Главная
Регистрация
Вход
Суббота
20.04.2024
10:01
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Киев

Аварский каганат

АВАРЫ

История наследников Аттилы — Ирнаха и Денгизиха — это история распада гуннского объединения. Она начинается, примерно, с 461 г. (свидетельство Приска).
Уже к кон. V в. н.э., когда, согласно западным и армянским источникам, гунны возвращаются на Восток, они выступают там под иным названием. Прокопий и Моисей Хоренский называют предводителя белых гуннов, разбивших Пероза, «Кушнавар». В имени этого полководца сочетались два слова: кушан — термин, которым ряд армянских историков обозначает кочевников, т.е. кушан Средней Азии, и аваз=авар, имя известных преемников гуннов в Восточной Европе. Появление термина авар не совсем ясно. Отметим, что Днепр назывался термином Гунновар, в котором объединены два названия гунн+авар. В сокращённой форме термины авары и гунны сохранялись в племенном названии вархониты, являющемся изменением словосочетаний yap+хуни. Появление этого названия в письменных источниках падает на начало второй половины VI в., (примерно 557 г.) Приск упоминает в 461-465 гг. аваров, которые разбили савиров, потеснивших, в свою очередь, сараугуров, угуров и оноугуров, и отправивших в Константинополь посольство.
Э. Шаванн считал, на основании данных Феофилакта, что Уар и Хуни — имена двух наиболее древних уйгурских князей, положивших качало двум родам, на основе которых возникли впоследствии вархониты: «они выявляются в наиболее знаменитых двух родах уйгуров Уар и Хуни, имена которых происходят от двух наиболее древних уйгурских принцев». Вархониты и авары были «псевдоаварами». Действительных аваров, или собственно аваров, Эд. Шаванн видит в кермихионах. Маркварт считал, что кермихион состоит из двух слов: Керм — червь и Хион — название жуаньжуаней, известных на Востоке в V-VI вв. н.э. Так как жуаньжуань есть имя насекомого, которым китайцы презрительно называли племена Мокулу, то это презрительное название сохранилось и на Западе в иранской форме Керм+Хион. Эд. Шаванн предполагал, что разбитые в 50-х Гг. VI в. тюрками жуаньжуани прибыли на Запад, где они образовали аварский союз и от псевдоаваров отличались своим названием «кермихионы».
В. Томсен показал, что племена «апар апурым», упоминаемые в древнетюркских рунических текстах, и есть авары, переселившиеся из Центральной Азии в Европу, Но предполагать миграцию всех жуаньжуаней в Европу вряд ли приходится. Надо считаться с тем, что по пути предполагаемой миграции имелись полуосевшие массивы племён Средней Азии, в частности Кангюй и эфталиты. Поводом к миграции жуаньжуаней мог бы являться разгром их тюрками в 550 г. Но авары известны на Западе уже во второй половине V в. (в 461 г.). То же следует сказать и о племенах уйгуров, имена которых с разными аттрибутивными префиксами известны были на Западе раньше, чем на Востоке. Надо принять в этой части утверждение В.В. Радлова, что все разновидности уйгуров — кутургуры, утургуры, сарагуры и оногуры — колена и членения племени уйгуров; их названия — западнотюркского происхождения. Термин авар — греческое произношение термина абар. Русские летописи знают обров, арабский писатель Ибн-Хордадбех отмечает (наряду с хазарами) абаров или аваров.

Аварское общество, повидимому, состояло из четырёх основных элементов:
1) местного, 2) гуннского, 3) тюркского (эфталитского), 4) жуаньжуаньского.
Жуаньжуани после их разгрома в какой-то части были, наверное, включены в состав тюркских орд Средней Азии, связь которых с югом России бесспорна, Одна часть жуаньжуаней вошла в состав тюрков Монголии, другая бежала в Китай. В непосредственной связи с западнотюркским каганатом возникают хазары. Это проникновение монголо-тюркских племён в Восточную Европу не снимает возможности автохтонного возникновения аварского союза как непосредственного «наследника» гуннского образования.

После распада объединения Аттилы вновь появляются многочисленные племена, которые откололись от гуннов и представляли в течение некоторого времени совершенно автономные образования.
Основные племенные образования, которые были связаны с гунно-аварским объединением. Здесь, прежде всего, нужно выделить: 1) утургуров, 2) кутургуров, 3) сабиров, 4) позднее болгар (для Восточной Европы) и 5) эфталитов или белых гуннов для Средней Азии.

Появившиеся на территории Восточной Европы племена гуры с их различными аттрибутивными префиксами (кут — счастливый, он — десять, ут — огонь (или трава), сары — жёлтый), являются ордами уйгуров, в конце V в. (492 г.) разбитыми к Западу от Алтая жуаньжуаньским каганом Дэулунем и его дядей Нагаем. С этого времени уйгуры (по-китайски гаогюй) оказались разбитыми на несколько частей, причём одна часть их откочевала на Запад. Получили они свою самостоятельность после разгрома гуннов, когда вообще в степях Восточной Европы выступают частные племенные названия.

Утургуры и кутургуры назывались гуннами-киммерийцами и составляли две ветви гуннского племени. Утургуры обитали в области от впадения Дона в Азовское море и вплоть до Боспора Киммерийского. Кутургуры занимали место между Тиссой и Дунаем. Утургуры проникли в Крым, где столкнулись с «готами-тетракситами». Кутургуры в 551 г. вошли в союз с гепидами против лангобардов.

Император Юстиниан, стремясь к умиротворению кутургуров, заключил союз с утургурами, которые после победы «готов-тетракситов», разбили кутургуров, взяв множество их в плен. Покорению кутургуров утургурами много способствовал Рим. Оправившись после поражения, кутургуры в 559 г. под предводительством Забергана перешли Дунай и разгромили несколько восточноримских провинций. Юстиниану удалось снова поднять утургуров под руководством Сандилаха против кутургуров. Борьба племен между собою ослабила их; авары получили тем самым возможность подчинить их себе и сделать своими подданными.

Сабиры или савиры (уйгуры) сложились в «нацию», по выражению Ю. Клапрота, из нескольких родов. В сер. V в. (указан 456 г.) они обитали на Северном Кавказе и входили в состав аварского каганата, где были под непосредственным началом урогов или онугуров. До этого ещё в 516 г. они проникли через Каспийские ворота в Армению, заняли также Каппадокию, Галатию и Понт, вплоть до Евхатии, которую, однако, не покорили.

В 528 г. сабиры участвовали в восстании маздакитов, как и эфталиты, но были разбиты византийскими войсками под командой Дорофея. В 531 г. сабиры, снова пройдя через Каспийские ворота, напали на византийские владения в Армении, на Евфрате, в Киликии и Киррестике. В 555 г. 2000 сабиров под командой Балмаха, Кутилсиза и Илигера в союзе с Византией выступают против Ирана. В это время сабиры представляли собою ещё внушительную военную силу. К 558 г. они были разбиты вархонитами и осели в Албании, а в 585 г. их покорили византийцы. Последнее упоминание относится к 585 г., когда сабиры составляют часть византийских войск, но ещё в 622 г. они участвуют в войсках Ираклия против Сасанидского Ирана. Заключительным этапом их истории является подчинение болгарам.

«Булгаре Сибирами или Сербами называли слуг и рабов, и в этом смысле слово Серб не только употреблялось Булгарскими Славянами, но и соседями их, Сербами, отчего в древних Сербских законах человек простой, подданный (plebeujus, rustiens) иначе не называется как Сербом. Даже теперь (1837 г.) несмотря на всякого рода перемены Сербы и Далматы называют селянина себар, сибор, ципор и т.п. Таким образом, из собственного и народного имени Сабиры, или Себиры, образовалось общее (нарицательное) Серб (селянин, деревенский житель, крестьянин)». Такого типа изменения семантики племенных названий неоднократны. Такие названия возникали вообще довольно часто, ибо труд земледельца, в представлении варвара-кочевника, был уделом прежде всего раба.

Значительное место в племенном составе аварского союза занимали ещё болгары.
Дунайские болгары были захвачены в орбиту гуннского завоевания и временно подверглись гуннскому, позднее аварскому влиянию, которое сказалось в их языке в виде тюркской лексики.

Жужаньский период:
522—552 гг.— хан А-на-куей;
552—554 гг.— хан Кутты.

ВТОРЖЕНИЕ АВАР

Византиец Менандр сообщает, что авары «после долгого скитания пытались установить через своего посланника Кандиха связь с римлянами, требуя от последних дани и обещая ему (Юстиниану) защиту римских владений». Менандр далее отмечает, что «авары завели войну с утургурами с залами (гуннского племени) и сокрушили силы савиров».

Дальнейшая история аваров связана с разгромом антов (557 г. н.э.) и убийством антского посланника Мезамира за дерзкое обращение его с аварским каганом. Авары находились в конфликте и с западными тюрками, их хаканом Силзивулом.
В 558 - 560 гг. Северный Кавказ и восточное Приазовье подверглось нашествию авар под началом Байана (Баяна) принявшего титул кагана.
Большинство городищ прекратило свое существование в VI в. Причину их гибели, в частности, тех, которые расположены на территории Украины, можно видеть в событиях, связанных с борьбой славян с кочевыми племенами аваров, закончившиеся покорением первых.
Это тяжелое для славянской истории событие нашло свое отражение в Летописи: "Си же обры воеваша на славъни на примучиша дульбы, сушая славъни и насилье творяху женам дулебским". В первую очередь авары уничтожали укрепленные пункты славян. Так были сожжены Зимневское, Хотомельское городища. В слое пепла на городище Зимно было обугленное дерево, деформированная посуда, обугленные зерна злаков, обожженные человеческие кости. На склоне бугра, ниже оборонных сооружений, выявлен скелет человека, очевидно, защитника городища. Нападающими были несомненно авары, о чем свидетельствуют находки, характерных для авар трехлопастных наконечников стрел, некоторых металлических украшений аварского типа.
После покорения сабиров, утургуров и кутургуров, авары напали на антов, которые отправили к ним посла Мезамира. Последний и был ими убит по совету некоего Котрагига (559-561 гг.).

В Паннонии, между Дунаем и Карпатами аварским каганом Баяном было основано государственное объединение Аварский каганат (558 - 823 гг.).
Аварский каганат был полиэтнической державой, в составе которой основное население было славянским. Часто византийские историки отождествляли славян с аварами.

Европейский Аварский каганат:
552 — 558 гг. — хан Кандлик;
558—602 гг.— хан Баян;
602—630 гг. — Царствование по очередности двух сыновей кагана Баяна.

Столицей каганата был хринг на территории Тимишоары.

Административное управление

Верховная власть принадлежала кагану, избиравшемуся народным собранием. Наместником кагана был тудун, который, вероятно являлся правителем отдельной части страны, и югур (возможно главный жрец). По поручению кагана, дань в стране собирали так называемые тарханы (скорее всего - знать). За тарханами — вниз по иерархической лестнице — шли вожди племён и родов. Роль племенных старейшин была значительной в жизни как каждого племени, так и каганата в целом. По меньшей мере, половина вышеприведённых терминов имеет тюркскую этимологию. Тот же самый устойчивый тюркский фон прослеживается и при анализе дошедших до нас аварских антропонимов, что однако не может служить убедительным доказательством в пользу тюркоязычия собственно аваров, вышедших из Азии. Последние — «физические» авары — представляли в каганате доминантную элиту, пребывая при этом в меньшинстве по сравнению с аварами «идеологическими» (то есть теми, кто не имея аварских корней, самоидентифицировался с аварским этносом и отстаивал интересы каганата), не говоря уже о тех, кто вообще никак не идентифицировал себя с Аварией, не проявлял ни малейшей заинтересованности в её упрочении и возвышении, но всё же вынужден был выплачивать дань и подчиняться воле кагана.

Экономика

Экономическая система каганата была слабой и основывалась на кочевом скотоводстве; земледелие у аваров не было развито, и существовал каганат за счёт зависимых племён.
Рабство у аваров не получило широкого распространения. На это указывает, в частности, тот факт, что в конце VI в. авары, захватив около 10 тыс. пленных, всех их убили. Известно также, что большинство пленных жителей Балканского полуострова, поселённых аварами в Среме, вскоре стали свободными. Эти поселенцы, имевшие в VII в. своего назначенного каганом князя, рассматривались аварами как отдельный «народ». Фактически они превратились в одно из военно-племенных подразделений каганата. Качество ювелирных изделий свидетельствуют о высоком уровне развития ювелирного искусства у аваров. Авары были хорошими резчиками по кости, изготовляли великолепные ковры, вышивки, ткани, занимались художественной обработкой серебра и дерева. По всей Европе пользовались большим спросом знаменитые аварские пояса с богатой металлической гарнитурой. Искусство аваров, во многом, являлось продолжением так называемого «скифского звериного стиля» с его мелкой пластикой и стилизованными изображениями фантастических животных, как правило, в динамичных позах, среди которых часто встречается грифон.
Исследователями подмечено определённое византийское влияние на ювелирное искусство у аваров. В целом же, если судить по обнаруженным археологами вещам, аварская культура имеет как прототюркские и иранские, так и китайские черты. На успешном развитии ювелирного дела у аваров сказался фактор его востребованности в каганате, так как авары сосредоточили в своих руках огромное количество изделий из благородных металлов, в том числе монет византийской чеканки.
С сер. VI в. византийцы выплачивали каганату дань золотом. Общая сумма годовой дани достигала 80 тыс. золотых солидов, а начиная с 599 г. увеличивалась и до 100 тыс. Со временем и эти суммы стали недостаточны. В нач. VII в. византийские императоры платили аварам «за мир» ежегодно по 120 тыс. солидов. До 626 г. аварскому кагану было выплачено около 6 млн. солидов, что соответствовало 25 тоннам золота. Это несметное количество монет в оборот не поступало. Вероятно, авары переплавляли их для изготовления украшений, небольшая часть делилась между вождями.

Искусство

Качество ювелирных изделий свидетельствуют о высоком уровне развития ювелирного искусства у аваров. Авары были хорошими резчиками по кости, изготовляли великолепные ковры, вышивки, ткани, занимались художественной обработкой серебра и дерева. По всей Европе пользовались большим спросом знаменитые аварские пояса с богатой металлической гарнитурой. Искусство аваров, во многом, являлось продолжением так называемого «скифского звериного стиля» с его мелкой пластикой и стилизованными изображениями фантастических животных, как правило, в динамичных позах, среди которых часто встречается грифон.
Исследователями подмечено определённое византийское влияние на ювелирное искусство у аваров. В целом же, если судить по обнаруженным археологами вещам, аварская культура имеет как иранские, так и китайские черты. На успешном развитии ювелирного дела у аваров сказался фактор его востребованности в каганате, так как авары сосредоточили в своих руках огромное количество изделий из благородных металлов, в том числе монет византийской чеканки.

Вооружение

В облачении и вооружении воинов каганата нередко прослеживается смешение аварского, германского и византийского стилей, что выглядит вполне логичным ввиду полиэтничности его населения. Опорой аварского могущества являлась прежде всего хорошо организованная латная кавалерия. Само понятие «рыцарства» в Европе восходит именно к этому типу всадников. Авары впервые познакомили Европу с железными стременами и клинками с односторонним лезвием — прообраз позднейших сабель.

Военная тактика

Военная тактика аваров имела много общего с тактикой позднейших монголов: изматывание противника бесконечными манёврами без принятия ближнего боя («набег — отскок»), сопровождавшимися залповыми выстрелами из дальнобойных луков с последующим неожиданным вводом тяжеловооружённой отборной латной конницы, призванной деморализовать и рассечь вражеские построения. Эти действия нередко сочетались с внушением противнику ложных представлений о близости его победы и беспомощности неприятеля, вынужденного якобы всё время уклоняться и отступать. Византийцы внимательно изучали эти методы и признали их наиболее эффективными, позаимствовав у аваров не только их «революционные» стремена — позволявшие наносить мощные рубящие удары и, вообще, устойчиво держаться в седле — но и тип такого строя, когда впереди — конные стрелки без тяжёлых доспехов (избегающие ближнего боя «застрельщики»), а также аварские пики с ременными петлями и некоторые элементы войлочной защитной амуниции. Кроме всего прочего, авары умело использовали славянскую пехоту, бессильную против кавалерии аварского типа, но зато хорошо сражавшуюся в лесах и болотистой местности.

Власть аварского каганата над славянами была тяга к сер. VII в., когда авары потерпели ряд крупных поражении от византийцев, чехов и словен и наконец после поражения в битвах 635 - 641 гг. с болгарским союзом племен, возглавляемым Курбатом.

Авары требовали у римлян земли для поселения и отправили в 562 г. специальное посольство к Юстиниану. Однако посланники были задержаны, так как некто Икунимон предал их, рассказав, что авары задумали восстание немедленно после переселения в римские земли. Задержка послов отмечается и Менандром в качестве причины возникновения недовольства аваров римлянами и попытки их хакана Баяна разбить римлян.
Шафарик указывает, что «авары, между прочим, и оттого ещё так упорно налегали на восточных антов, чтобы, наведши страх на прочих западных славян, тем легче можно было через них открыть себе путь в средину Европы, Панонский Подунай, этот рай кочевых и разбойничьих племён».

Их стан, делившийся на девять больших кругов, обведённых рвом и насыпями (567-568 гг.), «занимает обе стороны Дуная, откуда они слишком 250 лет ужасным образом громили и теснили окрестные народы». Шафарик также предполагает, что в это время (в 563 г.) произошло покорение дулебов при вторжении аваров в Венгрию. Дулебы жили между Бугом и Стырем и проникли в Венгрию через Татрские горы у Дуклы. Это был один из древнейших и наиболее могучих союзов славянских племён, сохранивших своё значение несмотря на поражение, нанесённое им аварами. Очевидно, что его сложение произошло вслед за распадом гуннского племенного союза.

Аварам удаётся в течение ряда лет получать дань с римлян. Они не могли распространять своей экспансии на Восток, так как там, в частности над эфталитами, господствовали западные тюрки. Естественно, что после отказа римлян (примерно в 565 г.) платить аварам дань, авары ориентируются на Запад.

Благодаря постоянным взаимоотношениям аваров с римлянами до нас дошли указания, что авары сносились с аланами, в частности они просили аланского царя Сароса облегчить им доступ в Константинополь.

Византия знала, что авары находились под властью тюрок.

В силу многоплеменности аварского каганата трудно установить их этническое происхождение, тем более, что до сих пор не установлена этническая принадлежность жуаньжуаней, часть которых вошла в состав аварского каганата. Можно указать, что в аварском каганате были тюркоязычные племена, славянские, вероятно и угрофинские. Отмечаются и монгольские элементы. Так, например, имя предводителя аваров «Баян» не что иное, как монгольское слово богатый. В племенном названии «вархуниты» окончание «т» одна из монгольских форм множественного числа. Возможно, что монгольские элементы в аварском союзе были принесены жуаньжуанями, монголизм которых в настоящее время более или менее установлен. Византийские и западноевропейские источники (например Менандр, Павел Диакон) связывают аваров с гуннами, указывая (Менандр) на сходство аваров с гуннами, в обычаях и языке, или на генеалогическую связь аваров с гуннами (Павел Диакон). Поражал византийских историков явно восточный обычай ношения аварами кос.

Всё это лишь доказывает, что аварский каганат, независимо от того, в каком количестве входили в него пришельцы, продолжил историю местных племенных образований на новом этапе варварского полугосударства. Письменные источники мало что говорят об экономике аваров. Как уже указывалось, ещё в 562 г. они отправляли посольство к Юстиниану с просьбой предоставить им земли для поселения. Можно предполагать, что они собирались переходить на пастушеские формы скотоводства, т.е. сосуществующего с земледелием. Стан на Дунае являлся основной их ставкой. Здесь была создана возможность оседающим аварам заняться земледелием, тем более, что в составе каганата были славянские племена, знавшие задолго до этого земледелие. Однако ещё в кон. VI в. авары, как правило, были скотоводами.

Константин Багрянородный сообщает: «Каждый год из других городов Далматии собирались конные воины и около тысячи были посылаемы из Салоны стоять стражей на реке Дунае ради аваров. Авары же жили на том берегу реки Дуная, где теперь тюрки, и вели кочующий образ жизни. Приходившие каждый год из Далматии видели часто за рекой скот и людeй. Однажды они решили переправиться, чтобы узнать, кто там живет. Переправившись таким образом, они нашли одних женщин и детей аваров, мужчины же и юноши были в походе». Это свидетельство указывает на общую экономическую основу аваров и гуннов-скотоводов. Авары были кочевниками-скотоводами, расширявшими свою экономическую базу посредством грабежей и завоеваний. Завоевание служило обмену с земледельческими народами, получению рабов, данников и новых территорий.

Благодаря посольству Маниаха в 568 г. и ответному Земарха римляне непосредственно связались с тюрками и узнали, что последние считали аваров своими подданными. С этого времени авары и назывались псевдоаварами.

Отказ Византии платить дань дал повод аварам направиться в Западную Европу, где они, по свидетельству Григория Турского, имели столкновения с племенами, населявшими Тюрингию, воевали с австразийскими франками во главе с их королём Сигибертом, захватив даже его в плен на Эльбе.
В 570 г. от аваров в Византию был послан некий Апсих. Только после удачного сражения с византийским полководцем Тиверием договор, предложенный аварами, был утверждён и выполнен.
Боясь военных столкновений с азиатскими тюрками, авары заключают союз с Византией и пользуются её защитой. Это вызывает негодование предводителя тюрок Турксанфа, который говорил византийскому послу Валенту (576 г.), что «вархониты» являются подданными и рабами тюрок. Тюрки считали своими подданными не только вархонитов, но и утургуров.

В 578 г. авары, по настоянию Византии, выступают против напавших на неё славян и их предводителя Лаврентия. Под предлогом военных действий против славян Баян врывается в Паннонию, и возобновляется борьба с Византией за город Сирмий авары использовали момент, когда Византия была отвлечена войной с Ираном. Борьба за Сирмий кончилась успешно для аваров. Мир с Ираном был заключён Византией в 591 г.

В 582 г. авары захватывают стратегический византийский форпост Сирмий, а на следующий год Сингидун и опустошают Иллирию.
В 597 г. авары захватывают Далмацию, наводняя её хорватами.
В 599 г. осаждают Томис на берегу Чёрного моря.
Около 600 г. авары совместно со славянами-хорутанами заселяют Внутренний Норик.
Авары вместе с лангобардами выступали против гепидов и их предводителя Гунимунда. Они заняли территорию гепидов, а позднее разбили и лангобардов.
Разгром гепидов, союзников Византии, авары произвели вместе с лангобардами, требуя от них, «десятую часть всех четвероногих и если они одолеют неприятелей, то чтоб лангобарды уступили аварам половину добычи и всю землю гепидов». В это время авары объединяли многие племена. Баян согласился было уйти из византийских владений, потребовав с римлян сравнительно небольшую дань, но оскорблённый недипломатическим поведением римских посланников «приказал десяти тысячам уннов, называемых контригурами (кутургуры), перейти реку Саву и разорить Далматию, а сам со всем находившимся при нем войском направился через Истр и имел пребывание в пределах Гепидских».

Известны дальнейшие попытки Баяна требовать с византийцев дань. Так, например, отмечу посольство Таргития, требовавшего дань, которую выплачивал Юстиниан кутургурам и утургурам, «так как в настоящее время этими народами обладает Баян, ты также выдашь нам (аварам) Усдивада, Гипеда и его людей; никто не станет отвергать, что это рабы Баяновы». В своё второе посольство Таргитий требовал город Сирмий и дань за все годы. Посольства Таргития были неудачны и кончились войной аваров с византийцами.

В 618 г. авары вместе со славянами осаждают Фессалоники.
В 623 г. западные славяне под предводительством Само поднимают восстание против авар. После победы восстания бывший франкский торговец был избран князем. Он вёл успешные войны с аварами и франками — в частности, после победы в 631 г. отвоевал у франков земли, заселённые лужицкими сербами.
В 626 г. авары поддержали Персию в ирано-византийской войне и во главе славянских ратей осадили Константинополь. Византийцы нанесли аварам поражение из-за того, что славяне не смогли обеспечить аваров штурмовыми судами должного качества, а затем обидевшись на разгневанного по этому поводу кагана, покинули место дислокации. Авары же без славянской пехоты и штурмовых лодок взять столь хорошо укреплённый город как Константинополь оказались не в силах.

В результате поражения авар под Константинополем в 626 г. от каганата отделяются кутригуры.

В 631 г. авары на время подавляют восстание кутригуров. Хан Альцек после неудачной попытки захватить трон в Аварском каганате уходит со своей ордой из каганата.
К 632 г. хан Кубрат объединив племена кутригур, утигур и оногур создаёт средневековое государство Великая Болгария, окончательно вытеснив авар из Северного Причерноморья и Нижнего Дуная.
К 640 г. хорваты вытеснили авар из Далмации. Вероятно, именно к этому событию относятся следующие слова из стихов Георгия Писида: Скиф (т.е. авар) убивает славянина и гибнет сам, так они сражаются в крови до обоюдного уничтожения.

Франко-аварская война

Окончательное поражение Аварский каганат потерпел в кон. VIII в. в результате франко-аварской войны.
В 788 г. баварскому герцогу Тассилону III удалось заключить с аварами союз против франков. Однако в том же году их войско было разбито и Бавария входит в состав Франкского государства. Тогда Карл Великий разработал план окончательной расправы с аварами. Это положило начало длительной борьбе между франками и каганатом.
В 791 г. франки предприняли крупное контрнаступление против аваров, в котором участвовали и славянские отряды, в том числе карантанцы (предположительно, одни из предков словенцев, хорватов). Франкские войска выступили двумя колоннами: одна, под руководством Карла Великого, овладела пограничными аварскими укреплениями в низовьях Раба, другая, возглавляемая сыном Карла — Пипином — двинулась из Фриульской низменности и, достигнув верховьев Савы, захватила здесь аварский хринг.
Уже эти первые же неудачи повлекли за собой внутреннюю смуту, вылившуюся, кроме всего прочего, в убийство югура и кагана, что позволило фриульскому маркграфу Эрику в 796 г. нанести аварам решающий удар и взять столицу каганата — главный хринг аварского племени, находившейся, вероятно, в Трансильвании (Ринг). Франки одержали полную победу, ликвидировавшую политическую самостоятельность Аварского каганата. В Ахен отправились обозы с сокровищами, накопленными аварами в течение столетий. Положение усугубила и активная антиаварская позиция протоболгар. Несмотря на безнадёжную ситуацию, авары — в подавляющем своём большинстве — не пожелали ни признать своего поражения, ни откочевать в безопасное место, но напротив яростно сопротивлялись, в результате чего потери оказались столь катастрофическими, что они никогда больше не смогли от них оправиться. Почти вся знать погибла.
Все же авары долго не смирялись с поражением. В 797 г. они восстали, и франки вынуждены были повторить поход, вновь увенчавшийся успехом. В конце 797 г. аварские послы опять присягнули на верность Карлу Великому. Однако восстание поднялось снова в 799 г., а в 802 г. были убиты франкские должностные лица. Отдельные выступления аваров против франков имели место вплоть до 803 г. В 803—804 гг. болгарский владетель хан Крум захватил все аварские земли до Среднего Дуная. Сами авары в пределах этих территорий явно были быстро ассимилированы, вероятно из-за родственности этносов авар и протоболгар. В 798 г. в Зальцбурге было учреждено архиепископство, проповедовавшее аварам христианскую религию. В 805 г. новую веру принял сам каган. В этом же году болгарский хан Крум отвоевал земли тимочан у Аварского каганата.
В 814 г., накануне франкского разгрома, авар возглавлял тудун Кажд, в дальнейшем принявший имя Теодорус.

Исчезновение аваров

Превратив остатки аваров в своих вассалов и поставив во главе их крещённого кагана, франки предоставили им, в пределах Восточной марки, часть области, с центром около Саварии (ныне г. Сомбатхей, принадлежащий Венгрии). Вскоре сюда стали проникать карантанцы. Их натиск был настолько интенсивным, что в 811 г. франки оказались вынужденными выступить на защиту аваров. Последний раз как отдельное племя, находившееся в вассальной зависимости от франков, авары упоминаются в источниках, датированных 822 г. Через шесть лет, в ходе административных реформ Франкского государства, они были превращены в королевских подданных. На протяжении IX в. авары постепенно растворяются среди нахлынувших в Задунавье славянских и немецких поселенцев.
В 899 г. Паннонию захватывают венгры, с которыми сливаются остатки авар.

Источник:
А.Н. Бернштам Очерк истории гуннов.
Чернолесская культура (IX—VII вв. до н. э.)
Юхновская культура (V в. до н.э.—II вв. до н.э.)
Зарубинецкая культура (III в. до н.э. – III-V вв.)
Киевская культура (II - V вв. венеды, анты).
Ягорий.
Черняховская культура (III-IV вв., готы).
Распятие Буса Белояра (368 г.)
Гуннское нашествие (IV в.)
Основание Киева 430 (482) г.
Пеньковская культура (IV - нач. VIII вв. анты)
Пражско-корчакская культура (IV-VII вв. склавины).
Аварский каганат (VI в.)
Киевская Русь как явление метаисторическое.
Крещение Руси.
Князь Владимир I Святой.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Киев | Добавил: Николай (19.03.2015)
Просмотров: 4380 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru