Главная
Регистрация
Вход
Вторник
13.11.2018
23:42
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

Мини чат

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 536

Категории раздела
Святые [132]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [970]
Суздаль [314]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [312]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [5]
Судогда [5]
Собинка [49]
Юрьев [114]
Судогда [37]
Москва [42]
Покров [71]
Гусь [101]
Вязники [183]
Камешково [53]
Ковров [278]
Гороховец [76]
Александров [159]
Переславль [91]
Кольчугино [37]
История [15]
Киржач [39]
Шуя [84]
Религия [2]
Иваново [35]
Селиваново [13]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [28]
Писатели и поэты [9]
Промышленность [54]
Учебные заведения [20]
Владимирская губерния [21]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [73]
Медицина [22]
Муромские поэты [5]

Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

История Кинотеатров города Мурома

История Кинотеатров города Мурома

Электротеатры «Унион» («Луч») и «Люкс»

В 1911 г. в каменном корпусе, принадлежавшем купцу Ф.Е. Никитину (на углу современных улиц Первомайской и Советской) был открыт один из первых в Муроме кинематографов - "Люкс".

«Настоящим довожу до сведения г.г. граждан города Мурома, что идущая 15-го и 16-го числа сего месяца в театре «Унион» картина «Марк Антоний и Клеопатра» в 5 частях около 3000 метров постановка которой принадлежит согласно нотариального условия только мне, не может быть смешиваема с прежде выпущенной картиной в коей только около 700 метров. Прежде выпущенная картина общего с моей картиной ничего не имеет. С почтением пребываю Н. Бобов».
«По праздникам оба электро-театра, как «Люкс» так и «Унион» полны публикой. В воскресенье в первом из них демонстрировалась чудная драма «Князь и дочь десничаго» во втором «Ложный донос». Из детской программы электро-театра «Люкс» следует отметить оригинальную картинку «Глупышкин — рыболов» и научную «Дедушкин подарок». («Муромский Край», Вторник, 14-го января 1914 г.).
«В электро-театре «Унион» демонстрируется картина «Марк Антоний и Клеопатра». Билеты разбираются задолго до начала сеансов. С 15 января в электро-театре играет оркестр музыки...»
«В Унионе».
В электротеатре «Унион» 2-го февраля, между прочим, поставлена была картина «Фантомас», прерванная на половине. На вопросы публики — почему нет окончания, служащие электротеатра отвечали, что продолжение этой картины пойдет во вторник.
Ни в газетных объявлениях, ни в афишах подобного сообщения не было, почему публика справедливо возмущалась таким способом приглашения на следующий сеанс.
«Люкс». Сегодня в электро-театре «Люкс» демонстрируется сверх программы известная драма Островского «Гроза» (Газета «Муромский край», 5-го февраля 1914 г.).
«Синематограф для детей.
Владимирский отдел о-ва детской помощи решил принять меры к тому, чтобы были opганизованы кинематографические сеансы для детей. Вопрос этот уже не первый раз возникает в отделе и надо думать, что он сделает более энергичные шаги для его осуществления» (Газета «Муромский край», 7-го февраля 1914 г.).

«В «Люксе». Сегодня в электро-театре «Люкс» демонстрируется инсценированное известное произведение М. Ю. Лермонтова «Бэла».
В «Унионе». В скором времени будет демонстрироваться пресловутая картина по роману Вербицкой «Ключи счастья». Ее успех, как и везде, обеспечен» (Газета «Муромский край», 12-го февраля 1914 г.).
«В электро театрах.
— В электро-театре «Люкс» в субботу и воскресенье демонстрировалось инсценированное произведение Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Картина сделала хорошие сборы.
Нельзя не приветствовать демонстрирование подобных картин.
— В «Унионе» в последние дни масленицы также наблюдалось много публики, вследствие ежедневно меняющейся программы.
В течение первой недели великого поста оба электро-театра будут закрыты» (Газета «Муромский край», 18-го февраля 1914 г.).
«Среди кино-работников.
8 июня владельцам двух местных кинематографов — Бобову и Неудачину предъявлен их служащими-девушками, так называемыми билетершами ряд требований. Требования эти ранее были рассмотрены в совете рабочих депутатов, который признал их вполне правильно и решил оказать киноработницам свое содействие. Секретарь совета взял вручение на себя, и 8 июня отправился к Бобову и Неудачину. Неудачин пакет с требованиями принял, но Бобов оказался человеком пещерного периода: он, очевидно, предъявление требований служащими рассматривает, как нечто совершенно недопустимое. Надо думать, только поэтому он и отказался принять пакет с требованиями.
Билетерши, в случае неисполнения владельцами кинематографов их требований, решили забастовать; их поддержат и другие киноработники, также бросив работу.
Билетерши, действительно, должны всеми доступными им средствами, вплоть до забастовки добиваться исполнения их требований: как явствует из доклада, представленного ими в совете, эксплуатация их труда местными «поставщиками развлечения» достигла поражающих размеров.
Всего в двух местных кинематографах служит 7 билетерш, 4 в театре «Унион» и 3 в «Художественном». Возраст билетерш ь колеблется между 13 и 21 годами, причем 21 года — одна; 17 лет — четыре; 15 лет одна и 13 лет — одна. Жалование билетерши получают мизерное: вступительное 6—10 р., а затем, «периодическими прибавками оно подымается до... 15 руб.»
И при такой «оплате труда» владельцами обоих кинематографов предъявляется билетершам категорическое требование — «быть прилично одетыми».
Рабочий день билетерш в обоих кинематографах выражается: в 9 час. в будни и 14 часов, а иногда и больше по праздникам. Свободных дней в неделе или отпусков с сохранением содержания не существует. Более того, в случае болезни билетерша должна нанять из своего жалования заместительницу. Такой «порядок « установлен в обоих кинематографах.
Что касается условий работы, то, за исключением продолжительности рабочего дня они в местных кинематографах резко различии. Из двух владельцев кинематографов Бобову по части выжимания пота, безусловно, принадлежит первое место. Платя билитершам 6—15 руб., он, очевидно, задался целью не дать им и минуты «болтаться без дела». Поэтому билетершам, помимо их прямых обязанностей проверки билетов и рассаживания публики по местам, вменяется Бобовым в обязанность в утренние часы прибрать зрительный зал и фойе — расставить стулья, вытереть пыль, подмести пол, вымыть и натереть его, привести в порядок грязные уборные и вымыть в них paковины, чистить самовары, бегать на почту, в казначейство и нести всякую другую рассыльную и грязную работу. Во время сеансов приходится ставить и носить самовары; ночью, не считаясь с погодой и поздним временем, то и дело приходится ходить на телеграф. Девушка, состоящая при буфете обязана разносить чай, фрукты, шоколад в публику; не имея помощницы, она принуждена оставлять буфет без присмотра, но, в случае недочета в товаре, Бобов, производит за него вычеты из ее жалования.
Обращение Бобова с билетершами грубое и пренебрежительное.
У Неудачина («Художественный Театр») условия труда билетершам несколько лучше: они также несут такую работу, как уборка зрительного зала и фойе, подметание полов, расстановка стульев и вытирание пыли, но мытье и натирание полов, на них не лежит. Обращение администрации в «Художественном Театре» довольно приличное.
Билетерши предъявили следующие требования: 8-ми часовой рабочий день, один день в неделе свободный, двухнедельный отпуск прослужившим не менее года; 35-рублевое жалование, сохранение содержания за время бездействия театров, новые штаты служащих для тяжелой и грязной работы и ряд других требований, клонящихся к улучшению экономического и правового положения» (Газета «Свободный Муромский голос», 9 июня 1917 г.).
«День и место выборов городскую думу.
В виду того, что до 1 июня, как предполагалось первоначально, не были еще сформирована окончательная кассационная инстанция (административный суд) для обжалования возникающих в связи с городскими выборами дел, день выборов гласных в городскую думу назначен на 2 июля сего года, вместо предполагает, ранее 25 либо 29 июня.
Самые выборы будут производиться в помещении «Художественного» электро-театра на Касимовской ул.» (Газета «Свободный Муромский голос», 9 июня 1917 г.).
В 1917 году два местных конкурирующих кинотеатра показывали «Чашу запретной любви», «Маруся отравилась», «Крылья ночи» и т. п. фильмы.
В 20-е годы единственный оставшийся кинотеатр «Унион» устраивал до тридцати сеансов ежемесячно, за год его посещало более четырех тысяч человек.

В середине 20-х годов в Муроме появился так называемый «Муромский Персинфанс» - первый симфонический ансамбль. Его создателями были приехавшие в город скрипач Ф. П. Шабловский и его супруга. Первое время, еще до появления звукового кино, они играли в «Унионе», а потом, познакомившись с местными музыкантами, организовали оркестр, который впоследствии часто выступал в Доме просвещения, размещавшемся в бывшем реальном училище. После отъезда Шабловского из Мурома его место занял сначала С. И. Зимин, а потом Владимир Петрович Зворыкин, значительно расширивший оркестр духовыми и медными инструментами. Один из современников писал: «Благодаря пропагандистской миссии, взятой Владимиром Петровичем, многие муромцы приобщились к классической музыке. Это были не просто концерты, а образцовые уроки исполнительства, влюбленности в музыку… Авторитет Владимира Петровича в Муроме был необычайно высок. Были в Муроме музыканты и кроме него, но он олицетворял самый высокий и изысканный вкус». Несколько лет оркестр под управлением В. П. Зворыкина встречал зрителей в фойе кинотеатра, а позднее перешел в городской театр. Именно он сопровождал постановку пьесы К. Гоцци «Принцесса Турандот», прошедшую в Муроме с большим успехом в 1930 году.

Постепенно репертуар кинотеатра менялся, и в 1937 году фильм «Петр I» режиссера В. М. Петрова за десять дней собрал 10 700 зрителей. В начале тридцатых годов в Муром привезли первый звуковой фильм - «Путевка в жизнь» Н. В. Экка. Среди кинокартин довоенного времени необыкновенно популярными были фильмы «Мы из Кронштадта» Е. Л. Дзигана, «Веселые ребята» и «Цирк» Г. В. Александрова, «Чапаев» Г. Н. и С. Д. Васильевых и др.
Кинотеатр «Унион», который подчинялся Горьковскому управлению кинофикации, посещали охотно. «Цены на кинобилеты (с 30 января 1941 года) детскому зрителю до 16 лет вводятся по всей ведомственной, профсоюзной и государственной сети в городе 75 коп., в сельской местности – 50 коп.». Средняя зарплата по стране в 1940 году составляла 339 руб., на которые можно было купить 665 кг картошки. Так что билет на сеанс в сельской местности стоил как один, а в городе – чуть меньше полутора килограммов картофеля.
В анонсе фильма «Пятый океан» сконцентрировались требования, предъявляемые к советским кинолентам того времени: «Тема коммунистического воспитания и тема рождения героя нашего времени являются ведущими темами социалистической действительности... Авторы... отображают сложный и трудный процесс переделки психологии человека наших дней, преодоление им в сознании пережитков капитализма.
Фильм показывает, как советский человек сбрасывает с себя шелуху прошлого, как все более отчетливо проявляются в нем новые качества – качества человека социалистического общества».
Любимые фильмы просматривались многократно. Фильмы о русских полководцах стали частью патриотического воспитания советских людей накануне Великой Отечественной войны. Например, газета «Муромский рабочий» от 30 марта 1941 года сообщает: «Картину „Суворов” просмотрело 9302 человека. Ежедневно в кинотеатре „Унион” было по 4 сеанса и все переполнены. С 19 по 27 марта включительно картину „Суворов” просмотрело: взрослых – 6439 чел. и пионеров и школьников – 2863 чел.».
В предвоенные годы в кинотеатрах, на кинопередвижках, а также в городских и сельских клубах показывали оборонные кинокартины. Так, «в ознаменовании 23-й годовщины Красной Армии Муромское отделение „Главкинопрокат” и районное управление кинофикации организует месячник показа оборонных кинокартин по темам:
а) „Красная Армия и Военно-Морской Флот в борьбе за социалистическую Родину, за освобождение братских народов”,
б) „Защита Отечества – долг каждого гражданина СССР”,
в) „Социалистическое переустройство нашей Родины”
и предлагает посмотреть следующие кинокартины: „Чапаев”, „День нового мира”, „Победа”, „Линия Маннергейма”, „Тимур и его команда» и другие”». А 21, 22, 23 февраля перед началом киносеансов проводили беседы, доклады и лекции на оборонные темы.
Радиостанции им. Коминтерна и РВ-42 из г. Горького транслировали последние известия, эстрадные концерты и классическую музыку, научно-образовательные передачи, лекции в помощь изучающим марксизм-ленинизм, ответы военного отдела на письма радиослушателей.
Устраивались и практические занятия по оборонным дисциплинам: «В выходной день, 2 марта, учителя городских школ совершили в противогазах двухкилометровый поход за город. В походе участвовало свыше 50 человек».
Массовым явлением стала подготовка так называемых «значкистов» — членов массовых добровольных общественных организаций: Осоавиахима (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству), ГТО («Готов к труду и обороне») и других. Много внимания уделялось развитию спорта, особенно лыжам, гимнастике, футболу. Так, в ознаменовании двадцать третьей годовщины Красной Армии и в целях подведения итогов учебно-спортивной работы в физкультурных и осоавиахимовских организациях по лыжному спорту 2 марта (воскресенье.) городской комитет физкультуры и спорта и горсовет ОАХ проводит лыжные соревнования на первенство города, а 22 апреля 1941 года в городском театре прошел большой спортивно-гимнастический вечер в трех отделениях. В программе гимнастика, бокс, пирамиды, акробатика. Участвовали лучшие коллективы «Динамо», «Спартак», учительский институт. Вечер завершился танцами и играми.


Кинотеатр "Луч". 1951– 1952 гг. Автор: Рыбаков-Герцык

Кинотеатр "Луч". 1952– 1953 гг.

г. Муром, ул. Московская, д. 23

Кинотеатр «Прогресс»

Кинотеатр «Прогресс» был гордостью Мурома. Подобных ему не было еще во Владимирской области.
– Вопрос о необходимости построить в городе современный кинотеатр, встал особенно остро в конце 40-х годов, – рассказывает Н. А. Беспалов, главный архитектор Мурома в 50-80-х годах. – Единственный кинотеатр «Унион» (в последствии «Луч») явно не мог удовлетворить желание всех муромцев, которые стремились посмотреть новые фильмы. Зал был переполнен на всех сеансах.
Но… Разрешение построить новый кинотеатр в городе долго «гуляло» где–то в кабинетах областных начальников. И тут пришла хорошая идея не строить отдельное здание для кинотеатра, а сделать так называемый «встроенный» вариант. Подобное жилое здание, в котором находился кинозал, архитектор увидел в Москве в районе «Сокола». Этот план поддержал первый секретарь горкома С.К. Малюшин.
И вот в начале 50-х годов на углу улиц Свердлова и Московской началось большое строительство, очищена площадка и снесены несколько добротных деревянных домов. Строители должны были закончить работы к особой дате – 300-летию воссоединения Украины с Россией, которую пышно отмечали летом 1953 года.
– Всё закончили вовремя – продолжает рассказ Николай Андреевич, – большой кинозал, оборудованный самой современной на тот период киноаппаратурой. В подвальном помещении был еще один кинозал, небольшой, для демонстрации документальных и научно-популярных фильмов. Длинное фойе служило для муромцев чем-то наподобие бульвара. Приходили минут за пятнадцать до начала сеанса и прогуливались. Для фойе мы заказали специальные люстры, шторы, там стояли удобные кресла, где можно было отдохнуть, поговорить со знакомыми. Билеты на первые сеансы не продавались в кассах, а выделялись лучшим работникам предприятий. Только несколько месяцев после открытия билеты стали доступны для всех жителей города.
«Луч» стал филиалом «Прогресса». В «Прогрессе» показывали фильмы для широкой аудитории, а в «Луче» для детей.


Кинотеатр "Прогресс". 1950-е гг. Фото Д.А. Грибова. Источник: МИХМ.

Ул. Свердлова, д. 12. Кинотеатр «Прогресс». 1968 год. Источник: Муромский историко-художественный музей

Через несколько лет по тому же проекту был построен еще один кинотеатр - «Октябрь» . Но все равно «Прогресс» оставался «главным» кинотеатром города. Именно там проводились все кинопремьеры.


Ул. Ленина, д. 28. Кинотеатр "Октябрь". 1960–1964 гг. Автор: Беспалов Николай Андреевич

В 1974 году появился еще один кинотеатр на шестьсот мест, названный в честь тридцатилетия Победы в Великой Отечественной войне. Он стал единственным широкоформатным кинотеатром в городе.
Как и в довоенные годы, кинотеатры пятидесятых-семидесятых привлекали огромное число зрителей. В каждом кинотеатре шло по три-четыре сеанса ежедневно. Созданные местными художниками огромные красочные афиши были почти единственной городской рекламой. Посещение кинотеатра становилось событием, сюда приходили всей семьей, всем двором, всем классом. На многие фильмы выстраивались очереди, их смотрели по несколько раз. Перед началом сеансов выступали музыкальные коллективы, оркестры, лекторы, работал буфет. Перед фильмом обязательно демонстрировался сатирический выпуск «Фитиля» или киножурнал, представлявший официальные новости. Многочисленные киноустановки были во многих учреждениях, в заводских и сельских клубах.
К 1990-м годам кинотеатры потеряли популярность. На смену им пришли видеосалоны и, позднее, домашние видеотеки и видеопрокат.

Источник:
История Мурома и Муромского края - часть 2: [Электронный ресурс] // Муромский историко-художественный музей: [сайт]. – 2014. – URL: http://old.museum-murom.ru/istoriya-muroma-i-muromskogo-kraya-chast-2
Муромский драматический театр
Массовый досуг в Муроме в предвоенные годы и годы ВОВ
Город Муром

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Муром | Добавил: Jupiter (18.10.2018)
Просмотров: 51 | Теги: Муром | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика