Главная
Регистрация
Вход
Среда
18.12.2024
09:56
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Гусь

Васильев Василий Васильевич, Герой Советского Союза

Василий Васильевич Васильев

Василий Васильевич Васильев (1915—1943) — капитан Рабоче-крестьянской Красной Армии, участник боёв на Халхин-Голе, советско-финской и Великой Отечественной войн, Герой Советского Союза (1944).

Василий Васильев родился 5 апреля 1915 года в пос. Гусь-Мальцевский (ныне город Гусь-Хрустальный Владимисркой области) в крестьянской семье. Проживал в городе Гусь-Хрустальный Владимирской области. Подростком пошёл работать слесарем на фабрике «Красный Профинтерн», одновременно учился на рабфаке. Впоследствии поступил в химико-технологический институт города Иваново, одновременно учился в аэроклубе.


Василий Васильевич Васильев

В 1936 году Васильев был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию Ивановским городским военным комиссариатом. В 1938 году он окончил военное авиационное училище в Луганске, после чего служил в частях бомбардировочной авиации. Принимал участие в боях на Халхин-Голе, совершил несколько боевых вылетов на биплане «Р-5», за что был награждён медалью «За отвагу», затем в советско-финской войне. После её окончания переобучался на самолёт «СБ». В январе 1941 года Васильев был направлен во вторую высшую школу штурманов в Иваново, где освоил бомбардировщик «ДБ-3».
Будучи ещё курсантом, принимал участие в боевых вылетах в ходе битвы за Москву. В октябре 1941 года Васильев вернулся в школу и был направлен в Бузулук, где остался лётчиком-инструктором и готовил штурманов.
С февраля 1942 года — на фронтах Великой Отечественной войны, был командиром звена 42-го авиаполка дальнего действия. На бомбардировщике Ил-4 (ДБ-ЗФ) наносил бомбовые удары в глубоком тылу врага. В мае в составе особой группы участвовал в обеспечении безопасности союзных конвое в Арктике в мае-июне и в сентябре-октябре 1942 года. Совершил 23 боевых вылета в Заполярье, нанося удары по аэродромам противника в Норвегии и северной Финляндии. 27 мая над Норвегией самолет был поврежден зенитной артиллерией. Васильев сел на вынужденную посадку, после 5-суточного перехода по тундре вышел к своим и указал место нахождения своего поврежденного самолёта с ранеными членами экипажа (все благополучно вывезены из тыла врага). Вернувшись в полк, продолжал летать. К сентябрю на его счету было уже 50 боевых вылетов, из них в глубокий тыл: Берлин - 1, Штеттин - 1, Кенигсберг - 2, Варшава - 2, Будапешт - 1. К началу 1943 года совершил 98 боевых вылетов и награжден орденом Ленина. С 1 сентября 1943 года капитан Васильев, уже совершивший 197 боевых вылетов, командовал эскадрильей 42-го авиаполка 36-й авиадивизии 8-го авиакорпуса АДД СССР.
8 сентября 1943 года Васильев вылетел на разведку с целью определить интенсивность движения на железных дорогах в районе Невель-Витебск-Орша-Смоленск-Ярцево. Определив, что на станциях Лиозно и Городок находятся большие скопления эшелонов врага, Васильев вызвал бомбардировщики полка, которые уничтожили их. На станции Присольская Васильев обнаружил 3 эшелона в топливом и сбросил серию зажигательных бомб, вызвав сильные пожары. В ходе сброса бомб самолёт Васильева был подбит, зенитный снаряд попал в правое крыло. На горящем самолете летчик из последних сил перетянул линию фронта, но при посадке на своей территории потерпел катастрофу и экипаж (летчик Васильев Василий Васильевич, штурман Кравченко Владимир Иванович, начальник связи АЭ Ермилов Федор Леонтьевич и воздушный стрелок Биенко Владимир Петрович) погиб. Это был 201 по счёту боевой вылет Васильева. Похоронен в селе Василево Угличского района Ярославской области.


Кравченко В.И.

Ермилов Ф.Л.

Из «официальной истории 36-ой ад ДД»:
«Летный состав, не считаясь с усталостью, сложными условиями и интенсивным противодействием истребителей и зенитной артиллерией противника, метко производил бомбовые удары, нанося огромный урон врагу. В этих боях погибли замечательные летчики 42-го авиаполка Герой Советского Союза Васильев, майор Баукин, старший лейтенант Рыжков, старший лейтенант Кириллов и другие.
Потери в наших рядах вызывали горечь и ненависть к фашистскому зверю. Вот что пишет в своем дневнике о гибели близкого друга Васильева Василия Васильевича Прокофьев: «27 августа 1943 года. Вот уже месяц, как я в новой роли - штурман эскадрильи. В полк приходит пополнение. Каждую ночь ухожу с молодыми на задание инструктором. Некогда сесть за дневник. Так и лежит неоткрытый с октября. Но сегодня потянуло к нему. Погиб мой друг Вася Васильев. Не поедем с ним в Гусь-Хрустальный. Вернулся с места падения самолета радист. Он рассказал, как погиб Василий.
Они шли выполнять трудное задание. Авиация фронта почти не летала. Мощные циклоны встали на пути непроходимыми грудами облаков, но Васильев пошел в глубокий тыл, к крупному военному объекту. По его предположениям, там можно встретить просветы и отбомбиться.
Поднимаются с кислородом... У цели разводья в облаках. Грохочут зенитки. Адская пляска вспышек... Несколько поворотов... Васильев напряженно выдерживает скорость, курс, высоту. Самолет вздрагивает. Тяжелые фугасы рвут земную темень. По яркой вспышке, ворвавшейся в кабину, экипаж догадывается: гигантская сила взрыва сделала свое дело.
Фашисты беснуются. Зенитки ставят заслон огня. Взлетают ночные истребители. Они, как призраки, снуют вокруг корабля Васильева. Радист и стрелок яростно отбиваются, но фашисты неотрывно атакуют. Две длинные очереди пронизывают бомбардировщик. Внезапно все затихает. В тишине голос Биенко:
- Я ранен, голова...
Ранен и Васильев, но он держится, не выпускает штурвал из рук. Но вот штурман Кравченко видит, как корабль виляет на курсе. И Васильев почему-то молчит. Такого никогда не было, чтобы после бомбежки он не сказал веселого слова. Штурман припадает к щели в приборной доске, всматривается в лицо командира. Оно в крови. Шлемофон на затылке.
- Командир, что с тобой?
Тот стонет: - Скоро линия фронта?
- Только что прошли...
Нервы напряжены. Кажется, вот-вот оборвется последняя струна, и всему конец. И штурман, и радист в который раз запрашивают стрелка, но ответа нет. Это еще больше усиливает тревогу. Васильев на мгновенье впадает в забытье. Гибнущий самолет падает. Только острая боль заставляет Василия прийти в себя. Из горла вырывается нетерпеливый, болезненный вскрик. Земля неотвратимо приближается. Как она сейчас не нужна и смертельно опасна. И тут, как назло, сдают моторы. Один и... второй.
Уже рассвело. Земля просматривается лучше. Корабль, хотя и держит курс, все теряет высоту. Васильев понимает, что лететь дальше невозможно. Хрипло командует:
- Прыгать!
Первым покидает машину радист Костя Чижиков.
- Штурман, прыгай! Скорей, черт побери!
Кравченко видит в щель, как непреклонно сверкнули глаза командира. И штурман провалился в люк.
Пора, давно пора расстаться с машиной и ему, командиру. Но его взгляд жадно глядит на землю, родную, сияющую в лучах восходящего солнца. Самолет падает прямо на село. Мелькают острые, как иглы, мысли. Руки сдавливают штурвал, больная нога вытянуто падает вперед и самолет медленно, будто нехотя, отворачивает в сторону - к поляне за село.
А теперь можно... Мертвая тишина летит к земле, увлекая в последний рейс пилота, прижатого упругой струей воздуха к килю.
Сколько до земли? Может не триста, а семьсот? Собрав остатки сил, Васильев отталкивается от киля самолета. Рука нащупывает кольцо парашюта. Купол начал раскрываться. Вот-вот наполнится воздухом, И человек, столько боровшийся за жизнь, израненный и изнемогающий, спустится на землю. Но этого не случилось. Легко шуршал шелковый купол, накрывая саваном тело Василия. Золотая Звезда Героя пришла к нему после смерти».
«Летчик капитан Васильев — бесстрашный, мужественный и смелый в выполнении любых боевых заданий командования. Вся его боевая работа изобилует геройскими подвигами и отвагой…», — писал в конце 1943 г. о Васильеве его командир подполковник Бабенко.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1944 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» капитан Василий Васильев посмертно был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.
Награждён двумя орденами Ленина (31.12.1943, 13.03.1944), орденом Красного Знамени (17.06.1943), медалями, в том числе «За отвагу».

Память:

- В честь Васильева названа улица в Гусе-Хрустальном. - В Иваново, на главном корпусе Ивановского химико-технологического университета и бывшем здании ивановского аэроклуба установлены мемориальная доска с именем Героя.

Источники:
- Алещенко Н.М. Долг и подвиг. М., 1981
- Воробьёв М.В. и др. Смоляне - Герои Советского Союза. М., 1982.
- Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. - Москва, 1987.
- Нагорный А.Ф., Травкин В.В. Земли Владимирской богатыри. - Ярославль: 1967.
- Сорокажердьев В.В. Они сражались в Заполярье. - Мурманск, 2007.
- Ушаков А.П. Во имя Родины. Юж.-Урал. кн. изд-во, 1985

Ночной бомбардир

Земли Владимирской богатыри. Очерки о Героях Советского Союза. Нагорный Андрей Федорович, Травкин Василий Васильевич. Ярославль 1967
Самолет шел с боевого задания. Внизу плыла родная земля со знакомыми контурами реки, железной дороги, леса. Но земли летчик не видел. Истекая кровью, теряя порой сознание, он невидящим взглядом смотрел на приборы, карту, делал нечеловеческие усилия, чтобы довести машину до аэродрома. И пилот с курса не сбился. Он посадил самолет на взлетно-посадочную полосу своего аэродрома. Когда к машине подбежали техники, летчик оказался мертв. Им был командир эскадрильи капитан Василий Васильевич Васильев.
...Темная сентябрьская ночь. На аэродроме кипит, не прекращаясь, работа. Капитан Васильев, заслушав рапорт о готовности, бомбардировщика к вылету, подает команду, и экипаж занимает свои места. Гулко заревели двигатели, и через несколько минут, грузно покачиваясь на взлетной дорожке, самолет делает разбег и поднимается в воздух. Впереди километры опасного пути. Но Василий Васильевич, как всегда, уверен в успехе задания. Не впервые ему приходилось лететь на бомбежку вражеских объектов. Около двухсот боевых вылетов совершил капитан за годы войны, из них большинство в ночных условиях. Правда, сегодняшний вылет для Васильева был несколько необычным. Как лучшего летчика, командира звена, командование выдвинуло его на должность командира эскадрильи.
Под мерный рокот моторов к Васильеву приходят воспоминания. Его мысли несутся в Гусь-Хрустальный, где он родился и рос, где работал на текстильной фабрике слесарем-ремонтником. Потом учеба в Ивановском химико-технологическом институте, первое знакомство с авиацией в местном аэроклубе. Как сейчас, он видит удивленные лица своих однокурсников, обескураженных его сообщением об уходе из института и поступлением в Луганскую авиационную школу. «Ничего они не поняли тогда», — заключил Василий Васильевич. Со школьной скамьи он мечтал о поступлении в авиацию. «Только одна Валентина и понимала меня!» — думает Васильев, вспоминая жену, тогдашнюю невесту, студентку института.
Думая о пройденном боевом пути, Васильев вспомнил, как однажды при возвращении с боевого задания его самолет был подожжен. В бою погибли товарищи, а он, сделав прыжок на вражескую территорию, без куска хлеба днями пробирался к своим. Вспомнились Василию Васильевичу и боевые полеты в условиях севера. Однажды, успешно проводив караван судов, эскадрилья легла на обратный курс. Над Норвегией самолет встретил сильный зенитный огонь. Машина с пробитыми баками вышла из-под обстрела и пошла над Кольским полуостровом. Разразилась буря. Не видно ни зги. Машину пришлось вести по приборам. Мотор, временами работавший с перебоями, заглох. Самолет потерял высоту. Но Васильев все же благополучно совершил посадку. Пять дней бродил экипаж по тундре, пока встретившиеся оленеводы не помогли добраться до части.
Не любил Василий Васильевич рассказывать о своих боевых подвигах. О них говорили лишь орден Ленина, орден Боевого Красного Знамени и другие правительственные награды, украшавшие его грудь. Но в душе Васильев был доволен, что в деле разгрома врага есть и его доля. Он вспомнил полеты в глубокий вражеский тыл: налеты на Штеттин, Берлин, Кенигсберг, Кобрин. Он вспомнил рейс на аэродром Лаксельвен, где было уничтожено 50 самолетов, склад авиабомб, много солдат и офицеров противника.
Мысли командира эскадрильи прервал голос штурмана:
— Подходим к линии фронта.
Капитан начал внимательно наблюдать за темной бездной, лежавшей под самолетом, где время от времени поблескивали вспышки вражеских зениток. Бомбардировщик пересек линию фронта, прошел несколько заградительных огневых рубежей и начал подходить к цели — вражескому аэродрому. С земли, разрезая на куски небо, засветили лучи прожекторов. Немцы настойчиво искали в ночной темноте самолет, но найти его не могли. Васильев обошел аэродром с тыла, набрал высоту и с приглушенными моторами начал пикировать на цель. Штурман открыл люки, и бомбы одна за другой полетели в ночную мглу. На аэродроме показались мощные взрывы, вверх взметнули языки пламени. Немцы открыли беспорядочную стрельбу из зенитных орудий. Васильев, совершая маневр, сделал еще несколько заходов и лег на обратный курс.
— Вот это работа! — раздался в шлемофоне голос воздушного стрелка, наблюдавшего за огромными очагами пожаров, бушевавших над вражеским аэродромом.
Самолет Васильева пересек линию фронта. И тут капитан заметил, как прямо по курсу, навстречу ему, шли два немецких истребителя.
— Вижу два «мессера», — слышится в шлемофоне голос стрелка-радиста.
— Поддай им огоньку, спокойно проговорил капитан.
— Сейчас, только подпущу поближе, — ответил стрелок, продолжая наблюдать за вражескими машинами.
Подождав, когда немецкие самолеты подошли на предельную дистанцию, стрелок нажал на спусковой крючок пулемета. Немец с ведущего самолета дал ответную очередь и, развернувшись, начал атаку с фланга. В этот момент ударил крупнокалиберный пулемет штурмана. Немец нырнул вниз. Стрелок бросился к нижнему пулемету и, поймав «мессера» на прицел, нажал гашетку. «Мессершмитт-110» вздрогнул, словно наскочив на препятствие, и, окутанный огнем, рухнул на землю. Второй самолет, набрав высоту для атаки, стремительно бросился сзади на бомбардировщика. От обстрела в кабине появились пробоины, был убит стрелок. Снова застучал крупнокалиберный пулемет штурмана. Атаковавший «мессер», дав последнюю очередь, повалился на крыло и задымил. Васильев поздравил штурмана с победой, но тот ничего не ответил. Капитан обернулся назад. Штурман висел на привязных ремнях, опустив безжизненную голову. Васильев сжал руками штурвал и сделал нечеловеческие усилия, чтобы не потерять сознание. Только сейчас он почувствовал, как по спине и груди бежали ручейки крови. В его сознании настойчиво работала одна мысль: «Аэродром... скорее...»
Васильева и его боевых друзей похоронили в деревне Васильево Ярославской области. Каждое лето на могилу героя сельские пионеры приносят цветы. Они чтут память человека, отдавшего жизнь за счастье советских людей.
Герои Советского Союза Владимирской области
Владимирский край в годы Великой Отечественной войны
Ковров и ковровчане в годы Великой Отечественной войны
Категория: Гусь | Добавил: Николай (28.03.2020)
Просмотров: 977 | Теги: вов, Гусь-хрустальный район, Герой советского союза | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru