Быстрые успехи евангельского учения в Иерусалиме возбуждали, как мы видели, гнев первосвященников, начальников и всех иудеев, приверженных к закону своему. Они начали гнать Церковь Божию. Между самыми жестокими врагами учеников Христовых был один юноша, Савл из города Тарса в Киликии. Он воспитывался в Иерусалиме у известного законоучителя Гамалиила, который, как и все семейство Савла, принадлежал к секте фарисеев. Эта секта, самая многочисленная в Иудее, отличалась особенною ревностью к обрядам закона Моисеева и наружным благочестием. Видно из Евангелия, что фарисеи, исполняя со строгой точностью все внешние обряды закона, считали себя лучше и благочестивее других; они постились, творили долгие молитвы, раздавали милостыню перед народом, ибо любили, чтобы их хвалили и называли учителями; сами же были горды, самонадеянны и презирали ближних. Господь Иисус Христос часто укорял их за их лицемерие и гордость, говорил, что хотя они держатся в точности буквы закона, но не сохраняют главного в законе — правосудия, милости и веры. Обличаемые Господом, фарисеи ненавидели Христа и учение Его. Савл, воспитанный в исключительных понятиях фарисейских, возненавидел всей душой учение Христово, которое считал ложным и вредным, и думая, что угождает Богу, преследуя учеников Христовых. «Я думал, — говорил он впоследствии, — что мне должно сильно действовать против имени Иисуса Назорея». Когда побивали камнями первомученика Стефана, юный Савл одобрял его убийство и стерег одежды убийц. Когда преследовали святых, он подавал на то голос, входил в дома, брал верующих и сажал их в темницу. Так как ученики рассеялись по разным городам по причине гонения, то Савл выпросил у первосвященника письма в Дамаск к синагогам, чтобы и там преследовать верующих и приводить их связанными в Иерусалим. Первосвященники, видя его ревность к закону, дали ему это поручение. Полагают, что Савлу было тогда 24 года, это было через четыре года после вознесения Христова. Савл уже приближался к Дамаску, как внезапно осиял его с небес необычайный свет. Пораженный чудным блеском, он пал на землю, и в это время услышал голос, говоривший ему: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?» Савл вопросил: «Кто ты, Господи?» — «Я Иисус Назорей, Которого ты гонишь», — отвечал тот же голос. «Господи, что повелишь мне делать?» — спросил Савл. «Встань, — отвечал Господь, — и пойди в Дамаск; там сказано будет тебе, что назначено тебе делать». Все спутники Савла стояли в оцепенении, ибо слышали голос, а между тем не видели никого. Савл встал, но, ослепленный небесным светом, он с открытыми глазами ничего не видел, и бывшие с ним повели его за руки в Дамаск. Там он провел три дня в молитве, не вкушая пищи. Чудесная перемена совершилась в душе его. Свет истины озарил ее, и сердце Савла исполнилось любовью к Господу Иисусу Христу. Какое раскаяние он должен был чувствовать, вспоминая, что хулил и ненавидел Того, Кто теперь так милостиво указывал ему путь истины и спасения. В Дамаске находился в это время ученик апостолов Анания. Господь в видении сказал ему: «Иди на улицу, называемую Прямой, и в доме Иудином спроси тарсянина, которого зовут Савлом. Он теперь молится и видел в видении, что человек по имени Анания придет к нему и, возложив на него руку, возвратит ему зрение». — Господи! — отвечал Анания, — я от многих слышал об этом человеке, что он сделал много зла святым Твоим во Иерусалиме; да и сюда пришел для того, чтобы преследовать и предавать суду всех призывающих имя Твое. — Пойди, — сказал Господь, — ибо этот человек есть Мой избранный сосуд и понесет имя Мое к народам и царям, и сынам Израилевым, и Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое. Анания повиновался. Он пошел к Савлу и, возложив на него руку, сказал ему: «Брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на дороге, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа». При этих словах как будто чешуя спала с глаз Савла. Он прозрел и принял святое крещение. Исполнившись Духа Святого, он стал в синагогах проповедовать о Христе, что Он Сын Божий. Слышавшие его дивились и говорили между собой: «Не это ли тот самый, который в Иерусалиме гнал всех, призывающих имя Христа, и сюда пришел для того, чтобы вязать их и предавать суду?» Убедившись в его обращении, иудеи захотели убить его, и день и ночь стерегли ворота, чтобы он не мог уйти. Но ученики тайно спустили его ночью по городской стене в корзине. Савл отправился в Аравию, там провел некоторое время в уединении и после этого возвратился в Дамаск и безбоязненно проповедовал Иисуса Христа. Через три года после обращения своего Савл пришел в Иерусалим и там хотел пристать к ученикам, но они чуждались его, помня, как он гнал Церковь Б'ожию. Наконец Варнава рассказал им о видении Савла, обращении его и о том, как он проповедовал Христа в Дамаске. Ученики тогда приняли его с любовью; и он постоянно пребывал с ними, разделял труды их, объяснял слово Божие и подвергался гонениям и опасностям за имя Христа. Иудеи иерусалимские, которые знали сперва Савла за ревностного гонителя Церкви, сильно негодовали за его обращение и покушались убить его. Тогда апостолы препроводили его в Кесарию и оттуда в Таре. Он рассказывал впоследствии, что сам Господь явился ему во время молитвы и повелел ему оставить Иерусалим. «Пойди, — сказал ему Господь, — Я пошлю тебя далеко к язычникам». В это время апостолы, услышав, что слово Божие проповедано в Антиохии Сирской, послали туда Варнаву, чтобы утвердить в вере новообращенных и наставлять их. Варнава пробыл там некоторое время и потом пошел за Савлом, который отправился с ним в Антиохию, где целый год оба они трудились вместе. Великое число людей уверовало, и ученики в Антиохии первые стали называться «христианами». Когда сделался сильный голод в Иудее, антиохийцы чрез Варнаву и Савла послали туда пособие. Исполнив это поручение, Варнава и Савл возвратились в Антиохию, но вскоре Дух Господень повелел им предпринять новое путешествие; совершив пост и молитву, они отправились на остров Кипр и прошли всю страну, проповедуя слово Божие. Жители этого острова были ревностные поклонники богов языческих, однако же правитель, Сергий Павел, пожелал услышать новое учение и призвал к себе Варнаву и Савла, которого с этих пор Священное Писание начинает называть Павлом. Тут находился один волшебник, по имени Вариисус (или Елима). Боясь, вероятно, потерять свое влияние, он стал убеждать правителя не верить словам Павла. Но Павел, обратясь к нему, строго укорил его за то, что он ложным учением обманывает народ. «Рука Господня на тебе, — сказал он ему наконец, — ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени». И внезапно лжеучитель ослеп и стал искать провожатого. Все, видевшие это чудо, дивились, и правитель Сергий Павел уверовал в Господа. После этого Павел и Варнава, продолжая путешествие свое, прибыли в Памфилийскую область, в город Пергию, и оттуда в Антиохию Писидийскую (Писидия — область Малой Азии. В Малой же Азии и Пергия, столица Памфилийской области, и Икония, в области Фригийской.), где множество народа собралось слушать их. Павел объяснил иудеям, что Иисус, распятый ими, есть именно тот самый Мессия, о Котором предсказывали пророки; он убеждал их уверовать в Него, обещая им чрез Него спасение и оставление грехов. Некоторые уверовали, и в следующую субботу весь народ собрался слушать святых апостолов. Иудеи, не уверовавшие, видя это многочисленное собрание, исполнились гнева и зависти и стали злословить Павла и Варнаву. Тогда апостолы сказали им: «Вам первым надлежало быть проповедано слово Божие, но вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни; теперь мы обращаемся к язычникам». Множество язычников уверовало, но иудеи возбудили гонение против апостолов и изгнали их из Антиохии. Они пошли далее, обратили многих в Иконии, между прочим одну девицу, по имени Фекла, которая впоследствии сподобилась сделаться первой мученицей за имя Христово. Святые апостолы творили в Иконии великие знамения и чудеса; народ разделился: иные стояли за них, другие злословили их и хотели побить камнями. Тогда они, оставив Иконию, пошли проповедовать в Листре, Дервии и окрестных местах. В Листре Павел именем Господним исцелил человека, хромого от рождения. Народ, изумленный этим чудом, восклицал: «Боги в человеческом образе сошли к нам». И язычники стали называть апостолов именами главных богов своих, Варнаву — Юпитером, а Павла — Меркурием, и хотели совершить в честь их жертвоприношение. Апостолы с трудом отговорили их от этого. «Что вы делаете? — говорили они язычникам: — Мы такие же люди, как и вы, и для того пришли, чтобы отклонить вас от поклонения ложным богам и указать вам Бога истинного, Который сотворил весь мир». Вслед за тем они начали учить народ, но некоторые иудеи пришли из Иконии и стали называть апостолов обманщиками и говорили народу: «Не слушайте их, они все лгут». И народ, вдруг забыв и чудо, сотворенное Павлом, и слова благодати, которые он говорил, устремился на него и побил его камнями. Считая его умершим, они вытащили его за город, но Господь возвратил святому апостолу силы и здоровье. Он с Варнавою пошел в Дервию, но вскоре опять посетил те самые места, в которых проповедовал и подвергался стольким опасностям, ибо там многие уверовали и святым апостолам надо было наставить их, утвердить их веру. Для этого святого дела они не боялись подвергать жизнь свою опасности, ибо любовь к Богу и ближнему исполняла сердца их. Они собирали учеников, молились с ними, увещевали их оставаться твердыми в вере своей, не скрывая от них, что через многие страдания верующие должны достигать Царствия Божия. Они избирали и рукополагали пресвитеров для каждой Церкви, и, благословив учеников, шли далее. Посетив опять Писидию и Памфилию, святые апостолы возвратились в Антиохию Сирскую, где христиане с радостью услышали, что Господь благословил труды их и отверз дверь веры язычникам. Павел и Варнава жили долгое время в Антиохии. Когда возник спор о том, должно ли цодвергать обрезанию новообращенных из язычников, то христиане послали Павла и Варнаву в Иерусалим для совещания по этому вопросу. Прошло уже четырнадцать лет с тех пор, как Павел оставил Иерусалим, и в это время, укрепленный силой свыше, он обратил к Господу несколько тысяч язычников. Павел и Варнава рассказали в Иерусалиме о знамениях и чудесах, которые Господь явил через них у язычников; и Собор единодушно решил, что не следует налагать на новообращенных обрядов закона Моисеева, и с письмом отправил Павла и Варнаву обратно в Антиохию. С ними пошли Иуда и Сила. Пробыв некоторое время в Антиохии, Павел сказал Варнаве: «Пойдем опять, посетим братьев по всем городам, в которых мы проповедовали слово Божие, и посмотрим, как они живут». Варнава хотел взять с собой племянника своего Марка, но Павел на это не согласился, потому что Марк, сопровождавший их в Антиохии при первом их путешествии, ушел от них. Поэтому Павел разлучился с Варнавою; Варнава и Марк отправились на Кипр; а Павел, взяв с собой Силу, обошел Сирию и многие области Малой Азии. В городе Листре к нему присоединился молодой ученик, Тимофей, который с этих пор ревностно делил его труды и впоследствии сделался епископом Ефесским. Святые апостолы везде учреждали Церкви, наставляли верующих, и число христиан умножалось с каждым днем. Дух Святой руководил апостолов и внушал им, что им делать и куда идти. Однажды Павлу явился в видении человек, который сказал ему: «Приди в Македонию и помоги нам!» Павел с некоторыми учениками тотчас же отправился в Македонию (в Греции). В македонском городе Филиппах он привел к познанию Христа женщину по имени Лидия, торговавшую багряницей, и жил в ее доме с учениками. Тут же Павел исцелил одну служанку, которая была одержима духом прорицательным, но так как господа ее извлекали выгоду из этого, то они сильно вознегодовали на апостолов и возбудили против них народ, говоря, что они проповедуют богослужение, противное их закону. Апостолов били палками и заключили в темницу; там забили им ноги в колодки и крепко стерегли их. Но ни страдания, ни заточения не могли лишить апостолов того спокойствия душевного, которое Господь дарует верным служителям Своим. В темнице Павел и Сила молились и воспевали хвалы Богу. Вдруг около полуночи сделалось землетрясение; двери темницы отворились сами собой, и оковы узников спали. Сторож проснулся и, видя, что двери отворены, пришел в отчаяние и хотел умертвить себя, ибо был уверен, что узники убежали и что ему придется отвечать за это перед начальниками, но Павел успокоил его. «Не делай себе зла: все мы здесь», — сказал он ему. И сторож вдруг уразумел силу Божию и, пав к ногам Павла и Силы, воскликнул: «Государи мои, что мне делать, дабы спастись?» — «Веруй в Господа Иисуса Христа», — сказали они ему. Сторож повел их в дом свой, омыл их раны; они проповедовали слово Божие ему и семейству его, и все в ту же ночь приняли святое крещение. Поутру начальники города приказали освободить узников, но Павел сказал посланным: «Нас, граждан римских, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь хотят тайно освободить. Нет! Пусть придут сами». Начальники испугались, когда узнали, что без суда наказали граждан римских (Граждане римские имели право требовать суда у кесаря, или императора римского. Быть гражданином римским считалось в это время важным преимуществом, и некоторые города и семейства приобретали это право за деньги. Вероятно, так поступили предки Павла, ибо Павел, как сам говорил, родился римским гражданином.). Они пришли к апостолам, извинились и просили их удалиться из города. Апостолы пошли в другой греческий город, Фессалоники, или Солунь; и там Павел три субботы сряду проповедовал в синагоге, что Христос есть ожидаемый Мессия. Некоторые иудеи и много греков уверовали, но прочие иудеи стали говорить, что апостолы возмущают народ против кесаря, называя царем Иисуса. Апостолы удалились и прибыли в соседний город Верию, где жители охотно слушали их, но фессалоникийские иудеи, узнав об этом, поспешили в Верию, чтобы и там возмутить народ. Павел принужден был удалиться, но Тимофей и Сила продолжали тут проповедовать. Хотя по причине гонений Павел и не мог долго оставаться в каждом городе, но слово Божие, проповеданное им, укоренялось в сердцах и приносило обильные плоды. Апостол не переставал и издали заботиться о новообращенных; он посылал к ним учеников своих, когда он сам не мог посетить их; в посланиях, исполненных любви, увещевал их хранить заповеди Христовы. «Я... молюсь о том, — пишет он к филиппийцам, — чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непорочны в день Христов, исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию» (Флп. I, 9—12). Павел хвалил христиан македонских за их милосердие и обильные щедроты к бедствующим братьям; он пишет фессалоникийцам, что они стали образцом для верующих; и что он беспрестанно вспоминает их «дело веры и труд любви и терпение упования на Господа Иисуса Христа» (1 Фес. I, 3). С какою кротостью, с какою любовью Павел обращался с уверовавшими, это мы можем видеть из его посланий. «В учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства, — писал он к фессалоникийцам, — но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестив, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши. Ибо никогда не было у нас... ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель! Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других... мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими. Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестив Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны. Ибо вы помните, братья, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестив Божие. Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими, потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу. Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие... которое и действует в вас, верующих» (1 Фес. II. 3-14). Оставив Верию, Павел отправился в Афины. Это был самый значительный город Греции; издавна знаменитый училищами своими, мудрыми философами, великими художниками, он считался столицей просвещения. Но Павел скорбел, видя, что этот город полон идолов. Правда, самые образованные из жителей Греции начинали уже понимать ложность языческих богов; на одной площади города Афин стоял жертвенник с надписью: «неизвестному богу». В этом стремлении к неведомому и новому выражалось, конечно, то, что старые верования и мудрования не удовлетворяли духа, тоскующего по истинному, по неведомому Богу. Павел, прибыв в Афины, начал проповедовать слово Божие в синагоге и на площадях. Некоторые философы спорили с ним, и наконец привели его в ареопаг, или верховное судилище, чтобы он перед многочисленным собранием изъяснил свое учение, ибо афиняне с любопытством слушали всякое новое учение. «Афиняне! — сказал Павел, — обозревая ваши святыни, я нашел жертвенник с надписью: неизвестному богу. Сего-то, Которого вы не зная почитаете, я проповедую вам». Вслед за этим Павел объяснил слушателям, что истинный Бог, Создатель вселенной, дающий всему жизнь и дыхание, близок к каждому искренно желающему узнать Его. Он говорил о покаянии и воскресении мертвых. Услыша о воскресении мертвых, некоторые из присутствовавших засмеялись, и вообще проповедь Павла имела мало успеха между афинянами, более любопытными, нежели любившими истину, и притом еще гордыми земною мудростью своей. Не из праздного любопытства должны мы слушать слово Божие, но изучать его с искренним желанием узнать закон Господень, чтобы, узнавши, следовать ему. Тогда Господь отверзает ум и сердце наше к уразумению Божественной истины, в просвещение и спасение наше. Впрочем, некоторые уверовали, в том числе и один член ареопага, Дионисий, который впоследствии был епископом Афинским и удостоился мученической кончины за веру свою. Из Афин Павел перешел в другой богатый греческий город, Коринф, и жил там с благочестивыми христианами из иудеев, Акилою и женой его, Прискиллою, которые были изгнаны из Рима по повелению императора римского (император Клавдий изгнал из Рима всех иудеев). Они содержались тем, что делали палатки; Павел с молодости знал это ремесло и работал с Акилою и Прискиллою, не желая быть им в тягость. По субботам же он проповедовал слово Божие в синагоге и убеждал иудеев и эллинов уверовать во Христа. Вскоре Тимофей и Сила прибыли из Македонии. Немало пришлось Павлу вы+терпеть гонений в Коринфе: его приводили на судилище, наказывали и преследовали уверовавших по слову его; Господь укреплял святого апостола, чтобы он не падал духом. Он явился ему в видении и сказал: «Не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в сем городе». Павел провел в Коринфе полтора года, часто подвергаясь гонениям, но не переставая проповедовать. «И был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете, — писал он впоследствии коринфянам. — И слово мое и проповедь моя состояли не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, дабы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор. И, 3-5). Павел оставил Коринф вместе с Акилою и Прискиллою; посетил Ефес и потом отправился в Иерусалим, чтобы провести там праздник и видеться с прочими апостолами. Оттуда он снова возвратился в Коринф. Но хотя святой апостол долго и усердно проповедовал коринфянам, видно из его посланий к ним, что учение его не имело у них такого успеха, как в. других городах. Их смущали лжеучители, и оттого происходили распри, ссоры, различные толкования учения Христова. Павел с великой заботливостью наставлял коринфян, писал им подробно о таинстве причащения, о воскресении мертвых; предостерегал их против ложных толкований, языческих обычаев, против гордости духовной; в особенности же убеждал их хранить между собою мир и любовь. «Если имею дар пророчества, — пишет он коринфянам, — и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все прикрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (ГКор. XIII, 2-8). Пробыв некоторое время в Коринфе, Павел опять посетил Малую Азию. В Ефесе он нашел некоторых учеников, которые еще не получали Духа Святого и даже крещены были только Иоанновым крещением. Он после христианском крещении их возложил на них руки, и Дух Святой сошел на них, и они получили дар языков и пророчества. Много чудес творил Господь руками Павла, так что больным носили платки и полотенца, бывшие на теле святого апостола, и от прикосновения к ним больные получали исцеление. Более двух лет Павел проповедовал в окрестностях Ефеса, так что все жители Асии (Асия, столицей которой был Ефес, была область Малой Азии.) услышали слово Божие. Многие уверовали, но многие восставали против святого учения, особенно из видов корысти, как это случилось в Ефесе. В этом городе находился великолепный храм, посвященный богине Артемиде, который привлекал в Ефес множество посетителей, ибо считался одним из великолепнейших зданий в мире. Многие из жителей Ефеса жили тем, что делали из серебра подобия этого храма и продавали изделия свои. Они вознегодовали на проповедь Павла, ибо боялись, что лишатся доходов своих, когда все уверуют в Еоспода. Один серебряник, по имени Димитрий, созвав собратий своих, сказал им: «Вы знаете, что мы живем работою нашей, а этот Павел отвращает людей от поклонения богам; и скоро не только в Ефесе, но и во всей области перестанут почитать богиню Артемиду, и наше ремесло придет в презрение». Выслушав эту речь, присутствовавшие стали кричать: «Велика Артемида Ефесская!» Смятение распространилось по всему городу; стали угрожать Павлу и .спутникам его. Начальники городские с трудом усмирили волновавшуюся толпу, и Павел оставил Ефес, и пошел опять проповедовать по городам Ереции и Малой Азии. Бог помогал ему, и Павел творил много чудес, чем утверждалась вера в сердцах новообращенных. Так, в Троаде воскресил он юношу, который убился до смерти, упав сонный с третьего этажа дома. Со спутниками своими, между которыми находился и св. евангелист Лука, Павел посетил острова, находящиеся близ берегов Малой Азии (в архипелаге): Лесбос, Хиос, Самос и проч. Он намерен был отправиться в Иерусалим на праздник Пятидесятницы, хотя, по внушению Божию, он и знал, что его там ожидает опасность. Чтобы не запоздать, он миновал Ефес и в город Милет призвал пресвитеров Ефесской Церкви, дабы дать им последнее наставление. Он напомнил им то, чему учил, убеждая их хранить заповеди Христовы и потом сказал им, что, по влечению Духа, идет в Иерусалим, где ожидают его узы и бедствия. «Но я ни на что не взираю, — прибавил он, — только бы совершить с радостью свой путь и служение, которое принял я от Господа Иисуса, проповедовать Евангелие благодати Божией. И ныне я знаю, что все вы уже не увидите лица моего. Берегите себя и все стадо, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровью Своей; ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада, и что из вас самих явятся люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь за собой учеников. Итак, бодрствуйте, помня, что я три года непрестанно день и ночь со слезами поучал каждого из вас. А ныне, братья, я поручаю вас Богу и Его благодатному Слову, могущему назидать вас более и дать вам наследие с освященными. Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал. Сами вы знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне служили мои руки». Кончив речь свою, он на коленах стал молиться. Все, прощаясь с ним, плакали при мысли о том, что уже более не увидят его, и проводили его до корабля. Павел и спутники его сели на корабль. На пути корабль приставал к разным городам, и к апостолам сходились верующие. Многие из них, зная, по внушению Духа, что Павла ожидают бедствия, со слезами уговаривали Павла не идти в Иерусалим, но Павел говорил им: «Что плачете и растрогиваете сердце мое? Я готов не только быть узником, но и умереть в Иерусалиме за Господа Иисуса». И верующие, видя непреклонность его намерения, говорили: «Да будет воля Господня». Когда Павел оставлял город, то все христиане, мужчины, женщины и дети, провожали его до берега, и тут, преклонив колени, долились вместе. В Иерусалиме христиане приняли Павла с любовью и, услышав о том, что Господь чрез него сотворил у язычников, радовались и благодарили Бога, но неуверовавшие иудеи ненавидели Павла и считали его разорителем закона. В них жила еще та гордая мысль, что истина открыта одному избранному народу, и что прочие народы не равны иудеям. Через семь дней по прибытии Павла в Иерусалим эти иудеи, увидя его в храме, возмутили против него народ, говоря, что этот человек учит противно закону Моисея и оскверняет храм, вводя будто бы в него иноплеменников. Сделалось страшное смятение. Павла схватили, повлекли из храма и начали бить. Вероятно, убили бы его до смерти, если бы тысяченачальник, услышав о мятеже, не поспешил прийти с воинами. Он взял Павла и велел заковать его цепями, но невозможно было ему дознать, кто он и что он сделал, потому что все кричали; кто говорил одно, кто другое, и начальник велел вести Павла в крепость. Воины принуждены были нести его, потому что народ теснился и толпился, восклицая: «Казни его!» Когда уже подошли к крепости, Павел выпросил у начальника позволение говорить народу. Став на лестницу, он обратился к нему с речью, в которой упомянул о прежней жизни своей, о ненависти своей к учению Христа и ревности к закону отеческому; рассказал о чудесном явлении, бывшем ему, когда он шел в Дамаск, об обращении своем, и о том, что Господь повелел ему проповедовать язычникам. До сих пор слушали его, но при имени язычников народ стал снова кричать и требовать казни Павла. Тысяченачальник велел отвести его в крепость и бить его. Но когда хотели это исполнить, Павел сказал стоявшему тут сотнику: «Разве можно бить римского гражданина, да и без суда?» Эти слова были переданы тысяченачальнику; он испугался, что связал Павла, и на другой день, желая узнать подробнее, в чем обвиняют его, велел представить его на суд перед синедрионом. Павел бесстрашно объявил, что он проповедует воскресение мертвых. Тут произошло вновь смятение, ибо между присутствовавшими находились саддукеи (Саддукеи — секта иудейская, не веровавшая в будущую жизнь.), которые не верили в воскресение, и фарисеи, признававшие воскресение. Слушатели разделились: иные говорили, что Павел невинен, другие обвиняли его. Тогда начальник велел опять отвести его в крепость. Ночью Господь явился узнику и сказал ему: «Дерзай, Павел; ибо как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе и в Риме свидетельствовать». Между тем некоторые иудеи, ненавидевшие Павла, составили против него заговор: более сорока человек поклялись между собой не есть и не пить, пока не умертвят его. Они стали просить, чтобы Павла снова вывели перед синедрионом, как будто для того чтобы подробнее рассмотреть дело его, а сами хотели воспользоваться этим случаем, чтобы убить его. Один родственник Павла, узнав об этом заговоре, довел о нем до сведения тысяченачальника, который решился выслать Павла тайно из города. В сопровождении воинов он послал его в следующую же ночь в Кесарию, к римскому правителю Феликсу, чтобы тот судил его. Через пять дней прибыли в Кесарию и обвинители Павла — первосвященник Анания, старейшины и стряпчий Тертулл, и представили правителю жалобу на Павла, которого называли язвою общества, возбудителем мятежа и начальником Назорейской ереси. Павел объявил, что он верует в Иисуса Христа, но что его напрасно обвиняют в желании возмутить народ. Правитель велел стеречь его, пока рассмотрит учение его, но позволил ему, однако же, видеться с верующими. Через несколько дней Феликс, желая узнать учение Павлово, призвал его к себе, и с женой своей слушал его. Слова Павла о правде, о воздержании и о суде поразили его страхом, ибо он вел жизнь порочную. Но вместо того чтобы послушаться голоса совести и стараться уразуметь истину, он отослал Павла и сказал, что выслушает его в другой раз. Не часто ли и мы отлагаем так дело исправления нашего? Правитель этот был корыстолюбив и, думая получить с Павла деньги, не решал дело его, и так продержал его два года, пока его самого не сменил другой правитель, Фест. Как скоро Фест, по назначении своем, прибыл в Иерусалим, то первосвященник и старейшины приступили к нему, прося, чтобы он прислал к ним Павла на суд; втайне же они имели намерение убить его дорогой. Но Фест велел обвинителям прийти в Кесарию и призвал Павла. Павел объявил, что просит суда у кесаря, Фест сам был в затруднении, ибо не находил Павла достойным наказания. Он рассказал о деле его царю иудейскому, Агриппе, который прибыл в Кесарию. Царь пожелал слышать Павла, и Павла связанного привели к Агриппе и сестре его Веренике, чтобы он объяснил им учение свое. Павел рассказал пред многочисленным собранием о прежней жизни своей и о чудесном своем обращении. «Я не воспротивился небесному явлению, — прибавил он, — но сперва жителям Дамаска и Иерусалима, потом по всей земле Иудейской и у язычников проповедовал, чтобы покаялись и обратились к Богу, и делали дела, достойные покаяния. За сие схватили меня иудеи и покушались убить. Получив же от Бога помощь, до сего дня и жив и свидетельствую малому и большому, не говоря ничего более, как то, о чем пророки и Моисей говорили, что это будет; то есть, что Христос должен был пострадать и, восстав первый из мертвых, возвестил свет этому народу иудейскому и язычникам». — С ума ли ты сошел? — воскликнул тут Фест. — Большая ученость доводит тебя до сумасшествия. — Нет, достопочтенный Фест, — отвечал Павел, — я не сошел с ума, но говорю слова истины и здравого смысла. И царь об этом знает, ибо это не в углу происходило. Веришь ли ты пророкам, царь Агриппа? — Ты немного не убедил меня сделаться христианином, — отвечал царь. — Молил бы я Бога, — возразил Павел, — чтобы мало ли, много ли, не только ты, но и все слушавшие меня сегодня сделались такими, как я, кроме этих уз. Царь, вставши, сказал Фесту, что не находит в Павле вины, достойной наказания, но как он сам требовал суда у кесаря, то решено было послать его в Рим. Путешествие в Рим продолжалось довольно долго, ибо корабль приставал к разным городам и сверх того случилось кораблекрушение. Вместе с Павлом находился и св. апостол и евангелист Лука, и несколько других учеников. Они посетили Кипр, Миры, остров Крит (или Кандию). Сотник, которому был поручен Павел, обращался с ним человеколюбиво и позволял ему видеться с верующими. Когда прибыли на остров Крит, Павел убеждал сотника тут перезимовать, предсказывая, в противном случае, бурное и опасное плавание, но сотник, доверявший более кормчему, пустился в путь. Действительно, вскоре сделалась страшная буря, которая продолжалась несколько дней подряд. Потеряв всякую надежду спастись, все предались отчаянию, но Павел ободрил их, объявив, что ему ночью явился Ангел Божий и от имени Господа обещал ему спасение всех плывущих с ним; всех же было на корабле 276 человек. Так носились они по морю четырнадцать дней; не зная сами, куда плывут; наконец показалась земля, и корабль сел на мель. Тут воины хотели убить узников, боясь, как бы они, выплыв, не убежали; но сотник, желая спасти Павла, отклонил их от этого намерения. На досках и обломках корабля все благополучно достигли берега. Остров, к которому они пристали, назывался Мелит. Это теперешняя Мальта. Жители приняли их радушно и разложили на берегу огонь, чтобы согреть их. Случилось, что, когда Павел подкладывал хворосту, ехидна, или ядовитая змея, повисла на руке его. Видя это, островитяне стали говорить между собою: «Верно, этот человек злодей, что, спасшись от кораблекрушения, он судом Божиим не остается жив». Но Павел спокойно стряхнул змею в огонь. Все ожидали, что он падет мертвый; когда же убедились, что ехидна не причинила ему вреда, то стали считать его богом. Павел чудесною силою исцелил отца правителя Мелиты и сотворил еще много чудес. Пробыв три месяца на острове, узники продолжали путь свой и наконец достигли Рима. Тамошние христиане вышли к ним навстречу и с любовью приняли их; и Павел благодарил и хвалил Господа. Сотник передал Павла военачальнику, который позволил ему жить в особенном доме с воином, стерегущим его. Тут Павел принимал всех желавших слушать учение его и с утра до вечера объяснял слово Божие, удостоверяя о Господе Иисусе из книг ветхозаветных. Иные уверовали, другие отвращались от истины. Павел укорял последних словами пророка Исаии: «Слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис. VI, 9—10). Так жил Павел целых два года, и в это время обратил множество людей к Богу. С этого времени прекращаются известия о Павле, сообщенные св. апостолом Лукою. Дальнейшие сведения о нем мы можем почерпнуть частью из посланий, частью из исторических преданий. Так мы знаем, что св. апостол обратил к Господу Онисима, сделавшегося впоследствии епископом в Ефесе, и по случаю его обращения писал послание к Филимону. Из Рима святой апостол написал несколько посланий. Среди уз и страданий он радовался, что святое учение все более и более укоренялось в сердцах тех, кому оно было проповедано. «Обстоятельства мои, — пишет он из Рима филиппийцам, — послужили к успеху благовествования, так что узы мои во Христе соделались известными всей претории и всем прочим, и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедывать слово Божие» (Флп. 1,12—14). После двух лет, в 62 году по Р. X., Павел был освобожден и предпринял новые путешествия. Он основал Церковь на острове Крите, или Кандии, и назначил епископом в ней ученика своего Тита; посетил еще многие города и страны, доходил даже, как полагают, до Испании, безбоязненно проповедуя слово Божие. Около 67 года св. апостол опять прибыл в Рим. Там царствовал жестокий Нерон. Полагают, что Павел был схвачен за обращение к Господу любимой жены императора. Незадолго перед кончиной он написал последнее послание к ученику своему, Тимофею, епископу Ефесскому, которого увещевает твердо хранить и проповедовать слово Божие. «Будь бдителен во всем, — пишет он, — переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое. Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил, а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. IV, 5-8). Некоторые полагают, что святой апостол Павел был предан казни в один день со святым апостолом Петром. Звание римского гражданина избавило его от крестной смерти, которая в Риме считалась самой позорной казнью, и он был усечен мечом. По другим сказаниям, это происходило ровно через год после кончины апостола Петра. Святой апостол Павел написал, по вдохновению Святого Духа, четырнадцать Посланий, которые каждый из нас должен изучать со всевозможным вниманием, ибо они содержат подробные правила веры и жизни. Эти Послания следующие: одно к Римлянам, два к Коринфянам, одно к Галатам, одно к Ефесянам, одно к Филиппийцам, одно к Колоссянам, два к Фессалоникийцам, или Солунянам, два к Тимофею, одно к Титу, одно к Филимону, одно к Евреям. Апостол написал их для утверждения и назидания новообращенных, и потому он объясняет им подробно, как они должны поступать и жить, чтобы быть достойными названия христиан. Он учит, что единый путь оправдания и спасения есть живая и деятельная вера в Господа Иисуса Христа, Который умер за грехи наши и воскрес для нашего оправдания. «Ныне, — говорит он, — когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная. Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. VI, 22—23). «Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» (Рим. V, 1—3). «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. V, 8). «Облекитесь, как избранные Божии, — пишет он к колоссянам, — святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле; и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца «(Кол. III, 12—18). Любить Бога и любить ближнего — вот заповеди, которые апостол напоминает нам беспрестанно, зная, что на них основаны все обязанности наши. «Друг друга тяготы носите», — говорит он (Гал. VI, 2). «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал» (Рим. XV, 1—3). Св. апостол подает нам высокий пример того, чем научает. Заметим, какая перемена сделалась в нем, когда истинная вера озарила душу его; он действительно облекся в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины. С молодости воспитывался он в понятиях фарисейских, внушавших гордость, самонадеянность и презрение к ближним; он, по неведению истины, с ожесточением гнал Церковь Божию, но лишь благодать Божия коснулась души его, как все в ней изменилось. Пламенная вера, глубокое смирение, горячая любовь к ближним наполняли его сердце. Он весь отдался Богу, призвавшему его ко спасению. С глубочайшим смирением признает он в себе действие благодати Божией, Богу одному воздавая славу. «Я наименьший из Апостолов, — говорит он, — и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, ноя более всех их потрудился; не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1 Кор. XV, 9—11). Нет уже в нем попечения о себе самом, но вся жизнь его посвящена служению Богу и ближнему. Он не боится ни трудов, ни опасностей, ни страдания, лишь бы исполнить служение свое. Он с радостью предпринимает далекие и опасные странствования, с покорностью переносит заточение и страдания. «Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам», — говорит он (Рим. I, 14). «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих» (Рим. IX, 3), — восклицает он в пламенной любви своей к ближним. Такое действие производит благодать Божия. Коснувшись сердца нашего, она наполняет его любовью и верою, изгоняет из него гордость и самонадеянность, возбуждает в нас искреннее желание быть полезными ближним и исполнять все обязанности наши, чтобы тем угодить Господу. Творить волю Божию делается первым стремлением нашим, главным побуждением, которое призывает нас к деятельности. Станем же просить Бога, чтобы Он дал нам эту благодатную силу, чтоб Он просветил разум наш к познанию Его закона, исполнил сердца наши любовью и верою, даровал нам желание и силу исполнять Его святую волю. Мы видели, что Петр был бедный и неученый рыбак, Павел был человек образованный, оба были, как и все мы, подвержены прегрешениям и заблуждениям; и оба рано, при всесильной помощи Господней, сделались деятельными служителями Божиими, и всей жизнью своей, словом и делами, проповедовали учение Христово.
СОБОР СВЯТЫХ ДВЕНАДЦАТИ АПОСТОЛОВ 30 июня (13 июля)
Праздник этот установлен в память и прославление тех двенадцати апостолов, которых Господь избрал быть свидетелями Его чудес и проповедниками Его учения по всему миру. Хотя он называется собором двенадцати апостолов, но к ним причисляется и тринадцатый, св. апостол Павел, особенно призванный Господом для проповедования слова Его. Слово апостол значит посланник. Господь, избрав апостолов, дал им власть творить чудеса, именем Его исцелять больных; обещал им, что когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, и они сядут на двенадцати престолах и будут судить двенадцать колен Израилевых. Господь предсказал апостолам, что они должны претерпеть много страданий и гонений за имя Его. «Будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, — говорил Он им, — и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф. X, 17—20). Перед страстью Своей Господь на последней вечери с апостолами установил таинство причащения, умыл ноги ученикам, долго беседовал с ними, изъясняя им учение Свое, обещал прислать Утешителя, Духа истины, Который вразумит их на всякую правду и укрепит их на трудные подвиги. Он завещал им любить друг друга, как Он возлюбил их; называл их друзьями Своими; молился о них, и не только о них, но и о всех тех, которые по словам апостолов уверуют в Него.
После воскресения Своего Господь несколько раз являлся апостолам; Он повелел им оставаться в Иерусалиме до тех пор, пока они получат Духа Святого. Перед самым вознесением Своим на небо, Он повторил им повеление проповедовать слово Его всему миру. «Дана Мне всякая власть на небе и на земле, — сказал Господь. — Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. XXVIII, 18—20).
Святые апостолы исполнили повеление Господне. Укрепленные благодатью Духа Святого, они бесстрашно проповедовали слово Божие, подвергаясь гонениям, заточению, страданиям, но в короткое время озарили почти весь известный тогда мир светом истины. Почти все они скончались мученической смертью за имя Господа. Повторим здесь имена святых апостолов.
Симон, прозванный от Господа Петром, или Кифою, проповедовал слово Божие в Иудее, в Антиохии, в областях Малой Азии, в Италии, и был распят в Риме, при императоре Нероне. Память его 29 июня и 16 января.
Андрей Первозванный, брат Петра, проповедовал в Понте, Армении, Греции, близ Черного моря, посетил Россию и был распят в греческом городе Патрах. Память его 30 ноября.
Иаков Зеведеев, брат Иоанна Богослова, как и он, названный Воанергесом, проповедовал в Иудее и был казнен по приказанию Ирода Агриппы. Память его 30 апреля.
Иоанн Богослов, евангелист, благовествовал в Малой Азии, был мучим Домицианом, изгнан на остров Патмос и скончался в Ефесе. Память его 26 сентября и 8 мая.
Филипп проповедовал в Малой Азии и был распят во Фригийском городе Иераполе. Память его 14 ноября.
Варфоломей (он же, по мнению некоторых, Нафанаил) проповедовал в Малой Азии, в Индии и скончался мученическою смертью в Армении. Память его 11 июня и 25 августа.
Фома проповедовал в Персии и Индии, где скончался мученическою смертью. Память его 6 октября.
Матфей, евангелист, проповедовал во Иудее, первый написал Евангелие, посещал Сирию, Мидию, Персию, Парфию, Ефиопию и был сожжен. Память его 16 ноября.
Иаков Алфеев проповедовал в Иудее и Месопотамии и был распят на кресте в Египте. Память его 9 октября.
Иуда Иаковлев проповедовал в Иудее, Самарии, Аравии, Сирии, Персии и Армении, был повешен на кресте и прострелен в Армении. Память его 19 июня.
Симон Зилот, или Кананит, проповедовал в Месопотамии, Египте, Мавритании и, как иные полагают, в Британии (нынешней Англии). В Абхазии принял мученическую кончину, был распят на кресте.
Матфий избранный апостолами вместо Иуды Искариота, предателя, проповедовал в Антиохии Сирской, в Тиане и в Синопе; был побит камнями в Иерусалиме. Память его 9 августа.
Павел, после всех призванный Господом на апостольство, благовествовал Евангелие язычникам, перенес много бедствий и гонений и был' казнен в Риме, при императоре Нероне. Память его 29 июня.
Между апостолами Христовыми находился один, который, как и прочие, видел чудеса Спасителя, слышал учение Его, но не раскрыл сердца своего для любви и веры. Движимый корыстолюбием, Иуда Искариотский предал Божественного Учителя своего и потом в отчаянии бросил взятые им деньги и умертвил себя. На место его был избран Матфий, как мы уже сказали.
Воспоминая, что святые апостолы постом и молитвой готовились к проповеданию Евангелия, Церковь установила совершать в память их пост, который начинается с первого понедельника после Духова дня и продолжается до праздника апостолов Петра и Павла. Этот пост потому и называется Петровским, или правильнее, Апостольским. Укрепленные всесильной помощью Господней, благодатью Духа Святого, апостолы совершили дело, которое, конечно, выше сил человеческих; но все возможно тому, кому помогает Господь. «Мы сильны не против истины, а за истину», — говорит апостол Павел. Господь всегда благословляет труды, которые предприняты с благим намерением, из любви к Нему и ближнему. Постараемся и мы предпринимать только такие дела, на которые мы можем испрашивать благословение Господне и всесильную помощь Его, и Он не оставит нас.
A. H. БАХМЕТЕВА. ЖИТИЯ святых ДЛЯ ДЕТЕЙ. МАЙ - ИЮНЬ
Издательство Сретенского монастыря 1997