Листвинский погост — урочище (кладбище с церковью) в Гусь-Хрустальном районе Владимирской области России.
Деревня Семёновка входит в состав муниципального образования «Поселок Красное Эхо», расположена в 20 км на юго-восток от центра поселения посёлка Красное Эхо и в 23 км на северо-восток от Гусь-Хрустального. За ней находится хутор Первомайский, который раньше относился к Листвинскому стану, а ещё чуть дальше, на берегу речки Судогды, расположен Листвинский погост с полуразрушенной Воскресенской церковью.
«Листвинский погост на р. Судогде находится в 24 верстах от уездного города (Судогодский уезд) и в 60 от губернского». [1]
Поселение (эпоха бронзы), расположено в 2.6 км. к северу от деревни Листвиново-Воскресенское, дюнообразное всхолмление в пойме левого берега р. Судогда. Протянулось вдоль берега, размеры ок. 120х20-25 м., высота над рекой 3 м. Культурный слой - слабо гумусированный песок серого цвета толщиной 0.3-0.4 м. с включениями мелких угольков и меловой гальки. Керамика лепная, с примесями песка и шамота в глиняном тесте, с заглаженной травой внешней поверхностью, без орнамента, предположительно эпохи бронзы, кремневые отщепы. [2]
До учреждения губерний в старинном Володимерском уезде был Листвинский стан и данный погост именовался «Воскресенским в Листвинском стану». В народе он имеет еще и другое название «Пустое Воскресенье». В объяснение последнего названия утверждают, что здесь когда-то была пустынь. В подтверждение этого мнения указывают на то, что до настоящего времени сохранилось название одного урочища «Игуменский ручей», а на кладбище сохранился надгробный памятник с надписью, что под ним погребен священно-схимник Закхей. Но никаких документальных свидетельств об этой пустыни не сохранилось.
Надгробный памятник схимника старца Закхея.
Храм Воскресения Христова
Здесь до приходской Воскресенской церкви была когда-то пустынь, а в ней монастырь (Воскресенский), основанный царем Иваном Васильевичем Грозным в тревожные дни его первого похода на Казань, т. е. около 1549 года.
В пользу же предположения о монастыре имеются и другие данные: «погост Листвинский издавна слывет под названием «Пустого», т. е. пустынного Воскресения, а одно из урочищ церковной земли называется «Игуменский ручей» (в ½ версте от погоста). Народная молва утверждает, что здесь был монастырский скотный двор и хутор игумена. Следы построек, как то, например: камни, ржавое железо и другие предметы замечались у ручья и в сравнительно позднее время. Относительно местонахождения самого монастыря другого мнения не может быть, как то, что монастырь стоял на том самом месте, где теперь храм и прилегающее к нему кладбище. В церковной летописи за 1868 год упоминается, что до 1853 г. на кладбище близ церкви было много надгробных памятников с надписями, под которыми покоилась монашествующая братия пустыни. При перестройке церкви эти живые и единственные свидетели родной старины рукой невежды разбиты и закопаны в землю под бут, а с ними, быть может, погибла навсегда для потомков история Воскресенского монастыря.
Совершенно случайно уцелел один из таких памятников и, кажется, потому, что раньше попал с кладбища под входные врата ограды, откуда в 80-х годах XIX века при расширении ограды был извлечен наружу. Памятник из дикого камня, продолговатый, формы неправильной, на нем древлеславянскими буквами вглубь высечено: «Лета 7104-го преставился раб Божий священноерей схимник Закхей Маия 29 дня». 7104 год от сотворения мира падает на время царствования Феодора Ивановича, сына Грозного — основателя монастыря.
После смерти Закхея монастырь простоял еще тридцать пять лет, а всего, полагая началом основания его поход на Казань, монастырь в Листвине просуществовал около 80 лет.
Один из станов древней «Володимирской десятины» именовался Листвинским. Время основания его точно определить нельзя: предания не сохранилось, а архивные данные на этот раз очень скудны, порой сбивчивы и запутанны до противоречия. На достаточном же основании можно одно предположить, что до 1631 года в Листвине стана не было, а была только волость.
В Патриарших окладных книгах Владимирской десятины за 1628 год мы находим следующее: «церковь Святые Великие Христовы Мученицы Парасковеи нареченныя Пятницы в Листвинской волости на Дубках» (нынешнее с. Дубенки). В 1631 году та же церковь «Мученицы Парасковеи» опять помечена принадлежащей к Листвинской волости, а о стане Листвинском опять упоминания нет.
Далее до 1635 года ни об волости Листвинской, ни о стане здесь — упоминания нигде нет и только в этом году окладные книги Патриаршего Приказа начинают отмечать стан в Листвине.
Первые документальные сведения о приходском храме в погосте Листвинском мы находим в Патриарших окладных книгах за 7143 год (1635), где значится: «новоприбывшая церковь Воскресение Христово в Листвинском стану на реке на Судогде... дани на прошлые на 139 на 140, да 141, да 142, да на нынешний 143 год дани по десяти денег па год взято». Из этой пометки окладной книги видно, что церковь на погосте только что прибыла, а с нее взята дань за годы, предшествовавшие ее появлению: 1631, 1632. 1633 и 1634 гг. Можно предположить, что дань за означенные годы взята с земли упраздненной монастырской церкви.
Таким образом, неизвестно, что было в Листвине за этот промежуток времени с 1631 —35 г. стан, или волость,— когда упразднена волость и когда основан стан.
Построенный в 1635 году деревянный храм Воскресения Христова просуществовал на погосте всего только тридцать лет, а потом был закрыт и богослужение в нем не совершалось десять лет (с 1666—по 1676 год). Церковная земля с этого года была отдана на оброк «Володимиру Леонтьеву Салманову из наддачи до тех мест, пока поп будет, а ныне она стоит пуста, а наддача писана в неокладных».
В 1676 г. церковь вновь была открыта для богослужения. Дани было положено на нее: целая «гривна, да наддачи гривна и заезда гривна», а в следующем году дань эта возросла уже до «19 алтын, четыре деньги и заезда гривна». В 1680 году, вместо этого храма, погибшего от пожара, в Листвине построен новый деревянный же храм Воскресения Христова.
В 1692 г. в приходе при Воскресенской церкви было 4 двора вотчинниковых и 10 дв. крестьянских «молотчих», пашни церковной по 3 чети в поле, сенных покосов 30 копен.
В 1695 году 24 апреля выдан антиминс «к освящению церковь Покрова Пресвятые Богородицы во Владимерской уезд, в Листвинской стан на погост Воскресенской, тогож уезда». Это был отдельный Покровский храм, ничего общего с Воскресенским не имевший, но дальнейшая судьба его неизвестна. В 1710 г. в Листвянском погосте была построена другая деревянная церковь во имя Покрова Пресвят. Богородицы. В 1710 году 7 февраля был «выдан» (новый) антиминс по благословенной грамоте во Володимерской уезд, в Листвинской стан на реке Судогде в новопостроенную церковь во имя «Покрова Богородицы».
А Воскресенский храм 1680 года, простояв на погосте до 1759 года, снова сгорел. В донесении на имя Консистории «Воскресенского попа Михаила» говорится о пожаре следующее: «апреля 4 дня, то есть в неделю Ваия, оная Воскресенская церковь неведомо от какого случая сгорела и св. престол и жертвенник, на них одеяние и покров сгорелож, а святой антиминс, евангелие, сосуды, крест и все образа и книги выношено, також и колокола сняты, которое де все хранится в удобном месте».
Упразднен Листвинский стан, вероятно, одновременно с другими при Екатерине Великой, в 1778 году, а не в 1705, как утверждает составитель Материалов, так как о нем есть упоминание в годы, последующие за 1705-м. Так в материалах пустовых земель Владимирской десятины XXXII читаем: «1746 года с Николаевския столпа в Листвянском стану... дани взято».
Построенный вновь после пожара Воскресенский храм вместе с Покровским cуществовали до начала XIX столетия, когда на средства помещицы Порчковой здесь построен был уже каменный храм во имя Воскресения Христова с приделом в честь Покрова Пресв. Богородицы. В 1804 году была освящена каменная церковь.
В 1845—47 гг. трапеза храма была расширена и в ней устроен другой придел во имя св. Николая Чудотворца. В тоже время была перестроена заново и каменная колокольня. Утварью и св. иконами церковь снабжена вполне достаточно, ризница же в церкви не богата. Из св. икон особенно чтима прихожанами Тихвинская икона Божией Матери, находящаяся за престолом главного храма. Хранилось в церкви рукописное напрестольное Евангелие; время его написания неизвестно. Другое Евангелие изд. 1685 г. с подписью по листам: «По указу Святейшаго Кир Иоакима Московского и всея России восточных и северных стран патриарха сия книга напрестольное Евангелие из приказу книг печатного дела дана Володимерского уезду Листвянского стану в церковь Воскресения Господа I. Христа, что на Судогде, стольника и подполковника Василья Симонова сына Мещеринова вместо книги Евангелия, что взято из тое церкви в приказ книг печатного дела — писано па пергаменте. На минее общей имеется также подпись: «лета 7200 (1698) дал сию книгу Чудова монастыря стряпчий Иосиф Кинов сын Аврамов по своих родителях Володимерского уезду Листвинского стану в церковь Воскресения Христова при священнике тоя церкви Афанасие Иванове...» На одном из потиров надпись: «сей сосуд приложен вдовой подполковницей Праск. Ив. Арлетовой ко храму Воскресения Христова, что в Листвине, в роды родов 1783 г.» Причта в приходе по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получалось: от служб и требоисправлений до 600 руб., от земли пахотной и сенокосной до 200 руб., арендной платы с мельницы на р. Судогде — 200 р. и процентов с причтового капитала (3200 р.) — 128 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. [1] Земли при церкви: под церковью и кладбищем 1 дес., усадебной 3 дес., пахотной 100 дес., сенокосной по р. Судогде и по лесу 53 дес., лесу строевого и дровяного 11 дес., кустарнику 72 дес. 700 саж., лесной вырубки 124 дес. 1700 с., под рекою, дорогами и т. п. 20 дес., а всего по плану 391 дес. 2018 саж. [1] Приход состоял из деревень: Семенова (2 верст. от церкви), старого Опокина (2 вер.), нового Опокина (3 вер.) и Ларинской (5 вер. По писцовым книгам Владимирского уезда 145 — 151 гг. д. Ларинская значится за володимерцем Степ. Башевым.), в коих по клировым ведомостям 1896 г. числилось 794 души муж. пола и 790 женского. [1] Кроме этих деревень к церкви Листвинского погоста приписаны Дубасовский и Ларинский стеклянные заводы, так что общее число прихожан значительно выше показанного ранее.
В пог. Листвинском с 1891 г. существовала церковно-приходская школа; учащихся в 1896 г. было 41. [1]
На Дубасовском заводе имелась двуклассное министерское училище; учащихся в том же году было 71. [1]
На Ларинском заводе имелась одноклассная народная школа; учащихся за тоже время — 70. [1]
Решением Гусь-Хрустального райисполкома от 25 марта 1940 г. Воскресенская церковь была закрыта. Имущество храма и иконы разобраны, церковные ткани хотели сдать на склад, но потом пошили из них платки для девочек. Отпевать покойников стали в Губцевое.
После закрытия церкви было решено разместить в освободившемся здании маслобойню. Сливки привозили сюда с сепараторного пункта соседней деревни Старое Опокино. Позже в бывшей церкви выстроили большие кирпичные ванные, установили специальные металлоконструкции и устроили молокозавод.
Фрески в церкви пытались закрасить, но некоторая часть из них, особенно в верхней части храма, сохранилась.
Молокозавод на Листвинском погосте проработал до 1980 г.
Храм Воскресения Христова в Листвинском погосте
Здание, лишённое окон и дверей, начало разрушаться. На крыше выросли берёзы, нанеся своими корнями большой урон кирпичному своду, внутрення часть здания наполнилась кладбищенским мусором.
В 2003 г. Воскресенский храм на Листвинском погосте посетили послушницы Свято-Данилова монастыря, посеяв в местных жителях надежду на восстановление церкви.
Источники: 1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.
2. Археологическая карта России Владимирская область. Под редакцией Ю.А. Краснова. Москва. 1995.