Протоиерей Иоанн Николаевич Рождественский родился в 1803 г. Владимирской епархии, Ковровского уезда, села Шапкина, сын дьячка Николая Иванова. По окончании курса во Владимирской духовной семинарии в 1822 году, поступил в Московскую духовную академию. В 1826 году окончил Московскую духовную академию со степенью магистра. В списке магистров пятого курса М. Д. А. воспитанник Иван Рождественский значится пятым. Был профессором философских наук в Полтавской духовной семинарии (1826—1831); затем — в Вифанской семинарии (1831—1834).
С 27 июля 1834 года до 1850 года он служил священником Крестовоздвиженской церкви при Московском дворянском институте, где был законоучителем. Затем, в протоиерейском сане, он был настоятелем Николаевской церкви на Пупышах (1849—1855) и Преображенской в Наливках (1855—1858). С 1858 года — настоятель Предтечевской церкви под Бором. В 1861 году был назначен членом Московской духовной консистории; представлял московское духовенство в ряде комиссий, в том числе в Особом комитете из духовных и светских лиц для составления основных положений преобразования духовно-судебной части (1869). Был широко известен как человек, который особенно любил и умел примирять супругов, хлопотавших в консистории о разводе. В 1870-х годах вызывался в Санкт-Петербург для присутствования в заседаниях Комитета для преобразования духовно-судебной части, организованного при Святейшем синоде. Затем он принимал участие в комиссии для рассмотрения устава духовных семинарий.
Иоанн Рождественский был близок к семье Федора Тютчева, который, описывая происходившие в 1867 году в Москве торжества по случаю юбилея митрополита Филарета, отметил: «Богослужение было необыкновенно величественно. <…> Шесть епископов служили с тремя митрофорными протоиереями, одним из которых был Рождественский».
Был одним из учредителей Общества любителей духовного просвещения и его председателем; участвовал в учреждении при обществе отдела духовно-нравственных книг (1876). По его инициативе в 1875—1884 годах был осуществлен выпуск «Правил святых апостолов и вселенских и поместных соборов» на греческом и славянском языках. Его многочисленные проповеди печатались в «Душеполезном чтении», в «Московских епархиальных ведомостях», «Православном обозрении» и других изданиях. Были опубликованы его работы «Катехизические беседы» и «Беседы о говении» (1874), речь «О ложном взгляде современной науки на человека и его жизнь» (1876).
Пятидесятилетий юбилей службы (1826 — 1876 гг.) о. протоиерея Иоанно-Предтеченской, что под Бором в Москве, церкви Иоанна Николаевича Рождественского
2-го сентября сего 1876 г. исполнилось 50 лет с того времени, как Иоанно-Предтеченский, что под Бором, протоиерей и кавалер Иоанн Николаевич Рождественский, окончив со степенью магистра курс учения в Московской Д. Академии, назначен был Св. Синодом на должность профессора в Полтавскую Д. Семинарию. С благословения Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Иннокентия, Митрополита Московского и Коломенского, Общество Любителей Духовного Просвещения, коего председателем о. протоиерей состоит с 1870 года, и многочисленные почитатели маститого юбиляра решили как можно торжественнее отпраздновать пятидесятилетий юбилей ученой его службы. Накануне дня юбилея о. юбиляром соборне, в сослужении о.о. протоиереев Симеоно-Столпнического, что на Поварской, А. И. Соколова и Воскресенского в Кадашеве И. С. Маргаритова, совершено было всенощное бдение. Несмотря на будничный день, Иоанно-Предтеченский храм наполнен был молящимися прихожанами, для которых день юбилея высокочтимого и любимого ими пастыря был в собственном смысле великим праздником. Первое, исполненное искренней благорасположенности и любви, письменное приветствие с совершившимся пятидесятилетием службы о. протоиерей имел счастье получить, по окончании всенощного бдения, от Его Высокопреосвященства, Архиепископа Ярославского и Ростовского Леонида (писан. от 31 авг.). Кроме этого, дорогого для о. протоиерея приветствия, накануне же юбилея получено было известительное письмо от преосвящ. Игнатия, Епископа Можайского. В письме, между прочим, сказано: «Вчера служил я литургию в Верее, а ныне нарочито поспешил, чтобы в Вашем юбилее принять участие… Завтра — в день Вашего юбилея — первенство в служении литургии предоставляется Вам. По мысли Владыки Митрополита, должен принести безкровную жертву тот, кому Господь благоволил даровать блашенный жребий 50 летняго служения церкви… Прошу принять от меня сердечное приветствие с достохвальным юбилеем. На память примите от моего смирения палицу, которой вы удостоены от Святейшаго Синода»... Наутро следующего дня, — это было 2-е сентября, — о. юбиляр до начала литургии приглашен был к Высокопреосвященному Митрополиту Иннокентию на Троицкое подворье, — где, в домовой церкви, Его Высокопреосвященством за ранней литургией и возложена была на пего палица. Около 10 часов утра, когда юбиляр вернулся от Владыки-Митрополита и когда начался благовест к литургии, — приходский Иоанно-Предтеченский храм уже переполнен был народом; а в алтаре, кроме собственно служащих, собрались приветствовать юбиляра и помолиться о его здравии и благоденствии члены Консистории и духовного Попечительства, а также некоторые столичные о.о. архимандриты, протоиереи и иереи. Литургия началась около 11 часов и совершена была, по распоряжению Его Высокопреосвященства, самим юбиляром, в сослужении четырех лиц: местного о. благочинного, Скорбященского на Ордынке протоиерея П. С. Ляпидевского, духовника, Петропавловской, что на Якиманке, церкви священника С. Д. Цветкова, временного председателя Общества Люб. Дух. Просвещения, Ризположенской, что на Донской улице, церкви священника В. И. Рождественского и секретаря Общества соборного иеромонаха Никифора. Во время причастного стиха о. протоиереем Николаевской, что в Толмачах, церкви и редактором «Душеполезнаго чтения». В. П. Нечаевым сказано было приличное слово. В конце слова проповедник сказал: «Мы остановили внимание наших слушателей на значении высшего духовного образования, получаемого в академиях, — потому, что оно имеет ближайшее отношение к празднуемому сегодня юбилею. Да, досточтимый юбиляр, протоиерей Иоанн, главнейше академии обязан многоплодным служением Церкви в течение пятидесяти лет. Академическое образование, давшее ему право на ученую степень, выдвинуло его на разнообразныя поприща служебной деятельности и открыло ему возможность проходит их с замечательным успехом. В должности педагога, которую он проходил в заведениях духовно-учебном и светском, он оставил по себе память не только отличного преподаватели, но вместе воспитателя, который умел благородно действовать не на одни умы, но и на сердца учеников. Как приходский пастырь, он с неутомимою ревностью, в храме и в домах, сеял и сеет слово Божие, и покоряет сердца слушателей и собеседников сердечностью и теплотой своей речи. К чести его, как духовного писателя, достаточно сказать, что о его литературных произведениях с великою похвалою отзывался беспристрастный ценитель этого дела, великий святитель Филарет. Как член нескольких правительственных и общественных учреждений и разных временных комитетов, он заявляет себя добросовестнейшим исполнителем возложенных на него обязанностей и поручений. Как председатель Общества Любителей Духовного просвещения, он пользуется сердечным расположением членов этого общества за ту мудрость, с какою руководит их занятиями и направляет их ко благу Церкви. Труды нашего юбиляра на всех поприщах служения достойно и праведно оценены и награждены начальством. Для нас особенно знаменательна последняя награда, которую он сегодня получил, — палица. Эта принадлежность архиерейского облачения, даруемая немногим достойнейшим из достойных пресвитеров, имеет значение духовного меча. Апостол называет духовным мечем слово Божие (Еф. 6, 17). Молитвенно пожелаем нашему юбиляру, чтобы препоясанный знамением сего меча в награду за его ревность в служении Евангельской истине, он владел этим духовным оружием до конца жизни с такою же юношескою бодростью и силою, с какою доселе, несмотря на преклонные лета, действует им против врагов истины, против нечестия, неверия, суеверия, невежества, также сомнений и недоумений, неизбежных для ищущих истины. Пожелаем также нашему духовному меченосцу, чтобы он сохранил на многие лета физическую крепость и здоровье, для беспрепятственного продолжения своего служения, и под конец жизни мог сказать тоже, что сказал восмидесятипятилетний Халев Иисусу Навину. Вот слова Халева: «и ныне я столько же крепок, как и тогда (за 45 лет), когда посылал меня Моисей (в числе соглядатаев земли ханаанской); сколько тогда было у меня силы, столько и теперь есть для того, чтобы воевать, выходить и входить» (I. Нав. 14, 11). К концу литургии в храме собрались почти все члены Совета Общества любителей Духовного Просвещения, а также немало почетных действительных членов Общества и других почетнейших лиц из московского духовенства, в том числе два московских кавалера ордена св. Анны 1-й степени — протопресвитер Успенского Собора Д. П. Новский и кафедральный протоиерей М. И. Богословский; многие частью из вновь прибывших, частью из присутствовавших на литургии духовных лиц облачились, чтобы принять участие в молебне, который имел совершить преосвящ. Игнатий, прибывший для сей именно цели в храм еще в половине литургии. По отпуске литургии, когда Его Преосвященство, в сопровождении целого сонма священно-служителей, изволил выйти на средину храма для совершения молебна, предварительно прочитаны были юбиляру два адреса. Первый адрес был от прихожан, с значительным числом подписей. Вот он: «Ваше Высокоблагословение, Отец Протоиерей Иоанн Николаевич! Заявление чувств уважения, признательности и любви легко и приятно, когда оно есть естественное и почти невольное излияние сердца, поддерживаемое притом уверенностью в полном и искреннем сочувствии всех присутствующих. Таково именно наше положение в отношении к Вам, добрый наш Пастырь и Отец!.. Нам близко известна Ваша скромность, и потому в отношении к Вам мы всегда были сдержанны: но в настоящий многознаменательный день Вашей жизни, когда на Ваше юбилейное торжество собрались почитатели Ваши почти от всех слоев общества, с словом привета и поздравления, можем ли мы долее сдерживать себя, можем ли не воспользоваться правом на открытое выражение пред Вами наших чувств уважения, признательности, любви, почтения?!.. Не нам распространяться о Вашей церковно-административной деятельности: она найдет себе достойных ценителей; мы коснемся только деятельности Вашей, в качестве нашего приходского Пастыря. Точное и строгое исполнение чина богослужения, неукоснительное и постоянно-ревностное исполнение всех приходских треб, частое проповедание Слова Божия, — все эти виды пастырской деятельности имеют в Вас глубокую внутреннюю основу, и есть плод насущной потребности духа и твердого сознания высокости и святости пастырского служения, — чему очевидным доказательством служит то, что эта деятельность, нелегкая и для человека средних лет, нисколько однако ж не ослабевала в Вас с летами, а, напротив, как видно еще усиливалась более и более. — Это из сердца истекающее благовейное и благолепное служение, эта живая проповедь не только ясная, простая, вполне доступная пониманию самого некнижного человека, но и дышащая глубоким христианским чувством и проникнутая высокою мудростью — сделали наш приходский храм столь близким и дорогим для нас, что опущение праздничной службы каждый из нас считает не только грехом, но и чувствительною потерею: выслушать самую долгую службу никому не кажется отяготительным, и храм не только бывает наполнен молящимися в праздничные дни, но и посещается многими с усердием и в дни будничные. Благотворное действие таковой пастырской деятельности Вашей довершают Ваши отношения к приходскому обществу. Никто из прихожан не может похвалиться ни малейшим предпочтением; никто также не может пожаловаться и на пренебрежение: ибо для Вас нет различия между людьми богатыми и бедными. Вы ко всем обнаруживаете равное внимание, благожелательность, заботливость и участие. Короче, Ваши отношения к прихожанам — настоящие отношения отца к детям, — отношения, постоянно напоминающие, что мы, прихожане, все, и богатые и бедные, составляем одну семью-братию нашего святого храма... Отец Духовный! Из опасения утомить Вас, мы кончаем слово, хотя сердца наши хотели бы еще многие сказать Вам… Примите сию св. икону соименного Вам святителя Иоанна Златоуста, в знак наших чувств в отношении к Вам, которые прочнее, чем самый металл, ее украшающий. Да укрепит Всемогущий Бог, молитвами Святителя, Ваши силы и да продлит дни Вашей жизни на многие лета, для блага и счастья Ваших духовных чад!» Громкое и внятное чтение сего адреса одним из почетнейших лиц до глубины души тронуло юбиляра, так что у него буквально ручьем полились из глаз слезы; между тем, пока читался адрес, церковный староста, Московский 1-й гильдии купец В. Е. Мещерин стоял возле юбиляра, держа в руках драгоценную, работы придворного фабриканта И. П. Хлебникова, икону св. Иоанна Златоуста, серебряная чеканная риза которой украшена эффектной перегородчатой эмалью, в древневизантийском стиле. Поднесением этой иконы юбиляру прихожане желали выразить ему, как своему пастырю и духовному отцу, чувства искренней любви и преданности, что видно как из прочитанного адреса, так и из следующей, выгравированной на оборотной стороне образа надписи: «В память 50-летняго служения протоиерею церкви Иоанно-Иредтеченской (на Пятницкой) Иоанну Николаевичу Рождественскому от признательных прихожан 1826 — 76 гг. сентября 2 дня». По прочтении адреса, икона св. Иоанна Златоуста поднесена была г. Мещериным преосвящ. Игнатию, который благословил ею сделавшего земной поклон юбиляра. Вслед за прочтением адреса от прихожан, секретарем Общества Любителей Духовного Просвещения, соборным иеромонахом Никифором прочитан был юбиляру адрес Общества, подписанный слишком 50-ю его членами. В адресе говорится о служении юбиляра духовному просвещению. С глубоким вниманием и слезами на глазах выслушал маститый юбиляр этот приветственный адрес многочисленной ученой корпорации, в трудах которой он постоянно принимал и доселе принимает самое горячее участие, как ее председатель. Вместе с адресом, Обществом постановлено было поднести юбиляру икону Нерукотворенного образа Спасителя с выгравированною на серебряной лентообразной пластинке надписью: «1826 г. сентября 2. 1876 г. Признательное Общество Любителей Духовнаго Просвещения своему председателю, протоиерею Иоанну Николаевичу Рождественскому». Эту икону тотчас же, по прочтении адреса, временный председатель Общества и редактор его изданий священник В. П. Рождественский поднес преосвящ. Игнатию, и Его Преосвященство благословил ею вторично поклонившегося до земли юбиляра. В след за тем начат был молебен, во время которого на эктениях возглашаемо было протодиаконом и имя юбиляра — протоиерея Иоанна. Сам юбиляр, между тем, не участвовал в молебне, а удалился, по принятии от Его Преосвященства второй иконы, в алтарь, где и оставался коленопреклоненный до конца молебна. Пред заключительною молитвою, вышед из алтаря и став на солее возле аналогия, он обратился к Его Преосвященству и всем предстоящим с следующею речью: «Ваше Преосвященство и досточтимое собрание! С благословения Его Высокопреосвященства Вам благоугодно было освятить нарочитою торжественною молитвою день, в который совершилось пятидесятилетие моей службы. С глубоким чувством признательности смотрю я на это святое выражение благожелания мне, как на драгоценный дар Вашей христианской благоснисходительной любви к моему недостоинству. Празднование юбилея учреждено самим Богом в Ветхом Завете для народа Израильского. Это Божественное учреждение имело высокое значение в гражданском, нравственном и религиозном отношении. Каждый пятидесятый год со времени вступления Евреев в Обетованную землю был юбилейным годом, годом священным, и праздновался всем народом. С недавнего времени взошло в обычай и у нас праздновать юбилеи знаменательных событий отечественных, а потом юбилеи служебной деятельности частных лиц. Значение Божественного учреждения в наших юбилеях утрачено, и сообразно с предметом празднования дано им другое. Первое и важнейшее значение, без сомнения, молитвенное; но кажется, но ошибусь я, если празднованию юбилея частных лиц дам еще значение ревизии прошедшей жизни юбиляра, или указание точки, с которой он должен обозреть всю протекшую жизнь. Жизнь-река, плывем мы (я разумею себя и подобных мне) по ней без оглядки, забывая задняя, простираясь в предняя; встречающееся на пути плавания и хорошее и худое проходит большею частью бесследно; и приближаясь к берегу, часто не знаем, что несем с собою. Счастлив, кто оглянувшись назад, увидит за собою поле, богатое жатвою: день юбилея будет для него светлым праздником. Но грустно будет юбиляру, если увидит за собою пустырь. Вот устроенный Вашею благоснисходительною милостью ко мне праздник заставил меня оглянуться на протекшую мою жизнь. Поприще пройдено немалое, — а что на нем? Гляжу, гляжу, — и почти ничего не нахожу стоящего внимания: поле пространное, а на нем кой-где колосок с зернушками, а больше пустоколосица. Грустно оглядываться назад, страшно заглядывать вперед. А солнышко освещало и грело это пустопорожнее поле, и дождь благодатный орошал его. От чего же поле так пусто? Мне, Господи, стыдение, а за свет и дождь слава и благодарение Твоему милосердию! С школы началась сознаваемая жизнь моя; я очень рано вступил в нее, за то слава Богу и благодарение моим печалившимся родителям. От информатории до магистерского диплома путь длинен, я прошел его мирно, с любовью к труду и науке, без особенных приключений и огорчений, сопутствуемый дружбою некоторых, благорасположенностью многих, без недоброжелателей, конечно не без нужд, иногда суровых: но эти нужды не лишали меня бодрости, не приводили в уныние, а укрепляли нравственные силы и поощряли к труду, и среди испытаний, более или менее строгих, Господь хранил меня, пас на пажитях злачных, — да будет Он благословен во веки! Об этом раннем пути после я воспоминал с утешением и даже с желанием возвратиться на него. Оглядываясь на него, я часто думал, что Бог особенно щадит и бережет детство и юность, и чтобы в начале жизненного пути не охладить или не утомить, не привести в уныние путника, облегчает труды и скорби, которые и в ранних летах не редко встречаются, но легко переносятся. — На этом раннем пути мне только давали другие, ничего за то не требуя от меня; я был нивою, на которой сеяли. Все почти мои сеятели отошли уже к отцам. Да помянет их Господь во царствии своем! Наступил другой период жизни. Верховный сеятель принял меня в работники на своей ниве; работал я немало времени и не без усердия; и этот путь, по милости Божией, я прошел мирно; но принес ли какой-нибудь плод для небесной житницы — не знаю, Бог весть; делал свое дело — садил, а возращает Бог. Высший дар, которым благоволил Господь украсить мою жизнь — это благодать священства. С детства был вожделенен мне этот дар, в зрелых летах я сознательно восприял его, с ним прошел лучшую часть жизни, и с ним достиг старости: но старость честна не многодетна и не в числе лет исчитается; выше всего в жизни чту этот дар, но больше всего страшусь ответственности за него пред Дародавцем. Я знаю, каков должен быть священник. Апостол в послании к Тимофею и к Титу ярко начертал его образ: ему заповедано быть образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте, проповедывать слово и настоять благовременно и безвременно, запрещать, когда нужно, с твердостию, а чаще умолять со всяким долготерпением и назиданием (1 Тим. 4, 12 2 Тим. 4 г.). Сравнивая себя с этим светлым образом, невольно вспоминаю те прещения, которые некогда Господь повелел пророку Иезекиилю изречь на пастырей Израильских. Итак, при обозрении пройденного мною жизненного пути, найду ли на нем что-нибудь утешительное, отрадное для себя? Своего я ничего достойного внимания не вижу: но весь этот пройденный путь усеян Божиими милостями ко мне, как райскими цветами. Не исчисляю их, и едва ли можно исчислить, но благодарю и благоговейно исповедую, яко благ Господь, яко в век милость Его. В самых скорбях, которыми угодно Ему было по временам посещать меня с семейством, я всегда видел присущую милость Его; свет Его в глубокой тьме светился, и когда скорбь делалась огнем палящим, роса благодатная утоляла ее. Итак настоящее празднество дает мне случай яснее видеть скудость моих благих дел в мимошедшее время жизни и богатство милостей Божиих ко мне, а тем самым возбуждает заботу остаток жизни употребить, при помощи Божией, на исправление несовершенного, восполнение опущенного, довершение недоконченного. Ваше Преосвященство и досточтимое собрание! Благоволение и благосклонность нашего Владыки благословила сие празднество, благорасположенность и благоснисходительность ко мне сослужителей и сотрудников моих приняла участие в нем, а благопопечительность пасомых о пасущих вышла в сретение им. Таким образом составился праздник, чтобы я, поминая дни прежние и помышляя о будущем, поучался благоразумно пользоваться немногим уже остающимся временем для приготовления к вечности. Вознесу Тя Боже мой, Царю мой, и благословлю имя Твое в век и век века; на всяк день благословлю Тя и восхвалю имя Твое в век и в век века! Из глубины души приношу благодарные чувства милостивейшим Архипастырям и всему досточтимому собранию за их благорасположение к моему недостоинству и с умилением сердца прошу их святых молитв о мне к Спасителю Богу».
По произнесении сей речи, Его Преосвященством прочитана была заключительная молитва, а за тем протодиаконом, по возглашении многолетия Государю Императору и всему Царствующему Дому, Высокопреосвященнейшему Митрополиту Иннокентию и преосвящ. Игнатию и т. д. возглашено было многолетие и юбиляру протоиерею Иоанну. Церковное торжество заключено было искренними приветствиями присутствовавших в храме. Каждый из бывших в храме считал своею обязанностию обратиться к многоуважаемому и всеми чтимому юбиляру. После горячих поздравлений и приветствий, которыми юбиляр осыпан был в храме, — открылось, по заранее сделанному распоряжению преосвящ. Игнатия, торжественное шествие виновника празднества из церкви в его квартиру. — Два диакона в полных облачениях, приняв с св. престола поднесенные юбиляру Обществом Люб. Дух. Просвещения и прихожанами иконы Нерукотворенного образа Спасителя и Св. Иоанна Златоуста и чрез царские врата вышедши с ними из св. алтаря, шли впереди всех, — при стройном пении певчими Чудовского хора тропаря: «Спаси Господи люди Твоя...» и при праздничном колокольном трезвоне; за диаконами шел юбиляр, а за ним непосредственно изволил следовать в мантии преосвящ. Игнатий, в сопровождении многочисленных поздравителей и почитателей маститого о. Протоиерея как из духовных, так и из светских лиц. Процессия двигалась довольно медленно, так как Черниговский переулок, чрез который лежал ей путь, — был буквально запружен народом, устремившимся принять благословение как у Его Преосвященства, так и у самого юбиляра. По прибытии процессии в дом, св. иконы поставлены были на заранее приготовленном для них месте. Вслед за Его Преосвященством, в квартиру юбиляра вошли — один за другим и все бывшие в церкви о.о. архимандриты, протоиереи и иереи, а также не мало и лиц светских. Здесь же собрались, для принесения поздравления юбиляру, почти все ближайшие его родственники и некоторые родственницы. Вскоре изволил пожаловать и дорогой, ожидаемый всеми присутствовавшими гость, Высокопреосвященнейший Митрополит Иннокентий: встреченный юбиляром при входе в квартиру, Его Высокопреосвященство в самых лестных выражениях приветствовал убеленного сединами старца с совершившимся пятидесятилетием его многотрудной и многополезной службы. — Это же приветствие юбиляру повторил и преосвящ. Никодим, Епископ Дмитровский и Викарий Московский. После краткого промежутка времени, в продолжении которого подан был чай, — Его Высокопреосвященство благословил начать чтение приветственных адресов. Первый приветствовал Действит. Член Общ. Люб. Дух. Просвещения, высокоуважаемый Настоятель Данилова Монастыря, о. Архимандрит Амфилохий. Как председатель состоящего при Обществе Отдела Иконоведения, — он поднес юбиляру от имени Отдела, но собственно принадлежащий ему лично древний XVII в. складень в изящном металлическом переплете, весьма замечательный по художественности исполнения. Вслед за поднесением складня, Д. Ч. О. Синодальным Ризничим, о. Архимандритом Иосифом сказано было юбиляру несколько задушевных слов и лично от Его Высокопреподобия поднесена сребро-позлащенная икона Господа Вседержителя «в знак глубочайшаго уважения и совершеннейшей признательности», как значится в надписи, сделанной на оборотной стороне образа. Не забыла и Московская Духовная Академия о своем достойном высокопоставленном питомце, в день его пятидесятилетнего юбилея. Э. ординарный Профессор Академии А. Ф. Лавров, которого Общество Люб. Дух. Просвещения имеет честь считать в числе деятельнейших своих членов, нарочито командирован был Академическим Советом в Москву, чтобы от имени Академии принести поздравление юбиляру. Посему лишь только окончена была речь о. Ризничего, Лаврову предоставлена была Его Высокопреосвященством очередь исполнить поручение Академии. Обратившись к юбиляру, он сказал приблизительно следующее: «Ваше Высокопреподобие. Высокопреподобнейший и Высокоуважаемый О. Протоиерей! Совет Московской Д. Академии, во уважение многополезного, в продолжение пятидесяти лет, служения Вашего церкви и духовному просвещению, единогласно постановил на последнем заседании своем избрать Ваше Высокопреподобие в почетные члены Академии, каковое постановление Совета и утверждено Его Высокопреосвященством 19-го Августа сего 1876 года». Упомянув, вслед затем, о возложенном на него Академическим Советом поручении поднести Его Высокопреподобию диплом на звание почетного члена Академии, г. Лавров от имени Академической корпорации и от себя лично поздравил юбиляра с совершившимся пятидесятилетием многополезной ученой его службы и передал ему пергаминный диплом за № 358, подписанный Ректором Академии и четырьмя его помощниками. После того член Консистории, о. Архим. Григорий прочел адрес от лица Консистории, в котором перечислялись труды О. Протоиерея по званию члена оной. Только что окончено было о. Архимандритом чтение сего адреса, как юбиляру сделал честь своим посещением Г. Московский Генерал-Губернатор, Князь В. А. Долгоруков. Приветствуя О. Протоиерея с совершившимся пятидесятилетием службы в самых лестных и неоднократно повторенных выражениях, Его Сиятельство изволил заметить, что «почтенный юбиляр дорог не только для него лично, но и для целой Москвы». Кроме других еще, читанных и поднесенных юбиляру, адресов, в день юбилея им получены были от разных лиц: I) письменные приветствия и II) поздравительные телеграммы. Письменных приветствий получено пять: Поздравительных телеграмм получено три, в числе коих одна из Владимира от «сокурсника в юности» Владимирского Сергиевского Протоиерея Г. П. Крылова. После того, как юбиляр принял поздравления от всех, собравшихся в его квартире лиц, — Высокопреосвященнейший Митрополит Иннокентий, оба преосвящ. Викария и Его Сиятельство Князь В. А. Долгоруков изволили отправиться в дом приходского церковного старосты В. Е. Мещерина, куда, вслед за ними, поспешил, в сопровождении многочисленных гостей, и сам виновник торжества. Здесь Его сиятельство снова в самых лестных выражениях приветствовал юбиляра и за тем вскоре же оставил собрание, напутствуемый искреннейшею благодарностью осчастливленного его посещением домохозяина. Для всех гостей, которые радушным хозяином приглашены были на юбилейное торжество о. Протоиерея нарочито разосланными печатными билетами, богато сервирован был обеденный стол... Владыка Митрополит и преосвящ. Викарии, по приглашению г. Мещерина, соизволили принять участие в этой истинно-братской трапезе. Из дома г. Мещерина, по окончании обеда, члены Совета общества Любителей Духовного Просвещения проводили юбиляра в его квартиру. Здесь ожидал его целый кружок родственников, из коих один — Николоновослободский Священник П. В. Приклонский встретил юбиляра краткою задушевною речью. Вслед за словами о. Приклонского повторены были снова братские приветствия членами Совета, которые не прежде расстались с юбиляром, как пожелав ему здравствовать на многие и многие лета! /Владимирские Епархиальные Ведомости. Часть неофициальная. № 21 (1 ноября) 1876 года/
В 1877—1880 годах был гласным Московской городской думы.
За свою плодотворную и разнообразную деятельность Иоанн Рождественский был награжден палицей, орденами Св. Владимира 2-й, 3-й и 4-й степеней. Св. Анны 1-й и 2-й степеней и другими знаками отличия.
Иоанн Рождественский был дядей (по матери) «апостола Алтая» митрополита Макария (Невский).
Умер 6 (18) сентября 1894 года.
Уроженцы и деятели Владимирской губернии