Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
19:26
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Гороховец

Святоозерская пустынь — женский общежительный монастырь в Гороховецком уезде

Святоозерская пустынь — женский общежительный монастырь

Свято - село в Гороховецком районе Владимирской области.
1. Святоозерская пустынь, как мужской монастырь с половины XVII столетия до 1764 года
2. Приход „Упраздненная Святоозерская пустынь" с 1764 по 1860 год.


Вид Святоезерской пустыни с северо-западной стороны

Первая попытка учредить при церкви Святоозерской пустыни женский общежительный монастырь была сделана в 1856 году. Некая «монашенка Прасковья Загребенная, проживавшая в Борисоглебской девичьей Аносенской пустыни Московской губернии Звенигородского уезда» обратилась к и. д. Обер-прокурора Св. Синода А.А. Карасевскому с следующим прошением: «Почетный гражданин Шуйской 1-й гильдии купец М. Ст. Посылин, с разрешения Владимирского Епархиального Начальства, построил церковь во имя Иверской Божией Матери и св. Афанасия Афонского и учредил богадельню в том самом месте, где находился ныне упраздненный мужской Святоозерский монастырь. В сей богадельне помещены некоторыя лица, которыя посвящают себя молитве и посту. Для вспомоществования на содержание им Посылин предоставил содержимую им оброчную статью и рыбныя ловли на Св. озере.
Между тем местное начальство не дозволяет поселяться в сей богадельне тем, кто пожелает, и вообще умножать число призреваемых в ней. При том в случае смерти благодетеля нашего М.С. Посылина или неплатежа за вышеозначенную оброчную статью живущия в сей богадельне будут лишены всех средств содержать себя. Посему призреваемыя в сей богадельне поручили мне просить Св. Синод об учреждении в упомянутом месте общины и о предоставлении ей в собственность означенной оброчной статьи и дома, который построен для них о. Иеронимом, иеромонахом Флорищевой пустыни. Вследствие сего осмеливаюсь всенижайше просить Ваше Превосходительство обратить милостивое внимание на нашу просьбу и не отказать нам в учреждении, которое дает нам средство посвятить жизнь молитве за Царя и Отечество, а равно и тем, которыя и теперь и после нас пожелают вести подобную отшельническую жизнь и посвятить себя всецело Богу».
Кто такая была «монашенка Прасковья Загребенная» и какое ее отношение было к богадельне при Святоозерской церкви, в архивных документах сведений не имеется; не сохраняется о ней и воспоминаний среди сестер настоящей обители. Вероятно, это была знакомая живших в богадельне женщин, имевшая знакомство и связи в Петербурге, к которой и обратились за помощью насельницы богадельни. Из ее прошения видно, что она была недостаточно знакома с положением дела: построенная Посылиным богадельня находилась не в Шуйском уезде, Святоозерский храм построен не Посылиным и дом, о передаче которого общине она просит, построен не иеромонахом Иеронимом, а отцом его крестьянином Косаревым.
И. д. обер-прокурора Св. Синода передал прошение Загребенной в Св. Синод, а последний препроводил его Преосвященному Владимирскому Иустину на справку и заключение.
Преосвященный Иустин отнесся отрицательно к прошению Загребенной и мотивировал свое заключение следующими соображениями: 1) при церкви б. Святоозерской пустыни есть приход, а при приходской церкви неприлично быть женской общине; 2) при учреждении общины приходский причт необходимо лишить значительной части земли; 3) на устройство и содержание общины потребуется значительный капитал, но об этом в продлении ничего не говорится; 4) Загребенная совершенно неизвестна Владимирскому Епархиальному Начальству и оно не может свидетельствовать о ее благонадежности пред Св. Синодом.
Это заключение Преосвящ. Иустина представлено было в апреле 1857 г. Св. Синоду.
В ответ на этот отзыв Преосвященного в августе того же года обер-прокурор Св. Синода гр. Толстой писал преосв. Иустину, что монахиня Загребенная была ему рекомендована иером. Иеронимом и что так как «с разных сторон поступают настоятельные ходатайства об учреждении общины при церкви б. Святоозерской пустыни, то он просит преосвященного войти в подробное рассмотрение сего предположения».
По поводу этого предложения обер-прокурора Преосв. Иустин нашел нужным обратиться к нему с запросом: 1) с какою целью, на сколько лиц и на каких правилах монахиня Загребенная намерена учредить общину, 2) каким способом и в каком размере она думает получить казенную землю, 3) имеет-ли верные средства на устройство общины и 4) может-ли обеспечить содержание общины в будущем. Преосвященный просил обер-прокурора предписать Загребенной доставить ему эти сведения лично или письменно.
Но на этот запрос Преосвященного ответа не последовало и вопрос об открытии общины при Святоозерской церкви на некоторое время заглох. Богадельня же продолжала существовать, но в ней жили только поселившиеся в 1854 году девицы.
В декабре 1859 года обер-прокурор Св. Синода гр. Толстой снова писал преосвящ. Иустину: „лица женского пола, проживающия в богадельне купца Посылина при упраздненной Святоозерской мужской обители в Гороховецком уезде, где есть много раскольников, просят об учреждении при сей обители женской общины и о наделении оной из прилегающих казенных дач землею, присовокупляя, что на первоначальное устройство общины имеются уже в виду до 2300 руб. от пожертвований".
Признавая открытие общины полезным, обер-прокурор спрашивает Преосвященного, „не будет-ли благовременным вместо учреждения общины возобновить самый монастырь с тем, чтобы устроить оный общежительным женским".
На этот раз Преосвящ. Иустин отнесся совершенно иначе к мысли об учреждении женского монастыря при церкви бывшей Святоозерской пустыни.
По наведении всех необходимых справок Преосв. Иустин в конце февраля 1860 г. ответил обер-прокурору, что с своей стороны он признает полезным открытие женского монастыря в местности, где среди населения много раскольников, и что таковой монастырь без затруднений может быть восстановлен при церкви Святоозерской пустыни на следующих условиях: 1) Монастырь должен содержаться собственными средствами без жалованья от казны. 2) При монастыре полагается по примеру штатных третьеклассных монастырей игуменья, казначее и 15 монахинь. 3) Церковный причт остается при монастыре в нынешнем его составе т. е. священник, дьячок и пономарь. 4) Казенное жалованье, получаемое причтом, 85 руб. 71 коп. оставляется за ним и на будущее время. 5) Из церковной земли и леса обращается одна половина в пользу монастыря, а другая в пользу священно-церковно-служителей. 6) Для усиления способов содержания, как самого монастыря, так и церковного причта оставляются при монастырской церкви прежние приходские деревни с тем, чтобы для совершения браков, крещения младенцев, погребения умерших и других христианских треб монастырь исправил на свой счет деревянную церковь, уцелевшую от бывшей пустыни. 7) Приходом и расходом церковной суммы должен заведывать монастырь с обязательством поддерживать церковь в приличном виде. 8) Для усиления церковных средств монастырь освобождается от взноса прибыльной от продажи свеч суммы. 9) Если прихожане Святоозерской церкви, по учреждении монастыря, изъявят желание отделиться от оной, то приписать их к церквам ближайших сел. 10) Если монастырь для удобства и приличия найдет нужным дома причта отнести далее от церкви на другие места, то может это сделать, но не иначе как на свой счет.
Этот отзыв Преосв. Иустина передан был обер-прокурором на рассмотрение Св. Синода; 24 марта — 12 апреля последовало определение Св. Синода об учреждении женского общежительного монастыря при церкви бывшей Святоозерской пустыни на изложенных Преосв. Иустином основаниях. Это определение Св. Синода 27 августа 1860 г. было Высочайше утверждено, а 4 октября последовал указ Св. Синода Преосв. Иустину о разрешении открыть женский общежительный монастырь в бывшей Святоозерской мужской пустыни. В этом указе приняты предложенные Преосвящ. Иустином условия, но умолчено о разделении церковной земли между монастырем и причтом, о возможном отделении прихода и о переносе священнических домов.
Таким образом давнишнее желание обитательниц Посылинской богадельни и их старания увенчались успехом; женский монастырь на Святом озере был учрежден. Видную роль в этих хлопотах об учреждении монастыря играла вышеупомянутая энергичная девица Дарья Васильева, впоследствии по пострижении монахиня Дросида.
Вскоре по получении указа св. Синода назначена была и настоятельница нового монастыря. Преосвященный Иустин предоставил выбор настоятельницы учредительницам монастыря, жившим в Посылинской богадельне, и они избрали в начальницы себе монахиню Владимирского Успенского женского монастыря Платониду. На этот выбор повлияла рекомендация вышеупомянутого иером. Иеронима, сына строителя Косаревского приюта для богомольцев при Святоозерской церкви. Судя по сохранившемуся в делах Консистории письму, о. Иероним был сильно заинтересован в устройстве женского монастыря в Святоозерской пустыни, лично знал живших в доме его отца девиц и рекомендовал монахиню Платониду, как женщину весьма энергичную и хозяйственную, которая много помогла Владимирскому монастырю сбором пожертвований после пожара.
6 ноября 1860 г. монахиня Платонида была возведена в сан игуменьи. Вслед за сим жившие в богадельне девицы определены были послушницами нового монастыря и были разосланы по другим женским монастырям Владимирской епархии приглашения, не пожелает-ли кто из послушниц этих монастырей перейти в новооткрытый Святоозерский монастырь. Желающие нашлись, хотя и в небольшом количестве.
Так постепенно складывалась новая иноческая обитель на Святом озере. Не легкий труд выпал на долю настоятельницы нового монастыря.
В распоряжение монастыря поступал каменный храм во имя преп. Афанасия Афонского с теплым приделом, часовня в с. Нижнем Ландехе и дом для богомольцев, устроенный Косаревым. Храм и другие здания со всем их имуществом в январе 1861 года были приняты в свое ведение игуменией Платонидой. Судя по сохранившейся от того времени описи, храм был достаточно благоукрашен и имел вполне достаточную и не бедную утварь и ризницу. Часовня в Ландехе была каменная. В ней находились местно-чтимые святыни животворящий крест Господень и резная икона Николая Чудотворца и много других икон. Косаревский дом имел 4 комнаты, при нем был обширный, крытый дранкою двор. Все эти здания пока не требовали особенных забот о себе, не нуждались в капитальном ремонте. Для жительства сестер в новом монастыре было только два здания: дом Посылинской богадельни и Косаревский дом для богомольцев. Но эти здания могли служить для помещения сестер только временно; нужно было строить новые кельи и различные хозяйственные постройки, строить ограду вокруг монастыря. Необходимо было спешить возобновлением деревянной церкви, как то требовалось указом св. Синода; необходимо было хлопотать о наделении монастыря казенною землею и пр. Все эти хлопоты, заботы и труды всею своею тяжестью ложились на настоятельницу монастыря.
Наделение монастыря землею и другими доходными статьями совершилось без особенных затруднений, хотя и не в том виде, как хотелось бы и как удобно было бы для монастыря. Из окружающих монастырь казенных дач выделено было в его пользу 150 десятин леса; ему были предоставлены рыбные ловли по р. Луху и на Святом озере; но пахотная земля и покосная были отведены в Шуйском уезде, мельница дана в с. Тучкове на р. Колпи в Судогодском уезде, довольно далеко от монастыря.
Но эти земельные и другие владения, обеспечивая до известной степени содержание монастыря, не могли конечно покрыть тех чрезвычайных временных расходов, которых требовало самое устройство монастыря. Для этого нужно было изыскивать особые средства. Положим, что в прошении Св. Синоду об учреждении монастыря просительницы писали, что на устройство монастыря имеется в виду 2300 руб. Но эта сумма, во первых, недостаточная, а во вторых, она еще только имелась в виду, а не была в распоряжении. Посему настоятельница монастыря тотчас же по вступлении в должность стала принимать разные меры к изысканию нужных средств: с одной стороны, она обратилась с прошением о пособии к Св. Синоду, а с другой у Епархиального Начальства испросила книгу для сбора подаяний на устройство обители.
Св. Синод отказал в пособии, ссылаясь на то, что монастырь открывался при условии устройства его на собственные средства. Обращение за сбором подаяний к миру имело успех. На Руси православной построение храмов Божиих, устройство иноческих обителей всегда встречало сочувственный отклик в русском народе: находились более или менее крупные благотворители, притекала в значительных размерах и малая лепта. Так было и в данном случае: нашлись довольно щедрые благотворители и в то же время по выданной из Духовной Консистории книге собрано было в 1861 году 1527 руб. Но естественно, что нужные на устройство монастыря средства не могли быть собраны в короткий срок, посему постройка необходимых монастырю зданий не могла скоро совершиться. Закончена она была только в 1864 году.
Были устроены кельи настоятельницы — деревянный двух-этажный дом, деревянный корпус двух этажный для сестер обители, три одно-этажных деревянных флигеля; были сделаны и необходимые хозяйственные постройки — скотный двор, сарай, баня и проч. В тоже время к каменному храму преп. Афанасия пристроена была небольшая двухэтажная каменная ризница, а теплый придел был несколько расширен чрез соединение его аркой с папертью. Вокруг монастыря поставлена была деревянная ограда. На все это по отчету игумении Платониды было израсходовано 5774 рубля, не считая 3050 корней, вырубленных из монастырского леса, отведенного из казны.
Что касается возобновления для приходских нужд упраздненного деревянного храма, то для этого со стороны монастыря не потребовалось никаких расходов. Средства для этого были даны жителем с. Нижнего Ландеха Фатовым.
Храм этот в честь Иверской иконы Божией Матери был упразднен в 1834 году: престол был разобран, иконы вынесены и антиминс передан в Духовную Консисторию. Указом Консистории предписывалось разобрать и самые стены храма, но этого почему-то не было сделано. Запустелый храм стоял еще около 40 лет и был в полуразрушенном состоянии, обращенный в складочное место для разных церковных вещей. В 1863 г. храм этот и был возобновлен: поставлен на каменный фундамент, обит снаружи тесом, внутри оштукатурен, покрыт железом.
По возобновлении храм был освящен во имя Преображения Господня, а не в честь Иверской иконы Божией Матери, как было прежде. Среди местного населения и сестер ново-учрежденной женской обители сохранялось предание, что первоначальное основание Святоозерской пустыни принадлежит митрополиту Киприану, который устроил на берегу Святого озера церковь во имя Преображения Господня. В силу этого предания обновленная церковь и освящена была в честь Преображения Господня.
Внутренняя жизнь монастыря была организована игуменьей Платонидой по образцу Саровской пустыни, откуда был заимствован и устав иноческой жизни. Но эта внутренняя жизнь в обители шла первое время не без трений. Хотя при Святоозерской церкви был восстановлен прежде бывший монастырь, но бывший здесь приход в тоже время не был упразднен. Это соединение монастыря и прихода создавало для монастыря значительные неудобства. В монастырскую жизнь вторгался чуждый ему мирской элемент с своими особыми духовными нуждами. Для удовлетворения этих нужд монастырь должен был восстановить и поддерживать особый храм во имя Преображения Господня. Положение причта также было не вполне удобным: монастырь мог предъявлять к нему свои монастырские требования относительно напр. совершения богослужения, с коими он должен был считаться, но в тоже время он не мог не считаться и с требованиями прихода. Для того, чтобы интересы монастыря как-нибудь не пострадали из-за интересов приходской жизни, настоятельница монастыря должна была иметь кроме штатного еще другого священника. Наконец, близлежащая за стенами монастыря пахотная земля, единственный среди окружающих лесов и болот участок, удобный для земледелия, оставалась во владении причта, тогда как эта земля могла бы быть весьма полезной для обители. Все это побуждало думать и хлопотать о совершенном упразднении прихода при Святоозерской церкви.
В 1867 г. игуменией Платонидой и подано было в этом смысле прошение Преосв. Антонию, Архиепископу Владимирскому. Но против этого желания игумении восстали прихожане: они - не хотели уходить в другой приход от Святоозерской церкви, при которой находились могилы их родителей и которая построена, перестраивалась и поддерживалась приходскими средствами. В крайнем случае они соглашались на выделение из монастыря для прихода каменной церкви во имя преп. Афанасия Афонского, с сохранением при ней особого причта. Не соглашался на это отделение прихода и бывший при Святоозерской пустыни священник. Сторону прихожан приняли благочинный монастыря и местный окружный благочинный. Поэтому Духовная Консистория постановила отказать игуменье в ее просьбе. Но игуменья, защищая интересы монастыря, продолжала настаивать на своей просьбе и Преосв, Антоний уважил ее в следующем году. В 1868 году бывший при Святоозерской церкви священник А. Прудентов, согласно своей просьбе, был переведен в с. Б. Дорки. Переведя о. Прудентова, Преосвященный распорядился приход приписать к с. Нижнему Ландеху. Приходские деревни Святоозерской пустыни были разделены по взаимному соглашению между священниками с. Нижнего Ландеха, в Нижне-Ландеховскую церковь были взяты метрические и обыскные книги, клировые ведомости и др. приходско-церковные документы, взят был и причтовый капитал — 200 рублей. Но прихожане Святоозерской церкви остались недовольны таким распоряжением Епархиального Начальства и в начале 1869 года подали прошение Государю Императору об оставлении их при прежней приходской церкви. Прошение это было передано в Св. Синод, а оттуда прислано Преосв. Антонию для передачи на рассмотрение «Губернского по обеспечению духовенства Присутствия». В то время подготовлялась известная Толстовская реформа по уравнению приходов. Но и это присутствие не нашло возможным удовлетворить прошение прихожан Святоозерской церкви об оставлении их при прежнем приходском храме.
Таким образом желание игумении Платониды исполнилось: приход при Святоозерской пустыни был упразднен, причтовая земля была передана в распоряжение монастыря; за монастырем же оставлено и то казенное жалованье, какое получал приходский причт. Новый священник был поставлен в такое же положение, как и в других женских монастырях.
Другою заботою настоятельницы монастыря в те же годы было устройство нового теплого храма.
В пустыни был холодный храм во имя преп. Афанасия Афонского и при нем теплый придел в честь Иверской иконы Божией Матери. Но придел этот довольно тесный и мрачный был не вполне удобен для монастыря. Другой храм Преображенский — был небольшой и холодный, при том же он и назначен был собственно для прихода. Посему нужен был более просторный и благоустроенный теплый храм. Первоначально предполагали пристроить придел к северной стороне Афанасиевского храма, но потом эта мысль была оставлена и устроен был в 1869 году новый деревянный храм в честь Иверской иконы Божией Матери. Алтарь нового храма, устроенный полукругом, был разделен на три части. Престол и жертвенник сделаны были из кипарисного дерева. Иконостас — изящного рисунка, иконы в иконостасе и по стенам храма — художественного письма. У западной стены храма устроены были хоры, а на хорах — придел во имя архангела Михаила. Этот придел устроен был затем, чтобы в зимнее время в некоторые дни служить две литургии — раннюю и позднюю. Ранняя литургия служилась для поминовения умерших и живых благотворителей обители.
Вместе с этими заботами и хлопотами по благоустроению обители настоятельницу некоторое время беспокоили и отношения к ней подчиненных сестер. Хотя игуменья Платонида была выбрана сестрами, стараниями которых восстановлена была обитель, но между настоятельницей и избравшими ее не установилось вполне мирных отношений. С поставлением для монастыря игуменьи, естественно, руководящая роль в благоустроении монастыря всецело перешла к ней, все остальные должны были стать по отношению к ней в беспрекословное подчинение. Это конечно болезненно отозвалось на самолюбии тех сестер, которые поселились в пустыни задолго до открытия монастыря, по мысли и стараниями которых был учрежден самый монастырь, избрана и сама настоятельница. На почве этих двух самолюбий и возникли столкновения. В 1867 году эти столкновения достигли наивысшей точки напряжения: часть монахинь демонстративно оставили обитель и отправились во Владимир, очевидно, с жалобой к Епархиальному Начальству. Но жалоба эта не имела успеха: сестры снова вернулись в монастырь и только долгое время под предлогом болезни не являлись в храм к богослужению.
Наконец, к началу семидесятых годов завершилось внешнее и внутреннее благоустройство Святоозерской пустыни: приход был упразднен, устроен вполне удобный теплый храм, недоразумения между игуменьей и сестрами сгладились и уединенная женская обитель спокойно стала жить своею иноческою жизнью. Полученные ею земельные и другие владения и «мирское подаяние» в достаточной степени обеспечивали ее существование. По временам поступали в обитель и очень крупные жертвы. Так напр. в 1871 г. Елабужским купцом И. Н. Стахеевым пожертвовано было Святоозерской пустыни 10000 руб.
В 1878 г. объявляется признательность Епархиального Начальства настоятельнице Святоезерской женской пустыни игумении Платониде за пожертвование в пользу причта Кладбищенской гор. Владимира церкви на поминовение родственников Государ. 5% билета во 100 руб.


Игумения Августа

Игуменья Платонида управляла Святоозерской пустынью до 1892 года. В этом году она скончалась и настоятельницей пустыни назначена монахиня Августа, которая в том же году и возведена в сан игуменьи. Игумения Августа происходит из крестьянской семьи села Ундола Владимирского уезда, в семье получила строгое религиозное воспитание. В Святоозерский монастырь поступила в 1867 г., в 1871 г. указом консистории была зачислена послушницей, в 1889 году пострижена в монашество и с 1892 г. управляет Святоозерской обителью.
На долю и этой настоятельницы волею промысла Божия выпало много забот и трудов по благоустроению обители.
Жизнь Святоозерской пустыни текла мирно в течение десяти лет и при новой настоятельнице до 1903 года; в этом же году пустынь постигло большое несчастье: пожар едва не истребил всей обители. Пожар произошел ночью на 8 июля. Большая часть сестер монастыря и работники в это время были на покосе. Загорелось от неизвестной причины на скотном дворе за оградой. Вслед за двором загорелась деревянная ограда, состоящий у нее амбар и игуменская келья. Затем загорелись кельи сестер и новая церковь в честь Иверской иконы Божией Матери. Иконы и утварь впрочем из нее успели вынести.
Обитель была беспомощна во время этого пожара: кроме растерявшихся сестер тушить пожар было некому и не распространился он далее и не истребил всех монастырских зданий только благодаря тихой погоде. Напрасно монастырский колокол звонил в набат: тревожные звуки разносились только по окрестным лесам и по водам Святого озера. Помощь окрестного населения, обычная в подобных случаях, была далеко: ближайшие деревни за 7 верст, а с. Нижний Ландех, где были пожарные инструменты, — за 12 верст. Помощь эта явилась только на следующий день утром, когда было уже поздно.
Тяжело было настоятельнице и сестрам перенести это бедствие. Обитель не так давно закончила свое благоустройство, упрочилась и теперь снова приходилось приниматься за ее созидание, снова нести хлопоты, заботы и труды по устроению ее, по изысканию средств для этого.
Но видимо, Пресвятая Богородица, имени которой посвящена обитель, не захотела оставить беспомощной это место своего почитания. Следы пережитого бедствия скоро были исправлены и обитель приобрела даже лучшее, чем прежде, благоустройство. Главные заботы настоятельницы направлены были прежде всего на устройство нового храма вместо сгоревшего и ей удалось сравнительно в непродолжительное время воздвигнуть новый величественный храм.
Во время пожара случайно был в Святоозерской пустыни Шуйский фабрикант Терентьев. Ему нравилась уединенная обитель, строгая уставность богослужения в ней, он не раз и прежде приезжал сюда помолиться. С этой же целью он приехал и в этот раз и был свидетелем случившего в пустыни бедствия, видел и искреннее горе настоятельницы и сестер. Обладая крупным состоянием, Терентьев обещал помочь обители. С таким же сочувствием отнесся к горю Святоозерской пустыни и отец Терентьева. На устройство храма они дали первоначально 15000 руб., а затем по смерти Терентьева — отца наследники дали еще 30000 руб. На эти средства и пожертвования других благотворителей к 1907 г. в пустыни был воздвигнут новый величественный каменный храм. Много хлопот, забот и трудов пришлось перенести настоятельнице и ее главной сотруднице — казначее при устройстве этого храма. Все строительные материалы, кроме лесных, даже песок пришлось привозить издалека, по крайне неудобным дорогам. Пустынь находится в 50 верстах от ближайшей станции железной дороги... Но все эти трудности были побеждены: в 1907 г. храм был закончен постройкой и отделан.
Высокопреосвященнейший Николай, Архиепископ Владимирский и Суздальский, выбыл из г. Владимира в ночь с 16-го на 17-е число 1907 г. в Святоозерскую пустынь, Гороховецкого уезда, для освящения новоиостроенного храма.
Ночью на 17 августа Владыка отправился по железной дороге с поездом № 4 до Вязниковской станции, а оттуда на лошадях в Святоозерскую пустынь для совершения освящения новоустроенного храма. По дороге Высокопреосвященный посетил храм села Лукина. По входе в храм, он совершил молебен Спасителю и Божией Матери, с чтением молитвы, в сослужении сопровождавших его лиц, местного священника, священника села Мугреева-Никольского при большом стечении народа, а по окончании молебна произнес поучение о значении церковного звона, как призывания к молитве. Во втором часу дня лесная и пустынная местность Святоозерской обители огласилась звоном монастырского колокола, возвещающим о прибытии к обители ожидаемого высокого гостя, а в два часа Его Высокопреосвященство прибыл к монастырю, где у монастырских ворот встречен был Благочинным монастырей Архимандритом Макарием, игуменией Августой с сестрами. По совершении поклонения святыне в Афанасиевском храме, Владыка пошел во вновь устроенный храм, который по своему положению между двумя другими монастырскими храмами может быть по справедливости назван собором, а по своей величественной архитектуре и наружному украшению этот пятиглавый собор может служить украшением губернского города и даже столицы. 18-го августа Высокопреосвященный Архипастырь слушал литургию в том же Афанасиевском храме и по литургии читал акафист перед иконой Божией Матери, при пении монастырских певчих, а затем обозревал монастырские здания. В пять с половиной часов благовест монастырского колокола возвестил о наступлении всенощного бдения, которое совершено было Владыкой в сослужении назначенных к тому лиц и продолжалось до 10 часа ночи. Помазание освященным елеем, от начала до конца, совершал один Владыка. Пение стихир и других песнопений велось попеременно на обоих клиросах. Несмотря на пустынность места и отдаленность его от селений, обширный соборный храм был полон молящимися. В 7 часов 19-го августа зазвонили к предстоящим службам, а в 8 часов началось освящение храма. Торжественна была минута, когда крестный ход со свв. иконами и со Архипастырем, несущим на голове св. мощи, последовал вокруг собора, окруженного массой народа, при солнечной ясной погоде, когда посреди этой тиши, окруженной с одной стороны лесом, ас другой стороны озером, послышалось громогласное, стройное пение архиерейского и монастырского хоров. Литургию Владыка закончил теплым словом назидания о том, чтобы построенный храм был местом успокоения и просвещения не для одних насельниц обители, но и для лиц, окружающих эту местность, для тех любителей древней старины, которые по своему неразумию уклонились от православной церкви. Речь Архипастыря настолько была жива и действенна, что во время произнесения ее были видимы слезы на лицах многих, а мать игумения и казначея и после литургии плакали от радости, что Господь увенчал труды их успехом и благословил их. В 3 часа дня Высокопреосвященный Архипастырь, провожаемый всеми живущими в монастыре и напутствуемый общей молитвой, при колокольном звоне, обратно отправился во Владимир тем же путем, каким прибыл.
Одновременно с постройкой храма были восстановлены и другие погоревшие здания. Пустынь снова приняла вполне благоустроенный вид.
Священник Святоезерской женской пустыни, Николай Владыкин 3 июля 1907 г. перемещен в село Голышево. Судогод. у. Диакон села Дубровы, Муромского уезда, Иоанн Сиротинский, 24 июля 1907 г., определен на священническое место во Святоезерскую пустынь.
В 1907 году Святоозерскую пустынь снова едва не постигло такое же бедствие, как и в 1908 году: снова произошел пожар на конном дворе. Но на этот раз пожар и ограничился только этим двором. Матерь Божия спасла свою обитель от нового бедствия.
27 июля 1908 г. вечером Высокопреосвященный Николай, Архиепископ Владимирский и Суздальский прибыл в Святоезерскую пустынь и здесь совершил всенощное бдение в приделе, назначенном к освящению. С приездом Владыки безлюдная пустынь, окруженная на несколько верст со всех сторон лесом и водой, оживилась; по извилистым лесным тропинкам рабочий люд спешил в монастырь, чтобы послушать Архиерейскую службу и принять благословение от Архипастыря. Удар монастырского колокола в 8 час. утра 28 июля возвестил о наступившем празднестве, а в 9 час. начался чин освящения храма. Несмотря на будничный день, храм и монастырская площадь были полны народа; сама природа, видимо, благоприятствовала празднеству, так как с раннего утра и во весь день не было ни облачка на небе. Два хора — Архиерейский и монастырский, своим стройным мелодичным пением трогательно действовали на сердца богомольцев. По окончании литургии Высокопреосвященным было сказано горячее задушевное слово, вызвавшее у многих слезы, на тему, что наше отечество на небе, что, заботясь о теле, мы должны более заботиться о душе. В 3 часа по полудни Владыка обратно отправился во Флорпщеву пустынь.

Описание Святоозерской пустыни в нач. ХХ века

Центральное место в пустыни занимает новый величественный каменный храм: он возвышается над другими монастырскими храмами и прочими зданиями.


Храм в честь Казанской иконы Божией Матери

Храм построен в стиле Новгородско-Московской архитектуры, длина его 7 сажен, ширина 11 сажен и высота 12 сажен, рассчитан на 750 человек. К восточной стене храма примкнут дугообразный выступ для алтаря. Окна — в два света. У западной стены сделан выступ, вверху коего помещаются хоры.
По стенам храма, кроме восточной, поверх окон сделаны полукруглые арки, выше их идет карниз. Над карнизом на всех четырех стенах поставлено по четыре каменных тумбы; в средних более высоких тумбах поставлены иконы — Спасителя, Знамения Божией Матери, Николая Чудотворца, Иоанна Предтечи, св. Киприана, св. Мефодия, преп. Сергия Радонежского и прей. Серафима Саровского.
Кровля на храме четырехскатная. Над кровлею возвышаются пять глав на глухих деревянных, обитых железом, фонарях. Средняя глава закрашена вызолоченными звездами; боковые главы чешуйчатой. Над алтарным полукружием поставлены три особые небольшие главки.
Вход в храм с трех сторон. С западной стороны — главный вход; помост этого входа сделан из финляндского гранита. Над этим входом в нише поставлена Казанская икона Божией Матери. Помост у северного и южного входов сделаны из асфальта, над входами поставлены иконы арх. Михаила и муч. Клавдии.
Внутри храм поражает изяществом своей отделки. Он полон света и воздуха: свод храма сделан из бетона, а потому в нем нет колонн или столбов. Пол сделан из метлатских плит и выложен изящным рисунком. От западной стены до солеи в храме — 7 сажен, высота в средине — 20 аршин, а у стен 14 арш.
Алтарь от храма отделен каменной стеной с арками для царских врат, дверей северных и южных.Внутри алтарь разделен арками на три части. Главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери, в приделах — в честь архистратига Михаила и св. муч. Клавдии, престолы сделаны из дубового дерева, а верхние деки кипарисовые. Облачения престолов из золотой парчи. На всех престолах новые изящной работы ковчеги для хранения Святых Даров. Пред главным престолом вызолоченный массивный семисвечник, а на горнем месте икона Спасителя, писанная на стекле. На восточной стене в главном алтаре размещены иконы: деисус-Эммануил и по сторонам архангелы Гавриил и Михаил (древнего письма), Успения Пресвятой Богородицы, Почаевская икона Божией Матери, Воскресения Христова, Исцеления расслабленного, Спасителя и Казанская икона Божией Матери.
За престолом в правом приделе — металлический вызолоченный крест выносной и таковая же икона Воскресения Христова, Симеона Верхотурского и Владимирская икона Божией Матери. Над жертвенником — Владимирская икона Божией Матери древнего письма в золоченом окладе.
В северном приделе за престолом такой же выносной металлический вызолоченный крест и икона Иверской Божией Матери и св. Николая Чудотворца. На стене образ Нерукотворенного Спаса.
Иконостас сделан из белого мрамора на средства настоятельницы монастыря игуменьи Августы. Рисунок иконостаса очень изящный.
Царские двери главного придела резные вызолоченные. Местные иконы Господа Вседержителя и Казанская икона Божией Матери. Над царскими вратами изображение Тайной вечери, по сторонам во втором ярусе в клеймах изображения двунадесятых праздников. В третьем ярусе в средине изображение Господа, сидящего на престоле, с предстоящими Божией Материю и Иоанном Предтечей, по сторонам изображения апостолов. Вверху иконостаса мраморный крест.
В южном приделе царские двери резные золоченые; местные иконы Спасителя и Покрова Пресвятой Богородицы, на дверях северных и южных изображения архангела Михаила и св. великомученика Пантелеймона. Над царскими вратами — Тайная вечеря, а по сторонам изображения — Св. Троицы, Воскресения Христова, трех отроков, Входа Господня во Иерусалим, Моления о чаше и распятия Иисуса Христа.
В северном приделе — царские врата такие же; местные иконы Спасителя и Божией Матери «Утоли моя печали»; на дверях северных и южных изображения архангела Гавриила и муч. Клавдии.
Над царскими вратами — изображение Сошествия Св. Духа на апостолов, а по сторонам: Вознесение Господне, Уверение Фомы, вознесение пророка Илии на небо, Воздвижение Животворящего креста, Воскрешение Лазаря и Усекновение главы Иоанна Предтечи.
Поверх иконостаса на алтарной стене нарисована картина „Тебе Бога хвалим". Картина — художественной работы мастерской известного Палеховского иконописца Парилова. Клиросы в храме сделаны также из мрамора. За левым клиросом в киоте помещена Тихвинская икона Божией Матери; на полях иконы изображены Симеон Богоприимец, арханг. Михаил, преп. Паисий и преп. Мария Египетская. На задней стороне деки надпись: „после смерти моей жертвую в бедный в девичей монастырь". Икона эта прислана от неизвестной жертвовательницы из Петербурга.
На правом клиросе почитаемая за чудотворную Иверская икона Божией Матери. Лик иконы прикрыт слюдой, риза новая вызолоченная, но убрус и цата жемчужные старинные. Нужно думать, что эта икона сохраняется со времени основания Святоозерской пустыни в XVII столетии. Икона эта чтится окрестным населением и ежегодно на некоторое время износится в с. Нижний Ландех.
За правым клиросом на южной стене помещены иконы: преп. Серафима Саровского, Спасителя, Боголюбская икона Божией Матери, преп. Афанасия Афонского.
По северной стене за левым клиросом иконы: Печерских чудотворцев, Алексее — человека Божия, великомученицы Екатерины, муч. Пелагеи, Петра, Евдокии, Антония и св. Николая чудотворца.
Близ северной стены поставлена плащаница — изящной работы, пожертвованная казначеей пустыни монахиней Азарией.
Пред солеей на мраморных аналоях положены: икона апост. Варнавы и архидиакона Стефана с частицами их мощей и частью мантии преп. Серафима Саровского, животворящий крест с частицами мощей разных святых.
На западной стене помещены иконы — Пресв. Троицы, Антония и Феодосия печорских и Николая Чудотворца. У западной входной двери прибиты мраморные доски с надписью о времени закладки храма в 1904 г. и его освящении в 1907 году.
Пред главным алтарем повешено массивное изящной работы паникадило посеребренное и частью позолоченное; против приделов — также паникадила, но меньшего размера.
Вообще внутреннее убранство храма производит самое приятное впечатление. Такой храм сделал бы честь даже столичному городу. Все это благоустройство и благоукрашение этого новосозданного храма создано трудами настоятельницы монастыря и казначеи, сумевших привлечь к обители щедрых благотворителей, и их собственными личными жертвами. Стоимость нового храма простирается до 75000 рублей, не считая бесплатной работы иконостаса.
Соответственно украшениям храма сделана храмовая утварь и ризница. Для нового храма на средства разных благотворителей и частью самой игуменьи сделано все новое: сосуды, Евангелия, дарохранительницы, кресты, священнические и диаконские облачения. Все это отличается высокой ценностью и изяществом работы.
Помещение для ризницы устроено в подвальном этаже под алтарем нового храма, помещение — удобное и безопасное. Среди новой блестящей и богатой ризницы сохранились здесь некоторые предметы и от прежде бывшей мужской Святоозерской пустыни. Епитрахиль шелковая с вышитыми золотом и серебром изображениями: вверху и внизу по два ангела с рипидами, а в средине два святых, один в омофоре и над ним буквы …, другой в епитрахили и над ним буквы …; посредине между изображениями ангелов и святых четырехконечные кресты, подножия шиты разными шелками. Другая епитрахиль из набойчатой бахты на крашенинной подкладке. Сохранился еще напрестольный покров из набойчатой бахты на крашенинной подкладке и некот. другие вещи. Эти остатки ясно говорят о бедности бывшей мужской пустыни.
Другой каменный храм в Святоозерской пустыни во имя прей. Афанасия Афонского. Напрасно прот. К. Веселовский, составлявший описание пустыни в 1881 году, относит первоначальное построение этого каменного храма к глубокой древности, ко временам митрополитов Киприана и Фотия. По точным документальным данным, найденным нами в архиве бывшей Суздальской духовной консистории, храм этот, как мы видели выше, сравнительно недавнего происхождения.
До упразднения пустыни, до половины XVIII столетия в ней были, как мы видели выше, две деревянных церкви. В 1756 году обе эти церкви сгорели. В 1757 году была построена и освящена церковь в честь Иверской иконы Божией Матери. Вместо же деревянной церкви во имя преп. Афанасия Афонского начат был вскоре постройкой каменный храм. Но вследствие происшедших в судьбе пустыни перемен постройка этого храма замедлилась и он был окончен и освящен только в 1781 году.
Храм имеет форму квадрата. Снаружи длина и ширина его по 14 аршин; к восточной стене приложен полукруглый выступ алтаря: ширина алтаря 11 аршин. Толщина стен 2 аршина. Построен храм из тяжеловесного продолговатого кирпича; связи в стенах — железные. Наружные стены без украшений. Верх этих стен и алтарного выступа оканчивался зубчатым карнизом.
Прежде на стенах вместо каменного свода был положен деревянный накат, на нем был утвержден деревянный купол и главы. В таком виде храм оставался до 30-х годов XIX столетия. В 1831 — 34 г. г. к южной стене храма сделан каменный придел, а в 1840 году деревянный верх храма был разобран. Стены храма были наложены на 1 ½ а аршина, вместо деревянного наката сделан каменный свод, на котором утвержден купол и глава. В этом измененном виде храм остается до настоящего времени. Следы бывшей переделки и доселе заметны на стенах храма: оканчивавший стены зубчатый карниз теперь идет немного ниже верхнего яруса окон.
Внутри храм имеет форму квадрата, стороны которого равны 10 аршин. Алтарь полукруглый, отделен от храма каменной стеной с тремя арками для дверей царских, северных и южных.
Антиминс на престоле освящен в 1781 году, т.е. одновременно с храмом. На стене алтаря обращают на себя внимание древние иконы Николая Чудотворца в житии (изображение на полях иконы жития написано вновь) и огненное восхождение прор. Илии на небо.


Внутренний вид Казанского храма

Иконостас в храме трехъярусный с колоннами и резьбой — позолоченной устроен в 1842 г. после устройства каменного свода и с того времени остается без существенных изменений. Иконы в иконостасе — нового письма, современны устройству иконостаса.
Своды и стены храма в 1850 году украшены живописными изображениями. По сводам храма и откосам окон написан Символ Веры, а по стенам — чудеса Иверской иконы Божией Матери.
На стенах храма в разных местах расставлены иконы сравнительно древнего письма. Икона Иоанна Предтечи с изображением усекновения и обретения главы его; на иконе надпись: «совершина сия святая икона 1713 года сентября 25-го».
Казанская икона Божией Матери с венцем и цатой серебряными письма старого, но довольно неискуссного. Иверская икона Божией Матери писана по зеленому фону, риза из слюды украшена стеклярусом, венец и цата старинной формы и рисунка. Икона преп. Афанасия Афонского в белой металлической ризе новой работы.
У западной стены храма на высоте 6 аршин устроены хоры. С хор узкая дверь ведет в небольшую келейку под колокольню. В описании пустыни прот. Веселовского помещено предание, что в этой келейке молился митроп. Фотий и после его жили в ней схимонахи из иноков Святоозерской пустыни. Но теперь на основании несомненных и точных данных видим, что это предание не имеет за себя никаких оснований: храм во имя преп. Афанасия построен тогда, когда при нем уже не было монастыря и он был приходским. Возможно, что эта келейка была сделана для церковной ризницы, как это напр. было сделано в Введенской пустыни Владимирской же губернии, или для каких н. других целей. В келейке имеется изразчатая печь. По учреждении в Святоозерской пустыни женского монастыря в этой келейке действительно жили некоторое время схимницы из сестер обители.
До устройства нового храма при Афанасиевской церкви в особой пристройке хранилась вся монастырская ризница. В настоящее время в этом помещении хранится часть ризницы и некоторые древние иконы.
Икона св. Иоанна Предтечи, св. Петра Александрийского и свящ.-муч. Димитрия; письмо иконы частью уже отстало от дски и слупилось. Другая икона довольно интересной и сложной композиции. На верху иконы надпись: «Господь наш Иисус Христос приемлет праведных за руки и вводит в царство небесное». Под надписью изображено: по лестнице поднимаются препод. Варлаам, Иоасаф царевич и Иоанн Лествичник. Далее по левой стороне иконы подпись: «аз сотвори сети грешникам во аде» (говорит сатана). Под надписью изображен сатана, держащий в руках сети, в которых запутался грешник. Ниже нарисована пасть ада (в виде раскрытой пасти зверя), куда низвергаются грешники; под изображением подпись: «се ад преисподний пожирает грешных, аще кои сатанину волю творят». На правой стороне иконы надпись: «сей же святый град Иерусалим вышний, в нем же служат (?) ангели и архангели». Под надписью нарисован храм, как он обыкновенно изображается в лицевом апокалипсисе; ниже храма изображены лики святых и летящие ангелы. В правой нижней части иконы изображен внутренний вид храма, в храме Иоанн Лествичник показывает ученикам своим «лествицу праведных на небеса восхождение и грешных во ад нисхождение».
Третья икона также древнего письма Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев.


Афанасиевский и Преображенский храмы

У западной стены Афанасиевского храма стоит каменная колокольня, построенная одновременно с храмом. Высота колокольни 35 аршин. Нижняя часть колокольни имеет квадратное основание; от яруса, где повешены колокола, начинается четырехгранный шатер, по граням его сделаны два яруса окон теремками (в нижнем ярусе одно продолговатое окно, во втором два узких окна). Этот высокий четырехгранный шатер есть уже отступление от шатрового старинного верха колоколен в России и до некоторой степени напоминает верх готических башен.
На одном из колоколов (весу 8 пуд.) имеется надпись: «Те Deum laudamus, Те Dominum confit...», ниже этого вязью написано: «лета 7178 марта в 10 день дал вкладу сей колокол в пустыню на свято озеро Пречистыя Богородицы Иверския да преподобнаго отца Афанасия Афонского Гороховлянин Семен Ершов».
К южной стене Афанасиевского храма в 1831 — 33 году пристроен каменный теплый придел в честь Иверской иконы Божией Матери. Для прихода в то время нужен был теплый храм. Епархиальное начальство и предложило вместо ремонта бывшей в Святоозерской пустыни деревянной церкви устроить этот теплый придел. Как был украшен первоначально этот придел, теперь неизвестно. В 1861 г., по учреждении на Святом озере женского монастыря, придел этот стараниями настоятельницы монастыря игумении Платониды был внутри отделан заново.
Иконостас в приделе одноярусный простой работы. Но в нем поставлены старинные иконы, вероятно, из прежде бывшего в Афанасиевском храме иконостаса.
Иконы следующие: Николая Чудотворца, Иверская икона Божией Матери, Пресв. Троицы «в деяниях». На стенах придела помещены также древние иконы — «Царь Царем» и Иверская икона Божией Матери «в чудесех». В этом же храме хранится резное изображение главы Иоанна Предтечи.
На паперти этого храма помещены иконы из прежде бывших храмов древнего неискуссного письма: апостолы, разбойник благоразумный Рах, св. в. Флор, Агрипина, митроп. Филипп и друг.
Вблизи Афанасиевского каменного храма стоит небольшая деревянная церковь во имя Преображения Господня. На этом месте до 1833 года стояла деревянная церковь в честь Иверской иконы Божией Матери, построенная и освященная в 1757 г. К 30-м годам XIX столетия церковь эта значительно обветшала и нуждалась в ремонте. Причт и прихожане Святоозерской пустыни обратились к преосвящ. Парфению, епископу Владимирскому с просьбою разрешить им этот ремонт, но Преосвященный прежде чем дать эта разрешение счел нужным запросить, нужна-ли еще для пустыни другая церковь. В ответ на этот запрос благочинный сообщил, что для пустыни нет никакой нужды в другой церкви. Посему Епархиальное Начальство распорядилось по устроении теплого придела при Афанасиевском храме деревянную церковь в честь Иверской иконы Божией Матери упразднить, антиминс представить в Духовную Консисторию, иконы вынести и самое здание разобрать. Распоряжение это было исполнено только отчасти: иконы и антиминс взяты из церкви, но самое здание почему-то не было разобрано и обращено в складочное место. Оставленная в таком виде в течении тридцати лет церковь обратилась почти в развалины. По учреждении в 1860 г. Святоозерского женского монастыря, как мы видели выше, настоятельнице монастыря предписано было восстановить эту церковь для потребностей оставленного при пустыни прихода. В 1863 году храм этот был возобновлен, но освящен уже в честь Преображения Господня по соображениям, указанным нами выше. Храм поставлен на каменный фундамент, обит тесом и покрыт железом. При этом возобновлении он утратил свой первоначальный вид.
В настоящее время это — небольшая вполне благоукрашенная церковочка особенно по сравнении с величественным новым каменным храмом. Иконостас в этом храме одноярусный изящной работы, царские двери и резьба по иконостасу вызолочены. Иконы в иконостасе новые, написанные по возобновлении храма.
Из древних икон обращают на себя внимание: икона пресв. Богородицы «Неопалимая купина» с символами и икона св. Николая Чудотворца. Последняя икона небольшого, размера судя по характеру письма древняя; в надписи на раскрытом в руках святителя Евангелия между прочим написано имя Спасителя «Исус». На полях иконы написаны какие-то святые, лики которых разобрать невозможно.
Богослужение в этом храме совершается в настоящее время только в храмовой праздник.
Все вышеозначенные храмы более или менее благоукрашенные обращают на себя внимание и тою замечательною чистотой, в которой они содержатся. Эта чистота составляет впрочем отличительную черту всех женских обителей.
Утварь и ризница при постройке нового храма, как мы сказали выше, вся сделана новая. От времен прежде бывшего мужского монастыря кроме отмеченного нами выше сохранилось очень не многое.
Дарохранительница оловянная. На лицевой стороне внизу в клейме изображения Спасителя, Божией Матери и св. Иоанна Предтечи, справа изображение ангела хранителя и св. в. Зосимы и Савватия Соловецких, слева изображения св. Филиппа Митрополита, св. Николая Чудотворца и Иоанна Богослова. Вверху на лицевой стороне в клейме изображение Божией Матери „Всех скорбящих радость", над нею изображена св. Троица, выше Нерукотворенный образ, а на верху дарохранительницы изображение Херувима и крест. Дарохранительница эта, нужно думать, современна основанию пустыни.
Крест «благословящей» четырехконечный деревянный с лицевой стороны обложен серебром. Сосуды серебряные вызолоченные изящной работы 1759 года.
Евангелие напрестольное, обложено малиновым бархатом, наугольники серебряные вызолоченные басемные; печатано в Москве 1663 года.
Евангелие напрестольное в лист в кожаном переплете; после пожара 1756 г. в нем сохранилось только два Евангелиста Лука и Иоанн, но края листов и этой части Евангелия обгорели. На обороте последнего листа надпись: «1756 года Святоозерская пустынь погорела и в ней много церковной вещи, но осталися токмо тетратицы два Евангелиста, кои значат сии Лука и Иоанн. Подписано 1762-го года июля». Утверждение прот. К. Веселовского, что это Евангелие XVI века не имеет достаточных оснований; судя по печати и бумаге это Евангелие издано в конце XVII или начале XVIII столетия.
В церковной библиотеке сохранились следующие старинные книги:
Триодь постная издание 1663 года.
Трефологий печ. 1638 г.
Октоих 5 — 8 гласов печ. 1669 г.
Минея общая печ. 1669 года. По листам сохранилась часть подписи: «Григорий Баскаков по жене своей вечное поминовение»...
Беседы св. Иоанна Златоуста Киевской печати 1624 г.
Поучения св. Ефрема Сирина 1701 года.
«Ключ разумения» — Иоанникия Голятовского 1663 г., печатана в Львове, на этой книге надпись: «Книга сия думнаго дворянина Ивана Ловчикова домовая».
Патерик Печерский печати 1661 г., по листам подпись: «книга пустыни церковная 174 (1666) г.».
История о Варлааме и об Иоасафе царевиче печ. в Москве 1681 г. В церковном архиве хранятся разного рода документы и дела с 1860 г., документы же бывшей приходской церкви (1765 — 1860 гг.) переданы в церковь с. Нижнего-Ландеха. От времен бывшего здесь мужского монастыря сохранилось очень не многое: опись Святоозерской пустыни 1680 г. и указы Суздальской Духовной Консистории с 1720 по 1764 год.
Вокруг храмов по трем сторонам ограды расположены деревянные здания, в которых живут настоятельница монастыря и послушницы. Монастырь общежительный, поэтому для сестер построены довольно большие деревянные двухэтажные корпуса. Посредине каждого этажа проходит продольный коридор, по сторонам коего расположены кельи. Это небольшие, но уютные комнатки, в коих большею частью живут по две сестры. В одном из корпусов общая трапеза и кухня, и в отдельном домике хлебная. Все это содержится в образцовом порядке и чистоте.
Монастырь обнесен деревянною оградой с башнями по углам.
За оградой расположены дома для духовенства, гостиница для богомольцев, двор скотный и конный, мельница и др. хозяйственные постройки.
В монастыре, кроме настоятельницы и казначеи, в настоящее время живут 17 постриженных монахинь и 58 послушниц, из коих 32 рясофорных, 8 указных и 23 находящихся на испытании. Монастырь общежительный, все живущие в нем получают от монастыря помещение и стол, но одежду должны иметь свою.
Общее иноческое правило взято игуменьей Платонидой из Саровской пустыни.
Богослужение совершается ежедневно с строгим соблюдением церковного устава. Кроме обычных положенных по уставу церковных служб в течении недели читаются акафисты: в понедельник — архистратигу Михаилу, во вторник — Казанской Божией Матери, в четверг — Николаю Чудотворцу, в пятницу — страстям Христовым и в субботу — Иверской Божией Матери.

Средства содержания монастыря

При разрешении открытия женского монастыря на Святом озере Св. Синод поставил условием, чтобы монастырь всецело содержался на свои средства. Но у монастыря своих средств или каких-либо источников дохода не было и монастырь обстроился и благоукрасился как в начале своего возникновения в шестидесятых годах, так и после постигшего его бедствия в 1903 году щедротами разных благотворителей и вообще «мирским подаянием». Среди этих благотворителей для монастыря должны быть особенно памятны имена Посылиных, Фатова, Стахеева и Терентьева. Что касается мирского подаяния, то этим подаянием монастырь отчасти содержался прежде, содержится и теперь. Прежде ежегодно командировались для сбора пожертвований сестры с сборными книжками, теперь же остался только хлебный сбор. Ежегодно зимою сестры отправляются для сбора подаяний на обитель по Гороховецкому уезду Владимирской губернии и прилегающей к ней части Костромской губернии. Таким способом собирается до ста четвертей ржи, так что муки бывает достаточно для обители.
Приношения от богомольцев в пустыни в общем весьма незначительны, потому что богомольцев бывает сравнительно немного.
Из пожертвований различных благотворителей образовался запасный капитал, который к 1 января 1909 года возрос до 26000 рублей.
Затем, вскоре после учреждения новый монастырь получил земельные и другие владения. В его распоряжение было отдано Св. озеро, площадь которого 206 дес. 136 саж. и рыбные ловли по р. Луху на протяжении 1700 саж., лесу выделено из казенных дач, прилегающих к монастырю,. 150 десят., сенокосная пустошь Вертячий луг — 1 дес. 2300 саж., пахотная и сенокосная земля в Шуйском уезде и мельница на р. Колпи в с. Тучкове Судогодского уезда. В дополнение к этому после упразднения прихода в распоряжение монастыря поступила земля, которою пользовался приходский причт. Все эти земельные и др. владения, если не всецело, то хотя отчасти обеспечивают содержание монастыря.
Озеро могло бы снабжать монастырь в изобилии рыбой, но ловить эту рыбу неводом и под снастями почти невозможно. Все дно озера почти сплошь покрыто упавшим в него лесом, „карягами“, и снасти во время ловли рвутся.
Лесные участки дают монастырю материал для построек и отопления. Лес большею частью сосновый и строевой.
Пустоши в лесу дают сено. Земля в Шуйском уезде по дальности расстояния сдается в аренду и по довольно низкой цене.
Бывшая причтовая земля обрабатывается монастырем, но площадь полевой земли очень небольшая около 13 десятин. Увеличить эту площадь невозможно, ибо кругом расположены болота или строевой лес. Все полевые работы, за исключением самых тяжелых, исполняются сестрами обители. Мельница на р. Колпи сдается в аренду за 200 руб. в год.
Вблизи монастыря разбит огород, который дает достаточный запас овощей для монастырской трапезы.

Некоторый доход доставляет Святоозерской пустыни и принадлежащая ей в с. Нижнем Ландехе часовня.
Часовня эта находится при везде в село Нижний Ландех по пути из Гороховца. Первоначально она была деревянная и построена в 1693 году вотчинником с. Нижнего Ландеха кн. Черкасским, чтобы сбором подаяний в этой часовне дать некоторое обеспечение Святоозерской мужской пустыни. Вместо деревянной часовни в 1768 году крестьянами с. Нижнего Ландеха братьями Ельциными была построена каменная. С 1768 года до 1860 г. часовня находилась в ведении приходской церкви бывшей Святоозерской пустыни; с учреждением в 1860 г. Святоозерского женского монастыря часовня перешла в его ведение. В 1878 г. игуменьей Платонидой часовня заново перестроена и отделана. При часовне затем устроены две каменных палатки и отдельный деревянный дом для жительства монахини. Дом этот устроен в 1901 году игуменьей Августой.
Главную святыню часовни составляет животворящий крест больших размеров и изображение Николая Чудотворца.
Крест обложен медной посеребренной ризой, венец на Спасителе серебряный с клеймом 1836 года; по сторонам креста «предстоящие» Богоматерь и Иоанн Богослов в ризах, низанных по фольге китайским жемчугом. Письмо на кресте — живописное. Время написания креста неизвестно.
По левую сторону животворящего креста помещена резная икона Николая Чудотворца; святитель в бархатном низанном жемчугом облачении в митре и серебро-позлащенном венце.
По правую сторону помещена Иверская икона Божией Матери.
По стенам часовни размещено много и других икон, из коих древностью письма обращает на себя внимание «Деисус».
Животворящий крест и икона Николая Чудотворца составляют главную и особенно чтимую в Нижнем Ландехе святыню. Почитание этих священных изображений установилось с 1771 г. В этом году в Ландехе свирепствовала моровая язва, но по молитвам пред этими святынями жителей с. Ландеха язва прекратилась. С того времени ежегодно эти святыни берутся на некоторое время в Нижне-Лавдеховский приходский храм, в самой часовне нередко совершаются молебствия пред этими святынями.
Ландеховцы так глубоко чтут эти святыни и так сильно привязаны к ним, что в 1907 г., когда настоятельница Святоозерской пустыни хотела на некоторое время перенести их в пустынь, они не хотели отпустить их, опасаясь, что они могут быть оставлены в монастыре навсегда.
Часовня эта доставляет некоторый доход Святоозерской пустыни. Живущая при ней монахиня еженедельно собирает подаяния на базарной площади, бывает за богослужением в приходском храме и собирает, идя вслед за церковным старостой.
/Владимирская ученая архивная комиссия. Труды: Кн. 11. - 1910./

«При Святозерском монастыре организовать показательный участок и племенной рассадник скота. С развитием этого рассадника здесь будет открыта колония дефективных детей» («Призыв» 13 мая 1923 года).
Село Верхний Ландех
МОНАСТЫРИ Владимирской области

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Гороховец | Добавил: Николай (17.04.2017)
Просмотров: 2382 | Теги: Гороховецкий уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru