Перово — деревня в Вязниковском районе Владимирской области России, входит в состав муниципального образования «Город Вязники».
Деревня расположена на правом берегу реки Клязьма в 13 км на восток от Вязников.
До революции один из крупнейших населённых пунктов Олтушевской волости Вязниковского уезда.
«В перовской школе (Вязниковск. у.) организовался отряд пионеров, но ребята начали вести себя не по-пионерски: курят, хулиганят и кроют «матом» когда их останавливают, а ячейка РЛКСМ молчит и не обращает на это безобразие внимания» («Призыв», 16 апреля 1925 г.).
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение "Перовская Средняя Общеобразовательная Школа" действует с 26 июня 2002 г. Организация ликвидирована 15 июня 2012 г.
В годы Советской власти центральная усадьба колхоза «Заря коммунизма».
В 1942 г. в д. Перово родился миниатюрист − Зуйков Леонид Григорьевич. Окончил Мстерскую художественную школу (1960). Член СХ с 1973 г.
В навигацию 1958 года по р. Клязьма работала пассажирская линия Вязники — Перово, обслуживаемая теплохом "М-83".
В конце 20-века в деревне работали детский сад, средняя школа, дом культуры, дом быта, существовал колхоз "Заря коммунизма", специализирующийся на животноводстве, производстве молока, овощеводстве.
СПК "Росток" действует с 20 июля 1999 г. Основным видом деятельности является «Растениеводство». Организация ликвидирована 18 ноября 2011 г.
ООО "Перовское" зарегистрирована 3 мая 2006 г. Основным видом деятельности является «Выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур». Организация находится в процессе ликвидации (2019 г.).
Достопримечательности:
Природные родники с хрустальной чистой питьевой водичкой. Клязьма с уникальными заливными лугами и заповедным островом "Борок". Ландшафты средней полосы России. Деревянные дома добротной дореволюционной постройки с красивыми воротами и наличниками. Остатки МТС.
Численность населения: в 1859 г. – 430 чел., в 1897 г. – 553 чел., в 1905 г. – 573 чел., в 1926 г. – 700 чел., в 2002 г. – 305 чел., в 2010 г. – 252 чел.
Деревня Перово в исторических и архивных документах славится в первую очередь главной своей достопримечательностью - Перуньей горой (от которой и произошло название самой деревни) и церковью Силуана Афонского, стоящей на ней. Перуньей гора называлась в честь древнеславянского бога Перуна.
Рассказывают, что в грозу церковь притягивала к себе молнии, защищая и оберегая таким образом всю деревню. Во времена безграмотности это свойство церкови, стоящей на горе, считалось чудом.
Церковь была небольшой, деревянной. Стояла на берегу реки. Ни одного изображения ее не сохранилось. Старожилы утверждают, что церковь сгорела в одну из гроз, но это документально ничем не подтверждается. Никаких следов церкви на горе нет, сейчас она заросла и является объектом туристов, предпочитающих активный отдых.
29 сентября 2005 года Перово посетил епископ Казанский и Вятский Корнилий. На месте церкви был установлен и освящен крест.
Церковь Силуана Афонского в д. Перово
В конце XX века, вместе с возвращением в Россию религии, о том, что в Перове некогда была церковь, вспомнили, но восстановить ее или выстроить заново не смогли. Приход решили оборудовать в приспособленном деревянном доме не на горе, а в самом селе. Церковь действует с конца XX века.
Настоятель - протоиерей Николай Михайлович Кокорев.
Деревня Олтушево
Олтушево — деревня в Вязниковском районе Владимирской области России, входит в состав муниципального образования «Город Вязники».
Деревня расположена на правом берегу реки Клязьмы в 13 км на восток от Вязников.
В конце XIX — начале XX века деревня входила в состав Олтушевской волости Вязниковского уезда.
«(дер. Олтушево, Олтушевской вол., Вязников. у ). Есть в нашей деревне кустарь по выработке мешочного полотна В.И. Комелов, в предприятиях которого работает свыше 40 человек, да больше того работают на него по домам в соседних деревнях.
Охрана труда до настоящего 1924 г. видимо мало уделяла внимания этому кустарю «благодетелю» местного населения, так как он за последние 2—3 года от эксплуатации последнего нажил громадное состояние, каковое в дореволюционное время самыми завзятыми «кулаками-кровососами» наживалось десятилетиями.
«Благодетель» в короткое время сумел ткацкую «светелку» на 12 ручных станков заменить прекрасным зданием на 22 станка, да построить шпульную, не меньшую размером, кирпичную кладовую, два громадных сарая для складов и помещение под контору и все это обнес высоким сплошным тесовым забором, заняв площадь земли, не менее полудесятины. Местное население ждет большего от этого «благодетеля» — постройки ткацкой фабрики, основание к этому на лицо — голандрия им уже приобретена. Такое быстрое «разбухание» кулака, превратившегося в современного буржуа—нэпмана, много дает пищи к превратному пониманию и толкованию местному населению о состоянии и положении нашей промышленности. Многие граждане не стесняясь говорят: — Вот, мол, товарищи то не умеют готовых фабрик использовать, а Василь Иваныч из нечего сделал фабрику. Вот, что значит настоящий хозяин! А этот настоящий хозяин обирает местное население, без зазору совести, как липку. У него в прошлые годы рабочие при 12—14 часовом рабочем дне зарабатывали в неделю по пуду муки, да и ту им выдавали не во время. Благодаря появившейся в газете «Призыв» в июле месяце 23 г. заметке бесстыдной эксплуатации рабочих, охрана труда обратила внимание на комеловские предприятия и урегулировала там расценки и время работ. Однако, несмотря на то, что охрана труда обращает внимание на урезывание алчных аппетитов деревенских кулаков, все же они чувствуют среди местного населения себя господами положения и издеваются над рабочими, сколько им заблагорассудится. Тот же Комелов обзывает рабочих ворами и грозит выгнать, если у них, не по их вине, а вследствие усушки, рвани и пр., не хватает 1 или 2 фунтов при сдаче полотна. Рабочие из-за этого нередко вынуждены ходить неделями, выпрашивая у «благодетеля» прощения и работы. Наконец и сам он попал в такое же положение. За невыполнение договора с Вязниковским Уэкосо и УИК, по постановлению Владимирского пом. прокурора Курочкина, у Комелова произведена опись движимого и недвижимого имущества. Интересная картина наблюдалась при описи: у этого еще недавнего сермяжника описано до 40 предметов большой ценности, включительно до серебряного позолоченного чайного сервиза, да кроме того опечатали до 10 помещений, наполненных товарами и другим имуществом, Характерно отметить, что этот благодетель во время описи с наглой гордостью заявлял: — Слава богу, все добро нажито честным, не воровским путем» («Призыв», 16 февраля 1924).
С 1929 года деревня являлась центром Олтушевского сельсовета Вязниковского района, с 1940 года — в составе Перовского сельсовета, с 1965 года — в составе Илевниковского сельсовета, с 2005 года — в составе муниципального образования «Город Вязники».
Численность населения: в 1859 г. – 488 чел. (64 двора), в 1897 г. – 512 чел., в 1905 г. – 700 чел. (85 дворов), в 1926 г. – 693 чел. (115 дворов), в 2002 г. – 100 чел., в 2010 г. – 65 чел.
Я люблю Святого Духа, клянусь честным словом. Святой Дух молодец, Святой Дух молодец, Святой Дух молодец, Святой Дух молодец,Святой Дух молодец, Святой Дух молодец, Святой Дух молодец, Святой Дух молодец, я Тебя люблю, живи вечно в наслаждениях без единого страдания, иначе думать не хочу, честное слово