Главная
Регистрация
Вход
Среда
18.12.2024
11:28
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Гусь

Село Цикуль Гусь-Хрустального района

Село Цикуль

Цикуль — село в Гусь-Хрустальном районе Владимирской области России, входит в состав Краснооктябрьского сельского поселения.
Село расположено в 38 км на юго-восток от Гусь-Хрустального, в 17 км на юг от ж/д станция Заколпье на линии Москва—Муром. «Село Цыкулъ, при речке Сентуре, находится в 67-ми верстах от уездного города, и в 100 верстах от губернского». [1]

В 1694 году село Цикуль Колпского стана Владимирского уезда значилось за стряпчим (так назывался придворный чин ниже стольника) Иваном Тимофеевичем Танеевым, а вплоть до 1760-х гг. цикульской вотчиной владел сын стряпчего Петр Иванович Танеев (1685 – до 1762 г.). Петр служил в лейб-гвардии Преображенском, а потом – в Невском пехотном полках и завершил свою воинскую карьеру в чине подполковника. От брака с сестрой знаменитого русского мореплавателя, исследователя северо-западного побережья Северной Америки капитан-командора Алексея Ильича Чирикова Марией Ильиничной подполковник Танеев имел трех дочерей. Старшая из них, Надежда Петровна (около 1729 – после 1794 г.), вышла замуж за отставного лейб-гвардии секунд-майора Михаила Тимофеевича Танеева (умер в 1788 г.) – своего дальнего родственника из другой ветви дворянского рода Танеевых.
Поэтому с третьей четверти XVIII столетия с. Маринино и Цикуль имели общих владельцев, причем Михаил и Надежда Танеевы – прадед и прабабка композитора Сергея Ивановича Танеева. После кончины отставного майора Танеева большая часть его имений перешла к четырем сыновьям: Сергею, Андрею (Танеев Андрей Михайлович, февраль/март 1750 - 16.5.1827, - Ковровский уездный предводитель дворянства в 1794 г., Предводитель дворянства Владимирской губернии 1794—1796 гг.), Илье и Василию (1754–1827) Михайловичам Танеевым. Все четыре брата Танеевы, подобно отцу, служили в гвардии и достигли генеральских чинов, лишь младший Василий дослужился «всего лишь» до полковника.
Затем по разделу усадьбой Цикуль владел полковник Танеев Василий Михайлович (18.3.1754-12.2.1827) - владимирский уездный предводитель дворянства (1800-1803), владимирский губернский предводитель дворянства (1809-1811).
После Танеева В.М. усадьбой владели его племянники М.И. Танеев (умер в 1845 г.) и И.И. Танеев (1796–1879), женатый на В.П. Протопоповой (1822–1889).

До 1778 г. Цикуль числилось во Владимирском уезде. С 1778 г. в Меленковском уезде. Было центром Цикульской волости Меленковского уезда. В 1905 г. центр Цикульской волости Муромского уезда.

Цыкульское училище (земская народная школа) открыто в 1875 году. Помещается в пожертвованном купцом Громовым доме; помещение училища незавидное. Законоучитель этого училища И. Декаполитов занимается безвозмездно. Учитель П. Розанов получает от земства 150 руб. в год. Учащихся в этом училище было 36 мальч., из коих один мальчик удостоен свидетельства, снабжены учебниками. Попечитель П.А. Чижов. Выделено помещение для учительницы от общества. На содержание училища земство отпускает 150 руб. в год.
В 1880 г. Учащихся было 50 мальчиков. Окончило курс 3 мальчика.
Учащихся в 1896 году было 60. «Цикульское училище помещается в собственном удобном доме. При училище есть квартира для учителя в две комнаты; ночлежной комнаты для учеников нет. Книг и пособий 591 том, на сумму 129 руб. Земство отпускает на жалованье учителю 250 руб. в год. Учащихся было 57 мальч. и 4 дев.; окончивших курс — не было. Попечитель — Александр Яковлевич Зацепин» (ОТЧЕТ членов Меленковского уездного училищного совета о состоянии начальных народных училищ Меленковского уезда за 1898—99 учебный год.).
В 1893 году открыта женская школа грамоты; учащихся в 1896 году — 14. [1]
В дер. Аксенове с 1894 года открыта земская народная школа; учащихся в 1896 году было 56. [1] «Аксеновское училище помещается в общественном доме, удобно. Квартира учителю нанимается обществом отдельно за 3 руб. в месяц. Собственно училище занимает одну комнату; ночлежной комнаты для учащихся нет. На содержание училища, т. е. отопление, наем прислуги и ремонт расходуется до 60 руб. в год из сумм Аксеновского общества. Земство ассигнует на жалованье учителю 250 руб. в год. В библиотеке училища состоит книг и учебных пособий 110 экз. на сумму 32 руб. 90 коп. Учащихся было 54 мальч. и 4 девочки; окончивших курс 8 мальч. Попечитель — Леонид Александрович Бычковский» (ОТЧЕТ членов Меленковского уездного училищного совета о состоянии начальных народных училищ Меленковского уезда за 1898—99 учебный год.).
В состав Цикульской волости входили: Аксёново (Коптево), Савиково, Маслиха, Ново-Бараново, Купреево (Иванцово), Филатово (Климово).

Сведения о заводе в селе Цикуль, при речке Вершинке (Горомовской), 102 верстах от Владимира, 52 от Меленок: В 1830 году 166 мужчин, 167 женщин. В 1850 году 188 мужчин, 187 женщин. В 1857 году 183 мужчины, 177 женщин.

Началась революция, и село Цикуль постигли все несчастья этого времени. В Меленковском уезде в 1917 г. крестьяне села Цикуль сожгли лесопильный завод И.Н. Виноградова.
В 1933-1934 гг. в Цикуле стали образовывать колхоз им. Красной Армии, насильно отнимая у крестьян скот.

Численность населения: в 1859 г. – 440 чел.; в 1897 г. – 739 чел.; в 1905 г. – 868 чел.; в 1926 г. – 1036 чел.; в 2002 г. – 69 чел.; в 2010 г. – 57 чел.

Известные уроженцы:
- Волков Михаил Васильевич (1925 — 1943) — Герой Советского союза.
- Козлов Николай Васильевич (1925 — 1943) — Герой Советского союза.

Церковь Спаса Преображения (Преображенская)

Церковь в Цикуле существовала уже в начале XVII столетия и значилась в патриарших окладных книгах с 1628 г. Село Цыкул с Преображенскою в нем церковью писалось тогда в Володимерской десятине патриаршей области.
По отметкам патриаршего казённого приказа можно заключить, что в XVII и XVIII веках церковь дважды перестраивалась.
В 1644 г. «по челобитью Василия Танеева дана благословенная грамота на два престола: Преображенья Спасова да Николы Чудотворца».
В 1715 г. выдан указ об освящении новопостроенной в Цикуле Преображенской церкви. Что было причиной таких сравнительно частых перестроек церкви, неизвестно; может быть пожары, нередко истреблявшие деревянные церкви, были тому виной.
В 1806 году братья Танеевы, жившие дружно и поддерживавшие тесные отношения, решили возвести каменный храм в селе Маринино Ковровского уезда, при котором находились могилы их родителей. К 1808 году каменный одноглавый храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы с трехъярусной кирпичной колокольней был построен.
В 1812 г. деревянная церковь в с. Цикуль сгорела. А потом грянула Отечественная война 1812 года. После ее победоносного завершения на волне патриотического подъема началось массовое возведение православных храмов в честь разгрома великой армии Наполеона Бонапарта. Не остались в стороне от подобных порывов и братья Танеевы. Так как в Маринино новую церковь только что построили, то братья Танеевы решили украсить каменным храмом и другую свою вотчину – Цикуль, тем более что тамошний настоятель священник Дмитрий Экземплярский уже давно просил помочь подготовить замену старой ветхой деревянной церкви.
В 1813-м г. в Цикуле тоже началось строительство, причем использовался марининский проект семилетней давности, только «привязанный» к иной местности. Если в Маринино земельный участок под храмом почти ровный, расположенный на высоком берегу реки Вазы, то в Цикуле он находится на возвышенности с ярко выраженным уклоном при слиянии речек Сентур и Ючар. Однако вскоре отставной бригадир Илья Михайлович Танеев скончался. Поэтому Преображенскую церковь достраивали уже без него.
В 1815 году храм в Цикуле был закончен и освящен по благословению епископа Владимирского и Суздальского Ксенофонта. [1]
Специалисты совершенно точно установили, что храмы в Цикуле и в Маринино строились по единому проекту, и оба церковных здания в своей основе почти точные копии, хотя в последующие века и подвергшиеся частичной перестройке. Так получилось, потому что и заказчик у строителей был один - семейство Танеевых.
В отличие от Маринино, Танеевы появлялись в этом селе нечасто. Правда, в 1830 году Иван Ильич Танеев, будущий отец композитора Сергея Ивановича Танеева (1856-1915), прожил в Цикуле несколько недель.
В 1857 г. трапеза храма была распространена.


Церковь Спаса Преображения (Преображенская)

Престолов в храме было три: главный – в честь Преображения Господня, в трапезе тёплой – во имя Святителя Николая Чудотворца (освящён в 1813) и в честь Казанской иконы Божией Матери (устроен и освящён в 1864). В иконостасе Никольского придела иконы из прежней деревянной церкви, но уже поновленные, а в главном храме и другом приделе иконостасы и иконы 1864 года. [1]
Утварью и ризницей церковь была снабжена вполне достаточно. Хранилось от прежнего времени только напрестольное Евангелие печати 1657 года.
Причта в приходе по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получалось: от земли до 100 руб., от хлебного сбора до 75 руб., от служб и требоисправлений до 650 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. [1]
Земли при церкви: усадебной 2 дес., пахотной 31 десят., сенокосной 3 дес.; земля не вполне удобная. [1]
Приход состоял из села Цыкуль и деревень: Новой (2 вер. от церкви), Савикова (3 вер.), Аксенова (3 версты), Маслихи (7 вер.), Филатова (10 вер.) и Купреева (10 верст), в коих по клировым ведомостям 1896 г. числилось 1606 душ муж. пола и 1772 женского. [1]
В 1910 г. в с. Цыкуль были доставлены колокола для храма Преображения. У одного из жителей сохранилась фотография, запечатлевшая этот момент в с. Цыкуль. По воспоминаниям его родителей и дедушки сначала колокола привезли в с. Заколпье. А потом жители Цыкула с помощью различных приспособлений многопудовые колокола доставили к месту назначения. На первом плане на фото староста Митрошка, как между собой называли его жители, рядом с колоколами в белых мундирах полицейские, сопровождавшие церемонию. В это время служил в Преображенском храме отец Василий Архангельский.
«Темная, невежественная крестьянская масса местами продолжает отдавать иногда последние крохи попам паразитам, допуская этим самым опутывать себя религиозными путами, отдаляя час освобождения от этого дурмана.
Вот, например: в с. Цикуле, Меленк. уезда, поп и дьякон как сойдутся вместе, так сейчас ругань и потасовка, которую разнимают верующие.
Такие случаи происходят на почве экономической политики из дележа даяний прихожан - пишет рабочий Иванов. Не так давно в церкви произошел такой курьез — рассказывает нам в корреспонденции т. Иванов: во время службы дьякон стал читать евангелие начиная «от Луки св. евангелия чтение».
…Попу почему-то Лука не понравился, он из алтаря кричит дьякону: «от Матвея». Тот в свою очередь возлюбив Луку снова повторяет «от Луки». Поп орет от Матвея, дьякон кричит от Луки, и так продолжалось несколько минут. Дьякон видя что его Лука слабоват против поповского Матвея с остервенением бросает с себя облачение и уходит домой. На присутствующих это произвело сильное впечатление. У большинства зародилось сомнение. Как же бог, который «невидимо» находится в храме мог допустить раздор пастырей.
Вообще среди крестьян произошел резкий перелом.
Церковь стала пустовать, а если и посещается, то но с молитвенней целью, а ради веселого время провождения в ожидании очередных духовных спектаклей…» («Луч», 6 апреля 1924).


Церковь Спаса Преображения (Преображенская)

21 июля 1936 г. Курловский райисполком принял постановление о прекращении в селе колокольного звона. Согласно архивным данным, вес колоколов здесь составлял 192 пуда.
Вскоре колокола сбросили с колокольни, разбив при этом самый большой колокол. Дом священника Василия Архангельского разобрали по брёвнышку и увезли на строительство клуба или школы, а самого батюшку сослали в заключение. В 1937 г. был арестован и его сын.
Однако церковь удалось отстоять.
Прихожанка храма Надежда Семеновна Ходкина рассказала со слов матери о своей тете Евдокии Палагиной, спасшей храм от разорения: «Моя тетка Евдокия Палагина была в двадцатке церкви. Староста храма Платонов, по прозвищу Апостол (его деды были Апостоловыми, он при советской власти сменил фамилию) прибежал к Евдокии и сказал, что идет обоз, на 10 лошадях везут рожь, чтобы засыпать в храм. (Потом он был арестован, отсидел 8 лет за это). Евдокия прибежала с топором, не давала сбить замок, ее пугали, что заберут, она говорила: «Уводите, но не дам сбивать замок». Она встала как распятая, закрыла собой дверь, стояла с топором, кричала: «Не подходите близко», у нее требовали: «Давай ключи, а то вызовем из райкома». Евдокия кричала, что у нее нет ключей, но они у нее были. Все сбежались к храму, народу были как на митинге, говорили, что Евдокия сошла с ума, ее не поддерживали, боялись. Рожь свалили в амбар Евдокии. Потом, у нее с трудом вынули из руки топор, она как будто одеревенела». Так, не щадя себя, огромным напряжением всех сил Евдокия Палагина спасла храм от разорения.
В июне 1941 года Покровский храм в Маринино по решению Ивановского облисполкома был закрыт, а Преображенская церковь в удаленном от городов и иных административных центров Цикуле осталась действующей. И хотя Преображенский храм со временем оказался частично переделан (церковное здание было надстроено, а завершение колокольни устроено в виде купола и барабана вместо первоначального шпиля), прекрасно сохранившаяся церковь в Цикуле сегодня помогает воссоздать утраченные элементы своего «близнеца» в Маринино.
В частности, там уничтожены ограда, ворота, иконостас и большая часть церковной росписи (а очень высока вероятность того, что оба храма расписывали «богомазы» из одной и той же артели). Поэтому повышенный интерес сотрудников музея-усадьбы Танеевых в Маринино к Цикулю вполне объясним, и они нередко путешествуют на окраину неблизкого Гусь-Хрустального района.
В войну из храма с. Цикуля хотели сделать склад для зерна, но прихожане преградили дорогу хулителям церкви, закрыв руками замок храма. Разъярённые безбожники кричали:
— Руби им руки…
— Рубите, — отвечали верующие.
И воинствующие атеисты отступили.


Церковь Спаса Преображения (Преображенская)

В первые годы войны священника не было, но прихожане не бросили храм. В зимнее время из дома приносили дрова (из леса брать дрова лесники не разрешали), еще вспоминают, как в войну в сильные морозы староста тайком возила на санках дрова из леса и топила печи храма.
Протапливали, молились, снова закрывали храм. Делали все скрытно односельчане могли и посмеяться, могли и донести. Иван Петрович Шевраков читал Апостол, женщины молились, среди них были Александра Выдумкина, Анна Васильевна Ходкина. До войны и в войну Ефим Михайлович Романов очень хорошо пел на клиросе в храме, приходила в храм его жена Варвара Трофимовна, мать Прасковья Ефимовна (1920 г.р.), бабушка Мария, Валентина Николаевна Капсенкова и другие.
В годы войны от церкви платили подоходно-военный налог, о снижении которого просил священник Александр Остроумов в августе 1944 г.
Было время, когда священника не было, но церковь открывали и вычитывали все положенное сами прихожане. А рядом ходили блаженненькие, как последние оплоты живой веры, обращенной к разуверившемуся люду — Семенушка, Абрамушка… Переживший аресты и издевательства, Семенушка всю войну ходил с другим мужичком, громыхая тяжелыми железками, которые они носили под рубахой, подобно веригам. Ближе к концу войны они стали их потихоньку снимать, а потом совсем сняли, сказав: «Мы отбряцали». Абрамушка, ходивший всегда босиком, на вопросы измученных ожиданием женщин «придет ли муж с фронта», отвечал конкретно, в какой именно день придет. Милиция увезла Абрамушку из Цикула в Курлово, и больше его в этой стороне не видели.
После войны Цикул горел, сгорело уже много домов, но прошли Крестным ходом с иконой «Неопалимая Купина», и пожар прекратился.
Валентина Жалнина помнит, как в послевоенные годы, еще до смерти Сталина, служил в храме священник, как его забирали: «Во время службы зашли в церковь насколько человек и сказали священнику: Мы за вами». Священник зашел в алтарь, затем прощался со всеми, подошел к стоящим здесь же матушке, дочери и сыну (им примерно было по 17 — 18 лет), сказал: «Прощайте, встретимся в будущем веке». Больше мы его не видели».
«Каждую субботу вечером толпой с автобуса шли сюда жительницы с. Таланово, ночевали в бывшей церковно-приходской школе (когда построили церкви в Таланово, в Курлово, перестали приезжать в Цикул). Постоянно жила здесь баба Таня (за алтарем ее могилка, на кресте надпись «Шмелева Татьяна Епифановна»).
Помнят старосту храма Анну Федоровну Палагину за кротость, преданность храму. О. Рафаил вспоминает: «Она сумки тяжелые с просфорами носила, а ноги больные, кровоточили. Сядет на дороге, перевяжет ноги, и дальше идет», умерла в 1993 г. у храма.
О. Варсонофий вспоминает о прихожанке из соседней деревни Бараново: «Монахиня Нина претерпела гонения, сидела в лагерях, рассказывала, как издевались чекисты. Была тяжело больной, но сохраняла веселый кроткий нрав, в храме пела на клиросе. Умерла в 1990 г.».
С благодарностью вспоминает он о кадильнице Руфине: «Руфа всегда с улыбкой, добрая, верная помощница, служила в храме в 1990-е гг.». Это лишь несколько примеров, свидетельствующих о живших здесь людях глубокой веры.
Из многих священников, служивших в разные годы в храме, прихожанка Александра Михайловна Борданова помнит о. Александра, сохранила его фотографию, а также фотографию о. Бориса со служителями храма, среди кото¬рые ее мать Гуленкина Ульяна Федоровна.
В 1970-е гг. служил в храме о. Александр, снискал большое уважение жителей, хотя прослужил всего три года, умер от инсуль¬та, увезен и похоронен на родине в Ростове.
Затем служил иерей Василий (Сливко или Сливка), уе¬хал на Украину (В. Жалнина).
В 1982 — 1990 гг. служил в храме священник о. Рафаил Шайн.
Местная Религиозная Организация Православный Приход Спасо-Преображенского Храма села Цикул Гусь-Хрустального района Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 27 августа 1999 г.
С 1990 г. по 2015 г. в Цикульском приходе служил игумен Варсонофий (Хайбулин). За годы своего служения в Преображенской церкви отец Варсонофий провёл в храме много ремонтных работ. Заменены оконные рамы и карнизы, крыша храма отремонтирована, храм оштукатурен и покрашен. Начат ремонт колокольни. Для того чтобы храм не разрушался от сырости, для отопления под­ведён газопровод.
Игумен Варсонофий (Хайбулин) – пастырь-подвижник, один из известных православных диссидентов СССР второй половины XX века. Уроженец Москвы, он еще в 1957 году был осужден на 5 лет лишения свободы за участие в подпольной студенческой марксистской группе. Находясь в лагере, принял православие, а после освобождения поступил в Московскую духовную семинарию и стал священником, а потом и монахом. В начале 1970-х гг. батюшка сотрудничал в самиздатовском журнале «Вече», а в 1976-м стал одним из основателей правозащитной организации «Христианский комитет защиты прав верующих».
Цикульские прихожане очень любили и чтили своего пастыря. Несмотря на то, что ему епархиальным начальством неоднократно предлагались гораздо более видные и престижные приходы (и даже пост настоятеля Суздальского Васильевского монастыря), игумен Варсонофий продолжал свою пастырскую деятельность в далеком лесном уголке. Преображенский храм в Цикуле благодаря его многолетним трудам сегодня находится в отличном состоянии, туда подведен газ, а в окнах установлены цветные стекла, создающие потрясающий эффект витражей.
Игумен Варсонофий и его прихожане сберегли танеевский памятник в отрогах мещерских лесов, и остается лишь надеяться, что и в Маринино храм когда-нибудь станет выглядеть не хуже цикульского.
При храме существует воскресная школа.
Настоятель, председатель приходского совета - Тупиков Владимир Александрович (2021 г.)., ранее Толстопятенко Олег Константинович.
Адрес: Владимирская область, Гусь-Хрустальный район, село Цикуль.

Источники:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.
Чижков А. Б. Владимирские усадьбы : каталог с картой расположения усадеб / А. Б. Чижков, Е. А. Графова ; Ком. по туризму Администрации Владим. обл., Неком. партнерство «Рус. усадьба». – М. : Русская усадьба, 2015. – С. 23.
Фролов Н. Цыкуль – танеевский уголок на речке Сентур // Владимирские ведомости. – 2006. – 10 июня. – С. 11.
Фролов Н. Храмы – двойники // Призыв. – 2013. – 6 марта. – С. 30.
Поселок Красный Октябрь

Категория: Гусь | Добавил: Николай (01.02.2018)
Просмотров: 3360 | Теги: Меленковский уезд, Гусь-хрустальный район | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru