Да, редки те, кто достиг вершин любви к Богу, но миллионы тех, кто занимается духовной практикой, испытывают, ощущают хотя бы толику этой любви. Этот опыт любви позволяет им забыть о тщетных попытках обрести счастье в богатствах и утехах этого мира.
В сердце каждого человека течёт бурный поток, поток любви. Если его течение не встречает препятствий, человек чувствует воодушевление, силы, душевный подъём. Но если этот поток наталкивается на препятствие, человек будет чувствовать неудовлетворение, при этом неважно, чем он занят, что делает. Он может даже заболеть. Поток любви, текущий через наше сердце, — это поток бескорыстной любви.
Изначально он направлен в сторону Бога, и Бог общается с нами с помощью этого потока любви. Так образуется круговорот любви: мы направляем нашу любовь на Бога, а Бог в свою очередь отвечает нам Своей любовью. Такой взаимообмен приносит человеку наивысший покой, блаженство и силу. Можно привести пример реки и дамбы. Когда река наталкивается на дамбу, она выходит из берегов, затапливает всё вокруг (хотя эти воды уже не имеют той силы, что несла в себе река).
Так и в нашем сердце, когда поток любви не может течь свободно, эти воды, разделённые на множество мелких ручейков, текут в разные стороны.
Например, те воды, что текут к деньгам, превращаются в жадность. Те воды, что текут к противоположному полу, превращаются в похоть. А те воды, что текут к обездоленным, к тем, кто нуждается в нашей помощи, — такие воды превращаются в сострадание.
Главным препятствием для потока любви является наше ложное понимание своего «я»; именно это мешает потоку любви устремляться к истинному объекту любви со всей своей изначальной силой. Эго останавливает поток любви, и это то, что происходит с нами сегодня. Маленькие ручейки ложной любви не могут принести покой душе.
В ведической философии для обозначения эго употребляется санскритский термин аханкара. Ахан значит «я», а кара – «действующий». Это своего рода инструмент для обозначения и утверждения нашей идентичности. Мы словно надеваем различные маски на наше изначальное, подлинное «я». Опознать ложное эго можно по одному главному признаку: какую бы маску оно ни надевало, у него всегда будет качество, противоположное настоящей любви, — корысть. Корысть, словно спрут, опутывает наше подлинное «я», мешая проявиться подлинной личности. Наше подлинное «я» скованно материальным разумом и телом. И тот человек, который развил в себе подлинную личность, больше не нуждается в масках. Он не гордится тем, что стал, к примеру, учёным, или врачом, или кем-либо ещё — как много у нас ролей! Когда маски спадают с нашего «я», когда уходит ложь, лишь тогда подлинная личность предстает в своём изначальном облике.
Подлинное «я» по природе своей — блаженная душа, возлюбленная служанка Бога.
Поток любви, настоящий поток любви, не так просто ощутить.
Говоря о потоке любви, мы имеем в виду наивысшее проявление любви, любви к Богу, — опыт блаженства в отношениях с Богом. Этот опыт недоступен для тех, кто принимает прибежище в других видах любви.
Любая другая любовь окрашена в цвет корысти, в той или иной степени.
Этот цвет — и есть маска эго. В этом мире лишь один вид любви наиболее близок любви к Богу — это любовь матери к своему ребёнку.
Мать, обнимающая своего только что родившегося младенца, — какую
необыкновенную любовь она испытывает! Она тут же забывает о всех
муках, которые ей пришлось претерпеть во время родов. Она даже может
сказать: «Нам нужен ещё один ребёнок, чтобы первенцу было с кем играть». Мать преодолевает столько трудностей, но она готова отдать жизнь за своего ребёнка.
Если счастье матери увеличить в тысячу раз, у нас будет пример блаженства, которое испытывают обитатели высших планет нашей Вселенной. Увеличенное в миллионы раз, такое блаженство откроет для нас просторы счастья, испытываемого освобожденной душой.
Но даже это счастье может увеличиться в бесконечное число раз, и здесь душу ожидает наивысшее состояние — любовь к Богу. Это состояние сложно описывать, но каждый из нас стремится именно к такой любви, жаждет испытать ничем не обусловленную любовь.
Мы на самом деле все достойны Божественной любви. Эта любовь может излечить нас целиком: наш ум, рассудок, тело. В зависимости от того, насколько мы продвинулись по пути самоосознания, мы будем способны испытывать эту любовь. Да, редки те, кто достиг вершин любви к Богу, но миллионы тех, кто занимается духовной практикой, испытывают, ощущают хотя бы толику этой любви. Этот опыт любви позволяет им забыть о тщетных попытках обрести счастье в богатствах и утехах этого мира.
Любовь — великая сила, даже материальные проявления любви обладают неимоверной силой.
В ведической традиции представлено всё разнообразие возможностей для выражения нашей любви к Богу. Согласно Ведам, Бог на первых шагах познаётся в виде Силы, в Своём безличном облике. Затем Бог познаётся в образе Сверхдуши в нашем сердце. И наивысшей ступенью познания является постижение Бога как личности.
Эти три концепции можно понять на примере горы. Издалека гора кажется просто тёмной массой. Подойдя ближе, можно разглядеть деревья. Но, взобравшись на гору, мы видим водопады, тропинки, лесных животных и прочих обитателей этой горы.
Веды предлагают человеку взглянуть на Бога с разных точек зрения, принять Его во всём Его многообразии. И высшим аспектом Бога Веды называют тот Его аспект, в котором проявлена способность Бога обмениваться с нами, людьми, высочайшей любовью. На санскрите эта концепция называется расо ваи саха («Бог есть источник высочайшего блаженства»). Веды указывают на возможность разнообразных отношений, в которых человек может испытать это блаженство, этот вкус.
Существуют отношения, где человек чувствует себя слугой Бога. Есть также концепция дружбы с Богом. Далее идёт концепция родительских отношений с Богом, когда Бог становится для нас сыном! И наконец, есть возможность вступить с Богом в отношения, которые напоминают отношения возлюбленных.
Это лишь краткий обзор возможностей, предоставляемых ведической традицией.
Одно из важнейших положений Вед заключается в том, что Бог может присутствовать в звуке. Ведические мантры практически все состоят из имён Бога, и считается, что Бог лично присутствует в этих звуках.
Другой особенностью ведической религиозной традиции является возможность покормить Бога. Эта возможность открыта для всех без исключений.
Мы знаем, как легко подхватить болезнь, если наша иммунная система ослаблена. Подобным образом, существует духовная иммунная система. Эта система образует своего рода защитный круг. У этого защитного круга две
функции:
1) защищать нас от враждебных вторжений извне и 2) наделять нас блаженством изнутри.
Есть несколько способов, с помощью которых мы можем как бы очертить вокруг себя этот защитный круг. Одним из них является общение с духовно возвышенными людьми. Такое общение вдохновляет нас, и поток вечной любви освобождается от преград эго.
Повторение святых имен Бога также помогает нам укрепить нашу духовную иммунную систему. Святое имя Бога дарует духовную энергию.
В нашем сердце — огромное количество духовной энергии. Поток любви — это и есть духовная энергия, и, когда эта энергия входит в сердце человека, он обретает блаженство.
Человек очищается любовью, через которую он соединяется с Богом.
Чем сильнее страдания человека во время несчастий, болезней и чем меньше он старается зависеть от них, устремляясь к Богу, сохраняя и увеличивая любовь к Нему, тем чище становится его разум, тем светлее становится его Душа.
Каждый из нас в какой-то степени проходит этот путь. И свет души здесь определяется не столько количеством и силой мучений, сколько концентрацией на любви Божественной и степенью устремления к ней.
Путь к выздоровлению — это путь к Богу.
Агрессия к миру и к людям превращается в агрессию против любви, против Бога.
«Насколько я внутренне агрессивен к миру, настолько мир агрессивен ко мне».
Первое, что нужно сделать, — это воспитать в себе импульс устремления к любви, к Богу и с каждым днём усиливать его. И тогда на любого человека мы будем смотреть, как на возможность проявить свою любовь и добродушие.
Вспомните всех людей, которые Вас обидели, и простите их. Поймите и почувствуйте, что их воля ни при чём. Что через унижение человеческого в Вашей душе спасали Божественное. Мы меняемся, чтобы приблизиться к Богу, а не для того, чтобы выздороветь или обрести человеческие ценности...
Как только Вы решили жить для того, чтобы увеличить Божественное в своей душе, Вы уже стали счастливы!
Истинное счастье никогда не будет снаружи, ибо всё, что мы имеем снаружи, мы потеряем. Чувства радости и любви, которые мы носим в своей душе, приносят нам настоящее счастье и проистекают из любви к Богу. Насколько человек сохраняет в себе чувства радости и любви, настолько ему легче видеть первопричину во всём. И насколько мы чувствуем Бога во всём, настолько мы счастливы. Божественное выходит за пределы пространства, времени и материи. Мы его ощущаем через чувство любви.
А что такое Божественная любовь? Это та любовь, которая ни от чего не зависит. Умный человек или глупый, благородный или негодяй, постарел, пострашнел, стал инвалидом, предал Вас, бросил и ушел, — уж если Вы полюбили, то продолжаете любить, невзирая ни на что. Божественная любовь рассматривает любимого человека и весь мир как возможность для проявления любви к Богу.
Мы любим всегда Божественной и человеческой любовью одновременно. Если Божественной любви больше, чем человеческой, то это — счастье. И тогда, любя других людей и окружающий мир, мы не будем от них зависеть.
Усиление контакта с Богом воспринимается как чувство радости и любви, которое не зависит ни от чего, что бы ни случилось. Мы познаём Божественную любовь через любовь человеческую. Насколько больше в нашем чувстве Божественной любви, настолько меньше претензий к людям и меньше желания растоптать человеческую любовь и отречься от нее.
Между любящими людьми всегда должен быть Бог, они должны любить друг друга через Бога. Тогда чем больше любви друг к другу, тем сильнее будет устремление к Богу. Чем больше любви в душе, тем больший масштаб духовности рождает такая душа. И духовный потенциал такого человека становится очень большим. Если он идёт дальше по пути накопления любви к Богу, он становится святым. Чем на более высокий уровень духовных ценностей мы выходим, тем сильнее у нас должно быть накоплено любви к Богу и тем больше должно быть устремление к Нему.