Подвиги юродивой Марфы Яковлевны Сониной
В конце XVIII и начале XIX столетия в Ризположенском монастыре подвизалась и пользовалась большим уважением Суздальцев юродивая Марфа Яковлевна Сонина.
Сведения об этой подвижнице сообщены графом Мих. Влад. Толстым в его Путевых письмах из древней Суздальской области (М. 1869 г. 48 — 55 стр.) со слов одной престарелой монахини, знавшей Марфу Яковлевну в последние годы жизни ее. Сведения эти довольно точны и оправдываются архивными данными, исключая одного сообщения монахини, будто М. Я. никогда не была монастыркой Ризположенского монастыря, а только иногда живала в монастыре. В монастырском архиве нами найден указ Суздальской духов, Консистории от 24 февраля 1799 года за № 1010, коим Консистория, вследствие прошения «г. Суздаля мещанской вдовы Авдотьи Ивановой Изюмовой об определении на жительство в Ризположенском монастыре находящейся в юродстве свойственницы ее мещанской дочери Марфы Сониной, дозволила ей, Сониной, жить в Ризположенском монастыре или где пожелает». Таким образом М. Я. официально была зачислена в монастырки Ризположенского монастыря и так сказать «приукажена» к этому монастырю.
М.Я. Сонина родилась в 1723 г. в бедной мещанской семье в г. Суздале и рано осталась сиротой после смерти своих родителей, живших в Воскресенском приходе и погребенных при церкви Воскресения Христова. Живя до 20-летняго возраста в большой семье, состоявшей из нескольких женатых братьев, их жен и детей, и других сестер, Марфа Яковлевна выучилась грамоте и привыкла к неустанному труду. Но семейная жизнь в их доме, как это часто бывает в больших семьях, шла плохо: жены братьев ссорились между собою, ссорили и братьев и всех других членов семьи, и эти семейные неурядицы производили на девушку с добрым и отзывчивым сердцем такое тяжелое гнетущее впечатление, что она решила раз на всегда отказаться от семейной жизни.
Девушке в те времена, не желавшей выходить замуж, оставался один выход: поступить в монастырь, — но и это было не легко. Нужно было иметь свои средства на покупку келлии, нужно было, чтобы родные отпустили девушку в монастырь, нужно было прежде всего убедить семейных в твердости и неизменности своего решения, нужно было так сказать победить всех и устранить все препятствия.
Отказав нескольким женихам, искавшим ее руки, Марфа Яковлевна вдруг покинула семью и отправилась с вереницей других богомольцев странствовать по святым местам. Побывала в Соловецком монастыре, два раза в Киеве и других святых местах русских и в это время у нее созрело решение принять на себя трудный и тяжелый подвиг юродства. Вернувшись в родной Суздаль, она не захотела вести прежнюю жизнь в кругу своих семейных и стала юродствовать. Зиму и лето в одной белой рубашке, большею частью босая, она бегала, припрыгивая, по улицам, возбуждая насмешки над собой уличных мальчиков. Юродивую приютила у себя в доме дальняя родственница ее, суздальская мещанка Авдотья Иванова Изюмова, жившая рядом с Ризположенским монастырем. Тайно от людей юродивая проводила ночи в молитвах, а днем работала, плетя на коклюшках прекрасные кружева или вышивая на пяльцах по заказу богатых купчих и дворянок, которые особенно ценили работы Марфы Яковлевны за их тонкость и искусство и платили ей хорошие деньги, храня ее работы в приданое своим дочерям. Юродивая все заработанные деньги, а также и все подаяния, какими снабжали ее почитатели, раздавала тем нищим, с которыми она стояла на папертях во время церковных богослужений, оставляя только часть в плату за квартиру Изюмовой.
Подвиг юродства всегда почти соединяется с принимаемой на себя юродствующим христианскою обязанностью поучать своих ближних и обличать их пороки. Положение юродивого представляет широкую возможность поучать добру своих ближних и безнаказанно и резко осуждать их пороки и уличать в них людей сильных и властных, коим далеко не всякий решится сказать в глаза всю правду.
Марфа Яковлевна приобрела всеобщее уважение Суздальцев именно этого рода добродетелями. Она не отказывала никому в добром, совете и в поучении, а горячо любя бедных, не редко являлась защитницей тех из них, кто подвергался гонению от богатых и сильных. Слова обличения блаженной юродивой Марфы Яковлевны сильно боялись в Суздале люди жестокие, немилостивые и несправедливые. Часто она увещевала своих родных прекратить ссоры и жить мирно, грозя им бедствиями в здешней жизни, которые и действительно постигли эту большую семью: все братья и родные М.Я. скоро перемерли от бедности и лишений. Обличала юродивая и многих монахинь Ризположенского монастыря, если замечала в них недостатки. Гр. М. В. Толстой, передавая рассказ монахини, знавшей юродивую при жизни, сообщает несколько случаев, когда по молитвам М. Я. больные исцелялись, в особенности дети, и когда ее предсказания и угрозы исполнялись с буквальной точностью. Так напр. блаженная задолго предсказала Ризположенскому монастырю о грозящем ему бедствии, страшном пожаре 1769 года, и о том, что мощи пр. Евфросинии будут унесены в церковь Лазаря, друга Господня. Все это возбуждало уважение к ней и среди суздальцев у нее было много почитателей; но ничто так не огорчало ее, как это почтение, которого она не переносила, и пред людьми, желавшими почтить ее, она всегда усиленно юродствовала.
Приношения, которые обильно предлагались ей ее почитателями, она принимала с большим разбором: от людей порочных, жестоких или несправедливых, хотя бы и знатных и властных, она никогда ничего не брала и резко порицала их за их пороки. От добрых и милостивых людей брала их жертвы охотно и тотчас же разделяла между бедняками.
Под конец своей жизни она лишилась способности владеть ногами и целых семь лет должна была пролежать в постели в доме все той же приютившей ее мещанки вдовы Авдотьи Ивановны Изюмовой. Монахини Ризположенского монастыря поочередно служили больной, изумляясь ее терпению. Подвижница удостоилась истинно христианской кончины. После совершения таинства елеосвящения, блаженная приобщилась св. Таин и затем сама прочитала канон на исход души, повторяя за священником читаемые им молитвы. По прочтении канона сама задула свечу, бывшую у нее в руках, и тут же мирно опочила, как бы погрузившись в глубокий сон. На погребение ее со всех сторон съехалось множество ее почитателей; суздальцы все перебывали у ее гроба в течение пяти дней после ее кончины до похорон. Блаженная погребена близ северных врат придела пр. Евфросинии против окна, в которое видны мощи преподобной княжны. Это было ее любимым местом для молитвы во время жизни. Здесь Марфа Яковлевна всегда стояла и молилась во время церковных служб, как бы считая себя не достойной пребывать в самой церкви. На могиле ее поставлен ее почитателями небольшой памятник с живописным изображением подвижницы.
Поясной портрет ее хранился в келье игуменьи Ризположенского монастыря. Он представлял юродивую старухой, с коротко остриженными седыми волосами, в белой не застегнутой у ворота рубашке и с яблоком в руке.
Суздальцы до революции чтили ее память, нередко служили на могиле ее панихиды и в некоторых старых домах можно и в нач. ХХ века встретить портреты ее на ряду с портретами другого подвижника, особо почитаемого в Суздале — Илариона, митрополита Суздальского (1681 — 1707 г.).
Свято-Ризоположенский монастырь Владимиро-Суздальская епархия Собор Владимирских святых.Copyright © 2016 Любовь безусловная |