Главная
Регистрация
Вход
Четверг
15.11.2018
19:41
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

Мини чат

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 537

Категории раздела
Святые [132]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [972]
Суздаль [314]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [312]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [5]
Судогда [5]
Собинка [49]
Юрьев [114]
Судогда [37]
Москва [42]
Покров [71]
Гусь [101]
Вязники [183]
Камешково [54]
Ковров [278]
Гороховец [76]
Александров [159]
Переславль [91]
Кольчугино [37]
История [15]
Киржач [39]
Шуя [84]
Религия [2]
Иваново [35]
Селиваново [13]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [28]
Писатели и поэты [9]
Промышленность [54]
Учебные заведения [20]
Владимирская губерния [21]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [73]
Медицина [22]
Муромские поэты [5]

Статистика

Онлайн всего: 28
Гостей: 28
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Гороховец

Станция «Денисово» в Гороховецком районе

Станция «Денисово»

Денисово — деревня в составе Денисовского сельского поселения Гороховецкого района Владимирской области.
Деревня расположена в 3 километрах на юго-запад от центра поселения посёлка Пролетарский и одноимённой ж/д станции на линии Ковров — Нижний Новгород. Недалеко от деревни находятся остатки барской усадьбы.
В XIX — первой четверти XX века деревня входила в состав Ждановской волости Вязниковского уезда, с 1926 года — в составе Олтушевской волости. В 1859 году в деревне числилось 22 дворов, в 1905 году — 30 дворов, в 1926 году — 37 дворов.
С 1929 года деревня входила в состав Тураковского сельсовета Вязниковского района, с 1940 года — в составе Денисовского сельсовета. В 1965 году в Гороховецкий район из Вязниковского были переданы Крутовский и Денисовский сельсоветы. С 2005 года в составе Денисовского сельского поселения.
Численность населения: в 1859 г. – 163 чел.; в 1905 г. – 203 чел.; в 1926 г. – 213 чел.; в 2002 г. – 34 чел.; в 2010 г. – 34 чел.

Станция «Денисово»

Московско-Нижегородская железная дорога изначально была построена в один путь, с устройством полотна и всех сооружений на два пути. Станций было устроено 26 при наибольшем перегоне в 24 версты. Денисово в число первых станций не вошло. Причин можно выделить две: во-первых, перегон между Вязниками и Чулково протяжённостью удовлетворял первоначальным нормам; во-вторых, вероятно, экономической активностью территория тогда не выделялась.
Однако с развитием движения по дороге появляется необходимость построить 5 новых полустанций на перегонах от 20 вёрст и более, что и было сделано в 1869 году. В их число вошла и ст. Денисово. Причём создана она была для увеличения числа разъездов поездов. Станционные операции, как по отправлению, так и прибытию были весьма незначительны.
Вместе с тем, хотя полустанции и устраивались для увеличения числа разъездов для пропуска большого числа поездов, при выборе места для них было обращено внимание на возможность развития местной промышленности и торговли. Следовательно, экономический потенциал территории, прилегающей к станции Денисово, был очевиден.

Название станции могло быть присвоено не по ближе расположенному населённому пункту, а по более значимому и крупному, как в случае со ст. Денисово: расположенная непосредственно у железной дороги деревня Новишки (по данным 1859 г.) насчитывала 140 жителей, а находящаяся в 2 верстах деревня Денисцево - 163. По сведениям 1905 г. – 159 и 203 жителя соответственно.
Железнодорожные станция Денисово относилась к полустанциям. По состоянию на 1 января 1886 года она представляла собой: 672 сажени запасных и разъездных путей; 4 стрелочных перевода; 4 сигнала на стрелках; 1 пассажирское здание; 1 жилой дом. По этим показателям ст. Денисово относилась к числу самых слабо развитых станций Московско-Нижегородской железной дороги.
Пассажирские здания на полустанциях были деревянными, одноэтажными, на каменном фундаменте, размером 8š5 сажень. Здания эти спроектированы так, что часть их, занятая помещением для жилья служащих, в случае необходимости могла быть использована для увеличения служебных помещений и помещений для пассажиров.
В процессе эксплуатации в зданиях был сделан ряд улучшений: деревянные полы заменены асфальтовыми; дверные и оконные переплёты заменены более прочными, с уменьшением размера стёкол; внутри пассажирских помещений сделаны деревянные панели; в дамских комнатах устроены ватерклозеты и засыпаны помещения в подвальных этажах, не пригодные из-за сырости для жилья.
Одна из деталей интерьера обнаружилась во время ремонта вокзала в 1962 г., когда со стен снимали панели: под ними обнаружились обои с двуглавыми орлами.
Существующий ныне на ст. Денисово вокзал, который, к сожалению, уже не используется по назначению и, вероятно, в ближайшее время будет разобран, соответствует приведённым описаниям. Поэтому его можно считать одним из старейших зданий Пролетарского.
Буфеты имелись лишь на крупнейших станциях, ближайшие – на Вязниковской и Гороховецкой станциях. Кроме книг и газет, на станциях запрещалась любая торговля. В первое время было разрешено свободно вывешивать объявления, что привело в конечном итоге к порче стен. Поэтому были введены правила, что объявления на станциях принимались наклеенными на картон или в рамках за определённую плату, часть которой полагалась начальнику станции. Размер платы зависел от категории станции, длительности срока и размера объявления.
Платформы у пассажирских зданий были низкими, шириной 2,5 сажени. Их длина составляла 100 саженей. Деревянные платформы для уменьшения расходов были заменены на земляные с каменной подпорной стенкой, с кантом из старых рельсов.
На всех станциях, близ пассажирских платформ, были устроены отхожие места для публики: неотапливаемые, деревянные, дощатые. Несмотря на все неудобства, замена на постройки нового типа произошла лишь на некоторых станциях с интенсивным пассажирским движением.
На ст. Денисово, вместо пакгауза был поставлен на земляной платформе старый кузов товарного вагона, который вполне удовлетворял потребностям при малом количестве товаров.
Пакгаузы (товарные склады) повсеместно располагали поблизости от пассажирских зданий и по ту же сторону относительно путей. Сделано это было для удобства наблюдения за грузами и уменьшения расходов на строительство подъездных путей. Вплоть до 1990-х гг. на нашей станции был пакгауз, расположенный по указанной схеме, вероятно, на этом же месте располагался первоначальный пакгауз из товарных вагонов (вагона).
Что касается жилых домов на Денисовской станции, то сказать что-то определённое, помимо упомянутого выше наличия одного дома в 1886 году, в настоящее время не представляется возможным. Однако нужно отметить, что жилые дома возводились преимущественно на тех станциях, где не получалось нанимать квартиры у частных лиц. Кроме того, дома стремились разместить по границам отчуждаемой земли, чтобы не строить заборы для предупреждения захвата общественной земли.
Помимо прочих путевых зданий, больше относящихся к путям, с обеих сторон станции были поставлены стрелочные казармы для проживания стрелочников.
Надзор за зданиями возлагался на местных дорожных мастеров. В распоряжении каждого начальника участка пути имелось по одному печнику и трубочисту для очистки дымовых труб во всех зданиях. Очистка отхожих мест и помойных ям производилась по договорам с местным населением.
Судя по приведённым сведениям, станция Денисово в рассматриваемое время водопроводной сети не имела.
Для подъезда ко всем станциям на земле железной дороги устраивались дороги. Замощены были лишь дороги и станционные дворы на станциях с интенсивным движением пассажиров и грузов. Естественно, Денисовская станция к их числу отнесена быть не может. А вот ограждение пассажирских платформ у вокзала деревянным палисадом, сзади которого посажены один или несколько рядов деревьев различных местных лиственных пород, относится ко всем станциям. Подобным же образом была ограждена платформа станции Денисово вплоть до недавнего времени.
Помимо подъездных дорог к станциям, на земле железной дороги были устроены проезды к переезду через пути. Несколько существовавших дорог объединялись к одному железнодорожному переезду. Подъездные пути содержались за счёт железной дороги. В настоящее время переезд находится в другом месте – перенесён дальше от станции по направлению к Нижнему Новгороду. Прежнее место, вероятно, первоначальное, известно сейчас под неофициальным топонимом «старый переезд» и находится напротив ул. Колхозная.
В связи с этим напрашивается вывод, что железнодорожный переезд появился уже при строиьельстве железной дороги, задолго до появления станции Денисово. Вывод обоснованный, учитывая:
1) рельеф местности по московскому и нижегородскому направлениям дороги;
2) нахождение в непосредственной близости от железнодорожных путей деревни Новишки;
3) наличие Московско–Нижегородского шоссе, с которым близлежащие населённые пункты, вероятно, имели связь, разумеется, имели связь и между собой.
В зависимости от интенсивности проезда, железнодорожные переезды охранялись одним или двумя сторожами. Причём это могли быть как мужчины, так и женщины. Целесообразность назначения женщин объясняется меньшими расходами, лучшим материальным обеспечением семей путевых сторожей, в случае назначения на переезды их жён, и, наконец, тем, что женщины со своими обязанностями справляются не хуже мужчин.
Станционная служба была организована так, что все распоряжения по движению, по коммерческой и хозяйственной части исходили от начальника станции или заменяющего его лица. Состав служащих был для разных станций неодинаков и зависел от активности её работы. В ведении начальника станции, в зависимости от деятельности и положения станции, находилось больше или меньше: помощников, кассиров, письмоводителей, конторщиков, весовщиков, составителей поездов, ламповщиков, сторожей, рассыльных, рабочих и прислужниц при дамских комнатах. Не следует забывать и о служащих телеграфа.
Зная о небольшой активности ст. Денисово в указанное время, можно было бы предположить небольшой штат её служащих. Однако число станционных служащих было обусловлено не только работой станции, но и размером движения по дороге: таким образом, некоторые полустанции, построенные на однопутном участке дороги для уменьшения длины перегонов, должны иметь достаточное число служащих для приёма, отпуска и скрещивания значительного числа поездов.
Для приёма, выдачи грузов и их охране в пути и на станциях была организована артель рабочих, которая, помимо того, обязана была обеспечивать перевозку выручки дороги, снабжать станции всем необходимым для погрузки и выгрузки, производить очистку подвижного состава, пакгаузов, товарных платформ и прилегающих к ним путей.

Расходы на содержание станции Денисово в 1869–1885 гг. соответствовали незначительной активности операций на ней в указанное время. В год основания Денисовской станции затраты были самыми низкими на всей Московско-Нижегородской дороге и составили 904 рубля. В 1870 году было уже две станции, расходы на которые были пусть и незначительно, но меньше – Гостюхино и Тереховицы. С 1871 по 1875 год – вновь наименьшие расходы. В 1876 году меньшие расходы были произведены на Орловку и построенное в этом году Сеньково; в 1877 – на Ильино и Молодняки; в 1878 – на только что построенные Сарыево, Игумново, Желнино и станцию Молодняки. Такая ситуация повторялась и в следующие два года. 1883 год – Денисовская станция вновь замыкает список по расходам. В 1884 году немного меньше составили расходы только на Игумново, а в 1885 году – на Игумново, Желнино, Молодняки, Сарыево и только что открытую станцию Богородск. Составили они в этот год 1861 рубль. Максимальный же расход на ст. Денисово в рассматриваемое время составил 2431 рубль в 1873 году.
К чему, спрашивается, такой утомительный разбор? Чтобы сделать вывод: расходы на содержание станции Денисово были самыми меньшими или близкими к тому на всей дороге в 1869-1885 гг. Их рост примерно соответствует динамике общих расходов на станции Московско-Нижегородской железной дороги в указанное время. Соответственно и активность работы станции была низкой.
Вдоль дороги был устроен электрический телеграф. Аппараты употреблялись двух систем: черно-пишущие Морзе и индуктивные стрелковые. Первые действовали постоянным током от батарей системы Мейдингера. Ст. Денисово имела 1 аппарат Морзе и 10 элементов Мейдингера к нему – стандартный комплект для большинства станций дороги. Кроме того, вдоль всей линии по казармам и сторожевым домам были распределены индуктивные аппараты.
Как ни важна станционная инфраструктура, всё же основа работы железнодорожной станции – движение поездов. В год открытия движения по Нижегородской дороге, по словам директора дороги Рерберга, в расписание было включено 6 пассажирских поездов, по 3 в каждом направлении, и 8 товарных – по 4 в каждом направлении. Однако в расписании, опубликованном в №34 неофициальной части Владимирских губернских ведомостей за 1862 год, указано не 8, а 6 товарных поездов в летнем движении с 31 июля 1862 года. Вероятно, были изменения.
К лету 1886 года возможность движения по графику доведена до 14 пассажирских поездов (по 7 в каждом направлении) и 34 товарных (по 17 в каждом направлении). Таким образом, в 1886 году через станцию Денисово ежедневно проходило 48 поездов, 14 из которых – пассажирские. В зимнее время число пассажирских поездов сокращалось, в летнее – увеличивалось. По желанию пассажиров остановка скорых поездов допускалась на всех станциях.
На станции Денисово, в указанный временной интервал находившейся на однопутном участке дороги, поезда нередко стояли в ожидании встречных. Причина – низкая пропускная способность однопутного участка дороги. Опоздания и ожидания поездов доходили до значительных размеров. Поэтому не только проходящий, но и стоящий поезд стал, по всей видимости, неотъемлемой частью жизни Денисовской станции.
По состоянию на 1886 год на дороге насчитывалось 37 станций и полустанций, приём грузов не делался только на 4 из них, к которым Денисово не относится.
В 1885 году с нашей станции было отправлено 1280 пассажиров, а прибыло 904. Меньшие показатели имели только две станции – Ильино и Гостюхино. Преобладание уезжающих, характерное приблизительно для половины станций Московско-Нижегородской дороги, нельзя объяснять только оттоком населения, который, безусловно, имел место. Местные жители могли возвращаться и другими путями, например, через соседние станции.
В том же году с Денисовской станции было отправлено 19609 пудов товаров (меньше – только Орловка и Гостюхино), прибыло – 48806 (уже пять станций имели меньшие показатели). Данные цифры объективно отражают слабое развитие промышленности в окрестностях станции.
На основе анализа объявлений во Владимирских губернских ведомостях о невостребованных железнодорожных грузах применительно к ст. Денисово изучены их характер, география, динамика, отправители и получатели, правда, в более поздний период – 1893-1916 гг.
Валовая выручка станции Денисово в 1885 году составила 3878 рублей 59 копеек (при расходах 1861 руб. 34 коп.). Меньше принесла работа лишь двух станций – Гостюхино и Орловки.
Несчастные случаи и происшествия также могут служить одним из показателей работы станции. В 1872 году произошёл разрыв товарного поезда между станциями Чулково и Денисово. Оторвавшаяся часть была остановлена тормозами. Сведений о других происшествиях нет.
Таким образом, по основным показателям деятельности ст. Денисово с момента создания и до 1886 гг. входила в число станций с самыми низкими основными показателями деятельности. Однако строительство железной дороги стимулировало развитие местности: в 1891 году в деревне Денисово открывается ватная фабрика Лапина, в 1914 – льноткацкая фабрика Матвеева. Соответственно, развивалась и станция – один только перечень невостребованных грузов на и со ст. Денисово в 1893 – 1916 гг. является наглядным тому подтверждением: Вот алфавитный перечень отправленных со ст. Денисово грузов: 1. Багаж. 2. Водоросли. 3. Домашние вещи. 4. Иконы. 5. Разный.
Список короткий. Причина в том, что речь идёт лишь о грузах, в срок не полученных, а объявления о невостребованных грузах информируют лишь о грузах на станциях губернии. То есть о том, что отправлялось за пределы губернии мы узнать, к сожалению, не можем. Зато перечень грузов, пришедших на станцию Денисово, гораздо длиннее:
1. Аппарат. лента. 2. Багаж. 3. Вата сен. 4. Весы десят. 5. Галантерейный. 6. Дрова соснов. 7. Дрова смешанные. 8. Корзины плет. сат. 9. Короба луб. 10. Ленты апр. 11. Мануфакт. 12. Мануфактур. 13. Масло смаз. из неф. остатк. 14. Маш. маз. масло. 15. Мука фасфор. 16. Нефт. остатки. 17. Остатки хлоп. бум. 18. Рвань бум. 19. Рогожи стар. 20. Рожь. 21. Семена полев. 22. Смазочн. масло. 23. Смола жидк. 24. Тряпьё. 25. Чернила. 26. Шкивы чугунные.
Впечатляющий перечень. Не следует забывать, что перечислены лишь непринятые грузы.

Александр ТРОИЦКИЙ
Гороховецкая краеведческая газета «Уездная хроника», 10 октября 2014.

Ватная фабрика в деревне Денисово (1891-1911 гг.) и её владельцы

Троицкий А.Е. (пос. Пролетарский)

В 2002 г.в областном архиве былиобнаружены материалы о ватной фабрике в деревне Денисово, существовавшей в 1891 – 1911 гг. Это было настоящим открытием, так как о дореволюционной истории ОАО «Денисовский завод», расположенного в Пролетарском, было известно, а о промышленном предприятии в деревне Денисово на тот момент сведений не было.
По материалам архива, в том же году, вместе с ученицей Денисовской школы Екатериной Миловановой для районной краеведческой конференции школьников уже было проведено исследование. Однако за прошедшее десятилетие был накоплен целый ряд материалов, позволяющих расширить, уточнить имеющиеся сведения, а в чём-то и по-иному посмотреть на фабрику и её владельцев.
Итак, 15 февраля 1891 г. крестьянин Вязниковского уезда Ждановской волости деревни Денисцевой Фотий Александрович Лапин подаёт прошение об утверждении плана построенной им фабрики. Семья Лапиных, вероятно, являлась зажиточной. Один из Лапиных – Тихон Александрович – предоставил дом и средства на создание в деревне школы в 1880 г.
К 1868 г. относятся сведения об участии Лапина (имя не указано) в торгах по подрядам на устройство и исправление дорог в Вязниковском и Шуйском уездах.
Ватная фабрика была бревенчатой, одноэтажной, крытой железом, на кирпичных столбах. Длина 10 сажень, ширина – 7. Высота 5 аршин. Пол наполовину деревянный, наполовину земляной. Потолок деревянный на деревянных балках. Для парового котла – каменное одноэтажное помещение, крытое железом. Стены в 2 ½ кирпича. Длина около 5 сажень, ширина – 4. Высота 7 аршин. Пол земляной, потолок деревянный на деревянных балках. Для паровой машины имелось каменное, о трёх каменных стенах, помещение со стенами также в 2 ½ кирпича, крытое железом. Длина 8 аршин, ширина - 7. Высота 4 аршина. Пол и потолок деревянные.
Фабрика располагалась на земле Ф.А. Лапина, от ближайших домов деревни на расстоянии 60 сажень, от построек его усадьбы – 11 сажень. На расстоянии 24 сажень 1 аршина находилось жильё для мастера – изба бревенчатая, крытая тёсом.
31 декабря 1890 г. крестьяне – собственники д. Денисова вынесли приговор: фабрика в пожарном отношении расположена безопасно29. 10 февраля 1891 г. губернский механик выдал Фотию Александровичу свидетельство об испытании и освидетельствовании парового котла. И, наконец, 18 марта 1891 г., Владимирское губернское правление разрешает Лапину выделку ваты.
Вырабатывалась на предприятии вата из остатков льнопрядильного производства. Сухая льняная костра – единственные отходы – вывозилась для удобрения полей. Кроме того, сырьём была и «рвань бумажная».
По описи 1910 г. фабрика имела следующее оборудование:
− паровой горизонтальный котёл, поверхность нагрева 215 градусов, первоначально был рассчитан на давление в пять атмосфер;
− паровая горизонтальная одноцилиндровая машина без холодильника с простым парораспределителем и насосом для питания водой;
− приводной водяной насос с колодцем глубиной 5 аршин, колодец – деревянный сруб;
− 6 чесальных машин по 50 дюймов Владимирской фабрики;
− «Волк-машина»;
− 2 щипальных машины, 16 вершков шириной, 18 вершков высотой, с барабанами;
− приводной вал толщиной 2 ½ дюйма, длиной 30 аршин, с муфтами и другими принадлежностями;
− ручной станок для прессования ваты с двумя железными ваннами;
− кузнечный малый горн.
Таким образом мы видим основные этапы производства ваты: расщипывание, трепание, чесание. Готовая продукция, вероятно, спрессовывалась.
В июне 1894 г. Ф.А. Лапин подаёт прошение во Владимирское губернское правление о разрешении ему открыть отбельное заведение при ватной фабрике.
Ранее, 25 апреля, от Вязниковского уездного полицейского управления Фотием Александровичем было получено свидетельство о том, что местность под предполагаемую постройку отбельного заведения находится на его усадьбе. Отбельная будет располагаться позади его ватной фабрики, не ближе 4 сажень. Местность ровная. С двух сторон находится крестьянское поле, имеется склон к усадьбе, так что вода после отбелки не будет спускаться на поля, а будет отведена в особые колодцы. Вреда полицейское управление не усматривало. 8 июля 1894 г. Владимирское губернское правление устройство отбельного заведения разрешает.
Однако с большой уверенностью можно сказать, что отбельная открыта Лапиным не была. Это видно из того, что:
− по сведениям 1902 г. производилась лишь выработка льняного хлопка;− на плане 1907 г. отбельной нет;− по сведениям 1909 г., отработанной воды для спуска с фабрики не бывает;− в описи 1910 г. нет ни здания отбельной, ни какого то ни было оборудования для отбеливания.
Причины на основе имеющихся источников установить не представляется возможным.
Если отбеливание в производственный цикл включено не было, то сушка, вероятно, была: в описи 1907 г., с противоположной от намеченного под отбельную стороны, значится сушильня, бывшая мельница. Правда, в указанное время сушильня, видимо, уже не функционировала: на плане она перечёркнута.
Кроме того, со временем к фабрике была сделана бревенчатая одноэтажная пристройка, крытая на один скат железом, 12 на 6 аршин, высотой 4 аршина, с деревянными полом и потолком. Назначение неизвестно.
Сбыт осуществлялся через железнодорожную станцию Денисово, через неё же производилась поставка сырья и материалов, что подтверждается объявлениями о невостребованных железнодорожных грузах на станции Денисово:
− в 1893 г. из Нижнего Новгорода от Рязанова Лапину прибыли чугунные шкивы;− в 1897 г. с той же станции от Комова доставлено 26 пудов 37 фунтов нефтяных остатков;− в 1899 г. из Новок от Швецова пришло 210 пудов рвани бумажной;− в 1901 г. из Москвы от Сорокина прибыло 5 пудов 15 фунтов «аппарат.ленты»;− в 1902 г. из Нижнего Новгорода от Макарова Лапину доставлено 44 пуда 20 фунтов жидкой смолы;− в 1903 г. кто-то из Лапиных со ст. Ильино на ст. Денисово отправляет (предъявителю дубликата) 702 пуда сосновых дров − и, наконец, последнее объявление о невостребованных грузах на ст. Денисово для Лапина относится к 1904 г.: от «Товарищество Шибаев» доставлено 27 пудов смазочного масла.
Нужно иметь в виду, что рассмотрены лишь невостребованные грузы с упоминанием Лапиных в качестве получателей или отправителей, однако подавляющее большинство грузов вместо фамилий получателей содержат отметку «предъявителю дубликата», а среди них явно имеются интересующие нас. Однако это уже предположения, пусть и довольно обоснованные.
Железная дорога была и потребителем продукции фабрики, что нашло отражение в сведениях 1911 г.
По данным 1902 г. выработка фабрики составляла до 5000 пудов льняного хлопка, продажа – 4500 пудов. Сумма оборота за 1901 г. – 19000 руб. Выплачено рабочим в год – 2598 р.
По сведениям 1910 г., доходов фабрика за последние годы не приносила, так как работала очень мало, в 1909 г. доход составил 100 руб.
Летом 1911 г. фабрика не работала, а ремонтировалась; по сведениям за декабрь того же года, она не работала, хотя иногда бывала работа по несколько дней в месяц, сработанный товар сразу же отправлялся на станцию.
В 1895 г. на фабрике было 12 рабочих. Число рабочих в 1902 г. – 18 чел. Взрослых (от 17 до 55) – 17. До 17 и после 55 – 1 чел. По сведениям июня того же года – 16 чел., местных 13, из них семейных 10, иногородних 3, из которых семейных 1. Средний месячный заработок – 15 руб.
В 1904 г. рабочих уже 12, все мужского пола, малолетних и подростков нет. По состоянию на 1 января 1909 г. – 26 чел. (женщин – 6).
Таким образом, заработная плата находилась примерно на уровне средней по стране , кроме того, заметна общероссийская тенденция вытеснения мужчин рабочих женщинами, которые составляли в 1900 г. 26, а в 1913 г. – 32 % фабрично-заводских рабочих.
Интересен факт наличия иногородних рабочих (3 из 16 в 1902 г.), особенно в связи стем, что среди самого местного населения было распространено отходничество. Вероятно, речь идёт об иногородних квалифицированных кадрах, на эту мысль наводит в том числе и наличие избы для мастера, упомянутой при открытии фабрики.
Заведовал фабрикой сам Фотий Александрович. Его сын, – Герасим – вероятно, помогал ему, свидетельством чего является факт выступления Герасима Фотиевича в 1894 г. в качестве доверенного лица отца. После того как ватная фабрика в 1902 г. была сдана в аренду, а в 1908 г. сменила собственника, Г.Ф. Лапин заведовал фабрикой.
С 12 сентября 1902 г. Ф.А. Лапин на 12 лет сдаёт свою фабрику в аренду жене своего сына Ксении Матвеевне Лапиной с платой в 150 руб. в год. Об истинных причинах такого шага нам остаётся только догадываться, но, по всей видимости, какую-то роль сыграли долги Фотия Александровича: к 1903 году относятся первые объявления о продаже его имений за неплатёж недоимок земских сборов более чем за полтора. Фабрика, наряду с другой недвижимостью Фотия Александровича, многократно выставлялась на торги. Самые ранние, из имеющихся, сведения о назначении торгов для продажи фабрики относятся к 19 марта 1904 г.
В конечном итоге это закончилось продажей ватной фабрики на торгах при Окружном суде в январе 1908 г. Владелицей стала … Ксения Матвеевна Лапина! Сумма – 330 руб.
Как же получилось, что на фабрике стали накапливаться недоимки по земским сборам?
Обратимся к стоимости предприятия.
1900 г. – 13333 руб.,1907 г. – 8988 руб., 1910 г. – 3378 руб.
Напомним рассмотренное выше число рабочих ватной фабрики.
1895 г. – 12, 1902 г. – 18 (16), 1904 г. – 12, 1909 г. – 26.
За десятилетие стоимость фабрики упала в 10 раз, но, примерно за такой же промежуток времени, число рабочих более чем удвоилось. Что это? Ответить на этот вопрос поможет цитата из описи и оценки от 14 июля 1910 г., проведённой инженером Леонидом Ворониным: «… явила вид полного разрушения, в своих частях не представляет уже никакой строительной ценности». То есть, увеличение числарабочих, вероятно, связано с частичной заменой ручным трудом вышедшего из строя оборудования.
Таким образом, ватная фабрика в д. Денисово возникает в период экономического подъёма Российской империи 1893 – 1900 гг. Экономический спад 1901 – 1908 гг. она преодолеть не смогла. Последние сведения относятся к 24 декабря 1911 г.: в рапорте помощника вязниковского исправника говорится, что фабрика летом 1911 г. не работала, а ремонтировалась, в настоящее время не работает, но иногда бывает работа по несколько дней в месяц. Причём сработанный товар немедленно отправлялся на станцию.
В период экономического спада в стране на владельцах фабрики постоянно были недоимки по земским сборам и иные долги, за что их имущество многократно выставлялось на продажу.
В этой связи сдача в аренду фабрики жене собственного сына 13 сентября 1902 г. выглядит вполне закономерно. Тем более что в это же время - 10 сентября и 8 августа - Фотий Александрович продал брату часть леса на сруб из своих имений. Это вполне может быть попыткой найти средства для выплаты долгов. Полностью освободиться от долгов Лапину не удалось, как уже отмечалось, в январе 1908 г. на торгах ватная фабрика была приобретена Ксенией Матвеевной. Начинается активная деятельность новой хозяйки по задолженности.
Владимирский окружной суд в 1908 г. уведомляет Вязниковскую управу, что имение было куплено на торгах за 330 р. и что эти деньги пошли на погашение недоимок, оставшаяся сумма – 2329 руб. 69 к. (!) – с нового владельца взыскана быть не может, в соответствии со ст. 121 Устава о земских повинностях. Уездная управа рекомендовала собранию сложить уездные недоимки, а о сложении губернских ходатайствовать перед губернским земским собранием. Накопление такой значительной задолженности на фабрике Вязниковская управа объяснила нахождением в производстве дела о продаже предприятия более 3-х лет. Судя по всему, недоимки, образовавшиеся до 1908 г., были сложены.
31 августа 1910 г. Лапина обращается в управу с просьбой сложить часть недоимки, так как она официально владеет фабрикой с марта 1908 г., а также пересчитать размер сборов в связи со значительным снижением стоимости. Указывает, что некоторые машины были уничтожены (?). 14 июля 1910 г. губернский инженер Воронин провёл оценку: 3736 руб.
18 октября 1910 г. председатель уездной управы отвечает, что владельцы обязаны платить за весь год, даже если владеют имуществом не весь год. А переоценка производится с момента подачи заявления.
19 декабря 1909 г. Ксения Матвеевна выплатила в счёт недоимки 60 руб., 22 июня 1910 г. – 175, 1 сентября 1910 г. – 116 руб.
В декабре 1910 г. К.М. Лапина подаёт прошение губернатору об отсрочке внесения платежей до 10 февраля 1911 г., так как в январе у неё ожидается получение крупной для неё суммы с казённого учреждения. Этим учреждением была Московско – Курская и Нижегородская железная дорога.
15 января 1911 г. Лапина вносит 150 руб.
4 февраля 1911 г. владелицей фабрики вновь подаётся прошение о продлении срока уплаты, так как уплата суммы от казённого учреждения ближе конца марта не предвидится. Опись правильной не признаёт, но от уплаты не отказывается.
5 марта Владимирское губернское правление назначает на 9 июня 1911 г.продажу ватной фабрики на торгах.
8 марта Ксения Матвеевна вносит 40 руб. и ходатайствует об отсрочке платежей до июля.
12 марта губернское правление приостановило назначение фабрики в продажу.
1 июля К.М. Лапина вносит 130 руб.
Завершением этой истории является резолюция, наложенная на рапорт Вязниковской уездной земской управы во Владимирское губернское правление от 10 сентября 1911 г. (о том, что недоимки не погашены, всего осталось 351 руб. 25 коп.): «Назначить в продажу без всяких оговорок».
30 июля, 8 августа и 12 октября 1911 г. губернское правление предписывает описать сработанный на фабрике товар, но уездное полицейское управление не может этого сделать, так как фабрика не работала, иногда производилась работа по несколько дней в месяц, но сработанный товар сразу же отправлялся на станцию.
Это последние сведения о ватной фабрике Лапиных. Фабрике, которая была первой в окрестностях станции Денисово.
/Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Межпоселенческая библиотека» Гороховецкого района Владимирской области
Выпуск 9/
Деревня Великово (станция Гороховец)
Город Гороховец

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Гороховец | Добавил: Jupiter (19.02.2018)
Просмотров: 255 | Теги: Гороховецкий район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика