В описи города Юрьева 1613 и 1760 гг. церковь Рождества Христова не упоминается; следовательно, основание её можно отнести лишь к кон. XVIII в.
В 1792 г. холодная каменная церковь освящена в честь Рождества Христова. Антиминс 1792 года, сохранившийся в церкви, по всей вероятности, дан был в новопостроенную церковь Рождества Христова.
В этой каменной пятиглавой церкви три престола и все холодные: главный – Христорождественский, придельные: во имя св. безсребр. Козьмы и Дамиана и во имя св. великомуч. Параскевы. Переулок, в котором стоял храм, назывался Кокушкиным и Козьмодемьянским. Последнее название он получил от храма, который местные жители знали больше как Космодамианский, по посвящению одного из приделов. Есть предположение, что первоначально весь храм был освящен в честь Космы и Дамиана, и только после пристройки колокольни был переосвящен во имя Рождества Христова. Это была «холодная» церковь – сравнительно невысокий четверик, увенчанный пятью большими барабанами с луковичными главами. К четверику была пристроена низенькая трапезная с трехъярусной массивной колокольней, на которой были даже часы. На каменной колокольне церкви имелись часы. Колокольня не сохранилась, она была полностью разрушена в советское время. Четверик храма украшают ложные закомары в верхней части, а все фасады разделены небольшими лопатками на три части. И без того высокие барабаны приподняты за счет окружающих каждый барабан кокошников.
В 1878 г. к Юрьевской Христорождественской церкви назначен старостой Юрьевский 2-й гильдии купец Алексей Михайлов Бедняков.
«Уездная управа, представляя на благоусмотрение земского собрания заявление диакона Козьмодемьянской церкви Федора Доброхотова, ходатайствующего по недостаточности своих средств освободить его от платежа земских сборов за его недвижимое имущество в городе Юрьеве, имеет честь доложить, что за ним, Доброхотовым, зачислен в оклад 1900 г. деревянный 2-х этажный флигель с оценкой в 100 рублей на основании ведомости, составленной в 1899 году членом и рассмотренной в соединенном заседании земской и городской управ. Сборов за имущество Доброхотова числится за 1900 год уездного 1 руб. 60 коп., губернского 97 коп., недоимки 5 руб. 63 коп. и пени 1 руб. 22 коп. и кроме этого состоит по 1886 год недоимки губернского земского сбора 1 руб. 88 коп., а всего 11 руб. 30 коп.» (Журналы очередного Юрьевского уездного земского собрания 1900 года).
В кон. XIX века из старинных священных предметов в церкви имелись: 1) Владимирская икона Божией Матери, в сребропозлащенной ризе; местными жителями икона почиталась чудотворной. По сказанию старожилов, в храме икона существовала около ста лет. 2) Образ Знамения Пресвятой Богородицы, в сребропозлащенной ризе, с частицами св. мощей. 3) Богослужебные сосуды сребропозлащенные, 1792 года. 4) Напрестольный сребропозлащенный крест, 1796 г. 5) Напрестольный сребропозлащенный крест, с частицами св. мощей, с надписью на задней стороне: «сей крестъ города Юрьева-Польского цркви Рождества Хртова и стыхъ чудотворцевъ безсребренниковъ Космы и Дамиана 1802 года». 6) Евангелие, обложенное бархатом, с серебряными священными изображениями на досках, печати 1681 года. 7) Евангелие, обложенное бархатом, с сребропозлащенными священными изображениями на досках, печатано на полуалександрийской бумаге в 1698 году 3 декабря; на нем по листам, с 17-41, имелась надпись: «сие евангелие напрестольное въ домъ Рождества Христова приложилъ Никита Анфимовъ Сластихинъ по своихъ родителехъ и подписалъ своею рукою». В церкви хранились документы: копии с метрических книг с 1781 года, а исповедных росписей с 1829 года. Опис церковного имущества составлена в 1880 году. Причт: священник, диакон и псаломщик. Годовое содержание причта: 242 руб. 76 коп. процентов с церковного капитала, 40 руб. от земли и до 971 руб. за требоисправления, а всего до 1254 рублей. Дома у причта собственные. Приход состоял из 60 дворов, душ мужского пола 257, а женского пола 279 душ.
Церковь Рождества Христова
Диакон Христорождественской ц. Петр Косаткин 15 дек. 1916 г. перемещен в пог. Борисо-Глебский, что в Баглачеве, Влад. у.
В 1932 году отцу Зосиме было разрешено переехать в город Юрьев-Польский Владимирской области. Он устроился работать счетоводом, а в свободные дни управлял хором в единственном действующем в городе храме во имя святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. На клиросе под его руководством пели тогда старые монахини из закрытого властями Петропавловского монастыря.
Вот каким запомнился город его сыну Сергею: «...расположенный в пойме реки Колокши, он видится с высокого холма, если приближаться к нему от Кольчугина, как бы на дне огромной чаши, с редкими островками окружающих его деревень и необъятным шатром раскинутого неба. За железнодорожным полотном дорога уходит на Суздаль и Владимир. На окраинах города улицы поросли травой, выходят прямо в поле, где летом цветут ромашки, васильки, весной золотятся одуванчики. Через весь город течет неторопливая Колокша, по одной стороне её- поросшая старыми ветлами набережная, по другой тянутся сады и огороды. На возвышенности древнего вала врос в землю Георгиевский собор с шлемообразным куполом, тогда еще замшелый, с прорастающими березками на кровле, с загадочными резными изображениями на стенах. Невдалеке от него - крестообразно выложенный из кирпича Воскресенский собор, к тому времени уже закрытый. На ступенях его отдыхал я в жаркий июльский полдень, привлеченный на вал тишиной и уединенностью места. Каменные стены и башни окружают древний монастырь с шатровой колокольней, надвратной церковью Иоанна Богослова и соборным храмом Михаила Архангела, давно обращенным в музей. Городскую площадь пересекают две главные улицы, мощенные булыжником. Одна из них протянулась с юга на север, упираясь в ограду бывшего Петропавловского монастыря. В центре сохранились каменные торговые ряды, добротные двухэтажные дома с кружевным крыльцом и широкой лестницей в глубине передней. Вдоль ветвистой набережной прячутся в зелени потемневшие домики с резными наличниками; в глубине их за оконными занавесками утаена от прохожих жизнь городских обитателей.
Среди жителей Юрьева изредка встречаются местные монахини и ссыльные. Они заметны внешностью, одеждой. По дороге к храму величаво шествовала аристократического вида дама из потомков Гончаровых, выселенных из родового имения в Лопасне - Наталья Ивановна Гончарова (на фотографии Наталия и Надежда Гончаровы), недавно высланная из Сергиева Посада.
Отцу моему, как ссыльному, служить не разрешали, но жил он церковной жизнью, в праздничные дни управлял хором в отдаленном, тогда еще не закрытом, храме во имя святых бессребреников Косьмы и Дамиана. Пели бывшие насельницы Петропавловского монастыря - Агния, Феофания, Наталия (других имен не помню) и местный житель Василий Вуколович Крылов, впоследствии священник. Я присоединялся к партии альтов, прислушиваясь к голосу матушки Феофании - канонарху хора. Служба отчасти напоминала монастырь, уставность ее поддерживал иеродиакон Фавст из закрытого в 1928 г. Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры. По воскресным дням служил Преосвященный Хрисогон, известный отцу по Московской духовной академии как студент-вольнослушатель. Он приходил в храм незаметно, как простой священник. В дни архиерейских служб я помогал облачать архиерея, держал жезл и подавал трикирий. После каждой литургии Владыка благословлял и одаривал просфорой».
После ссылки и заключения отец Зосима стал сосредоточен и сдержан, но не изменил ни своих убеждений, ни твердого намерения продолжать церковное служение.
Летом 1934 г. протоиерей Зосима Навестил свою мать, которая жила в то время в Архангельске. По возвращении в Москву в августе 1934 г. о. Зосима был направлен служить в храм в с. Раменье Шаховского района Московской области. 19 февраля Тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Протоиерей Зосима Трубачев был расстрелян 26 февраля 1938 г на Бутовском полигоне под Москвой. См. Священномученик Зосима Трубачев, пресвитер (1893-1938).
Христорождественский храм, последний действовавший с городе был закрыт в 1937 г. В Христорождественском храме и Космодамианском приделе разместили молокозавод и типографию.
Церковь Бориса и Глеба
В 1792 г. усердием прихожан рядом с холодным Христорождественским храмом начато строительство теплой Борисоглебской церкви. В 1808 году была построена каменная теплая церковь с одним престолом – в честь свв. Князей Бориса и Глеба. Церкви и колокольня были обнесены каменной оградой с железными решетками.
Церковь Рождества Христова, пострадавшую менее сильно, восстановили первой, и с 2006 г. в красивом, празднично-белом храме ведутся богослужения. Борисоглебская церковь была разрушена практически до основания. Сейчас храм восстановлен.
Церковь Бориса и Глеба. 1792-1808 гг.
Разрушенная в советское время ограда со Святыми воротами также восстановлена.