Сергей Карелин (1956-2021) - владимирский художник-ювелир, член Союза художников России и Международной Федерации художников ЮНЕСКО, автор «Часов для планеты Земля».
Сергей Карелин
Сергей Карелин родился 26 мая 1956 года во Владимире. В 1963 году Сережа Карелин поступил в первый класс «Ямской начальной школы № 7». Сергею Карелину повезло с учителями. Становление его личности происходило при участии такой заведующей, как Ираида Ивановна Еропова, проработавшая в школе № 7 к тому времени более 20 лет.
Летом 1966 года деревянное здание школы сломали бульдозером. Всем было жаль свою школу, дети и учителя плакали. С.И. Карелин вспоминает: «Даже мальчики не могли сдержать слез. Мы не понимали, как это можно всех распределять по разным школам и друг друга больше не видеть». Сергею Карелину пришлось доучиваться в 4-ом классе в школе № 11 города Владимира. А с 1967 года он учился в школе № 31, которую закончил в 1973 году. Седьмую школу он запомнил на всю жизнь за ту доброту, которую она ему дала и которую воспитала и в нем.
В 1982 году закончил исторический факультет Владимирского государственного педагогического института.
Творческий путь Сергея Карелина начался во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, где он работал заведующим реставрационным отделом и художником-реставратором по металлу.
Занимался проблемой развития ювелирного дела в Древней Руси. С 1980 года мастер создавал оригинальную ювелирную коллекцию «Русь Святая» на базе древнерусских технологий и русских традиций ювелирного искусства. Коллекция «Русь Святая» и часть новых работ оформлены в состояние картины в августе 2002 г.
Также является автором коллекций «Памяти династии Романовых», «Подарки знаменитым» и «Для любимых женщин». Все произведения ювелирного искусства художника выполнены из недрагоценного металла – нейзильбера.
В 1990 году присвоено звание "Мастер-художник высшего класса". Имеет личное клеймо.
Работает только в своей индивидуальной манере, в технике сложного монтажа с элементами зерни и скани.
С 1990 года работы мастера приобретались по контрактам для Германии и США. Его персональные выставки были организованы в Москве, Владимире и в Греции.
Многие работы мастера находятся в частных коллекциях в Англии, Франции, Италии, Бельгии, Голландии, а также в собрании Владимиро-Суздальского музея-заповедника, во Владимирском фонде культуры, в коллекциях Святейшего Патриарха.
С 1994 года член Международной Федерации Художников ЮНЕСКО.
С 1994 года член Петровской Академии наук и искусств.
С 1996 года член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств (г. Санкт-Петербург).
C 1998 года действительный член Петровской академии наук и искусств.
«Часы для планеты Земля»
«Часы для планеты Земля»
4 декабря 2000 года, при личном приёме в Кремле, Святейший Патриарх Всея Руси Алексий II дал автору Святительское Благословение на успешное завершение многолетнего труда и выразил благодарность за пропаганду русских национальных традиций в области ювелирного искусства.
В 2004 году Сергей Карелин закончил свой 20-летний труд «Часы для планеты Земля».
Часы показывают отсчёт времени от геологического периода рождения Земли до её катастрофического и неизбежного сближения с Солнцем через 5 млрд. лет.
Работа создана в целях пропаганды сближения всех мировых религий с единым символом 4-х основных религий, сближения всех наций по принципу Единого Мира, незамедлительного прекращения всех военных конфликтов на планете перед надвигающейся фатальной катастрофой.
Впервые в мире применена новейшая технология представления огранённых драгоценных камней – «живая дисперсия».
Материал: нейзильбер, латунь, золочение.
Камни: цирконы ("матарские алмазы"), рубин, бриллиант ("Coster Diamonds", Amsterdam).
Сергей КАРЕЛИН, академик Петровской академии наук и искусств: - Часы объявили по-английски, что осталось планете Земля ровно 5 млрд. лет. По сравнению с вечностью это ничтожно, и они были созданы для того, чтобы человечество перед лицом опасности одумалось, каждый день мы убиваем себе подобных до 200 человек.
Сергей Карелин философию связал с ювелирным искусством. И демонстрирует "Часы для планеты Земля" под космическую музыку Баха и непременно под токкату и фугу ре минор. Часы показывают отсчет времени от геологического периода рождения Земли до ее катастрофического и неизбежного сближения с Солнцем.
Сергей КАРЕЛИН, академик Петровской академии наук и искусств:
- Мне не нужно было сделать быстро эту работу. Мне надо было сделать стоящее, и на это стоящее нужно было потратить 20 лет. Всё творчество Карелина пронизано одной светлой утопической мечтой – создать нечто, что сможет объединить всех людей на земле. Сегодня работа закончена и проект "Часы для планеты Земля" завершен. Ювелирное изделие массой 3,5 килограмма инкрустировано 124 матарскими алмазами, так раньше называли цирконы. Вся механика сотворена по военному стандарту и проверялась целый год. И еще одно ноу-хау мастера ювелира. Он смог заставить играть алмазы.
Сергей КАРЕЛИН, академик Петровской академии наук и искусств:
- Внутри часов находится устройство, которое позволяет составлять живую игру матарских камней. В кресте, и вот такой эффект обеспечивает игру матарских алмазов.
"Часы для планеты Земля" скорее всего не лебединая песня, а мой каменный цветок, говорит мастер. Во время работы над попыткой объединить весь мир во времени Карелин чуть было не потерял зрение. Тысячи проектов возникали и рушились. И вот детище 20-летних трудов наконец-то закончено. Часы отсчитывают не секунды и минуты, а миллиарды лет. Следуя утопической идее объединения человечества, ювелир Карелин завязал воедино обозначения Христианства, Буддизма, Ислама и Иудаизма. Идеи мира и добра зашифрованы в символике ООН и флаге мира.
Сергей КАРЕЛИН, академик Петровской академии наук и искусств:
- Стрелка это Эйфелева башня. Почему это Эйфелева башня - принято, после Рима главным городом считается Париж. Я был недавно в Париже и был наверху этой Эйфелевой башни. Я изменил быстро свой проект, я понял, что нахожусь наверху главного символа планеты. О том, что где-то в России идет работа над всеобъединяющим символом времени, знали в АМстёрдаме, Кельне, Люксембурге и Брюсселе. Но владимирский ювелир самородок намерен сначала демонстрировать Часы для Планеты Земля в России, а только потом отправить символ объединения планеты по всему миру.
"Часы для планеты Земля" – всего один день во владимирских Палатах. Вступительное слово перед показом ЧАСОВ. Алиса АКСЕНОВА, генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника:
- Мне, наверно, не дано понять их глобальности. Это вопрос астрофизический. Меня пугают миллиарды лет. Но, однозначно, – почему мы решили презентовать, – это раритетная, безусловно, работа, уникальная в смысле ювелирного искусства…
…Это результат 20-летней работы замечательного художника-ювелира, члена Союза художников России и МФХ ЮНЕСКО, академика Петровской Академии наук и искусств Сергея Карелина. Всего один день они демонстрировались в Дворцом зале Палат во Владимире, чтобы дальше отправиться в путешествие по миру – в Москву, Париж, Брюссель…
Тик-так… Стрелка часов движется по циферблату, отсчитывая секунды, минуты, часы – мгновения, перетекающие в вечность. "Часы для планеты Земля" отсчитывают время от геологического периода рождения Земли – до… Неизвестно, сколько еще вращаться нашей планете вокруг Солнца. Потому и важно задуматься уже сегодня, как лучше своей жизнью послужить добру и миру.
Этой идеей руководствовался Сергей Карелин, когда в 1984 году он взялся за изготовление своих часов. А в 2000 получил благословение Святейшего Патриарха Всея Руси Алексия II на успешное завершение многолетнего труда и выразил благодарность за пропаганду русских национальных традиций в области ювелирного искусства.
Действительно, часы эти – уникальное творение рук человеческих. Их корпус сделан из нейзильбера, латуни с золотом… Украшением служат цирконы, рубины, бриллианты… При обработке камней художник впервые применил новейшую технологию "живой дисперсии".
"Часы для планеты Земля" – в экспозиции ювелирной выставки «Дизайн. Бриллианты. Эксклюзив», прошедшей в Клубном салоне мэрии г. Москвы в декабре 2005 г.
Медаль мэрии Москвы
Из статьи в московском журнале «PLATINUM»:
…Одной из самых интересных работ, представленных в экспозиции Клубного салона в Мэрии, стало необыкновенное произведение "Часы для планеты Земля" известного владимирского художника-ювелира, академика Петровской академии наук и искусств Сергея Карелина. Мастер представил столичной публике свое главное творение, плод кропотливой двадцатилетней работы "Часы для планеты Земля" – это своего рода авторская философская концепция, выраженная языком ювелирного искусства…
Провел десятки выставок в России и за рубежом: в Бельгии, Германии, Греции, Люксембурге, Нидерландах, Франции. Работы Карелина находятся в коллекции Святейшего Патриарха, у известных политических и военных деятелей, голливудских кинозвёзд и других известных людей, в частных коллекциях в Англии, Бельгии, Германии, Греции, Италии, Франции.
Умер 11 июня 2021 г. во Владимире.
***
Из прессы …Сергею Карелину – 45. Он не скоро угадал, что родился ювелиром. Поступил во Владимирский пединститут, учился на историческом факультете, должен был преподавать детям историю… Труднейшая вообще задача – угадать, для чего именно, для какой цели призван ты в этом мире, а угадал, так уж не смеешь уклониться – в этом деле соединяются и ответственность перед Творцом, и долг перед людьми.
— Однажды я просто услышал звоночек внутри себя… (В институте больше всего интересовался развитием ювелирного дела в Древней Руси). Однажды взял и сделал колечко для жены… Закончил истфак – пошел работать на ювелирную фабрику. Был заведующим отделом реставрации во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. Наконец, отказался от всего, чтобы только творить самому, в своей мастерской. В 1990 году получил звание "Мастер-художник высшего класса" и право работать с личным клеймом.
У ювелиров когда-то существовало неписанное правило: ученик, завершающий курс наук, обязан был повторить одну из работ своего учителя и – следовать дальше. Такой экзамен Карелин сдал, повторив изделие одной из фирм Фаберже из коллекции Московского Кремля. Повторил по фотографии. Эта изящная кружевная карета стала его единственной копией.
— Как вы работаете?
— По шестнадцать часов в сутки. На сон – 5-6 часов. И так в течение двадцати лет. Я вообще человек жесткий.
— Да? (я рассматриваю игривый узор музыкального ларчика)
— Да. Иначе бы никогда не было результата.
Он работает почти исключительно с одним материалом – нейзильбером. Это так называемое новое серебро – сплав меди, никеля и цинка. Нейзильбер неподакцизен. Наверное, был идеален для мастера в начале его творческого пути. Но теперь, когда у него есть мастерство и признание, а вокруг так много людей, желающих украсить свою жизнь золотом-бриллиантами, неужели его не коснулся соблазн?
— Видите, я украшаю свои работы скромно: немного жемчуга, бирюзы, фианиты… Дело не в этом. Для меня главное – распушить металл.
Его работы рассматриваешь с тем же чувством восхищенного удивления, что и морозный узор на окнах: невозможно понять, как это сделано. Начало этой невероятной манеры – в традициях русских мастеров, применявших технику скани, зернь и чернение. Это работа чрезвычайной трудоемкости. Недаром сам художник признается, что в мастерской он как на войне, не замечая ни времени, ни кровоточащих рук, ни воспаленных глаз.
— Я ставлю себе задачи почти невыполнимые. При этом никогда не делаю эскизов, часто не знаю, что именно должно получиться. Я никогда не придумываю, а только следую внутреннему чувству, которое и ведет меня.
• • •
Сколько ни пиши, ни говори об искусстве, есть черта, за которую не заглянешь. Дальше – тайна. Требуется личный подвиг. Если хочешь, чтобы дух воспарил, надо чтобы… руки кровоточили. Не случайно на приеме Святейший Патриарх назвал творчество Сергея Карелина ратным трудом, ставя его в один ряд с воином, исполняющим сыновний долг перед Отечеством.
Его творчество глубоко национально. А это значит, им приняты "как свои русская история, язык, мироощущение" и он живет одним духом со своим народом. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на памятный кубок, посвященный последнему русскому императору, или кубок Петра, или ларчик для хранения святыни, или… В 1995 году по случаю 1000-летия Владимира Патриарху была преподнесена икона “Боголюбивая”, величиной с ладонь. Конечно, и финифть Ростова Великого хороша, лик Божией Матери исполнен одновременно печали и упования, но и искусное ювелирное обрамление Карелина созвучно этому дивному образу. Не случайно он стоит на рабочем столе святейшего Патриарха, выбранный, надо полагать, из множества преподносимых ему дорогих и ценных подарков. Позднее эта работа вошла во Всероссийскую энциклопедию ювелирного искусства.
Те, кто был на выставке в Кремле, рассказывают, что Патриарх очень высоко оценил ее, он сказал, что эти работы достойны занять место в Оружейной палате рядом с работами великих русских мастеров.
Каждую свою выставку, в Парламенте РФ или в российском посольстве в Греции, Карелин считает прежде всего утверждением и пропагандой русских культурных традиций, которые всегда опирались на любовь к Богу и любовь к Отечеству…
(из статьи Т. Шибаковой)
***
Выдержки из статьи Бэллы Аполлоновой о выставке Сергея Ивановича Карелина в Саровском городском музее.
Март 2002 г.
…Кто он такой, знаменитый на весь мир ювелир Сергей Карелин? Художник от Бога, мастер-самородок или просто признанный при жизни (для России подобное явление – редкость!) гений? Скорее всего и то, и другое, и третье. Его работы магнетически хороши. Возможно, поэтому день открытия выставки этого человека стал днем столпотворения в маленьком зале художественного салона городского музея.
Саровские художники восхищенно разглядывали миниатюры из серебра и драгоценных камней, ученики саровской «художки» засыпали мастера вопросами, журналисты кружили вокруг этой толпы стайками, стараясь ничего не пропустить. В общем, ничего не оставалось делать, как дождаться спада возникшего вокруг работ Карелина ажиотажа…
Когда все мои коллеги из других газет исчезли за дверями художественного салона, Сергей Иванович поведал мне о своих секретах.
И самый первый секрет: мы должны быть благодарны его другу, бывшему его однокурснику и нашему горожанину В.Г. Тимофеевскому за то, что Карелин приехал в Саров. Вместе они учились когда-то на истфаке ВГПИ, но не виделись двадцать лет и вот, наконец-то, встретились.
Второй, и самый главный, «секрет» мастера Карелина в том, что выставка его работ имеет целью в первую очередь пропаганду русских народных традиций. «Русь святая» – основной цикл его работ. Кстати, эти великолепные миниатюры – ларцы-купола, часовенки, колоколенки – освящены Святейшим Патриархом.
На вопрос: верующий ли человек ювелир Карелин, отвечает: "Стараюсь быть им, но в церковь хожу не часто…"
Многие его ювелирные изделия подарены, например, патриарху, и лишь совсем редкие – проданы. Выставки-продажи он начал проводить совсем недавно. С 1990 года работы Карелина приобретались по контрактам для Германии и США. Его персональные выставки были организованы в Москве, Владимире и в Греции. Выполненные его руками украшения находятся в частных коллекциях в Англии, Франции, Италии, Бельгии, Голландии, а также в собрании Владимиро-Суздальского заповедника, во Владимирском фонде культуры. Ну и звезды Голливуда, такие как Шарон Стоун, не отказались от украшения русского художника-ювелира.
И еще немного о секретах (которые, конечно, уже стали достоянием гласности) мастера Карелина. В день инаугурации российскому президенту был торжественно вручен и ларец-оберег работы мастера Карелина. Ларец необычен тем, что когда его медленно открываешь, звучит музыка и появляется цветок-крест…
Мне всегда казалось, что гениальность нужно лелеять. И я не могла не спросить у большого мастера, теперь уже всемирно известного ювелира, кто тот человек, который поддержал его в начинаниях. Ответ был ожидаем: "Жена! Именно она терпеливо ждала, когда я «наиграюсь» в свои игрушки, именно она поверила, что когда-нибудь я буду признан. Ну а теперь все произошедшее ко многому обязывает". В общем, и в данной ситуации подтверждается истина: без женщин жить и, самое главное, творить – НЕЛЬЗЯ!
Заканчивая наш разговор, я пожелала мастеру, чтобы в его жизни было как можно больше тонких ценителей искусства и чтобы выставка все же закончилась продажей образцов. На это Сергей Иванович заметил, продажа для него не главное. Художник надеется, что уникальный своей историей Саров навеет новые мотивы для творчества. У мастера уже есть в коллекции «Памятный кубок», который Сергей Иванович посвятил 100-летию канонизации Серафима Саровского, представляющий собой большой матарский алмаз и серебряную икону с изображением старца. Он выполнен из нейзильбера, в сложной технике зерни и скани. Но скоро, очень скоро появятся новые идеи, а значит, и новые удивительные, неповторимые работы мастера Карелина…
***
Статья Леонида Салмина из московского журнала «PLATINUM» о прошедших в выставочном зале мэрии Москвы ювелирной выставке "Дизайн. Бриллианты. Эксклюзив" и 3-ем Всероссийском конкурсе "Брошь для первых дам".
Январь 2006 г. "Дизайн. Бриллианты. Эксклюзив"… Под таким завораживающим названием в выставочном зале Мэрии Москвы с 9 по 11 декабря минувшего года прошла необычная ювелирная выставка. Точнее, даже не выставка. На пригласительном билете значилось – "Клубный салон – лаборатория ювелирного имиджа". Плюс 3-й Всероссийский конкурс "Брошь для первых дам". И все это при поддержке Совета Федерации РФ, Правительства Республики Саха (Якутия), Мэрии Москвы, Российской государственной пробирной палаты.
Экспозиция салона представила ювелирные работы в весьма широком жанровом и стилевом диапазоне. А некоторые произведения явили еще и эксклюзивный уровень технической реализации. Среди участников – как уже признанные мастера, чьи имена хорошо известны, так и начинающие ювелирные дизайнеры.
Нам было необычайно приятно, что поучаствовать в этом мероприятии нас пригласили коллеги из Международной Ассоциации Союза дизайнеров, любезно предоставившие в наше распоряжение свои стенд. Мы также признательны за содействие нашему участию ювелирам Ольге Бобровой и Василию Коптяеву.
Кстати, именно на выставке в Мэрии мы узнали, что недавние украшения с янтарем Ольги Бобровой выкуплены Калининградским музеем. Отрадно, что ряд публикаций в РLАТINUМ, посвященных ее творчеству, содействовал привлечению практического внимания к работам этого динамично развивающегося автора.
Вновь порадовались мы и за молодых московских ювелиров Диану Кацобашвили и Ирму Папаскири, чьи работы заняли призовые места и были удостоены дипломов выставки в Мэрии. 0 них, словно предвосхищая события, РLАТINUМ написал в предыдущем номере.
Помимо молодых участников, с которыми нас уже связывает плодотворное сотрудничество, мы познакомились и с другими мастерами-ювелирами, чьи имена – уже неотъемлемые знаки истории современного ювелирного искусства России. Один из таких мэтров – известный ювелирный дизайнер Феликс Кузнецов. Материал о его творчестве мы планируем дать в одном из следующих номеров РLАТINUМ.
Одной из самых интересных работ, представленных в экспозиции Клубного салона в Мэрии, стало необыкновенное произведение "Часы для планеты Земля" известного владимирского художника-ювелира, академика Петровской академии наук и искусств Сергея Карелина. Мастер представил столичной публике свое главное творение, плод кропотливой двадцатилетней работы "Часы для планеты Земля" – это своего рода авторская философская концепция, выраженная языком ювелирного искусства.
В рамках выставки состоялись мастер-классы под названием "Умение подбирать и носить украшения", алмазная лотерея и третий Всероссийский конкурс "Брошь для первых дам", лауреатом которого также стал Сергей Карелин. Его авторское произведение было признано одним из лучших, несмотря на то, что выполненная им брошь "Для королевы" сделана без использования драгоценных металлов и камней…
Владимирский Союз художников