Народные предания и поверья во Владимирской губернии
Случайные поездки в губернию дали мне возможность собрать несколько любопытных преданий и поверий здешних жителей. Нельзя не сознаться, что отдел этнографии очень беден в нашем издании — что же делать, если редакция получает по этому важному и весьма интересному отделу очень мало материалов. По необходимости приходится передавать хотя кое-что случайно узнанное о народных преданиях, которые к сожалению исчезают
с каждым годом.
В семи верстах от г. Суздаля есть так называемое Поганое озеро; если ехать в Гавриловский посад - оно будет вправе от дороги. Об этом озере есть в народе такое предание, «на этом месте было село, а другие говорят, что даже монастырь; при нашествии татар на Суздаль безбожные враги бросились грабить храм Господень, — но земля потряслась и все они погибли в бездне; село и храм также обрушились с ними, выступила вода и на этом месте образовалось озеро, прозванное Поганым потому, что будто бы иногда тела злодеев выплывали на поверхность и заражали воздух смрадом». Над самым озером был большой курган распаханный, имевший до 30 сажен в окружности, в нем во время произведенных здесь в 1852 году розысканий отрыто до 15 человеческих остовов лежавших в разных направлениях и при одном из них найден лопнувший стеклянный браслет с правой руки, а ниже попадались гвозди, небольшие ножи, пряжка, два оселка, цепинная пуговка с железным ушком и тельной крест. Курган этот называется «Панова могила».
В Суздальском же уезде, неподалеку от села Вишенок есть урочище Свадебки. Это шесть старых сосен, оставшихся, может быть, от прежних лесов, покрывавших страну Суздальскую. Свадебки расположены на гладкой возвышенности и видны со всех сторон издалека и от Суздаля и от Юрьева и Гавриловского посада. Между деревьями правильная круглая площадка; по преданию, на этом месте съехались некогда две боярские именитые свадьбы, проезд был узкий, ни тот ни другой поезд не хотел уступить друг другу: передрались, перерубились и на их то крови выросли будто эти деревья.
В Переславском уезде в 17 верстах от Переславля при Берендеевском болоте возвышается гора, поросшая со всех сторон большим сосновым лесом, а на самой вершине ее ровная площадь; прежде видны были тут остатки древнего жилья, признаки дубовых мостовых, обсеченные камни, мусор; находимы были также черепки обливных глиняных изделий; окрестные жители рассказывают, что тут был древнейший город Берендеев и жил в нем царь Берендей; когда этот царь отправился в поход на войну, то царица его горевала об нем с нетерпением ждала на берегу озера его возвращения, но тут какою-то чародейною силою и окаменела; показывают и огромный камень у подошвы горы при самом болоте, который будто бы и есть сама царица превращенная в камень; огромное болото и поныне называется Берендеево.
Во Владимирском уезде, в 10 верстах, от Владимира за рекой Клязьмой есть село Самара (Угольная яма, Погребище, Никола Яслище тож); здесь существует странный обычай в народе; — каждогодно на Троицын день крестьяне собирают куриные яйца, все до одного, сколько ни есть у них в селе и вечером раскладывают за селом костры и в котлах варят яйца, а после разделив их между собою съедают, чтобы ни одного решительно яйца не оставалось к троицыну дню. Обычай этот существует издревле, но какое имеет значение, никто не мог дать никакого объяснения.
В Покровском уезде и даже в самом городе Покрове есть в народе поверье, что души умерших до шести недель все еще странствуют по земле и преимущественно витают в домах, где жили умершие; поэтому при поминках через шесть недель, в сорочины, есть обычай отпускать душку. К этому времени пекут хлеб и когда в доме идут поминки, хлеб выносят за ворота и кладут на столе, когда же поминки оканчиваются, все родные идут за ворота и над хлебом причитают душе умершего: прощай матушка, погуляла, порадовала нас; до суда Божия нам с тобой не видываться — прощай матушка.
В нескольких селениях Александровского уезда доныне существует такой странный суеверный обычай. На страстной неделе великого поста, в четверток, каждая хозяйка дома приготовляя пищу для этого дня, варит кисель из овсяной муки и оставляет от него некоторую часть к светлому дню Христова воскресения. В этот день, обыкновенно после обедни, разговевшись, чем Бог послал, хозяйка каждого дома ставит на стол остатки киселя, сваренного в великий четверток, и к нему чашку с молоком. Как только начинают приступать к этому кушанью, старший из домохозяев раскрыв окно произносит: „Мороз, мороз, поди к нам кисель с молоком хлебать, чтоб тебе наше жито в поле сберегать, градом не бить червем не точить и всему бы в поле целу быть“. По убеждению крестьян, после такого приглашения, мороз из снисхождения к ним за угощение его киселем, сбережет их поля от всякого истребления.
К. Тихонравов.
/Ежегодник Владимирского губернского Статистического Комитета. Том Второй. 1878./
Владимирская губерния.Copyright © 2016 Любовь безусловная |