Как пост и молитва влияют на организм человека
И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.
Мк 9:28-29
Разберем вопрос о значении поста и молитвы для тела человека и постараемся доказать, что этими средствами можно пользоваться для предупреждения и излечения некоторых заболеваний.
Наш век, как известно, характеризуется сильным развитием нервных заболеваний от простой нервной неуравновешенности до тяжелых душевных заболеваний. Причину этого печального явления принято видеть, главным образом, в тяжелых условиях современного существования, созданных цивилизацией, в напряженной «борьбе за существование». Объяснение это представляется слишком односторонним. Мне кажется, что одной из главных причин усиленной нервности современных поколений является не столько тяжесть внешних условий существования, сколько иное отношение к жизни современного человечества. И в прежние времена были иногда в течение целых столетий весьма тяжелые условия для жизни если не всех, то, по крайней мере, для значительной части людей. Возьмем, например, времена гонения на христиан или время инквизиции, когда не только имущество и другие жизненные блага, но и сама жизнь человеческая не была гарантирована от жесточайшего произвола, а между тем тяжесть внешних условий не вела к тем последствиям, какие мы наблюдаем в настоящее время. Да и теперь, если ближе всмотреться в жизнь, мы увидим, что наибольший процент нервных заболеваний падает на долю более обеспеченной части общества, тогда как менее обеспеченные слои, терпящие ежедневную нужду, не ведающие почти совсем никаких земных радостей и благ, являются более уравновешенными в нервном отношении и более здоровыми. Сравните, например, с деревенскими жителями нашу истощенную, слабонервную городскую публику. Что же помогало и помогает некоторым несчастным людям не заболевать нервными болезнями, а мужественно переносить все невзгоды житейские и не только от этого не слабеть духом, а становиться еще более духовно крепкими и здоровыми, иногда даже способными на подвиг?
Помогала глубокая вера в Бога и присутствие в душе укрепляющей благодати Божией, а вместе с этим христианский взгляд на жизнь и правильное отношение к не-счастьям земной жизни.
Истинный христианин смотрит на земную жизнь как на краткий период общего существования, данный человеку Богом не для того, чтобы возможно больше насладиться всеми радостями земными, а чтобы, принимая с благодарением все то, что посылает Бог на долю каждого подготовить себя, сделать себя достойным благ другой, загробной жизни, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная». На земные несчастья такой человек смотрит как на испытание, посылаемое Богом для исправления, смотрит с надеждой, что вследствие благости и милосердия Создателя за испытаниями непременно последуют светлые дни, если не в этой жизни, то в будущей. Христианин даже боится слишком большого счастья, ибо знает, что оно временно, а иногда ведет к пороку. «Вот горе, что горевать не о чем», — говорит русская пословица. Даже сама смерть не представляется страшной, ибо верующий человек смотрит на нее только как на переход к иной жизни, за которой последует всеобщее воскресение. «Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, то и Он отречется от нас», — говорит апостол Павел (2 Тим 2:11— 12). «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь», — поучает апостол Петр (1 Пет 4:15-16).
Такой взгляд на жизнь имели христиане в древности, такой взгляд (не в целом, а в известной части, не в форме философских определений, но в общем жизненном отношении) на жизнь имеет и теперь лучшая часть старшего поколения верующих.
Посмотрите, с каким философским спокойствием они умирают. В этом-то терпеливом миросозерцании человек черпает духовную силу; этот взгляд служит и утешителем, и наставником, и целителем душевных недугов. В нем заключается причина нервного здоровья. Если по немощи человеческой и являются на время ропот, уныние или тоска, эти первые источники нервного расстройства, то истинно верующий человек прибегает к Богу, идет в церковь молиться, и молитва подкрепляет его поколебавшуюся веру в милосердие и благость Божию и возвращает ему вновь прежнюю бодрость духа.
Не так смотрит на жизнь и относится к ней современный человек, зараженный неверием и безразличием, в душе которого воспитывался не христианский идеал, как его понимали прежде, а иной идеал, созданный современной цивилизацией, и в некоторых частях своих прямо противоположный идеалу христианскому. «Мой Коля будет ученым и докажет, что Бога нет», — говорит своему пятилетнему ребенку мать, гладя его по курчавой невинной, но восприимчивой головке. «Бога нет», — безапелляционно заявляет ученик шестого класса. «Жизнь дана для наслаждений», — философствует 18-летняя девушка, успевшая уже вкусить различного рода «земных наслаждений» в непомерном для ее возраста количестве. «Это не человек, а тряпка без самолюбия», «Задеть себя я не позволю», — слышится на каждом шагу, свидетельствуя, что принцип христианского всепрощения очень слабо развит в современном обществе, что кротость и смирение ставятся ниже гордости и самолюбия, которые уже не считаются величайшими из грехов и пороков, а необходимым атрибутом каждого «порядочного» человека. «Не могу, не могу и не могу», — беспрестанно повторяет современная слабонервная барышня, долечившаяся до полной невозможности понять, что средство против ее вечного «не могу» находится в ней самой, в ее воле и разуме, а не в тех пузырьках, которых она выпила несколько сотен и которые, быть может, еще более расстраивают ее здоровье. Вступая с подобными взглядами в жизнь, современный человек очень скоро разочаровывается во всем.
Большинство Коленек и Васенек, которых родители прочили в великие люди, один по малоуспешности, другой по недостаточному благонравию, дурному поведению не проходят даже всего курса средних учебных заведений, а, будучи принуждены оставить их, потом остаются недовольными, в силу прежнего воспитания, своим жизненным положением. Многие из достигших после огромных трудов и усилий, а иногда и неправедными путями вожделенного места в обществе опять-таки попадают в конце концов в разряды «недовольных» отчасти вследствие того, что не по своим способностям «дерево срубили» и надорвались, а отчасти вследствие чрезмерного честолюбия, развитого современным воспитанием непропорционально духовным дарованиям, которое делает человека вечно к чему-то стремящимся и вечно недовольным своим положением. Отсутствие веры в Бога, в загробную жизнь и воскресение делает наше существование лишенным всякого смысла. «Для чего я живу?» — недовольно задает себе вопрос вчерашний школьник. И, не имея возможности в силу безбожного воспитания дать на него ответа, он погружается в порок или впадает в уныние, или кончает «глупую» жизнь самоубийством. Взгляд на жизнь как на наслаждение быстро приводит к разочарованию, отчасти вследствие того, что иногда земные наслаждения связаны с большими страданиями, часто даже с очень колючими шипами, а главное, в силу того, что совсем не в нашей власти наслаждениями пользоваться: ты хочешь наслаждаться, а жизнь тебе дает одни горечи и удары, ты хочешь быть богатым, но достигаешь богатства и теряешь здоровье, ты хочешь любить, а тебя не любят, или неумолимая смерть вдруг безвременно забирает любимого человека, или по каким-либо другим причинам ты его лишаешься. Таким образом, наслаждение превращается в несчастье, и в душе обделенного человека ничего не остается — одно разочарование и подавляющая душевная пустота. Принцип «задеть мою амбицию я вам не позволю» ведет к вечной борьбе, вечным столкновениям, разрушает дружбу и любовь и в конце концов навсегда лишает человека душевного покоя, а потом и здоровья вообще. Таким образом, мы видим, что современное антихристианское воззрение на жизнь может дать только подобие, призрак счастья и приводит к неизбежному разочарованию, за которым следует раздражение, уныние, тоска, приводящие в конце концов к нервному расстройству, начиная от простой, встречающейся на каждом шагу неуравновешенности и нервозности до тяжелых душевных расстройств включительно. Бедный человек! Вместо того чтобы сказать ему: «Вдумайся в причины твоей нервозности, наполни верою и упованием на Бога свою душевную пустоту, выработай другое отношение к жизни со всеми ее горестями и радостями», ему говорят: «Ты болен, иди и лечись», и вот несчастный бежит или едет к докторам,
у них искать спасения от своего душевного недуга. Здесь вопрос решается по большей части очень просто: произносится слово «неврастения», всеобъемлющее слово, хотя ничего определенного не выражающее (а больной думает, что поняли его болезнь), и начинается обычное лечение обтираниями, обливаниями, а внутрь — сильные препараты в больших дозах. И что же? В результате иногда ухудшение, иногда временное улучшение, а потом опять то же самое, та же самая истерия, неуравновешенность. Я, по крайней мере, из своей 10-летней практики не знаю ни одного случая, где бы это шаблонное лечение дало прочные положительные результаты — устраняются разве только некоторые симптомы, потому что отношение к жизненным фактам осталось прежнее, душа ничем не наполнилась, и вот с первого же месяца начинается старая история — раздражение, уныние и прочие нервные симптомы.
Так проходит обыкновенно несколько лет (а иногда и вся жизнь), пока наконец измученный человек не пой-мет, что нервное «не могу», которое под влиянием различного рода факторов легко превращается самим человеком в «могу». В самом деле, если вы страдаете пороком сердца, то вы ни при каких условиях не можете без одышки влезть на высокую гору, если у вас сильный катар желудка, то после принятия грубой, раздражающей пищи вас вырвет, где бы вы не находились, чем бы вы не были заняты, это «не могу» абсолютное, но не совсем другое — нервное «не могу».
Самый раздражительный человек, застигнутый во время семейной сцены, например, посторонним, мало знакомым человеком, быстро сдерживает себя, превращает «не могу» в «могу». Не терпящий возражений от своих подчиненных вследствие нервности — изображает из себя кроткого агнца, когда его самого пробирает начальство. Словом, различного рода воздействие: стыд перед людьми, опасение за свое служебное положение, страстная любовь и другие факторы легко превращают нервное «не могу» в «могу». Значит, в нас самих всегда есть тот рычаг, которым мы готовы себя перевернуть, только надо захотеть им воспользоваться и не выпускать его из рук. И вот когда измученный вечным лечением и всеми другими неприятными последствиями своего недуга человек поймет это, поймет, что средство против нервности в нем самом, а не в тех многочисленных пузырьках, которые он прежде опустошал в изобилии и без пользы, только тогда, бросив всякое лечение, он наконец достигает с помощью Божией мало-помалу или полного, или, по крайней мере, относительного, но зато прочного выздоровления.
«Все это очень хорошо,- скажут мне, — но где взять веру, если ее нет в сердце твоем?» Да стоит только посмотреть, на чем основано неверие. На недомыслии и на увлечении соблазнительными теориями человеческими. Но ведь теория, по самому определению, не есть непреложная истина, а только предположение ума человеческого, объясняющее наиболее удовлетворительно для данного времени известную группу явлений. Пройдут
года, явятся новые мыслители, откроются или, вернее, обратят внимание на новые факты, и прежняя теория рассеивается, как дым, уступая место новому человеческому предположению. Тысячу примеров мы можем найти в истории наук, как известная теория, очень долгое время удовлетворявшая умы человеческие, с течением веков не только уступала место другим, иногда прямо противоположным воззрениям, но и предавалась полному забвению. Это особенно относится к теориям биологических наук, самые догматы, основные положения которых часто допускают двоякое толкование и во всяком случае далеко не имеют ясности и очевидности, например, математических аксиом.
Возьмем для примера теорию Дарвина, столь многих соблазнившую и до сих пор еще соблазняющую. Дарвинисты говорят: мы открыли два великих фактора в природе — закон борьбы за существование и закон естественного отбора, которые проливают свет на тайну мироздания и во всяком случае естественно и просто объясняют всю красоту и удивительную целесообразность видимого мира, заставлявшую прежнего человека видеть во всем этом какое-то чудо и преклоняться пред ним. Но так ли это? Объяснили ли вы три основные великие чуда — появление материи, появление жизни и появление разумного существа среди животных. Первый вопрос вы даже не затрагиваете, принимая материю, как нечто вечно существующее. Что касается второго чуда — появление жизни, то здесь опять мы не находим в вашей теории ответа. Непроходимая пропасть, отделяющая живой мир от мира неодушевленного, нисколько не сделалась менее глубокой от Дарвиновской теории. Переход от материи к жизни вами не найден. Что общего между комком мертвого белка и живой, организованной клеточкой. Там, в первом, — вечный покой, здесь — жизнь, вечное движение.
Открытые Дарвиным законы имеют место в природе, но их значение очень ограниченное, частное, а отнюдь не то общее, какое хотели им предать. Они показывают лишь механизм явлений, но не их суть.
Теперь рассмотрим пророчества. Может ли просто человеческий ум предсказать за несколько столетий какое-либо историческое событие со всеми его подробностями, как это предсказано в пророчестве о всей жизни Иисуса Христа, о судьбе еврейского народа, о судьбе различных древних городов?! «Да... но это все так кажется лишь в том случае, если мы изучаем пророчества в славянском переводе 70-ти толковников; если же про-честь их в подлиннике, то никаких пророчеств не окажется», — возражал мне один современный скептик. Странное возражение. Еврейский народ уже, наверное, знает пророчества не из перевода 70-ти толковников, но он твердо верит в них, твердо верит в пришествие Мессии на основании пророчеств, только по понятным при-чинам (гордость и тщеславие фарисеев помрачили их разум) утверждает, что Он еще не пришел... Апостолы и евангелисты и вообще писатели первых веков, наверное, тоже изучали пророчества не по переводам, а в подлиннике, однако это не мешало им утверждать то же, что утверждает Православная Церковь.
Что касается другого, сходного с предыдущим возражения, будто каждое пророчество может иметь два толкования, то, конечно, ум человеческий очень гибок и изворотлив, особенно на злое, и способен придумать какое-либо объяснение каждому явлению, каждому событию, противоположное общепринятому. Но именно в пророчествах встречаются столь определенные места, которые при всей изворотливости ума человеческого едва ли могут иметь два объяснения. Возьмем, например, пророчества о времени пришествия Спасителя, недаром почти весь мир, как гласит история, ждал пришествия Мессии именно около того времени, когда родился Христос. А главное, это возражение применимо только к отдельным пророчествам, если же взять их во всей совокупности, то мы увидим, что тут никаких других толкований немыслимо допустить, кроме общепринятого.
В этом отношении очень поучительна книга Кейта «Доказательства истинности христианской веры, основанные на пророчествах». В этой книге, кроме пророчеств о пришествии Мессии, рассматриваются еще пророчества, касающиеся судьбы различных народов и древних городов, причем путем сопоставления их с научными исследованиями доказывается, что все пророчества этого рода исполнились с буквальной точностью, как исполнилось пророчество Христа о разрушении Иерусалима и Иерусалимского храма. «Не останется камня на камне», — сказал Иисус Христос, и действительно, история гласит, что император Адриан, в конце концов, после нескольких попыток евреев восстановить город, велел вспахать, пройти плугом все то место, где был древний город, в знак совершенного уничтожения города, основав на развалинах римскую колонию «Элия Капитолина».
Как бы сознавая всю недостаточность приведенных возражений, некоторые из современных скептиков говорят еще, что некая шайка обманщиков, в течение целых веков морочащая глупое человечество, составила это пророчество уже после совершившихся событий. Но как могли тогда ими пользоваться писатели первого века, например, апостол Матфей, написавший свое Евангелие 7 лет спустя после Воскресения Христова, а главное, как они могли попасть в еврейский подлинник? Все это не возражения, а только тенденциозные ухищрения, могущие многих соблазнить, но никого убедить.
А откровения? Например, откровение апостолу Павлу, о котором он сам лично рассказывает в различных местах своих Посланий, и которое произвело коренной переворот в его убеждениях и жизни. Тысячи подобных откровений написаны и переданы потомству различными лицами, вполне заслуживающими доверия, мало того, лицами святыми, то есть настолько высоко стоящими в нравственном отношении, что всякая ложь в их устах является немыслимой, невозможной. Вспомним откровение Августину Блаженному, Ефрему Сирину и многим другим святым. Уже одних этих фактов пророчества и откровения, казалось бы, было достаточно, чтобы убедить каждого неверующего в том, что Бог не только существует, но что Он — сила живая, разумная, действующая, а не какое-то безличное «начало всех начал».
А евангельские события, засвидетельствованные пером и кровью четырех евангелистов, учеников Христа и очевидцев всего описанного! Здесь скептики опять указывают на вышеупомянутую шайку мировых обманщиков. Но ведь лгать можно ради корысти, ради славы, просто из любви к этому искусству, но за ложь лишить себя всех земных благ, предать себя гонениям и мучениям, идти с радостью на крест или эшафот — противно природе человеческой.
А вся духовная жизнь человека, которая есть вечная борьба двух начал — доброго и злого! Откуда это? Откуда зло и откуда добро? Это не праздный вопрос, а вопрос, занимавший умы великих людей и философов. Этим вопросом интересовался мыслитель Вл. Соловьев и путем философских соображений пришел к заключению, что зло и добро не только идея, понятие, а реальная сила, действующая вне нас. Такого же воззрения держится на
этот предмет и Православная Церковь.
А вся наша внешняя жизнь разве не вечное чудо, ряд необъяснимых явлений и фактов? Сегодня ты богат и славен, завтра — сгорело все твое имущество, и ты стал нищ, жалок. Сегодня ты здоров и крепок, поражаешь всех своим умом и красотой, завтра лопается у тебя какая-то кровеносная жилка или попадает злокачественный микроб, и ты лежишь на столе «бесславен и безобразен» или на всю жизнь становишься калекой, уродом. Откуда, как, зачем, почему? — спрашиваем мы невольно и, не будучи в состоянии дать себе определенного ответа, говорим: «Так решила судьба», тем самым признавая и Бога, и Промысел Его.
С узкой, земной, современной точки зрения, многое здесь может показаться простой случайностью, действием неразумной слепой судьбы, но взгляните на все это глубже, с другой, более широкой точки зрения, обнимающей не только одну нашу земную жизнь, и вы ясно усмотрите во всем происходящем руку всемогущего и премудрого Создателя.
А нетление тел святых угодников Божиих? А множество чудесных исцелений, проистекающих и в наше время от них и от чудотворных икон, и другие свидетельства милости и благодати Божией! Отрицание всего этого голословно, основано не на серьезном изучении вопроса, а на том только, что признание этого противоречит господствующему материалистическому общему мировоззрению, истинность которого, однако, никем не доказана. В то же время существует много книг, наполненных описаниями чудесных исцелений; некоторые из этих описаний производят неотразимое впечатление. Возьмем факт исцеления сына старшего врача Волховского полка Матвеева от тяжелого дифтерита, засвидетельствованный особой комиссией, описанный в статье об открытии мощей свт. Феодосия Углицкого («Прав. Вестник», 1896 г., 30 и 31 июля). Мальчик был при смерти, сыворотки тогда еще не было. Вот как сообщает об этом отец самого больного, врач: «Лицо и шея представляли одну бесформенную массу. Истощение тела достигло высшей степени, несмотря на хорошее питание. Сердце слабо билось. Все разнообразные медицинские средства не приносили никакой пользы. Тогда я, посоветовавшись с товарищем, доктором Рыбальским, лечившим больного совместно со мной, пришел к заключению, что надежды на выздоровление нет никакой, о чем и объявил жене. В отчаянии мать пошла в собор, где ей дали пелену от святителя Феодосия Углицкого. По возвращении ее домой мы возложили на голову младенца пелену, которую он облобызал. Минут через 10 больной попросил посадить его в постель поиграть. С этого дня началось медленное поправление здоровья сына, окончившееся полным выздоровлением. Твердо верю и убежден, что выздоровление моего сына Виктора произошло только чудотворением от мощей и по молитвам преосвященного Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского!»
Ведь все это игнорировать или объяснить словами: враки, случайность, совпадение или придумать для объяснения какое-нибудь хитрое словечко, ничего в сущности не объясняющее, вроде «нервное», «гипноз», «психоз», по меньшей мере, легкомысленно.
Здесь мне невольно припоминается один факт, имевший место в Москве в конце XIX столетия, в то время известный из газет всей читающей России. Я говорю о чудесном исцелении благодатию Божиею одного из доцентов Московского университета от сикоза бороды — особой болезни кожи — воспаление кожных мешочков, заключающих в себе корни волос. Так вот этот приват-доцент, известный всему московскому ученому миру, в течение продолжительного времени тщетно лечившийся у всех русских и заграничных знаменитостей от своей мучительной болезни, наконец, измученный, разочарованный, идет по совету кого-то к простой женщине, которая предлагает прийти с ней вместе на другой день в храм Божий и помолиться. Больной в точности исполняет сказанное, и болезнь чуть ли не на другой день бесследно исчезает. Все это случилось на глазах московского ученого мира, обычное в подобных случаях отрицание, недоверие к самому факту («что-нибудь да не так») было невозможно. Факт установлен твердо, надо было его так или иначе объяснить, и вот собирается по этому поводу заседание общества невропатологов и психиатров. Здесь все объяснили двумя словами «нервное» и «гипноз». Решили, что и сикоз может быть на нервной почве, а раз нервы — то всякое излечение следует объяснять гипнозом. Наконец, у приват-доцента болезнь через некоторое время возобновилась, вероятно потому, что вместо уверования и благодарения он начал сомневаться, и человеческий гипноз оказался совершенно бессильным. Конечно, если так относиться к фактам, то не может быть и речи о чудесных исцелениях: все «нервы», все «гипноз» — нервная чахотка, нервный рак, нервный ревматизм, нервный катар желудка...
Но немногие из неверующих современников обдумывали и изучали все те основания, на которых зиждется вера. В противовес я укажу на авторитет известного мыслителя, поэта и философа Владимира Соловьева. Обширная эрудиция, совершенное знание истории, прекрасное знание иностранных языков и, между прочим, древнееврейского, в связи с выдающимся природным умом, не помешало, однако, этому человеку остаться глубоко и истинно верующим христианином, признавать все догматы Православной Церкви и доказывать, что Воскресение Христово есть не только истина веры, но и истина разума.
«Воскресение Христово есть торжество разума в мире. Оно есть чудо лишь в том смысле, в каком первое новое проявление чего-нибудь как необычное, непостижимое удивляет или заставляет чудиться. Если мы, забыв о результатах всемирного процесса в его целом, будем только следить за различными новыми проявлениями, то каждое из них представится чудом. Как появление первого живого организма среди неорганической природы, как затем появление первого разумного существа над царством бессловесных было чудом, так и появление первого, всецело духовного и потому не подлежащего смерти Человека — Первенца от мертвых — было чудом. Если чудесами были предварительные победы жизни над смертью, то чудом должно признать и победу окончательную. Но то, что представляется как «чудо», понимается нами как совершенно естественное, необходимое и разумное событие. Воскресение Христово — истина всецелая, полная — не только истина веры, но, главное, истина разума. Если бы Христос не воскрес, если бы Каиафа оказался правым, а Ирод и Пилат мудрыми, мир оказался бы бессмыслицею, царством зла, обмана и смерти».
В том, что вера в нас очень слаба, что отношение к жизни самое невозможное, конечно, более всего виновато наше воспитание, но каждый взрослый человек может перевоспитать себя и выработать правильный христианский взгляд на жизнь, если будет пользоваться средствами, указанными для этого Церковью. Из средств этих самым главным является молитва. Совсем неверующих мало, большинство маловерных, вот с этим-то зерном веры приступите к молитве, и вы скоро почувствуете, что это зерно начнет пробиваться, через некоторое время оно уже даст росток, из которого с течением времени вырастет могучее дерево. Под сенью этого дерева легко и приятно будет отдыхать от тяжелого зноя человеческих страстей и от бури житейских непогод, а в свое время пожнете и плод.
Начните только молиться, и вера сама придет к вам, а если она была слаба, то укрепится и мало-помалу, постепенно изменится отношение к жизни. Молитва будет отвлекать вас хоть на время от обычных житейских мыслей и интересов, привлечет ум к небесному, заставит невольно думать о том, о чем прежде вы почти не думали, заставит вас многое почувствовать и с помощью благодати Божией изменит ваш прежний образ мыслей, укоренит веру и стремление к христианскому идеалу. Исцеляя от тяжкого и печального по своим последствиям духовного недуга — маловерия, молитва, соединенная со строгим подчинением церковному режиму, может нам очень помочь и при телесных недугах. Мы видели, насколько полезна молитва, соединенная с упованием и верой в Бога при некоторых нервных состояниях, в основе которых лежит душевная пустота и слабость воли. В настоящее время в подобных случаях в медицине все чаще и чаще начинают прибегать к лечению, заключающемуся в удалении от домашней обстановки, от семьи, в специальное лечебное заведение на более или менее продолжительное время, 4—6 месяцев.
Главными моментами в этом лечении признаются:
1) психическое воздействие врача, который при ежедневном посещении больного старается, так сказать, его перевоспитать, создать у него иной взгляд на болезнь, и иное отношение к жизни;
2) необходимость подчиниться известному больничному режиму, что является моментом, стимулирующим ослабленную волю. Результат получается лучший, чем от обычного вышеупомянутого шаблона, но, к сожалению, непрочный: 4-6-месячного влияния врача оказывается обыкновенно недостаточно, чтобы перевоспитать больного: отношение к жизни, взгляды на жизнь остаются прежними, и по возвращении в прежнюю обстановку снова мало-помалу развивается прежняя нервность, неуравновешенность, расслабление душевное и телесное. К тому же способ этот доступен немногим.
Вера создает те же условия в домашней обстановке, упование на Бога (со страхом — прогневить Бога) лучше всякого врача и наставника может оказывать психическое воздействие на человека, воздействовать на его волю тем ощутимее, чем сильнее эти чувства развиты в душе человека. А в подчинении режиму, который устанавливает Церковь для каждого принадлежащего к ней члена, заключается вполне достаточный источник для постоянного, каждодневного, ежечасного стимулирования ослабленной воли неврастеников. И действительно, жизнь указывает нам многочисленные примеры, где человек нервный, несколько лет лечившийся без всякого результата, быстро достигает полного или, по крайней мере, относительного, но зато прочного выздоровления после того, как обращается к Богу и начинает жить по Его законам. Я, по крайней мере, знаю несколько таких примеров, думаю, что и всякому другому известно их немало. И при других нервных недугах значение вышеприведенных факторов немаловажно. Возьмем, например, пресловутое умственное переутомление, которому отводится современной медициной видное место в ряду прочих причин современной нервности. Оказывается, что усиленная работа сама по себе редко вызывает стойкую нервную болезнь, а опасна только тогда, когда соединяется с пороком и страстями человеческими.
Вот что по этому поводу говорит профессор Штрюмпель: «При неврастении, по преимуществу церебральной, главную роль играет умственное переутомление, особенно, если оно соединено с психическим возбуждением. Мы видим поэтому, что к истощению нервной системы, составляемому сущность неврастении, ведет главным образом, умственная работа людей, сопровождающаяся волнениями страха и надежд, умственное напряжение политика, постоянно волнующегося страстной борьбой партий, наконец, усилия ума тех художников и ученых, неутомимое честолюбие которых побуждает их не отставать от конкуренции».
Отсюда следует, что вера и проистекающее из нее отношение к жизни, к богатству, славе, честолюбию и прочему является и здесь могучим профилактическим средством.
Обращаясь теперь от нервной неуравновешенности, неврастении, истерии и подобного к болезням органическим, таким, как болезни легких, сердца, желудка, печени, мы увидим, что каждый подобный трудный больной является по большей части в то же время и неврастеником. Большинство жалоб и симптомов таких больных, начиная от подавленного душевного настроения, обуславливаются не самой болезнью, а тем психическим состоянием, которое производит в человеке болезнь. Участливое отношение, умело сказанное слово утешения быстро устраняют целый ряд мучающих больного симптомов. Упование на Бога, взгляд на смерть как переход только к иной, быть может, лучшей жизни и другие религиозные воззрения являются лучшим утешением, лучшим врачебным средством для каждого такого, часто неизлечимого больного.
Да, в тихом пристанище Христовом можно с пороком сердца, со всякою другою болезнью и лучше себя чувствовать, и дольше прожить, чем со здоровым сердцем и легкими, вечно носясь по волнующемуся страстями человеческому морю житейскому «с кораблем, потопляемым грехами»!
О возможности посредством молитвы исцелять не только душевные, но и телесные недуги свидетельствуют многие факты церковной истории. Доктор Э. Лоран издал книгу под заглавием «Медицина души», в которой с научной точки зрения доказывает, что молитва есть великое целебное средство при всех болезнях.
О влиянии молитвы на настроение, особенно общей молитвы в храме мы уже упоминали.
Итак, резюмируя все сказанное, мы приходим к следующему заключению:
Одна их важных причин современной чуть ли не поголовной нервозности есть маловерие. Для успешной борьбы с нервозностью надо удовлетворить прежде всего, следующим двум требованиям: укрепить веру в
Бога и воспитать в душе человека христианский идеал и христианское отношение к жизни.
Лучшим предупреждающим средством является воспитание молодого поколения на строго религиозно-нравственных началах. Главную задачу воспитания (в семье и школе) должно составлять стремление воспитать в душе ребенка страх Божий и истинную любовь к Богу.
При развившейся же болезни лучшим средством является молитва. Необходимо каждодневно молиться утром, вечером, читая утреннее и вечернее правило, хотя бы в несколько сокращенном виде, со вниманием, стараясь вникать в смысл каждого слова.
Кроме того, читать каждодневно те избранные места из Евангелия и Апостола, которые читаются в соответствующий день за церковной службой. Не пренебрегать общественным богослужением, а посещать храм Божий, по крайней мере, в праздничные и воскресные дни (всенощная и обедня), выбирая при этом тот храм, где служба благолепнее, а главное, где читают разборчиво и служат не торопясь.
Говеть, по крайней мере, раз в год. Соблюдать посты и все прочие постановления Церкви, памятуя, что созданы они великими людьми, понимавшими природу человека гораздо лучше, чем самые выдающиеся современные мудрецы. Всеми иными способами: размышлением, душеспасительной беседой, чтением творений великих Отцов Церкви стараться укрепить в себе веру, воспитать в душе своей сознание всей красоты христианского идеала и выработать христианское отношение к жизненным явлениям.
Путешествие по святым местам действует в том же направлении, привлекая ум к Небесному и воспитывая в нас любовь к Богу.
Помните, что в первое время такой жизни в вас непременно с большей или меньшей силой откроется второй источник мысли, мысли дурной, противоречащей, соблазняющей, создающей целый ряд известного рода «искушений». Не надо поддаваться сему, но молиться настойчиво, с надеждой и терпением, памятуя следующие слова Спасителя из притчи о неправедном судии: «Слышите, что говорит судья неправедный. Бог ли не защитит избранных своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя медлит защищать их».
Один мой знакомый прислал мне письменное возражение, сводящееся к следующему: «Неужели все люди немощны и окаянны, и неужели среди немолящихся и непостящихся нельзя найти лиц, стоящих ближе к христианскому идеалу, чем среди молящихся?». Это возражение, быть может, и теперь возникает у некоторых читателей.
Что все люди немощны и наклонны к злому, будет отрицать только тот, кто гордостью ослеплен до умо- и чувствопомрачения. Это аксиома, вытекающая из самого элементарного самоанализа. С тем, что среди немолящихся можно найти лиц сравнительно высоконравственных, согласен, хотя с некоторой оговоркой. Не всякий, говорящий о пользе ближнего, и не всякий, творящий даже полезные для ближнего дела, есть истинно хороший человек в христианском значении этого слова. Важно знать, из каких побуждений это добро исходит — из альтруистических или эгоистических, от доброты душевной или от гордости и тщеславия, или является продуктом известной хорошо оплачиваемой профессии и только.
Ведь и антихрист, как он изображен в повести Вл. Соловьева, будет творить много добра, облагодетельствует все человечество, но это не помешает ему при помощи своего мага Аполлония свести небесный огонь на двух честных умных и добрых старцев Петра и Иоанна за то только, что они сказали ему правду в глаза, не сошлись с ним в убеждениях и встали поперек его дороги («Три разговора»). Две лепты бедной вдовицы оказались угоднее Богу, чем богатый вклад в сокровищницу фарисея.
Согласие мое, однако, нисколько не умаляет всего написанного о молитве и посте. Жизнь человеческая очень сложное явление, указанные средства являются только одним из факторов, воздействующих на душу и тело человека. Другим немаловажным фактором являются природные дарования. Не подлежит сомнению, что не все люди от природы наделены одинаковыми дарованиями, одному дан один талант, другому два, третьему пять, четвертому десять. Дело все в том, что, не пользуясь средствами, указанными Церковью для нравственного усовершенствования, легко потерять и то, что имеешь, при пользовании же ими имеющий один талант удвоит его, имеющий два учетверит, а имеющий десять, иными словами, достаточно высоконравственный уровень и без молитвы и поста, достигнет истинной высоты, в которой так нуждается современное, живущее по новым взглядам человечество.
Календарь православных праздников и дней памяти
Пост
Молитвы Пресвятой Богородице.
Что такое молитва?
Copyright © 2016 Любовь безусловная
|