Главная
Регистрация
Вход
Вторник
13.11.2018
08:19
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

Мини чат

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 536

Категории раздела
Святые [132]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [970]
Суздаль [314]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [312]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [5]
Судогда [5]
Собинка [49]
Юрьев [114]
Судогда [37]
Москва [42]
Покров [71]
Гусь [101]
Вязники [183]
Камешково [53]
Ковров [278]
Гороховец [76]
Александров [158]
Переславль [91]
Кольчугино [37]
История [15]
Киржач [39]
Шуя [84]
Религия [2]
Иваново [34]
Селиваново [13]
Гаврилов Пасад [7]
Меленки [28]
Писатели и поэты [9]
Промышленность [53]
Учебные заведения [20]
Владимирская губерния [21]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [72]
Медицина [22]
Муромские поэты [5]

Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Застолья в Муроме (1900 – 1908)

Застолья в Муроме (1900 – 1908)

Быт муромцев и их пищевые привычки отразились в мемуарах и дневниках, которые Муромский музей собирает, расшифровывает и публикует уже много лет. Интересная информация содержится и в популярных руководствах для домохозяек конца XIX века.
Согласно им столовую рекомендовалось располагать на северной стороне дома, подальше от передней, чтобы не было видно ни прислуги, ни визитеров. Температуру в комнате приема пищи следовало поддерживать на уровне 16 - 19º Цельсия. Традиционная мебель столовой состояла из обеденного стола, буфета с посудой, серванта. Руководства для домохозяек не советовали размещать в толовых часы и зеркала, потому что «во время весёлого пира не смотрятся в зеркало, а счастливые часов не наблюдают».

Однако не все правила соблюдались. Потомственный почетный гражданин Мурома Борис Владимирович Жадин оставил описание столовой в доме своих друзей: «В столовой посередине комнаты на ковре, стоял обеденный стол, накрытый красивой рисунчатой клеенчатой скатертью кофейного цвета; у задней стены стоял большой турецкий диван; сбоку двери, ведущей из соседней комнаты стоял буфет, а у противоположной стены, смежной с кухней несколько отступя от двери был столик с шкафчиком внизу, служивший так сказать «сервансом». В простенке между двумя окнами и по бокам их стояли три круглых столика с цветами. Над обеденным столом с потолка спускалась висячая лампа с «грушей» от электрического звонка в кухню.
На стенах висело несколько картинок, большие старинные стенные часы с боем и вырезная полочка с фигурой льва. Печь в столовой также как и в спальной была с лежанкой».
Ежедневный прием пищи состоял из утреннего чая, завтрака, обеда, вечернего чая и ужина.
Пожалуй, традиции чаепития претерпели меньше всего изменений, разве что вместо самовара теперь чаще всего используется электрический чайник. Все также угощениями к чаю служат халва, печенье, сухари и варенье. Интересно, что кроме перечисленных закусок к чаю советовали подавать на стол графины с ромом, сиропами и красным вином.
Завтрак начинался около 10-11 часов и кроме блюд, подаваемых к утреннему чаю, мог быть дополнен вареными яйцами, нарезанным мясом.
Утренний чай и завтрак были наименее требовательными к участникам трапезы с точки зрения этикета. За завтраками не распределяли места за столом, каждый мог сесть там, где хотел.
Утренний костюм должен был быть простым, без драгоценных украшений. Исключение составляли только кольца, брошки и серьги. Но они не должны были быть с жемчугом и бриллиантами, которые носили только с парадным туалетом. Который, кстати, мог быть и утренним в праздничные дни. Вот как описывает наряды родных во время утреннего чая младший брат Б.В. Жадина Константин: «Рождественское утро. … Мама, затянутая в корсет, в синей новой юбке с воланом, в кружевной кофточке, золотой цепочке часов и в бриллиантовых серьгах и кольцах. Папаня в новом галстуке и старом «пинжаке». Боря – в блистающей форме. Мы – в формах. Тетя Лена в глухом светло-блекло-зеленом платье и в серьгах (которые носить она не любит, но для Бори!) в виде звезд с жемчужиной посредине. Самовар вазой блестит, как жар-птица. Блюда с пирогами. Боря, против мамы через самовар, я рядом с ним, рядом тетя Лена. Пьем чай, ждем визитеров».


Застолье. Слева направо: неизвестная, Елена Николаевна (мать), Кузьма Алексеевич, Мария, Антонина, Владимир, Анна, Николай Кузьмичи Зворыкины. Муром, 1907-1908 гг.

Застолье. Из собрания Муромского музея.

Чаепитие. Из собрания Муромского музея.

Обед обычно начинался позднее, чем сейчас. Так уже знакомый нам Б.В. Жадин на службе кассиром на пароходе Зворыкиных обедал в два часа дня. Обычно его обед состоял из двух блюд: супа и жаркого, которые приносили из буфета судна.
Домашние обеды были более обильными. Их начинали с закусок, затем подавали суп или бульон, который часто дополнялся пирожками. Потом следовало холодное мясное или рыбное блюдо, горячее – бефстроганов или, например, рубленые котлеты, бифштексы. Часто на второе подавали ветчину с горошком – традиционное блюдо в Муроме. Завершали обед подачей десерта и кофе. В праздничные дни к кофе могли подать ликер, который считалось позволительным пить даже юным девицам, которым обычно спиртное не наливали.
«После супа были поданы на второе рубленые котлеты, исключительным мастерством приготовления коих отличалась София Александровна; и наконец – кофэ с домашними сдобными лепёшечками, кроме обильного количество кондитерского разных сортов и вкусов печенья. После кофэ для желающих был ещё чай с конфектами и вареньем.
За послеобеденным чаем, закурив с разрешения хозяйки, мы за легкой беседой: «о том и о сем» просидели незаметно до 6 вечера, когда послышался колокольный звон церквей, извещавший о начале всенощной» (Б.В. Жадин).
Интересно, что муромцы не упоминают в описаниях горячих блюд добавок в виде макарон, каши или картошки. Нет их и в примерных меню на каждый день и праздники в поваренных книгах того времени. То, что сейчас мы называем гарниром, еще сто лет назад воспринималось как самостоятельное блюдо. Сравните: «Сегодня ввиду «великого поста» бабушка Аграфена приготовила только «постный обед», состоящий: на первое – из горохового супа, на второе – жареная с луком на постном масле картошка и на третье – гречневая каша с постным маслом и сухарным квасом» (Б.В. Жадин).
В постные дни к чаю кроме традиционного варенья подавали сушки, халву, винные ягоды (сушеный инжир) – их продавали в бакалейных магазинах нанизанными на мочало.

На масленицу главным блюдом становились блины. Всеволод Стратонов, астрофизик, волею судьбы оказавшийся в Муроме в 1912 году, писал: «На масленице муромские купцы начинали объедаться блинами еще чуть ли не в постели». Вторит ему изобретатель телевидения Владимир Зворыкин: «В феврале, накануне Великого поста, справляли Масленицу. С ней у меня тоже связаны очень яркие (в основном, гастрономические) воспоминания. На Масленицу пекли блины, и мы ели их со сметаной и обязательно чем-нибудь солёным, вроде икры, сельди и т.д. Дети потом хвастались друг перед другом, кто больше съел. Сегодня страшно даже подумать, по сколько штук мы уписывали!».
Еще один традиционный стол – праздничный пасхальный. Он практически не изменился до наших дней и все так же представлен крашеными яйцами, куличами и пасхой.
Муромцы ходили друг к другу в гости – на званые обеды и просто так, по дружбе. К званому обеду начинали готовиться за несколько недель – хозяин ехал в Москву за дорогими винами и деликатесами, которых нельзя было купить в Муроме, хозяйка готовила закуски и накануне пекла пироги.

Обед начинался с холодных закусок, которыми сначала наедались одни мужчины. Потом они уходили отдыхать в кабинет, стол приводился в порядок, снова заставлялся закусками, и за ним рассаживались женщины. Затем происходила перемена блюд и опять за столом рассаживались мужчины, а женщины уходили отдыхать на женскую половину дома. Такой обед продолжался целый день. Его описал приглашенный в гости к купцу Николаю Васильевичу Суздальцеву Всеволод Стратонов, особенно гостю понравились пироги: «Особенно замечательны были муромские пироги, необыкновенно пухлые. Очень вкусен был пирог, называвшийся в Муроме почему то «наполеоновским». Была в городе одна вдова, специалистка по его изготовлению. Пирог состоял из нескольких слоев, разделенных между собой: слой с мясом, рыба с вязигой, капуста, что-то еще... Казалось, что кусок такого пирога, толщиной чуть ли не в три вершка, в рот не пойдет. Шел, однако, да еще как вкусно было».

Вечерние трапезы состояли из чаепития, начинавшегося примерно в пять часов, и ужина в 19-20 часов. К ужину полагалось переодеваться, как и к обеду. Это делали не для того, чтобы продемонстрировать богатство гардероба, а из соображений экономии: платье, недостаточно свежее при дневном свете, при свете керосиновых ламп казалось ещё вполне хорошим.

С изменением государственного строя после революций 1917 года постепенно изменился уклад жизни, более демократичными стали одежда и правила хорошего тона, постепенно изменились вкусы и привычки. Теперь выпечка пирогов и кулебяк по воскресеньям и праздникам перестала быть семейной традицией, да и обед из трех блюд скорее исключение, чем общее правило.

Источник:
Застолья в Муроме 100 лет назад 1900 – 1908. Муромский музей: [Электронный ресурс] // Сентиментальное путешествие Муромский музей: [сайт]. – 2018. – URL: http://citymemories.ru/stories/744/
Праздники в городе Муроме (кон. XIX – нач. ХХ вв.)
Муромский калач
Крестьянская свадьба в Муромском уезде
Город Муром

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Муром | Добавил: Jupiter (14.10.2018)
Просмотров: 27 | Теги: Муром | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика