Село Мельничное Шуйского уезда
Прежде село Мельничное в 3 верстах от Шуи и в 115 верстах от Владимира, ныне ул. Мельничная города Шуи на северо-западной окраине на высоком берегу реки Сеха при владении в теку Тезу.
В старину это село принадлежало князьям Шуйским, которые имели тут загородный свой дом.
По прекращении рода князей Шуйских, оно пожаловано было в поместье дворянину Петру Внукову, как это видно из челобитной Внукова, 1628 г., на Михайла Шалимова.
По прекращении рода князей Шуйских, оно пожаловано было в поместье дворянину Петру Внукову, как это видно из челобитной Внукова, 1628 года, на Михаила Шалимова.
В 1693 году, за поход против Крымцев, это село пожаловано было Ивану Внукову в вотчину, с 28-ю четвертями земли (Каждая четверть заключала в себе по-полудесятине в каждом из трех полей, т. е. всего полторы десятины.) «за его многую службу с салтаном Турским и ханом Крымским; — и вольно ему та вотчина заложити и продати, и в приданое дати».
Последним владельцем села был г. Шимановский.
Красный кирпич для кладки каменных зданий работается в Шуйском уезде в значительном количестве. Ежегодно. Как в гор. Шуе, так и в уезде, особенно в посаде Вознесенском и селе Иванове, возводятся каменные новые постройки, как-то: церкви, колокольни, фабрики, лавки, дома и палатки. Кирпичные заводы находятся при селах – Иванове, Тейкове, Кохме, Горицах, Васильевском, Чернцах, Взорнове и Мельничном; деревнях – Остапове, Слободке, Камишкове, Турсукове, Змееве, Бильдюхине, Лихушине и при многих других селениях (Кирпичное производство Шуйского уезда Владимирской губернии в 1856 г.).
Церковь во имя св. Николая
Время первоначального основания в селе церкви неизвестно; но в начале XVII столетия она уже существовала и освящена была, в честь Святителя и Чудотворца Николая, как это видно из челобитной священника села Мельничного, писанной в 1632 году, в которой сказано: «Царю, Государю и Великому Князю Михаилу Феодоровичу, всея Руссии, и Великому Государю Святейшему Патриарху Филарету Никитичу Московскому и всея Руссии, бьет челом и являет нищий, Ваш Государев, богомолец, Суздальской Архиепископии, Дорковския десятины, сельца Мельничнова, Никольской поп, Алексеище Игнатьев, Шуи города, на дворника князь Григорья Васильевича Мещерскаго, и Петра Ивановича Внукова, на Тимку Нефедьева».
Древняя церковь существовала до 1711 года; и вероятно, построена была во времена Иоанна Грозного, содержалась на ружном иждивении князей Шуйских и дворян Внуковых. Близ каменной церкви есть вдавленные временем в землю два старинные надгробные камня; один из них разбит; на этом камне с трудом можно прочитать: «камень сей положен над прахом рабы Божии княжны (Шуйския) Анны».
В 1711 году, вместо обветшавшей деревянной церкви, построена была новая деревянная церковь и освящена в прежнее наименование — в честь Святителя и Чудотворца Николая.
В 1822 году при церкви построена была теплая каменная церковь во имя Св. Апостола Иакова, брата Господня, с такой же колокольней.
В 1836 году деревянная Николаевская церковь за ветхостью была упразднена, а вместо нее построена каменная церковь в 1833 г., усердием Шуйских купцов.
В 1869 году в теплой Иаковлевской церкви устроен придел — в честь Преображения Господня.
Село Мельничное обращало внимание и привлекало к себе богомольцев древней, местно-чтимой чудотворной иконой Святителя и Чудотворца Николая (На поклонение чудотворной иконе св. Николая, каждый житель г. Шуи в непременную себе ставил обязанность быть в летнее время, хотя однажды, в селе Мельничном.). Как давно, и по какому случаю эта икона сделалась известной, — достоверного ничего нет.
Из храмозданной грамоты Суздальского митрополита Ефрема, 1711 года, видно, что мая в 14 день (говорит митрополит) «бил челом нам, преосвященному митрополиту, Суздальскаго уезду, Дорковской десятины, села Мельнишнаго, Никольский поп Василий; а в челобитной ево написано: «в том, де, селе Мельнишном, церковь Божия стала быть ветха; а в той, де, церкви есть чудотворный образ Николая Чудотворца; и верующие, де, от христиан, на строение новой церкви, здавали денег не многое число; а он, де, поп, Василий, ныне по обещанию своему, хощет построить церковь Божию новую, во имя святаго Чудотворца Николая, подле старой церкви; а что недостанет на то церковное строение, чтоб ему, попу Василью, сбирать с блюдом, и с пеленою для того, что у него церковь всеприходная; и чтоб нам, преосвященному митрополиту, пожаловать ево указать, в том селе Мельнишнове, тое церковь Божию, во имя Святаго Чудотворца Николая, вновь строить, и лес валить, и на то церковное строение дать ему благословенную грамоту». Есть предание, что при набегах, в 1609, 1616 и 1619 годах Литовцев на Шую и ее окрестности, эти враги и грабителя не посмели коснуться к этой святыне. Это самое доказывают и акты (помещенные во Владим. Губ. Ведом. за 1847 г. № 12). Сказание и опись чудес, бывших от этой святой иконы, утрачены. Эти рукописи в то время, говорят, находились в руках Шуйского купца Натдачина, у которого вместе с его домом сгорели. Некоторые сказывают, будто бы эту или подобную ей рукопись увез с собой бывший первым (после воевод) Шуйским городничим, Голембовский. Старожилы повествуют, что пред постройкой, в 1711 году, в селе Мельничном, новой церкви, во имя Святого Николая, как видно из грамоты Суздальского и Юрьевского митрополита Ефрема, чудотворная икона Святителя (вероятно — по причине ветхости храма) была взята в Шую, в бывший Троицкий монастырь, но после опять возвращена в свое место.
В церкви три престола: в холодной — в честь Святителя и Чудотворца Николая и в теплой — во имя Св. Апостола Иакова, брата Господня, и в честь Преображения Господня. Из священных церковных древностей, имеющихся в церкви, особенное внимание заслуживали:
а) древняя икона Святителя и Чудотворца Николая, почитаемая прихожанами и окрестными жителями за чудотворную;
б) напрестольный сребро-позлащенный крест; в нем вложен серебряный ковчег, на лицевой стороне коего изображена икона Божией Матери, а внутри его находятся частицы св. мощей разных святых, лики коих изображены на задней стороне ковчега;
в) наперсный крест, с надписью на задней стороне: «кавалера князя Шуйскаго». Церковные документы хранились в целости: копии метрических книг с 1805 года и исповедных росписей с 1829 года. Опись церковного имущества составлена в 1894 году.
Церкви принадлежала каменная сторожка, крытая железом, построенная в 1879 году. При церкви земли: усадебной одна десятина 1780 кв. саж., сенокосной и пахотной 33 десятины. Причта по штату положено: священник и псаломщик. — На содержание причт получал: процентов с церковного капитала 91 рубль 15 коп., от земли 175 руб., за требоисправления до 600 р., а всего в год 866 р.. Дома причт имел собственные, построенные на церковной земле. Приход в 1897 г. состоял из одного села Мельничного, в котором числится 38 дворов, душ мужского пола 80 и женского пола 104 души.
Церковь причислена к Шуйскому градскому Благочинию.
/Борисов, Владимир Александрович (1809-1862). Описание города Шуи и его окрестностей, с приложением старинных актов. Сост. соревнователем Имп. Моск. о-ва истории и древностей рос. Владимиром Борисовым. - Москва: тип. Вед. Моск. гор. полиции, 1851./
/Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 5 и послед.: Шуйский и Ковровский уезды. Вязниковский и Гороховецкий уезды. - 1898. - 505, VII c./
Город Шуя
Шуйский уезд
Шуйское княжество
Copyright © 2017 Любовь безусловная
|