Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
08.09.2024
02:42
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1597]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [245]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [174]
Учебные заведения [175]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2400]
архитекторы [30]
краеведение [73]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [170]
Боголюбово [20]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Камешково

Дорофеев Иван Дмитриевич

Дорофеев Иван Дмитриевич

Е. Федоров. КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬ


Дорофеев Иван Дмитриевич

Дорофеев Иван Дмитриевич родился 13 января 1916 года в д. Сереброво Ковровского уезда, в крестьянской семье, только что похоронившей отца. Деревня Сереброво расположена в живописном месте. Сосновый бор, небольшая речка, крестьянские поля окружали ее со всех сторон. Рядом — небольшая ткацкая фабричонка (пос. им. Кирова).
Детство Вани Дорофеева было во всем схожим с детством его сверстников тех лет, деревенских мальчишек первых послереволюционных лет. Ни тогда, ни потом, подростком, юношей, никогда не видевшим моря, он даже не мечтал о бескрайних водных просторах. Не потому, что это было чем-то недостижимым. Просто весь уклад затерянной среди лесов и полей небольшой деревушки не мог натолкнуть на подобные мысли.
Здесь он рос, учился в Серебровской школе в 1924-1928 годах. Как единственному мужчине в семье, ему с раннего детства приходилось много работать, чтобы прокормить себя и своих близких. Что было характерно для подростков того времени — так это тяга к знаниям. Хотел узнать как можно больше всего и обо всем и Ваня Дорофеев. Знаний, полученных в сельской школе, явно не хватало. В двенадцати километрах от Сереброва был фабричный поселок Камешково со школой-девятилеткой №2. В пятый класс этой школы и поступил Ваня в 1928 году вместе со своими друзьями. Незаметно пролетели два года. Можно было продолжить учебу в школе, но Ваня решил: нужны не просто знания, нужна еще и специальность. Так подросток оказался в Ковровской профессионально-технической школе, которая давала квалификацию машиносборочиого подмастера. Занимался Ваня упорно, старательно. Уже тогда он пользовался уважением у товарищей. Не зря на последнем году обучения его избрали секретарем комитета комсомола.
В 1932 году Ваня успешно окончил училище и стал работать на заводе имени Малеева и Кангина слесарем четвертого разряда. В том же году он поступил на вечерний энергетический рабфак. Был одним из самых молодых на факультете, но в учебе и в труде не отставал ни от кого.
Позднее Иван Дмитриевич скажет, что ему всегда везло на встречи с хорошими людьми, которые помотали ему на трудном жизненном пути. И среди таких людей одними из первых назовет он учителей рабфака, преподавателя литературы и русского языка А.И. Успенскую и преподавателя математики В.А. Андропова. Он всю жизнь был благодарен им за то, что они не только привили ребятам знания по своему предмету, но и учили их жить, отличать плохое от хорошего, воспитывали в них желание стать образованными людьми, нужными стране, своему народу.
Забегая несколько вперед, скажем словами самого Ивана Дмитриевича:
— Что помогло мне прожить трудную, но интересную и счастливую жизнь? — спросит он и сам же ответит: — Я не разбрасывался, старался быть целеустремленным. Всегда имел перед собой определенную цель и твердо к ней стремился. Ни разу не изменил раз и навсегда выбранной профессии, начиная о ранней юности и кончая нынешними днями.
Эта целеустремленность, верность избранному делу привела юношу в 1934 году в Московский энергетический институт. Это было в тридцатые годы — во время первых пятилеток, экономического становления нового строя.
Чувство гордости за свою страну, за свой народ, было очень велико в массах. Не могли стоять в стороне от огромного патриотического подъема и студенты одного из ведущих вузов страны, среди которых был и Иван Дорофеев. Он мечтал после института пойти работать механиком на завод или на фабрику, чтобы быть непосредственным участником происходящих вокруг грандиозных свершений. Но тревожило и другое. Над миром сгущались тучи опасности. Страна стояла накануне войны. Студенты изучали военные дисциплины, каждое лето ездили в военные лагеря. Вместе со всеми участвовал в этих занятиях и наш земляк. В 1937 году ему было присвоено звание младшего лейтенанта запаса войск связи.
В 1937 году в институт приехали представители Военно-Морского Флота. Они говорили о необходимости укрепления военно-морских сил страны, приглашали на флот. И снова: надо! При отборе желающих основными было состояние здоровья. Отобрали 36 человек. Дорофеев оказался в первой шестерке. Так решилась его судьба, навек связанная потом с флотом, с кораблями, с морем.
Бывших студентов направили в Ленинград. Ивана Дорофеева зачислили на третий курс Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф.Э. Дзержинского, расположенного в здании главного Адмиралтейства.
В 1940 году, после окончания училища, И.Д. Дорофеев был направлен на Черноморский флот командиром машинной группы эскадренного миноносца «Шаумян». Через некоторое время стал командиром боевой части этого корабля, старшим инженер-механиком.
Наступил суровый 1941 год. В это время Черноморский флот готовился к возможной войне. Боевые тревоги и учения следовали друг за другом. Перед самым началом Великой Отечественной войны корабли флота только что вернулись в свою главную базу — Севастополь — с больших общефлотских учений, во время которых длительное время находились в море. Позднее Иван Дмитриевич вспоминал:
— С субботы 21-го на воскресенье 22-го июня я был уволен на берег до понедельника. Наша квартира находилась на берегу бухты Голландия на территории электромеханической школы флота, где сейчас находится Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище. Ночью меня разбудила жена: «Ваня, тревога!» Я подумал, что это тревога в электромеханической школе, а не общебазовый сбор. Однако быстро оделся и отправился на пристань. Следуя на катере на свой эсминец, я и мои товарищи видели, как лучи прожекторов высвечивали самолеты, по которым вели огонь трассирующими снарядами зенитные пушки. Поначалу казалось, что это были учения, максимально приближенные к боевым действиям. Но очень скоро мы убедились, что это было вероломное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину.
Так началась Великая Отечественная война в Севастополе, так началась боевая работа Черноморского флота.
— Ничего героического, выдающегося я во время войны не совершал, — рассказывал потом Иван Дмитриевич. — Это была обычная, будничная работа. Наше дело — обеспечение надежной работы энергетики, всего корабельного «организма».
«Будничная работа». Сколько всего за этими простыми словами! Бои за Одессу. Немцы вошли в город, но лишь на другой день после того, как его покинул последний защитник. Ни единого трофея не смог захватить здесь враг, все было эвакуировано. Последний транспорт с пятью тысячами раненых вывел из Одессы на буксире эсминец «Шаумян». Над ним кружились вражеские стервятники, пытаясь не выпустить, уничтожить.
Потом был отрезанный с суши вражескими войсками Севастополь, где каждый камень полит кровью героических защитников.
...29 декабря 1941 года — высадка десанта в Феодосийской бухте. Катера и малые судна подорвали боновые и другие заграждения. Вслед за ними в бухту ворвались крейсеры «Красный Кавказ», «Красный Крым», а также несколько эсминцев, в том числе «Шаумян». Корабли открыли кинжальный огонь по укреплениям противника, потом пришвартовались к стенке причала и высадили десант. На «Шаумяне» снарядом срезало половину мачты, появились убитые. И.Д. Дорофеев находился в этот момент в машинном отделении, следил за четкостью работы механизмов. Осколок пробил палубу над головой, рядом ранило машиниста. Приборы, механизмы работали четко, экипаж с честью выполнил свою задачу.
С 1942 по 1944 годы И.Д. Дорофеев служил в той же должности на другом эсминце — «Железняков». Базировались в Новороссийске, Туапсе, Поти, Батуми. Набеги на захваченную врагом территорию, высадка десантов, в том числе и на легендарную Малую землю, перевозка войск и боевой техники, конвоирование транспортов. И каждый день — «будничная работа», которая зовется настоящим героизмом.
23 февраля 1942 года в осажденном Севастополе И.Д. Дорофеев за активное участие в обороне Одессы и Крыма был удостоен первой правительственной награды — ордена Красной Звезды.
...Весной 1944 года встал вопрос о разделе между союзниками трофейного флота вышедшей из войны фашистской Италии. Наши союзники — Англия и США — выделили Советскому Союзу из состава своего флота линейный корабль, крейсер, восемь эскадренных миноносцев и четыре подводные лодки. Линейный корабль, эсминцы и подводные лодки, довольно старые и потрепанные, предстояло принять в Англии и перевезти на Северный флот для участия в Великой Отечественной войне. Были скомплектованы специальные команды моряков для похода в Англию. В специальную команду эсминца «Достойный» командиром боевой части назначили И.Д. Дорофеева.
Чувство Родины, патриотизм советского человека! Там, за границей, Иван Дмитриевич испытал их особенно остро. Через тридцать с лишним лет он скажет:
— Заграничный образ жизни мне полностью противопоказан. Человеку, познавшему социалистический образ жизни, привычки и нравы капиталистического мира чужды.
После возвращения в Мурманск И.Д. Дорофеев работает инженер-механиком дивизиона эсминцев, которые конвоировали суда, идущие по Северному морскому пути, выполняли другие задания.
В самом конце войны Иван Дмитриевич был послан на Дальний Восток командиром боевой части крейсера, а затем инженер-механиком дивизиона фрегатов. В этой должности плавал в Америку принимать корабли, которые затем участвовали с войне с Японией. Весть о капитуляции Японии 2 сентября 1945 года и об окончательном завершении второй мировой войны встретил в Петропавловске-Камчатском.

Отгремела самая страшная война в истории человечества. Страна залечивала раны, поднимала из руин города, восстанавливала заводы и фабрики, сеяла хлеб. Нужны были сырье для промышленности, новые станки и машины. Но нужно было и другое. В памяти еще не угасли страшные картины войны, разрушений, мир еще не пришел в себя от взрывов американских бомб в Хиросиме и Нагасаки. Бряцающие оружием некоторые недавние союзники могли вновь ввергнуть мир в кровавую катастрофу. Это обязывало еще больше крепить обороноспособность страны, быть всегда готовыми дать сокрушительный отпор врагу. А для этого были необходимы совершенная боевая техника, могучий Военно-Морской Флот, оснащенный новейшим вооружением.
Надо было и обобщить опыт только что минувшей войны, развить его, обогатить новыми достижениями стремительно идущей вперед науки и техники.
Понимая, что накопленных знаний и опыта еще не достаточно, И.Д. Дорофеев осенью 1946 года поступает в Военно-морскую академию кораблестроения и вооружения имени А.Н. Крылова в Ленинграде. В академии упор делался на самостоятельное освоение слушателями современной техники, развитие их творческих способностей. Здесь Иван Дмитриевич встретился со многими видными учеными, конструкторами, энергетиками, у которых многое взял для своей жизни и работы. Окончив академию с отличием, он по направлению поступает в органы военного кораблестроения.
С 1949 по 1952 год участвовал в разработке и испытаниях паросиловых установок боевых кораблей.
В 1952 — 1957 годах принимал участие в проектировании, строительстве и испытании ядерной энергетической установки для первой советской атомной подводной лодки «Ленинский комсомол».
С 1956 года возглавлял отдел атомных энергетических установок Научно-исследовательского института военного кораблестроения.
С 1959 по 1968 год был начальником энергетического управления Научно-исследовательского института военного кораблестроения. До 1969 года он занимался разработкой и созданием новых кораблей и корабельной техники. Авторитетный ученый-кораблестроитель, участвовавший в создании и строительстве корабельных энергетических установок, он занимал ряд важных постов в военном кораблестроении. Многое сделано им для укрепления мощи нашего Военно-Морского Флота.
Родина по заслугам оценила деятельность И.Д. Дорофеева. В 1959 году за создание новых кораблей он был награжден орденом Ленина. В 1961 году присвоено звание контр-адмирала-инженера.
В 1964 году в составе Правительственной комиссии участвовал в 51 суточном испытательном походе подводной лодки «К-27» в Атлантику.
В 1964 году за коренное усовершенствование методов производства в области энергетики ему была присуждена Ленинская премия.
В 1966 году И.Д. Дорофеев защитил докторскую диссертацию, стал доктором технических наук, в 1970 году получил звание профессора. Награжден шестью орденами и семнадцатью медалями.
В 1969 году И.Д. Дорофеев был назначен начальником факультета кораблестроения Военно-морской орденов Ленина и Ушакова академии имени Маршала Советского Союза А.А. Гречко. В этой должности служил до ухода в запас в 1976 году.
Уволившись в запас, продолжал работать профессором Кафедры атомной энергетики и ядерной безопасности объектов военно-морского флота академии, вел общественную работу, являлся председателем специализированного ученого совета по присуждению докторских ученых степеней.
Иван Дмитриевич вместе со своей женой вырастили и воспитали двоих сыновей. Старший пошел по стопам отца, он стал моряком, капитаном третьего ранга. Младший — архитектором.
Рассказывая о своем большом жизненном пути — от курсанта до адмирала, видного ученого, Иван Дмитриевич говорил:
— В моем воспитании и формировании как личности огромную роль сыграли комсомол, партия, активное участие в общественной жизни. Я был комсомольским секретарем в профтех-школе, на рабфаке, в институте, много общался с комсомольцами, партийными работниками. Эта работа, это общение и заложили во мне основные деловые, моральные и нравственные качества советского человека, советского ученого.
Умер в 1987 году в Ленинграде, похоронен на Северном кладбище.


Мемориальная доска в честь 100-летия со дня рождения Ивана Дмитриевича Дорофеева

16 января 2016 года на здании Серебровской основной общеобразовательной школы в поселке имени Кирова Камешковского района была торжественно открыта мемориальная доска, посвященная профессору, доктору технических наук, конструктору энергетических установок первых советских атомных подводных лодок инженер-контр-адмиралу Ивану Дмитриевичу Дорофееву.
Возле школы собралось представительное сообщество людей — педагогов, учащихся, глав администраций — района и сельского поселения Брызгаловское и их заместителей, общественности, жителей поселка.
Право открыть мемориальную доску предоставили директору Серебровской школы Татьяне Маловой и сыну контр-адмирала Валентину Ивановичу Дорофееву — профессору, доктору технических наук и академику Академии военных наук. Ему в детстве тоже довелось пожить в Сереброво. По примеру отца он избрал карьеру офицера флота и военного инженера и также занимается корабельными энергетическими установками. Общение местных жителей с именитым гостем получилось живым и неформальным.
Памятная доска в честь столетия И.Д. Дорофеева открыта 13 января и в НИИ кораблестроения и вооружения ВМФ.

Награды:
- Орден Ленина;
- Орден Отечественной войны 1-й степени;
- Орден Отечественной войны 2-й степени (дважды);
- Орден Красной Звезды (дважды);
- Орден Красного Знамени;
- Орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени;
- Медали.
Владимирский край в годы Великой Отечественной войны

Категория: Камешково | Добавил: Николай (18.03.2020)
Просмотров: 917 | Теги: вов | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru