Станчинский Алексей Владимирович (9(21).03.1888, с. Оболсуново Шуйского уезда Владимир. губ. - 23.09(6.10).1914, близ д. Логачёво Ельнинского уезда Смоленск. губ.) — русский композитор и пианист. Родился во Владимирской губернии.
Станчинский Алексей Владимирович
Алексей Владимирович Станчинский родился 9 марта по ст. ст. (21 марта) 1888 года в с. Оболсуново Владимирской губернии (сейчас поселок в Тейковском районе Ивановской области), в семье инженера-химика, служившего на кумачной фабрике Каретниковых. Семья была музыкальной. Одарённость С. проявилась уже в раннем детстве. В 1892 фабрика Каретниковых закрылась, и отец С. остался без работы.
Отец — инженер-химик Владимир Николаевич Станчинский, мать — Татьяна Алексеевна. Отец работал на кумачной фабрике, принадлежавшей Каретниковым. Семья Станчинских была очень музыкальной, родители и дети пели, играли на фортепьяно. Одарённость С. проявилась уже в раннем детстве. Необыкновенные музыкальные способности Алексея обнаружил Алексей Гречанинов, тогда студент Московской консерватории, приехавший на лето подработать уроками музыки. В 1892 году фабрика Каретниковых в с. Оболсуново закрылась, и отец С. остался без работы. Лишь спустя некоторое время он нашёл место земского техника в г. Владимире, перевёз туда семью.
Уже с шести лет Алексей начал сочинять и исполнять свои первые произведения.
В 1899 г. семья С. переехала в Логачёво, где отец купил имение. Зимой С. учился в Смоленской гимназии, а летом жил в Логачёве. Затем в поисках работы для отца Станчинские переезжали еще несколько раз, жили в Твери, Пскове, Ревеле, Смоленске. Сохранились сведения о первом публичном выступлении С. в г. Ревеле на ученическом вечере в школе.
Станчинский Алексей Владимирович
С 1903 г. он регулярно бывал в Москве. В 1904 году Алексей Станчинский приезжает в Москву, где вновь встречается со своим учителем Гречаниновым. В Москве он частным образом занимался на фортепиано у Иосифа Левина и Константина Эйгеса, гармонией и контрапунктом — у Николая Жиляева, композицией — у Гречанинова. Алексей Гречанинов познакомил Станчинского с Сергеем Ивановичем Танеевым, который в полной мере оценил талант молодого музыканта, в чей класс Станчинский и поступил в Московскую консерваторию в 1907 году (параллельно он совершенствовался как пианист у Константина Игумнова). Сергей Иванович, уже признанный композитор, безвозмездно дает уроки Станчинскому в течение нескольких лет, в 1908 году они даже вместе навещают Льва Толстого в Ясной Поляне. В дневниках С. И. Танеева встречаются записи: «...был Алёша Станчинский - замечательно способный музыкант»; «А.В. Станчинский играл свои сочинения - замечательно талантливо». Еще одним учителем Станчинского был композитор и теоретик музыки Николай Сергеевич Жиляев. В 1907-1910 гг. он создал первые произведения для фортепиано (ноктюрн, этюды, прелюдии и др.), а также фортепианное трио и вокальный цикл «Десять шотландских песен» на стихи Р. Бёрнса.
После смерти отца в 1908 году творчество Станчинского резко пошло на убыль, у него начались галлюцинации и нервные расстройства, он оставил консерваторию. В течение года он находился в психиатрической лечебнице, однако, несмотря на то, что в его состоянии наступило улучшение, врачи признали его неизлечимым. Лишь в конце 1910 г. смог вернуться к творчеству.
Станчинский Алексей Владимирович
Когда Станчинский возобновил свою композиторскую деятельность, стиль его сочинений оказался более зрелым и свободным от влияний, заметных в его ранних работах. Московские музыканты признали его новой восходящей звездой, его работы пользовались большой популярностью. В 1910 г. начал изучать, собирать и записывать музыкальный фольклор в Смоленской губернии, к этому же времени относится его сближение с Александром Скрябиным и Николаем Метнером. В конце 1913 г. Станчинский возобновил свои занятия с Эйгесом и в 1914 г. дал концерт в Малом зале Московской консерватории, в котором исполнил в том числе и свои сочинения. Концерт прошел с большим успехом, однако это уже не могло повлиять на расшатанное здоровье музыканта. В его репертуаре музыкальные творения Шумана, Шопена, Грига, Скрябина, Метнера, а также собственные произведения, высоко оцененные музыкальными критиками.
В 1911-1914 гг. были написаны основные произведения С., в том числе сонаты, 12 «Эскизов», прелюдии для фортепиано.
В марте 1914 г. в Малом зале Московской консерватории состоялся концерт молодых композиторов, где С. с успехом исполнял свои произведения. Музыкальная критика отметила своеобразие и значительность его таланта.
Летом 1914 г. С. вернулся из Крыма в Логачево. Внезапно он ушёл из дома. Его нашли 23 сентября мертвым в реке, вдали от дома. Обстоятельства его смерти остаются неизвестными до сих пор. Ему было всего 26 лет. Похоронен на кладбище в селе Новоспасское Смоленской обл.
Большинство произведений Станчинского при его жизни оставалось в рукописях, лишь в 1920-е годы при поддержке Анатолия Александрова и Николая Жиляева были изданы некоторые из них, а в 1960 г. вышло в печать полное собрание его фортепианных пьес. В настоящее время популяризацией творчества Станчинского занимается композитор и пианист Валентин Матвеев.
На ранних этапах сочинения Станчинского испытывают разные влияния. Так, главная партия es-moll’ной сонаты (1906) обнаруживает черты скрябинских интонаций, а побочная — «Лирических пьес» Грига. В других произведениях гармонические последовательности, заимствованные из народной музыки, перекликаются с таковыми у Мусоргского. Прелюдии, написанные в 1907 году, показывают расширяющуюся гармоническую палитру, ритмическую оригинальность и изобретательность полифонического письма. В произведениях, написанных после 1908 г., композитор экспериментирует со сложными несимметричными размерами, использует более лаконичную фразировку, отчасти предвещая неоклассицизм. Станчинский отказывается от гармонии, основанной на хроматическом ведении голосов, сопоставляя построения без определенной тональности, которые образуют единое, пандиатоническое пространство. Подобно Игорю Стравинскому в конце 1910-х гг., Станчинский использовал в тесной связи друг с другом диатонический, восьмитоновый, целотонный и другие виды звукорядов, а в качестве исходного мелодического материала — русские народные мотивы. Несколько последних его сочинений обнаруживают мастерское владение полифонией.
Сочинения: Фортепиано - Мазурка Des-dur (1905) - Соната es-moll (только I часть, 1906) - Этюд g-moll (1907) - Этюд f-moll (1907) - Мазурка gis-moll (1907) - Ноктюрн cis-moll (1907) - Три прелюдии: cis-moll, D-dur, es-moll (1907) - Две прелюдии: c-moll, as-moll (1907) - Этюд H-dur (1908—1910) - Прелюдия E-dur (1908) - Прелюдия в лидийском ладу (1908) - Канон h-moll (1909) - Две прелюдии: b-moll, h-moll (1909) - Прелюдия и фуга g-moll (1909) - Двенадцать эскизов, ор. 1 (1911—1913) - Три эскиза (1911—1913) - Вариации a-moll (1911) - Прелюдия c-moll (1911—1912) - Соната № 1 F-dur (1911—1912) - Аллегро F-dur, op. 2 (1912) - Соната № 2 G-dur (1912) - Три прелюдии в форме канонов (1913—1914) - Двухголосный канон в увеличении (1914). Другие сочинения - Десять шотландских песен на стихи Р. Бернса для голоса и фортепиано (1909) - Фортепианное трио (опубликовано в 1966).
Лит.: А.В. Станчинский: некролог // Русская музыкальная газета. -1914. - № 44. - Стб. 785; Кузнецов, К.А. Из архива С.И. Танеева / К.А. Кузнецов // С.И. Танеев. Личность, творчество и документы его жизни. - М, 1925; Александров, А.Н. А.В. Станчинский (1888-1914) / А.Н. Александров // Современная музыка. - 1927. - № 23; Скребков, С. (Об А.В. Станчинском) / С. Скребков // Гарбузов Н.А. Теория многоосновности ладов и созвучий / Н.А. Гарбузов. - М., 1932. - Ч. 2; Лопатина, И.С. Черты стиля А. Станчинского / И.С. Лопатина // Вопросы теории музыки. - М., 1968; Алексеев, А.Д. [Об А.В. Станчинском] // Алексеев А.Д. Русская фортепианная музыка: конец XIX - начало XX в. / А.Д. Алексеев. - М., 1969; Александров, Ан. Воспоминание о Станчинском / Ан. Александров // Советская музыка. - 1976. - № 10; Курченко, А. Прочтение легенды / А. Курченко // Там же; Ямпольский, И.М. Станчинский А.В. / И.М. Ямпольский // Музыкальная энциклопедия. - М., 1981.- Т. 5; [О полифонии в произведениях А.В. Станчинского] // История полифонии. Вып. 5. Протопопов Вл. Полифония в русской музыке XVII - начала XX века. - М., 1987; Старкова, Т. «Музыкальный Лермонтов» / Т Старкова // Старый владимирец. - 1995. - 27 дек.; Келдыш, Ю.В. Между традицией и модерном / Ю.В. Келдыш // История русской музыки. В 10 т. - М., 1997.- Т. 10А; Писаренко, Н.Е. Станчинский А.В. / Н.Е. Писаренко // Смоленская область: энциклопедия. Т.1. Персоналия. - Смоленск, 2001; [Об А. В. Станчинском] // Музыка и время. - 2003. - № 3; Матвеев-Вентцель, В.С. Из эпистолярии А.В. Станчинского / В.С. Матвеев-Вентцель // Музыкальная академия. - 2007. - № 2; Письма Н.С. Жиляева к А. В. Станчинскому / публ. Е. Доленко // Н.С. Жиляев: труды, дни и гибель. - М., 2008; Лопатина, И. Учитель и ученик: Жиляев и Станчинский / И. Лопатина // Там же; Комаров, А. Н.С. Жиляев - редактор сочинений А.В. Станчинского / А. Комаров // Там же; Станчинский А.В. // Большая российская энциклопедия. - М., 2016. - Т. 31.
Уроженцы и деятели Владимирской губернии