Главная
Регистрация
Вход
Четверг
10.10.2024
07:19
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
физическая [1]
витальная [11]
ментальная [6]
безусловная [30]
к себе [20]
мужчины и женщины [51]
к детям [117]
к родителям [14]
к народу [9]
к Родине [23]
к Природе [25]
к Животным [27]
к работе [8]
к Человечеству [3]
к Силам Света [13]
к Богу [38]
к Жизни [17]
Сердце [37]
Стихи [180]
Сказки [1]
Православие детям [83]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » Любовь » Православие детям

Молитвослов для детей

МОЛИТВОСЛОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ

По благословению высокопреосвященнейшего ПРОКЛА, архиепископа Симбирского и Мелекесского

Сын Божий, Иисус Христос, по любви к нам грешным, сошел с неба и, как простой человек, пострадал вместо нас за наши грехи, был распят, умер на кресте и в третий день воскрес. Крест есть орудие или знамя победы Христовой над грехом и смертью.

Что значит молиться Богу?

Ты знаешь, что человек на земле не может жить благополучно без помощи других. Рождается он таким слабым, что если бы родители не позаботились о нем, то он тогда же мог бы и умереть. Чем больше отец и мать будут заботиться о детях, тем лучше будет детям; меньше им придется тогда испытать разных огорчений в жизни. У заботливых родителей детям всегда хорошо... Захочется им поесть, подойдут они к родителям, скажут, что им хочется есть, и родители тотчас же накормят их; будут дети зябнуть от холода, скажут об этом родителям, и они тотчас же их оденут; случится заболеть детям, подойдут они печальные к родителям, или только еще простонут, отец и мать тотчас же позаботятся полечить детей... Но откуда родители берут все необходимое и дают своим детям?.. Все необходимое и для детей и для себя родители получают от Бога, Который сотворил небо и землю и всех людей...
Утром и вечером некоторые взрослые молятся Богу, а также когда садятся за обед и после обеда; когда начинают какое-либо дело, то перекрестятся и скажут коротенькую молитву: «Господи, благослови!» и «Господи, помоги!» Иногда: «Слава Богу! Слава Тебе, Господи!» А когда бывает воскресный день, или праздник, то они еще ходят в церковь и там вместе с другими молятся Богу и просят всего необходимого для себя. И Милосердый Бог все необходимое подает людям в свое время. Посеют люди хлеб в поле или посадят в огороде разные овощи и все это сделают с молитвою — тогда Бог народит всего вдоволь; на одно зернышко или на одну какую-нибудь картофелину родится нам больше десяти точно таких же зерен или картофелин. Или еще — срубят в лесу необходимые для постройки дома деревья, и через несколько лет на том же месте, без всякого участия человека, вырастут новые деревья.
Бог не только подает людям все необходимое для приготовления им пищи, жилья и одежды, но и помогает во всех добрых делах.
В молитве мы обращаемся к Самому Богу, высказываем Ему наши нужды и просим у Него все, что необходимо нам для благополучной жизни. Но не всегда в молитве мы должны только просить необходимого нам; в молитве же мы должны благодарить и прославлять Бога за все, что получаем от Него. Бог так милостив, что принимает благодарение и славословие от всех людей, а люди, пользуясь постоянно милостями Божиими, должны благодарить и прославлять Его каждый день и даже час. Для того же, чтобы наша молитва была услышана Богом, надо нам всегда молиться с желанием и усердно, и во время молитвы нужно постараться вознестись своим умом на Небо и как бы предстать пред Лицем Самого Бога... помолиться Богу — все равно, что побеседовать с Самим Богом. Итак, великое дело молитва, в молитве мы разговариваем с Самим Богом, и во время молитвы Он выслушивает нас во всем.
Человек не может жить благополучно без помощи других. Первые помощники человеку родители; они в молитве испрашивают у Бога все необходимое себе и детям. Все потребное для человека Бог посылает с Неба и невидимо помогает нам в добрых делах. Нельзя начинать свои дела, не помолившись Богу, а надо всегда в сердечной молитве просить у Бога помощи на хорошие дела: Бог помогает, когда Ему усердно молятся. За получаемую от Бога помощь человек должен в молитве благодарить Его. Молитва великое и святое для человека дело: в молитве он разговаривает с Самим Богом и возносит свой ум и сердце на Небо, где Бог, пребывая неизменно, всем управляет и посылает на землю великие Свои милости.

Почему именно так установлено молиться?

Зачем мы становимся на ноги, когда молимся Богу? А с кем мы иногда говорим стоя? С начальниками, со старшими хорошо ли говорить сидя?.. Неприлично, нехорошо. Ну а если бы нам пришлось говорить с важным начальником, или с царем, как бы мы стали говорить с ними и просить у них того, что нам нужно? Конечно, стоя? — Но Бог не в пример выше и царя. Значит, мы должны молиться Богу стоя, чтобы выразить наше благоговение пред Ним.

Зачем мы во время молитвы становимся пред святыми иконами? Что мы видим на иконах? На иконах мы видим изображение Спасителя, Его Пречистой Матери или других святых... А если бы тебе сейчас показать изображение отца или матери, вспомнил бы ты о них? Наверное, они бы тебе сейчас же и представились, какими ты их знаешь дома, и ты начал бы думать о них. Вот и на святые иконы, во время молитвы, мы должны смотреть для того, чтобы яснее, живее представлять себе нашего Спасителя или святых Божиих и чтобы, молясь, ни о чем другом не думать, кроме Бога.

Зачем мы должны молиться Богу? — Ведь Бог знает, кому из нас что надо дать, как отец и мать знают, что нужно их детям, и без просьбы дают им всё необходимое. А когда случится с тобой что-нибудь неприятное: заболеешь или кто обидит тебя — ведь ты просишь родителей помочь тебе в горе. Так и в отношении к Богу, Небесному Отцу нашему, необходимо нам поступать: просить Его помочь нам в той или другой постигшей нас беде. А когда Бог поможет, так неужели мы не поблагодарим Его за попечение о нас, не прославим Его великую милость и любовь к нам? И что была бы за молитва, если бы мы только стояли пред святыми иконами, крестились и кланялись, а ничего не высказывали Богу! Для того Бог и наградил человека даром слова, чтобы он мог высказывать Ему свои нужды и просить у Небесного Отца всего необходимого. А ведь ты, знаешь, как много нужд у человека в жизни, как часто случаются с нами разные беды и несчастья... вот обо всем этом мы и должны говорить с Богом, просить Его помощи и заступления за нас, слабых.

Зачем мы во время молитвы крестимся? Все ли люди на свете крестятся? Крестятся ли евреи, татары? Нет; они не крестятся, потому что у них другая вера. А мы крестимся потому, что веруем в Иисуса Христа, Который за грехи людей умер на Кресте. В церкви ты видел крест, к которому руки и ноги умирающего Спасителя прибиты гвоздями. Вот ради Крестной-то смерти Иисуса Христа Бог и подаст нам все, что мы просим у Него.

Зачем мы во время молитвы кланяемся? Поклоном мы и выражаем пред Богом нашу благодарность.

Когда можно молиться Богу?

Когда нужно нам молиться Богу? Богу нужно нам молиться всегда, потому что всегда нам нужна помощь Божия. Для этого есть коротенькие молитвы, в которых мы можем просить себе у Бога помощи на хорошие дела. Так, когда принимаемся за дело, то, перекрестившись, нужно сказать: «Господи, благослови!» Этой короткой молитвой мы просим Бога помочь нам в том деле, за которое принимаемся; работать ли, учиться ли — Всемогущий Бог всегда помогает нам в каждом добром деле. Потом, если мы уже устали, а работа еще не кончена, нужно сказать: «помоги, Господи». Кончили дело — должны поблагодарить Бога за Его невидимую помощь нам, сказавши: «Слава Тебе, Господи». Сделал что-либо нехорошее: не послушался родителей или старших, обидел кого-нибудь, сказал неправду, взял и испортил чужую вещь — тотчас же нужно сказать: «Господи, помилуй!» Кроме этого, утром и вечером, пред завтраком, обедом и ужином, а также после них нам всегда надо помолиться Богу.
Вот видишь, как часто нам приходится обращаться к Богу; пожалуй, чаще, чем к родному отцу и матери. Иначе, и нельзя: Бог нас сотворил, Он нам подает все необходимое для жизни, Он же и наблюдает за нами, как мы живем, плохо или хорошо. Бог наш Небесный Отец, а все люди — Его дети и между собою братья; Бог повелел людям называть Себя Небесным Отцом. Так вот, надо нам часто обращаться к Небесному Отцу Богу, заботиться, чтобы не отвернуться от Его любви.

О крестном знамении

Зачем мы крестимся? Крестом мы выражаем нашу веру в Иисуса Христа, Который в страшных муках умер за нас на Кресте.
Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца слагаем вместе концами ровно, а два последних пригибаем к ладони.

Сложенные три первых пальца вместе выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святаго, как Единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий, по сошествии Своем на землю, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы - Божескую и человеческую. Зачем мы прикладываем два остальных пальца к ладони? — Этим мы показываем веру в Иисуса Христа, нашего Спасителя.
Осеняя себя крестным знамением, мы кладем сложенные так пальцы на лоб - для освящения нашего ума, на чрево (живот) - для освящения наших внутренних чувств, потом на правое и левое плечи - для освящения наших сил телесных.
Крестное знамение дает нам великую силу отгонять и побеждать зло и творить добро, но только мы должны помнить, что крест нужно полагать правильно и неспешно.

МОЛИТВЫ УТРЕННИЕ

Проснувшись утром, сразу осени себя крестным знамением и произнеси:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
Это начинательная молитва, так как Святая Церковь установила произносить ее прежде всех других молитв и перед началом каждого доброго дела. Говоря эту молитву, нужно осенить себя крестным знамением, тем самым показав, что мы произнесли ее с твердой верой в Триединого Бога и в Крестные страдания Спасителя и с искренним желанием делать все, что Он заповедал нам. «Аминь» значит истинно, действительно так. Этим словом мы показываем, что молитву говорим с верой в невидимого Бога. Слово «аминь» в конце молитв встречается часто, чтобы молящийся помнил: его молитва будет услышана Богом только тогда, когда он говорит ее с верой в Триединого Бога, Которого мы не видим, но Который нас видит и знает, от чистого ли сердца мы молимся Ему. Только истинно верующему Отец Небесный всегда подает все необходимое.

Иисусова молитва

Все люди грешат. Что же после этого нам, грешникам, делать, как не просить помилования у Спасителя нашего, Который, научив нас святой жизни, пострадал за нас. Высказав в начинательной молитве Триединому Богу наше желание все делать во имя Его, мы сейчас же должны попросить нашего Спасителя о помиловании нас за дурные поступки, которые мы часто совершаем. Святая Церковь установила произносить молитву о помиловании после начинательной.
Перекрестись и произнеси: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас.
Молитва эта называется Иисусовой, потому что в ней мы просим Иисуса Христа о помиловании нас. Спаситель называется Господом и Сыном Божиим — потому, что Спаситель, сделавшись человеком, не переставал быть Вторым Лицом Пресвятой Троицы. Христос значит «Помазанник».

Краткое славословие

Мы должны благодарить Бога за то, что Он посылает нам свои богатые милости. За это мы должны с чувством сердечной благодарности всегда говорить Ему: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Эта коротенькая молитва называется кратким славословием, потому что в ней мы только прославляем Бога за любовь и милосердие к нам, но ничего себе у Него не просим и никакой своей нужды не высказываем. Словом «Боже» мы называем не одно Первое Лицо Пресвятой Троицы, а все Три Лица Божества. Так как Триединый Бог неразделен, то мы в молитвах и говорим всегда: «Слава Тебе, Боже».
Молитва мытаря
Боже, милостив буди мне грешному.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Молитва Святому Духу

Второе Лицо Пресвятой Троицы, Сын Божий, Спаситель наш Господь Иисус Христос, приходил на землю для того, чтобы научить людей благочестивой жизни, чтобы люди во всем слушались Бога, почитали родителей, никогда не лгали, не ссорились между собою, а жили бы в любви и согласии и во всем помогали один другому. Научив людей, Иисус Христос потом вознесся на Небо. Как же это, Иисус Христос научил людей, с которыми жил, а потом и вознесся на Небо; кто же нас научит тому, чему Спаситель учил, живя на земле? — А вот послушай. — Когда Иисус Христос говорил верующим в Него, что Он скоро от них вознесется на Небо, то они начали печалиться об этом. Тогда Иисус Христос в утешение им сказал: «Лучше, если Я уйду от вас; тогда Я выпрошу вам у Отца Моего Духа Утешителя, Который напомнит вам и повторит с вами то, что Я говорил вам, и наставит вас на всякую истину». Действительно, прошло только десять дней после Вознесения Господня, как Дух Святой сошел на верующих во Христа, просветил их разум и они с особенной ясностью вспомнили и уразумели все, чему учил их Иисус Христос.
С тех пор Дух Святой наставляет верующих во Христа на всякую истину и помогает им в каждом добром деле. Поэтому нам следует заботиться о том, чтобы благодать (сила) Божия не оставила нас. А чтобы этого не случилось, нужно нам чаще обращаться к Святому Духу с сердечной молитвой. После молитвы Иисусовой и краткого славословия сейчас же и установлено просить Святого Духа о том, чтобы Он научил нас тому, чему во время земной жизни Иисус Христос учил людей, чтобы очистил нас от всякого греха и таким образом спас наши души от вечной погибели.
Перекрестись и произнеси: Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, Который везде находится и все наполняет, Сокровище благих и Податель жизни! Приди и вселись в нас, очисти нас от всякой нечистоты, и спаси, Блаже, наши души.
Здесь говорится об одном и том же Лице; но это Лицо названо тремя именами. «Царь Небесный» — первое название. На земле раньше было самое почетное и самое великое звание — царь; человека, равного царю по власти, во всем царстве не было ни одного. Царь управлял целым народом; добрым давал милости. Кого же можно назвать Небесным Царем? — Небесным Царем можно назвать Того, Кто больше всех имеет власти на Небе. А Кто, кроме Бога, выше всех на Небе?! Значит, когда мы говорим Святому Духу: «Царь Небесный», то этим называем Его Богом. Дух Святой и есть Бог, Третье Лицо Пресвятой Троицы, вместе с Отцом и Сыном царствующий на Небе и во всем мире.
«Утешитель» — второе название. Кого Иисус Христос называл Утешителем? Утешителем Он называл Святого Духа, когда обещал послать Его на землю. С тех пор Дух Святой, сходя на верующих, подает им истинное утешение и святую радость во всех бедах, скорбях и несчастьях. Жизнь человеческая полна таких скорбей, которых на земле никто из людей не в может облегчить. Один только Святой Дух в любом горе всегда приносит утешение и успокоение.
«Дух истины» — третье название. Почему Дух Святой назван еще Духом истины? Потому, что Он наставляет людей только на одну истину, помогает им делать только одно добро. Есть еще дух лжи: злой дух, который учит нас говорить неправду и соблазняет на дурные дела. От него мы должны всегда удаляться, чтобы не подвергнуться тяжким скорбям и бедам.
Святому Духу даны в молитве три названия затем, чтобы мы знали: Святой Дух есть Бог, который утешает людей во всех бедах и наставляет их на всякую спасительную истину.
Далее в молитве Святому Духу говорится, что Он «везде находится и все наполняет». Кто в одно и то же время может везде находиться? — Можем ли мы с вами в одно время быть и в школе, и дома? Нет, мы не можем. Кроме Бога, никто не может везде находиться. Святой Дух, как Бог, может находиться везде. И где бы мы ни помолились Святому Духу, Он везде услышит нашу молитву и подаст нам то, что в молитве мы у Него просим.
Далее в молитве Святой Дух называется Сокровище благих. Сокровище, или же хранилище, кладовая, также — драгоценная вещь. Дух Святой назван Сокровищем благих потому, что Он раздает Божественные силы, необходимые человеку для благочестивой жизни. Верующие могут получать от Святого Духа благодатных даров столько, сколько смогут принять и вместить. О Святом Духе сказано, что благодатные дары свои Он разделяет каждому «верующему особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12, 11). Дары эти и составляют драгоценное, незаменимое сокровище для христиан.
Еще в молитве Святому Духу говорится, что «Дух Святой есть Податель жизни». Чем отличается живой человек от мертвого? Да тем, что живой может что-то делать, а мертвый ничего не может. Отчего же мертвый, похожий на других людей, не может ничего делать? Оттого, что в нем нет жизни, нет силы действовать. Значит, если в человеке нет силы делать добрые дела, то в нем нет и полной жизни. Замечательно, когда весеннее солнце начнет согревать растение, замерзшее зимой, откуда ни возьмись, на нем: сперва почки потом листочки, далее цветочки и наконец плод. Так и человек без Божественной силы Духа Святого не может делать ничего доброго и спасительного для себя: все доброе кажется ему тогда тяжелым и даже невозможным. Но как только Дух Святой оживит нас Своей благодатной силой, мы становимся способными к великим делам. И это оттого, что Святой Дух подает нам Божественную силу делать и жить так, как заповедал нам жить Спаситель наш Господь Иисус Христос.
Этот же Дух Святой вместе с Богом Отцом и Сыном, при сотворении мира, дал жизнь человеку и прочим тварям, почему Он и назван «Податель жизни».
Дух Святой, хотя везде находится и все наполняет, но может и не быть с нами, может и не помогать нам? Да. И так бывает, когда мы не призываем Его в усердной молитве и когда делаем дурное. Не так было бы страшно, если бы в нас только не было Святого Духа; но когда в человеке не бывает Святого Духа, то в нем поселяется нечистый дух злобы, который соблазняет человека на дурные дела. О, как страшен этот дух злобы, оскверняющий человека всякими нечистыми мыслями, греховными пожеланиями и преступными делами. Нужно нам усердно просить Святого Духа, чтобы Он пришел и поселился в нас и очистил бы нас от всякой греховной нечистоты. Грехи, всегда делают нас нечистыми перед Богом, они в душе человека все равно, что грязное пятно на белой одежде. Но так как мы сами по себе, своими силами не можем очиститься от скверны греха, то что же нам делать, как не просить Духа Утешителя, чтобы Он поселился в нас и очистил от всякой нечистоты.
Молитву Святому Духу мы заканчиваем следующими словами: «Спаси, Блаже, души наши!» Кого мы называем словом «Блаже»? — «Блаже» значит Благий, Добрый; так мы называем Святого Духа, потому что никто так нe добр, как Святой Дух. — Многого мы просим себе у Него; просим того, чего вовсе и не заслуживаем; между тем, по бесконечной доброте и любви к нам Святого Духа, мы надеемся получить от Него все, просимое нами.
Что мы высказываем Святому Духу словами молитвы: «Спаси души наши?» — разберем эти слова. Кого и когда спасают? — Когда человек горит, тонет или когда его грабят; словом, когда погибает, то и спасают его от неизбежной гибели посторонние люди. И мы, когда грешим, то находимся в опасности погибнуть навсегда, поэтому должны молиться Святому Духу примерно так: «Душе святый, мы не имеем сил и средств сделаться сами собою добрыми и благочестивыми; сознаем опасность, а помочь себе не можем; умилосердись же над нами, спаси нас, Утешитель благий, Душе истины».
По церковному: Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни Подателю, приди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
В церкви эта молитва читается иначе. Отчего же, в церкви читают и поют не так, как мы говорим? Раньше русские люди и говорили тоже по-церковному, но со временем разговорная речь мало-помалу стала изменяться и до того уж наконец изменилась, что только в церкви и можно услышать теперь то наречие, на котором говорили наши предки, славяне. Поэтому и язык церковный называется «славянским». Наш разговорный язык во многом отличается от «церковнославянского», и нам всегда надо стараться замечать в молитвах каждое непонятное слово и узнавать, что оно значит и каким разговорным русским словом может быть заменено, иначе молитв, читаемых в церкви, мы не поймем.

Ангельская песнь Пресвятой Троице (Трисвятое)

Одни молитвы составили святые отцы, другие дал нам Сам Бог. Коротенькая молитва, которая читается после молитвы Святому Духу, дана христианам с Неба.
Перекрестись и произнеси: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (трижды)
Небольшая молитва дана нам с Неба, потому что Бог любит, когда Ему молятся и не долго, но от чистого сердца и с усердием. Кому же и как, Бог дал эту молитву? А вот как: при одном греческом царе случилось страшное землетрясение в Царьграде. Все ждали, что вот-вот провалятся под землю и будут ею задавлены. Что делать? Люди собрались в церковь, взяли там святые иконы и вышли с ними на улицу молить Бога о помиловании. Молятся Богу, а землетрясение и подземный гул продолжаются. Вдруг сильный ветер на виду у всех поднял одного мальчика высоко к небу. Через несколько минут мальчик опустился на землю совсем спокойный и невредимый и рассказал, что он слышал там вверху поющих: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный...» Тотчас же эту небесную песнь пропели на земле, прибавив к ней: «помилуй нас». После чего прекратилось землетрясение и не стало слышно никакого подземного гула. Вот, за коротенькую-то молитву, какую великую милость Бог явил людям! Избавил их от страшной смерти.— Наверно, мальчик был добрый и благочестивый, если через него Бог дал людям эту молитву? — Конечно. Иначе Бог взял бы кого-нибудь другого на небо. А чье пение на небе слышал мальчик? — Он слышал пение Ангелов, которые на небе воспевали и воспевают неумолкаемыми голосами Триединого Бога. Теперь разберем, что же Ангелы пели на небе, как это слышал мальчик.
«Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный». В ангельской песне слово «Святый» повторено трижды. Зачем трижды повторено слово «святый»? — В честь Триединого Бога. А что значит слово «святый»? «Святый» значит чистый, безгрешный. Никто не свят так, как Бог свят. Хотя и люди могут быть святыми, но они делаются такими не сами собою, а при помощи Божией, и святые люди хотя и немного, но грешат. Бог же никогда не может грешить, как святейший и чистейший Дух. Далее в молитве говорится: «Святый Крепкий», иначе говоря, «Святый Всемогущий». В этих словах Ангелы воспевают всемогущество Божие. Бог называется всемогущим потому, что все может сделать одним словом и для Бога нет ничего невозможного ни на земле, ни на небе. Наконец говорится: «Святый Безсмертный», то есть никогда не умирающий, никогда не перестающий жить, Вечный Бог.— Значит, Ангелы на небе воспевали святость, всемогущество и вечность Триединого Бога. Что же нам можно прибавить к этой молитве, как только не просить Святейшего, Всемогущего и Вечного Бога помиловать нас, грешных. Вот на земле и стали христиане говорить и петь ангельскую песнь с прибавлением слов: «помилуй нас». Эта краткая молитва и называется «ангельской песнью», еще называется она «Трисвятое», от повторения в ней слова «святый» трижды. Молитва повторяется трижды, в знак того, что всем Трем Лицам Пресвятой Троицы одинаково принадлежит святость, всемогущество и вечность.

Славословие Пресвятой Троице

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Что же мы в этой молитве высказываем Богу? Просим ли чего у Бога? — Ничего не просим, а только прославляем Его, говорим, что Триединому Богу принадлежит от людей вечная слава на земле. Эта молитва называется «полным славословием», так как здесь мы называем поименно Триединого Бога, да еще и прибавляем к нему слова: «ныне и присно... Аминь»; тогда как в кратком славословии говорим только: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Так вот, помни, что у нас две молитвы называются славословием; только одна называется кратким, коротеньким, а другая полным славословием.
«Ныне» значит теперь; «присно» значит всегда, беспрестанно; «во веки веков» значит вечно. Простой разговорной речью полное славословие можно передать так: «Слава принадлежит Богу Отцу, и Сыну, и Святому Духу теперь, всегда и вечно. Истинно так!»

Молитва Пресвятой Троице

Есть, еще особенная молитва к Пресвятой Троице о помиловании, которая говорится тотчас же после полного славословия. Перекрестись и скажи:
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости Беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй! (трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
«Пресвятая Троице, помилуй нас», - так начинается молитва. Этими словами мы просим Триединого Бога быть милостивым к нам, грешным. Далее мы говорим отдельно Богу Отцу: «Господи, очисти грехи наша». Святой Дух очищает нас от грехов, когда поселяется в нас и помогает нам вместо дурных, пагубных дел делать добрые, спасительные. Бог Отец очищает нас от грехов, когда Он видит, что мы, прося Бога очистить нас от грехов, в то же время стараемся и сами избавиться от них.
Второму Лицу Пресвятой Троицы мы говорим: «Владыко, прости беззакония наша». А кто Второе Лицо Пресвятой Троицы? Сын Божий. Как Сын Божий стал еще называться, когда родился от Пресвятой Девы Марии? Иисусом, или Спасителем. От чего же Он нас спас? От грехов, которые могут погубить человека навсегда. Чем же Он нас спас от грехов? Он спас нас тем, что вытерпел наказание за грехи вместо нас и, живя на земле, показал нам, как надо делать добрые дела, и оставил нам Свой закон, в котором указал, как должны жить люди, чтобы не подвергаться новым наказаниям. Когда люди делают то, что не указано в Его законе, какие-нибудь дурные дела, или грехи, это и значит, что они живут не по закону Христову, иначе говоря беззаконничают, делают беззакония. Вот мы, ныне всегда исполняющие волю нашего Господа, и взываем к Нему: «Владыко, прости беззакония наша!»
Духу Святому мы говорим: «Святый, посети и исцели немощи наша». Когда говорим: «Святый, посети», то просим Святого Духа посетить нас, то есть побывать в нашей душе, пожить с нами. Зачем же мы просим об этом Святого Духа? А чтобы Он исцелил наши «немощи». Когда человек заболевает, то к нему приходит врач и лечит его, а близкие люди ухаживают за больным, помогают ему и встать, и лечь. Вот и мы, когда грешим да грешим, то бываем похожи на больного, слабого человека, так как без Божией помощи не можем делать добрые дела. Тогда нам одно спасение — от всего сердца просить Духа Святого посетить нас и исцелить наши немощи, то есть слабость и бессилие наше делать добрые дела. И только Святой Дух, этот Врач и Целитель Небесный, может вполне исцелить нашу душу от грехов и сделать ее способною исполнять закон Христов.
Молитву к Пресвятой Троице о помиловании, мы заканчиваем словами: «имене Твоего ради». О каком же имени говорится здесь? Здесь говорится об имени Триединого Бога, и говорится для того, чтобы мы крепко помнили, обращаясь порознь к каждому Лицу Пресвятой Троицы, что у нас не три Бога, а один Бог во Святой Троице, и что Триединый Бог подаст нам просимое не потому, что мы его заслужили чем-то, а по своей бесконечной любви к нам, за что мы и должны всегда прославлять Его.
После молитвы к Пресвятой Троице о помиловании говорится еще краткая молитва: «Господи, помилуй» и полное славословие. «Господи, помилуй» говорится трижды в знак того, что все три Лица Пресвятой Троицы имеют равную власть прощать нам грехи, потому что мы, делая дурные дела, одинаково прогневляем все три Лица Божества. Полное славословие после этого говорится потому, что получивший помилование от Господа может и должен благодарить Его прославлением Его святого имени.

Молитва Господня

Есть молитва самая важная из всех молитв, потому ей научил нас Спаситель, когда жил на земле; молитва эта называется «Господней».
Перекрестись и произнеси: Отче Наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое. Да приидет царствие Твое. Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение. Но избави нас от лукавого. Яко Твое есть царство, и сила, и слава Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков.
Аминь.

Небольшую молитву дал нам Спаситель, но в этой молитве позволил нам просить у Него.
Спаситель велел нам называть Бога: «Отец наш, живущий на небе». О каком же нашем Отце, живущем на небе, говорится здесь? Конечно, о Боге, Который всех нас сотворил и все необходимое для жизни подает нам, Который печется и заботится о нас, любит всех нас, как родной отец своих детей.
Зачем Спаситель велел нам говорить «Отец наш», а не Отец мой? Затем, что мы все, искупленные Иисусом Христом от вечной погибели, братья между собой и составляем одну великую семью Небесного Отца. Разве счастлива семья, в которой одни из детей имеют всего вдоволь, а другие бедствуют? Конечно, нет. Вот и надо говорить Небесному Отцу: «Отец наш», а не меня одного; подай потребное для благосостояния всем нам, а не мне одному.
Зачем Иисус Христос велел нам говорить Богу: «Отец наш, живущий на небе»? Затем, чтобы мы, когда назовем Бога Отцом и будем Ему молиться, перенеслись бы нашей душой на небо и не думали бы ни о чем земном.
А что, когда мы сказали Богу: «Отец наш, живущий на небе», то попросили себе у Него чего-нибудь, или нет? Нет, ничего не попросили, а только назвали, или призвали Бога, почему и слова эти в молитве Господней называются «призыванием». По-церковному призывание звучит так: «Отче наш, Иже ecu на небесех». Здесь слово «Отче» сказано вместо Отец; «Иже ecu» вместо живущий, «на небесех» вместо на небе.
«Да святится имя Твое»! Иисус Христос научил нас прежде всего просить Небесного Отца о том, чтобы имя Божие было свято. А разве Бог не свят? Бог свят и пресвят Сам в Себе, только люди не всегда употребляют имя Божие свято. Иногда они молятся Богу не усердно, в другой раз и имя Божие помянут чуть не в шутку; бывают и такие дурные люди, что, пожалуй, побожатся, то есть призовут в свидетели Самого Бога, что они сказали правду; на самом же деле — солгут, правды-то не скажут. Вот такие люди, свято ли употребляют имя Божие? Конечно, нет. За это с ними в жизни и случаются несчастья, и Бог лишает их своих небесных благ. Если люди не почитают, как следует, Бога, будут ли они почитать начальников, старших и друг друга? Наверно, нет, потому что Бог повелел нам всех любить и почитать. Итак, первое благо в жизни, когда люди употребляют имя Божие как великую святыню, когда они свято исполняют все, на чем есть, так сказать, печать имени Божия, что заповедано людям Самим Богом. Значит, если мы будем жить хорошо и делать добрые дела, то этим и покажем, что имя Божие мы употребляем и храним свято и осторожно. Пусть же и первое прошение наше Небесному Отцу будет о том, чтобы Он Сам помог нам всегда употреблять Его великое имя свято и нашей жизнью показать, что мы выше и больше всего почитаем Бога, нашего Небесного Отца.
«Да приидет Царствие Твое»! В этих словах Иисус Христос научил нас просить Небесного Отца о том, чтобы на земле настало, расширилось и утвердилось Его Царство. Разве без нашей молитвы Бог не может на земле утвердить Своего Царства? Бог утвердил на земле Свое Царство раз и навсегда; только не все люди находятся в Его Царстве, потому что только тот может находиться в Царстве Христовом, кто старается исполнить закон Христов. А кто не живет по правиллам Христова закона, тот не может находиться в Царстве Божием. И что было бы за Царство у Небесного Отца на земле, если бы все злые, ленивые и нерадивые люди находились в нем; они мешали бы добрым и благочестивым и притесняли бы их!.. Так вот, надо нам заботиться и просить Небесного Отца о том, чтобы Он Сам помог удержаться нам в Его благодатном Царстве на земле, чтобы Царство Его все более и более увеличивалось, чтобы люди, исполняя закон Христов и получали бы вечное спасение. Как же мы узнаем, что находимся в Царстве Отца Небесного? Царство Божие на земле есть «правда, мир и радость о Дусе Святе...» Значит, когда мы будем поступать во всем по правде, жить со всеми в мире и согласии и никогда не терять спокойствия — даже в несчастье, то и будем принадлежать к Царству Отца Небесного.
«Да будет воля Твоя и на земле, как на небе»! В этих словах Иисус Христос повелел нам просить Небесного Отца о том, чтобы Его воля исполнялась и на земле так же, как она исполняется на небе. А что такое воля Господня? Волей Господней называется то, что Он хочет, чтобы люди делали для своего спасения. У Бога на небе первые, исполнители Его святой воли — Ангелы: «что на небе Бог велит Ангелам сделать с людьми, то они сейчас же и исполнят на земле». И мы, подобно Ангелам, исполняем на земле волю Небесного Отца. Свою волю Бог передал нам через Иисуса Христа. Все, чему учил Иисус Христос людей на земле, и есть воля Божия — то, что угодно Небесному Отцу, чтобы все люди делали, живя на земле для своего счастья и благополучия. Но мало только узнать волю Божию, надо приучиться исполнять ее с детства, исполнять, как Ангелы исполняют ее на небе, — «точно и в свое время». А так как это не всегда легко для нас, живущих среди соблазнов, то Иисус Христос и научил нас просить Небесного Отца, чтобы Он помогал нам исполнять Его святую волю. И молиться каждый из нас должен не за себя одного, а за всех, чтобы Бог помог всем жить по учению Иисуса Христа, потому что чем больше на земле будет людей, исполняющих волю Божию, тем легче будет и каждому из нас исполнять ее.
Если Бог судил нам жить в бедности, в сиротстве, — не будем унывать и роптать на Небесного Отца, а будем стараться исполнять волю Его, выраженную нам во Святом Евангелии, тогда Он и здесь явит нам Свою милость, наградит нас всеми земными благами. Но, живя в богатстве, в роскоши, нельзя забываться, а надо быть всегда добрыми, послушными и помнить, что в воле Божией не только дать нам богатство и почести, но и взять их назад у того, кто забывает Бога. Слова разговорной речи: «и на земле, как на небе» звучат по-церковному: «яко на небеси и на земли».
«Хлеб наш необходимый подавай нам на этот день» («Хлеб наш насущный даждь нам днесь»). В этих словах Иисус Христос научил нас просить у Небесного Отца хлеба, необходимого нам для существования. Почему же Иисус Христос позволил нам просить одного только хлеба у Небесного Отца: ведь во власти Всемогущего Владыки неба и земли весь мир с его богатствами? Может быть, здесь подразумевается и что-нибудь другое, кроме обыкновенного хлеба, который мы употребляем в пищу? Да; под необходимым хлебом имеется в виду еще жилище и одежда, без которых человек не может обойтись. Отец Небесный больше заботится о нас, чем мы сами, и все у Него готово для нашего благополучия; нам нужно только в сердечной молитве просить всего необходимого для безбедной жизни, и Он все подаст нам в свое время. Но так как человек состоит из тела и души, для которой тоже необходима соответствующая ей пища, то, прося насущного хлеба для тела, мы в то же время должны просить у Бога и пищи для нашей души. Пищей для души служит слово Божие и особенно Тело и Кровь Христа, которые преподаются нам в Таинстве Святого Причащения.
«Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Вот еще о чем велел нам Иисус Христос просить Небесного Отца: простить нам долги наши! Разве мы, в чем-то задолжали Богу? Задолжали, потому что не всегда жили хорошо, не всегда делали то, что велел нам делать Небесный Отец. Так знай же: если ты сделаешь дурное дело, то есть грех, то сделаешь долг перед Богом, потому что Бог дал тебе душевные силы для того, чтобы ты всегда употреблял их на добрые дела. Иисус Христос назвал грехи долгами.
В жизни нам могут простить долг один раз, а потом, если и одолжат, то будут требовать уплаты, и хоть не сразу, по частям, а все-таки надо будет уплатить долг, чтобы потом можно было опять попросить. А мы так и поступим в отношении наших долгов Богу, когда будем прощать обидевшим нас, нашим должникам, мы этим как бы понемногу будем уплачивать тот большой долг Небесному Отцу, который составляют наши грехи. Прощение обид ближнему настолько ценно для Бога, что служит как бы мерой простить нам столько, сколько и мы прощаем нашим должникам. Будем же охотно и от всего сердца прощать обиды своим ближним.
По-церковному это прошение молитвы Господней звучит так: «Остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим». Слово «прости» по-церковному сказано: «остави»; «как» по-церковному сказано: «яко»; «должникам» по- церковному сказано: «должником».
«Не введи нас во искушение». В этих словах молитвы Господней Иисус Христос научил нас просить Небесного Отца, чтобы Он не вводил нас в искушение, под которым понимаются соблазны ко греху, разные беды, напасти и вообще несчастья в мире. Правда, несчастья случаются с людьми чаще всего тогда, когда они не живут по заповедям Божиим или не следуют советам старших, родителей, начальников. Как бы то ни было, в любом возрасте и состоянии может с человеком случиться несчастье. Злой дух, этот всегдашний враг человека, и нападает на него особенно, когда он находится в какой-нибудь беде или опасности, чтобы удобнее соблазнить его на грех... И одно верное средство избавиться нам от погибели в это время — сердечная молитва к Небесному Отцу, чтобы Он Сам, Своей невидимой, но крепкой рукой удержал нас от падения, сохранил нас от злого духа и помог нам пережить великодушно случившееся несчастье. Помни, всегда говори Небесному Отцу слова молитвы Господней: «не введи нас во искушение», с твердой верой в крепкое заступление за нас Небесного Бога Отца, и ни в какой беде, ни в каком несчастье, постигшем тебя, не унывай и не теряй надежды на получение верной помощи от Бога.
«Избавь нас от лукавого». Вот еще о чем Иисус Христос научил нас просить Небесного Отца, — «избавить нас от лукавого». А кто и что понимается под лукавым? — Под лукавым понимается дурное, злое дело — грех, а также злой дух, соблазняющий человека на грехи. Человек склонен к дурному, злому от природы. Он знает, что злое для него вредно, что за дурные дела его могут наказать родители, начальники и Сам Бог, но все-таки делает злое. Поэтому Иисус Христос и научил нас просить у Небесного Отца Божественной помощи для борьбы со злом. Действительно, человеку необходимо бороться со злом. Мы и сами-то по себе склонны к дурному, а тут еще злой дух смущает нас. Иногда он не дает покоя человеку, соблазняя его на грех... И каких-каких лукавых мыслей он не внушит ему! «Никто ведь не узнает, что ты поступил плохо, поленись, полакомься, возьми чужое и т. д; ведь ты от этого получишь удовольствие, а когда тебя спросят, зачем ты сделал, что не следует, ты не говори правды, а скажи, что я этого не делал, придумай что-нибудь в свое оправдание, тем дело и кончится». Так обычно злой дух нас склоняет к дурному. И вот, когда слабый человек поддастся его обольщениям (а это бывает с нами, когда мы полагаемся на свои слабые силы и не просим Небесного Отца нашего помочь нам прогнать от себя злого духа), то человеку становится стыдно, совесть его начинает мучить за дурное дело. Спросят его родители или начальники: зачем ты сделал плохо, ему будет стыдно сказать правду, он и начнет что-нибудь придумывать в оправдание свое — лгать. Так злой дух доводит слабого человека до лукавства, самого постыдного и дурного дела. Недаром же злые дела иначе еще называются «лукавыми»: начинаются они с лукавых наветов диавола, кончаются тем, что сделавшие их лукавят перед родителями или начальниками. Нужно, усерднее просить Небесного Отца об избавлении нас от злых дел, то есть грехов, и особенно от диавола, который соблазняет нас на злые дела.
«Ибо Твое есть царство, и сила, и слава во веки. Аминь». Попросили мы у Небесного Отца всего необходимого нам; попросили все, что потребно для благополучной жизни на земле и для вечного блаженства на небе. Но подаст ли нам Небесный Отец то, чего мы просили у Него? Подаст и всегда будет подавать, если только мы будем просить у Него с твердой верой и благодарить Его от чистого сердца за все милости, которые получаем от Него. Поэтому Иисус Христос научил нас в конце молитвы Господней прославлять Небесного Отца следующими словами: «Ибо Твое есть царство, и сила, и слава во веки». Эти слова молитвы Господней называются «славословием», потому что в них мы прославляем Небесного Отца как Великого Царя и Всемогущего Бога, во власти Которого наша жизнь, наше благополучие. Сердечным «славословием», или прославлением Небесного Отца, мы и можем благодарить Его за все, что получаем от Него. По-церковному славословие молитвы Господней звучит так: «Яко Твое есть царство, и сила, и слава во веки. Аминь». Здесь слово «яко» сказано вместо «ибо».

СИМВОЛ ВЕРЫ

Верую в единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единароднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Светла, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Оотца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшего пророки.
Во едину Святую, Cоборную и Апостольскую Церковь. Исповедаю едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, И жизни будущаго века. Аминь.

Ангельское приветствие Божией Матери

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю, Благослове́нна Ты в жена́х и благослове́н Плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших.

Молитва

Перекрестись и скажи утреннюю молитву понятной нам разговорной речью: «Владыка Человеколюбец! Востав от сна, я к Тебе спешу и стараюсь делать Твои дела при Твоем милосердии, и молюсь Тебе, помогай мне всегда и во всяком, деле, избавь меня от земного несчастья и от диавольской помощи на зло, спаси меня и введи в Свое вечное Царство. Так как Ты мой Творец, Попечитель и Податель всякого добра, на Тебя, вся моя надежда, и Тебя я прославляю ныне, и всегда, и вечно. Истинно так».
В этой молитве мы называли Бога «Владыкой Человеколюбцем», то есть Владыкой милостивым, добрым, любящим всех нас, не отказывающим нам ни в чем, необходимом и полезном для нас. Словами: «я к Тебе спешу и стараюсь делать Твои дела при Твоем милосердии», — мы говорим Богу, что, прося Его помощи на добрые дела, мы в то же время стараемся и сами, своими силами жить так, как Он нам заповедал; не думаем, что как только в молитве попросим у Бога помощи, то добрые дела сами собой, без нашего труда, и сделаются. Бог помогает человеку тогда, когда он своими трудами не может с чем-то справиться, но и при трудах Божия помощь необходима человеку всегда и во всяком деле. Эту помощь Бог обещал человеку подать, когда он попросит Его об этом в сердечной молитве, почему и говорится дальше: «молюсь Тебе», что значит: прошу у Тебя помощи, так как Ты мне позволил просить Тебя, когда я один, при всем моем старании, не могу сделать чего-то доброго. А в чем именно человеку необходима помощь Божия, это мы высказываем Богу в утренней молитве так: «избавь меня от земного несчастья», то есть от разных земных бед, как: болезни, смерть близких родных, пожары, обиды, нападения на нас злых людей и другое, что часто зависит не от нас и что мы своими силами никак не можем удалить от себя. «Избавь меня от диавольской помощи на зло» потому что диавол разными лукавыми внушениями влечет меня от добрых к дурным делам и таким образом может погубить меня навсегда, то есть лишить вечного Твоего Царства. Ты Сам Человеколюбец, Своей невидимой и крепкой рукой «спаси меня», помоги мне не поддаться лукавым соблазнам духа злобы и «введи меня в Свое вечное Царство» не оскверненного злыми делами. Словами молитвы: «так как Ты мой Творец, Попечитель и Податель всякого добра»,— мы высказываем Богу, почему мы просим у Него помощи и надеемся получить ее. Ведь Бог, как Творец, знает, в чем нам необходима Его помощь, что мы доброго можем сделать своими силами и чего не можем, и, как заботливый Попечитель, подаст нам помощь тогда, когда она будет необходима. Каждый из нас должен лишь с надеждой на милосердие Божие просить помощи у Бога и прославлять Его бесконечное милосердие к нам, грешным. Это в конце молитвы мы высказываем Богу так: «на Тебя вся моя надежда, и Тебя я прославляю ныне, и всегда, и вечно».
По-церковному утренняя молитва читается иначе, чем разговорной речью. Слова молитвы: «К Тебе, Владыко Человеколюбче, от сна востав прибегаю, и на дела Твоя подвизаюся милосердием Твоим, и молюся Тебе: помози ми на всякое время, во всякой вещи, и избави мя от всякия мирския злыя вещи и диавольскаго поспешения, и спаси мя, и введи в Царство Твое вечное. Ты бо еси мой Сотворитель и всякому благу Промысленник и Податель, о Тебе же все упование мое, и Тебе славу возсылаю, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Что высказывали мы Богу в утренней молитве, о чем Его просили? Мы говорили Богу, что стараемся делать Его дела, то есть жить так, как научил нас жить Спаситель наш Иисус Христос; просили Его о том, чтобы Он помогал нам, когда мы одни, своими силами, без Его помощи не можем делать доброго.

Окончание молитв

Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. Господи, помилуй! (трижды)
\Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй нас. Аминь.

МОЛИТВЫ ВЕЧЕРНИЕ

Ложась спать, осени себя крестным знамением и произнеси:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Молитва Святому Духу

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни Подателю, приди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Ангельская песнь Пресвятой Троице (Трисвятое)

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.
(трижды)

Славословие Пресвятой Троице

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости Беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуйлуй! (трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва Господня

Отче Наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое. Да приидет царствие Твое. Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение. Но избави нас от лукавого. Яко Твое есть царство, и сила, и слава Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков.
Аминь.

Окончание молитв

Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Господи, помилуй! (трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй нас. Аминь.

Молитва

Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша, вольная и невольная, яже в слове и в деле, яже в ведении и не в ведении, яже во дни и в нощи, яже во уме и в помышлении: вся нам прости, яко Благ и Человеколюбец.

Молитва

Вот прожили мы день: о многом передумали, много говорили и сделали немало разных дел в течение дня. Когда же нам лучше подумать о том, хорошо ли мы провели день? Конечно, при его окончании. И за все хорошее, сделанное нами днем, мы должны поблагодарить Бога, потому что сделали это при Его Божественной помощи; в дурных же мыслях, словах и делах нужно попросить у Бога прощения. Все это непременно должен сделать каждый из нас перед наступлением ночи. Ночь Богом назначена человеку для успокоения и восстановления сил после дневной усталости. Когда мы проведем ночь спокойно, то наутро встаем с обновленными силами и с охотой принимаемся за дневные дела. Но в то же время ночные часы опасны для нас, потому что и видимые враги и невидимые, пользуясь нашей усталостью, ночью легко могут нападать на нас и причинять нам разные обиды. Вот и нужно позаботиться, чтобы ночное время прошло для нас спокойно, благополучно и чтобы на следующий день приняться за дела с новыми силами. Сколько мы днем грешим, сколько передумаем, наговорим, сделаем дурного, неугодного Господу Богу. Только и остается нам просить Бога в сердечной молитве, чтобы Он, по Своему милосердию простил нам наши грехи и в наступающую ночь сохранил нас от всякого зла.
И вот с какой молитвой Святая Церковь заповедала нам всегда обращаться к Богу перед тем, как готовиться ко сну. Перекрестись и скажи эту молитву разговорной речью: Господи Боже наш, все, в чем я согрешил сегодня словом, делом и мыслью, Ты, как Благий и Человеколюбец, прости мне. Дай мне сон мирный и спокойный, пошли мне Твоего Ангела Хранителя, который своей силой покрыл и уберег бы меня от всякого зла, так как Ты Хранителъ душ и тел наших и мы приносим славу Тебе, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и всегда, и вечно. Истинно так.
В этой молитве, называемой вечерней, каждый из нас сначала просит у Бога прощения в том, что сделал греховного в течение дня, и не только в том, что сделал плохого, но и что говорил и думал о дурном. Просит прощения у Бога, потому что Он добр и любит всех людей и охотно прощает им все грехи, когда они в сердечной молитве попросят Его об этом. В вечерней молитве все это каждый из нас высказывает Богу так: «Господи Боже наш... прости мне». И как бы получив от Всеблагого Бога прощение в грехах, каждый из нас просит у Него мирного и спокойного сна и Ангела Хранителя, который бы своей силой покрыл и уберег нас от всего, что может сделать наступающую ночь страшной, а сон тревожным. Действительно, человек, уставший от дневной работы, обретает силы только после крепкого и спокойного сна. Но если сон у человека будет тревожный, если ему будут сниться разные страхи, тогда утром он не может чувствовать себя хорошо и легко. Для сохранения от бед, что легко могут случиться ночью с каждым из нас, Бог и позволил нам просить у Него Ангела Хранителя, который своей невидимой, но крепкой силой покрыл и уберег бы нас от всякого зла, причиняемого диаволом и злыми людьми. Это мы и высказываем Богу в вечерней молитве следующими словами: «Дай мне сон мирный... от всякого зла».
В конце вечерней молитвы мы выражаем Богу твердую надежду на получение всего просимого у Него, говорим, что Бог есть крепкий Хранитель души и тела каждого человека, и с такой твердой верой говорим, что тотчас же и прославляем Бога, как уже получившие от Него помощь: «Ты Хранитель... Истинно так».
По-церковному вечерняя молитва читается так: Господи Боже наш, еже согреших во дни сем словом, делом и помышлением, яко Благ и Человеколюбец прости ми. Мирен сон и безмятежен даруй ми. Ангела Твоего хранителя посли, покрывающа и соблюдающа мя от всякаго зла, яко Ты еси хранитель душам и телесем нашим, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва пред сном

Когда отходишь ко сну, произноси: В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой: Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми. Аминь.

Молитвослов для детей:
- Молитвы на разные случаи
- Ангельское приветствие Богородице
- Канон ко Святому причащению

ПРАВОСЛАВИЕ ДЕТЯМ

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Православие детям | Добавил: Николай (01.06.2018)
Просмотров: 1431 | Теги: дети | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru