Ефим Михайлович Алексинский, много поработавший на педагогическом поприще и подготовивший массу достойных служителей духовного звания, был сын протоиерея с. Иванове (будущий гор. Иваново-Вознесенск), Шуйского уезда и родился 18 декабря 1813 года.
По другим данным родился в с. Алексино, Юрьевского уезда в семье настоятеля местного храма протоиерея Михайла Алексинского.
Детство его прошло при — сравнительно — благоприятной обстановке, — родители были люди развитые, выделявшиеся из среды собратьев, и по тогдашнему времени довольно зажиточные. Благодаря всему этому обстоятельства сложились так, что мальчик был дома основательно подготовлен к поступлению в училище и на первых порах без особого труда преодолевал премудрость преподаваемых наук в Шуйском духовном училище, куда он поступил в 1822 году. Для Алексинского школа была не страшна, с нею он скоро освоился, а его родители приложили все старание, чтобы мальчик не подвергался многочисленным бедам тогдашней училищной жизни.
Е.М. Алексинский кончил курс в училище в 1828 году под № 5 и в первом разряде перешел во Владимирскую духовную семинарию. В семинарии в то время господствовал дух классицизма; от воспитанников требовалось весьма отчетливое знание древних языков (говорили и писали на них), и, кроме того, не был в загоне и русский: ученики упражнялись в произнесении речей, проповедей, в писании стихов, шарад, эпиграмм и даже повестей. В семинарии еще живо было воспоминание о временах Ксенофонта, об издании „Семинарского Вестника". Отец Ефима Михайловича, как видно из сохранившихся рукописных тетрадок начала XIX столетия, сам принимал участие в произнесении и писании поздравительных речей по случаю тезоименитства Ксенофонта. Все это клало отпечаток и на молодого Алексинского, который при богатых дарованиях развивался умственно не по летам и успевал в науках. В 1864 г. Алексинский кончил курс первым студентом и был дослан в Московскую духовную академию, в состав XI курса. В Московской академии в то время было чему доучиться: в числе профессоров были Филарет Гумилевский, Голубинский, Делицин и Горский, составлявшие красу и гордость академии. Алексинский и здесь отличался выдающимися успехами и во все продолжение академического курса шел в числе первых учеников. Перед окончанием курса случилась, однако, какая-то история и Ефим Михайлович хотя и кончил магистром, но только под номером 10. Магистерское сочинение Алексинского, писанное, конечно, в год окончания курса, в 1838 г., было напечатано только в 1861 г. в „Православном Обозрении" под заглавием — „Св. Амвросий, епископ Медиоланский" (1861, т. IV, № 4, стр. 465 — 502, и т. V, № 5, стр. 19 — 49).
В год окончания академического курса Е.М. был определен преподавателем философии и словесности в Псковскую семинарию, где молодому магистру сразу отрезывался путь к научным занятиям, так как в большинстве провинциальных семинарий тогда не было собрания научных пособий. Это хорошо сознавало и академическое начальство, которое, желая дать особенно даровитым личностям возможность научных занятий, Алексинского продержало в Пскове не долго: в октябре 1839 г. он уже был перемещен в Московскую духовную семинарию для преподавания математики, физики, библейской истории и немецкого языка. Эти предметы Е.М. преподавал только один год, — в 1840 г. ему опять было поручено преподавать те науки, которые преподавал он и в Пскове, — логику и психологию с присоединением латинского языка; через год к этим предметам присоединен был еще еврейский язык.
Московская семинария, как известно, в преобразованном виде с 1814 г. до сентября 1823 г. помещалась вне Москвы, в Николо-Перервинском монастыре, а потом (1823 — 1844) в городе, в Заиконоспасском монастыре. За все это время семинария не нуждалась в особом священнике, так
как его должность исправляли иеромонахи. В 1844 г. был куплен для семинарии дом наследников графа Остермана, в Большом Каретном ряду, и тогда возник вопрос об особой церкви и своем священнике. На должность последнего 25 декабря 1844 г. и был посвящен митрополитом профессор Алексинский, с оставлением в прежней должности. Таким образом, Е.М. был первым священником семинарской церкви в Москве. С этого же времени его преподавательская деятельность была посвящена богословию в самых разнообразных видах, так что ему не остался чуждым ни один из богословских предметов, преподаваемых в семинарии. С начала 1841 г. Е. М. был переведен на должность помощника ректора по учебной части и стал преподавать нравоучительное богословие, учение о вероисповеданиях и учение об обязанностях пресвитеров. С этих-то пор и начинается то огромное влияние Алексинского на ту часть духовенства Москвы и Московской епархии, которая вышла из Московской семинарии. В течение почти четверти столетия в руках Алексинского находилось специальное воспитание и первоначальное руководство лиц, имеющих занять священно-служительские должности, так что он был пастырь будущих пастырей.
В 1846 г. Ефиму Михайловичу было поручено преподавание и гомилетики или науки о церковном проповедничестве, а с 1854 г. — и учение о расколе. Все это делалось по желанию митрополита Филарета, и в этом нельзя не видеть тех достоинств, которые признавал в Алексинском строгий и прозорливый митрополит.
С 1850 г. Е.М. был и семинарским библиотекарем, а по преобразовании семинарии был почтен со стороны семинарской корпорации избранием в члены педагогического собрания, и действительно был добрым советником и сотрудником.
Прослужив 30 лет в семинарии. Е.М. Алексинский в 1868 г. службу в ней оставил. Прощание его было самое трогательное. Воспитанники выразили свою благодарность наставнику в задушевных, искренних и горячих речах и адресах, свидетельствующих о глубочайшей любви и признательности к дорогому наставнику и другу за советы и наставления, за заботы об образовании из них ревностных и полезных проповедников.
Из семинарии Е.М. был перемещен, в сане протоиерея, сначала к церкви при Ремесленной богадельне, а потом к приходской Воскресенской церкви, что в Таганке. И здесь протоиерей Алексинский заслужил общее уважение, — особенно его проповеди всегда отличались простотой, назидательностью, применимостью к состоянию слушателей и художественностью выражения. В богадельне он усердным исполнением священнического долга и ласковым обращением заслужил любовь призреваемых и оставил в них благодарные воспоминания. Добротой сердца, общительностью и доступностью для всех и каждого и всего более своим редким даром наилучшего отца духовного, Е.М. снискал общее расположение и сочувствие прихожан и Воскресенской церкви. За усердную и полезную службу он получил несколько наград, которыми всегда начальство поощряло и отличало полезного труженика.
Смерть Е.М. Алексинского не была неожиданностью для всех, близко знавших его. В начале 1881 г. у него обнаружилась слабость в ногах, так что не мог ходить он без посторонней помощи; в мае 1882 г. отнялся и язык у Ефима Михайловича, а 12 июля того же года он тихо скончался, не потеряв до самой смерти сознания. Похоронен он 14 июля 1882 г. в Москве на Пятницком кладбище.
Самым выдающимся, плодотворным и полезным был период деятельности Алексинского в семинарии, прошедший под руководством митрополита Филарета. Здесь начальство назначало его на всякий предмет, зная, что он, что нужно сделает. И действительно, это был опытный преподаватель, искусный проповедник в церкви, остроумный, будящий юношеские умы к благородному соревнованию ценитель их собственных опытов в классе и примерный руководитель. Он был украшением Московской семинарии: обширная начитанность и опыты жизни при несомненной любви к делу энергичного профессора делали лекции его живыми, занимательными, тем более, что он имел редкий дар совмещать простоту изложения с силою слова учительного. В частой жизни Е.М. был простой в обращении и обходительный со всяким.