Гу́бцево — село в Гусь-Хрустальном районе Владимирской области России, входит в состав муниципального образования «Поселок Красное Эхо».
Село расположено в 25 км на юго-восток от центра поселения посёлка Красное Эхо и в 27 км на северо-восток от Гусь-Хрустального. «Село Губцево Меленковского уезда – при прудах – находится в 70 верстах от своего уездного города и в 60 от губернского, на границе Меленковского уезда с Судогодским». [1]
До 1764 года село Губцево принадлежало Московскому Чудову монастырю. Чудов монастырь в 1541-42 г. получил от старца Семена Ярца сельцо Губцево, в 1556-57 г. от Василия Елизаровича Тетерина и Ивана Ростовцева село Старое Губцево (Зюзино), по духовной Дмитрия Нармацкого 1562-63 г. село Вежки с деревнями. В 1565-66 г. были получены 2 деревни от Савина Торопова и сельцо Селимово во Владимирском уезде от Семена Аргамакова (Две жалованные грамоты Чудову монастырю (XVI в.)).
Жил некогда в селе Губцево (в то время Меленковского уезда Заколпской волости) крестьянин Иларион Иванов. Мальчиком он был взят на барский двор, где получил образование и служил у барина казачком (мальчиком-слугой, одетым в черкеску). Потом за какую-то провинность был сослан в Вятскую губернию, но из ссылки бежал, скрывшись в деревне Степаново. Раскольники всегда охотно принимали ссыльных, увеличивая таким образом число членов своей секты. Как человеку беглому, жить ему было небезопасно, поэтому по ходатайству перед Владимирским губернатором купцов Прокофия и Дмитрия Барсковых, владельцев Анопинского стекольного завода (осн. в 1814 г.), Илариону Иванову, как не помнящему родства, было дозволено приписаться к селу Губцеву. С молодости к труду не привыкшему, Илариону вести свое крестьянское хозяйство было трудно, и как человек одаренный он стал искать более легких способов добывания на жизнь. Сектантство в то время строго преследовалось, а фанатичным приверженцем старой веры Иларион Иванов не был. Увлекшись чтением Священного Писания и общением с православными священниками, Иванов пришел к мысли о ложности расколоучения. Окончательную точку поставил пожар в его доме, который Иларион воспринял как Божие наказание за свои дела. Чтобы загладить минувшую деятельность, он начал убеждать присоединиться к церкви других раскольников из Губцева, Заколпья, Нармочи, Вешек и Селимова, которые впоследствии пожелали присоединиться к церкви на правах единоверия. С решением присоединиться к церкви возникла и необходимость воздвижения своего храма (до ближайшей единоверческой церкви было более 150 верст).
Построить храм небогатым крестьянам было не по силам. Часть денег выделил купец Дмитрий Яковлевич Барсков, но этого было явно недостаточно. Проявив недюжинный организаторский талант, Иванов нашел благотворителей в лице других судогодских купцов Филиппа Кузьмича и Герасима Филипповича Комиссаровых. Они к тому времени уже были владельцами стекольного завода на даче в Дубасово. Рядом с заводом и было решено строить новый храм.
В XIX и первой четверти XX века село входило в состав Давыдовской волости Меленковского уезда.
В годы Советской власти до 1998 года село входило в состав Семеновского сельсовета.
Для Губцево характерны дачная жизнь, рыбалка, охота в Давыдовском охотхозяйстве. Нет магазина, школы, клуба, газа.
Численность населения: в 1859 г. — 516 чел.; в 1897 г. – 614 чел.; в 1905 г. – 718 чел.; в 1926 г. – 882 чел.; в 2002 г. – 74 чел.; в 2010 г. – 53 чел.
Церковь святой великомученицы Параскевы
По преданию, занесённому в церковную летопись, первая церковь здесь находилась между селом и деревней Першково и посвящена была священномученику Леонтию. Предание это подтверждается тем, что предполагаемое место бывшей церкви получило название «поповский осёлок», а жители деревни Першково день святого Леонтия чтили особо, и церковь этого имени упомянута в надписи на рукописном евангелии 1615 г. В переписных книгах монастырских и церковных земель Владимирского уезда 145-155 (1637-1647) гг. отмечено, что в селе Губцево имеется церковь уже во имя святой великомученицы Параскевы с приделом св. Алексия, митрополита Московского,- «древяна клецки», при церкви «священник и просвирня; в селе двор монастырский, 5 дв. детенышей монастырских и 8 двор. Крестьянских (в 1897 г. в Губцеве было 93 двора).
За тем же монастырем в то время значились деревни: Нестерова — 5 дв. крестьянских (в кон. XIX века этой деревни уже не существовала), Лычники — 3 двора, Яковцево — 5 дв., Ширяевская — 1 двор (в кон. XIX века этих деревень не существовала), Овсяникова — 8 двор. (в кон. XIX века эта деревня принадлежала к Заястребскому приходу, в ней 47 дворов), д. Першково — 4 двора (в кон. XIX века в ней 77 дворов).
В 1720 г. вместо обветшавшей церкви была построена новая деревянная в честь той же святой, которая до советских времён стояла на местном кладбище, а потом деревянную кладбищенскую церковь разобрали на дрова для учителей.
В 1848 г. в Губцеве началось строительство каменного храма, трапеза которого была освящена уже в 1849 году. Устройство главного храма затянулось до 1872 г., а в 1891 г. в трапезе был устроен другой придел.
Таким образом, в храме существовало три престола: главный – во имя святой великомученицы Параскевы, в трапезах – во имя святого Николая Чудотворца и во имя Иоанна Предтечи.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена была достаточно. Из св. икон отличались своей древностью иконы: св. муч. Параскевы, Смоленской Божией Матери, Николая Чудотворца и двунадесятых праздников, но к сожалению эти древние иконы в 1894 году обновлены. Икона св. муч. Параскевы в серебряной вызолоченной ризе — особенно чтилась не только прихожанами, но и окрестными жителями, как „явленная". На месте, где явилась икона, вырыт колодезь, над которым устроена часовня.
В церкви хранилось два старинных Евангелия: а) рукописное с надписью: „лета 7015 Июля в 1 день". «Се аз раба Божия Настасья Борисова жена Семена Толмачева положила есмь после своего мужа сие Евангелие на престол в дом в.-муч. Леонтия Чудотворца и который поп имеет у того храма служити и тот поп молил бы Бога о нашем здравии и о детях наших, а родителей наших поминал Бориса, Симеона, Матвея, Иоанна, Дементия, Федора и проч.»; б) печатное 1678 г. с надписью: «1689 г. сие Евангелие приложил к церкви св. в.-муч. Параскевы, нарицаемыя Пятницы, крестьянин Чудова монастыря села Губцева Филипп Семенов по своей душе и своих родителей и быть сей книге в церкви св. муч. Параскевы до скончания века и подписал сию книгу поп Петр Иванов».
Причта в приходе по штату положено — священник и псаломщик. На содержание их получалось от служб и требоисправлений и от хлебного сбора с прихожан до 520 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. [1]
Земли при церкви: усадебной 1 д. 600 с., сенокосной 13 д. и пахотной 20 дес.; сенокосная земля неудобна — болотистая. [1]
Приход состоял из села Губцева, сельца Давыдова (5 вер. от церкви) и деревень: Толстикова (3 вер.) и Першкова (4 вер.), в коих по клировым ведомостям 1897 г. числилось 782 души муж. пола и 841 женского. [1]
В с. Губцеве с 1896 г. открыта церковно-приходская школа; учащихся было 87. [1]
Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года
В сельце Давыдове имелась земская народная школа. «Об открытии Давыдовского одноклассного училища министерства народного просвещения. Меленковский училищный совет имеет честь препроводить при сем на рассмотрение уездного земского собрания предложение почетного блюстителя Давыдовского одноклассного, министерства народного просвещения, училища М.Г. Коммиссарова об открытии в сельце Давыдове начального земского училища, помещение под которое Коммиссаров предоставляет безвозмездно в своем доме, где ранее помещалось министерское училище, а равно принимает на себя и расход по отоплению школьного щдания. При этом училищный совет считает необходимым присовокупить, что в случае изъявления согласия земства на открытие в с. Давыдове начальной народной школы, оно должно ассигновать потребную сумму на содержание учителя, законоучителю и прислуги при означенном училище, а также и на ремонт школьного здания, от какового расхода общество крестьян сельца Давыдова отказалось. Председатель совета П. Толстой» (1889 г.). Учащихся в 1896 г. было 47. [1]
Псаломщик с. Губцева, Меленк. уез. Сергий Малеин 8-го мая 1917 г. умер.
Решение о закрытии Пятницкой церкви в Губцеве было принято Гусевским райисполкомом. 8 июля 1941 г., хотя, по словам старейшей жительницы деревни Марии Ильиничны Рыбиной, последний молебен здесь состоялся 4 ноября 1941 г. в великий праздник Казанской иконы Божией Матери. Но и после закрытия храма местный регент Цветков продолжал заниматься молитвенными песнопениями. На него был написал дoнос, и за веру в Бога его осудили на два года исправительных работ.
На церковной колокольне было четыре кoлокола. По особому распоряжению все они с невероятным грохотом были сброшены на землю и вывезены из села. Иконы сносили в сарай, а самые смелые жители тайно разбирали их по домам.
У губцевской церкви в склепах были знатные захоронения. Когда в 1937 г. стали строить новую школу, возник вопрос: где взять камни на фундамент? Камни для школы «нового воспитания» нашли в разорённых могилах. 1 июля 1937 г. Ивановский облисполком дал разрешение разобрать и каменную церковную ограду, которая также была использована для фундамента и кладки печей.
В советское время в храме находился зерносклад.
Церковь святой великомученицы Параскевы в с. Губцево. Автор фото: SergS. foto-planeta.com
Храм восстанавливается с 18 июля 2009 г.
Местная Религиозная Организация Православный Приход Свято-Параскевинского Храма села Губцево Гусь-Хрустального района Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) зарегистрирована 2 ноября 2015 г.
Настоятель, председатель приходского совета - Никонов Дмитрий Александрович. Юридический адрес: 601561, Владимирская область, Гусь-Хрустальный район, село Губцево, дом 36 а.
Источник: 1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.
Село Вёшки
Родители бабки были ил села Гуцево. Фамилия Хреновы . Разводили лошадей до 30 х годов прошлого века. Потом бабка ткачихой в Гусь-Хрустальный уехал. Там с дедом познакомилась. Дед был из деревни Полушкино. Работал бухгалтером в райпотребсоюзе в Кошманово. Потом в Гусь перебрался...Так моя мать и родилась.....