Программы преподавания Владимирской земской женской гимназии. 1872
Программы преподавания Владимирской земской женской гимназии по Закону Божию
Для поступления в первый класс женской гимназии не о знание употребительнейших молитв.
Курс первого класса
A) Объяснение употребительнейших молитв, как-то: молитвы Господу Иисусу (Господи Иисусе Христе), Святому Духу (Царю Небесный), Трисвятое, молитвы Господней, Божией Матери (Богородице Дево радуйся.... Достойно есть), молитвы пред причастием Святых Тайн, молитвы за Царя (Спаси Господи люди Твоя....), молитвы за родителей, пред началом и после учения, пред обедом и после обеда.
B) Краткое объяснение десяти заповедей и символа веры.
C) Объяснение праздников дванадесятых, как-то: Рождества Христова, Богоявления, Сретения, Входа Господня во Иерусалим, Воскресения Христова. Вознесения, Сошествия Св. Духа, Преображения Господня, Рождества, Введения во храм, Благовещения и Успения Пресвятой Богородицы.
D) Краткое понятие о таинствах церкви, в особенности о покаянии и причащении. В связи с объяснением таинства причащения будет изложен, в самом кратком виде, состав литургии.
E) Рассказы из ветхо-заветной истории, в которых воспитанницам уяснится история благодеяний Божиих, которыми Он окружил человека. Таковы — рассказы о сотворении Ангелов, видимого мира, о пребывании Адама в раю, жертвоприношение Исаака, видение лествицы Иаковом, о судьбе Иосифа, призывании Моисея и о чудесном спасении трех отроков из разженной печи и Даниила из рва львиного.
Курс второго класса
Священная история ветхого завета.
A) История первобытной церкви. Понятие о Триедином Боге. Сотворение мира. Сотворение человека. Блаженная жизнь первых человеков. Грехопадение. Следствие греха. Наказание за грех. Обещание спасения. Распространение греха, наказаний за него и обетования спасения на все потомство Адама.
B) Род человеческий до потопа или история церкви патриархальной: 1) Жизнь прародителей по изгнании их из рая. Каин и Авель. Потомство Каина. Потомство Сифа. Смешение племен. 2) Потоп. Род человеческий после потопа и происхождение народов. Появление зла в семействе Ноя. Пророчество Ноя о судьбе сыновей своих. Столпотворение Вавилонское и разделение народов. Происхождение идолопоклонства. Отвержение идолопоклонников. 3) Происхождение избранного народа Божия. Призвание Авраама. Обетования Божии и испытания веры Авраама. Исаак и его дети (благословение Божие и испытание). Иаков, видение лествицы, жизнь Иакова у Лавана и женитьба его, возвращение Иакова на родину. Семейство Иакова. Иосиф, продажа Иосифа, Иосиф раб, жизнь Иосифа в доме Пентефрия, жизнь Иосифа в темнице, освобождение Иосифа из темницы и слава его при дворе Египетском, свидание Иосифа с братьями, переселение Иакова в Египет.
Евреи в Египте. Смерть Иакова и образование народа Еврейского. Жизнь Евреев по смерти Иосифа и других патриархов.
Времена Моисея. Явление избавителя Евреев. Жизнь Моисея при дворе царя Египетского. Призвание Моисея. Освобождение Евреев от рабства Египетского. Выход из Египта. Путешествие до Синая.
C) История церкви подзаконной: 1) Синайское законодательство. Нарушение завета и восстановление. Скиния и священство. Странствование Евреев по пустыне до земли Ханаанской. Последние распоряжения и смерть Моисея. Иисус Навин. Вступление Евреев в обетованную землю. Завоевание и разделение земли обетованной. Последние распоряжения Иисуса Навина. Времена судей: поведение и участь Евреев во времена судей. Деввора и Варак. Гедеон. Иеффай. Сампсон. Пророк Самуил.
2) Времена царей: Саул, Давид, помазание на царство Давида и его возвышение. Победа над Галиафом, преследование от Саула, смерть Саула. Царствование Давида, падение Давида. Бедствия в царствование Давида. Смерть Давида. Соломон: мудрость его, построение храма, слава Соломонова и его падение, наказание Соломона, обращение Соломона. Разделение Еврейского народа на два царства.
История царства Израильского: царствование Иеровоама. Царствование преемников Иеровоама.
Пророки царства Израильского: пророк Илия. Жертвоприношение Илии на горе Кармиле. Гонение на пророка Илию. Взятие Илии на небо. Пророк Елисей. Пророк Иона. Пророки Амос и Оссия. Разрушение царства Израильского.
Царство Иудейское: пророки царства Иудейского — пророк Исаия, пророк Михей, пророк Иеремия.
3) Времена Вавилонского владычества: состояние Евреев в плену Вавилонском. Пророк Даниил: воспитание и возвышение Даниила и друзей его. Чудесное спасение Анания, Азария и Мисаила среди разженной печи. Падение царства Вавилонского. Даниил во рве львином. Пророчество Даниила о времени пришествия Спасителя. Значение пленения Евреев для язычников.
Времена седмин Данииловых: освобождение Иудеев из плена Вавилонского.
Построение второго храма в Иерусалиме. Восстановление церковного и гражданского порядка. Ездра и Неемия. Пророк Малахия. Иудеи под властью царей Египетских. Иудеи под властью царей Сирийских, гонение Антиоха Епифана.
Образование сект в народе Иудейском. Иудейские мученики.
Восстание Маттафии против гонителей.
Освобождение Иудеев из под власти царей Сирийских.
Иудеи под властью Римлян.
Ожидание Спасителя у Иудеев.
Ожидание Мессии у язычников.
Руководством при изучении истории ветхого завета может быть Священная История Ветхого Завета — протоиерея Рудакова.
Курс третьего класса
Священная история Нового Завета.
Предварительные сведения: географическое разделение Палестины; гражданское состояние Иудейского народа вовремя земной жизни Иисуса Христа. Состояние веры и нравственности в сем народе.
A) События, предшествовавшие вступлению Господа нашего Иисуса Христа в служение роду человеческому: Явление в мир Богоматери. Предсказание Архангела Гавриила о рождении Предтечи. Благовещение Архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии. Рождество Предтечи Иоанна. Рождество Христово. Поклонение пастырей. Обрезание Господне. Сретение Господа во храме. Поклонение волхвов. Избиение Вифлеемских младенцев. Бегство в Египет и возвращение оттуда святого семейства. Отрочество Иисуса Христа.
Проповедь Предтечи в пустыне. Крещение Иисуса Христа. Искушение Иисуса Христа от диавола. Свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе Христе. Первые последователи Иисуса Христа. Брак в Кане Галилейской.
B) Первый год служения Христова спасению рода человеческого: первое путешествие Иисуса Христа в Иерусалим. Изгнание торгующих из храма. Беседа Иисуса Христа с Никодимом. Пребывание Иисуса Христа в Енноне близь Салима. Последнее свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе Христе. Возвращение Господа Иисуса в Галилею. Разговор с Самарянкою.
Пребывание Иисуса Христа в Галилее. Его учение и чудеса. Проповедь в Назаретской синагоге. Чудесный лов рыбы на Геннисаретском озере. Исцеление расслабленного в Капернауме. Призвание Матфия мытаря к апостольству. Учение Иисуса Христа о помиловании грешников и о посте.
C) Второй год служения Христова: второе путешествие Иисуса Христа в Иерусалим. Исцеление расслабленного при купели овчей. Беседа с фарисеями по случаю исцеления расслабленного в субботу. Споры о субботе. Вторичное пребывание Иисуса Христа в Галилее. Избрание апостолов.
Нагорная беседа Иисуса Христа. Исцеление прокаженного. Исцеление слуги сотника Капернаумского. Воскрешение сына вдовы Наинской. Посольство от Иоанна Крестителя. Прощение кающейся грешницы. Добровольное ослепление фарисеев. Обличение фарисеев за лицемерие. Притчи Иисуса Христа: о сеятеле, о семени, растущем без ведома сеятеля, о закваске, о зерне горчицы, о неводе, о добром семени и плевелах на одном ноле, о сокровище, скрытом в поле, о купце и жемчужине.
Исцеление Гадаринского бесноватого.
Отправление двенадцати апостолов на проповедь. Смерть Иоанна Крестителя. Чудесное насыщение народа пятью хлебами. Беседа о хлебе жизни.
D) Третий год служения Христова: исцеление дочери Хананеянки.
Беседа с учениками на пути к Кессарии Филипповой. Преображение Господа Иисуса Христа. Исцеление бесноватого отрока. Спор учеников о первенстве в царстве Мессии. Учение Иисуса Христа о том, как ученики его должны вести себя в отношении к слабым и согрешающим. Притча о немилосердном заимодавце. Уплата Иисусом Христом священной подати.
Пребывание Иисуса Христа в Иерусалиме на празднике кущей. Проповедь Его в последний день праздника. Прощение грешницы, приведенной фарисеями. Беседа Иисуса Христа у сокровищницы храма. Исцеление слепорожденного. Притча о добром пастыре. Путешествие Иисуса Христа из Капернаума чрез Самарию. Послание 70 учеников на проповедь и возвращение их.
Учение Иисуса Христа о силе молитвы. Образец молитвы. Учение Иисуса Христа о том, как ученики его должны смотреть на земные благи.
Предведение Иисусом близкой борьбы. Предсказание Его о своем пришествии на суд и увещание к бодрствованию. Притча о неправедном судии и неправедном управителе. Встреча Иисуса Христа с Самарянами. Отказ Самарян принять его и исцеление десяти прокаженных. Иисус Христос на празднике обновления храма. Свидетельство Его о Своем единстве с Богом Отцом.
Пребывание Иисуса Христа в Перее.
Спор фарисеев о первых местах за столом. Притча о званных на вечерю.
Благословение детей и наставление, данное богачу.
Обещание награды последователям Иисуса Христа. Притча о работниках, получивших равную плату. Иисус Христос в Вифании и Ефраиме. Болезнь и смерть Лазаря. Воскрешение Лазаря. Определение синедриона против Иисуса Христа. Последнее путешествие Иисуса Христа в Иерусалим. Предсказание Иисуса Христа об ожидающих Его страданиях в Иерусалиме; исцеление в Иерихоне слепцов и обращение мытаря Закхея. Просьба сынов Заведея. Притча о десяти рабах и десяти минах. Иисус на вечери в доме Симона прокаженного.
Е) Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа: первый день недели пред пасхою — торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим.
Великий понедельник: проклятие смоковницы и изгнание из храма торжников.
Великий вторник: посольство от синедриона к Иисусу Христу. Притчи Иисуса Христа о двух сыновьях, посланных отцом в виноградник, о злых виноградарях, о брачном пире для сына царева. Ответы Иисуса Христа на хитрые вопросы иродиан, саддукеев и законника. Притча Его о добром Самарянине.
Последнее обличение законоучителей Иудейских. Замечание касательно лепты вдовицы. Желание Еллинов видеть Иисуса Христа. Глас к Нему с неба. Беседа Иисуса Христа с учениками о разрушении храма и Иерусалима, о кончине мира и славном пришествии Своем на суд. Притчи Его о десяти девах и десяти талантах.
Великая среда: предание Иисуса Христа Иудою.
Великий четверг: умовение ног и тайная вечеря. Прощальная беседа Иисуса Христа с учениками. Первосвященническая молитва Его к Отцу об учениках и всех верующих. Ночь страданий Господа нашего Иисуса: душевное страдание Иисуса Христа в саду Гефсиманском и взятие Его воинами. Иисус Христос на суде первосвященников и синедриона.
Великая пятница: Иисус Христос на суде Пилата и Ирода. Крестные страдания, смерть и погребение Иисуса Христа.
Великая суббота: пребывание Иисуса Христа во гробе. Славное состояние Господа Иисуса на земле: воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Явления воскресшего Господа Иисуса Своим ученикам. Вознесение Господне.
Руководством для изучения истории нового завета, кроме Евангелий, может быть Священная История Нового протоиерея Рудакова.
Курс четвертого класса
История христианской церкви.
Предварительные понятия: разделение истории церкви на ветхо-заветную и ново-заветную. Связь церкви ветхо-заветной и ново-заветной. Предмет истории церкви. Необходимость внимательного изучения христианской церкви каждому христианину. Источники истории церкви.
1. Век апостольский
I. Сошествие Святого Духа на апостолов. Образование на земле общества верующих во Христа — церкви Христовой. Церковь апостольская в Иерусалиме.
II. Смерть первомученика Стефана.
III. Гонение в Иерусалиме. Распространение церкви. Обращение Ефиопского вельможи.
IV. Обращение Савла.
V. Труды апостола Петра. Призвание язычников.
VI. Смерть Иакова Заведеева. Заключение Петра в темницу. Чудесное его освобождение.
VII. Первое апостольское путешествие Павла и Варнавы в Кипр и Малую Азию.
VIII. Апостольский собор в Иерусалиме.
IX. Второе путешествие святого апостола Павла в Грецию.
X. Третье апостольское путешествие Павла. Мятеж в Ефесе. Прибытие апостола в Иерусалим.
XI. Святой апостол Павел в узах. Путешествие его в Рим.
XII. Первое пребывание апостола Павла в Риме.
XIII. Кончина святого апостола Иакова.
XIV. Рим. Первое гонение на христиан от язычников. Кончина святых апостолов Петра и Павла.
XV. Труды прочих апостолов.
XVI. Иудейская война. Падение Иерусалима.
XVII. Святой Иоанн Богослов. Второе гонение на христиан. Ереси.
XVIII. Общий взгляд на век апостольский. Мужи апостольские. Богослужение, таинства, образ жизни первых христиан.
2. Век второй
I. Третье гонение на христиан. Кончина святого Симеона и св. Игнатия.
II. Продолжение третьего гонения. Царствование Адриана — мученики. Апологии в пользу христиан. Восстание Иудеев и окончательное разрушение Иерусалима.
III. Святой Иустин мученик. Четвертое гонение.
IV. Священно-мученик Поликарп Смирнский.
V. Продолжение четвертого гонения. Мученики в Галлии.
VI. Состояние церкви в конце 2-го века: монтанизм. Другие ереси. Церковные писатели. Спор о пасхе. Тертуллиан.
3. Век третий
VII. Пятое гонение.
VIII. Ориген. Шестое гонение.
IX. Отцы и писатели церкви. Святой Григорий чудотворец.
X. Мученики в Александрии. Седьмое гонение.
XI. Продолжение седьмого гонения. Мученики в Малой Азии и других областях.
XII. Священно-мученик Киприан Карфагенский.
XIII. Восьмое гонение. Изгнание и кончина св. Киприана. Св. архидиакон Лаврентий. Мученики в Малой Азии. Страдания св. Дионисия Александрийского.
XIV. Девятое гонение. Соборы. Павел Самосатский. Манес.
XV. Начало царствования Диоклитиана. Богослужение и обычаи церкви. Начало монашества. Преподобный Антоний. Гонение на христиан. Мученики. Святой Григорий, просветитель Армении.
4. Век четвертый
XVI. Десятое гонение (302 —313 г.)
XVII. Константин Великий: постановления Константина в пользу христиан. Война с Ликинием. Донатисты.
XVIII. Вселенский Никейский собор: борьба с арианством. Св. Афанасий Великий.
XIX. Ересь Македония. Второй вселенский собор. Святой Григорий Богослов.
XX. Подвиги Святого Иоанна Златоустого. Литургия Златоустого. Примечание о прибавлениях, вошедших в последствии в состав литургии.
XXI. Замечательнейшие из отцов и учителей церкви западной: Святой Амвросий Медиоланский — борьба его с язычеством и арианством.
XXII. Блаженный Августин — борьба с ересью Пелагие. Блаженный Иероним. Св. Григорий Великий — литургия преждеосвященных даров, приписываемая ему.
XXIII. История третьего, четвертого, пятого и шестого вселенских соборов. Ереси, побудившие к созванию их. Заметельнейшие правила, постановленные ими. Сборники сих правил.
XXIV. Происхождение магометанства. Отличительные черты этого лжеучения. Бедствия христиан.
XXV. Начало иконоборства в Греческой церкви. Святой Иоанн Дамаскин. Седьмой вселенский собор. Восстановление иконопочитания. Защитники иконопочитания. Торжество православия.
XXVI. Отделение западной церкви от союза вселенской церкви. Происхождение и пределы власти митрополитов и патриархов. Причины, развившие особенно значение пап на западе и возбудившие в них дух честолюбия. Заблуждения в западной церкви. Дело Фотия и Игнатия и притязания папы Николая И. Окончательное отпадение западной церкви при патриархе Михаиле Керулларие.
XXVII. Распространение христианской веры между племенами Славянскими: апостольские труды свв. Кирилла и Мефодия; отношение их к Римскому папе. Особенное значение их для Русской церкви. Судьба Славянских церквей.
XXVIII. Общий взгляд на состояние христианской православной церкви с 1—10 века: пределы распространения церкви; устроение христианских храмов; обряды Богослужения; приведение в настоящий состав церковных песнопений; происхождение церковного устава. Учебным руководством при изучении истории христианской церкви может быть История Христианской Православной Церкви — протоиерея А. Рудакова.
Курс пятого класса
Обозрение состояния православной восточной церкви и западной от 10-го века до настоящего времени (продолжение уроков по церковной истории).
1) Бедствия православных христиан на востоке от турок. Бедствия от латинян. Неудавшиеся попытки к соединению церквей. Падение Греческой империи.
2) Бедствия православных восточных церквей под игом Турецким. Настоящее состояние православной церкви на востоке.
3) Светское могущество пап в течение средних веков. Происхождение и отличительные черты вероисповеданий лютеранского и реформатского. Общества социан и квакеров. Взгляд на настоящее состояние западной церкви.
История Русской церкви
Начало христианства в земле Русской.
Крещение Русских при Аскольде и Дире.
Крещение Ольги; обращение Владимира, крещение его и всея Руси.
Устройство Русской церкви и управление ею: митрополит, отношение его к патриарху Константинопольскому, отношение к епископам и князьям.
Правление митрополитов Кирилла II, Петра и Алексея; перенесение митрополичьей кафедры из Киева во Владимир, а потом в Москву. Разделение Русской митрополии; правление митрополитов св. Киприана, Исидора, св. Ионы.
Правление митрополитов, преемников св. Ионы до Филиппа II. Правление митрополита св. Филиппа II.
Учреждение в России патриаршества. Патриаршество Иова и Гермогена. Служение Троицкой лавры бедствующему отечеству. Патриаршество Филарета и Никона. Стефан Яворский и учреждение св. синода.
Учение церкви
Состояние духовного просвещения Русской земля до Монголов и при Монголах.
Братское училище в Чудовом монастыре; умножение школ; плоды духовного просвещения.
Знаменитейшие учители церкви: св. Димитрий Ростовский, св. Тихон Воронежский и Платон, митрополит Московский.
Богослужение и христианская жизнь
Храмы, Богослужебные книги и исправление их; праздники. Жизнь христиан Русской церкви. Монашество в России и его значение для церкви.
Состояние православной церкви в западной Руси
Введение унии; страдания православных при Сигизмунде III. Подвиги в пользу православия митрополита Петра Могилы. Бедствия Малороссии и Белоруссии. Конец унии.
Современное состояние Русской церкви: апостольские труды к просвещению христианством инородцев и других народов. Плоды сих трудов.
Пособием при изучении истории христианской церкви с 10-го века до настоящего времени и истории Русской церкви может служить История Христианской Православной Церкви и Церкви Русской — протоиерея Рудакова.
По Русскому языку
Для поступления в первый класс: уменье читать отчетливо, без повторений и остановок; писать по одной линейке, хотя не скоро, но без особенного затруднения.
Курс первого класса
По этимологии: практическое знакомство со всеми частями речи; понятие о склонении и спряжении (на основании разбора).
По синтаксису: практическое знакомство с составом предложения вообще (с членами главными и второстепенными); понятие о важнейших видах предложений: простом, сложном, слитном и безличном (на основании разбора).
Заучиванье наизусть и для рассказа различных стихотворений и прозаических статей из христоматии Басистова, часть 1, именно: 1) Откуда пошла Русская земля? 2) Княгиня Ольга: мщение Ольги, крещение Ольги; 3) Крещение великого князя Владимира и Русского народа; 4) Никита Кожемяка; 5) Единоборство Мстислава с Редедей; 6) Единоборство русского богатыря с печенежским; 7) Лжец; 8) Свинья под дубом; 9) Солнце и месяц — Полонского; 10) Птичка — Пушкина; 11) Крестьянская пирушка — Кольцова.
Письмо под диктант из разученных или разобранных статей. Упражнение в толковом и выразительном чтении.
Курс второго класса
Практические упражнения в разборе этимологическом и синтаксическом на статьях, избираемых для чтения и изучения вообще.
По грамматике предполагается пройти следующее:
1) Элементарный синтаксис: понятие о предложении, о главных и второстепенных его частях, о словах звательных, о предложении личном и безличном, о предложении главном, придаточном, вводном и вносном, о видах предложений придаточных вообще, о сокращении придаточных предложений.
2) Этимология: имя существительное, деление имени существительного, роды имен существительных. Изменение имени существительного, склонение. Применение к правописанию. Имя прилагательное, виды его, степени сравнения, склонение имен прилагательных. Применение к правописанию. Имя числительное, виды его и склонение; правописание числительных имен. Местоимение, виды его, изменение и правописание местоимений.
Статьи и стихотворения для чтения, разбора и заучивания (христоматия Басистова, 1-я часть): 1) Основание Печерского монастыря в Киеве; 2) Старинные колдуны; 3) Переезд чрез Байкальское озеро — Пассека; 4) Гадкий утенок — Андерсена; 5) Щука и кот — Крылова; 6) Муравей; 7) Слон и моська; 8) Пустынник и медведь; 9) Урожай — Кольцова; 10) Что ты спишь, мужи чек? 11) Казачья колыбельная песня — Лермонтова; 12) Песня пахаря — Кольцова.
Письмо под диктант.
Упражнения в чтении, устном рассказе и декламации вообще.
Курс третьего класса
Упражнения в разборе логическом, сверх грамматического вообще.
Этимология: глагол; залоги и виды; наклонения, времена, числа и лица. Виды спряжения глагола быть; спряжение глаголов страдательных; глаголы неправильные и безличные; правописание применительно к глаголу. Причастие. Деепричастие. Наречие: его виды, степени сравнения, правописание. Предлог, его значение — собственное и переносное; отношение к падежам, предлоги отдельные и слитные; наречие в смысле предлогов, правописание. Союз: союзы первообразные и производные; союзы сложные, повторяемые и двойные; виды союзов и правописание. Междометие.
Синтаксис простого предложения: согласование слов; формы для выражения подлежащего и сказуемого, согласование подлежащего со сказуемым и определения с определяемым.
Управление слов — посредственное и непосредственное; значение падежей и предлогов.
Статьи и стихотворения для разборов и заучивания наизусть (христоматия Басистова, ч. 2): 1) Песнь о вещем Олеге — Пушкина; 2) Смерть Олега — по летописи и Карамзину; 3) Граф Габсбургский — Жуковского; 4) Бедуин — Бенитского; 5) Наводнение в Петербурге 1824 г. — Е. Ковалевского; 6) Наводнение — Пушкина; 7) Буря — Боткина; 8) Комната Ильи Ильича Обломова — Гончарова; 9) Сад Плюшкина — Гоголя; 10) Осень и зима — Пушкина; 11) Зима — его-же; 12) Весна — его-же; 13) Деревенский вечер — Аксакова; 14) Пятигорск — Лермонтова.
Письмо под диктант.
Письменное изложение прочитанного или рассказанного в классе.
Курс четвертого класса
Упражнения в разборе — логическом и грамматическом.
Этимология: понятие о слоге, звуки гласные и согласные, полугласный звук. Ударение, буква и ее отличие от звука. Гласные твердые и мягкие; гласные ѣ и и э. Деление согласных по органам и способу произношения; изменения согласных: опущение, перемещение и вставка. Переход и вставка гласных звуков. Понятие о корне, приставке и окончании. Слова первоначальные и производные, простые и сложные. Употребление буквы ѣ.
Синтаксис сложного предложения: сочетание предложений по способу подчинения; виды придаточных предложений; сокращение придаточных предложений, случаи не сокращения их. Сочетание предложений по способу сочинения; сочетание соединительное, винословное и противительное. Понятие о периоде и его видах; правописание в периоде.
Славянский язык: важнейшие отличия старо-славянского языка в начертании, произношении и изменении звуков гласных и согласных. Отличия в склонении и спряжении. Перевод и разбор нескольких глав (от 5—10) по Евангелию Остромирову, с указанием на важнейшие особенности в этимологическом и синтаксическом отношениях.
Статьи и стихотворения для разбора и заучивания наизусть: 1) Прощание Гектора с Андромахой—Гнедича; 2) Полтавский бой—Пушкина; 3) Басни: Зеркало и обезьяна, Осел и соловей, Щука и кот, Волки и овцы; 4) Знакомство с Максимом Максимовичем—Лермонтова; 5) Тарас Бульба—Гоголя: Бульба, степь и осада; 6) Торжество победителей—Жуковского; 7) Опять на родине—Пушкина; 8) Спор—Лермонтова; 9) Россия при царе Алексее—Щебальского; 10) Лес—Аксакова (Христоматия Галахова, 1и 2 часть).
Письмо под диктант.
Письменное изложение содержания разученных или прочитанных статей и стихотворений. Первоначальные опыты в сочинении: переложение басен в прозу, объяснение действующих лиц и главной мысли басни; составление программ по содержанию статей.
Учебники: 1) Грамматика—Говорова; 2) Славянская грамматика — Перевлесского.
Курс пятого класса
А) Повторительный курс грамматики русского языка, имеющий целью, кроме повторения, объединение и систематизацию грамматических сведений. Для V класса избирается 1-я часть грамматики — этимология, из которой предполагается пройти следующее: 1) Звуки русского языка: чистые гласные; придыхательные или мягкие гласные; юсы; глухие гласные или полугласные; полугласные или плавные; согласные губные; губная придыхательная; родство губных с плавными; благозвучие плавных л и н; согласные гортанные, язычные и зубные; согласные придыхательные или шипящие; сочетание звуков. 2) Словообразование: как составляются названия предметов и явлений; эпитеты, корень, окончание, ударение; части речи вообще. 3) Глагол: залоги, неопределенное наклонение, приметы среднего залога, приметы действительного залога, переход в него имени и среднего залога, значение ся, употребление слога ов, ев; виды глагола: разделение, глаголы однократные, переход видов — одних в другие; глаголы предложные; личные окончания и спряжение; выражение времен; причастные формы глагола; отглагольное существительное. 4) Имя существительное: определение и разделение; род существительных, окончания; имена коренные и производные, имена лиц, имя места; имена отвлеченных понятий; имена собирательные; имена уменьшительные и увеличительные; имена составные; имена предложные; склонение существительных. 5) Имя прилагательное: разделение, окончания; образование прилагательных; прилагательные увеличительные и уменьшительные; степени сравнения; склонение прилагательных.
B) В связи с изучением теоретической этимологии предполагается пройти несколько глав Евангелия по списку Остромирову, именно: перевести и разобрать главы Евангелия от Матф. в том порядке, как помещены они в христоматии с изборником—Перевлесского.
C) По русской словесности предполагается изучение так называемой теории прозы, которое идет параллельно с изучением нижеуказанных образцов. По теории прозы предполагается пройти следующее: 1) Речь: действие душевных сил и в особенности фантазии; словесное выражение; слог, слова; метафоры и сравнения; ясность выражения; предложение и период; расстановка слов и предложений; речь стихотворная; народный слог. 2) Описание: описания общие и частные; определения; описания поэтические. 3) Повествование: историческое повествование, поэтическое повествование, вымысел. 4) Характеристика: типическое изображение жизни; характеристика события; внешняя характеристика лиц; историческая характеристика; идеализация, типы. 5) Рассуждение: важнейшие основания логики (понятие, суждение и умозаключение).
D) Образцы для изучения: 1) Очерки Швеции —Жуковского; 2) Дорога—Гоголя; 3) Чувство природы—Аксакова; 4) Покорение Казани—Карамзина; 5) Аристид—из Плутарха; 6) Различие между изящными искусствами и науками—Павлова; 7) Землетрясение—Языкова; 8) Ветка Палестины—Лермонтова; 9) Народные русские песни: а) А и горе, горе гореваньице.... b) Выдала меня матушка далече замуж.... с) Не шуми мати зеленая дубровушка.... 10) Безумных лет угасшее веселье — Пушкина; 11) Муза—Пушкина; 12) Вечер — И. Аксакова.
E) Письменные упражнения, кроме диктанта, производимого время от времени, будут состоять, отчасти в изложении прочитанного или рассказанного, отчасти в переложении в прозу некоторых баллад и басен, отчасти-же в собственных сочинениях на легкие темы в описательном и повествовательном роде. Темами для сочинений могут служить, например, следующие: а) город и деревня: различие в образе жизни, занятия и удовольствия; b) описание виденного пожара, наводнения, половодья и вообще явлений природы, которые случалось наблюдать и т. п.
Руководства: 1) Высший курс русской грамматики — Стоюнина; 2) Христоматия — Галахова, 1 и 2 часть; 3) Славянская грамматика с изборником — Перевлесского.
По математике
А) АРИФМЕТИКЕ.
От поступающих в 1-й класс гимназии требуется основательное и всестороннее знакомство с числами от 1 до 1,000. Изучение арифметики должно быть начато с единицы, затем необходимо перейти к двум и т. д. до 20, не пропуская ни одного числа, по тому плану, какой находится в руководствах Паульсона или Золотова, составленных по Груббе. При изучении следующих двузначных чисел от 20 до 100, можно брать несколько последовательных чисел вдруг, при чем необходимо только указать на образование каждого из них, а всестороннее рассматривание производить над одним каким-нибудь из них (относительно того, что разумеется здесь под словами „всестороннее рассматривание числа", отсылаем к помянутому выше руководству). При последовательном знакомстве с однозначными и двузначными числами, учащиеся знакомятся последовательно и с таблицею умножения; когда-же арифметическое учение доведено до 100, таблица эта должна быть представлена им в полном ее виде. Точно также последовательно учащиеся знакомятся с употребительнейшими русскими мерами и притом наглядно, по возможности (так, рассматривая число 32, им сообщают, между прочим, что в фунте 32 лота; рассматривая 40, говорят, что пуд имеет в себе 40 фунтов, и т. д.) Это необходимо так же и потому, что дает возможность учителю разнообразить вопросы, им предлагаемые.
В этом отделе учения о числах главное внимание обращается на изустное решение вопросов, на то, чтобы учащиеся ясно представляли себе каждое отдельное число. Само собою разумеется, что по мере ознакомления с последовательными числами, учащиеся знакомятся и с изображением их, и каждое упражнение делается сначала устно, а потом уже письменно. Таким образом достигается, между прочим, и то, что учащиеся усвоят сознательно различие между числом и цифрой, что число существует независимо от цифры. Требование отчетливого и, по возможности, красивого (конечно не беглого) изображения чисел должно составить один из элементов первоначального преподавания арифметики.
Затем уже изучение чисел от 100 до 1,000 значительно облегчено знакомством с числами однозначными и двузначными. Разнообразное разложение чисел трехзначных на их составные части необходимо приведет и к ясному их представлению и облегчит дальнейшее изучение арифметики. Здесь учащиеся должны быть ознакомлены со счетами, употребление которых позволит им скорее и сознательнее усвоить себе этот отдел арифметического учения. Курс этот может быть заключен всесторонним рассмотрением чисел именованных.
Для прохождения этого курса руководствами могут служить:
1) Арифметика по способу немецкого педагога Груббе, составленная Паульсоном. Изд. 7-е (Цена 60 к. сер.(. 2) Арифметика для начальных и сельских училищ, составленная по Груббе Золотовым. (Цена 20 к. сер.(. 3) Собрание арифметических задач — Тамаса.
Курс первого класса
Устное и письменное счисление от тысячи и до миллиона, причем пособием необходимо должны служить также счеты.
Первые четыре действия с целыми отвлеченными числами и решение практических задач, сюда относящихся, как изустное, так и письменное, и на счетах. Письменным упражнением, которые в этом курсе стоят на первом плане, предшествуют, однако, необходимо устные, до тех пор, пока учащиеся не привыкли понимать смысл каждого из преподаваемых им действий и не получили надлежащего уменья объясняться. Письменное решение вопросов должно являться для них необходимым только в случае больших чисел. Упражнения в каждом из 4-х действий продолжаются до тех пор, пока учащиеся не приобретут достаточного навыка и быстроты в выкладках.
Общие задачи на все четыре действия с целыми отвлеченными числами.
От решающего задачу требуется ясное понимание ее и уменье сознательно ее повторить, указать на данные количества и назвать искомое, а затем, при решении ее, объяснить весь ход ее.
Образцы разбора и решения задач можно найти в руководстве Паульсона, составленном по Груббе. Изд. 7, стр. 126— 130.
Руководства: 1) Практическая арифметика — Полякова, и 2) Собрание арифметических задач — Малинина и Буренина.
Курс второго класса
Числа именованные. Меры длины, торгового и аптекарского весов, хлеба, жидкостей, бумаги и времени. Монеты. Меры квадратные и кубические. Раздробление превращение, сложение, вычитание, умножение и деление именованных чисел. Умственное и письменное решение относящихся сюда вопросов по тому-же плану, как в курсе 1-го класса. Общие задачи на все четыре действия с именованными числами. Изменения суммы и разности.
Изменения произведения и частного.
Делители. Признаки делимости чисел на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12 и т. д. Числа первоначальные и составные. Разложение составных чисел на первоначальных производителей. Общий делитель и общий наибольший делитель нескольких чисел. Нахождение общего наибольшего делителя помощью разложения составного числа на первоначальных производителей и помощью последовательного деления.
Числа первые между собой Числа кратные одного и нескольких данных чисел. Наименьшее кратное число и его нахождение.
Умственное и письменное решение вопросов, сюда относящихся, по вышеуказанному плану.
Курс третьего класса
Происхождение дробей, их изображение и выговаривание. Числитель и знаменатель дроби. равнение дробей с единицею, исключение целого числа из дроби и обратное действие. Изменения величины дроби, зависящие от изменений числителя и знаменателя. Изменения вида дроби без перемены ее величины. Сокращение дробей. Сравнение дробей между собою и приведение их к одному знаменателю. Раздробление и превращение дробных именованных чисел.
Сложение и вычитание дробей.
Умножение дробей. Значение умножения на дробь.
Деление дробей. Значение деления на дробь.
Устное и письменное решение задач, относящихся ко всем указанным действиям над дробями, потому-же плану, который предложен выше.
Общие задачи на все действия с дробями.
Счисление десятичных дробей. Увеличение и уменьшение их. Четыре основные действия над десятичными дробями. Устное и письменное решение практических задач, сюда относящихся.
Обращение простых дробей в десятичные. Периодические дроби.
Обращение десятичных дробей в простые. Решение практических задач, сюда относящихся.
Задачи на все действия с дробями простыми и десятичными.
Руководства: 1) Практическая арифметика — Полякова, и 2) Собрание арифметических задач — Малинина и Буренина.
Курс четвертого класса
Геометрические отношения и пропорции и их свойства.
Простое и сложное тройные правила. Правило простых процентов и товарищества. Устное и письменное решение задач, сюда относящихся, помощью приведения к единице и посредством пропорций.
Задачи на все арифметические действия.
Б) ГЕОМЕТРИИ
Курс пятого класса
Понятие о геометрических телах; главное свойство их и измерения; отличие геометрических тел от физических. Поверхность, линия и точка; отличие геометрических линий и точек от физических. Прямые, ломаные и смешанные линии.
Свойство прямой линии и определение ее положения. Поверхность и плоскость. Предмет геометрии и ее разделение.
Аксиомы, теоремы и проблемы. Главнейшие из аксиом. Состав теоремы. Пересечение и совпадение прямых линий. Понятие об углах; равные углы, сумма и разность углов, угол, кратный данного, и угол, составляющий часть данного. Смежные и прямые углы; свойство прямых углов. Перпендикулярные и наклонные линии; углы острые и тупые. Свойство смежных углов; углы вертикальные и свойство их. Понятие о фигурах; фигуры прямолинейные и криволинейные; периметр. Треугольники, четырехугольники и т. д. многоугольники; внутренние и внешние углы многоугольников. Диагональ; число диагоналей в многоугольниках. Круг и окружность; центр круга, радиус и диаметр; свойство диаметра. Дуга. Циркуль. Хорда. Сегмент и сектор. Понятие о способе наложения. Различные виды треугольников по отношению к их сторонам и углам. Основание, вершина и высота треугольника. Свойство каждой из сторон треугольника. Условия равенства косоугольных треугольников. Свойство внешних углов треугольников. Свойство углов при основании в равнобедренном треугольнике. Соотношение между сторонами и углами треугольников. Условия равенства прямо угольных треугольников. Свойство высоты в равнобедренном треугольнике. Свойство перпендикулярных и наклонных. Различные задачи, относящиеся к изложенному.
Учебник: Курс элементарной геометрии — Буссе, для уездных училищ.
В) АЛГЕБРЕ
Курс пятого класса
Понятие о величине; величины однородные и разнородные; сравнение величин; единица меры; число, цифры и общие знаки. Переход от арифметики к алгебре. Предмет алгебры. Аксиомы и теоремы. Алгебраические действия: сложение, вычитание, умножение и деление; отличие алгебраических действий от арифметических. Коэффициент. Возведение в степень, показатель степени и извлечение корней. Знаки равенства и неравенства. Понятие об одночленах и многочленах. Числовая величина алгебраических выражений; целые, дробные рациональные и иррациональные алгебраические выражения. Подобные одночлены. Измерение одночлена. Однородные одночлены и многочлены. Употребление скобок при алгебраических действиях. Положительные и отрицательные величины. Сложение, вычитание, умножение и деление отрицательных величин. Перестановка членов многочлена, приведение, расположение многочлена. Сложение и вычитание одночленов и многочленов. Употребление скобок при сложении и вычитании. Умножение одночленов; правило коэффициентов, знаков и показателей. Умножение многочленов. Задачи, относящиеся к изложенному.
Учебник: Курс алгебры — Краевича, для гимназий.
ПО ГЕОГРАФИИ
Для поступления в первый класс сведений не требуется.
Курс первого класса
Форма земли. Главные доказательства ее шарообразности. Обращение земли около солнца и около своей оси.
Происхождение дня и ночи и времен года. Круги, проводимые на земной поверхности. Разделение на пояса по климату.
Величина земной поверхности. Величина поверхности суши и поверхности воды. Понятие о материке и острове.
Части материка: полуострова, мысы и перешейки. Разделение поверхности суши на пять частей. Их величина.
Возвышения поверхности суши: плоскогорья, низменности и горные цепи.
Понятие об океане и его частях: морях, проливах и заливах. Свойства морской воды. Континентальные воды: река, ее части. Водопады, озера.
Высота атмосферы. Ветры: водные, электрические и оптические метеоры. Зависимость климата страны от географического положения, высоты над уровнем моря, близости или отдаленности от моря, направления горных цепей и свойства почвы.
Описание океанов. Границы каждого океана и части.
Описание частей света. Границы каждой части, полуострова, мысы и прилегающие острова.
Устройство поверхности: замечательные плоскогорья, низменности, горные цепи и горные вершины. Замечательные реки и озера.
Курс второго класса
Число жителей на земном шаре. Разделение их на племена.
Описание физических признаков каждого племени и местонахождение. Разделение народов по религии, образу жизни и образу управления.
Обзор государств Азии, Африки, Америки и Австралии в физическом, этнографическом и политическом отношениях.
Границы каждого государства. Устройство поверхности: замечательные плоскогорья, низменности, горные цени и горные вершины. Реки и озера. Климат. Важнейшие растения, животные и минералы. Народонаселение. Его племенной состав, религии, образ жизни и образ правления. Области с замечательными городами.
Курс третьего класса
Обзор государств Европы в физическом, этнографическом и политическом отношениях. Границы каждого государства. Устройство поверхности: замечательные плоскогорья, низменности, горные цепи и горные вершины. Реки и озера. Климат. Важнейшие растения, животные и минералы.
Народонаселение. Его племенной состав, численность, религии, образ правления, промышленность и торговля. Провинции с замечательными городами и колонии.
Руководство: Учебник сравнительной географии для средних учебных заведений — Пютца, в переводе Телегина.
Пособие: Учебный атлас всеобщей географии – Симашко.
Курс четвертого класса
Положение, пространство и границы Российской империи.
Обозрение морей, окружающих Российскую империю, в физическом, промышленном и торговом отношении.
Устройство поверхности Европейской России. Описание окружающих гор и внутренних возвышенностей. Обозрение речных систем Европейской России в отношении их естественных свойств и удобств к сообщению. Каналы, соединяющие систему Балтийского моря с системами Черного и Каспийского морей.
Описание равнин Европейской России, на которые она разделяется пересекающими ее грядами.
Горы, низменности и речные системы Сибири. Климат Российской империи. Разделение Европейской России по климату и растительности на поясы. Климат Сибири.
Народонаселение Российской империи. Его этнографический состав.
Обозрение губерний Балтийского бассейна в физическом, этнографическом и промышленном отношениях.
Обозрение губерний Черноморского бассейна.
Обозрение губерний Каспийского бассейна, лежащих по течению Волги.
Обозрение губерний Каспийского бассейна, лежащих по течению Оки и Суры.
Обозрение северо-восточных губерний по системе Северной Двины и Камы.
Описание Кавказского края.
Описание Сибири.
Руководство: Учебник географии Российской Империи — Белоха.
Пособие: Атлас Российской Империи — Кузнецова.
ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ
Курс четвертого класса.
1) Финикиане: страна, колонии Финикиан, их торговля и изобретения, религия, государственное устройство Финикиан, краткий очерк истории Финикии.
2) Вавилоняне и Ассирияне: Месопотамия, древнейшая история Ассирии, Семирамида и ее преемники, падение Ниневии при Сарданапале; Навуходоносор, город Вавилон, религия Вавилонян.
3) Нравы Вавилонян, их памятники; Мидяне, Дейок и его преемники.
4) Индусы: страна, население Индии, касты, религии браминская, буддизм, обзор истории Индии, памятники Индусов.
5) Китайцы: очерк истории Китая, Конфуций, причины отчуждения Китайцев, управление, занятия Китайцев.
6) Египет: область Египта, разделение ее на три части, разлитие Нила, пирамиды, вера в переселение душ, катакомбы, мумии.
7) Лабиринт, развалины храмов, сфинксы, касты у Египтян, религии.
8) История Египта: Менес, Гиксы, Сезострис Великий, Псамметих и его сношения с Греками, Нехао, Амазис, падение Египта.
9) Персидское государство: Персы, сказания о Кире, войны его с Мидянами; Крез, взятие Вавилона, смерть Кира в войне с Массагетами; Камбиз; завоевание Египта, Лжесмердиз.
10) Дарий Гистасп, усмирение Вавилонян, поход против Скифов. Устройство Персидского государства, сатрапии, двор и образ жизни царя, религии и нравы Персов, причины падения Персидского государства.
11) Карфаген: построение Карфагена, область Карфагенян, торговля их, Карфагеняне в Силиции, государственное устройство Карфагенян, войско.
12) Географический обзор древней Греции: горы, области и города северной Греции, области и города средней Греции и Пелопонеса; острова Кикладские, Спорадские и Ионические; Пелазги, Эллины, мифы о их происхождении; переселенцы в Элладу — Кекропс, Данай, Кадм, Пелопс; сказания о Геркулесе и Тезее.
13) Героический период Греции: поход Аргонавтов, миф об Эдипе и Фиванские войны, Троянская война, борьба Гектора с Ахиллом, разрушение Трои, приключения Одиссея, следствия Троянской войны и вторжение Дорян в Пелопонес.
14) Религии Греков: Гомер и Гезиод, мифы об Уране, Кроносе, Олимпийские боги, низшие божества, понятия Греков о загробной жизни, изображения богов, оракулы, амфиктионово судилище, общественные игры.
15) История Лакедемона: страна; Ликург, его жизнь и законы; устройство Спарты — спартиаты, периэки, илоты, цари, герусия, эфоры, народное собрание; образ жизни Спартанцев, воспитание детей. Мессенские войны.
16) Греческие колонии: Изменения в управлении Греческих областей и колоний вообще, причины образования колоний, их отношения к метрополиям; колонии Малоазиатские, колонии на берегах Черного моря, Фракии Африки, колонии западные в Сицилии, Италии.
17) Персидские войны: восстание Малоазиатских Греков, поход Мардония, Милтиад и Марафонская битва, поход Ксеркса, Фермопилы, Саламин, битва при Платее.
18) Гогемония Афин: деятельность Фемистокла; Аристид и союзническая казна; Павзаний, Кимон, Перикл.
19) Время процветания Афин: утверждение Афинского могущества Периклом, доходы и войска Афинян; усиление демократии; украшение города.
20) Поэзия в Греции: Эсхил, Соффокл, Эврипид, Аристофан. Искусство в Греции: архитектура, постройки Перикла; ваяние — Фидий и его статуи; живопись, одежда Греков.
21) Пелопонесская война: Повод к войне, начало военных действий, смерть Перикла, Клеон, осада Сфактерии, Никиев мир, Алквиад и поход в Сицилию, взятие Афин.
22) Упадок Греции: тридцать тираннов в Афинах, Тразибул; Спарта, Агезилай, Анталкидов мир; Пелонид, Эпаминонд и возвышение Фив.
23) Науки в Греции: философия: софисты, Сократ, Платон, Аристотель, школа киренская и киническая; история — Геродот, Фукидид, Ксенофонт-Анабазис; красноречие.
24) Филипп Македонский, его завоевания, священная фокидская война, Демосфен, битва при Херонее, смерть Филиппа.
25) Александр Македонский: воспитание Александра, усмирение Греков, поход против Персов, битва при Гранине, при Иссе, взятие Тира, поход в Египет, битва при Арбеллах, поход в Бактрию и Индию, устройство монархии.
26) Распадение монархии Александра: борьба полководцев; Македония и Греция, Ахейский союз, Спарта — Агис III и Клеомен III. Египет — Птоломей, Сирийское государство, Антиох IV.
Состояние образованности — Феокрит, философские школы, развитие математики и естественных наук, искусства.
Учебник Иловайского (издание для старшего возраста).
Курс пятого класса
1) География древней Италии: деление Италии на провинции, города, народонаселения. Этруски, их быт, религии и памятники.
Латины, их религии; Сабеллы, их племена и быт, город Рим. Рим при царях; сказания об основании Рима; Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций; сооружения Тарквиния Древнего, преобразования Сервия Туллия, изгнание Тарквиния Гордого.
2) Рим: республика до нашествия Галлов. Брут и Коллатин, Порсенна, Муций Сцевола, Цинциннат; отшествие на священную гору и следствие этого; Кориолан и споры об общественных полях; Децемвиры и законы XII таблиц. Галлы. Лициний Столон. Самнитская война. Состояние Рима во время войн, 1-я Самнитская война, Латинская война, 2-я Самнитская война, 3-я Самнитская война; война с Тарекном, Пирр.
3) Первая Пуническая война: владения Римлян и Карфагенян, повод к войне, первая морская победа Римлян, Регул в Африке; первые Римские провинции. Вторая Пуническая война: Аннибал, переход чрез Альпы, победы в Италии, битва при Каннах, падение Сиракуз; Сципион в Африке, битва при Заме; деятельность Аннибала и бегство к Антиоху; войны Римлян в Македонии и подчинение ее; завоевание Греции.
4) Третья Пуническая война и состояние Рима: разрушение Карфагена, восстание в Испании; нравы Римлян, рабство, распространение роскоши, оптиматы и пролетарии; Тиверий Гракх, судьба Кая Гракха. Марий и Сулла. Легионы, война с Югуртой; Кимвры и Тевтоны; Сулла в союзнической войне, Митридат Понтийский. Бегство и возвращение Мария, проскрипции Суллы.
5) Времена первого триумвирата, Помпей, война Серторианская, Красс, восстание гладиаторов, победы Помпея в Малой Азии; Цицерон и Катилина; Юлий Цезарь, первый триумвират и войны Цезаря в Галлии. Война междоусобная; Александрийская война, победы при Тапсе и Мунде, внутренняя деятельность Цезаря, смерть его; второй триумвират, битвы при Филиппах и Акциуме.
6) Октавий Август, характер его правления, заботы о провинциях; постройки; Германцы; битва в Тевтобургском лесу; литература; влияние Греков; комедии Плавта и Теренция; Цицерон и историки — Виргилий, Гораций, Овидий. Императоры из дома Августа.
7) Флавии и Антонины. Веспасиан, усмирение Иудеев, внутренняя деятельность его. Тит, Домициан, Траян, Адриан, Марк Аврелий. Коммод, Септилий Север, Каракалла, Элагабал, Александр Север; смутный период; Аврелиан и его преемники.
8) Диоклитиан. Разделение империи, следствия этого, отречение Диоклитиана, Константин, распространение и утверждение христианства. Константин Великий. Перенесение столицы, преобразования в государственном управлении, Юлиан—отступник — и его преемники.
9) Римский государственный быт: классы населения, комиции и сенат, магистраты, доходы Римского государства; военное искусство; учреждения религиозные, упадок религии и философские школы; изящные искусства и полезные сооружения; домашний быт; положение женщин, воспитание Римлян.
10) Кельты, страны, ими обитаемые, сословия, друиды, религия Кельтов, характер. Германцы, страна их, быт, сословия, религии, представления о загробной жизни. Великое переселение народов. Гунны, переход Вестготов за Дунай, Аларих и Стилахон; основание Бургундского королевства; вандалы в Африке; Аттила, нашествие на Галлию, Каталаунская битва, смерть Аттилы, падение Западной Римской империи; переселение Остготов в Италию; Англо-Саксонские государства.
11) Теодорих Остготский, положение Остготов в Италии, завоевание их государства Византийцами; Лонгобарды; Римские папы и начало церковной области; Франки; крещение и деятельность Хлодвига, Майордомы. Народы Романские, leges barbarorum, суд, начало феодализма, духовенство и монастыри, обращение Англо-Саксов в христианство. Бонифаций.
12) Византийская империя: преемники Феодосия Великого; Юстиниан Великий, его внешняя и внутренняя деятельность. Гераклий, Лев III, разделение церквей, первые Комнены Арабы, страна и население; Магомет, Омейяды, завоевание Испании, Абассиды, распадение Халифата, литература и наука у Аравитян; Турки — Сельджуки.
18) Карл Великий, внешняя и внутренняя деятельность его: Вердюнский договор, прекращение династии Каролингов в Германии и Франции. Норманны. Альфред Великий в Англии, его преемники. Вильгельм-завоеватель, его преемники.
14) Саксонская и Салиско-Франконская династии. Конрад I, войны Генриха Птицелова с Венграми и Славянами, венчание Оттона I императорскою короною, преемники его. Спор Генриха IV с Григорием VII. Вормский конкордат.
15) Гогенштауфены. Конрад III; Фридрих Барбарусса, его войны, смерть императора; папа Иннокентий III. Фридрих II, его войны, Карл Анжуйский в Южной Италии, Конрадин; Сицилийская вечерня.
Руководством принят учебник Иловайского (издание для старшего возраста).
ПО ЕСТЕСТВЕННОЙ ИСТОИИ
Для поступления в 1-й, 2-й и 3-й классы сведений не требуется.
Курс третьего класса
Внутреннее строение растений. Сложные органы растений. Корень, его отправление. Устройство стеблей одно-семядольных и дву-семядольных растений. Лист, его формы, отправление, расположение листьев на стебле. Цветок, его части. Размножение растений. Плод, виды его. Семя, его части. Строение и размножение растений бесцветковых.
Понятие о неделимом, виде, роде, семействе и классе. Понятие о системах Линнея и Декандоля.
Класс: растения дву-семядольные.
Семейства: маковые, крестоцветные, фиалковые, леновые, мальвовые, шоколадные, липовые, чайные, виноградные, бобовые, розоцветные, тыквенные, кактусовые, крыжовничные, зонтичные, жимолостные, мареновые, сложноцветные, ягодниковые, масличные, губоцветные, пасленовые.
При изучении семейства обращается внимание преимущественно на описание растений, приносящих пользу или вред человеку.
Курс четвертого класса
Все проходимое в предыдущем классе.
Семейства гречичные, конопляные, тутовые, сережчатые, хвойные.
Класс: растения одно-семядольные.
Семейства: пальмы, лилейные, злаки, банановые, хвощевые, папоротники, плауновые.
Класс: бессемядольные.
Семейства: мхи, лишаи, грибы, водоросли.
Условия жизни растений. Распределение растений по земной поверхности.
Учебник: Естественная История для женских учебных заведений — Горизонтова.
Курс пятого класса
Форма земли и величина. Поверхность земного шара. Образование земной коры. Понятие о минералах и сложных горных породах. Форма минералов. Физические свойства минералов: твердость, плотность, цвет, магнетизм и электричество.
Понятие о простых телах. Описание свойств важнейших из них. Понятие о минералах простых и сложных по химическому составу.
Описание важнейших металлов — золота, платины, серебра, ртути, меди, железа, свинца, олова, цинка, сурьмы, мышьяка — относительно их свойств, местонахождения и добывания.
Описание важнейших минералов относительно их свойств и местонахождения.
Сложные горные породы. Разделение их по происхождению и по строению. Описание важнейших из них.
Вода. Химический состав. Свойство воды растворять минералы и поглощать газы. Минеральные ключи. Свойство воды в газообразном и твердом состоянии.
Атмосфера. Высота. Состав. Влияние на состав воздуха минералов. Дыхание растений и животных. Цвет атмосферы, Упругость и тяжесть.
Понятие о климате. Причины, от которых климат зависит.
Ветры. Происхождение ветров. Пассатные, береговые и морские ветры. Буря. Водяные метеоры в атмосфере. Электрические и оптические метеоры.
Учебник: Естественная История для женских учебных заведений — Горизонтова.
ПО ФИЗИКЕ
Курс пятого класса
Понятие о природе и физических телах; отличие физических тел от геометрических; три состояния тел. Явления; отличие физических явлений от химических. Предмет физики и ее разделение. Способы исследования явлений. Силы природы. Общие свойства тел. Краткое понятие о тяжести, массе, плотности и упругости тел. Расширение тел. Термометр. Устройство ртутного термометра. Термометр Реомюра. Причина расширения тел. Источники теплоты: солнце, собственная теплота земли, горение, органическая жизнь. Суточные изменения температуры воздуха; средняя температура суток; годичные изменения температуры; средняя температура места; горная флора; снежная линия. Ледники, их образование. Изотермы, изотеры и изохимены. Наибольшая и наименьшая температура на земле. Ветры и течения. Водяные метеоры. Источники, реки и озера. Изменения земной поверхности. Вулканы и землетрясения. Магниты естественные и искусственные; полюсы магнита и безразличная линия; взаимное действие полюсов; действие магнита на железо и сталь. Способы намагничивания; сложные магниты; диамагнитные явления; намагничивание действием земли. Электричество от трения; проводники, непроводники; два рода электричеств. Электроскоп. Распределение электричества по поверхности тел; влияние наружного вида проводников на распределение электричества по их поверхности. Возбуждение электричества чрез влияние. Электрическая машина. Электрическая искра, иллюминация, звон и град; электрофор; конденсатор; лейденская банка; лейденская батарея. Электрические явления в атмосфере.
Учебник: Курс Физики — Краевича, для женских учебных заведений.
Владимирская Земская женская гимназия
|