Главная
Регистрация
Вход
Четверг
01.10.2020
06:39
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [139]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1299]
Суздаль [412]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [422]
Музеи Владимирской области [60]
Монастыри [7]
Судогда [10]
Собинка [111]
Юрьев [219]
Судогда [103]
Москва [42]
Покров [137]
Гусь [151]
Вязники [277]
Камешково [93]
Ковров [375]
Гороховец [119]
Александров [245]
Переславль [112]
Кольчугино [74]
История [39]
Киржач [82]
Шуя [105]
Религия [5]
Иваново [59]
Селиваново [37]
Гаврилов Пасад [9]
Меленки [104]
Писатели и поэты [100]
Промышленность [90]
Учебные заведения [114]
Владимирская губерния [37]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [75]
Медицина [48]
Муромские поэты [5]
художники [24]
Лесное хозяйство [16]
священники [6]
архитекторы [6]
краеведение [41]
Отечественная война [242]
архив [6]
обряды [15]

Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Гороховец

Деревня Великово (станция Гороховец)

Деревня Великово (станция Гороховец)

Великово — деревня в Гороховецком районе Владимирской области России, входит в состав Куприяновского сельского поселения.
Деревня расположена в 11 км к юго-востоку от Гороховца, в километре на юг от реки Клязьма, железнодорожная станция Гороховец на линии Ковров — Нижний Новгород.
В годы Советской власти центр Великовского сельсовета.

История деревни Великово необычная, она отличается от других, начиная с самого момента ее основания. Прежде всего, это самая молодая деревня в округе (в исторической справке конца XIX века она не упоминается). Каких-либо других сведений о деревне Великово в других источниках также нет. Ее возникновение связано со строительством железной дороги Москва – Нижний Новгород в 1861-1862 годах. В округе деревня больше известна как станция Гороховец. Таким образом, история деревни Великово – это история станции и участка железнодорожного пути.
Указом императора Александра II в июле 1857 года было принято решение о строительстве железной дороги от Москвы до Нижнего Новгорода протяженностью 410 верст.
В июне 1861 года - открытие железнодорожного движения по линии Москва - Владимир.
Вторая очередь строительства дороги от Владимира до Нижнего Новгорода, протяженностью 233 версты, была закончена к середине 1862 года. См. Волнения рабочих на постройке Московско-Нижегородской железной дороги 1859-1860 гг.
Строительство железной дороги велось частными кампаниями, возглавляемыми русскими и французскими предпринимателями, силами многих тысяч крепостных крестьян. Работа производилась примитивным способом с техническими упрощениями и недоделками. Сразу после ввода первых участков в эксплуатацию пришлось переделывать искусственные сооружения, лечить земляное полотно и производить другие работы в течение многих лет.
Несмотря на явную невыгодность железнодорожного полотна, Главное общество Российских Железных дорог приняло решение об открытии сквозного движения поездов по всему направлению к началу сезона Нижегородской ярмарки. 1 августа 1862 года после торжественных речей и напутствий в присутствии высокопоставленного Нижегородского общества и именитых гостей первый поезд отправился из Нижнего Новгорода в Москву.
Это дало начало эксплуатации Московско-Нижегородской линии – главного направления современной Горьковской магистрали.

Техническая характеристика линии

Строительство земляного полотна и всех инженерных сооружений на всем протяжении линии производилось сразу под два пути на перегонах и станциях. Но укладка велась только под один главный путь. Ширина колеи была предусмотрена по размерам Николаевской железной дороги 5 футов (1524 мм).
Строительство второго пути было начато только в 1875 году и закончено под руководством русских инженеров в 1892 году. Особую ценность в путевом хозяйстве линии представляли искусственные сооружения: мосты, дамбы, трубы, водоотводные устройства, путепроводы и др. Многие из них были уникальными и являлись новинкой инженерной мысли и практики тех лет.
С открытием дороги в 1862 году, она была разделена на 7 участков, или дистанций пути, длиной около 60 верст каждая.
Контора 6-го по счету от Москвы участка пути располагалась на станции Вязники (295-я верста), и дистанция пути именовалась Вязниковской. Впоследствии все направление было разделено на 4 участка пути (дистанции пути): Московский, Владимирский, Вязниковский и Нижегородский. Местонахождение этих участков пути сохранилось до Октябрьской революции в России. В годы советской власти Нижегородское направление вошло в состав Московско-Курской железной дороги. Дистанция пути в старых границах стала называться 13-й Вязниковской дистанцией службы пути и зданий.

«Великовский «хозяин». В 1917 г. в дер. Великове, близ станц. ж. д. «Гороховец», было открыто об-во потребителей. Года два общество работало не плохо, население относилось к нему доброжелательно и оказывало всяческую поддержку. В 1910 году были произведены перевыборы правления, председателем которого был избран гражд. дер. Лучинок В.Е. Гущин. В этом же году Гущин приступил к постройке собственного дома и должно быть по «недосугу» перевыборов произведено не было, не было также и отчета обществу.
С этого же времени действия Гущина приняли самый независимый характер и на замечания членов общества он отвечал, что «хозяин кооператива теперь он, а не они».
В 1921 году в кооператив попал каким то образом гражд. Зайцев, тоже из дер. Лучинок и жизнь пошла еще лучше для Гущина.
На перевыборы 1922 года были приглашены три человека, которыми были выбраны снова Зайцев с Гущиным. На перевыборы не был приглашен старейший член правления М.В. Зиновьев.
Председателем на этот раз оказался И.Т. Зайцев, заведующим лавкой Гущин, который слова принялся за достройку дома.
Теперь уж и население махнуло рукой на потребительское общество: раз уж нам говорят — не ваше дело — так пусть, что хотят, то и делают. В мае 1922 года все таки состоялись перевыборы правления, но зато в кооперативе новому правлению остались одни стены.
Дело передана в суд, но до сих пор никакого слуха о его движении нет»
«Уравнительный сбор.
Недавно Великовский кооператив узнал, что такое «уравнительный сбор». Сбор этот оказался не легче, чем «хозяин» Гущин и частная торговля. Обществу за последнюю четверть пришлось уплатить 10876 р., а торговцу Наумову, торгующему круглые сутки и имеющему оборот в несколько раз больше, чем общество потребителей, всего — 2900 р. Это при наличии чайной постоялого двора, бакалейной, мучной, мануфактурной и табачной торговли, а Орехову, торгующему при приходе пассажирских, поездов — 7000 р.
Очень бы не мешало кому следует произвести действительное уравнение среди самих уравнителей» (газета "Призыв", 27 декабря 1922 года).

«В одной версте от железнодорожной станции Гороховец тонут в снегах маленькие хуторские домики. Ни дорог, ни троп туда нет, все заметено декабрьской вьюгой. Тонут эти домики и летом в сплошной зелени колыхающейся ржи. Словно плывут они по размашистым русаным волнам, то погружаясь, то снова выплывая на поверхность зеленой зыби.
А всего 16 лет назад, здесь, на участке в 107 десятин, был голый пустырь, кое-где засеянный жалкой рожью. Так продолжалось вплоть до 1910 года, когда гонимые малоземельем, приехали ходоки из Псковской губернии, купили этот участок и осели на нем в количестве 5 семейств. В 1913 г., когда качество почвы окончательно определилось, новоселы разбили участок на хутора.
Владелец его, Никандр Семенович Семенов, ежегодно получает первые премии на гороховецкой и мячковской волостных выставках. Большую награду за свои экспонаты получил тов. Семенов и на 1-й всесоюзной сельскохозяйственной выставке в 1923 году.
За что же, спрашивается, дают ему награды?
А вот за что: у него семипольное хозяйство, и он добился таких урожаев, о каких в нашем крае до него и не слыхали. Не редкость, когда у него рожь дает 150 п. с десятины, овес 130, клевер 300 пудов, тогда как редкий крестьянин соседних деревень снимет с десятины 60 пудов ржи и 40—50 пудов овса.
Сеет тов. Семенов исключительно чистосортными протравленными семенами, поднимает пар в апреле месяце, как только сойдет снег, немедленно боронит, в июне вывозит навоз и ночное золото и тут же запахивает, а около 4 августа приступает к севу.
Все лето паровое поле держится в чистоте от сорных трав. Под яровое землю поднимает на другой же день после снятия ржи и клевера последнего укоса, а весной снова перепахивает и сеет.
Обзавелся Семенов и с.-х орудиями — молотилкой с самодельным конским приводом, веялкой-сортировкой, косилкой и специальной клеверной сеялкой.
Из скота имеет 4 коровы, две из них племенные, имеющие удостоверения, 1 быка плененного и две лошади.
Большую услугу оказал Семенов крестьянам соседней деревни Юрово: убедил и их на примерах в выгодности многополья и снабдил клеверными семенами со своего участка. И вот уже два года Юрово перешло на 4-полье, сняв превосходный урожай клевера.
И любому крестьянину, заглянувшему на его хутор, Никандр Семенович готов оказать помощь. Как большой знаток земельных дел и сельского хозяйства, он состоит членом гороховецкой волостной судебно-земельной комиссии и членом сельскохозяйственной секции.
И теперь, когда видишь из-за снежных сугробов верхушки строений, думается, что к победе над нуждой — заставят и голый песок давать хороший урожай» («Призыв», 7 января 1927 г.).

Из истории Дзержинской дистанции пути

В мае 1938 года, после разукрупнения Московско-Курской, Московско-Казанской и Северной железных дорог, была образована Горьковская железная дорога.
В ее состав вошла 5-я Вязниковская дистанция пути, расположенная на направлении Москва-Горький (до 1934 года Нижний Новгород).
Эта дистанция пути неоднократно меняла свою нумерацию, наименование и местонахождение конторы.
С 1941 по 1970 годы она была переименована, став 4-ой и 5-ой Гороховецкой дистанцией пути.
В 1970 году вновь переименована в 4-ую Дзержинскую дистанцию пути Горьковской железной дороги.
В годы 3-ей пятилетки путейцы принимали активное участие в усилении мощности путевого хозяйства. В трудные годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов они, проявляя трудовой героизм, обеспечивали безопасное следование поездов с военными грузами.
В послевоенные годы, наряду с оздоровлением запущенного пути, они внесли огромный вклад в техническую реконструкцию дороги, в связи с переводом направления на электрическую тягу поездов.
На всех этапах своей деятельности коллектив дистанции пути успешно обеспечивал содержание пути и сооружений.

Станция «Гороховец»

Станция Гороховец расположена на 362 километре Горьковской железной дороги. По специфике деятельности работа станции тесно связана с участком железнодорожного пути от станции Вязники до станции Дзержинск.
Шли годы, менялись названия, но неизменным оставался труд рабочих, которые ежедневно и ежечасно в годы войны и в мирное время следили за состоянием пути, обеспечивая безопасное движение поездов. Станция Гороховец – это здание вокзала, пост дежурного по станции. В настоящее время является сложной компьютеризированной системой управления стрелочными переводами, обеспечивающей четкое безаварийное движение поездов, специальных путевых машин, а также работа по приему и отправлению грузов.
Станция «Гороховец» в 1889 г. «Начальник станции - Георгий Михайлович Ветринский. Помощники: мещ. Михаил Николаевич Чесноков, мещ. Александр Николаевич Серебряков. Кассир - Алексей Арефьевич Покровский. Конторщик - дворян. Сергей Людвигович Буйвид».
«Полицейские урядники 1-го стана: 2 уч. — Алексей Данилович Халуев (в д. Великове, Красносельской вол.) (Список служащих всех ведомств Владимирской губернии. 1891).

Станция начала свою жизнь вместе со строительством железной дороги. Первые постройки (вокзал, служебные помещения) относятся к 1909 году. В комплекс гороховецкого вокзала вошли технические постройки и сооружения: депо с ремонтными мастерскими, водонапорная башня и водокачка (не сохранились).

В начале 1909 года выстроена часовня в память посещения станции в 1896 году императором Николаем II. В советское время верх часовни был снесен, ликвидирована оградка, двери заменены железными, окна заложены кирпичом и оштукатурены. Часовня стала использоваться для технических нужд железнодорожников.


Здание вокзала

В XX веке частично перестроены вокзал и депо.
И, конечно, станция – это штат работников различных профессий (дежурные, приемосдатчики, операторы, кассиры) во главе с начальником станции. Это профессионалы своего дела, вносящие свою лепту в историю станции, дороги, страны.

Из воспоминаний Рябкова П. И., начальника станции с 1960 по 1979 гг.
«Во время моей работы в должности начальника станции в 1961 году была проведена электрификация железной дороги. До этого времени 35 стрелочников на 5 специально оборудованных постах вручную переводили стрелки. Был установлен новый пульт по автоматическому переводу стрелок – последнее слово техники. Несмотря на то, что все дежурные были специально обучены, за пульт садиться и работать боялись. Пришлось самому занимать место дежурного и целые сутки выполнять работу, потихоньку давая возможность привыкнуть дежурным к современной технике. Продолжалась работа по реконструкции пути. Хотели снести стоящую рядом с вокзалом часовню, построенную в 1909 году. Я не разрешил. С этой часовней связана небольшая легенда, якобы царь Николай II по дороге в Ильино (к игумену Флорищевой пустыни) остановился на станции Гороховец. Императора встречал полный Георгиевский кавалер, преподнес хлеб-соль. В благодарность за теплую встречу, Николай II приказал построить часовню (по другой версии, часовни вдоль всей железной дороги строили к 300-летию Дома Романовых)».

С давних времен Горьковская железная дорога прочно вошла в быт жителей деревни и получила отражение в их жизни. Железная дорога стала частью судьбы многих людей – это и осмотрщики вагонов, машинисты, приемосдатчики, дежурные по станции, проводники.

***

Дорога, стала ты судьбою,
Душой моей, моею кровью,
Моей профессией земной,
Моей тревогой и любовью.
Это слова из Гимна Горьковской железной дороги, написанного к ее 140-летию бывшим начальником дороги Х. Зябировым. Именно такой остается Горьковская магистраль для местного населения, несмотря на постоянные перемены, происходящие на ней. Наша станция – всего лишь маленькое, но необходимое звено, связывающее большие города. Так хочется, чтобы деревня наша не утратила своей значимости, чтобы не затихала здесь жизнь. Пусть это маленькое звено большой и нужной стране дороги остается крепким и прочным на долгие годы.

Юлия ТУМАНОВА
Город Гороховец.

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Гороховец | Добавил: Николай (07.02.2018)
Просмотров: 1560 | Комментарии: 1 | Теги: Гороховецкий район, гороховец | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 margaritta2006 • 08:51, 02.07.2018 [Материал]
Здравствуйте. Я ищу информацию об этой часовне. Это наша семейная легенда, что строил её мой пра-пра-дед Елизар (Быстров, возможно). Это он встречал царя-батюшку хлебом-солью. Если у Вас есть информация, напишите мне, пожалуйста margaritta2006@list.ru. С уважением, Маргарита
avatar

Поиск

Владимирский Край


Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика