Деревня Мокеево Камешковского района. Мокеева Гора (Мокеев вал)
Деревня Мокеево
Мокеево – деревня в Камешковском районе Владимирской области. Входит в состав муниципального образования Второвское. Расположена около автодороги М-7 «Волга» примерно в 20 км к востоку от Владимира.
Казенная деревня Мокеева: число дворов - 70; число душ по 8 ревизии (1834): мужского пола - 202, женского пола - 210; число душ по 9 ревизии (1850): мужского пола - 192, женского пола - 242. Господствующие виды производительности: сверх хлебопашества, занимаются каменною и кровельною работами; ветряная мельница. В 1859 году число дворов - 73; число душ мужского пола - 187; женского пола - 243. После 1861 года деревня Мокеево входила в состав Давыдовской волости Владимирского уезда (с центром в селе Давыдово). Деревня входила в приход Преображенской церкви села Давыдово.
Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года
В 1890 году было открыто Мокеевское училище, расположившееся в одноэтажном деревянном доме, крытым тёсом. С 1890 г. учительница – Серафима Еремеева, с 1902 г. законоучитель – отец Иоанн Гусев. В школе был один класс, где обучались 42 ученика (на 1900 год). По данным 1905 года, в деревне было 86 дворов и 514 жителей.
Часовня иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в деревне Мокеево
В 1905 г. страшный пожар охватил деревню Мокеево. Из всей деревни осталось лишь два дома. В память этого события и на поклон погибшим и пострадавшим уцелевшие жители поставили в центре деревни небольшую каменную часовню во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина».
В 1920-е годы деревня Мокеево входила в состав Давыдовской волости Владимирского уезда. «Пример, достойный подражания (дер. Мокеево, Давыдовской вол., Владим. у ). У нас в деревне, по инициативе группы крестьянской молодежи в последних числах ноября, организовался культпросвет «Прогресс». В первое время развивать культработу, не имея совершенно средств, было трудно, но благодаря активности правления культпросветительная работа пошла по линии подъема. В течение декабря месяца было поставлено несколько спектаклей, пьесы разыгрывались, большею частью, революционного содержания. Спектакли посещало значительное количество молодежи из соседних деревень. Из них многие записались в члены кружка. Спектакли ставятся бесплатно. Кроме того, за декабрь м-ц в кружке была прочтена лекция на тему: «Развитие капитализма» и два доклада о международном и внутреннем положении. Правление кружка выписало газеты: «Призыв» и «Бедноту», купило и портреты вождей революции. Три дня в неделю в кружке производится чтение газет, в недалеком будущем будет открыта специальная читальня. Чтобы eще успешнее шла кружковая работа, необходимо активное участие школьн. работников, которые, пока, очень недостаточно уделяют внимание культпросвет работе среди населения» («Призыв», 8 января 1924). По данным Всесоюзной переписи 1926 года, в деревне Мокеево было 97 крестьянских хозяйств и проживало 467 человек (208 мужчин и 259 женщин).
«В дер. Мокеево, Давыдовского сельсовета, из 50 хозяйств организовался колхоз. Устав сел.-хоз. артели был проработан и райЗО колхоз утвердил. Сейчас идет сбор страхсемфондов и фуражных, обобществление лошадей и сел.-хозяйственного инвентаря. Пробравшиеся в колхоз зажиточные, противоколхозные элементы, с первых же дней повели разлагательскую работу. Избранный председателем колхоза Бабенков первым отказался от сдачи причитавшегося с него фуража, заявляя: «у меня его нет». В то же время он фураж продает на базаре. Бабенков колхозникам за председательство предъявил рваческие требования. Колхозники не согласились на них и из председателей Бабенкова отвели. Сейчас Бабенков из колхоза вышел и среди бедноты, еще не вступившей в колхоз, ведет злостную, вредительскую агитацию. Агитация классового врага должна быть бита развертыванием массово-политической работы среди колхозников и трудящихся-единоличников» («Призыв», 10 марта 1933). «В дер. Мокеево (Давыдовский сельсовет) 40 единоличных хозяйств, из них 12 лошадных. Сельсовет (предсельсовета Бугров) никакой работы среди единоличников не ведет. Хуже того — он их игнорирует. В мокеевский колхоз недавно был привезен триер из горецкого колхоза для сортирования семян. По окончанию сортировки единоличники попросили Бугрова пропустить семена через «триер», но Бугров в просьбе отказал и перебросил его в другое село. Не вмешивается сельсовет в дело заключения договоров на обработку земли между лошадными и безлошадными хозяйствами. Пользуясь этим, некоторые лошадные хозяйства требуют с безлошадных за обработку земли большие деньги. Сельсовет мимо проходит этого. Бугров должен запомнить, что за подготовку к севу единоличников он несет полную ответственность и подготовкой их к севу нужно руководить повседневно» («Призыв», 5 апреля 1934). «В мокеевском колхозе, давыдовского сельсовета, зерновые сеяли быстро, а овес посеяли прямо-таки сказочными темпами. В то же время из 17 лошадей на севе работало 10, сеялка не была использована. Так в чем же дело? Оказывается, председатель колхоза Данилушкин заставил колхозников сеять овес ручным способом по осенней вспашке, а потом и бороновать. Но забороновали так плохо, что земля никакой рыхлости, пушистости не получила. Свое головотяпство Данилушкин оправдывает экономией трудодней и тягловой силы. Где же тут борьба за высокий урожай?» («Призыв», 7 мая 1935).
«На нем деревни держатся
Второй созыв избирается старостой деревень Хохлово и Мокеево Давыдовского сельского округа Владимир Петрович Лаврухин. Живет он в д. Мокеево. Сейчас на пенсии. Очень заботливый и беспокойный человек. Ежедневно совершает обход деревень. Живо интересуется всем, чем живут его земляки. Старается помочь, чем может. Есть у него в деревне пожилые женщины, у которых родственники живут далеко за пределами области. О них — о А.И. Мочановой, А.И. Вавиловой, К.А. Шаминой, Н.С. Ковальковой — у него особая забота. Заходит к ним, спрашивает, не надо ли чем-нибудь помочь. Если кто-то нарушает порядок в деревнях, то тоже обращаются к В.П. Лаврухину, он тут же принимает меры. В прошлом году благодаря его хлопотам установлен телефон в д. Мокеево, а помог ему в этом бывший прокурор области, нынешний житель деревни Вячеслав Олегович Колотилов. По всем юридическим вопросам Владимир Петрович советуется с ним. Занимается В.П. Лаврухин благоустройством деревень, строительством колодцев. Вот сейчас думает, как из 10 бетонных колец отремонтировать два колодца. Администрация округа помогает всем, чем может такому деятельному старосте. Почистил он также два пруда, отреставрировал часовенку в д. Мокеево. Сейчас думает, что на будущий год надо ограду соорудить вокруг нее, разбить клумбы и цветы посадить. Зимой иная забота у старосты — расчистка дорог и тропочек к каждому дому. Н. ЗЕЛЕНУХА, глава Давыдовского сельского округа» («Знамя», 25 августа 2000).
С 2005 года — в составе Второвского сельского поселения. Численность населения: в 1859 г. – 430 чел., в 1905 г. – 514 чел., в 1926 г. – 467 чел., в 2002 г. – 21 чел., в 2010 г. – 33 чел. (19 муж. и 14 жен.), в 2021 г. – 104 чел.
Мемориальная доска в память жителям дер. Мокеево погибшим в ВОВ
Дом писателя Удалова-Митина
Удалов-Митин Иван Александрович родился 2 декабря 1920 г. в селе Мокеево Камешковского района. Русский прозаик. Член Союза писателей СССР с 1970 года. Автор книг повестей, рассказов, сказок. Самым заметным творением является "Повесть о балтийских разведчиках" Участник Великой Отечественной войны - служил на Балтийской флоте. Награжден орденом Отечественной войны I степени. Умер 28 апреля 1997 г. Похоронен в селе Давыдово Камешковского района.
«Большой праздник состоялся 9 августа 2000 г. в д. Мокееео Давыдовского сельского округа — на родине писателя И.А. Удалова-Митина. Ивана Александровича нет сегодня рядом с нами, но люди его помнят и чтут. На торжество, посвященное 80-летию со дня рождения писателя, к его большому двухэтажному дому прибыло множество гостей: руководители района, главы сельских округов, учителя, работники культуры, поэты, писатели Владимирской писательской организации, журналисты... На праздник пришли жители деревни. Всех прибывших встречала вдова писателя Елена Михайловна. Здесь же были его дочери Татьяна, Лидия, внук Максим...
Вели праздник Надежда Куликова (автор сценария) и Олег Тимаков. Земляки писателя, слушавшие отрывки из его рассказов, убедились, насколько талантлив был человек, долгое время находившийся рядом с ними. Свое мнение о творчестве И.А. Удалова-Митина высказал на празднике писатель Альберт Карышев, в прошлом тоже моряк-балтиец: — «Повесть о балтийских разведчиках» захватила меня сразу, как только я прочел первую фразу. Не мог оторваться, а закрыл ее лишь тогда, когда дочитал до конца. Эта книга еще долго будет переиздаваться и читаться, а однажды попадет в антологию лучших литературных произведений о Великой Отечественной войне. Выступавшие на празднике писатели: председатель правления Владимирской писательской организации В.И. Акулинин, поэт В.Л. Забабашкин, поэт-писатель Н.Д. Лалакин, писатели Н.Д. Сидоров и Ю.А. Шиканов, писательница, журналистка С.И. Баранова, журналист областного радио А.И. Шаров, отмечали, что И.А. Удалов-Митин не зря прожил писательскую жизнь, он создал уникальное произведение о войне и выполнил долг перед фронтовыми товарищами, не вернувшимися из боя. Писатель правдиво изобразил суровые военные будни балтийских разведчиков. Книга пришлась по душе прототипам героев в «Повести». Один из них, командир разведотряда Иван Васильевич Прохватилов писал автору: «Здравствуй, Иван Александрович! Чрезвычайно рад получить от тебя письмо и книгу. Горжусь тобой, что ты увековечил наш скромный труд во время войны. Книга написана очень хорошо. Разошлась с большим успехом, и сейчас достать ее невозможно...» Так ответил автор книги И.В. Прохватилову: «Здравствуйте, дорогой Иван Васильевич! Очень я обрадовался, что Вы живы и здоровы. Времени прошло много, и всякое могло случиться. Ну, да не будем об этом. Не знаю, насколько понравилась вам моя книга. Дело это сложное, особенно писать о живых людях. Во всяком случае я стремился как можно ближе быть к жизненной правде». Не только о моряках-балтийцах писал И.А. Удалов. В рассказах: «Последняя рыбалка», «Зрелость», «Ленька», «В Мокеевской пойме» он выступает как писатель-лирик, писатель-пейзажист. Вот как он описывает природу в рассказе «В Мокеевской пойме»: «По утрам над поймой ползут туманы. Огромными охапками цветущей черемухи поднимаются над озерами их седые клубы, заполняют низины, плотно окутывают некошенные луга, тальниковые заросли, цепляются за ольховые перелески. Туман все ближе и ближе подступает к деревне, что стоит на взгорье, и к рассвету уже касается ее нижних концов своими белесыми рогами. В середине туманной подковы — малое поле. В желтеющей ржи с ночи, не умолкая, отрывисто выстукивают перепела: — Встать пора!.. Встать пора!.. Встать пора!.. А в пойме тихо. Лишь изредка бултыхнется под нависшим кустом сонная рыбина, смаху шлепнется в озеро отяжелевшая за лето кряковая утка, прокричит два-три раза спросонья дергач, да в глубине ольшанника тинькает ему в ответ одинокая птичка. Солнце еще не взошло. На востоке только начинают разгораться румяные полосы. Едва всколыхнул туманную дымку первый ветерок, а по лугам, пугая нахохлившихся пташек, понеслись странные непривычные звуки: — Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь... Taк поет тонкая и звонкая сталь под ударами наждачного бруска, это пришли косари. Не мешкая, они рассыпались по лугу и уже слышатся новые звуки: — Вжиг-вжиг, вжиг-вжиг...» Глубокой любовью к родной природе, односельчанам проникнуты его очерки о милой Давыдовской стороне. Здесь его дом, его корни. Эта тесная связь с «тихой родиной» не прерывалась в течение всей жизни писателя. На доме недавно была установлена мемориальная доска. Дом хорошо сохранился. И почти совсем не перестраивался за все эти годы, в нем долго жили 3-4 семьи. И сейчас на лето приезжают сюда Елена Михайловна, дочери со своими семьями. В доме высокие потолки, большие окна, сохранилась веселая роспись потолков, стен. В небольшом кабинете писателя Елена Михайловна сохранила все, как было при жизни мужа. Его рукописи, книги, письма, фотографии — все в целости и сохранности. Это домашний музей. Ведущая праздника Надежда Куликова обратилась к Елене Михайловне с просьбой рассказать о совместной жизни с Иваном Александровичем. Елена Михайловна вспоминает: — Познакомились мы на танцах в сельском клубе. Он пришел с войны израненный, но очень бравый и симпатичный. Его семью я знала хорошо. Все в деревне уважали Митиных за трудолюбие, благожелательность, доброту. Так я вошла в эту семью, родила дочерей. Иван Александрович всегда уважительно относился ко мне и детям. Иначе, как «Ленуша, Ленулик» не называл. Много работал. Очень любил Мокеев курган. Вид на пойму оттуда просто удивительный. Вот как он описывает эту гору в одном из своих рассказов: «Привлекает народ эта гора. Никто не знает, как и когда она появилась. То ли это скифский курган, то ли здесь был захоронен в более поздние времена русский князь. Возможно, что это братская могила, что всего вероятнее. Несомненно одно: гора — искусственное сооружение. Об этом свидетельствуют ее правильная форма, овраги поблизости, из которых взята земля. Огромные размеры горы говорят о нечеловеческом труде тысяч людей. И, очевидно, больше всего пришлось поработать местным жителям. Наверное, многие из них полегли здесь костьми. быть может, оттого так свято и почитается это место. Было время, когда на Троицын день на горе совершался молебен в память о захороненных воинах. Есть и легенды в народе об этой горе...» Любят мокеевцы подниматься на этот курган. Отсюда и деревня, и все поля, насколько хватит глаз, и особенно пойма — как на ладони. Елене Михайловне задали вопрос: — Трудно быть женой писателя? Она ответила: — Трудно, надо было верить в его творчество. Не мешать. Интересоваться. Уметь слушать. И помогать, помогать изо всех сил. У него было много друзей. Наш дом всегда быт для всех открыт. Нелегко приходилось Елене Михайловне. Ее мама девять лет была прикована к постели. Ухаживала за ней. А потом отказали ноги у Ивана Александровича, сказались ранения. Он слег. И Елена Михайловна делала все, чтобы облегчить его страдания. Приглашала массажистов. Приходили внуки, водили деда под руки по комнате. Но однажды Иван Александрович встать не смог... Похоронен И.А. Удалов-Митин на церковном сельском кладбище в с. Давыдово... На празднике выступили председатель районного Совета народных депутатов З.Д. Епишина, заместитель главы администрации района Т.А. Волкова, глава Давыдовского сельского округа Н.С. Зеленуха. В своих выступлениях они отдали дань почтения, любви и уважения этому замечательному писателю, человеку... На празднике работала книжная выставка «Дорогою смелых», где были представлены книги А.А. Удалова-Митина, а также свежий номер только что вышедшего альманаха «Владимир» со статьей об И.А. Удалове, его рассказами. Работали и другие выставки. К этому празднику была подготовлена большая культурная программа, в которой приняли участие творческие коллективы района, Дома культуры «13-й Октябрь», школы искусств, районного отдела культуры. Концерт длился более двух часов. Елена Михайловна подарила районному музею истории и краеведения личные вещи И.А. Удалова-Митина и его книги с дарственной надписью. В ответ заведующая музеем Н.П. Куликова заверила, что в этом году в музее откроется экспозиция, посвященная 80-летию со дня рождения Ивана Александровича Удалова-Митина. Гости возложили цветы и венки к мемориальной доске и к памятнику И.А. Удалова-Митина на кладбище. А. ШИЦ» («Знамя», 18 августа 2000).
Дома в д. Мокеево
Мокеева гора
На востоке от села Давыдово у деревни Мокеево располагается историко-природный объект - Мокеева гора, который представляет из себя довольно интересный для этой равнинной местности высокий вал для целей связи. «Недалеко от д. Мокеево начинается цепочка рукотворных насыпных валов (по местному горок), расположенных по одной линии и на равных расстояниях между собой. С первой горки видна следующая и т.д. Наверху ровные площадки, а из первой, по выведенной наружу трубочке течёт чистая родниковая вода, которая не портится со временем. Это дало повод считать, что вода насыщается серебром от спрятанных внутри татарских кладов. Но кто бы ни пытался вести здесь раскопки, у того вскоре загоралась изба. Это заставило прекратить поиски серебра, а эти искусственные возвышения стали называть "Ведьмиными Горками". Существуют и другие легенды» (Леснов Г.Ф. Давыдовская пойма. Рассказы. Записки Владимирского охотника, рыболова и путешественника. Часть 4. 2003) Мокеева Гора - уникальный рукотворный земляной объект находится в 500 м. северо-восточнее деревни Мокеево Камешковского района, 1 км. южнее трассы М7 Москва-Уфа 195-й км. Представляет собой прямоугольный в основании холм длиной около 80-100 м., шириной в основании около 12-15 м., шириной поверху 2 м., высотой около 8-10 м., который ориентирован на юго-восток. С южной стороны насыпи видны следы заплывшего рва глубиной 1-3 м. Название объекта варьируется. Помимо официального Мокеева Гора, занесенного в справочник Памятников истории и культуры Владимирской области, именуется местными жителями Татарская гора, Симеонова гора. Датировка сооружения по разным оценкам составляет XII-XIII вв.
Несколько средневековых селищ (или одно большое) располагались северо-западнее вала: - Селище 1 (XI-XIII, XIV-XVII вв.) расположено в 1 км. к северо-западу от деревни Мокеево. Размеры ок. 180х60 м. Керамика гончарная древнерусская и позднесредневековая, преимущественно XIII-XV вв. - Селище 2 (XI-XIII вв.). За рвом Мокеева вала (0.45 км. к северо-западу от деревни Мокеево) находится селище «Мокеево-2», идущее вдоль береговой линии полосой, ширина которой 90-100, а длина по оси Север-Юг — 255 метров. Селище доходит до пруда, который сделан из ручья, текущего к оврагу, для чего была сооружена дамба. Площадь ок. 2500 кв. м. Керамика гончарная древнерусская с линейным и волнистым орнаментом, преимущественно XII-XIII вв. - За оврагом, к деревне следует Селище 3 (XI-XIII вв.). Его территория идет до самой деревни и заканчивается в 160 метрах к юго-востоку от дамбы пруда. Площадь ок. 3000 кв.м. Мощность культурного слоя селища от 25 до 35 см. Керамика гончарная древнерусская с линейным и волнистым орнаментом, остатки костей животных. Часть территории поселений распахана на глубину 25-30 см.
Вершина Мокеева вала
Мокеев вал и ров (слева)
Мокеева Гора
Назначение объекта: 1. Одна из легенд говорит о том, что на Мокеевом кургане стояла застава, на которой с проплывающих по Клязьме купеческих ладей, тивуны собирали пошлину. 2. Другая легенда гласит о том, что внутри вала захоронено тело какого-то князя со всем его имуществом, «и сокровища внутри хранятся великие». Вода в пробившемся из-под вала ключике, имеет повышенное содержание ионов серебра, так как омывает серебряные кубки, чаши, мечи и другую утварь, что хранит в себе гора. Или же в кургане погребены воины, павшие в битве с татаро-монгольскими захватчиками. А с воинами похоронено все их оружие и богатство. И вода, бьющая из-под земли, омывающая серебряные рукоятки клинков, считается святой. 3. Вал предназначенный для передачи сигналов (в виде костров) в стольный Владимир. Интересная особенность земляного сооружения в необыкновенно широкой панораме окрестностей вокруг него. Вдоль направления своего хребта Мокеева гора смотрит строго за реку Клязьму на с. Спас-Купалище (5 км.) с расположенным в нем монастырем (в XII в. в районе с. Спас-Купалище было несколько крупных селищ). Если обернуться, с горы виден Успенский собор во Владимире (23 км.). В XII в. было очень мало дорог, поэтому главными путями передвижения были русла рек. На валу можно было зажечь один костер, а можно было зажечь несколько вдоль всего вала, которые были видны во Владимире, т.е. с этого холма могла передаваться информация о передвижениях по р. Судогда и р. Клязьме в сторону Владимира.
Вид на Спас-Купалище с Мокеева вала
Спас Купалище расположено возле впадения реки Судогды в реку Клязьму. Тут проходил путь из Владимира в Муром. В нач. 1-го тыс. н.э. в VI-VIII вв., по речной системе Мещеры проходил древнейший водный торговый путь, соединяющий среднее течение рек Оки и Клязьмы, по рр. Гусь, Колпь и Судогда, как одно из ответвлений Волжского серебряного пути, в обход Волжской Булгарии, по которому серебро Арабского халифата, через Клязьминскую и Волжскую Нерль, Плещеево озеро попадало в Ростов, Новгород и далее в Скандинавию и Западную Европу. Местные жители продавали заморским купцам за серебряные монеты и соль: мед, воск, деготь, пеньку, меха белки, куницы, бобра и невольников – молодых мужчин и женщин.
Вид на д. Мокеево с Мокеева вала
Вид с Мокеева вала на восток
Из недр горы излучается энергетическое поле неимоверной паранормальной силы, зашкаливающее любые биолокаторы, как проволочные, так и рамочные. Долго стоять на ее гребне невозможно. На валу и его склонах отсутствуют кустарники и деревья. Птицы на нее вообще не садятся. В нескольких км. от Мокеево на окраине мкр. Оргтруд в сосновом лесу есть Лысая Гора, на которой тоже не растут ни деревья, ни кустарники, на этой горе в XI-XIII вв. находилось селище. В городе Гороховец есть Лысая Гора (см. Городище «Лысая гора».), на которой так же нет ни деревьев, ни кустарников, там располагалось городище (сохранились остатки вала).
Мокеев вал. Вид с северо-запада
Освященный родник у основания Мокеева вала
Внизу Мокеевой горы, вплотную к ней, лощинка, заросшая деревьями, и родник. По рассказам местных жителей в 2002 году к Мокеевой горе прибыла православная делегация во главе с неким священником из г. Ярославля, которая искала упоминаемые в неких летописях три источника святой воды. Родник был освящен, обустроен. Неизвестны чудодейственные свойства родника, но вода в нем на самом деле отличается необыкновенно приятным вкусом, и он активно посещаем местными жителями.
«Очень часто церковники наряду с затуманиванием людей, объявляя «чудо», преследовали и материальные цели. Это можно проследить на некоторых легендах, которые бытуют в Камешковском районе. Около деревни Мокеево Давыдовского сельсовета есть огромная земляная насыпь — Мокеев вал, относящийся, видимо, к тем временам, когда Русь оборонялась от нападавших на ее земли кочевников. Что это: оборонительное сооружение? Могильный холм? — сказать пока никто не может. Ясно одно, что вал сделан руками людей и что труд этот был гигантский. Среди равнинных полей и лугов Мокеев вал выглядит величественно и таинственно. И вот служители близлежащей церкви решили использовать это, чтобы обирать верующих. Сделанную руками людей насыпь, они объявили «божьим чудом». Пустили в ход легенду, согласно которой величайшим грехом считается всякая попутка раскопать вал, что-де за это бог пошлет на людей кару — загорится деревня Мокеево.
Был пущен слух, что к Мокееву валу является чудотворная икона. Нашлись люди, будто бы видевшие это чудо. На этом основании вблизи вала была построена часовня с богатым внутренним убранством, в которой по праздникам при большом стечении верующих совершались богослужения. «Чудо» приносило солидные доходы сребролюбивой церковной братии» («Знамя», 21 июля 1973).
Городецкий пруд
Деревянный памятный крест на берегу плотины
Родник, расположенный перед въездом в деревню Мокеево
«В 1877 году всемирно известный русский композитор А.П. Бородин приехал из-за границы в село Давыдово на отдых. «Как здесь хорошо! Какие рощи, леса, бор, поймы! Что за воздух! С первого же дня меня охватило деревней так, что вышибло совсем «заграницу», — восторженно говорил он, бродя по окрестностям села. Не раз приходил он и на сохранившийся до сих пор Мокеевский курган, слушал от местных жителей предания и легенды, связанные с его возникновением. Все это способствовало успешной работе над знаменитой оперой «Князь Игорь», возвращающей нас к годам глубокой старины.
Такое не могло не заинтересовать кинорежиссера В. Дербенева, работающего над фильмом о А.П. Бородине. На днях на Мокеевеком кургане побывала киносъемочная группа, чтобы запечатлеть на пленку места, связанные с именем великого композитора. П. КРАШЕНИННИКОВ. г. Москва» («Знамя», 23 сентября 1971).
«Воскресный музыкант». Документальный фильм (1972) о жизни и творчестве химика и композитора Александра Бородина.
Деревня Ворынино
Ворынино - дачная деревня в Камешковском районе Владимирской области. Входит в состав Второвского сельского поселения.
С малобюджетными постройками. Вытянута в одну линию вдоль главной дороги. Магазина нет. С водой плохо, слишком близко грунтовые воды, санитарное состояние напрямую зависит от верховодки.
Казенная деревня Ворынина: число дворов - 25; число душ по 8 ревизии (1834): мужского пола - 57, женского пола - 60; число душ по 9 ревизии (1850): мужского пола - 62, женского пола - 61. Господствующие виды производительности: сверх хлебопашества, занимаются каменною и кровельною работами; ветряная мельница. В 1859 году число дворов - 20; число душ мужского пола - 54; женского пола - 67.
«По школьной сети в 1911 году предположено было расширение Мокеевской школы из однокомплектной в двукомплектную. В район этот входят селения: Хохлово, Ворынино, Стариково и Горки, расстояние их от ½ версты до 1 ¾ версты. В текущем году крестьянин деревни Ворыниной Дмитрий Ермилович Челышев выстроил в деревне Ворыниной двухкомплектное деревяное здание школы, по типу школ, выстроенных земством, каковое и передает в ведение уездного земства. Школа эта, уже отстроена была 22 июля осмотрена председателем управы А.А. Рышковым и членом управы М.П. Соковым. В общем, здание представляется вполне отвечающим своему назначению. Уездная управа полагала бы таковое здание от Челышева принять и выразить ему признательность за его дар и желание придти на помощь земству в деле развития народного образования, а так как деревня Воорынино отстоит от дер. Мокеева в расстоянии ½ версты, то вместо расширения Мокеевской школы на один комплект открыть в Ворынине школу на два комплекта, так что Мокеевская школа будет обслуживать деревни Мокеево и Хохлово, а Ворынинская – селения Ворынино, Горки и Стариково» (Журналы и доклады очередного Владимирского уездного земского собрания 1913 года. Год издания: 1914).
Численность населения в 2010 году – 0 муж. и 2 жен., всего 2 чел.
Деревня Ворынино
Водоем в дер. Ворынино
Ворынинский пруд
Деревня Горки
Горки - деревня в Камешковском районе Владимирской области. Входит в состав Второвского сельского поселения.
Деревни Филяндино и Горки упоминаются в прошении о постройки церкви в 1717 г. Казенная деревня Горки: число дворов - 45; число душ по 8 ревизии (1834): мужского пола - 108, женского пола - 140; число душ по 9 ревизии (1850): мужского пола - 114, женского пола - 133. Господствующие виды производительности: сверх хлебопашества, занимаются каменною и кровельною работами; кузница. В 1859 году число дворов - 42; число душ мужского пола - 116; женского пола - 128. Лица, избранные волостными сходами на должность заведывающего военно-конским участком Давыдовской волости на трехлетие с 1897 года и кандидата к нему: Ефим Евстратович Ершов, крестьянин деревни Стариково; кандидат к нему - Александр Тимофеевич Золотов, крестьянин деревни Горки.
Магазина в деревне Горки нет. В деревне одна улица с интенсивным транзитным движением.
Численность населения в 2010 году – 20 муж. и 41 жен., всего 61 чел.
Водоем расположенный перед дер. Горки со стороны дер. Новское
Дома в дер. Горки
Часовня-Столп в деревне Горки (построена в 2013)
Пруд в дер. Горки
Дер. Горки. Вид со стороны Природного заказника «Давыдовская пойма»
Деревня Стариково
Стариково - деревня в Камешковском районе Владимирской области. Входит в состав Второвского сельского поселения.
Казенная деревня Старикова: число дворов - 30; число душ по 8 ревизии (1834): мужского пола - 57, женского пола - 63; число душ по 9 ревизии (1850): мужского пола - 64, женского пола - 70. Господствующие виды производительности: сверх хлебопашества, занимаются каменною и кровельною работами; кузница. 1859 году в деревне Старикова число дворов - 23; число душ мужского пола - 68; женского пола - 72.
Численность населения в 2010 году – 0 чел.