Урочище Старозамотринский погост
Замотрино (бывший Погост Старые Замотри) – село в Селивановском районе Владимирской области.
Находилась севернее д. Курково. «Старозамотринский погост близ речки Мотри находится в 40 верст. от уездного города (Вязниковский уезд) и в 110 от губернского». [1]
Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года
Старые Замотри – Замотренское - селение очень древнее и упоминается не позднее 1455 г. Вот что пишет С.М. Каштанов в своем сообщении на Уваровских чтениях в Муроме в 1993 г.:
«…Конечно, частнофеодальное землевладение возникло в Муромском крае не внезапно. Из духовной Вас. Матвеева (Иватина), заверенной дьяком митрополита Ионы 7 января 1455 г., явствует, что завещатель имел довольно обширные владения в Муромской земле: три села, две деревни, три пустоши, двор за «городом», две «части» в озере, причем некоторые из этих владений были приобретены куплей у других светских лиц. Основной массив вотчины В. Матвеева располагался в бассейне рек Ушны и Мотры, левых притоков Оки, к северу от Мурома. Это с. Бестуницкое (Бестумицы, позднее Чегадаево, Чадаево, Чаадаеве) при р. Выжиге, притоке Ушны, в 12 верстах от Мурома, д. Саванчаковская при речке Ворозиме (Морозиме), притоке Ушны, северо-западнее Бестумиц, в 20 верстах от Мурома, с. Котлицкое (позднее Старые Котлицы, Старокотлицкий погост), в 1 версте к востоку от д. Саванчаковской, в 19 верстах от Мурома, с. Замотренское, севернее предыдущих, за рекой Мотрой (по-видимому, оно отождествляется с позднейшим пунктом Замотри, или Замотринским погостом, при безымянном болоте близ р. Мотры)…»
Замотрино, д., Чертковского сельсовета решением № 773 от 26.06.1974 г. признана, как фактически не существующей.
Старозамотринский приход
До разделения Владимирской губернии на уезды Старозамотринский приход входил в состав Муромского уезда и церковь погоста принадлежала к Муромско-Рязанской епархии.
По писцовым книгам Муромского уезда 1628—30 гг., «погост Николы Чудотворца Стараго на р. Мотре значится за кн. Одоевским, дан был в вотчину Ив. Ник. Одоевскому за Московское осадное сиденье; на погосте была церковь Николая Чудотворца и другая церковь св. муч. Флора и Лавра древяны клецки—строение мирское, а церковныя украшения и утварь помещиковы; при церкви 2 священника, пономарь и просвирня, 5 дв. церковных бобылей, пашни церковной по 40 четв. в поле, сена 50 копен и лесу непашенного 20 десятин». [1]
В окладных книгах Рязанского епископа за 1676 г. мы находим следующие сведения о Замотринском приходе. «В погосте Замотренском церковь Николая Чудотворца: при ней два священника, пономарь и просвирня да приходских 13 двор, крестьянских и 2 бобыльских. Деревня Черткова, в ней двор помещиков, двор прикащиков, 29 дв. крестьянских и 14 бобыльских (в 1628—30 г. г. деревня эта была за бр. Елизаровыми, в ней был двор вотчинников, двор прикащиков, двор людской и 25 крестьянских, а в 1896 г. здесь 71 двор), сельцо Никольское, Чертково том, в нем двор помещиков, 5 дв. крестьянских и 4 бобыльских, д. Иванкова — 18 дв. крестьянских и 5 бобыльских (в 1896 г. здесь 51 двор), д. Алешкова, в ней двор помещиков, 8 дв. крестьянских и 4 бобыльских (в 1628—30 г. Алещково значится старинной вотчиной Голохвастова, в нем двор вотчинников и 10 крестьянских, а в 1896 г. здесь 21 двор), д. Федотово — 4 дв. крестьянских, сельцо Курбатова, в нем двор помещиков, 4 дв. крестьянских и 1 бобыльский, д. Конопьева — 6 дв. крестьянских и 2 бобыльских, д. Рылиха — 2 дв. крестьянских и 1 бобыльский, д. Куркова, в ней двор прикащиков, 7 дв. крестьянских и 5 бобыльских (в 1896 г. здесь 45 дворов), д. Михальчукова — 9 дв. крестьянских и 4 бобыльских (в 1896 г. здесь 31 двор), д. Таранова — 23 дв. крестьянских и 9 бобыльских, д. Васина—14 дв. крестьянских (обе эти деревни принадлежат к Святскому приходу Гороховецкого уезда), д. Татарова – 16 дв. крестьянских и 2 бобыльских, д. Нуля — 12 дв. крестьянских и 1 дв. бобыльский (эти деревни в Татаровском приходе Горохов. уезда). [1]
Земли церковной по поповой сказке по 30 четв. в поле. [1]
Дальнейших сведений о Замотринской церкви и приходе не имеется до начала XIX столетия. К 1825 г. вместо деревянных церквей построен на погосте каменный храм.
Престолов в храме два: холодный — во имя Св. Николая Чудотворца, в приделе теплом во имя св. муч. Флора и Лавра. [1]
Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно, чего-либо достопримечательного по древности или ценности в церкви не имелось. Причта в приходе по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получалось: от служб и требоисправлений и земли церковной до 700 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. Земли при церкви: усадебной 4 десят. 540 саж., пахотной 137 десят. 520 саж., сенокосной 12 десят. 2288 саж.; план и межевые книги на землю имелись. [1]
Приход состоял из деревень: Куркова (1 вер. от церкви), Черткова (1 ½ вер.), Иванькова (6 вер.), Алешкова (7 вер.), Петровской (4 вер.) и Михальчукова (1 вер. Гороховецк. уезда); в них по клировым ведомостям числилось 994 души муж. пола и 1207 женского. [1]
На погосте с 1887 г. существовала церковно-приходская школа; учащихся в 1897 г. было 32. [1]
Изъявлена благодарность Епархиального Начальства в 1917 году священнику погоста Старозамотринского, Вязниковского уезда, Сергию Беляеву, вдове священника того же погоста Евдокии Беляевой, потомственному почетному гражданину Алексею Феодорову Малинину и прихожанам церкви того же погоста за пожертвования их на благоукрашение храма погоста Старозамотринского.
Церковь Николая Чудотворца в Старо-Замотринском Погосте.
Церковь закрыта не позже 1930-х гг. К настоящему времени руинирована, частично уцелели колокольня и нижняя часть основного объема здания.
Источник: 1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 5 и послед.: Шуйский и Ковровский уезды. Вязниковский и Гороховецкий уезды. - 1898. - 505, VII c.
Copyright © 2019 Любовь безусловная |