Железная дорога через г. Александров построена за счет пожертвований купцов
Железная дорога через г. Александров построена за счет пожертвований купцов
Большая часть гостей города прибывает к нам по железной дороге. В Александровском узле сходятся пути Ярославско-Архангельского, Ярославско-Сибирского, Ивановского, Орехово-Зуевского, Дмитровского и Московского направлений. На карте области хорошо видно, что город наш находится как бы в центре круга с городами Переяславлем, Ростовом, Юрьевым-Польским, Киржачем и Сергиевым Посадом по окружности.
С семьей Герцык Александров оказался связан именно железной дорогой. На заре строительства железных дорог русское общество разделяло мнение крупного государственного деятеля графа Канкрина "железная дорога не составляет предмета естественной необходимости и что она усилит наклонность к ненужному передвижению с места на место". И, тем не менее, строительство дорог началось, и уже конец 1860-х годов ознаменовался железнодорожной горячкой. Самыми крупными десятилетиями по развитию сети железных дорог России являлись десятилетие 1866-1875 годов и десятилетие 1890-х годов. Непосредственно распоряжением правительства сооружалось 38% всех строящихся новых линий, частное железнодорожное строительство составляло 62%. На сооружаемые распоряжением правительства новые линии железных дорог средства отпускались или из заключенных правительством займов или из свободной кассовой наличности государственного казначейства. Крупными частными акционерными обществами средства получались выпуском гарантированных правительством облигаций, линии их строились также за счет казны. На сооружения в 1891–99 гг. новых линий требовались значительные затраты капиталов. Средняя стоимость постройки одной версты железной дороги со всеми принадлежностями и оборудованиями составляла 46 тысяч рублей. Все дороги общего пользования делились на: 1. эксплуатируемые казной, 2. эксплуатируемые железнодорожными обществами, 3. дороги местного значения (частные). Ко второй группе относилась Московско-Ярославско-Архангельская дорога с Шуйско-Ивановским участком общей протяженностью 815 верст, в том числе в 2-е колеи 66 верст. Во II квартале 1867 года правление Московско-Ярославской ж. д. (директора Чижов, Кондратьев, Мамонтов) вышло с ходатайством в правительство о продолжении строительства дороги от Сергиева Посада до Ярославля. По высочайше утвержденному положению комитета министров дорога была отнесена к категории полезных, первостепенных и наиболее необходимых. После внесенных изменений в проект устава акционерного общества и изменения направления дороги вместо Переяславля на Александров, продолжение дороги до Ярославля было высочайше утверждено 7 июня 1868 г. Движение от Троицы до Ростова было открыто 1 января 1870 г. Далее 18 февраля 1871 г. обществу было разрешено построить на собственные средства без выпуска новых ценных бумаг ветвь Александров - Карабаново, протяженностью 10 верст. Ветка была построена 14 октября 1871 года. Капитал участка дороги от Сергиева Посада составил 12 млн. рублей и образован выпуском облигаций с гарантией правительства 5% дохода и 13% погашения. Срок владения дорогой был назначен до 29 мая 1943 года. Киржачская ветвь, как продолжение Карабановской была утверждена 9 июня 1892 года. Движение было открыто 19 ноября 1893 года (до Киржача). Право правительства на выкуп Ярославской ж.д. должно быть получено 1 января 1907 года.
Постройка моста через реку Серая оказалась самой дорогостоящей - 75 тыс. руб. (по сравнению с затратами на строительство других мостов от 11-14 до 45 тыс. руб. Александров был отнесен к станциям II класса (Арсаки, Карабаново, Балакирево, Киржач - III класса). Для пассажиров на станции были построены деревянные дома, которые были потом разобраны купцом Амбаровым и двухэтажный деревянный дом для обслуживающего персонала. Дорога эксплуатировалась частными обществами. Покрытие расходов при проведении дороги через Александров было выполнено за счет пожертвований купцов г. Александрова (100 т. руб.) Стоимость дороги от Сергиева Посада до Александрова составила 4 млн. руб. Дорога была одноколейной. Поезда отапливались долгое время дровами, позднее нефтью, привозимой по Волге в Ярославль. Скорость движения поездов колебалась в летнее время от 35-50 верст/час для поездов дальнего следования, 15,5-36,5 верст для пассажирских, 23,5-43 версты для дачных. По воспоминаниям Владимира Каземировича и его сестры Евгении Каземировны их отец Каземир Антонович Герцык был служащим акционерного общества Московско-Ярославско-Архангельской дороги и в 1874 году стал начальником участка этой дороги на станции Александров (участок от Сергиева Посада до ст. Берендеево и дальше до Ярославля) и проработал с перерывом до 1899 года. Отец, как и все члены семьи Лубны–Герцык, был исправным служакой, хорошим инженером, увлечен делом, очень энергичный, дело у него было на первом плане, был абсолютно не гордым, его любили все рабочие, к ним он относился на равных. Однако он не продвинулся по службе выше, оставался как-то в стороне от начальства, от общества путейцев. Вовлеченный в орбиту Мамонтова, прямо-таки влюбленный в этого человека, отец отдавал все свои сбережения на какие - то акции, сулившие сказочные дивиденды. Сначала было богатство, но потом, уже в Москве, все рухнуло. Издатель Суворин охарактеризовал это время (сентябрь 1899) следующим образом: "Сколько происшествий - Дрейфус, Мамонтов, биржевой крах. Банки затрещали. Трансвааль, заговор в Париже, Форт Шаброль... А у нас дождь, дождь и золотая валюта трещит, Витте трещит вместе с нею... Издали все кажется какой-то сказкой, романом, который читаешь в газетах ежедневно от главы до главы". В отношении нашумевшего Мамонтовского дела А.А. Лопухин, бывший прокурором Московского окружного суда в 1899 г., пишет следующее: "Савва Иванович Мамонтов был крупным акционером и председателем правления общества Московско-Ярославско-Архангельской ж.д. Дела ее с постройкой бездоходной в то время ветви от Вологды до Архангельска пошатнулись до пределов катастрофических. В столь же печальном положении оказались и дела патронировавшегося обществом Московско-Ярославско-Архангельской дороги АО Невских судостроительного и вагоноделательного заводов. Для поддержания того и другого предприятия заправилы их с Мамонтовым во главе прибегли к способам, законом запрещенным. Путем разных комбинаций, в которых главную роль играли фиктивные сделки, фиктивные счета и такие же записи в книгах, они умудрялись перебрасывать деньги из кассы дороги в кассу заводов и обратно и создавать на бумаге декорум их кредитоспособности. Эти приемы запутали дело еще больше, крах казался неминуемым, когда для спасения от него средство было найдено, С.И. Мамонтову удалось добиться общества ж. д. концессии на сооружение так называемой Северной ж. д. линии Петербург-Вологда-Вятка, высокая доходность коей представлялась вне сомнений и должна была компенсировать недоборы общества от Архангельской ветви. Предоставление обществу Моск.-Ярос. ж. д. концессии на Петербургско-Вятскую линию значительно подняло на бирже акции этого общества. Большинство их, принадлежавшее Мамонтову и его родне, было заложено в Петербургском международном коммерческом банке в обеспечении ссуды, взятой Мамонтовым для покрытия подписной цены дополнительного выпуска этих акций. Последовавшее затем отобрание от общества концессий и уголовное преследование состава его правления создали на бирже и в отношении этих бумаг панику и катастрофическое падение их цены. Банк потребовал от Мамонтовых внесения разницы цены бумаг и дополнительного обеспечения долга. А так как и то и другое было Мамонтовым не по силам, находившиеся в руках банка акции подверглись принудительной продаже и по низкой цене достались банку. Но и банк от этого не выиграл. По новому акту права Мос.-Яр.-Арх. общества на принадлежавшую ему дорогу от Москвы до Архангельска и все акции были принудительно отчуждены в казну по убыточной для акционеров цене. Мамонтовы были разорены. Присяжными заседателями Мамонтовы по возбужденному против них уголовному делу были оправданы.
В. Боравская. 1994 год.
Источник: Александровский Голос Труда
Ж. д. Вокзал Александров-1
В 1873 г. было построено деревянное здание вокзала.
Скоро станция стала узловой, вокруг выросли локомотивное депо, поселок для служащих.
В 1903 г. на месте обветшавшего деревянного было построено каменное здание железнодорожного вокзала, являющееся одним из архитектурных памятников города.
Адрес: Владимирская обл., г. Александров, ул. Вокзальная, д. 1
В 1889 году при станции Александров игуменией Евфрасией построена каменная часовня в виде маленького храма. В 1904 году с разрешения Епархиального Начальства часовня была разобрана и на ее месте игумения Евфрасия построила величественный. храм во имя Преподобного Серафима Саровского Чудотворца. Построение и благоукрашение нового храма стоило около 40000 рублей.