Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахернской церкви
Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахернской церкви (2-го июля)
(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 12-й. 15-го июня 1884 года).
В царствование Греческого Императора Льва Великого из Константинополя два благочестивые мужа, сенаторского происхождения, родные братья Гальвий и Кандид отправились в Иерусалим на поклонение тамошним святыням. Достигши Палестины, они пошли в Галилейский город Назарет, чтобы видеть тот святой дом, в котором пребывала Пресвятая Богородица. На дороге настигла их ночь; они зашли ночевать к одной старой безмужней женщине — еврейке. Во время приготовления ужина, странники заметили внутри здания горницу, в которой было вожжено множество светильников, курился фимиам и лежали больные. Гальвий и Кандид, увидя это, не мало удивлялись; потом спросили хозяйку, что все это значит? Долго еврейка не рассказывала о своей сокровенной тайне, наконец, упрошенная богомольцами, так начала рассказ свой:
«До сего дня я никому не рассказывала про ту Божественную тайну, про которую теперь вы понуждаете меня сказывать; но так как я вижу, что вы мужи благоговейные и богобоязненные, то и хочу рассказать о сей тайне, надеясь, что то, что вы узнаете от меня, сохраните тоже в тайне. По преставлении Пресвятой Богородицы от земли на небо, во время похорон Ее пречистого тела находилась одна вдова, — дальняя моя родственница, — прародительница. Ей, по завещанию Самой Пресвятой Девы, отдана была Ее риза. Переходила эта риза из рода в род, и вот досталась она мне. В той горнице, где вожжены светильники с фимиамом и где лежат больные, и находится та пречистая риза, от которой бывает много чудес».
Гальвий и Кандид, услыхавши о таком бесценном сокровище, попросили хозяйку позволить им взойти в горницу и там помолиться. Еврейка дозволила. Они взошли и увидали там ризу, хранящуюся в ковчеге (в ящике). Стоя на коленах, со слезами на глазах, они всю ночь молились Богу и Пресвятой Его Матери. И пришла им в голову мысль: во что бы то ни стало, а взять эту драгоценную вещь к себе в Константинополь. Смерили они ковчег и заметили, из какого он дерева сделан. Утром, поблагодаривши хозяйку за данное им дозволение присутствовать у честной ризы, они отправились в Иерусалим. Поклонились здесь Животворящему Кресту и Гробу Господню, обошли также и другие святые места. Затем приступили к исполнению задуманного плана: плотнику заказали сделать ковчег, во всем подобный виденному у еврейки ковчегу и купили златотканную одежду. Взявши ковчег и златотканную одежду, они опять зашли к еврейке. Показали ей одежду и просили покрыть ею ковчег, выпросили также дозволение во всю ночь молиться у ризы. В полночь, когда все спали, взяли они ковчег с ризою Богоматери и скрыли в своей колеснице, а на месте взятого ковчега поставили свой ковчег и покрыли его златотканной одеждой. Утром, простившись с женщиной, спешно пошли в свой город. Пришедши в Константинополь, они положили ризу у себя в домовой церкви, намереваясь скрыть такое бесценное сокровище. Но скрыть было невозможно, потому что от ризы Богоматери было много чудес. Гальвий и Кандид принуждены были возвестить о всем происшедшем патриарху Константинопольскому Геннадию и Царю Льву Великому. Те с великим торжеством пришли в домовую церковь Гальвия и, открывши ковчег, увидали нетленную ризу Богоматери. Исполненные великой радости, понесли они честную ризу во Влахернский храм Богородицы и положили ее в ковчеге, украшенном золотом и серебром с драгоценными камнями. Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахернском храме было во второй половине V-го века. В VII-м веке, во время нападения аваров и сарацын на греков, риза Богоматери спасла их от неприятелей, а в IX веке — от нападения Аскольда и Дира. В этом же веке Иосиф Студит написал канон на день положения ризы. Затем в ХIV веке находим о ризе Богоматери свидетельство Никифора Каллиста, который писал: «она и доселе во Влахернском храме сохраняется, как непреодолимая и всегдашняя защита для народа и города, подавая различные исцеления и чудесами своими побеждая естество и время».
Части ризы Богородицы находятся и в России: одна часть хранится в Москве, в Успенском Соборе, а другая — в г. Владимире в Успенском кафедральном соборе.
Положение ризы Господней (10-го июля)
Воины, распинавшие Господа нашего Иисуса Христа, во время Его крестных страданий бросили жребий о Его хитоне, который, по преданию, был нешвенный, а тканый Пресвятой Богородицей. По жребию он достался одному воину, происходившему из Грузии. Воин принес его домой и отдал своей сестре. Та, пред своей смертью, завещала родственникам похоронить ее в полученном от брата подарке. Завещание умершей было исполнено. Во время нашествия на Грузию Персидского Шаха, благочестивые люди ризу Господню выкопали из могилы и положили в Митрополитскую ризницу, скрывши в кресте. Персидский Шах, покоривши Грузию, вместе с другими сокровищами взял и ризу Спасителя. Из Персии риза Господин прислана была в Россию в 1625 году, в марте месяце, Царю Михаилу Феодоровичу в подарок от Персидского Шаха — Абас, Михаил Феодорович с патриархом Филаретом торжественно положили ее в Московском Успенском Соборе.
В настоящее время (1884 год) части ризы Спасителя хранятся в С.-Петербурге и в гор. Владимире (на Клязьме). В Петербурге хранятся две части: одна — в Зимнем Дворце, в церкви Спаса-Нерукотворенного Образа, а другая — в соборном храме Петропавловской крепости. Во Владимире хранится одна часть: в Успенском кафедральном Соборе.
Села Петрокова свящ. М. Соколов.