Слово при освящении иконостаса и стенной росписи в Всесвятской церкви г. Киржача «В храм стояще, на небеси стояти мним». Так заповедуется нам взирать на св. храмы Господни: входить и стоять в них мы должны, с такими же чувствами и с таким же расположением сердца, как бы мы входили в самое небо и на небе в те минуты находились… И действительно: что такое храм Божий на земле? Не есть ли каждый храм христианский (как бы даже убог ни был по своему устройству) место особенного присутствия Божия? Храмы Божии на земле не то же ли для нас, как бы некие нарочитые дворцы Царя небесного, открытые с человеком, где у Него, с этою целью, есть и престол, и нарочитые служители – священство, и потребная на сей предмет сокровищница благодатных дарований, в которых человек так много и ежеминутно нуждается, и где у Него, затем, установлено особое чинопоследование на всякую из потреб человеческих? А когда так, то – согласитесь – как же, следовательно, что не на небе должны мы, поэтому, сознавать и чувствовать себя в храме Божием? А с другой стороны, не естественно ли, бр.,- благодаря такому высокому значению христианских храмов, заботиться нам при этом, чтобы они и самой наружностью своей,- своим видимым благолепием соответствовали своему внутреннему значению? Не составляет ли это даже прямой нашей обязанности: и себя удержать в храме Божием, как на небе и стараться об украшении их до небеси – подобного благолепия? Конечно, так… Благо, Господь так многомилостив, что не гнушается делом рук наших и создание и украшение храмов приемлет от нас в жилище Себе, хотя и не нуждается в том, и исполняет их богатством благодати Своея! Да,- иметь возможность создавать от себя жилище Богу и устроять небо на земле,- может ли что быть выше, дороже и святее для человека такой возможности, и, чтобы ни говорили сыны века сего против усердия сынов православной церкви к благоукрашению храмов Божиих, пренебрегать ли человеку такой возможностью? Если каждый из нас за счастье почел бы поднести дар царю земному: то не тем ли более должны дорожить мы счастьем, что Господь не гнушается наших пожертвований? Слова нет, как уже и сказали мы. Господь не нуждается Сам по Себе ни в жилище для Себя, ни в богатстве украшений для мест особого присутствия Своего, и с нашей стороны было бы чистым безумием думать, что устроя и благоукрашая храм, мы творим нечто особенное для Бога и одолжаем Его этим; да этого строители храмов Божиих, верьте, никогда и в уме не имеют, так как кому же как не им лучше знать, что говорит относительно сего Господь: небо престол Мой, земля же подножие ног Моих; кий дом созиждите Ми и кое место покоища Моего» (Ис. 66, I.) Мое сребро и Мое есть злато (Аггея 2, 9.). Но мы то сами, вот на что обратим, бр. внимание, мы-то, говорю, не нуждаемся ли в том, и не должно ли это составлять нашей внутренней потребности, чтобы храмов Божиих было как можно более повсюду и были они благолепны? Для нас-то не составляет ли это высшего блага и счастия, чтобы не только иметь, а и благоукрашенными иметь, храмы Господня, так, чтобы они самой даже внешней обстановкой, как сей например храм, так благолепно украшенный, напоминали нам и давали чувствовать, где мы, когда являемся сюда? Да, други мои, это правда, что и каждый храм христианский есть дом Божий; но, согласитесь же и с тем: видя вокруг себя, как бы наяву, сии сонмы святых Божиих, не легче ли для нас войти в сознание, что место сие несть сие, но дом Божий, и сия врата небесная,- и как бы кто рассеян ни был; но при виде сих св. ликов, не устремит ли и тот невольно взоров своих, а за тем и мысли, горе,- ко Господу, и это скорее чем в ином храме, при оной обстановке?!.. Так, сл. Бл., согласимся с этим, и если у самих у нас нет ни усердия, ни средств на благоукрашение храмов Господних, благословим по крайней мере усердие и жертву других, давших нам возможность возносить свои молитвы в храме – поистине «небеси подобном». А с сим вместе благословим и Господа, благоволившего дать исполнителю сего св. дела и мысль и средства и усердие к тому, и приявшего от него сию св. жертву – во благо общее для всех нас. Да благословим Господа: яко не по беззакониям нашим творит Он нам. Другие, из наших же даже соотечественников, пребывают и доселе во тьме язычества; а если, благодаря трудам миссионеров, и познают Бога истинного, тем не менее – не имеют, очень часто на целые сотни верст,- как например в Сибири, - ни пристанища, где бы им главу приклонить для приискреннего общения с Господом, ни средств на создание храмов Божиих; а в других местах – и имеются храмы, но что это за храмы, как в западном крае, крытые соломой и т.д.?! А ведь и те люди, что мы, одинаково творение рук Божиих, и они искуплены тою же ценою крови Единородного Сына Божия, и однако они так несчастны; а мы… мы, можно сказать, и не сеяли, а пожинаем; мы не строили сами, а имеем, и не один, а четыре, и один другого благолепнее храма Господних. Не особая ли в этом милость нам от Господа? И что воздадим мы Господеви о всех, яже воздаде и воздает Он нам? Как не сказать и нам словами св. царя псалмопевца: Се ныне благословите Господа вси раби Господни, стоящии зде – во храме Господне, во дворех дому Бога нашего?! (Пс. 133, 1.). Но не мешало бы нам, бр., ознаменовать ныне и чем-нибудь особенным радость свою о сем св. храме Божием. Я с своей стороны ничего не нахожу лучше, благовременнее и целесообразнее, как принести, по случаю настоящего торжества – хотя какую либо жертву на созидание и украшение храмов Божиих в тех местностях, которые особенно нуждаются в том, - какова в особенности наша необъятная и в тоже время чуть не вся языческая Сибирь. Верьте, други мои, лучшего назначения своим пожертвованиям не только теперь, а и никогда не найти нам. Для преспеяния царства Божия на земле будете вы жертвовать. А вместе это будет с вашей стороны доказательством: 1) сочувствуете ли вы и насколько сочувствуете делу Единородного Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, Который – за тем и сходил с небес на землю, чтобы просветить во тьме язычества и нечестия седящих и по вознесении на небо дальнейшия попечения о язычниках не прямо ли оставил на нашей обязанности? 2) настоящие пожертвования ваши послужат доказательством, благодарны ли вы и насколько благодарны Господу за то, что Он судил вам родиться не от языческих, а христианских родителей, что, как сами понимать можете, две вещи совершенно разные; 3) покажете, есть ли в вас хоть сколько-нибудь, на лепту единую, любви братской к гибнущим во тьме язычества; 4) сознаете ли вы, хоть мало-мало, значение св. храмов Божиих в деле нашего спасения и чувствуете ли хоть малую благодарность к Господу за то, что Он судил вам иметь у себя для совершения молитв такое обилие в храмах Божиих, тогда как другие со всем даже не имеют их; 5) если угодно, вы докажете через это, насколько послушны вы и нашему пастырскому слову, о чем так говорит Спаситель: слушаяй вас, Мене слушает; и отметайся вас, Мене отметается (Лук. 10, 16.). Само собою, я должен первый подать вам пример, и дело это с особенной радостью (при этом, после сделанного самим проповедником пожертвования, оказалось пожертвований медью 3 руб. 26 коп., серебряной монетой 5 руб. 50 коп. и билетами кредитными – 21 руб.). Что же касается до не имущих, то они могут и не деньгами, а кто чем в состоянии жертвовать на сие св. дело – распространения христианской Веры среди язычников Всякая жертва, будет ли то – кусок холста, остаток материи, платок, поясок, крестик,- все будет принято от вас с благодарностью: так как в Сибири не редки случаи, когда остановка в крещении инородцев бывает даже из-за того, что не имеется у миссионера – ни крестика, ни пояса и т.д. для желающего принять крещение язычника. Передавать такие пожертвования можете или через нас священников, или через ктитора св. храма сего,- так как мы состоим членами Миссионерского Общества и потому всегда готовы и даже обязаны принимать от вас, чтобы вы ни пожелали пожертвовать на миссионерское дело. Тем, что приношения ваши могут казаться вам очень ничтожными, чтобы обращаться с ними и беспокоит нас, прошу, бр., не стесняться. Лишь бы было усердие ваше! Ибо и Господь не усердие ли ценит главным образом? Конечно вы слыхали, что сказал Иисус Христос ученикам своим насчет одной вдовицы, которая в Его ввиду опустила раз в церковную кружку в Иерусалиме две монетки (Мар. 12, 42). Вдовица сия,- сказал Он, всех более пожертвовала. Другие от избытка жертвуют, а она последнее, что имела, отдала. А о том, как высоко ценить Иисус Христос услуги, оказываемые проповедникам Евангелия, каковы наши например сибирские миссионеры, вот что слышим в Евангелии: аще кто напоит вы чашею студены воды, не погубит мзды совея, т.е. получит награду от Господа даже и за стакан холодной воды! Следовательно,- все дело за усердием: желаете ли вы, чтобы царствие Божие спело на земле и распространялось более и более. А вы,- ужели кто из вас не желает этого? Не допускаю такой мысли! Уверен, вы не языком только, а и сердцем желаете и просите у Отца небесного, когда молитву Господню читаете,- да святится имя Его по всей вселенной и да приидет царствие Его как можно скорее в силу свою над всем человечеством.
И так… да благословит вас Бог на сие св. дело, да тако и вы сподобитесь воспрославления от Господа, вместе с любящими благолепие дому Господня. Ты же, Преблагий Господи! – освяти любящия благолепие дому Твоего и возспрослави тех Божественною Твоею силою – но не остави и нас, уповающих на Тя! Аминь.
Свящ. А. Белоцветов. «Владимирские Епархиальные Ведомости» Неофициальная часть № 2 (15 января, 1873 г.).
Комитет Православного Миссионерского Общества.
Церковь в честь Всех святых в гор. Киржаче
Город Киржач Свято-Благовещенский Киржачский женский монастырь
Copyright © 2016 Любовь безусловная |