоящими принцами и принцессами.
- «…подруги меня любили, начальство отличало за хорошую учёбу. Посещавшие институт высокие гости относились милостиво. Особенно удостаивала меня вниманием княгиня Мария Николаевна и дочь её - принцесса Мария Баденская. Одно из лучших воспоминаний моего детства и ранней юности связано с именем Татьяны Борисовны Потёмкиной…».
Известная меценатка при Литовском замке устроила приют для детей арестантов и, посещая его, познакомилась с родителями девочки, снимавшими в замке квартиру. Милая девочка, любившая петь, очень скоро завоевала симпатию бездетной «светской львицы».
- Когда меня в редких случаях по протекции отпускали из института на каникулы или праздники, она часто присылала за мною, а после выпуска из института она заинтересовалась моим голосом и приглашала к себе на вечера. Мне приходилось петь в присутствии её родственников и блестящего общества: Рибопьеры, Юсуповы, Голицыны, Трубецкие, Куракины, у неё бывал принц Пётр Георгиевич Ольденбургский, хваливший мой голос ещё в институте. Ярким воспоминанием остаётся один вечер, проведённый во дворце великой княгини Марии Николаевны, куда повезла меня Потёмкина… Меня отвели на половину великих княжон Марии и Евгении Максимилиановны. Я пела романсы под аккомпанемент великой княгини Марии Максимилиановны, а Евгения Максимилиановна пела малороссийские песни. С 8 часов до полуночи время пролетело незаметно. Помню, что Татьяна Борисовна на обратном пути в карете учила меня произносить молитву на французском языке, которая предохраняла бы меня от искушений света, в особенности - от ухаживаний молодых людей».
В 16 лет Антонина с отличием окончила институт и уехала за «певческими знаниями» в Милан… Полтора года беспрерывно обучалась у Мацукато, потом у известного профессора пения Ламперти. На оперной сцене дебютировала в Генуе в 1861 году. Один сезон выступала в одесской Итальянской опере. После сезона уехала в Италию заниматься пением. На следующий сезон «диву с контральто» пригласили в итальянскую оперу в Москву, где та выступала под именем Реджи. Поклонники засыпали артистку цветами и подарками, жизнь на сцене кружила голову… В порыве юношеской любви и страсти Антонина в июле 1862 г. выскочила замуж и… оставила сцену на 5 лет.
5 мая 1864 года в Санкт-Петербурге родился сын - Николай Николаевич Рейхельт (Журналист, беллетрист, этнограф, путешественник, сотрудник газеты Новое время с 1887 года. Псевдоним Лендер).
- «Эти тяжёлые годы я хотела бы вычеркнуть из моей жизни и не хочу их вспоминать. Я нигде не бывала, у нас никто не бывал. Только в последнее время меня навещали две мои институтские подруги», - пишет в мемуарах Абаринова.
Когда жизнь превратилась в ад, она сбежала от мужа, прихватив с собой троих детей (старшему - 3 годика, а младшему - лишь месяц). Денег нет, жить негде… Беглянку на время приютила подруга. Без работы бежавшая жена не осталась: сначала ей предложили гастроли по Волге, а затем пригласили петь в Одессу - в итальянскую оперу. «Тогда мне шёл 24-й год», - с горечью напишет Антонина.
После Одессы - контракт на 2 сезона в итальянской опере в Тифлисе. «Владимирскую звезду» всюду принимали и баловали:
- В 1871 году Тифлис посетил император Александр II. Спектакль gala состоял из отрывков разных опер, и так как я должна была петь один акт Периколы, то, окончив свою арию, торопилась переодеваться из мужского костюма в женский. Вдруг ко мне в уборную постучался директор театра, объявляя, что государь пришёл на сцену и желает со мною говорить. Я страшно взволновалась и, наскоро накинув капот и шаль, выбежала за кулисы. Государь говорил со мной очень милостиво, хвалил мой голос.
Любопытно: итальянская опера была так роскошно обставлена в Тифлисе, что, несмотря на отличные сборы и субсидию от казны, после двух сезонов получился огромный дефицит. Театр пришлось закрыть, а труппу распустить. Печальное известие стало ударом для Абариновой, которой на тот момент исполнилось 28 лет. Ни мужа, ни денег, ни сцены…
Чтобы выкарабкаться из бедственного положения, Антонина решается ехать в Москву просить дебюта. Ей разрешили петь в «Жизни за Царя».
Абаринова Антонина Ивановна
В 1872 г. дебютировала на петербургской сцене в оперетте «Птички певчие» композитора Ж. Оффенбаха в роли Периколы. Публика восторженно приняла певицу. И снова помог счастливый случай - на модной оперетке присутствовал сам государь: «После первого акта его величество пришёл на сцену, говорил со мною и пригласил в царскую ложу, сказав, что его племянница великая княгиня Мария Максимилиановна узнала меня и желает видеть. На другой день после удачного дебюта со мной заключили контракт»… После чего Абаринова была зачислена в штат Александринского театра, где назрел кризис с певцами-контральто: «Я полтора сезона пела в оперетках на Александринской сцене, а затем перешла в Мариинскую, в русскую оперу. Одной из первых ролей была роль Спиридоновны во «Вражьей силе» Серова… партия Спиридоновны показалась мне чем-то диким… со мной долго мучились, не могли добиться того, чего нужно. После Ромео, Арзаса, Орсино совсем молодой женщине трудно было изобразить пьяную бабу в трактире. Вдруг Васильеву пришла гениальная мысль: «Загримируйте её, купите рыночные сапоги, повяжите голову «повойником» - тогда она поймёт, что нужно делать».
Едва я увидела себя в зеркало, как сразу появились и жесты, и фразировка».
Абаринова Антонина Ивановна
В 1873-1878 гг. – солистка Мариинского театра.
Она исполняла партии в спектаклях «Жизнь за царя» М. Глинки, «Русалка» и «Каменный гость» А. Даргомыжского, «Дочь мадам Анго» А. Лекока и других. Ее партнерами по сцене были А. Додонов, Ф. Комиссаржевский, Б. Корсов и А. Крутикова. Талант певицы и актрисы высоко оценили композиторы Ц. Кюи и М. Мусоргский.
Свободное время Антонина Ивановна посвящала путешествиям, составлявшим главный интерес её жизни. Со скромным бюджетом она постепенно, в течение 20 лет, объехала всю Европу, побывала даже в Северной Африке.
В 1874 году брала уроки «для исправления недостатков в пении» у знаменитой певицы Полины Виардо: «Судя по рассказам своей матери, современницы Виардо, я ожидала увидеть почтенную старушку (на тот момент мадам было за 50 лет). Моему удивлению не было границ, когда я увидела на пороге стройную, невысокую женщину средних лет в изящном чёрном кружевном платье и в такой же шляпе с полевыми цветами. С первого же урока Виардо совсем очаровала меня. Женщина необыкновенного ума, говорящая на всех европейских языках так увлекательно, что заслушаться можно, энергия, бьющая ключом, подвижность, темпераментность…Она очень ценила русскую музыку».
У Виардо Абаринова познакомилась с Иваном Сергеевичем Тургеневым, невольно став свидетелем той трепетной любви к «мадам», которую великий классик пронёс до конца своих дней: «Он жил рядом с виллой Виардо, в маленьком «шале». Однажды, отправляясь на урок, я увидела в саду согнувшегося старичка, в высоких плисовых сапогах, опирающегося на палку. Дня через два перед уроком Виардо познакомила меня с Иваном Сергеевичем. Припадок подагры миновал, я увидела перед собой высокого, стройного человека с густыми седыми волосами и свежим румяным лицом. Мадам Виардо обращалась с Иваном Сергеевичем очень кокетливо, даже шаловливо, подшучивая над ним. Увидев их вместе, я сразу поняла, какое было безграничное обожание с его стороны… Много лет спустя мне опять пришлось приехать в Буживаль. Мадам Виардо жила на другой вилле, ещё более роскошной и, как мне сказали, подаренной ей Тургеневым. Он занимал, как и прежде, маленький шале рядом с большим домом. Вместе с ним жил сын Виардо Поль, известный скрипач. Тургенев приезжал в Петербург во время первой постановки «Месяц в деревне» и был у меня. Я с ним читала мою роль… В 1897 году я снова была в Париже и навестила Виардо в её городской квартире. Она постарела за эти 26 лет, но седые волосы ещё более шли к её большим чёрным неугасшим глазам. Для своих 77 лет она была необыкновенно бодра и по-прежнему элегантна. Она с грустью сообщила, что её любимец Поль женился так неудачно, что она вынуждена перестать с ним видеться. На прощанье она дала мне свой портрет с любезной надписью, и с тех пор я её не видала».
С возрастом вокальный голос Абариновой стал ослабевать, и в 1878 году её вновь перевели в драматическую труппу - на сцену Александринского театра, где она и прослужила до тяжёлой болезни 1899 года.
Была обладательницей контральто, но с возрастом голос изменился до меццо-сопрано.
Ее дебют прошел в августе 1878 г. в комедии И.А. Манна «Паутина», в которой она исполнила роль Лемтюгиной. Антонина Ивановна часто выступала в комическом амплуа. Она принимала участие в постановках «Горе от ума» по пьесе А.С. Грибоедова, «Чайка» по пьесе А.П. Чехова, «Лес» и «Бесприданница» по пьесам А.Н. Островского, «Ревизор» по книге Н.В. Гоголя и многих других спектаклях.
Её сценический труд был отмечен императорским вниманием — 26 января 1891 года Абариновой «Всемилостивейше был пожалован браслет с сапфиром и бриллиантами из Кабинета Его Императорского Величества».
Это был звёздный час Александринского; её партнёрами были Комиссаржевская Вера Фёдоровна, Медведев Пётр Михайлович, Давыдов Владимир Николаевич, Варламов Константин Александрович, Дальский Мамонт Викторович, Стрельская Варвара Васильевна и др.
Незадолго до своей смерти певица и актриса написала мемуары, которые были опубликованы в журнале «Исторический вестник» в январе 1901 г.
Умерла 16 (29) июля 1901 года недалеко от станции Верхний Суходол Алексинского уезда Тульской губернии. Похоронена на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Роли в театре:
Мариинский театр: «Иван Сусанин» — Ваня; «Русалка» Даргомыжского — Княгиня; «Каменный гость» Даргомыжского — Лаура; «Вражья сила» Серова — Спиридонова.
Александринский театр: в оперетте «Перикола» (на рус. яз. под назв. «Птички певчие») Ж. Оффенбаха 1 сентября 1872; «Горе от ума» — Наталья Дмитриевна; «Чайка» — Полина Андреевна; «Плоды просвещения» — Звездинцева; «Лес» — Гурмыжская; «Бесприданница» — Х.И. Огудалова; «Ревизор» — Анна Андреевна (ородничиха).
Источники:
- Титова В.И. Абаринова Антонина Ивановна // Владимирская энциклопедия : биобиблиографический словарь. – Владимир, 2002. – С. 17.
- Певцы Большого театра : [сборник]. – Вып. 1. – Владимир : Фолиант, 2001. – С. 6–32.
- Большая биографическая энциклопедия. Абаринова Антонина Ивановна [Электронный ресурс] // Академик : [сайт]. – URL (03.07.2019).
Владимирская энциклопедия