Последовательно разбирая этапы прогрессивной эволюции, как некие уровни творения, мы подошли к последнему, седьмому уровню. Холономный план отличается от других тем, что здесь происходит окончательная холономная интеграция объективной и субъектной реальности. Это последний и завершающий этап эволюционного прогресса нашей планеты. После слияния человеческого сознания в единое целое и образования целостной разумной оболочки планеты, человечество выйдет на новый путь развития, связанный с интеграцией на уровне первых производных.
Главная особенность этого уровня заключается в том, что почти все, относящееся к нему, очень сильно отличается от всего вышеописанного, т.к. основные начальные предпосылки становятся особенно взаимоисключающими. Связано это также и с тем, что при завершении интеграции на холономном плане из двух реальностей практически остается только одна - субъективная, законы которой существенно отличаются от описанных выше законов объективного мира. И уже сам объективный мир выглядит совсем не таким, каким мы его представляли до сих пор, более того, объективным мир становится уже просто не нужен. Поскольку мир объектов возникал в ходе инволюции удалением субъективной реальности из некоторого единого Первоначала. Мир, который, в конце концов, можно было охарактеризовать как нечто, напоминающее "дырку от бублика". И по мере того, как субъективная реальность добавлялась в интегральную, становилось все более очевидным, что все объекты поистине являются такими "дырками", которые мы неосознанно заполняем субъективной реальностью.
Если до сих пор речь шла о том, что, субъективная реальность, начиная с каузального плана, становится доминирующей, то на холономном плане объективная реальность совсем исчезает из сферы человеческой деятельности. Осознать каким образом это может совершиться и что при этом произойдет достаточно сложно. Вообще, следует отметить, что среди всех других уровней творения последний холономный является, наверно, самым тяжелым для его осмысления, описания, так как все что принадлежит будущему человечества лежит в той или иной мере в области фантастики. Мы только можем допустить с некоторой долей вероятности, каким оно будет, когда произойдет окончательная интеграция субъективной и объективной реальности. Конечно, описывая будущее человечества, мы делаем некоторое допущение, однако и здесь постараемся проследить все основные системообразующие принципы и их преобразовательную силу.
Седьмая планетная оболочка
Главная особенность этого уровня состоит в том, что объективная реальность прекращает свое бытие. Теперь она играет только роль упорядочивающего фактора, при помощи которого субъективная реальность из хаотического, неупорядоченного состояния переходит в упорядоченное. Поэтому последний уровень творения связан с тем, что преобразованное в более низкоэнтропийное состояние субъектное качество, определяемое третьей производной U-признаку (F=1), на базе органогенных структур возвращается в исходное Единое Первоначало. Завершая интеграцию с F1, новая интегральная целостность переходит на уровень второй производной по S-признаку. Эту вторую производную мы можем определить, как единое сознание планеты. Другими словами, это интеграция человеческого сознания в единое целое и образование целостной разумной оболочки планеты. Теперь на планете остается одна единственная "суперсила" - сила сознания, т.к. все остальные, проинтегрировав с ней, стали ее составными частями. Созидающую мощь этой суперсилы невозможно даже представить. Вероятно, ее дееспособность станет равной возможностям тех мифических существ, с которыми издревле человечество олицетворяло богов. Значит, овладев этой суперсилой, человек сделается подобен богочеловеку.
Возможности такого "сверхчеловека" станут поистине неограниченными. Понятие сверхчеловек в современной трактовке изображается в виде "крутого супермена", обладающего неограниченными физическими возможностями. Однако более верным было бы его сопоставление с Иисусом Христом. Сверхчеловек способен на те же действия и поступки, которые мог совершать Христос. Но тогда получается, что Христос был обычным человеком, который в своем развитии поднялся до высшего холономного уровня. Он не только сам подошел к этому уровню, но и показал всему человечеству тот путь развития, который может пройти каждый человек. Таким образом, эволюция седьмого уровня творения завершается созданием сверхчеловека.
Мысль о том, что эволюция человека должна завершиться подобным образом не является новой. О центральной роли человека и его разума во всей Вселенной говорил еще Вернадский, видя в них естественное обобщение фундаментальных принципов, лежащих в основе мироздания. В начале прошлого века, вдохновленные невиданными научными достижениями, большинство ученых традиционно видели в человеке всего лишь талантливого созерцателя природы, способного раскрыть ее тайны и вдоволь удовлетворить жажду познания. А Вернадский пророчески увидел в человеке умелого творца природы, призванного, в конце концов, занять место у самого штурвала эволюции. Однако ему при всей его гениальности и невероятной работоспособности потребовались десятилетия, чтобы перебросить надежный мост над пропастью, отделяющей естествознание от истории, творимой самими людьми. И мост этот состоял в ключевой идее, что переход возникшей на Земле биосферы в ноосферу, то есть царство разума, не локальный эпизод "на задворках" бескрайней Вселенной, а закономерный и неизбежный этап развития материи, этап естественноисторический.
Значимость идеи о центральной роли человека для нашей цивилизации долгое время недооценивалась. И главная причина этого, как ни парадоксально, состояла, вероятно, в самих успехах классической науки, увенчавшихся созданием А.Эйнштейном в 1916 г. общей теории относительности. Затем идеи Вернадского были поддержаны и развиты французским геологом Тейяром де Шарденом, который сделал вывод, что биосфера геологически переходит в новое состояние - в ноосферу, то есть такое состояние, в котором человеческий разум и направляемая им работа представляют собой новую мощную геологическую силу. Это совпало с тем моментом, когда человек заселил всю планету, все человечество экономически объединилось в единое целое, и научная мысль всего человечества слилась воедино, благодаря успехам в технике связи. Шарденом были высказаны идеи о Христогенезе как о ключевом моменте эволюционного процесса, входящего "в первоначальный замысел Творца". Основные достоинства этой концепции в том, что она рассматривала, во-первых, эволюцию биосферы в свете ее создания как единого целого, во-вторых, создание на ее основе ноосферы и целенаправленного движения этой целостности к "финальной точке Омега", которая определяется как Христогенез. Основная мысль этой концепции заключается в том, что первоначальная концентрация активной зоны постепенного распространения формообразования на всю планету заканчивается ее цефализацией, т.е. систематическим повышением относительной доли головного мозга и усложнением его организации. Поддерживая идею высказанной концепции о том, что Христогенез возможно является конечной целью эволюционного развития, нельзя не возразить, что процесс создания сверхчеловека обусловлен отнюдь не цефализацией, а условиями целостного или интегрального развития человека.
При анализе холономного плана, мы как раз рассмотрим, какие условия определяют целостное развитие человека, другими словами, преобразование человека в сверхчеловека. В первую очередь это нравственное преобразование. Нравственность рассматривается не просто как антиэнтропийный механизм, а как способ накопления и управления негэнтропией. Окончательная интеграция покажет, какими могут быть способности человека, что в будущем он из себя может представлять, каким образом будет трансформироваться тело и сознание человека. Одновременно с этим поймем блокирующие тенденции со стороны надсистемы, увидим печальные последствия, которые возможны при несоблюдении условий, выдвигаемых надсистемой.
Понятно, что подлинным объектом эволюции является человеческое сознание. Поэтому, рассматривая будущее человечества совсем не интересно описывать те технические достижения, которые он освоит, гораздо интереснее понять, что произойдет с сознанием человека.
Физический подуровень (43 ступень)
Физический подуровень последнего завершающего уровня творения характеризуется тем, что поля всех трех изначальных квартов пространства преобразуются в упорядоченное состояние, представляющих исходную целостность, но с высоким значением негэнтропии. Трехмерность новой интегральной реальности делает возможным существование интегрирующейся системы вне зависимости от корпускулярной материи. Это означает, что человек, достигший этого уровня развития, способен существовать вне физического тела, обретая в этом как бы еще одну (вторую) форму бессмертия.
К мысли о подобной форме существования человечества приходят многие исследователи - футурологи. "Общая эволюционная тенденция поэтапной замены стихийной регуляции процессов интеллектуально-волевым контролем ...не может проявиться и в перспективе самоконструирования субъекта, сбрасывания интеллектом принудительной биологической оболочки" (Назаретян А.П.,1991, с.153). И здесь следует добавить, что исчезновение "обремененностью плотью" запрограммировано самим ходом эволюции. Фактически, происходит замена одного вида материальной основы на другой, т.е. корпускулярно-волновая природа материи заменяется информационно-полевой структурой материи. Человек, достигший холономного уровня, автоматически выходит в хрональную оболочку планеты, Индивидуальная хронооболочка человека прекращает свое существование, поскольку хрональная оболочка планеты становится и его собственной. Итак, первый вывод, который мы можем сделать, - отмена физического тела. Фантастика? Вероятно, фантастика. Очень трудно представить, что это возможно. Ко всякому знанию лучше всего относиться критично, пропуская через себя: созвучно или не созвучно собственным мыслям, собственному настроению.
В этой части текста хотелось бы сделать небольшой экскурс в область текущего состояния физики. Знание о корпускулярно-волновом дуализме человек получает еще в школе. В современной школьной программе есть такая тема, в которой рассказывается, что электрон и фотон в разных опытах ведут себя по-разному: в одних случаях, как частица, в других - как волна. Так объясняется корпускулярно-волновой дуализм, а далее делается обобщающий вывод, что все элементарные частицы могут быть и частицами и волнами. Точно так же, как свет, гамма-лучи, радиоволны, рентгеновские лучи могут превращаться из волны в частицу и обратно. Вот только о том, что физиками обнаружен и еще крайне интересный факт в том, что частица в опыте проявляет себя как корпускула только тогда, когда ее отслеживает наблюдатель, не говорится. Т.е. кванты проявляются как частицы, только когда мы смотрим на них. Например, когда электрон не наблюдаем, он всегда проявляет себя как волна, что и подтверждается экспериментами.
Конечно, такое поведение материи представляется более чем загадочным. Представьте, что у вас в руке шар, который становится шаром для боулинга только при том условии, что вы на него смотрите. Если посыпать тальком дорожку и запустить такой "квантованный" шар по направлению к кеглям, то он оставлял бы прямой след только в тех местах, когда вы на него смотрели. Но когда вы моргали, то есть не смотрели на шар, он переставал бы чертить прямую линию и оставлял бы широкий след волны, как, например, на море.
Один из основателей квантовой физики Нильс Бор, указывая на этот факт, говорил, что если элементарные частицы существуют только в присутствии наблюдателя, тогда бессмысленно говорить о существовании, свойствах и характеристиках частиц до их наблюдения. Это вызвало ропот у многих физиков, поскольку наука в значительной степени основывалась на свойствах явлений "объективного мира". Но если теперь оказалось, что свойства материи зависят от самого акта наблюдения, то, что ожидает впереди всю науку? Эйнштейн был встревожен утверждениями Бора, поскольку играл большую роль в создании основ квантовой механики. Особенно он возражал против той гипотезы Бора, согласно которой свойства частиц отсутствуют, пока они не наблюдаемы, так как в сочетании с другими открытиями квантовой физики это означало бы, что элементарные частицы взаимосвязаны самым невероятным образом.
В 1935 году Эйнштейн со своими коллегами, Борисом Подольским и Натаном Розеном, опубликовал ставшую впоследствии знаменитой статью под названием "Может ли квантово-механическое описание физической реальности считаться законченным?". В ней авторы объясняли, почему существование определенных пар частиц могло служить доказательством ошибки Бора. Они говорили, что две частицы, скажем, два фотона, излучаемые с распадом позитрона, могли бы распространяться на значительные расстояния. Затем частицы перехватываются, а их углы поляризации измеряются. Если углы поляризации измеряются в один и тот же момент и оказываются идентичными, как подсказывает квантовая физика, и если Бор прав и такие свойства, как поляризация, не существуют, пока не наблюдаются и не измеряются, то это означает, что каким-то образом два фотона мгновенно устанавливают один и тот же угол поляризации. Проблема состоит в том, что, согласно специальной теории относительности Эйнштейна, ничто не может двигаться быстрее скорости света, тем более двигаться мгновенно, поскольку это приведет к разрушению барьера времени и откроет дверь различного рода неприемлемым парадоксам. Эйнштейн и его коллеги были уверены, что ни одно из "разумных определений реальности" не может допустить такую связь, превышающую скорость света, и потому Бор ошибается. Их аргументирование известно сейчас как парадокс Эйнштейна-Подольского-Розена, или EPR-парадокс.
После выхода статьи Эйнштейна Бор остался невозмутим. Вместо того чтобы допустить скорость связи фотонов, превышающую скорость света, он предложил другое объяснение. Если элементарные частицы не существуют, пока не наблюдаются, тогда никто не может представлять их в виде независимо существующих "объектов". То есть Эйнштейн основывал свое возражение на ошибочном предположении о независимом существовании пары частиц. На самом деле они были частью неделимой системы, и было бы немыслимо думать о них по-другому.
Со временем большинство физиков приняло сторону Бора и согласилось, что его подход верен. Триумфу Бора способствовали также успешные предсказания его теории относительно поведения частиц, и физики сразу приняли его версию. В то время, когда Эйнштейн и его коллеги выдвинули свой пример о паре частиц, по техническим и другим причинам постановка такого эксперимента была затруднена. Этот эксперимент так и остался в воображении. Хотя Бор привел свой аргумент только для того, чтобы противостоять атаке Эйнштейна на квантовую механику, но взгляды Бора на неделимость внутриатомных систем имели большое значение для постижения природы реальности. Ирония заключается в том, что провидческие теории Бора были в большой степени проигнорированы, и сулящая революционное открытие идея взаимосвязи субъекта и объекта была отложена в долгий ящик.
В своей книге "Голографическая Вселенная" Майкл Талбот приводит ряд примеров, свидетельствующих о взаимном влиянии человеческого сознания на материальные тела, сделанных исследователями Робертом Джаном, профессором аэрокосмических наук, почетным деканом факультета инженерных и прикладных наук Принстонского университета, и психологом-клиницистом Брендой Дюнн. В результате многочисленных исследований Джан и Дюнн пришли к выводу, что сознание и материальный мир не существуют изолированно друг от друга. Они считают, что элементарные частицы вообще не обладают статусом самостоятельной реальности до тех пор, пока не появляется наблюдающее их сознание. "Думаю, мы давно миновали тот этап в физике больших энергий, когда исследовалась лишь структура пассивной вселенной,- говорит Джан. - Мне кажется, мы вошли в область, где взаимодействие сознания и окружающей среды происходит на таком первичном уровне, что мы поистине создаем реальность, что бы ни скрывалось за этим определением".
Действительно, весьма многие физики не только игнорируют любые следствия такого взаимодействия, но и, по сути, продолжают вести себя так, как будто его нет вообще. "Позиция большинства физиков напоминает мировосприятие шизофреника,- говорит теоретик квантовой физики Фриц Рорлих из Сиракузского университета.- С одной стороны, они принимают стандартное толкование квантовой теории. С другой стороны, они настаивают на реальности квантовых систем, даже если таковые принципиально ненаблюдаемы".
По мнению Талбота, странная позиция, которую можно выразить так: "Я не собираюсь думать об этом, даже если я знаю, что это правда", удерживает многих физиков от рассмотрения логических следствий из наиболее поразительных открытий квантовой физики. Как указывает Дэвид Мермин из Корнельского университета, физики подразделяются на три категории: незначительное меньшинство, которому не дают покоя сами собой напрашивающиеся логические следствия; вторая группа, уходящая от проблемы с помощью множества соображений и доводов, по большей части несостоятельных; и, наконец, третья группа - те, у кого нет никаких соображений, но это их и не волнует. "Такая позиция, конечно, самая удобная",- отмечает Мермин.
Джан и Дюнн не сдаются. По их мнению, вполне вероятно, что физики на самом деле не открывают частицы, а создают их. В качестве доказательства Джан и Дюнн приводят недавнее открытие новой элементарной частицы, получившей название аномален, свойства которой изменяются от лаборатории к лаборатории. Представьте себе машину, у которой окраска и форма меняются в зависимости от того, кто за рулем! Таков аномалон -- невероятное по сути явление, свидетельствующее о том, что реальность по крайней мере элементарных частиц, похоже, в самом деле зависит от того, кто их обнаруживает/создает.
Причем аномалон в этом отношении не столь уж уникален. В 1930-х годах Паули предположил, что существует частица, не обладающая массой, названная впоследствии нейтрино. Ее постулирование позволило решить одну из самых сложных задач, связанных с феноменом радиоактивности. В течение многих лет существование нейтрино оставалось гипотезой, но в 1957 году физики столкнулись с неоспоримым доводом в пользу правоты Паули. В последующие годы они пришли к выводу, что если бы нейтрино имело некоторую массу, это позволило бы решить еще более сложные задачи, чем задача Паули, когда в 1980-м году начали поступать данные, свидетельствующие о наличии пусть небольшой, однако в принципе доступной измерению массы нейтрино! Но это еще не все. Как пишет Талбот, оказалось, что нейтрино, обладающее массой, удалось обнаружить только в советских лабораториях; в американских его поиски ни к чему не привели. Так оставалось до конца 1980-х годов, и хотя другие лаборатории подтвердили открытие советских ученых, до сих пор ситуация до конца не ясна. Возможно, что различные свойства нейтрино вызывались, по крайней мере, различными ожиданиями и спорами физиков.
Как видно, реальное положение в современной физике таково, что для того, чтобы осознать природу сознания остается сделать всего лишь один маленький шаг.
Энергетический подуровень (44 ступень)
Человек - существо пока еще далеко несовершенное. Наш главный недостаток - ограниченность мировосприятия. Наши органы чувств позволяют воспринимать мизерную часть информации об окружающем мире. Наши глаза из всего спектра электромагнитных волн видят только узкую полоску, относящуюся к частотам видимого света. Мы не воспринимаем электромагнитные поля, не слышим инфра- и ультразвуки. Все эти аспекты внешнего мира остаются за гранью человеческих возможностей. Но будет ли так всегда? Или в человеческих возможностях научиться их воспринимать? Предлагаемые системообразующие принципы позволяют сделать вывод, что в ходе эволюции человек научиться воспринимать многие аспекты окружающей действительности, в том числе и перечисленные выше.
Эволюция человека подразумевает, что со временем все свойства субъективной реальности станут ему доступны. Доступность свойств предполагает, что какой-либо внутренний орган улавливает внешние потоки энергии, настраивается на них, умеет их извлечь из окружающей среды и встраивать в собственные внутренние связи. Ранее был сделан вывод о том, что наш мозг - это уникальный прибор, воспринимающий субъективную реальность и перерабатывающий ментальную энергию. Но пока мозг человека подобен слабому приемному устройству, который способен настраиваться и воспринимать лишь небольшую часть субъективной реальности. Если провести сравнение с радиоприемником, можно сказать, что человек воспринимает субъективную реальность в очень узком спектре ее частотного диапазона. Точно также как человеческий глаз способен воспринимать малую часть волнового диапазона электромагнитных волн, так и субъективная реальность воспринимается не вся, а только та ее часть, на которую настроено сознание человека.
Как мы уже говорили, характерная особенность человеческого восприятия состоит в том, что оно является блочным, а не целостным. Это связано с процессом индивидуализации сознания основанной на рефлексии. Рефлексия, или рефлективная мысль, по мнению Гердера, есть человеческая способность выделять из всего нерасчлененного потока чувственных феноменов некоторые устойчивые элементы, чтобы, изолировав их, сосредоточить на них внимание. Гердер в своей книге "О происхождении языка" пишет: "Человек рефлектирует, когда его душевные силы действуют столь свободно, что он может выделить из целого моря ощущений, обуревающих его чувств, одну волну и что он может остановить эту волну, сосредоточить на ней внимание, осознавать это внимание. Он рефлектирует, когда из сонной зыби образов, проницающих его чувства, он может сосредоточиться на моменте пробуждения, задержаться произвольно на одном образе, наблюдать его ясно и более спокойно, абстрагировать черты, показывающие ему, что именно это, а не что-либо другое, есть объект. Таким образом, он рефлектирует, когда может не только воспринимать все качества ясно и отчетливо, но и осознать одно или несколько из них как отдельные качества".
Сосредотачивая внимание на отдельном предмете, человек выделяет его из окружающего мира в отдельный блок, и продолжает это делать до тех пор, пока весь воспринимаемый мир не становится "блочным", дискретным. И как уже было сказано, этой функцией владеет левое полушарие. Левое сознание непрерывно дробит мир на отдельные блоки, правое - производит обратную функцию, оно собирает мир в единое целое. Таким образом, человек оказывается существом, которое постоянно находится в поиске самого себя, которое в каждый момент своего существования испытывает и перепроверяет условия своего существования. С этим же связано и явление внутреннего диалога, который человек должен непрерывно вести сам с собой, чтобы выделять себя из мира, как отдельную единицу - целостность.
Внутренний диалог представляет собой мысленный разговор, который мы постоянно ведем сами с собой, и является непосредственным выражением реальности, воспринимаемой каждым из нас. Он выполняет функцию стража, чья главная задача - защищать вышеупомянутое описание, подпитывая его собственным содержанием (мыслями) и способствуя совершению поступков, усиливающих его. Из этого следует, что мы воспринимаем этот мир и ведем себя так, как нам это свойственно, опираясь на то, что говорим себе в рассуждениях с самими собой. Приверженность внутреннему диалогу может довести до такой крайности, как привычка подменять своими мыслями реальность. Мы смотрим на мир, на предметы, на людей, на себя и в то же время думаем о том, что видим, а, в конце концов, начинаем принимать свои мысли за предметы реального мира. Мы говорим себе, что мир такой-то и такой-то, и пребываем в убеждении, что так оно на самом деле и есть.
Мир в представлении человека не просто является дискретным, он оказывается еще и не полным, т.к. из всего многообразия мира мы научились выхватывать лишь мизерную часть из всего его великолепия. Так аналоговая запись информации отличается от дискретной, которая из всей непрерывной кривой выхватывает только несколько отдельных ее точек. Причем этих дискретных точек настолько мало, что и говорить не приходится о получении настоящей информации. Задача в эволюции человека увеличить количество этих воспринимаемых точек. А для этого нужна личная сила, целеустремленность, которая определяется количеством накопленной негэнтропии. Достижение холономного уровня - это значит, воспринимать мир во всем его диапазоне. Если мы рассматриваем мозг как приемно-передающее устройство, то это значит научиться настраиваться на новые частотные диапазоны, недоступные прежде. Пример с альтернативным зрением показал нам, что восприятие мира может быть гораздо шире, чем дают нам наши органы чувств.
Весь мир мы рассматриваем как огромную целостную голограмму. Давайте посмотрим, как образуется интегральный мир в виде такой голограммы. Используя метод голографии, мы знаем, что голограмма создается интерференцией двух когерентных (одинаковой частоты и фазы) волн: опорной и предметной. Изображение предмета, полученное при помощи такой интерференции, фиксируется на прозрачном (для световых лучей) материальном носителе (пластине). В последующем любое изображение может быть восстановлено при освещении пластины такими же когерентными лучами, направленными под теми же углами (фазами), т.е. простым освещением лазером, направленным под тем же углом (фазой). Добавлю несколько слов об уникальных свойствах голограммы. В отличие от других носителей информации, каждая небольшая частичка голографической пластины содержит в себе всю информацию всего изображения. Даже если у вас имеется только небольшой фрагмент голограммы, вы сможете увидеть на нем все изображение, нарушится только его качество, детальность или резкость. Другим уникальным свойством является возможность запечатлеть на одной пластине бесконечное множество изображений. Такая возможность достигается за счет изменения угла падения лучей (фазы) на пластину, т.е. меняя угол падения луча можно добавлять все новые и новые изображения на одну и ту же пластину. Таким образом, голограммы обладают фантастической способностью к хранению информации.
Как говорилось ранее, материальным носителем голограммы мира является интегральная структура мироздания (ИСМ). Построение голограммы начиналось в момент создания хронооболочек, которые возникали за счет нарушения однородности времени на этапе инволюции. Выделенная при создании хронооболочек динамическая энергия разделялась (дифференцировала) на два потока, один из которых сразу локализовался в хронооболочке, а другой оставался в ней нелокализованным в виде динамического хаоса. На этапе эволюции основной задачей являлось обуздание второго потока и перевод его в связанное состояние. Таким образом, осуществлялась интеграция двух потоков в единое целое с минимизацией уровня энтропии в системе.
Итак, для получения голографического изображения нам надо две волны, одну из которых (предметную) волну формирует планета, другую (опорную) создает человек, причем волны должны быть одинаковой частоты, амплитуды и фазы. Теперь посмотрим, есть ли в природе волны такого типа. Про электрическую активность мозга мы уже говорили. Напомню, что выделяют несколько основных ритмов мозговой активности, среди которых основным ритмом бодрствующего человека является альфа-ритм. Заметим, что альфа-волны наблюдаются лишь у человека, у высших животных иногда наблюдаются только непродолжительные проблески альфа-ритма. Для предметной волны, формируемой планетой, я воспользуюсь понятием "шумановские резонансы".
Исследуя электромагнитные поля в сферическом слое, ограниченном поверхностью Земли и нижней ионосферой, В.О. Шуман в 1952 г. сначала теоретически предсказал, а затем экспериментально подтвердил существование естественных резонансов в полости Земля-ионосфера. Предсказанные им резонансные частоты соответствуют так называемым "стоячим волнам" в тонком сферическом волноводе Земля-ионосфера, и длина волны для электромагнитных колебаний основного резонанса близка к длине окружности земного шара. Работы Шумана вызвали большой интерес. Открытые им резонансные явления часто стали называть его именем - "шумановские резонансы". Дальнейшие теоретические изыскания и многочисленные измерения, предпринятые различными учеными, позволили уточнить свойства резонатора Земля-ионосфера и оценить суточные, сезонные и глобальные особенности электромагнитных колебаний на резонансных частотах.
Можно отметить близкое сходство основных характеристик ритмов разума - альфа-ритмов и ритмов колыбели разума - резонанса земного шара. Практически совпадают диапазоны частот альфа-ритмов (8-13 Гц) и основного шумановского резонанса (7-11 Гц). При этом альфа-ритмы обычно усиливаются днем и исчезают ночью (во сне) так же как и колебания шумановских резонансов. Если экстраполировать на электроэнцефалограмму диапазон воспринимаемых организмом человека частот внешних сигналов, то, по результатам проведенных исследований корректно говорить не только об альфа-ритме ЭЭГ, а о гораздо большем диапазоне 6 - 16 Гц, частично охватывающем тэта и бета-ритмы. Приблизительно равны амплитуда "веретен" электрических колебаний альфа-ритма (около 30 микровольт) и амплитуда воздействующего на мозг электрического поля "цугов" основной резонансной частоты земного шара. Таким образом, мы видим, что и планета, и человек могут производить когерентные волны. Поэтому каждый человек, благодаря сознанию, создает свою собственную голограмму, свою собственную реальность. А полнота или целостность человеческой голограммы зависит от генерации колебаний заданной частоты, амплитуды и фазы, сознательно производимых человеком, зависящих в свою очередь от его возможностей и желания. Следовательно, поиск и освоение новых частот и фаз является основной эволюционной задачей человечества. Понятно, что именно человек холономного уровня "воссоздаст" окончательную голограмму всей планеты, и тогда человеческая голограмма и планетная голограмма, в конце концов, станут единым целым.
А из этого можно сделать еще один вывод: что человек холономного уровня может и будет воспринимать все три свойства субъективной реальности. Пока же мы можем воспринимать только один из ее аспектов - Природу в виде корпускулярной материи. Со временем у человека появится способность видения волновой природы материи, слагаемой, в основном, из субъективной реальности. Мы научимся видеть два других ее аспекта - Жизнь и Сознание. Произойдет снятие ограниченности человеческих возможностей по восприятию окружающего мира, и тогда мы увидим мир единым и целостным.
Адаптационный подуровень (45 ступень)
Говорить о холономном уровне мы будем не только с точки зрения возможностей холономного или целостного человека, но и с точки зрения пути достижения этого уровня. Т.е. не только каким человек станет, но и как он сможет преобразовать себя в целостного человека, и какие основные трудности предстоят ему на этом пути. На энергетическом подуровне мы рассмотрели, что человек холономного плана сможет воспринимать все свойства субъективной реальности. Но надо еще отметить, что не только воспринимать, но и преобразовывать. Рассматриваемый адаптационный подуровень предполагает и новое поведение, и новые функции, и новые возможности холономного человека. О том, какими будут эти возможности, и как это происходит, поговорим в дальнейшем, а пока хотелось бы остановиться на голографическом преображении человеческом матрицы.
Чтобы понять, что происходит в результате окончательной интеграции, человека теперь лучше рассматривать в виде голографической целостности, который воссоздает картину мироздания в своих волновых структурах. Осуществляя подбор фазово-частотных характеристик, человеческое сознание выстраивает целостную планетную голограмму. Поэтому, говоря о накоплении негэнтропии, мы имеем в виду подбор человеком фазово-частотных характеристик всех 49 диапазонов. Когда в голограмме планеты будут созданы все 49 подуровней, можно говорить о завершении планетной эволюции, и тогда человечество в виде новой целостности выйдет на уровень интеграции Солнечной системы.
Рассматривая природу интегральной реальности теперь уже в виде голограммы, создаваемой нашим сознанием, следует сказать, что каждый человек создает свою голограмму (свою реальность) в определенном фазово-частотных диапазоне. Диапазон этот очень небольшой и довольно ограничен. Но, несмотря на то, что для каждого человека этот фазово-частотный диапазон индивидуален, у кого-то больше, у кого-то меньше, в целом он практически одинаков для всех. И именно этот узенький "фазово-частотный диапазон", жестко фиксированный для каждого человека, позволяет всем людям одновременно воспринимать одну и ту же интегральную реальность, описывать окружающий мир в одинаковых терминах, наблюдать одни и те же физические закономерности. (Я выделила понятие "фазово-частотный диапазон" кавычками для того, чтобы в дальнейшем было понятно, что речь идет о фазово-частотном диапазоне, в котором человек создает свою интегральную реальность или собственную голограмму мира). Настройка и фиксация собственного "фазово-частотного диапазона" у человека начинается сразу с момента рождения. Как только рождается ребенок, все усилия взрослых направлены именно на то, чтобы жестко зафиксировать "фазово-частотный диапазон" у ребенка в том же месте, где он находится у всех остальных людей.
Окруженный теми же самыми волновыми колебаниями, младенец еще не может отбирать их и организовывать так, как это свойственно взрослым. Ребенку предстоит немало поработать для этого - он будут продвигаться шаг за шагом, расти и впитывать описание мира, которое ему предоставят родители. Восприятие ребенка гораздо менее ограничено, чем у взрослого, и ему зачастую доступны такие стороны реальности, о которых взрослые давно забыли. Поэтому обучение альтернативному зрению детей происходит гораздо легче. Для взрослого эта форма обучения может быть уже не доступна никогда. Следовательно, чтобы сделать мировосприятие развивающегося ребенка таким же, как у всех окружающих, прилагаются огромные усилия. Поскольку только подобное воспитание делает возможным восприятие одних и тех же фактов при изучении законов объективного мира, сопоставление одних и тех же научных закономерностей.
В этом же процессе немаловажную роль играет и разделение функций между левым правым полушариями. Индивидуальное развитие организма, по существу, историческая пьеса, сжатое повторение всей эволюции животного мира. Ребенок рождается "двуправополушарным", у него еще нет "словесного" полушария. По данным В. Пенфилда и Л. Робертса, до двух лет любое полушарие может принять на себя эту почетную роль. Лишь с возрастом у здорового ребенка устанавливается разделение "сфер влияния" между полушариями. Профессиональная специализация полушарий завершается у человека после рождения, и по мере взросления между аппаратами образного и абстрактного мышления устанавливается демаркационная линия. Сканирование мира левым полушарием происходит за счет "прыжков сознания" между двумя полушариями. Как я уже говорила, "прыжки сознания" происходят за счет того, что у нас внутри происходит как бы два разных, неосознаваемых и автоматических процесса: первый это получение чистой энергетической информации из окружающего мира (правое полушарие), второй - это её обработка, осмысление, сравнение, перевод в слова и дальнейшее описание (левое полушарие). Потом снова получение информации - обработка и т.д. Частота этих "прыжков" у ребенка изначально задается синхронизацией с частотой окружающих людей в результате резонансных явлений.
Несколько слов по поводу синхронизации. Уже в 50-е годы, с момента открытия метода энцефалографии, было установлено, что частота электрической активности мозга способна синхронизироваться при определенных условиях с внешними ритмичными стимулами, например, сверхслабыми импульсами электрического тока, световыми вспышками, звуковыми щелчками и т.д. Кстати отмечу, что и гипноз, и внушаемость, и телепатия основаны на этом же явлении синхронизации. В. М. Бехтерев еще в 1897 г. указал на факт опасной внушаемости и его негативную роль в общественной жизни социума, и сформулировал эмпирический закон повышенной внушаемости в массе людей (откуда и пошло представление о "психологии толпы"), который гласит, если условно внушаемость равна единице, то в толпе из 100 человек она повысится ровно в 100 раз.
Теперь посмотрим, что происходит, если с момента рожденья не закрепить "фазово-частотный диапазон" в нужном месте. Наука знает много случаев, когда человеческих детей подбирали или похищали дикие животные, выкармливали, воспитывали. А потом этих подросших детей люди находили и возвращали в социум. Но уже нормальными и полноценными людьми эти "маугли" не становились никогда. Никакое воспитание не могло социально адаптировать такого человека. На всю жизнь в нем сохранялись черты тех животных, среди которых он вырос. Куда же деваются все человеческие способности у воспитанника зверей? Ведь его мозг, нервная система - такие же, как и у всех людей. Вот здесь и играет ключевую роль "фазово-частотный диапазон", присущий человеку. У всех "маугли" он находится совсем не там, где у людей. Его местоположение близко к положению "фазово-частотного диапазона" тех зверей, которые занимались его воспитанием. Такой человек не способен воспринимать окружающий мир таким, каким его видим мы. Его полоса осознания воспринимает другие потоки энергии. А сдвинуть жестко зафиксированный "фазово-частотный диапазон" очень сложно. Для этого, как минимум, необходимо понимать мотивы этого действия.
Вероятно, что жесткая фиксация "фазово-частотного диапазона" не была присуща человеку изначально, а претерпевала изменения в ходе его эволюционного развития. Поэтому можно предположить, что наиболее подвижным он был у первобытных людей, и только с появлением второй сигнальной системы, "фазово-частотный диапазон" начинает принимать более фиксированное положение. Согласно описанию французского психолога Леви-Брюля, который был известен своими исследовательскими работами в области первобытного мышления, неумение различать субъект и объект у первобытных людей было настолько значительно, что подобный феномен подлежит специальному изучению. В ходе своих исследований Леви-Брюль вводит понятие "пралогическое мышление", т.е. такое мышление, которое предшествовало логическому, и которое оказалось тесно связанным магическими узами с предметами внешнего мира. Он также вводит специальный термин "мистического соучастия", который становится отличительным признаком примитивной психики. Подобное "примитивное" мышление отличается от современного тем, что первобытный человек умел одинаково воспринимать как объективный, так и субъективный мир, поскольку не было жесткой фиксации "фазово-частотного диапазона". Для первобытного человека мир объектов был наполнен субъективной реальностью, что делало все объекты "психологизированными". "В этом случае растения, животные ведут себя как люди, а люди одновременно представляют собой и людей и животных, а повсюду роятся духи и боги" (Юнг К. 1994, с.143).
С локализацией индивидуального сознания, когда появилась необходимость в членораздельной речи, последняя, повышая коммуникацию между гоминидами, вместе с тем становится отличным средством, способным жестко фиксировать "фазово-частотный диапазон". Так, называя предмет предметом, мы тем самым выделяем его из единой Вселенной, делая отдельным объектом в своем сознании. Поэтому в ходе эволюции у человека появляется способность постоянно "проговаривать" мир, что способствовало дальнейшему закреплению "фазово-частотного диапазона", в конце концов, подобное "проговаривание мира" превратило человека в существо, ведущего бесконечный внутренний диалог.
Теперь же холономный уровень требует от человека освобождения от навязанных предметов и образов объективного мира. Необходимо остановить внутренний диалог, прекратить "обговаривать" объекты и предметы, выделяя их в отдельные блоки. Сознание должно быть свободным от любых связей с предметами и объектами. У человека холономного уровня, по всей видимости, произойдет объединение функций обоих полушарий, т.е. оба полушария станут и левым, и правым одновременно. И оба смогут воспринимать мир целостным, а все блочные представления, в виде объектов, оставаясь дискретными, тем не менее, сольются во всем своем многообразии в абсолютное единство.
Схожие процессы целостного восприятия мира описывал К.Г. Юнг, когда занимался изучением состояния отделения сознания от предмета при исследовании психологических практик Востока. "Данное описание иллюстрирует определенное психологическое состояние, которое, пожалуй, лучше всего было бы определить как отрыв сознания от мира и возврат его в так называемое непроявленное состояние. Тогда сознание одновременно оказывается и пустым и наполненным. Оно уже не занято образами, а просто содержит их в себе. Полнота мира, которая до сих пор теснила сознание, не потеряла ничего из своего богатства и красоты, но она уже не властвует над сознанием. Прекратилось магическое искушение предметами, поскольку кончилось прежнее взаимное проникновение сознания и мира" (Юнг К.1994, с.142). Этот процесс, соответствующий разотождествлению сознания и мира объектов, - один из главных этапов на пути становления человека холономного уровня. Происходит разрыв между сознанием и миром объектов. Это состояние подобно тому, что в интегральной реальности пропадают отдельные предметы и мир становится целостным.
Сейчас многие мировые исследовательские институты всерьез занялись изучением восточных медитативных практик, которые издревле занимаются совершенствованием собственного организма путем целенаправленного самовнушения. Масса фактов из жизни йогов показывают, каких небывалых высот в изменении собственной физиологии может достичь человек в своих духовных практиках. Множество мистических школ в разных уголках мира предлагают новое понимание человеческих сверхвозможностей. Проводятся интересные исследования и электрической активности мозга в измененных состояниях сознания.
В конце 1960-х годов Гроф вместе психологом-педагогом Абрахамом Маслоу, создает новую ветвь психологии под названием трансперсональная психология. Трансперсональная психология - это одно из направлений современной психологии, развивающее основные теории и идеи европейской психологии на основе опыта мировых духовно-религиозных традиций, внеконфессиональных древних и современных экстатических и трансцендентных психотехнологиях. Согласно современному определению трансперсональная психология является всеобъемлющей моделью развития сознания, связывающей психологические и духовные дисциплины.
Трансперсональная психология занимается исследованием предельных способностей и возможностей человека, она изучает сознание в широком спектре его проявлений: множественность состояний сознания, духовный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, творчества, высшие состояния сознания, личностные ресурсы, парапсихологические феномены. Она опирается на целостное видение человека в перспективе его духовного роста, классическую и неклассическую философскую антропологию, мировые духовные традиции, включая шаманизм, а также разнообразные способы самопознания и психотерапии, такие, как медитация, холотропное дыхание, телесно ориентированная психотерапия, терапия искусством, работа со сновидениями, активное воображение, самогипноз и т.д.
Целью трансперсональной психологии является расширение существующего психологического знания путем привнесения новых точек зрения. За счет этого человек открывает для себя пути, ведущие к внутренним источникам мудрости. Большую категорию измененных состояний сознания (ИСС), не связанных с органическими психозами, т.е. вызванными повреждением центральной нервной системы, головного мозга, нарушением кровообращения или острыми инфекции, Гроф назвал "холотропные состояния сознания". Термин "холотропный" означает "движение в сторону целостности", или "ориентация на целостность" (от греч. нolos - "целое" и trepein - "двигаться в направлении чего-либо"). По мнению Грофа опыт переживаний холотропных состояний сознания позволяют нам повернуть вектор нашего развития в сторону нашей целостности и гармоничности для того, чтобы воссоединиться с тем, чем мы по-настоящему являемся. Трансперсональная психология начала оформляться как самостоятельная область исследований в конце 60-х годов в США. Основателями этого направления выступили широко известные психологи, психотерапевты и мыслители: А. Маслоу, С. Гроф, А. Уотс, Э. Сьютич, М. Мерфи, С. Криппнер и др.