Главная
Регистрация
Вход
Пятница
19.04.2024
02:21
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Гусь

Палищинское духовенство и церковные служители в прошлом

Палищинское духовенство и церковные служители в прошлом

Возведение и обустройство храма Ильи Пророка в селе Палищи.

С 1867 года в обязанности причтов вменялось ведение летописей приходов. Позднее на это вновь было обращено внимание и священнику, настоятелю храма, и причту, рекомендовалось, что в летописи нужно включать не только события храмовой жизни, но и деревень прихода. Предписывалось писать вначале черновой вариант, а затем переписывать набело. Для этой работы выдавалась шнуровая книга. Была опубликована «Программа церковных летописей», исключительно добротное методическое пособие по истории храма, его служителей и прихода.
Много раньше была разработана система поощрений служителей культа, старост, купцов, крестьян по линиям: Высочайшего Соизволения (ордена, наперстные кресты), Священного Синода (ордена, медали, атрибутика церковного служения и его отличительные признаки, — палица, набедренник, скуфья, и далее: сан, благодарности и грамоты разного рода за разные дела), и целая система Епархиальных наград меньшей значимости и поощрений всех, кто способствовал возвышению, процветанию и благоустройству прихода. Вся эта система прекрасно функционировала до революционных изменений в стране.
После отделения церкви от государства и школы от церкви и последующем преследовании духовенства о составлении летописей в приходах не могло быть и речи.
Напротив, все следы причастности к церковной жизни тщательно скрывались и, вероятно, уничтожались. Мы, конечно, знали все семьи церковников в Палищах, но точно кто какую играл роль в церковной жизни, установить было трудно, а то просто и невозможно. Нельзя, разумеется, упрекать этих людей в малодушии, иное поведение могло иметь тяжёлые последствия, что и подтвердилось впоследствии гибелью палищинских священников, оставшихся на службе в первые годы советской власти.

Первым священником в Палищах был Дмитрий Семёнов, дьячком Ерошка Иванов и просфирницей Анница; они составляли все население погоста. По хронологии это примерно 1637-1648 годы, это самое ранние упоминание погоста.
В 1770 году упоминаются два церковнослужителя: Макарий и Иоанн. Это были представители чёрного духовенства, т. е. монахи и сказать, что-либо о принадлежности к какому-то роду невозможно, потому что при пострижении в монахи давалось только новое имя. Когда поступил на службу иерей Пётр Василев неизвестно, но то, что он прослужил до 1781 года, известно из книги Добролюбова.
В 1781 году рукоположен в сан священника Федотьев, в 1784 — Василий Федоров, а в 1785 году — Василий Федотьев. Все они почти в одно время приступили к исполнению обязанностей, однако кто из них был настоятелем палищинской церкви, сказать трудно. Имеются лишь сведения в церковной литературе о принадлежности к роду Федотьевых священника Григория Федотьева, но к палищинской церкви он отношения уже не имел, хотя занимал должность священнослужителя в церквах Касимовского уезда.
О священнике Евдокиме Иаковлеве мы знаем только то, что он был рукоположен в сан священника и назначен в Палищинскую церковь 27 ноября 1793 года.
Значительный отрезок времени служил в церкви Иоанн Мартинов Ростиславов, с 22 ноября 1808 года по 1816 год.
Упоминается в литературе и Фёдор Иоаннов Енейдов, прослуживший в церкви с 16 декабря 1814 года по 1832 год. Сколько и с какого времени прослужил Пётр Погорелов — неизвестно, известно только, что он умер в 1833 году. Естественно, что похоронен он в церковной ограде, но в каком месте его могила — неизвестно.
С 21 июля 1831 года и по 1841 год упоминается как служитель церкви Аркадий Павлов Вишневский и рукоположенные молодые священники: Алексий Ильин Рубецкий (с 27 сентября 1833 года), Филипп Васильевич Рождествин (с 6 ноября 1839 года), Иоанн Петров Покровский (с 8 мая 1841 года), Иоанн Мартинианов Веселкин (с 1860 года), и Михаил Иоаннович Дмитриевский (с 18 октября 1866 года).
Так в журнале № 14, 1870 года, был опубликован причт села Палищ состоявший из 5 служителей: священник И. Веселкин, священник Ф. Рождествин, священник И. Покровский, дъякон М. Органов, дъякон Буковский.
В 1873 году публикуется штат причта Палищ с указанием иерархических отношений. Настоятель храма — священник Иоанн Веселкин, помощники: священники Михаил Дмитриевский и Пётр Постников, дъяконы: Митрофан Органов и Афанасий Грацинский, причетник Иван Говоров, дъячки Егор Баландин и Матвей Соколов, пономари: Иван Кореннов, Иван Богданов, Пётр Каменский. Всего в причте насчитывалось 11 священнослужителей.
В зависимости от числа прихожан штат принтов сельских приходов мог колебаться от одного-двух служителей до одиннадцати. Численность штата причта строго регулировалась постановлениями самых высших инстанций. Разумеется, что эти сведения имеют лишь историческую ценность как свидетельство расцвета или упадка религиозной жизни. По количеству душ прихода Палищи в 1891 году, в 3 благочинном округе, уступали только Николаевской Туме. В Палищинском приходе числилось 4229 душ, в приходе Николаевской Тумы — 4499.
Для Палищинского прихода периодом наивысшего расцвета являются годы конца XIX века. В 1895 году церковь увеличивала штат до уровня городского собора. Это видно из следующего документа: «Указ Его Императорского Величества из Святейшего Правительствующего Синода, Иустину Преосвещенному Епископу Рязанскому и Зарайскому от 5 июня 1895 года за № 2649. По указу Его Императорского Величества, по рапорту Преосвященства, коим ходатайствуется об открытии вакансии четвёртого священника и четвёртого псаломщика села Полищ Касимовского уезда, Священный Синод определяет: при церкви села Полищ, открыть вакансии 4-го священника и 4-го псаломщика». Вероятно, что на должность псаломщика был определён Матвей Соколов, занимавший эту должность в качестве сверхштатного псаломщика в этой же церкви. Мы видим, что приход расширялся, креп, возрастала нагрузка на каждого священника, и это находило отражение в кадровых изменениях. Характерно, что палищинская церковь в отличие от других, никогда не имела длительное время вакантных мест. Село и местность уж очень хорошие.
О последних священнослужителях мы уже можем приводить некоторые подробности, поскольку с 1866 года начал выходить журнал «Рязанские Епархиальные Ведомости» и возникла возможность пользоваться материалами этого журнала. Начинается назначение новых молодых священников, поскольку неизбежна смена в связи со смертью старых служителей.
В 1874 году умирает Пётр Постников. В документах рязанской Епархии он упоминается как «усердный в помощи ближним». В 1870 году оканчивает Духовную Семинарию Герасим Политов, совмещавший учёбу с работой надзирателя Рязанской Духовной Семинарии. С званием студента, а это был отличительный признак наиболее успешных выпускников, он назначается на вакансию 2-го помощника настоятеля в село Палищи и с 28 апреля 1874 года, он значится священником церкви села Палищ. В 1881 году за честную и усердную службу он награждается Св. Синодом набедренником. Священник Герасим Политов упоминается как служитель палищинской церкви по 23 ноября 1883 года. Какую должность занимал Г. Политов в столь значительный отрезок времени не совсем ясно. По-видимому он был перемещён на другое место, поскольку его имя фигурирует в селе Нарма и в назначении Политова в Пермскую Епархию, хотя полной уверенности в том, что это именно он, у нас нет, так как Политовых в списках служителей культа в Рязанской Епархии было много. Скорее всего, он поступил в высшее учебное заведение.
На его место был назначен Василий Измайлович Куракин, поскольку это хорошо согласуется по времени увольнения Г. Политова 23 ноября 1883года, и причисления в штат палищинской церкви 29 ноября 1883 года В. Куракина. О нём мы знаем только то, что с 1880 года, он был членом 3-го благочиннического округа как священник села Елкина. Будучи священником палищинской церкви, назначен законоучителем в сельскую школу деревни Спудни в 1884 году. Определённо можно сказать лишь то, что Василий Куракин в Палищах не прижился, но церковную службу не оставил. Добавим, что он происходил из потомственной семьи священнослужителей, а его отец Измаил Куракин упоминается служителем церкви села Синулицы Касимовского уезда в 1873 году.
Из приведённого перечня служителей культа палищинской церкви многие их потомки по традиции продолжили родительскую линию жизни, можно сказать до наших дней. Уже на нашей памяти к концу XIX века семей духовного звания в Палищах стало десять: Грацинские, Покровские, Рождествины, Веселкины, Дмитриевские, Коренновы; позднее Харьковы, Головины, Молебновы, Процеровы. В нашей памяти ещё сохранялись дома: Молебновых, Грацинских, Коренновых, Харьковых, Веселкиных. До сего времени существуют дома Головиных, Процеровых; остальные либо сгорели (дома Харьковых, Рождествиных), либо сломаны на дрова (дома Молебновых, Коренновых), либо вывезены: дом Грацинских в Курлово, дом Веселкиных в Тальново, где стоят и поныне. Большинство священнослужителей были незаурядные люди, хорошо образованные для своего времени. Сейчас трудно восстановить послужной список духовных деятелей Палищинской церкви, да мы такую задачу и не ставили, как невыполнимую. Достаточно дать характеристику лишь её отдельным служителям, оставившим более или менее яркий след в истории приходской деятельности.
Этих служителей церкви подвижниками можно назвать хотя бы потому, что они служили народу можно сказать бескорыстно, порой за ничтожную плату.

Иван Богданов
По документам Епархии наиболее ранним служителем церкви села Палищ из фамилий, звучащих в селе до сего времени, был псаломщик Иван Богданов, который «уволен за штат и от должности» с пенсией 66 рублей 66 копеек, с 1 сентября 1902 года. Умер Иван Богданов в 1903 году. По Указу Святейшего Синода от 22 июня 1904 года за № 6224 «вдове псаломщика Ильинской церкви села Полищ, Касимовского уезда Ивана Богданова, Александре Богдановой из следовавших мужу 2/3 полного пенсионного оклада псаломщику, т. е. из 66 руб. 66коп., половины вдове, всего 33 руб. 33 коп. с 27 сентября 1903 года, времени смерти мужа, из Рязанского Губернского Казначейства».
Мы приводим эти записи не только как интересный краеведческий материал, но и как материал, иллюстрирующий прозрачность и чёткость социального обеспечения в те времена. Прямая зависимость пенсии от оклада (2/3), половина пенсии мужа — вдове, публикация приказа Епархии в журнале. Определить к какому роду Богдановых относились Иван и Александра не удалось. В Палищах в нашей памяти было две семьи Богдановых, не родственные, а однофамильцы с главами семей — Александром Ивановичем и Евгением Ивановичем, подходящие по отчеству к псаломщику Ивану. Однако из вдов семейств этих Богдановых — одна Анастасия, другая Парасковья. Скорее всего, потомки псаломщика Богданова лишь родственники наших Богдановых и живут в других местах.
Митрофан Органов в церкви Палищ прослужил в качестве священника с 1879 года. Об этом мы узнаём из распоряжения Рязанской Епархии, где говорится, что «определён на священническую вакансию к церкви села Полищ, Касимовского уезда дьякон Митрофан Органов, состоявший на вакансии псаломщика». Сколько времени он прослужил дьяконом в церкви, выяснить не удалось. Только известно, что он и его семья отдали свою жизнь служению народу и об этом свидетельствуют документы, которые мы приводим в надлежащем месте. В 1881 году М. Органов награждён Св. Синодом набедренником «за честную и усердную службу». В 1892 году он «награждён Епархией скуфьею».
Иоанн Покровский был видным церковным деятелем. В 1865 году он награждается набедренником. Это высокая награда, поскольку такая награда являлась прерогативой Епархиального начальства. До 1866 года, он исполнял обязанности благочинного, но в связи с реорганизацией управления церквами благочиние из церкви села Палищ переводится в село Нарма.
Михаил Дмитриевский «18 октября 1866 года окончил курс наук в Рязанской Духовной Семинарии и определён на священническое место в село Палищи». Уже в 1869 году этому способному священнику «объявляется Архипастырское одобрение, с внесением в послужные списки за особенное усердие к проповедыванию слова Божия». Михаил Дмитриевский по существу был первым профессиональным педагогом в Палищах и организатором приходского центра образования. В 1878 году в связи с постройкой школы купцом Павлом Зайцевым, Епархия издаёт распоряжение следующего характера: «Благословляется Его Преосвещенством проходить законоучительскую должность священнику села Полищ во вновь открытом народном училище при Демидовском волостном правлении». В 1880 году он утверждён законоучителем в училище села Полищ. В 1892 году «награждён скуфьею». Михаил Дмитриевский сделал крупное денежное пожертвование на приобретение колокола в палищинскую церковь. Его судьба трагична. Он был убит бандитами с целью ограбления. Ночью постучали в окно, и священник отозвался на стук, подойдя к окну. Выстрелом из ружья почти в упор он был убит. В печати об этом убийстве сообщений не встречалось. Дом М. Дмитриевского купил священник И. А. Головин. Дом сохранился до настоящего времени, но утратил все пристройки. Пристройки пошли на дрова.
Алексей Сербаринов с 1893 года занимался преподавательской деятельностью в палищинской церковно-приходской школе. Однако он преуспевал и на священнической должности, поскольку был человеком способным, о чём свидетельствуют документы Епархии. «Определён, читаем мы, на священническое место к церкви села Полищи, Касимовского уезда, учитель и преподаватель закона Божия Фоминской сельской школы, студент Рязанской духовной семинарии Алексий Сербаринов». Спустя, самое малое время, всего один месяц, уже в следующем номере епархиального журнала мы видим, что «Рукоположен в сан священника Алексий Сербаринов. Очевидно, этот симпатичный священник любил педагогическую работу, и это было известно руководству. Через несколько месяцев в 1893 году, он был: «утверждён в должности законоучителя при народном училище в деревне Авиневе (Овинцах) Касимовского уезда. В 1899 году, «За успешные церковно-школьные дела Алексий Сербаринов, награждён фиолетовой скуфьёй. Такими вехами отмечались жизненные шаги этого священника. Затем, длительный отрезок времени, в периодической печати, о нём не было никаких сообщений, но в 1912 году распоряжением Епархиального начальства, он утверждается в должности законоучителя начального народного училища в Мокрое, деревне палищинского прихода. В 1916 году Алексий Сербаринов переведён в Рязань, священником Троицкой церкви Ново—Александровской слободы, и в том же году «За заслуги по духовному ведомству, ко дню Рождения Его Императорского Величества награждён наперстным крестом от Святейшего Синода».
Иоанн, Владимир и Виктор Веселкины.
Одним из старейших служителей палищинской церкви был священник Иоанн Веселкин, род которого сохранился до наших дней. О самом священнике до нас дошло мало сведений, и мы можем судить о его деятельности по наградам и вниманию Епархиального начальства, отражаемых в скупых строках официальных распоряжений. Читаем: В 1869 году «объявляется Архипастырское одобрение, с внесением в послужные списки, священнику села Полищ, Касимовского уезда Иоанну Веселкину — за полезные труды по духовному училищу и особенное усердие к проповедыванию слова Божия». Через небольшой отрезок времени следует награда Св. Синода. И. Веселкин награждается набедренником — отличительным знаком признания заслуг. Закончил свой земной путь этот священник в 1879 году, о чём известили Рязанские Епархиальные Ведомости: «Умер Настоятель Ильинской церкви села Полищ, Касимовского уезда, Иоанн Веселкин».
Другой незаурядной личностью палищинской церкви был псаломщик Владимир Иванович Веселкин, сын о. Иоанна. В 1882 году он окончил Касимовское Духовное училище и назначен в село Полищи на место причетника. По формулировке распоряжения епархиального начальства для нас сейчас не совсем ясно, как соотносились должности и сан. В журнале Епархии читаем: «Рукоположен к церкви села Полищ псаломщик того же села Владимир Веселкин и оставлен на псаломщенской вакансии». Длительное время он занимал лишь дъяконовскую вакансию, т. е. служил давно, но определён на должность лишь в 1905 году.
Веселкины, помимо добросовестного служения на поприще пастырской деятельности, сделали много полезных дел как жители села. Липовая аллея, обрамлявшая его усадьбу (№ 32), сохранилась и сейчас. За пределами усадьбы аллея продолжалась до пруда Бурыча, но уже как берёзовая. Эта аллея, видимо, была излюбленным местом прогулок. Берёзы были спилены на дрова уже после войны. Между домами Процеровых (34) и Веселкиных был сад с великолепными сортами яблок.
Судьба Владимира Веселкина мученическая. Когда он был рукоположен в сан священника, нам выяснить не удалось; наверное, это произошло уже в советский период. Достоверно известно только то, что он был арестован 18 февраля 1930 года и выслан на три года. Повторно арестован в 1937 году 6 сентября и осуждён на 10 лет.
Его сын Виктор Владимирович был дьяконом, оставил службу в церкви и считался безработным. Однако это не помешало арестовать и его 18 января 1935 года и осудить на 5 лет. Видимо некому было пилить лес. Дети его Геннадий и Анна были учителями в Часлицкой школе и умерли в начале нового века.
Рождествины. Распоряжением Епархиального начальства посвящён в стихарь псаломщик села Палищ Павел. Его дом, заселённый чужими людьми, сгорел. Судьба рода Рождествиных неизвестна.
Коренновы.
14 сентября 1906 года в день Воздвижения был посвящён в диаконы псаломщик села Полищ, Касимовского уезда, Иван Кореннов с оставлением на занимаемой должности псаломщика. Его дочь О. И. Кореннова прожила в Палищах всю жизнь и испытала все тяготы, выпавшие на долю служителей культа. Вместе с ней жила сестра Анна. Она работала до старости учительницей в тальновской школе. После выхода на пенсию жители деревни Тальново продолжали материально поддерживать старую учительницу.
Головины: Иоанн, Василий и Павел.
Головины происходят родом из села Дубровичи, Рязанского уезда. В 1873 году Настоятелем церкви села Дубровичи был Павел Петрович Розанов, а его помощником причетник Андрей Головин. Ещё одним помощником священника Павла Розанова был дьякон Алексей Городцов. Он стал знаменит тем, что его сын Василий сделался выдающимся археологом, учёным с мировым именем. С 1880 года священник Павел Розанов был Действительным членом Попечительства при Рязанской Духовной семинарии, до самой смерти, последовавшей в 1894 году. Священнику Павлу Розанову, видимо, понравился, послушный, одарённый абсолютным музыкальным слухом, к тому же красивый молодой причетчик. Этот интерес, конечно, не случаен. У него была дочь с такими же качествами. Её звали Александрой. Если принять во внимание, что мою бабушку звали Александрой Павловной, в девичестве Розановой, а дедушку Иваном Андреевичем, то станет ясно, что Павел Розанов мой прадед по бабушке, а Андрей Головин — прадед по дедушке, а дедушку звали Иваном Андреевичем. Он окончил Рязанскую духовную семинарию и был рукоположен на священническое место в Троицкую церковь села Муромина Рязанского уезда.
Иван Головин окончил Рязанскую Духовную Семинарию в 1881 году со званием студента. Три года он работал преподавателем Закона Божия в одной из сельских школ.


Выпускник Рязанской духовной семинарии Иван Андреевич Головин и его жена Александра Павловна Головина (Розанова). 1881 год

С 1884 года Иван Андреевич Головин, ещё молодым священником был отмечен благочинным как усердный проповедник христианской религии, а его поучения были представлены в особую комиссию Совета братства св. Василия Великого как образцовые, Епархия с вниманием относится к этому далеко неординарному деятелю церкви, о чём красноречиво говорят такие документы: «Преподаётся архипасторское Его Высокопреосвещенства благословение, за ревностное и усердное исполнение пастырских обязанностей священнику села Муромина Иоанну Головину». В 1900 году, распоряжением Епархиального начальства «священник села Муромина, Троицкой церкви, Иоанн Головин награждён скуфьёй». Мы приводим эти данные, чтобы показать, выражаясь современным языком, качественные характеристики при формировании кадрового состава палищинской церкви, которые отразились, впоследствии на уровне религиозности и приверженности населения к православной религии. В 1906 году, распоряжением епархиального начальства, опубликованном в журнале Рязанские Епархиальные Ведомости мы находим: «Перемещён священник села Муромина Рязанского уезда, Иоанн Головин, на священническое место к церкви села Полищ, Касимовского уезда».
До 1914 года священник Иоанн Головин был настоятелем Ильинской церкви села Палищ, но в связи с болезнью оставил эту должность. Распоряжением Епархии настоятелем церкви назначен священник Григорий Процеров. Оба священника хорошо знали друг друга с юношеской поры, по совместной учёбе в Рязанской Духовной семинарии. Иоанн Головин окончил семинарию в 1880 году, а Григорий Процеров в то время учился в 3 классе этого учебного заведения. Так что оба эти незаурядные служители культа с разрывом в три года шли одной дорогой как по учёбе, так и по преемственности церковных должностей.
Не последнее место в жизни палищинского прихода сыграла как высокая квалификация служителей культа, так и самоотверженная работа в деле образования, а священник Иоанн Головин был далеко не последним в этих делах, что было отмечено правительственными наградами того времени: «Император, — читаем мы, — по докладу Кавалеров Думы ордена св. Анны соизволил 3-го февраля 1911 года сопричислить к императорскому ордену Св. Анны 3-й степени в награду за особо усердного исполнения в течении 25 лет обязанностей по обучению в народных школах, священника Ильинской церкви села Полищ, Касимовского уезда, Иоанна Головина».
Иван Андреевич так же был Действительным членом Попечительского совета Касимовского духовного училища и вёл большую учебно-методическую работу на этом поприще. Умер Иван Андреевич в Палищах в 1917 году, а его жена Александра Павловна тоже умерла в Палищах в 1942 году. Оба похоронены в церковной ограде. Два его сына Василий и Павел стали священниками.
Василий Головин.
Из двух братьев семинаристов особенно преуспевал в учёбе Василий, закончивший Рязанскую Духовную семинарию со званием студента. Ещё, будучи семинаристом, он был посвящён в стихарь, что означало по существу получение права служить псаломщиком. После окончания семинарии был зачислен на юридический факультет Юрьевского (Дерптского) университета. Однако долго учиться ему не удалось из-за крайней бедности семьи. Иван Андреевич, его отец, имел большую семью, девять детей, которые все учились, в разных учебных заведениях. Семья терпела настоящую нужду Поэтому Василий изъявил желание идти на службу, и был рукоположен в сан, будучи ещё очень молодым.


Священник Василий Головин. 1910 год

В распоряжении Рязанской Епархии от 1 декабря 1909 года говорится: «Рукоположен в сан Василий Головин, бывший студент Юрьевского Университета, из окончивших полный курс Рязанской Духовной семинарии и направлен в Иркутскую Епархию, в Балаганский уезд». Через два года отец Василий возвратился в распоряжение Рязанской Епархии и определён на должность священника в село Ильинское, Зарайского уезда, но вскоре в 1911 году перемещён.
В 1913 году, читаем мы в епархиальном журнале, «награждён скуфьею священник Преображенской церкви села Нижнего Белоомута, Зарайского уезда, Василий Головин». В 1916 году продолжал занимать должность настоятеля, о чём свидетельствует сообщение в журнале. «В среду, 11 мая, Преосвященный Дмитрий Епископ Рязанский и Зарайский совершал Божественную литургию в присутствии местных священников: Иоанна Сербаринова и Василия Головина. Слово произносил священник Василий Головин, Настоятель церкви Нижнего Белоомута». Потом последовала Революция. Священник Василий Головин в 1919 году служил в Ильинской церкви села Палищ, затем находился в городе Ачинске, Красноярского края, потом был переведён в церковь села Киприно, Бийского уезда, Алтайского края. Руководствуясь принципами христианской морали, во время Гражданской войны после разгрома белыми партизанского отряда под командованием Петра Щетинкина прятал в алтаре этого красного командира, рискуя собственной жизнью, ради спасения жизни другого. Умер Василий Головин в 1943 году в Палищах. Похоронен на общем кладбище. Его сын Анатолий, погиб в бою в январе 1944 года и похоронен в деревне Зарудный Байрл Кировоградской области.
Павел Головин
После окончания семинарии Павел Головин рукоположен в сан священника к Покровской церкви села Зименок Жаровых, Зарайского уезда в 1908 году. В 1913 году он был награждён набедренником. Проработав там длительное время, пережив Революцию, отец Павел вернулся в Палищи. Его семья и он сам прожили мученическую жизнь. Он овдовел, имея пятерых детей, но не оставил службу в церкви. Сам он был подлинным олицетворением православного священника. Владел всеми видами крестьянского труда, хорошо косил, разводил пчёл, имел хороший сад и огород, столярное дело знал хорошо, находил время делать палищинским детям деревянные игрушки, очень любил всех детей без различия социального статуса и должностей их родителей.
12 января 1931 года был арестован и осуждён на 3 года высылки. После истечения срока «наказания» вернулся в Палищи и продолжал служение. Повторно арестован — 7 сентября 1937 года. Осуждён и приговорён к расстрелу. Его могила, скорее всего на кладбище «Балино» в городе Иваново, Там имеется обелиск на братской могиле с надписью «Жертвам сталинских репрессий».
Его сын Михаил, ничего не зная о судьбе отца, после окончания инженерно-строительного института поехал на Колыму в надежде встретить отца или хотя бы облегчить там как-то судьбу невинно осуждённых. Вскоре он занял должность Главного инженера треста «Дальстрой» и строил Магадан до преклонного возраста. Сын отца Павла — Николай избрал традиционную профессию рода Головиных — стал учителем физики. Он погиб в первые дни Великой Отечественной войны. Младший сын Виктор Павлович не успел приобрести какую-либо профессию. После окончания школы он уже был на фронте и пропал без вести в 1945 году, за два месяца до окончания войны.

Молебновы
О священнике Александре Молебнове в Распоряжении Рязанской Епархии от 17 января 1914 года говорится, что «перемещён священник Александр Молебнов в церковь села Полищ, Касимовского уезда, из села Крупников, Михайловского уезда». Никаких других сведений о нём больше не обнаружено.
То, что Молебновы были церковниками, в Палищах знали немногие. Видимо, священник Александр Молебнов хорошо понимал, какое наступает время, и принял меры, спасавшие семью от удара. Его сын Анатолий Молебнов сменил фамилию на Павлова и под такой фамилией они хорошо известны односельчанам. Семья была хорошая. Анатолий Александрович пропал без вести в феврале 1942 году во время тяжелейших боёв, которые вела наша армия на всех фронтах.

Процеровы: Григорий и Василий

Григорий Процеров окончил Касимовское Духовное училище в 1877 году и учился, видимо, хорошо, потому что мы встречаем его в 1878 году, уже в новом качестве, в качестве воспитанника Рязанской Духовной семинарии, переведённого во 2-й класс. В это время его будущий сослуживец по причту в палищинской церкви, Иоанн Головин, воспитанник той же семинарии, переводится в 5-й класс по 1 разряду. Григорий Процеров, как священник 3-го Касимовского округа палищинской церкви в доступной нам литературе упоминается по делам Эмиритальной кассы (касса взаимопомощи.) в 1909 году. Уже в 1911 году он получает высокую награду, о чём Епархиальные Ведомости сообщают, что священник села Полищ Касимовского уезда Григорий Процеров награждён камилавкой. Награждение камилавкой — прерогатива Священного Синода и это очень важно для продвижения по иерархической лестнице. В 1914 году священник села Полищ Касимовского уезда Григорий Процеров награждён орденом Св. Анны 3-й степени «За 25 лет особо усердного исполнения обязанностей по обучению в народных школах», а 15 декабря 1914 года в епархиальном журнале мы читаем: «Назначен настоятелем Ильинской церкви села Полищ, Касимовского уезда, священник Григорий Процеров, вместо отказавшегося от настоятельской должности священника, Иоанна Головина, 4 декабря». Два его сына имели разную судьбу. Евгений Григорьевич, после окончания Касимовского духовного училища, стал учителем, а Василий священником.
Василий Григорьевич Процеров в 1916 году окончил Рязанскую Духовную семинарию и до 1918 года работал надзирателем (воспитателем) в этой же семинарии. Профессия служителя культа в этот период сделалась ненужной и даже опасной. Василий Григорьевич стал работать бухгалтером в палищинском кооперативном отделе. В 1919 году был призван в Красную Армию, и в красноармейской школе был учителем по ликвидации неграмотности при караульном батальоне в Калуге. С 1920 по 1922 год работал начальником Лаптевской детской колонии Спас-Клепиковского района. В 1922 году умер его отец — Настоятель палищинской церкви, и Василий становится священником на место отца. Обычные, положенные по религиозным канонам действия, иначе говоря, служба по исполнению различных треб, были положены в основу обвинений этого мягкого по характеру священника. В 1930 году он был арестован и осуждён на 2 года. Вернувшись из Сибири, где он отбывал срок, несмотря на уговоры родственников оставить службу, Василий Григорьевич продолжал дело, которому посвятил себя — служению Христу. Это был всесторонне развитый одарённый человек. В свободное время он занимался живописью, и до сих пор сохранились его картины в доме Процеровых.
В 1937 году в сентябре в Палищах разыгралось самое постыдное преступление режима и произошло самое прискорбное событие в истории села. Были арестованы Служители культа: Василий Процеров, Павел Головин, Владимир Веселкин, и заштатный дьякон Харьков Николай, на дочери которого Антонине был женат Василий Григорьевич. Всех их обвинили в каком-то заговоре против советской власти. Василий Григорьевич Процеров и Павел Иванович Головин приговорены к расстрелу, Владимир Иванович Веселкин к 10 годам, а Харьков Николай Александрович к 6 годам лишения свободы. Все они полностью реабилитированы.
Дочерям Василия Григорьевича Нине Васильевне и Людмиле Васильевне после долгих хлопот, удалось установить место гибели и захоронения отца и палищинского духовенства казнённых в ноябре 1937 года. Это кладбище «Валино» в городе Иваново.

Харьковы
Эта фамилия в Палищах хорошо известна скорее по дочерям Николая Харькова, Марии Николаевне и Антонине Николаевне, чем о нём самом. «Николай Харьков по 1 разряду переведён в IV класс Касимовского Духовного училища», — так начинается знакомство наше с одним из старожилов Палищ. Его причисление к штату церкви произошло в 1893 году по распоряжению Рязанской Епархии: «Определён на псаломщицкое место к церкви села Полищ, Касимовского уезда, окончивший курс учения в Касимовском духовном училище Николай Харьков». Открывшаяся вакансия связана с увольнением за штат псаломщика палищинской церкви Егора Баландина, о котором мы практически тоже ничего не знаем, кроме того, что он умер в том же году, о чём сообщал журнал «Рязанские Епархиальные ведомости». О продвижении Николая Харькова по службе имеются такие сведения от 15 ноября 1895 года. «Рукоположен в сан диакона: к церкви села Полищ псаломщик Николай Харьков, церкви того же села». Николай Харьков сполна испил чашу страданий духовенства в период гонений и репрессий. 23 декабря 1931 года он был арестован и осуждён на 5 лет ссылки. Через 2 года он был освобождён, однако 5 сентября 1937 год был обвинён, вместе с другими служителями культа палищинской церкви, в заговоре вновь арестован и осуждён на 6 лет лишения свободы, что для него было равносильно смертному приговору. Больной, почти полностью потерявший зрение, с трудом ориентирующийся в собственном доме, не способный ни к какому труду он, видимо погиб. Все архивы, куда был сделан запрос, не могли дать каких-либо сведений о его судьбе.

Грацинские: Афанасий и Алексий
Грацинские, известный род, где семейная священническая профессия является традиционной. Его отец был дьяконом палищинской церкви много лет, уволен за штат в 1889 году. Из периодического, религиозного издания, мы узнаем, что «состоящему на псаломщицкой вакансии, дьякону села Полищ, Касимовского уезда Афанасию Грацинскому, за честную и усердную службу, объявляется Архипастырское одобрение Его Преосвященства». Афанасий Грацинский умер в 1893 году. Его сын Алексей Грацинский окончил Касимовское Духовное училище в 1880 году по первому разряду. Он закончил и семинарию в звании студента и «определён по прошению на диаконскую вакансию в село Полищи Касимовского уезда». С 1887 года был назначен на должность законоучителя в сельскую школу деревни Рязаново, Касимовского уезда. Хотя эта школа относилась к приходу села Нармы, тем не менее, в документе фигурирует А. Грацинский, и мы ссылаемся на этот документ.
25 июня 1895 Алексий Грацинский «был рукоположен в сан священника села Полищ», о чём была публикация в журнале. А. Грацинский в 1909 году принимал активное участие в работе Братства св. Пророка Илии и выступил с речью на собрании членов и ревнителей Братства. После того как Братство получило статус приходского, А. Грацинский сделался его председателем и написал статью о деятельности Братства Св. прор. Илии в Полищах. Мы приводим эту статью почти полностью, в соответствующем месте, поскольку в ней отражается вся многотрудная и многообразная повседневная деятельность церкви палищинского прихода.
Распоряжением Святейшего Синода 6 мая 1916 года «За заслуги по духовному ведомству ко дню Рождения Его Императорского Величества: награждён наперстным крестом священник Ильинской церкви села Полищ, Касимовского уезда, Алексий Грацинский». На этом, можно сказать, завершается активная история палищинского духовенства, точнее, её имперский период. В советский период биография А. Грацинского мало отличается от биографий других служителей культа палищинской церкви. В 1931 году он был арестован и осуждён, по сравнению с другими, довольно мягко. В книге «Боль и память» читаем такую формулировку приговора: «три года лишения права проживания в 6 пунктах». О каких пунктах идёт речь, в книге не сообщается. Почему А. Грацинский не имел права жить в этих пунктах — тайна за семью печатями.

Используемая литература:
А.В. Головин, И.И. Кондратьева «Природа и люди Центральной Приозерной Мещеры. Приход Ильинской церкви села Палищ». 2016
Село Палищи

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Гусь | Добавил: Николай (10.05.2018)
Просмотров: 1957 | Теги: Гусь-хрустальный район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru