Человек становится мусульманином после того, как произнес шахаду – формулу свидетельства Единобожия. При этом человек должен произносить ее с верой в сердце и твердым намерением принять Ислам.
Каждый из нас обретает благополучие в жизни только тогда, когда всей душой осознает и примет сердцем все нормы и постулаты Ислама и будет жить согласно тем законам, которые предписаны нам Творцом, Всевышним Аллахом.
В хадисе Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям) говорится: «Деяния расцениваются согласно намерению…».
Из книг по шариату мы знаем, что местом намерения является сердце. Умар бин Хаттаб передал следующий хадис:
«Всевышний Аллах смотрит не на вашу внешность и состояние, а на ваши сердца и поступки» (Сахих аль-Бухари).
«Чтобы узнать, что такое праведность, обратись к своему сердцу. Праведность – это то, что не беспокоит душу и сердце, а прегрешение – это то, что недобро шевелится в душе и тяжело мечется в груди» (хадис от Вабиса ибн Мабада).
В толкованиях ко многим хадисам ученые сходятся во мнении: Ислам относят к числу внешних действий, а веру – к деятельности сердца, иначе говоря, к делам сокровенным. Поэт сказал:
«Язык юноши – половина, а другая половина – сердце, и не остается ничего, кроме вида мяса и крови».
Здесь это означает, что если негодно сердце, то и язык будет представлять собой не более чем кусок плоти с кровью. Сердце является основой человека и вместилищем его духа, благодаря которому он может совершать те или иные действия, а поэтому если с сердцем всё будет в порядке, то благими и полезными будут все дела, слова и мысли человека, в противном же случае этого ожидать не приходится. Поскольку этот кусочек плоти является столь важным органом, ему следует уделять особое внимание. Достаточно сказать, что именно сердце может становиться очагом таких тайных болезней, как лицемерие, зависть, коварство и многих других, о которых сам человек может даже и не подозревать до тех пор, пока они не ввергнут его в бездну гибели. И эти болезни могут превратить сердце из ослепительно белого и чистого в черное и мрачное. Излечением от этих вредных и губительных качеств является опека духовного наставника – устаза. Только он может выявить все наши негативные черты характера и «назначить» правильный курс лечения: утром и вечером выполнять вирд, который при искреннем его выполнении приносит быстрые всходы и плоды. Человек сам того не замечая становится совершенно другим. Сдержанность, терпимость, чувство такта становятся ему присущи.
В Священном Коране Всевышний говорит (смысл): «О да, ведь только поминанием Аллаха успокаиваются сердца» (сура «Ар-рад», аят 28). Зикр – основа приближения к Аллаху. Именно в поминании своего Творца заключено исцеление от недугов, которые насквозь пронизывают духовный мир человека, его сердце. Именно этому и обучают шейхи своих учеников (мюридов). Ведь самым важным органом в нашем теле является сердце. Если намерения, которые зарождаются в нем, будут искренними и чистыми, то можно надеяться, что такой человек будет творить только доброе, созидательное. Иншааллах, такой человек никогда не оступится и не свернет с истинного пути, пути, который указал нам Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям).
Сердце есть центр любви, а любовь есть выражение глубочайшей сущности личности. Мы любим не умом и не познанием, а сердцем. Мы должны всем сердцем отдаваться тому, кто нас создал – Всевышнему Аллаху. Он единственный, кто в полной мере желает Своему рабу счастья. Наше сердце должно принадлежать только Ему.
Ученые приходят к выводам, что бытующее в обществе одностороннее трактование понятия «сердце» – как физического органа – приводит лишь к частичному пониманию сущности человека, т.е. не раскрывает социальной значимости индивидуального аспекта личности. Следствием чего получило развитие такое направление, как «Философия сердца», в котором центральное понятие «сердце» позволяет органически соединить в человеке его духовную, моральную, чувственную и волевую сущности в единое целое и представить его как целостную личность. Кандидат философских наук Н.Л. Бильчук пишет: «Вечные нравственные принципы, которые сосредоточены в памяти сердца, обеспечивают целостность и стойкость моральных ориентиров личности в обстоятельствах, которые постоянно изменяются».
Используя научный метод Кирлиан для изучения объектов, к интересным выводам приходят ученые В.П. Ануфриев и Е.И. Ануфриева. Применяя метод математического анализа при исследовании сердечного ритма ими было обнаружено, что мысль и сердце взаимосвязаны. Мысль, прочувствованная сердцем, зарождается в сердце, передается и принимается сердцем; мысль изменяет пульс сердца и его ритм. Исследования по изучению влияния мысли на сердечный ритм показали, что мысль, посланная в пространство, повышает вибрации посылающего, если это мысль добра и не о себе. И чем больше искренности вкладывает человек в посылку, тем заметнее увеличение пульса (от трех до десяти ударов в минуту); мысли, таким образом, как бы придается определенная сердечная энергия, усиливающая ее жизнеспособность.
То, что говорится в современной науке о сердце, неудивительно. Ведь все это установлено наилучшим мастером, художником, Создателем всего сущего – Всевышним Аллахом. Просто современному человеку порой легче поверить в научные достижения, нежели в божественные истины, изложенные в Священных писаниях. Потому в этой статья я привела не только точку зрения религии, но и науки. Хотя глупо было бы разделять религию и науку, ибо это по своей сути одно и то же. Наука сегодня доказывает то, о чем уже сказано нашим Творцом.
Сердце – важнейший орган в формировании человека, его духовного мира, мировосприятия. Только оно помогает человеку научиться быть скромным, порядочным, вести себя подобающим образом, а точнее, именно так, как поступал Любимец Всевышнего (салляллаху аляйхи васаллям). В сердце формируется наше намерение, от которого зависят и наши поступки, а следовательно, вся наша жизнь, тот путь, по которому мы идем. Мы сами выбираем свою жизненную дорожку, правильность выбора которой будет оценена Творцом в день Суда. Поэтому истинно верующие люди должны со всей ответственностью и серьезностью подходить к вопросу воспитания своего сердца, чтобы мы принимали только правильные решения. И в этом нам, безусловно, лучшим помощником является истинный шейх, а также знания, посредством которых мы сможем смело определить, что такое хорошо, а что такое плохо.
В хадисе говорится: «Поистине, есть в теле человека кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а будучи негодным, приводит в негодность и всё тело, и этот кусочек – сердце» (аль-Бухари, Муслим).