Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
24.11.2024
13:23
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [257]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Александров

Село Рюминское Александровского района

Село Рюминское

Рюминское — село в Александровском районе Владимирской области России, входит в состав Следневского сельского поселения.
Село расположено в 20 км на север от города Александрова. «Село Рюминское находится в Александровском уезде, во втором благочинническом округе, расстоянием от губернского города в 105 верст. и от уездного в 15 верст. по бывшей большой дороге в г. Переславль по обоим берегам реки Серой, притока р. Клязьмы, впадающей в р. Оку, текущую в р. Волгу». [2]

Село Рюминское в 1460 г. было завещано великим князем Василием Васильевичем Темным (1415-1462) жене, княгине Марье (дочери Ярослава Владимировича, удельного князя малоярославецкого), с которой он состоял в браке с 1433 г. У них родились Юрий, Иван (будущий Иоанн III), Юрий Младший, Андрей Большой Горяй, Семен, Борис, Андрей Меньшой, Анна. В 1485 г. Марья Ярославна умерла.
Почти до конца XVII в. Рюминское оставалось в числе государевых дворцовых вотчин. В документах оно уже в середине XV в. называется селом, значит, в нем была церковь.
В 1676 г. царь Феодор Алексеевич во время своего богомольного похода в Переславль-Залесский ночевал в Рюминском. В книге Сытного двора около того же времени записано, что в селе на пустоши Горьево построены винокурня и мельница на р. Серой.
В 1679 г. они отданы Успенскому монастырю Александровской Слободы.
В 1688 г. цари Петр и Иоанн Алексеевичи пожаловали Рюминское своему ближнему боярину, ставшему тестем царя Иоанна, Федору Петровичу Салтыкову «с деревнями, со крестьяны и с пустошьми, с пашнею, с сенные покосы и со всеми угодьями», «в род неподвижно» с правом продать, заложить и назначить в приданое, только не отдавать в монастырь по душе, в случае же отсутствия прямых наследников вотчина будет отписана на государя.
Федор Петрович Салтыков, сын доверенного лица царя Алексея Михайловича боярина Петра Михайловича Салтыкова (ум. 1690), руководившего судом над патриархом Никоном, был комнатным стольником. Во всех источниках, описывавших время стрелецкого бунта 1682 г., сообщалось, что Федор Петрович Салтыков был убит стрельцами. Летописец (1619-1691 гг.) сообщает о событиях 15 мая 1682 г. в Кремле: «...стольника Федора Петровича стрелец прободе копием, и свергоша с Верху от Спаса к большому Успенскому собору...на копия же, не зная, чаяли - Нарышкин, а сказати сам про себя не успел, что Салтыков, исторопился; и извлечен за град на площадь, и положа на полсти, принесли по отцу в дом, глаголюще, яко не зная убиша, чаяли - Нарышкин».
«Божья воля!» - сказал сказал умудренный годами старый боярин, и велел угостить пришедших. Значение слова «убить» в современном русском языке сузилось, об этом свидетельствует слово «убиться» - имеющее значение сильно ушибиться. В XVII в. «убить» - не обязательно «до смерти», так было и с Федором Петровичем. Он был изранен, и потерял сознание, но выжил, и в 1683 г. был пожалован в бояре. На его дочери Прасковьи женили среднего сына царя Алексея Михайловича, Иоанна Алексеевича. Другая дочь, Федора Петровича, Анастасия Федоровна Салтыкова, вышла замуж за Ивана Федоровича Ромодановского (ум. 1730), который и получил с. Рюминское за женой в приданое.
Князь Иван Федорович унаследовал от своего отца, Федора Юрьевича Ромодановского звание князя-кесаря (во время отлучек царя Петра из Москвы, в походы ли, в Великое посольство за границу, в поездки ли по стране, боярин Федор Юрьевич Ромодановский становился наместником, правителем России, официально нося титул «кесарского величества»). По смерти Федора Юрьевича, Петр I обратился к его сыну с письмом: «Как словесно вашему величеству били челом, так и письменно доносили, дабы благоволили дела приказу Преображенского принять так, как блаженной памяти отец ваш управлял».
Иван Федорович был прямодушным, кротким и добрым, придерживался старинного образа жизни, очень любил охоту, имел прекрасно обученных ястребов и кречетов. Он смягчил нрав своего ведомства, применял пытки только в крайних случаях.
В 1718 г. царь Петр устроил князю-кесарю Ромодановскому торжественный въезд в Петербург по правилам приема иноземной царствующей особы «первого градуса». Царь встретил князя Ивана с пышной свитой за городом, посадил его в карету на одну сторону, сам, с генерал-поручиком И.И. Бутурлиным, сел на места напротив. При въезде в Петербург, в честь высокого гостя был произведен артиллерийский салют, а когда Ромодановский вошел в царский дворец, то его встретила царица Екатерина Алексеевна, поклонилась в пояс, поднесла ему золотую рюмку с водкой. Ромодановский подолгу жил в Петербурге, принимал у себя царя, или на правах старого друга и выдающегося вельможи, положение которого было совершенно исключительным, запросто, без предупреждения и просьбы об аудиенции, навещал царя. По подписании Ништадтского мира, положившего конец Великой Северной войне, длившейся более 20 лет, царь Петр, после благодарственного молебна в Троицком соборе в Петербурге, прежде всего отправился к князю-кесарю и доложил ему о заключении мира.
В то время, как Ромодановский проживал в Петербурге, Москвой управлял вице-губернатор Иван Лукич Воейков, он не имел таких полномочий, какие были у князя Ивана Федоровича, и Москва постепенно приходила в упадок, о чем Воейков не раз докладывал в Сенат.
Наивысшим взлетом служебной деятельности князя Ивана Федоровича была коронация в Москве императрицы Екатерины Алексеевны в 1724 г. В ноябре 1723 г. вышел манифест о коронации императрицы Екатерины Алексеевны. Коронация могла состояться только в Успенском соборе Московского Кремля. С весны 1724 г. Москву начали приводить в порядок. Уже в феврале Двор начал съезжаться в Москву. Коронация состоялась 7 мая. Царь Петр сам возложил корону на голову Екатерины. Екатерина стояла пред Петром на коленях. Она плакала и пыталась обнять его колени. Он поднял ее, улыбаясь, и подал ей эмблему царского достоинства - державу, но символ власти - скипетр -оставил у себя. Французский посол отметил, что над Екатериной, про-тиив обыкновения, был совершен обряд помазания, так что этим она признана правительницей и государыней после смерти государя, своего супруга. Начались многодневные пиры, гуляния и ассамблеи, все это сильно утомляло князя Ивана Федоровича. Он управлял Москвой до коронации императрицы в 1724 г., и после окончания празднеств, попросился в отставку, чувствуя, что служба становится ему тяжела.
После кончины императора Петра, когда на престол взошла императрица Екатерина I, князь Иван Федорович перестал называться князем-кесарем, но вскоре ему был пожалован высший гражданский чин, действительного тайного советника. Летом 1725 г. Иван Федорович вернулся в Москву, чтобы управлять Преображенским приказом. Князь подчинялся только императрице и был недосягаем и президентами коллегий и Сенатом. Только Верховный Тайный Совет добился от Ромодановского предоставления кратких выписок о наиболее важных делах, в 1726 г. князь Иван Ромодановский был награжден высшим орденом Российской империи - Святого апостола Андрея Первозванного. В 1727 г. император Петр II снова назначил его генерал-губернатором Москвы. Летом 1727 г. в Московский Новодевичий монастырь была переведена монахиня Елена, бывшая жена Петра I, бабушка царствовавшего тогда императора Петра II. В начале 1728 г. в Москву переехал императорский двор для коронации нового императора, который совершил торжественный въезд в объявленную единственной столицей Москву, 4 февраля. Князь Иван приводил москвичей к присяге императору Петру II. В 1729 г. при полном изнеможении сил Иван Федорович попросил отставки.
С его смертью прекратился род князей Ромодановских. Единственная дочь князя Ивана Федоровича Ромодановского, Екатерина Ивановна (1702-1791), вышла замуж в 1722 г. за графа Михаила Гавриловича Головкина (1699-1754). Село было частью ее приданого. Головкин - в 1722 г. посол в Берлине, при императрице Анне - сенатор, в 1741 г. при правительнице Анне Леопольдовне произведен в вице-канцлеры, ему были поручены внутренние дела государства. Он советовал правительнице объявить себя императрицей. После переворота, устроенного цесаревной Елисаветой Петровной, его приговорили к смерти, но казнь была заменена вечной ссылкой в Сибирь с конфискацией имущества. В 1741 г. жена сопровождала его на Колыму. Императрица Елисавета прислала сказать, что Екатерина Ивановна непричастна к преступлению мужа, сохраняет звание статс-дамы и все свое имущество, но ответом было: «На что мне почести и богатства, когда не могу разделять их с другом моим? Я любила мужа в счастии, люблю и в несчастии и одной милости прошу, чтобы с ним быть неразлучно». Проведя 15 лет в Среднеколымске, Екатерина Ивановна после смерти мужа привезла его тело, залитое в гробу медом, через всю страну, чтобы похоронить на родине, в Москве.
В 1743 г. село пожаловано генерал-майору Алексею Яковлевичу Шубину (1707-1766). Сын бедного владимирского помещика из окрестностей Александрова, он начал службу в 1721 г. солдатом Семеновского лейб-гвардии полка, произведен в прапорщики. Красивая наружность, предприимчивость и ловкость сделали его первым любимцем цесаревны Елисаветы Петровны. Вскоре, по приказанию императрицы Анны Иоанновны, Шубин был арестован и отправлен на Камчатку, где насильно обвенчан с камчадалкой. Вступив на престол, императрица Елисавета вспомнила о Шубине. После долгих поисков его в 1743 г. привезли в Петербург и за «невинное терпение» произвели из прапорщиков прямо в генерал-майоры Семеновского полка, наградили орденом Святого Александра Невского и пожаловали богатые поместья, куда он и удалился в следующем году, уволившись от службы.
После него село перешло к сыну, капитану Ивану Алексеевичу Шубину. Роду этих помещиков рюминская вотчина принадлежала до упразднения крепостного права в 1861 г.

В приходе с. Рюминского, сельце Горьеве, была великолепная усадьба, построенная А.Я. Шубиным, с обширными хоромами, и чудным тенистым парком.
Во второй половине XIX в. усадьбой владела Е.Д. Гладкова, в начале XX в. – ее наследники.
Судьба усадебного дома после событий 1917 года неизвестна.


На карте Менде Владимирской губернии 1850 года сельцо Горьево не обозначено. Есть обозначение «скотный двор», южнее Рюминского.

В XIX и первой четверти XX века село входило в состав Александровской волости Александровского уезда.
Дер. Заречье, Балакиревского сельсовета, решением № 441 от 21.04.1977 г. объединена с с. Рюминское.
В годы Советской власти до 1998 года село входило в состав Балакиревского сельсовета.
Численность населения: в 1859 г. – 442 чел.; в 1905 г. – 380 чел.; в 2010 г. – 17 чел.

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери

Селом Рюминское было еще в половине XV века; церковь была (несомненно в нем, как и везде в то время в селах) деревянная, и когда построена и в чье «во имя» освящена — неизвестно.
В патриарших окладных книгах под 1628 г. записано: «Церковь Святых чудотворцев Козьмы и Демиана в селе Рюминском , дани десять денег с полушкою, по наказу гривна. Марта в 22 день на нынешней на 136 (1628) год те деньги взято». Подобными записями церковь отмечена в 1641, 1642, 1654, 1692, 1712 и 1746 гг., что свидетельствует о ее непрерывном существовании. По писцовым же книгам 1674-1678 гг. в Рюминском с деревнями значатся 114 дворов крестьянских, 2 бобыльских, 41 пустых, земли 1416 чети на поле, сена 3479 копен, лесу поверстного на версту в длину и ширину.
«149 (1641) год генваря в 17 день те деньги взято, платил тоеж церкви поп Саввин».
«162 (1654) год положено дани рубль, 12 алтын с деньгою, заезда гривна».
184 (1676) г. сентября 21 подана к подписке Переславля, села Рюминского, церкви Космы и Домиана грамота попа Андреяна Иоаннова.
В 1754 году упоминается священник Федор Дмитриев.
Церковь в 1754 г. сгорела. Новая была привезена из упраздненного Семионовского монастыря, что близ Хохряковки, генерал-майором Алексеем Яковлевичем Шубиным. Эта церковь существовала до 1772 года. Ее постигло то же несчастье - сгорела и она.
В 1758 г. - поп Никита Яковлев, дьячок Михайло Дмитриев, пономарь Максим Дмитриев; в 1760 г. - поп Леонтий Никитин, который в 1762 год исповедовал и причащал Алексея Яковлевича Шубина и его дочь Софью. «Алексей Яковлевич Шубин, 72 лет, со своей дочерью Софьей 23 лет. (Исповедальные ведомости из Александровского Свято-Успенского женского монастыря»).
В 1772 г. - Священник Петр Михайлов, который служил в Рюминском до 1880 года.
В 1775 году в Рюминском помещиком лейб-гвардии Семеновского полка капитаном Иваном Алексеевичем Шубиным, сыном генерал-майора Алексея Яковлевича Шубина вместо сгоревшей построена деревянная церковь с такой же колокольней, «в тож именование» и на том же церковном погосте.
В разборе и описании дел Переславского Духовного Правления, сделанным М.В. Загорским за N32 запись: «церковь с. Рюминского - во имя св. бессеребренников Козьмы и Домиана, деревянная, одно-этажная; постройкой начата по данной вотчиннику леб-гвардии капитану Ивану Алексеевичу Шубину 1775 года февраля дня храмозданной грамоте и по совершению освящена в 1777 году; при ней колокольня - деревянная-ж».
Храмозданная грамота дана преосвященным Антонием, епископом Переславским и Дмитровским, 25 февраля 1775 г.
В 1776 году Преосвященный Феофилакт, епископ Переславский и Дмитровский, сделал распоряжение представить ему подробные сведения об имеющихся в архиерейском доме колоколах, некоторые из которых не висели даже на колокольне, а лежали без всякого употребления. Епископ Феофилакт имел в виду при этом ненужные колокола променять или продать, с тем, чтобы приобрести в архиерейский дом один большой колокол, весом в триста пуд. По описи „в излишестве" оказались: один большой колокол в 139 пудов 6 фунтов и пять малых весом в 25 пудов 6 фунтов. Кроме сего „празднолежащими" в архиерейском доме найдено 16 колоколов, весом 49 пудов 28 фунтов, да в загородном доме четыре колокола в 8 пудов. По составлении описи, консистория разослала в духовные правления и благочинным особые оповещения, в которых предлагала, „не пожелает-ли кто к приходским церквам разобрать означенные излишние колокола за выгодную цену". Но на призыв консистории откликнулись только прихожане с. Рюминского, принадлежащего ныне к Александровскому уезду, от которых и получено было за отпущенный в с. Рюминское колокол 107 руб. 26 коп.
Из крестьян села Рюминского в 18 - начале 19 века вышла целая династия священнослужителей, которые несли службу в селе Афанасьеве: «... Венедикт из крестьян села Рюминского, бывший до священства у Самуила (священника с. Афанасьево) в работниках, Марк, сын Венедикта, Тимофей, сын Марка, Иоанн, сын Тимофея с 1773 по 1809 год» (Запись на одной из богослужебных книг церкви с. Афанасьева).
С 1800 по 1817 г. нес службу Василий Иванович Чередеев.
В 1806 г. надворный советник Василий Иванович и гвардии прапорщик Петр Иванович Шубины (дети И.А. Шубина) решили построить каменный храм. 15-го декабря 1806 г. дана Ксенофонтом, епископом Владимирским и Суздальским, храмозданная грамота, коей гг. Шубиным преосвященным благословлено: «новосооружаемую в селе Рюминском каменную во имя святых безсребренников и чудотворцев Козьмы и Дамиана церковь переименовать в честь иконы Тихвинския Пресвятыя Богородицы и устроить в ней два придела: первый во имя святых безсребренников и чудотворцев Козьмы и Дамиана, а второй во имя Святителя и Чудотворца Николая».
Каменный сей храм с такой же колокольней, по благословению преосвященного Ксенофонта, был освящен в 1808 г. протоиреем Владимирского кафедрального собора Иоанном Певницким. Два теплых придела: левый - во имя святых бессребреников Козьмы и Дамиана а и правый - во имя Святителя и Чудотворца Николая освящены священником Александровского Успенского женского монастыря Петром Васильевым. Тогда же возведена каменная колокольня.
По своей архитектуре храм был полукруглый, трехглавый; кресты железные - вызолоченные, один из них с цепями имел сверху корону, а снизу полумесяц. Здание каменное крепкое с такой же колокольней, к которой с южной стороны была пристроена каменная сторожка.
С 1817 г. по 1822 г. - Василий Васильевич Широгоров. С 1822 г. по 1839 г. – Ефимий Артемьевич Нарцыссов.
С 1839 г. по 1869 г. был священником Федор Михайлович Покровский, в 1866 г. - церковный староста на 3 года крестьянин села Мартын Герасимов. В 1868 г. 17 марта уволен за штат диакон Иван Зайцев.
Далее, по имеющимся документам, известно, что храм постоянно обновлялся. Стены храма отштукатурены «тщанием» прихожан в 1843 году, украшены «искусною» живописью, которая в 1870 году возобновлена на пожертвования «уроженцем с. Рюминское мещанином Сергиева посада Алексеем Яковлевичем Боченковым 1000 рублей». [2]
Пол в церкви сначала был деревянный, «а с 1839 года из белой лещади» [2] (лещадная плита - тонкие каменные плиты, применяющиеся для верхнего настила пола.).
Иконостас двухъярусный, в 1871 г. обновленный, на его позолоту А.Я. Боченков пожертвовал 1000 рублей. На позолоту иконостасов и приделов и в том же году поновлена позолота иконостаса в настоящей церкви — усердием прихожан. [2]
В иконостасе иконы в медных посеребренных ризах; из икон замечательны: 1) Тихвинской Пресвятой Богородицы в серебряно-позлащенной ризе (весом 20 фунтов), икона древнего искусного письма, мерой — вышины 1 арш. 5 верш., ширины 1 арш., дана вкладом храмоздателем В.И. Шубиным; на ней надпись: «образ сей подобием и мерою с настоящей чудотворной иконы снят в 1753 г.», икона эта особенно чтима прихожанами, а преимущественно в семействах гг. Шубиных и признается ими чудотворной;
2) Казанской Божией Матери, в серебряной ризе с таковым же венцом, древнего искусного письма, мерой в вышину 1 ½ арш. и в ширину 1 ½ арш.; на сей надпись: «сей образ пожертвован при бракосочетании Н. А. Коровкина с Елизаветой Дмитриевной Шубиной» (внучкой храмоздателя В. И. Шубина).
3. Святых безсеребренников и чудотворцев Козьмы и Дамиана с житием, очень древнего письма в серебряной ризе, мерой - вышиной в 1 арш. 14 верш. и шириной 1арш. 1верш.; эта икона была местной в бывших деревянных церквах в с. Рюменское во имя этих Угодников».
Утварью и ризницею церковь снабжена достаточно; из предметов их замечательны: 1) Четыре сосуда, употребляемых при Богослужении, серебряные позлащенные; из них один с финифтевыми изображениями, осыпан стразами, веса 5 ф. 25 зол., 2) Ковчегов для хранения св. даров два серебряно-позлащенные, 3) Крестов напрестольных четыре, серебряно-позлащенные; один из них с финифтивыми изображениями и осыпан стразами; веса 3 ф. 51 зол., 4) Из Евангелий замечательно - печатанное в лист Александрийской бумаги, нижняя доска обложена малиновым бархатом, а верхняя в серебряно-позлащенной ризе с таковыми же застежками и в середине и по углам украшено финифтевыми изображениями — осыпанными стразами; вся утварь эта жертвована помещиками — прихожанами гг. Шубиными и П.И. Вырубовым. Из деревянной церкви сохранилось Евангелие печати 1754 года за подписом по листам о его принадлежности церкви святых безсребренников и чудотворцев Козьмы и Дамиана в с. Рюминском тогдашним при ней священником Федором Дмитриевым. Книги для богослужения старинные, большей частью печатанные в царствование Императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II-й, в числе их: 1) Устав церковный Московской печати 1742 г. и 2) Пролог выхода 1752 г. в котором году и приобретен для церкви с. Рюминского, как это свидетельствует подпись по листам. На колокольне в числе прочих колоколов, вместо прежних двух в 87 п. и 26 п. колоколов, в 1857 и 58 гг. слито два в 141 и 50 п. Внутреннему благолепию храма много способствовали, как храмоздатели В.И. и П.И. Шубины, так и члены их семейств — и все дальнейшее их потомство, в особенности оставшееся помещиками в Рюминской вотчине, а равно и другой прихожанин — помещик П.И. Вырубов; способствовало и не оскудевающее усердие прихожан — крестьян, ревностно пекущихся об украшении их родного храма, преимущественно с 1868 г. [2]
1885 г. «В течение последних десяти лет много жертвует для храма уроженец из крестьян с. Рюминского Алексей Яковлевич Боченков.
Храм кругом обнесен каменной оградой, и высясь среди селения на взгорье, имеет красивое местоположение. Кладбище находится на особо-отведенном месте.
В состав прихода, кроме с. Рюминского, в коем 63 двора, входят следующие селения: д. Копылиха, д. Калинино, д. Свинкино, д. Зубцово, д. Мазолово и сельцо Горьево; д. Свинкина отстоит от церкви в 5 верст. и составляет самый отдаленный пункт в приходе. Прихожан за 1885 г. числилось 512 м. и 544 ж. пола душ, большинство которых принадлежит к крестьянскому сословию и занимается хлебопашеством и деланием деревянной посуды. Есть в приходе 1 раскольник.
Причта при сей церкви по штату назначено: 1 священник и 1 псаломщик; в настоящее время священником состоит Федор Загорский, студент, который священствует с 1869 г. и награжден скуфьей; он же состоит и членом благочиннического совета.
При сей церкви земли: усадебной 1200 кв. с., плана на оную землю не имеется, пашенной 30 д. и 816 кв. с., сенокосной 8 д., около 7 д. кустарнику и 18 д. вырубки. План и межевая книга на сию землю имеются и хранятся при церкви. О сей земле дела не производится и причт владеет ею сам. Дом у священника — церковный, а у псаломщика собственный, — построены на церковной земле На содержание причта, постоянного оклада не получается, а всего получается им в год доходов до 650 рублей». [2]
Престолов в храме было три: в холодной части в честь Тихвинской иконы Божией Матери, в приделах - Бессребреников Козьмы и Дамиана и Святителя Николая Чудотворца. [1]
Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1798 года, исповедные росписи с 1820 года. [1
Причта по штату положено священник и псаломщик. На содержание его получалось: а) процентов с причтового капитала 50 руб.; б) от земли пахотной и сенокосной до 100 руб.; в) от хлебных сборов до 100 руб. и г) от служб и требоисправлений до 500 руб., а всего до 750 руб. в год. Дом у священника церковный, у псаломщика собственный на церковной земле. [1
Земли при церкви: усадебной 1200 кв. сажен, пахотной 20 дес., сенокосной 8 дес., кустарнику около 7 дес., вырубки 28 дес. и 2 дес. 800 саж. неудобной.
Приход состоял из села Рюминского, сельца Горьева (3 вер. от церкви) и деревень: Копылихи (3 вер.), Свинкина (5 вер.), Мазолова (5 вер.), Калинина (4 вер.) и Зубцова (3 вер.), в коих по клировым ведомостям числилось в 1897 г. 522 души муж. пола и 578 жен.; из них раскольников 6 душ. [1

С 1869 г. при храме служил священник Феодор Загорский, он окончил семинарию со званием студента (т.е. в числе полутора десятка лучших учеников), награжден скуфьей, был членом благочиннического совета. Им в 1870 г. открыта в собственном доме церковно-приходская школа. В 1875 г. за неимением подходящего помещения она закрыта, но 4 ноября 1884 г. вновь открыта в церковной сторожке священником Ф. Загорским. В 1885 г. в школе обучались 18 мальчиков и девочка. [2] Учащихся в 1892 — 93 учебном году было 36. [1]
В 1901 г. попечителем Рюминской школы был - Н.А. Иванов.
В церковно-приходской школе в 1903 г. трудился учитель Александр Григорьевич Соловьев, сын священника. Он родился в погосте Саварине Вязниковского уезда. Образование получил в Киржачской Учительской семинарии. Проходил ранее должность учителя сначала в земской школе с. Жадинского Суздальского уезда до 1890 г., а потом должность учителя церковно-приходской школы в слободе Мстера Вязниковского уезда до 1892 г. и, наконец, переведен в Рюминское в 1897 году.
Религиозно-нравственные чтения в Рюминской церковно-приходской школе. С начала октября 1903 года каждый воскресный день в нашей школе ведутся религиозно-нравственные чтения и беседы, в которых принимает самое деятельное участие и жена местного священника О.В. Беляева. Порядок и содержание этих чтений, устроенных по инициативе приходского священника Александра Беляева, — таков. В 12 часов дня ударяют несколько раз в полиелейный колокол, и народ по звону собирается в школу. С приходом священника все становятся на молитву и поют хором «Царю небесный». Затем священником устно в вопросо-ответной форме ведется беседа о предметах веры и нравственности; изъясняется богослужение, таинства, символ веры и заповеди, при чем на все встречающиеся вопросы дают краткие ответы ученики училища и окончившие курс подростки. И так в живой беседе общими силами изъясняются важнейшие истины православной веры. Затем псаломщиком К.М. Числовским, по поручению и выбору священника, прочитывается житие дневного святого, а священником делается при этом соответствующее объяснение прочитанного. Этим обыкновенно заканчивалось первое отделение чтений и делался небольшой перерыв, во время которого проветривалось тесное здание училища, битком набитое народом. После перерыва начинает чтение жена священника О.В. Беляева и предлагает слушателям нравоучительные рассказы из книг «приходской библиотеки», напр. свящ. Владиславлева, Востокова или «Духовной Нивы» г. Новгородского. Впечатление от этих чтений всякий раз получалось громадное, и слушатели не могли удержаться, чтобы вслух не выразить своих чувств одобрения или порицания по поводу тех или иных героев рассказа. Как свидетель очевидец, могу сказать, что этот род чтения более всего интересует крестьян и нравится им. Далее чтение продолжается учителем школы А.Г. Соловьевым, которым обыкновенно прочитываются статьи историческо-повествовательного характера из сборника «Доброе Слово» прот. Дьяченко. Этот род чтения также весьма нравится крестьянам и слушается весьма охотно. Чтение всякий раз заканчивалось хоровым пением молитвы: «Достойно есть». В таком порядке и по такой программе велись и ведутся у нас чтения почти по всем воскресным дням до сего времени. На святках захотелось ознаменовать наши чтения чем-нибудь особенным, праздничным, чтобы доставить народу не только полезное, но и приятное, и это вполне удалось благодаря любезности наших приходских помещиков гг. Пороженко. П.Н. Пороженко любезно вызвался показать при помощи своего отличного волшебного фонаря несколько прекрасно исполненных теневых картин, а его жена Варвара Михайловна изъявила согласие быть лекторшей. И вот вечером 26 декабря у нас составилось праздничное чтение с туманными картинами. Жаль только, что имеющаяся в распоряжении П.Н. Пороженко коллекция картин не соответствовала какой-либо заранее составленной строго определенной программе и носила случайный характер, так что наш литературный вечер не мог отличаться строгой идейностью. Но, во всяком случае и это малое лучше, чем совсем ничего. Для начала были показаны превосходно исполненные портреты Государя Императора и Государыни Императрицы. На всех лицах зрителей изобразились чувства нескрываемого умиления и восторга. Хором певчих (правильно организованный хор основан год тому назад священником) весьма удовлетворительно был исполнен народный гимн, и троекратное дружное «ура» покрыло пение. Затем были показаны четыре картины, иллюстрирующие историю праздника: картины Рождества Христова и поклонение пастырей, поклонение волхвов, избиение младенцев и бегство в Египет. При этом священником были даны краткие объяснения воспроизводимых событий и картин к ним. Вторая половина его была посвящена чтениям светского характера и состояла в следующем. Избранными учениками училища было прочитано несколько басен в лицах, а на экране в это время помещалась соответствующая басне картина. Учителем училища после этого было прочитано «Бой Купца Калашникова с Кирибеевичем» Лермонтова с шестью туманными картинами, а женой помещика Варварой Михайловной художественно прочитан «Генерал Топтыгин» Некрасова с тремя картинами. В заключение на экране опять появились дорогие лица Государя Императора и Государыни Императрицы, перед которыми учениками училища хором прочитано известное стихотворение: «Многи лета, многи лета, Православный Русский Царь», а хором певчих опять исполнен народный гимн.
Так прошел наш праздничный школьный вечер. Народу была масса, и маленькая школа едва вмещала желающих присутствовать на вечере. Высота школы не позволяла навести свет от фонаря через публику, и бедная невзыскательная публика охотно согласилась сесть на пол и в таком положении терпеливо провела те 1 ½ часа, в течение которых длилось наше чтение.
С…ъ (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 3-й. 1904 г.).

В 1899 г. от Его Высокопреосвященства преподано благословение, города Александрова купеческой вдове Марии Николаевне Назаровой за пожертвование в церковь села Рюминского, александровского уезда, сребропозлащенных сосудов с принадлежностями и парчевых воздухов, всего на 100 руб.
В 1900 г. протоиерей Феодор Загорский назначен, после кончины протоиерея Иакова Елпатьевского , настоятелем храма с. Орехово (ныне г. Орехово-Зуево).
Его сын Николай Федорович Загорский (1886-1938) не пошел по стопам отца, стал адвокатом, членом Московской областной коллегии защитников. Он родился в с. Рюминское (ныне Александровского района Владимирской области), проживал в Орехово-Зуеве по адресу: Сенная площадь д. 3, расстрелян в 1938 г. по обвинению в руководстве группой меньшевиков Орехово-Зуевского района и контрреволюционной агитации. Он был мужем учительницы биологии Н.Е. Загорской.

Дочь управляющего имением Мария Никитична Амбарова (р. 1868) до 1907 г. занималась сельским хозяйством вместе с отцом, по 1919 г. была монашкой в Переславле, затем проживала в с. Рюминском с братом, впоследствии раскулаченным. Амбарова помогала церкви, община верующих избрала ее старостой. Арестована 28 января 1932 г. Обвинялась «в антисоветской агитации и распространении контрреволюционных слухов». «Тройкой» при ПП ОГПУ по Ивановской области лишена права проживания в ряде областей России и выслана на 3 года.

В декабре 1900 года Высокопреосвященнейшим Сергием, архиепископом Владимирским и Суздальским в село Рюминское на место священника определен Александр Алексеевич Беляев, «сын священника г. Юрьев-Польского, 26 лет. Родился он в г. Юрьев-Польском в 1877 г. 13 февраля. Обучался сначала во Владимирском духовном училище, а потом во Владимиpской духовной семинаpии, где и окончил полный курс со званием студента Семинарии в 1898 г. 14 июня. По окончании курса проходил должность народного учителя, сначала в земской школе села Ярышева Суздальского уезда. «Во диаконы рукоположен во Владимирском кафедральном соборе, а во просвитера рукоположен во Владимирском Архиепископском доме. Ставленую грамоту и наперсный крест в память священного коронования государя императора Николая II-го 14 мая 1896 г. - имеет. Со дня вступления на приход состоит заведующим и законоучителем цпш. В семействе у него жена Ольга Васильева 26 лет, сын Сергий - 1 год. Имеет двадцать печатных и двенадцать своего сочинения проповедей. Поведения отличного и хорошего. Никому не в родстве».
Псаломщиком в приходе в 1903 г. был Константин Михайлович Числовский, 27 лет из Юрьевского уезда, окончивший Переславское духовное училище, имевший жену и четверых детей.
Церковным старостой в 1903 г. был мещанин сельца Горьева Иоанн Никитич Амбаров, 43 лет, брат монахини Марии Никитичны. Послушание просфорни в 1900 г. несла Ястребцова Александра Иоаннова, 39-летняя вдова с двумя детьми.
В селе Рюминском у духовных в 1903 г. было 2 двора, 6 мужских и 5 женских душ.
Земли при церкви: усадебной 1200 кв. сажен, плана на эту землю не было; пахотной - 20 десятин, сенокосной - около 8 десятин, кустарнику - около 7 десятин, мелкого лесу - около 28 десятин и земли неудобной 2 десятины 800 кв. сажен.
Для жительства священника имелся церковный деревянный дом, одноэтажный и при нем двор; остальные хозяйственные постройки священник имел свои собственные. Для жительства псаломщика церковного дома не было, у него был свой собственный, построенный на церковной земле.
У крестьян на 1903 г. 69 дворов, 200 мужских и 231 д. женских.

Священник села Рюминского, Иоанн Афонов 10 июля 1910 г. перемещен в село Рыково, Юрьевского уезда. Псаломщик села Рюминского, окончивший курс семинарии Сергей Добродеев, 1 ноября 1910 г., определен священником в село Тютьково, Юрьевского уезда. Студент семинарии Александр Беляев, 7 декабря 1910 г. , определен священником в село Рюминское.
В 1910 г. Святейшим Синодом за заслуги по духовному ведомству, ко дню Рождения Императора, удостоен награждения благословением Св. Синода без грамоты - с. Рюминского, свящ. Петр Прозоров. В 1930 г. - священник Прозоров Петр Викторович; в 1937 г. - иеродьякон Офров Иван Васильевич.
С 1934 по 1944 г. в храме с. Рюминское служил священник Вонифатий Иванович Соколов (1879-1970). Он окончил семинарию и, в 1905 г., Санкт-Петербургскую Духовную академию. Преподавал в Екатеринославской Духовной семинарии. Женился, был рукоположен во священника. Его супруга, Вера Георгиевна (1885-1950), сопровождала его при переводах с прихода на приход. С 1918 по 1934 г. о. Вонифатий Соколов служил в г. Козлове, потом в с. Рюминское Ивановской области. С 1944 г. - в Москве, до 1958 г. - в церкви Иоанна Воина, с 1958 по 1961 гг. - был настоятелем Петропавловской церкви в Лефортово. В 1961 г. вышел за штат.
Перед войной в мае-сентябре 1940 года в церкви была устроена местным жителем В. Прозоровым, учившимся в Московском институте механизации и электрификации сельского хозяйства, электростанция. Сколько времени она просуществовала - неизвестно. В 1950-е годы - разобран ветхий портал северного входа. Помещение церкви использовалось то под склад, то под клуб, то под магазин. [ГАРФ. Ф. Р- 6991. Оп. 2. Д. 330. Л. 126]. В 1980-е годы - разрушены верхние ярусы колокольни, утрачена глава.
9 июля 1993 года в полуразрушенном храме Тихвинской иконы Божией Матери села Рюминское отец благочинный протоиерей Борис Толкачев совершил первый молебен. Прихожане очистили церковь от мусора, битого кирпича и земли.
Настоящее восстановление порушенной святыни началось, когда Рюминский храм стал приписным к Балакиревскому приходу.
Настоятель прихода о. Иоанн Девликамов, не жалея сил и времени занимается этим Богоугодным делом. Многое уже сделано: храм практически отштукатурен и частично покрашен снаружи. Ведутся и внутренние работы. Возведен временный алтарь, регулярно проводятся молебны.
9 июля 2014 года, в праздник иконы Тихвинской Божьей Матери, совершилась первая Божественная литургия.

Священномученик Николай Ершов, пресвитер

Дни памяти:
4 февраля (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых
16 декабря
Священномученик Николай Ершов родился в 1888 году в селе Рюминское в крестьянской семье. Учился в сельской школе.
В 1912 году был рукоположен в диакона. После рукоположения во иерея в том же 1912 году служил отец Николай в селе Павловская пустошь Александровского уезда Владимирской губернии. С 1931 года местом служения священника было село Романово Переяславского района Ярославской области, а потом он был настоятелем храма в селе Городищи. Отец Николай ревностно исполнял свои пастырские обязанности, наставляя прихожан в православной вере и верности Церкви.
В октябре 1937 года отец Николай был арестован, ему приписали «участие в антисоветской группировке, дискредитацию колхозного строительства, проведение повстанческой агитации». Священник отверг все обвинения и виновным себя не признал. 14 октября он был приговорен тройкой при УНКВД по Ярославской области к восьми годам ИТЛ.
16 декабря 1937 отец Николай умер в заключении при неизвестных обстоятельствах.

Источники:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 5]. Переславский и Александровский уезды. - 1895. - 520, VI с.
2. Орлов В. М. Описание церквей и приходов Владимирской епархии. Т. 1. Александровский уезд. - Владимир, 1886.
Александровская епархия
Категория: Александров | Добавил: Николай (24.08.2017)
Просмотров: 2749 | Теги: Александровский район, Александровский уезд | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru