Главная
Регистрация
Вход
Пятница
09.12.2016
22:15
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 195

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [400]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [102]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [24]
Гусь [31]
Вязники [86]
Камешково [24]
Ковров [30]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [38]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [18]
Религия [1]
Иваново [11]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 11
Пользователей: 1
Jupiter

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Юрьев

Церковь Рождества Христова, город Юрьев-Польский

Церковь Рождества Христова


Церковь Рождества Христова

В описи города Юрьева 1613 и 1760 гг. церковь Рождества Христова не упоминается; следовательно, основание её можно отнести лишь к кон. XVIII в. Антиминс 1792 года, сохранившийся в церкви, по всей вероятности, дан был в новопостроенную церковь Рождества Христова.
В этой каменной пятиглавой церкви три престола и все холодные: главный – Христорождественский, придельные: во имя св. безсребр. Козьмы и Дамиана и во имя св. великомуч. Параскевы.
Переулок, в котором стоял храм, назывался Кокушкиным и Козьмодемьянским. Последнее название он получил от храма, который местные жители знали больше как Космодамианский, по посвящению одного из приделов. Есть предположение, что первоначально весь храм был освящен в честь Космы и Дамиана, и только после пристройки колокольни был переосвящен во имя Рождества Христова.
Это была «холодная» церковь – сравнительно невысокий четверик, увенчанный пятью большими барабанами с луковичными главами. К четверику была пристроена низенькая трапезная с трехъярусной массивной колокольней, на которой были даже часы.
На каменной колокольне церкви имелись часы. Колокольня не сохранилась, она была полностью разрушена в советское время.
Четверик храма украшают ложные закомары в верхней части, а все фасады разделены небольшими лопатками на три части. И без того высокие барабаны приподняты за счет окружающих каждый барабан кокошников.

В 1878 г. к Юрьевской Христорождественской церкви назначен старостой Юрьевский 2-й гильдии купец Алексей Михайлов Бедняков.
«Уездная управа, представляя на благоусмотрение земского собрания заявление диакона Козьмодемьянской церкви Федора Доброхотова, ходатайствующего по недостаточности своих средств освободить его от платежа земских сборов за его недвижимое имущество в городе Юрьеве, имеет честь доложить, что за ним, Доброхотовым, зачислен в оклад 1900 г. деревянный 2-х этажный флигель с оценкой в 100 рублей на основании ведомости, составленной в 1899 году членом и рассмотренной в соединенном заседании земской и городской управ. Сборов за имущество Доброхотова числится за 1900 год уездного 1 руб. 60 коп., губернского 97 коп., недоимки 5 руб. 63 коп. и пени 1 руб. 22 коп. и кроме этого состоит по 1886 год недоимки губернского земского сбора 1 руб. 88 коп., а всего 11 руб. 30 коп.» (Журналы очередного Юрьевского уездного земского собрания 1900 года).
Кон. XIX века: «Изъ старинныхъ священныхъ предметовъ въ церкви имеются: 1) Владимирская икона Божией Матери, въ сребропозлащенной ризе; местными жителями сия икона почитается чудотворною. По сказанию старожиловъ, въ храме икона существуетъ около ста летъ. 2) Образъ Знамения Пресвятыя Богородицы, въ сребропозлащенной ризе, съ частицами св. мощей. 3) Богослужебные сосуды сребропозлащенные, 1792 года. 4) Напрестольный сребропозлащенный крестъ, 1796 г. 5) Напрестольный сребропозлащенный крестъ, съ частицами св. мощей, съ надписью на задней стороне: «сей крестъ города Юрьева-Польского цркви Рождества Хртова и стыхъ чудотворцевъ безсребренниковъ Космы и Дамиана 1802 года». 6) Евангелие, обложенное бархатомъ, съ серебряными священными изображениями на доскахъ, печати 1681 года. 7) Евангелие, обложенное бархатомъ, съ сребропозлащенными священными изображениями на доскахъ, печатано на полуалександрийской бумаге въ 1698 году 3 декабря; на немъ по листамъ, съ 17-41, имеется надпись: «сие евангелие напрестольное въ домъ Рождества Христова приложилъ Никита Анфимовъ Сластихинъ по своихъ родителехъ и подписалъ своею рукою».
Въ церкви хранятся документы: копии съ метрическихъ книгъ съ 1781 года, а исповедныхъ росписей съ 1829 года. Опись церквонаго имущества оставлена въ 1880 году.
Причтъ: священникъ, диакон и псаломщикъ. Годовое содержание причта: 242 руб. 76 коп. процентовъ съ церковнаго капитала, 40 руб. отъ земли и до 971 руб. за требоисправления, а всего до 1,254 рублей. Дома у причта собственные.
Приходъ состоитъ изъ 60 дворовъ, душъ мужескаго пола 257, а женскаго пола 279 душъ».


Церковь Рождества Христова

В 1932 г. в Юрьев-Польской было разрешено переехать ещё находившемуся в ссылке о. Зосиме Трубачеву. Вот каким запомнился город его сыну Сергею: «...расположенный в пойме реки Колокши, он видится с высокого холма, если приближаться к нему от Кольчугина, как бы на дне огромной чаши, с редкими островками окружающих его деревень и необъятным шатром раскинутого неба. За железнодорожным полотном дорога уходит на Суздаль и Владимир. На окраинах города улицы поросли травой, выходят прямо в поле, где летом цветут ромашки, васильки, весной золотятся одуванчики. Через весь город течет неторопливая Колокша, по одной стороне её- поросшая старыми ветлами набережная, по другой тянутся сады и огороды. На возвышенности древнего вала врос в землю Георгиевский собор с шлемообразным куполом, тогда еще замшелый, с прорастающими березками на кровле, с загадочными резными изображениями на стенах. Невдалеке от него - крестообразно выложенный из кирпича Воскресенский собор, к тому времени уже закрытый. На ступенях его отдыхал я в жаркий июльский полдень, привлеченный на вал тишиной и уединенностью места. Каменные стены и башни окружают древний монастырь с шатровой колокольней, надвратной церковью Иоанна Богослова и соборным храмом Михаила Архангела, давно обращенным в музей. Городскую площадь пересекают две главные улицы, мощенные булыжником. Одна из них протянулась с юга на север, упираясь в ограду бывшего Петропавловского монастыря. В центре сохранились каменные торговые ряды, добротные двухэтажные дома с кружевным крыльцом и широкой лестницей в глубине передней. Вдоль ветвистой набережной прячутся в зелени потемневшие домики с резными наличниками; в глубине их за оконными занавесками утаена от прохожих жизнь городских обитателей.
Среди жителей Юрьева изредка встречаются местные монахини и ссыльные. Они заметны внешностью, одеждой. По дороге к храму величаво шествовала аристократического вида дама из потомков Гончаровых, выселенных из родового имения в Лопасне - Наталья Ивановна Гончарова (на фотографии Наталия и Надежда Гончаровы), недавно высланная из Сергиева Посада.
Отцу моему, как ссыльному, служить не разрешали, но жил он церковной жизнью, в праздничные дни управлял хором в отдаленном, тогда еще не закрытом, храме во имя святых бессребреников Косьмы и Дамиана. Пели бывшие насельницы Петропавловского монастыря - Агния, Феофания, Наталия (других имен не помню) и местный житель Василий Вуколович Крылов, впоследствии священник. Я присоединялся к партии альтов, прислушиваясь к голосу матушки Феофании - канонарху хора. Служба отчасти напоминала монастырь, уставность ее поддерживал иеродиакон Фавст из закрытого в 1928 г. Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры. По воскресным дням служил Преосвященный Хрисогон, известный отцу по Московской духовной академии как студент-вольнослушатель. Он приходил в храм незаметно, как простой священник. В дни архиерейских служб я помогал облачать архиерея, держал жезл и подавал трикирий. После каждой литургии Владыка благословлял и одаривал просфорой».
После ссылки и заключения о. Зосима стал сосредоточен и сдержан, но не изменил ни своих убеждений, ни твердого намерения продолжать церковное служение. Священномученик Зосима родился 24 декабря 1893 г. в с. Пучуга Сольвычегодского уезда Вологодской губернии в семье диакона Василия Трубачева и его жены Веры Петровны. Первоначальное образование Зосима получил в духовном училище в г. Никольске, затем поступил в Вологодскую Духовную семинарию, а в 1914 г. - в Московскую Духовную академию, которую окончил в 1918 г. Душевные качества Зосимы Васильевича, любовь к храму и богослужению предопределили его священнический путь. Наделенный идеальным слухом и певческими данными, он еще в семинарии обучился певческому искусству и с успехом заменял регента. В студенческие годы Зосима Васильевич управлял вторым академическим хором и хором при домовой церкви во имя равноапостольной Марии Магдалины в Сергиево-Посадском убежище сестер милосердия Красного Креста. Годы обучения в академии воспитали в нем верность и преданность Православной Церкви. Он часто посещал старцев Зосимовой пустыни, получая от них ответы на насущные вопросы духовной жизни. За год до окончания академии он вступил в брак с Клавдией Санковой, отец которой, Георгий Прохорович, по профессии железнодорожный мастер, был большим почитателем преподобного Варнавы Гефсиманского, к которому часто обращался за советами.
В марте 1918 г. Зосима Васильевич был рукоположен в сан диакона, а 25 апреля того же года Святейший Патриарх Тихон в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры рукоположил его в сан священника. Первым местом его служения стал Богородице-Рождественский храм в с. Подосиновец в Вологодской епархии. За несколько месяцев до приезда сюда о. Зосимы настоятель храма протоиерей Николай Подьяков претерпел мученическую кончину от рук безбожников. Отец Зосима стал служить в храме в селе Подосиновец в конце 1918 г. Уроженец Вологодской губернии, он хорошо знал жизнь местных крестьян, занимавшихся хлебопашеством и возделыванием льна, из которого ткали полотно и шили одежду, ее носили все местные жители. Поселившись в Подосиновце, о. Зосима целиком посвятил себя пастырской деятельности. Совершение богослужений, проповедь слова Божия, отеческая забота о вверенных ему прихожанах, христианское воспитание детей стало смыслом и содержанием его жизни. Он посещал больных в отдаленных селениях прихода, устраивал воскресные беседы, обличал сектантов, просто и доступно изъяснял истины православной веры, приходил на помощь всем нуждающимся. Он взял на воспитание тринадцатилетнюю сироту, дочку утонувшего помора.
В Подосиновце у о. Зосимы и его супруги, Клавдии Георгиевны, родилось трое детей. С младшим сыном священника в младенческом возрасте произошло событие, которое вся семья однозначно восприняла как чудо. В один из праздничных дней собрались Родные и гости; о. Зосима держал мальчика на руках, но кто-то его позвал. Он положил ребенка на подоконник и поспешно вышел. Через несколько мгновений мальчик упал со второго этажа дома на улицу. Когда его принесли, он тотчас впал в забытье и по-видимому уснул. Отец Зосима ушел в другую комнату и стал горячо молиться. Мальчик проснулся вполне здоровым. Отец Зосима очень любил детей. На Рождество в доме священника наряжалась елка для приходских детей, пелись рождественские и детские песни. Служил о. Зосима внутренне собранно, сосредоточенно, истово, весь уходя в молитву. Возгласы произносил распевно, звучно, молитвы читал горячо и убежденно. На праздник Крещения водоосвящение в Подосиновце происходило на реке Юг. Летом водосвятные молебны совершались перед храмом на огромном камне-валуне.
В 1922 г. о. Зосиму впервые арестовали во время кампании по изъятию церковных ценностей, и он был заключен в тюрьму в Великом Устюге. Вскоре однако он был освобожден и вернулся служить в Подосиновец.. В 1924 г. о.Зосима перешел служить в Ивановскую епархию, которую возглавлял в то время епископ Августин (Беляев). Некоторое время Зосима служил в храме в с. Кохма неподалеку от г. Иванова, в середине двадцатых годов православные Иванова переживали один из самых тяжелых периодов своей церковной истории. Обновленцы при поддержке властей захватили почти все храмы в городе. Епископу Августину запретили жить в кафедральном городе, и он приезжал в Иваново для совершения богослужений. В о. Зосиме владыка нашел твердого и мужественного защитника православия, и в 1925 г. направил его им, в Введенский храм в Иванове, так как настоятель этого храма перешел в обновленчество и многие из клира храма склонялись к переходу к обновленцам. Отец Зосима был назначен настоятелем и возведен в сан протоиерея. Приход здесь оказался разрушенным, богослужение совершалось небрежно, церковное пение к тому времени было почти полностью заменено концертным исполнением молитв.
Отец Зосима тратил много сил, чтобы наладить уставное совершение богослужений, преодолеть среди причта привычку к небрежному отправлению чинопоследований, в особенно таинства исповеди. Он настойчиво отстаивал обиходные традиции нотного пения, не совместимые с концертностью, стремился передать хору свое молитвенное настроение. Для того чтобы привлечь православных к обновленцам, власти разрешили им совершать крестные ходы по городу, в то время как православные на это права не имели, а в случае неповиновения им угрожали различными карами. Протоиерей Зосима, несмотря на угрозы, не согласился отменить крестные ходы.
Во время ночной пасхальной службы, когда с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесах...» священство и верующие вышли из храма, их стали теснить безбожники, выкрикивая ругательства и угрозы. Отца Зосиму, как и все духовенство, охраняли прихожане храма, ивановские рабочие. Они, взявшись за руки, оцепили процессию и не допустили избиения верующих.
По воскресеньем после вечернею после служения о. Зосима проводил беседы на религиозные темы, привлекая к ним всех служивших в храме священников. Каждую неделю по вторникам читался акафист перед чтимой иконой Божией Матери «Нечаянная Радость». Проповеди о.Зосимы убеждали силой веры; слушатели чувствовали, что перед ними человек, всецело предавший себя воле Божией. Изъясняя Евангелие, он призывал неуклонно исповедовать Христа, не отрекаться от Него, для укрепления веры в слушателях приводил примеры из житий святых мучеников. Из русских подвижников он особенно почитал преподобного Серафима Саровского.
В июле 1926 г. он совершил вместе с прихожанами поездку в Саров. От Арзамаса паломники двинулись на подводе. Большую часть пут Зосима прошел пешком. Они пришли ко всенощной; на другой день побывали в пустыньке, на камне, где молился преподобный, и на источнике. На обратном пути остановились в Дивееве и прошли с молитвой вдоль Богородичной канавки. Отец Зосима побывал у блаженной Марии Ивановны, которая, отступив от своего обыкновения при посетителях бушевать и ругаться, приняла его весьма ласково. Отец Зосима был характера общительного, легко сближался с людьми и церковными и мирскими, к нему тянулись люди и простые и образованные. Но при этом он всегда оставался священником, лицом, облеченным во иерейский сан, и интерес к различным сторонам жизни не заглушал в нем внутренней молитвенной настроенности.
В 1928 г. в Иванове расклеили по городу списки «лишенцев», людей, лишенных гражданских прав - фабрикантов, купцов, военный и священнослужителей. Продолжалось глумление безбожников над церковными праздниками, устраивались антирелигиозные карнавальные шествия. В 1926 г. власти арестовали епископа Августина и выслали в Среднюю Азию. В Иванове остались его дочери, которые еще в младенчестве лишились матери. Протоиерей Зосима обратился к прихожанам Введенского храма с просьбой оказать помощь сиротам. Как только это стало известно властям, они арестовали священника. 7 сентября 1928 г. Особое Совещание Коллегии ОГПУ приговорило протоиерея Зосиму к трем годам ссылки в г. Вельск Вологодской области с запрещением служить. В 1929 г. наказание было ужесточено, и он был заключен в исправительно-трудовой лагерь и отправлен на лесоразработки неподалеку от станции Няндома Архангельской области, где начиналось тогда строительство новой железной дороги.
В 1932 г. о. Зосиме было разрешено переехать в Юрьев-Польской. Летом 1934 г. протоиерей Зосима Навестил свою мать, которая жила в то время в Архангельске. По возвращении в Москву в августе 1934 г. о. Зосима был направлен служить в храм в с. Раменье Шаховского района Московской области. В 19341 в Москву из заключения вернулся епископ Августин, и заместитель Meстоблюстителя митрополит Сергий направил его на Калужскую кафедру. Протоиерей Зосима встретился с епископом, и тот предложил ему служить в Калужской епархии. Давно и хорошо зная владыку Августина, о. Зосима с радостью согласился и был назначен настоятелем Казанского храма в г. Малоярославце и благочинным приходов в Малоярославецком районе. Отец Зосима духовно окормлял свою паству, многих ссыльных монахинь и духовенство, среди которых был и вернувшийся из концлагеря священноисповедник протоиерей Роман (Медведь), которого во время его смертельной болезни о. Зосима посещал каждый день до самой кончины, последовавшей 8 сентября 1937 г. 26 января 1938 г. власти арестовали протоиерея Зосиму, и он был заключен в Таганскую тюрьму в Москве.
Лжесвидетели, которых допрашивали следователи, утверждали, будто о. Зосима говорил, что коммунисты, арестовывая священников, хотят запугать народ, но мы должны до смерти защищать веру Христову; коммунисты надругались над православной верой, тысячи ни в чем не повинных священников томятся тюрьмах, коммунисты силой принуждают народ к неверию в Бога, не это им не удастся... Лжесвидетели говорили, что протоиерей Зосима имеет обширные связи с гонимыми советской властью людьми, которые высылаются ею как враги народа, а сейчас все они арестованы, что эти люди пели у священника на клиросе и к нему приезжало много духовенства из Москвы. 29 января следователь допросил священника, спросив, признает ли он себя виновным в том, что вел активную контрреволюционную работу против советской власти. Отец Зосима категорически отказался признать себя виновным в возводимых на него обвинениях. 19 февраля Тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Протоиерей Зосима Трубачев был расстрелян 26 февраля 1938 г на Бутовском полигоне под Москвой.

Христорождественский храм, последний действовавший с городе был закрыт в 1937 г. В Христорождественском храме и Космодамианском приделе разместили молокозавод и типографию.

Церковь Бориса и Глеба

В 1808 году, усердием прихожан рядом с церковью Рождества Христова была построена каменная теплая церковь с одним престолом – в честь свв. Князей Бориса и Глеба.
Церкви и колокольня были обнесены каменной оградой с железными решетками.

Церковь Рождества Христова, пострадавшую менее сильно, восстановили первой, и с 2006 г. в красивом, празднично-белом храме ведутся богослужения.
Борисоглебская церковь была разрушена практически до основания. Сейчас храм восстановлен.


Церковь Бориса и Глеба. 1792-1808 гг.

Разрушенная в советское время ограда со Святыми воротами также восстановлена.


Святые Ворота


Город Юрьев-Польский.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Церковь Святого Никиты Мученика
Церковь Вознесения Господня

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Юрьев | Добавил: Jupiter (06.06.2015)
Просмотров: 591 | Теги: Юрьев-Польский, Церковь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика