Все люди хотят счастья, но не знают, как достичь его, и даже не представляют, что для этого нужно трудиться. Как только они приходят на Землю, они едят, пьют, спят, гуляют, работают и имеют детей и думают, что они автоматически должны быть счастливы. Не достаточно появиться на свет, чтобы быть счастливым. Чтобы быть счастливым... есть определённое количество вещей, которые нужно делать и которые не нужно делать! Счастье - это как дар, который мы должны культивировать. Но поскольку его не культивируют, то ничего не получают. Это точно так же как и с артистическим даром: даже самые одарённые люди в музыке, живописи, танце и т.д. ничего не добьются, если не будут упорно трудиться, чтобы развить свои дарования.
Если вы хотите счастья, не оставайтесь просто так ничего не делая, отправляйтесь на поиски веществ, которые помогут вам вскормить его. Эти вещества принадлежат к божественному миру, и когда вы их найдёте, вы полюбите весь мир и будете любимы, у вас будет наилучшее понимание вещей, и, наконец, у вас будет возможность действовать и реализовывать.
Счастье - не удовольствие
Потребность обрести счастье глубоко заложена в человеческом существе. Эта потребность является стимулом человека и ведёт его. И даже если в зависимости от своего темперамента, он видит это счастье в разных формах, оно представляется ему, прежде всего, в форме удовольствия, так как счастье никогда не отделяется от удовольствия, и большинство людей даже путают одно с другим. Они воображают, что именно все то, что им кажется привлекательным, симпатичным, все, что им нравится, что говорит им о чем-то, сделает их счастливыми. Когда видишь, с какой энергией люди устремляются в деятельность, приносящую им удовольствие, становится очевидным, что если бы счастье было синонимом удовольствия, то весь мир купался бы в блаженстве. Однако случается, скорее, наоборот: там, где люди находят удовольствие, они находят и несчастье. Удовольствие - мимолетное приятное ощущение, которое заставляет вас верить, что, продлевая его как можно дольше, вы будете счастливы. Но нет же. Почему? Потому что эти действия, которые быстро и просто дают вам приятное ощущение, чаще всего находятся не на очень высоком уровне: они касаются только физического тела, может быть, и немного разума. Однако нельзя быть счастливым, когда стремишься удовлетворить только физическое тело или разум, так как это частичное и эфемерное удовлетворение. В противоположность удовольствию, счастье - это не минутное ощущение, и оно касается существа полностью.
Тот, кто полагает найти счастье в удовольствии, подобен пьянице: он наливает себе вина или спирта и пьёт. Ах, ему хорошо, он забывает о своих заботах и, таким образом, делает вывод, что пить - это замечательно. Да, если говорить о нескольких минутах, нескольких часах, это может показаться замечательным. Но что произойдёт через несколько лет? Потеря способностей, невозможность вести достойную семейную и общественную жизнь, вырождение, может быть, преступление... И так в большинстве случаев люди ведут себя, как пьяница: поскольку в данный момент вещи им кажутся приятными, они делают вывод, что они останутся таковыми навеки. К их несчастью, впоследствии они вынуждены признать потери, огорчения, и они страдают.
То же самое происходит, когда речь идёт о людях, которых выбирают для создания семьи или чтобы подружиться, или объединиться для работы: люди стремятся руководствоваться первым приятным или неприятным впечатлением, симпатией или антипатией. Пока люди будут руководствоваться симпатией или антипатией, которые являются впечатлениями момента, а не мудростью, которая видит гораздо дальше, чего вы хотите, они будут разбивать себе лоб. Посвященные, мудрецы предупреждают нас о действительной сущности вещей, они говорят нам: "Будьте внимательней с тем, что вы делаете: как только пройдёт удовлетворение, вы слишком дорого заплатите за вашу недальновидность". Сколько вещей кажутся приятными в какой-то момент, но потом... Из-за нескольких приятных минут в том или этом приходится проживать годы страданий. Поэтому нужно быть бдительными и всегда немного остерегаться того, что приятно. Руководствоваться удовольствием опасно, так как то, что им нравится, питает, скорее, их инстинкты, чем их душу и дух. Доказательство: достаточно только посмотреть, в чём они находят удовольствие: есть, пить, спать с кем-нибудь, проигрывать деньги в казино, уничтожать других, мстить и т.д.- возможностей достаточно. Но тогда, к чему они придут? Конечно не к счастью, потому что счастье - это нечто огромное, бесконечное, в то время как удовольствие касается лишь очень узкой сферы в человеке - низшей природы - эгоистичной и ограниченной.
Стремясь к удовольствию, человек думает, прежде всего, о себе, так как его удовольствие - это он сам. Он ищет удовольствия не для других, а исключительно для себя. Таким образом, он ограничивает себя, принижает себя, потому что, чтобы получить это счастье и защитить его, часто ему приходится использовать сомнительные методы: он становится несправедливым, жестоким, и если в тот или иной момент он лишается этого удовольствия, то становится раздражительным, агрессивным, мстительным. Тогда каким же счастьем он насладится? Он становится невыносимым для других, и они дают ему это почувствовать.
Конечно же, я не говорю, что нужно лишать себя всех удовольствий и наслаждений, это было бы глупо. Притом сама природа подталкивает людей к поиску удовольствия, иначе жизнь потеряла бы вкус, смысл, она стала бы мрачной, однообразной. Именно удовольствие оживляет, делает существование красочным, и речь не идёт о том, чтобы его отменить. Речь идёт лишь о том, чтобы не ставить удовольствие на первое место, не делать из него цель жизни, но направить это стремление к счастью в созидательном направлении.
У нас у всех есть инстинкты, желания, и это нормально, но это не причина, чтобы позволять себе делать исключительно то, что нам нравится. Если Небо дало нам ум, то это для того, чтобы мы им пользовались и правильно ориентировались. Человеческое существо похоже на корабль, который плывёт по океану жизни; на борту этого корабля есть матросы, которые заботятся о том, чтобы в топке было топливо для его продвижения вперед, а еще есть капитан с компасом, который выбирает направление. Матросы - это инстинкты, желания ума: они слепы, но позволяют нам двигаться вперёд. А капитан - это мудрость, что даёт направление и следит за тем, чтобы корабль не выбросило на рифы и чтобы он не столкнулся с другим кораблем. К сожалению, эти "корабли", которыми являются люди, часто идут ко дну, потому что капитан позволил матросам делать всё, что им нравится!
Самые большие разочарования ожидают того, кто берёт удовольствие в качестве проводника и критерия, так как он не видит последствий выбора, который он собирается сделать. Нужно найти другого проводника: разум души, и поскольку он видит последствия каждого направления, которое вы намереваетесь выбрать, он предупреждает: "Осторожно, там ты разобьёшь себе лоб... А туда, да, ты можешь пойти"... К сожалению, если вы поговорите с людьми, вы поймете, что большинство убеждено, что они не смогут развиваться, если им не удастся делать то, что им нравится. И ради этого они готовы нарушить все правила, все табу, как они говорят. Они хотят быть свободными. Но какая это свобода? Свобода совершать безумства и даже разрушать себя. Ведь если, так сказать, освободить себя от света, от мудрости, от разума, чтобы насладиться несколькими приятными моментами, будешь страдать, это неизбежно, даже физически: будешь болеть, потому что болезнь не что иное, как проявление на физическом плане того беспорядка, которому позволили установиться в психическом плане.
Тот, кто чрезмерен в еде, напитках, табаке, в сексе и т.д., может заболеть через несколько лет. Но действительно легко предвидеть, что если человек вскоре не изменит своего поведения, он не сможет избежать болезни. Организм того, кто нарушает меру в какой бы то ни было области, подобен остову здания, который подтачивают черви: они не разрушают его за один день, но через несколько лет - в один миг дом рушится. Люди говорят: "Посмотрите на того-то: он честный, разумный, хороший, но что ему за это. Тогда как тот, другой - пройдоха, и во всем ему везёт". И они делают вывод, что выгоднее быть пройдохой. Вот философия, которая теперь распространена в мире: люди не видят дальше своего носа. На самом деле, чтобы понять, как действуют законы, нужно иметь возможность понаблюдать за людьми и событиями в течение продолжительного времени. Ограниченного промежутка недостаточно, чтобы высказывать своё мнение. Посмотрите, к примеру, что происходит со странами: часто спустя века можно понять, как страна мало-помалу приходила в упадок; но те, кто жили в этом упадке, не отдавали себе в этом отчёт. То же и с людьми. Иногда лишь в последующем, а не настоящем воплощении.
Семена счастья
К сожалению или к радости, но счастье для человека не в том, чтобы делать то, что ему нравится и как ему нравится, потому что, я повторяю вам, счастье - это не удовольствие... Итак, будьте внимательны, не поддавайтесь влиянию. Многие находили нормальным соблюдать определенные правила поведения, а потом начинали их нарушать, потому что они услышали, как другие заявляли, что это нелепый вздор, от которого нужно освободиться. И они, наконец, так освободились, что расшибли себе голову. Вот так, люди, считающие себя очень умными, не только сами устремляются к гибели, но и увлекают за собой некоторых наивных, следующих за ними. Вы знаете притчу о слепых в Евангелии: если слепой ведет слепого, оба упадут в яму. И это очень распространенный случай: сколько ученых, философов, мыслителей говорят абсурдные вещи, однако все им следуют. Тогда как Посвященных, которые знают основы - как строится жизнь, никто не слушает, их даже избегают. Почему? Очень просто: потому что Посвященные представляют вещи не столь приятным способом: они говорят о законах, о разуме, о мудрости, о самообладании и даже о жертве! В то время как другие говорят о желаниях, об удовольствиях, о страстях, о наслаждениях, это, разумеется, всем подходит. Это так, но то, что вам говорит Посвященный, это, действительно, для вашего блага. Может быть, не для того блага, которое вы считаете благом для себя в данный момент, но для вашего дальнейшего, окончательного, вечного блага. Но вот только вы слепы. Да, это так, быть по-настоящему слепым означает видеть только немедленное удовлетворение желания, потребности, инстинкта, вместо того чтобы заглянуть чуть дальше в будущее. Сейчас эти объяснения могут быть, конечно, не для всех. Тогда нужно позволить людям искать счастье, как они это понимают: они всегда найдут несколько крошек, чтобы положить себе на зуб. Природа такая великодушная! Она везде оставила что-нибудь погрызть... даже на помойке, образно говоря. Если они не способны идти питаться в другом месте, зачем же давать им умирать от голода, лишая их тех продуктов, которые возбуждают их аппетит? Конечно, от этих продуктов они заболеют, но что поделать, если они не хотят других?.. Что касается тех, кто чувствует, что полнота, счастье, которые они ищут, находятся в другом месте, и они хотят их найти, им нужно помочь. Надо сказать им: «Счастья, истинного счастья очень трудно достичь, но это не невозможно. Потребуется много труда, много воли и, прежде всего, здравого смысла: необходимо понять, что то, что большинство людей называет "счастьем", лишь небольшое удовольствие, небольшое удовлетворение, видимость счастья. Если вы хотите предпринять этот долгий и трудный путь к истинному счастью, и, обретя его, поделиться с другими, тогда ищите его не на проторенных дорожках: не в удовольствии!»